Челюсть болит при пении

Девид Джонс

Вокальные техники, портящие голос - часть 1

Существует опасная и, тем не менее, очень распространенная техника, о которой нельзя не упомянуть - пение на улыбке. Большинство педагогов и студентов почему-то считают, что при пении необходимо широко улыбаться, что крайне вредно для голоса. В итальянской традиции учат внутренней улыбке, которая на самом деле не что иное, как поднятое мягкое небо, подтянутые мышцы на скулах, опущенные у задних зубов мышцы щек (что открывает больше пространства в глотке) и все это при овальной форме рта. Улыбка в действительности должна быть В ГЛАЗАХ , а не на устах.

Большинство певцов прибегают к улыбке, чтобы осветлить тембр голоса. Вместо этого звонкости нужно добиваться, держа язык ближе к зубам и в форме арки. Злоупотребление этой техникой обедняет тембр, который становится похожим на детский, что является плохим признаком. Эта техника также не имеет никакого отношения к увеличению объема голоса, так как результаты обычно противоположны. Когда мы улыбаемся во время пения, поднимается гортань, спадает мягкое небо, неправильно включается в работу нижняя челюсть, выдвигаясь вперед, тембр становится пронзительным и белесым, и нередко певец занижает интонацию. Также связки перестают плотно смыкаться. Таким образом, абсолютно все части аппарата певца занимают позиции, несовместимые со здоровым и удобным пением. В результате применения такой техники зажимается горло, и появляется охриплость. Несмотря на то, что от данной техники ждут прежде всего улучшения состояния голоса, она является одной из самых опасных, что было доказано научными исследованиями с применением волоконно-оптических инструментов.

Несмотря на то, что существуют действительно прекрасные исполнители старинной музыки, в данной среде пение на широкой улыбке пользуется особенным почетом. Те, кто используют пение на улыбке, чтобы добиться "аутентичного" звучания, страдают от последствий. Я могу назвать много певцов, имеющих обширную дискографию и поющих с низкой интонацией. Я искренне не понимаю, по какой причине их записи имеют такой успех. Неужели люди не слышат фальши? Кроме того, со временем такие голоса полностью деградируют. И снова возвращаюсь к собственному опыту. Я учился у высокого тенора, который заставлял меня улыбаться при пении. В результате я получил зажатость в горле и постоянную голосовую усталость. К тому времени, когда я пришел на занятия к Алану Линдкуэсту, мой голос стал жестким, негнущимся и плоским. Пение в верхнем регистре было невозможно, потому что горло было слишком зажато, а из-за неправильного смыкания связок, была регистровая неровность. Без сомнений, пение с использованием данной техники бессмысленно и даже опасно.

Я неоднократно видел, как многие певцы опускают/расслабляют мышцы щек и закрывают тем самым верхние передние зубы, что затрудняет пение и провоцирует крик. В традиции Итальянской школы пения - баланс между высокими и низкими обертонами. Приподнимание тех частей щек, которые находятся под нижними веками, провоцирует также поднятие и мягкого неба. Качество тона напрямую зависит от выражения лица поющего, так как от него зависит расположение и работа внутренних мышц вокального аппарата певца. Если лицевые мышцы опущены, то певцу необходимо удваивать подсвязочное давление, чтобы компенсировать низкое мягкое небо, но в результате получается форсированный и холодный звук. Когда же мышцы лица подтянуты, тембр приобретает необходимые для хорошей полетности высокие обертоны. Без них голос не будет слышен в большом зале.

К этой технике прибегают в основном мужчины. Я помню выступление одного британского баритона, певшего Генделевского Илию в Коннектикуте (Elijah by Handel). Это был не концерт, а настоящая катастрофа. Голос был темным и крикливым, напоминая брачный зов лося. Мне было жаль этого певца, а публика в целом была разочарована этим выступлением. Я уверен, что певцы могут сохранить голос, пока они здоровы физически. Если человек здоров физически и правильно тренирует свой голос, вокальное долголетие дается относительно легко. Баритону же было всего около 55, и он должен был бы быть на пике своей вокальной формы. К сожалению, голос уже стал жестким, а верхние ноты были низкие по интонации. Причиной этого было неправильное выражение лица. Так как в тот вечер в концерте участвовала моя ученица, меццо, я знаю о певце кое-что еще. Ему приходилось быть заносчивым из-за своей неуверенности, которая превратила его в человека, с которым сложно работать.

Чем дольше я пишу эту статью, тем очевиднее тот факт, что все вокальные техники взаимосвязаны - одна вытекает из другой: если какой-то из элементов не сбалансирован, то и все другие также начинают работать неправильно. Когда меня ошибочно учили как тенора, мне приходилось использовать огромное подсвязочное давление, чтобы петь в верхнем регистре. Это не был сознательный выбор, так как ничего другого мне не оставалось делать. Мой язык был не просто плоский, но в верхнем регистре приобретал форму ложки. Проблемы с формой и положением языка были прямым следствием увеличения подсвязочного давления. И конечно меня подстегивал тот факт, что меня считали тенором, хотя на самом деле я - лирический баритон. Такой тренинг был опасным для моего вокального здоровья, так как плохо повлиял на работу всего вокального аппарата. В результате я дышал исключительно грудью, не задействуя нижние мышцы пресса, из-за чего мне приходилось поддерживать длительность звука движениями языка, делая его плоским и жестким, повышал уровень гортани, не мог петь четкие гласные и согласные, из-за зажатой нижней челюсти, а низкое мягкое небо лишало меня носового резонанса, из-за чего мне приходилось увеличивать давление воздуха, буквально выталкивая голос, не имеющий настоящей опоры. Таким образом, я много лет находился в замкнутом круге, на волосок от вокальной смерти, и никто не мог предложить мне решения, пока я не встретил педагогов, о которых писал в начале статьи.

Я твердо уверен, форсирование, неоправданное увеличение подсвязочного давления крайне негативно сказывается на голосе. Невозможно одновременно выталкивать голос и сохранить связки здоровыми. И я сочувствую эстрадным певцам, которые используют эту технику, чтобы выделиться среди конкурентов. Обычно это сопровождается растяжением грудного регистра вверх - пение грудью в диапазоне, не предназначенном для этого. Мне повезло, так как я прошел через это только с одним кровоизлиянием в связки, и мне хватило ума довериться своим инстинктам и обратиться за помощью.

К сожалению, многие певцы прибегают к данной технике, стремясь достичь большого звука. Также многие педагоги ошибочно полагают, что эта техника может помочь их ученикам в конкурентном мире оперы. Правдой является то, что в голосе певца должно присутствовать большое количество металла. Но это достигается не за счет выталкивания больших звуковых масс изо рта, а вследствие включения носового резонанса, и отсутсвия напряжения в корне языка.

"Большой звук", который в последнее время стал очень популярным, искусственно создается пропусканием огромных масс воздуха через гортань. Я называю это перезажатым дыханием. Часто, объясняя данную технику, педагог кладет свой кулак в область солнечного сплетения и просит толкнуть его с помощью дыхания. При использовании такого приема в пении звук получается громкий, но зажатый, без необходимого количества носового резонанса. При правильном пении, область солнечного сплетения постепенно освобождается по мере того, как певец пропускает через связки небольшой поток воздуха. Помните, как Карузо говорил, что для пения ему нужно не больше воздуха, чем для обычной беседы. C техникой, провоцирующей зажатость любой из частей аппарата певца невозможно достичь вокальной свободы. Корень языка становится негибким и, кроме того, оказывает механическое давление на гортань. Обычно певцы еще страдают от злоупотребления грудным регистром, не используя головной голос, а в следствие отсутствия баланса между регистрами появляются проблемы с верхними нотами. Однажды я обучал французскую меццо-сопрано, использовавшую такую технику. Поступивши в престижную консерваторию, к концу обучения она практически не могла петь. Ее не допустили до выпускного экзамена, и после судебного предписания ей было разрешено заниматься со мной. На реабилитацию голоса мы потратили полтора года. Переучивание - сложный процесс, особенно если плохая привычка доведена до автоматизма, как было в случае с этой певицей. Девушка, проделав огромный путь, выпустилась из консерватории, и сейчас работает педагогом по вокалу.

Я впервые узнал об опасностях данной техники от своей коллеги доктора Барбары Матис (Dr. Barbara Mathis) - одного из лучших педагогов и исследователей голоса в США. Она проводит свои новаторские опыты и преподает в Ламарском Университете в Боумонте, штат Техас (Lamar University in Beaumont, Texas).

В ходе исследований она стала применять оптоволоконную камеру и открыла по меньшей мере удивительные вещи. Барбара рассказала, что во время пения "с сипотцой", голосовые связки все более и более краснели и опухали почти в два раза. Такие данные открыли нам глаза на многие аспекты вокальной техники. Мне же было разрешено воочию наблюдать за ходом исследований. Свой опыт с сиплым пением я получил в начале своих занятий с Аланом Линдкуэстом. Из-за многолетнего форсирования и ора при завышенной гортани мои связки перестали смыкаться полностью, "загибаясь" в разные стороны. Педагог предложил мне упражнения, изменившую мою вокальную жизнь. Внезапно после двух занятий мой голос снова стал здоровым, хотя я страдал от сипа во время пения в течение 15 лет, следуя неверным указаниям. Линдкуэст же использовал метод Гарсиа 'coup de glotte'.

Недавно я слушал выступление в одном Нью-йорском кабаре, где исполнитель использвал сиплость для художственной выразительности, что было большой ошибкой.
После трех номеров в голосе уже была слышна усталость, а к концу представления певица отчаянно пыталась просто допеть концерт. Виной всему была опухлось связок из-за сиплости.

В конце статьи я хотел бы перечислить причины проблем с голосом. Так как пение очень сложноскоординированный процесс, многие следствия могут стать причинами новых проблем. Я считаю, что при правильном пении певец вообще не должен ощущать голосовой усталости. Я говорю и обучаю пению по 7 или 8 часов в день шесть лдней в неделю, и мой голос никогда не садится. Также студент никогда не должен чувствовать боль в горле или осиплость после урока вокала. Я часто слышал от студентов, что педагоги оправдывают свой непрофессионализм тем, что якобы мышцам голсового аппарата нужно екоторое время чтобы привыкнуть к новой технике. Это безотвественно со стороны педагога говорить такое и не принимать усталость как сигнал, предупреждающий о грядущих болезнях голоса.

Причины:

(1) Курение или употребление алкоголя,

(2) Использование грудного регистра слишком высоко,

(3) Зажатость области солнечного сплетения,

(4) Пение с повышенной гортанью,

(5) Пение с низким мягким небом,

(6) Пение с выдвинутой вперед или зажатой нижней челюстью,

(7) Пение с неполным или слишком плотным смыканием связок,

(8) Использование неоправданно большого подсвязочного давления,

(9) Нправильная поза: опущенная или слишком выпяченная грудная клетка,

(10) Наклон головы вперед и вытягивание шеи во время пения,

(11) Использование речевых гласных вместо вокальных,

(12) Неопертое пение, недостаток сопротвления в нижних мыщцах пресса и пояснице.



Фото: unsplash.com

Как работает челюсть

Голова — самый настоящий венец человеческой эволюции. По мере нашего развития от австралопитеков в homo sapiens, нижняя челюсть становилась все подвижнее и вытянутее. Это было связано с тем, как человек и его предки питались: чем активнее работает нижняя челюсть, тем проще жевать разнообразную пищу и кусать фрукты, овощи, мясо, рыбу. А еще — тем проще отчетливо и внятно говорить!

Разнообразие питания стало возможным благодаря особому строению височно-нижнечелюстного сустава. Его форма и позволяет нам разговаривать, петь, пробовать самую разную еду, а кому-то так и вовсе дает возможность засовывать в рот лампочки (опасно для здоровья, не повторять в домашних условиях!).

Как возникают щелчки в челюсти

Когда при движении челюсти — любом, хоть зевании, хоть пении, — раздается посторонний звук, это ненормально.

Почти всегда это симптом тех или иных отклонений в нижнечелюстном суставе.

Заметить такую проблему, как правило, получается во время еды, чуть реже человек обнаруживает, что челюсть щелкает при открытии с одной стороны, а бывают случаи, когда проблема проявляется при поцелуях — так или иначе, это повод разобраться в происходящем.

Легко узнаваемый щелчок создается поверхностями нижнечелюстного сустава, когда головка кости выходит из естественного положения, а потом соскальзывает на место. Обычно щелканье или хруст довольно безболезненны, но к приятным ощущением их никак не отнести. Какие проблемы они, в свою очередь, могут спровоцировать?

  • подвижная зона сустава смещается влево, вправо, вверх или вниз — по сути, это разновидность вывиха;
  • нижнечелюстной сустав начинает болеть и даже заклиниваться со временем — вплоть до невозможности раскрыть рот;
  • отек;
  • головные боли;
  • прогрессирующий артроз височно-нижнечелюстного сустава;
  • щелчки нервируют человека, раздражают его и даже вызывают невроз.

Что делать, если щелкает челюсть при жевании

Можно жить с таким недугом, даже не догадываясь, что он выступает тревожным сигналом, а то и симптомом будущих заболеваний. Главное — не игнорировать проблему. Если оставить ее нерешенной, то возможны и по-настоящему серьезные патологии, например, артроз.

  • травмы головы и челюсти;
  • бруксизм (скрип зубами по ночам, чаще всего — на нервной почве);
  • запущенный кариес и удаление зуба;
  • неправильный прикус.

По мере прогрессирования этого пред-заболевания, помимо щелчков случаются боли и отеки около суставов, покраснения и затруднения движения. Если такое случилось, нужно обращаться к врачу.

Как хрустит челюсть при жевании

У стоматологов есть целая классификация щелканий челюстью по интенсивности звука, множественности щелчков, положения рта и в момент щелчка. Можно разделить звуки на:

  • слышимые окружающими;
  • слышимые только самим пациентом;
  • выявляемые врачом при специальных манипуляциях.

Щелчки могут быть также единичными или множественными, в зависимости от положения хрящевого диска в суставе. Стоит различать щелчок и хруст.

Обычно щелчки — это следствие серьезных растяжений или сжатия хрящевых поверхностей сустава, которые разбалтывают челюсть и провоцируют ее издавать посторонние звуки. При жевании может проявляться и челюстной артрит: он возникает, когда хрящевой диск истончается или утолщается из-за опухолевого процесса, а также разрыхления внутрисуставных волокон.

Какое самое страшное следствие щелчков в челюсти

Иногда щелчки при жевании (или зевоте, крике, страстном поцелуе) могут привести к заклиниванию суставных поверхностей. Когда такое происходит, человек попросту не может ни открыть, ни закрыть рот.

Как правило, заклинивает челюсть в максимально раскрытом состоянии — легко представить, как своеобразно такой пациент выглядит со стороны.

Возвращение челюстной кости на положенное место может оказаться довольно болезненной процедурой, а если не сделать этого быстро, то велик риск пересушить слизистую — вдобавок к нелепости и неприятности самой этой ситуации.

К какому врачу обратиться

Если у вас щелкает челюсть при жевании или когда вы открываете рот на одну сторону, отбросьте иронию и не оставляйте проблему без внимания. Помните: то, что кажется забавным поначалу, может оказаться симптомом серьезного отклонения, и лечить придется уже не смешной хруст, а настоящий артроз. Первый врач, к которому нужно пойти, — это стоматолог. Если проблему он решить не в состоянии, он подскажет, к какому специалисту обратиться дальше.

В телесной психотерапии особое внимание уделяется работе с голосом и дыханием. Глубокое дыхание восстанавливает контакт между сознанием и чувствами, сознанием и телесными ощущениями. ( Терапия безрадостности. Возвращаем радость в свою жизнь ., Секреты здоровья и долголетия. Работа с дыханием .) Что же нам дает работа с голосом? Первое - это снятие горлового и челюстного зажимов, которые возникают еще в раннем детстве.

Нижняя челюсть служит своего рода запорным механизмом, не позволяющим ничему из вне проникнуть к нам во внутрь. Первоначально челюстной зажим образуются в результате сопротивления насильственному кормлению или употреблению нежелательной пищи.

И это не единственная функция, выполняемая нижней челюстью. Нижняя челюсть так же призвана не выпускать нежелательные внутренние импульсы наружу. Как правило, речь идет о сильном плаче, крике, гневе, злости. Помните, как часто в детстве, когда из нас растили "хороших", "культурных", "воспитанных" девочек и мальчиков, - приходилось слышать "рот закрой", "по-губам дам", "че разорался?", "ты же мужчина!", "кто так себя ведет" и так далее. Думаю, у каждого есть свой список подобных фраз и установок.

Нижняя челюсть играет важную роль в реализации агрессии. Будем помнить, что первобытные люди использовали зубы не только для того, чтобы жевать, но и для того, чтобы перегрызать горло врагам, впиваясь покрепче в него зубами. Поэтому, когда человек испытывает гнев, то мощный разрушительный импульс, который зарождается в глубине тела, поступает к нашим челюстям. Этот импульс и придает челюсти дополнительную силу сжатия. Поэтому подавленный гнев часто проявляется в сильном напряжении нижней челюсти и челюстном зажиме.

Как определить есть ли челюстной зажим?

Определить наличие у себя напряжения в области нижней челюсти довольно легко. Первый способ - достаточно прощупать свои желваки на скулах напротив ушного отверстия. Если возникает болезненность - значит зажим в нижней челюсти есть.

Второй способ — открыть посильнее рот. Если вы чувствуете ограниченность этого движения, то опять же, это свидетельствует о хроническом перенапряжении мышц, удерживающих нижнюю челюсть. Привычка скрипеть зубами во сне тоже свидетельствует о челюстном зажиме.

Третий вариант - сложите три пальца и поместите их между зубов. Насколько вам комфортно удерживать длительное время такую позицию? Если удобно и комфортно, то сильного зажима скорей всего нет. Если помещаются только два и появляется боль - сильное сжатие.

А теперь, выберите какую-то деталь на противоположной стене и посмотрите на нее, а потом сильно сожмите челюсти и посмотрите на эту же деталь. Очертания размываются? Вот так зажим.

И напротив, когда человек расслаблен и испытывает положительные чувства, нижняя челюсть слегка опускается. Именно этой цели служат зевки, которые помогают телу расслабиться. Кроме того, они способствуют поступлению большей порции воздуха в наш организм. Мы часто зеваем днем не столько потому что нам скучно, сколько потому, что бессознательно хотим сбросить то напряжение, которое в нас возникает в результате попыток заставить себя делать что-то, что нам не нравится.

Вегетотерапия Райха. Телесно-ориентированная психотерапия. Итак, упражнение по снятию мышечного блока на челюстном сегменте. Упражнение выполняется в паре.

Для выполнения упражнения понадобятся 2 вафельных полотенца и крепкие зубы без брекетов. Если у Вас есть брекеты и нет вафельного полотенца, то . делать это упражнение Вам нельзя. Будете вместо этого снимать зажимы с челюсти, когда начнёте работать с горловым сегментом - ибо тут всё взаимосвязано и поэтому иногда взаимозаменяемо.

Но если у Вас в доме есть чистое вафельное полотенце, которое Вам не жалко, а Ваши зубы не несут на себе ничего лишнего и стоят крепко на месте, то выполняйте это упражнение - смело, но очень осторожно:-). Если есть сомнения, то. решайте сами, делать ли это.

Собака становится на четвереньки. Хозяин скручивает вафельное полотенце в жгут и берётся за оба конца этого жгута. Собака перекусывает жгут посредине. И. БОКС. Схватка началась!

После этого актеры меняются ролями.

Зажимы в горле так же возникают в раннем детстве, когда приходилось подавлять плач или крик, сжимая горловые мышцы. Горловой зажим отражаются и на наших связках, создавая в них дополнительное напряжение. В результате, мышцы, участвующие в звукообразовании, становятся малоподвижными. Это отражается на звучании голоса. Он может быть чересчур ровным и монотонным или хрипловатым и сиплым. А может и наоборот быть слишком высоким, ближе к фальцету.

К тому же в области горла, почти под гортанью, находится горловая чакра - вишудха. В ее функции входит регуляция роста. В психической области она определяет наши способности к общению, самовыражению, коммуникативный аспект творческой деятельности и осознание собственной индивидуальности. Поэтому работая над снятием горлового зажима мы автоматически восстанавливаем нормальную циркуляцию энергии в этом центре.

Несмотря на то, что тянется эта проблема еще из детства, мы вполне в состоянии убрать горловой зажим в более зрелом возрасте, привнося тем самым в свою жизнь новую степень свободы и яркости переживаний.

Почаще зевайте. Ведь зевание - это естественный механизм, данный нам от природы для снятия напряжения.

Пойте. Впервые пойти на вокал мне посоветовал врач - мануальный терапевт. Первое, что он сказал после осмотра - купить дыхательный тренажер Фролова для работы с диафрагмой; записаться в бассейн и на вокал. После этого прочитал лекцию о пользе пения для здоровья организма.

И действительно трудно переоценить ту пользу, которую оказывает пение для физического и психологического здоровья человека. Оно великолепно снимает все горловые зажимы. Мы не можем ни массажем, ни упражнениями добраться до глубоких мышц гола. Зато это может сделать звук, который заставляет вибрировать поверхностные и глубокие ткани горла, освобождая их от излишнего напряжения, снимая мышечные блоки и горловые зажимы.

Во время пения улучшается кровообращение, что благотворно влияет на голосовые связки, миндалины и многочисленные лимфоузлы. При регулярных занятиях вокалом в организме повышается уровень иммуноглобулина-А и гидрокортизона а значит, значительно повышает иммунитет. Мы реже простужаемся и чувствуем себя энергичней.

Улучшение кровоснабжения при пении ведет к активизации деятельности головного мозга: он начинает работать интенсивнее, улучшается память, легче воспринимается любая информация. Во время пения в мозгу вырабатываются особые химические вещества - эндорфины, которые помогают поднять настроение, ощутить покой, легкость и радость.

Информация для прекрасного пола :-). Во время пения, за счет улучшения кровоснабжения, омолаживается весь организм, улучшается цвет лица и состояние кожи. Да к тому же кто откажется лишний раз побыть в центре внимания красиво спев песню где-нибудь в гостях, караоке или на свадьбе у подруги. Одна моя знакомая вместо тоста на свадьбе у сестры спела песню группы "Сливки", а во время проигрыша - сказала поздравление. Было очень эффектно и красиво.

Пение очень полезно при заболеваниях лёгких, так как не только заменяет дыхательную гимнастику, но и способствует развитию грудной клетки, правильному дыханию.

В настоящее время разработаны методики, лечащие от заикания посредством пения и помогающие улучшить дикцию. К тому же на групповых занятиях вокалом чаще всего стоит теплая, доброжелательная и дружественная атмосфера. Что так же имеет оздоравливающий психологический эффект.

Для выполнения этого упражнения по вегетотерапии Вам не нужен партнёр.

А теперь пусть Ваш язык отправляется на экскурсию по тому месту, где он всю жизнь живёт и трудится. То есть Вы начинаете изучать-ощупывать своим языком каждый бугорочек, каждую пломбу, каждое место во рту. Нёбо, дёсны, альвеолы, зубы, губы (пока только их внутренняя поверхность), щёки, горло.

Нужно выполнять это упражнение вегетотерапии регулярно. И лучше, если перед этим Вы уже проработаете глазной и челюстной сегменты. Тогда эти забавы будут иметь терапевтическую пользу и Вы ощутите результат.

Если статья понравилась и была полезна - делитесь ей в социальных сетях и подписывайтесь на обновления.

При использовании материала индексируемая ссылка обязательна.


Извините за многобукаф, автор, это тебе.
Что такое горловые зажимы.

Большинство тех, кто хочет научиться петь совершают ошибку, благодаря, которой никогда петь не научаться. Тянуть долго не буду, это - зажим гортани (горловой зажим). Ошибка в том, что некоторые не отводят достаточно внимания свободе своего голос (горла) и организма в целом, почему и получается так, что некоторые поют сходу "от природы", а другие учатся, учатся всю жизнь, но так ничему никогда и не научатся.

Пока нет свободного горла - продолжать заниматься вокалом НЕЛЬЗЯ. Зажим - это важнейшая проблема, с которой сталкиваются БОЛЬШИНСТВО вокалистов и людей, которые вообще пытаются петь. Чем раньше обратишь на неё внимание - тем быстрее встанешь на правильный путь развитие и тем с меньшим количеством проблем ты столкнёшься в дальнейшем.

Почему большинство вокалистов зажимаются и только у едениц получается петь свободно? Во многом тут виновато выражение "пойте - как говорите". Которое не всегда верно. Почему? Учитывает ли большинство, что говорят они также зажато? Ну и пение, соответственно, получается также зажатым, в чём и нет ничего удивительного.

Опасность горловых зажимов для голоса.

Если не следить за освобождением певческого голоса, в течении некоторого времени на связках будет появляться предузелковое состояние, которое перейдёт в узлы. Которые уже можно будет убрать только хирургическим вырезанием (операционное вмешательство). В большинстве случаев, такая операция не слишком тяжёлая и некоторые возвращаются к пению после этого, но для многих - подобное состояние - конец карьеры. Голос становится хриплым, срезает верхнюю часть диапазона и куча прочей ерунды, с которой лучше и не сталкиваться. Короче говоря, хотите петь и петь долго - следите за этим недугом.

Иными словами, при зажимы вы не сможете петь вообще. Почему я и говорю, что это одна из главнейших тем вокала. У вас не будет лёгкости (совсем) - о высоких нотах можно практически забыть (либо там будет просто стиснутый, прознительный писк, на подобие высокого голоса, когда должен быть свободный, лёгкий, объёмный голос).

Зажим или не зажим - как определить?

- Звук становится плоским, невыразительным. Часто звучит гнусаво. Недостаточно объёма. На слух эти проблемы слышатся очень хорошо!
- Тяжесть при пении и при проходе наверх диапазона. Кажется, что ноты вытягивать становится крайне сложно, из-за чего приходиться чуть ли не вытягивать голову вверх, чтобы дотянуться, чуть ли не носом, до них :)
- Кадык поднимается выше при более высокой тесситуре (часто чуть ли не прилипает впритык к подбородку)
- Напряжение горловых мышц. Это мышцы, которые в вокале вообще учавствовать не должны, но которые могут чрезмерным напряжением помогать "вывизгивать" ноты повыше, что часто и принимают за норму начинающие вокалисты.
- Опущение головы вниз и подбородка к груди также свидетельствует о зажиме - в таких положениях петь категорически противопоказано. - Голос очень быстро садится и "устаёт". Точнее, конечно, устаёт горло, а не целиком голосовой аппарат.

Последствия зажима.

При зажиме, диапазон также вполне может увеличиваться, что может быть расценено за положительную динамику людьми незнающими и не понимающими, что такое свободный голос, что, собственно, и приведёт к узлам на связках и потере/повреждению голосового аппарата.

Не лишним будет отметить и то, что некоторые, доставать высокие ноты пытаются криком и ором. Диапазона ора также будет расти. Но это вовсе не значит, что это правильно, что так и надо брать высокие ноты!

Причины горловых зажимов.

Часто они появляются чуть ли не с самого рождения. Мы привыкли говорить с зажимами, с напряжением, в то время, когда даже разговорный голос должен быть лёгким и свободным. Кстати говоря, вот именно такие голоса называют завораживающими, именно от таких и идут мурашки по коже! :)

Очень часто, среди зажимов, выделяют, так называемые, психологические зажимы. Это когда, к примеру, вы боитесь взять высокую ноту, боитесь профацельцетить, дать "петуха", всё это и приводит к тому, что вы пытаетесь брать все эти высокие ноты мощнейшим напряжением горла, которое абсолютно не нужно для взятия высоких нот. Но психология диктует своё :)

Как снять горловые зажимы?

Свобода и лёгкость должна войти вашу жизненную привычку. На разговорном голосе вы также должны будете следить за тем, чтобы организм был не зажат. Со временем вы привыкнете к этому и свобода будет для вас привычна, а для окружающих - приятна.

Поэтому для борьбы с зажимами необходимо расслаблять


Фото: unsplash.com

Как работает челюсть

Голова — самый настоящий венец человеческой эволюции. По мере нашего развития от австралопитеков в homo sapiens нижняя челюсть становилась все подвижнее и вытянутее. Это было связано с тем, как человек и его предки питались: чем активнее работает нижняя челюсть, тем проще жевать разнообразную пищу и кусать фрукты, овощи, мясо, рыбу. А еще — тем проще отчетливо и внятно говорить!

Разнообразие питания стало возможным благодаря особому строению височно-нижнечелюстного сустава. Его форма и позволяет нам разговаривать, петь, пробовать самую разную еду, а кому-то так и вовсе дает возможность засовывать в рот лампочки (опасно для здоровья, не повторять в домашних условиях!).

Как возникают щелчки в челюсти

Когда при движении челюсти — любом, хоть зевании, хоть пении, — раздается посторонний звук, это ненормально.

Почти всегда это симптом тех или иных отклонений в нижнечелюстном суставе.

Заметить такую проблему, как правило, получается во время еды, чуть реже человек обнаруживает, что челюсть щелкает при открытии с одной стороны, а бывают случаи, когда проблема проявляется при поцелуях — так или иначе, это повод разобраться в происходящем.

Легко узнаваемый щелчок создается поверхностями нижнечелюстного сустава, когда головка кости выходит из естественного положения, а потом соскальзывает на место. Обычно щелканье или хруст довольно безболезненны, но к приятным ощущением их никак не отнести. Какие проблемы они, в свою очередь, могут спровоцировать?

  • подвижная зона сустава смещается влево, вправо, вверх или вниз — по сути, это разновидность вывиха;
  • нижнечелюстной сустав начинает болеть и даже заклиниваться со временем — вплоть до невозможности раскрыть рот;
  • отек;
  • головные боли;
  • прогрессирующий артроз височно-нижнечелюстного сустава;
  • щелчки нервируют человека, раздражают его и даже вызывают невроз.

Что делать, если щелкает челюсть при жевании

Можно жить с таким недугом, даже не догадываясь, что он выступает тревожным сигналом, а то и симптомом будущих заболеваний. Главное — не игнорировать проблему. Если оставить ее нерешенной, то возможны и по-настоящему серьезные патологии, например артроз.

  • травмы головы и челюсти;
  • бруксизм (скрип зубами по ночам, чаще всего — на нервной почве);
  • запущенный кариес и удаление зуба;
  • неправильный прикус.

По мере прогрессирования этого предзаболевания, помимо щелчков, случаются боли и отеки около суставов, покраснения и затруднения движения. Если такое случилось, нужно обращаться к врачу.

Как хрустит челюсть при жевании

У стоматологов есть целая классификация щелканий челюстью по интенсивности звука, множественности щелчков, положения рта и в момент щелчка. Можно разделить звуки на:

  • слышимые окружающими;
  • слышимые только самим пациентом;
  • выявляемые врачом при специальных манипуляциях.

Щелчки могут быть также единичными или множественными, в зависимости от положения хрящевого диска в суставе. Стоит различать щелчок и хруст.

Обычно щелчки — это следствие серьезных растяжений или сжатия хрящевых поверхностей сустава, которые разбалтывают челюсть и провоцируют ее издавать посторонние звуки. При жевании может проявляться и челюстной артрит: он возникает, когда хрящевой диск истончается или утолщается из-за опухолевого процесса, а также разрыхления внутрисуставных волокон.

Какое самое страшное следствие щелчков в челюсти

Иногда щелчки при жевании (или зевоте, крике, страстном поцелуе) могут привести к заклиниванию суставных поверхностей. Когда такое происходит, человек попросту не может ни открыть, ни закрыть рот.

Как правило, заклинивает челюсть в максимально раскрытом состоянии — легко представить, как своеобразно такой пациент выглядит со стороны.

Возвращение челюстной кости на положенное место может оказаться довольно болезненной процедурой, а если не сделать этого быстро, то велик риск пересушить слизистую — вдобавок к нелепости и неприятности самой этой ситуации.

К какому врачу обратиться

Если у вас щелкает челюсть при жевании или когда вы открываете рот на одну сторону, отбросьте иронию и не оставляйте проблему без внимания. Помните: то, что кажется забавным поначалу, может оказаться симптомом серьезного отклонения, и лечить придется уже не смешной хруст, а настоящий артроз. Первый врач, к которому нужно пойти, — это стоматолог. Если проблему он решить не в состоянии, то подскажет, к какому специалисту обратиться дальше.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.