Значения физических упражнений для правильного формирования скелета и мышц

12. Значение физических упражнений для правильного формирования скелета и мышц

Развитие опорно-двигательной системы человека. Скелет и мышцы начинают формироваться у зародыша человека и развиваются в основном в детском и юношеском возрасте.

Мышцы у новорожденного очень слабые. Они не способны к длительным сокращениям. С возрастом мышцы становятся все сильнее. У ребенка развиваются согласованные движения.

Правильное формирование скелета связано с развитием мышц. На тех местах костей, куда прикрепляются сухожилия мышц, образуются костные шероховатости, выступы, гребни (рис. 51 ). Они тем больше, чем сильнее прикрепляющиеся к ним мышцы. Это и понятно: ведь кость растет особенно усиленно в тех направлениях, в которых она испытывает наиболее сильное натяжение или сжатие.



Рис. 51

Таким образом, чем сильнее развиты мышцы тела, тем прочнее становится скелет.

Значение тренировки мышц. Человек, регулярно занимающийся физическим трудом, физкультурой, спортом, становится ловким, мускулатура его тела развивается, движения делаются точными. Тренированные люди сильны, выносливы, работоспособны. Почему же постоянное упражнение мышц влияет на их развитие ?

Ученые установили, что при работе органа в него поступает больше крови, чем во время покоя. Это доказывается опытом. Человека кладут на горизонтальную платформу больших, но очень чувствительных весов и уравновешивают их. Стоит лежащему на весах несколько раз пошевелить пальцами ног, как стрелка прибора покажет, что та сторона платформы, где лежат ноги, немного опустилась. Если человек сделает несколько жевательных движений, то опустится другой конец платформы. Это происходит потому, что увеличивается снабжение работающих мышц кровью.



Сеченов Иван Михайлович (1 августа 1829 - 2 ноября 1905) - русский естествоиспытатель, мыслитель-материалист, основоположник русской физиологической школы, создатель естественнонаучного направления в психологии, член-корреспондент Петербургской Академии наук с 1869 года, а с 1904 года - ее почетный член. В 1863 году в журнале 'Медицинский вестник' была впервые напечатана знаменитая работа И. М. Сеченова 'Рефлексы головного мозга', которая является образцом боевой материалистической литературы 60-х годов XIX века. В 1866 году была опубликована работа И. М. Сеченова 'Физиология нервной системы', в которой он изложил новаторские идеи в области физиологии. В 1901 году выходит в свет работа 'Очерки рабочих движений человека', которая положила начало изучению гигиены труды

Чем большую работу совершают мышечные волокна, тем больше питательных веществ приносит к ним кровь. У человека, регулярно занимающегося физический работой, физкультурой, мышцы развиваются - становятся сильнее, так как их волокна растут и утолщаются. В результате хорошо развивается не только мускулатура тела, но и скелет. Кости делаются крепче, на них появляется бугристость.

Вот почему очень важно с детства заниматься физическими упражнениями, работать на школьном учебно-опытном участке, в школьных мастерских, убирать классы, выполнять необходимую работу дома. Все это способствует физическому развитию, укрепляет здоровье.

Искривления позвоночника, плоскостопие и их предупреждение. Наше тело поддерживается в вертикальном положении многими мышцами, например спины и некоторыми другими мышцами туловища. Эти мышцы очень важно развивать, чтобы скелет формировался правильно. В упражнениях, которые вы выполняете на уроках физкультуры, есть много таких, которые развивают именно эти мышцы. Таковы упражнения, связанные с прогибанием позвоночника вправо и влево, круговые движения туловища, наклоны вперед, прогибание назад.



Рис. 52

Тренировка мышц, поддерживающих наше тело в выпрямленном положении, способствует развитию хорошей осанки, т. е. правильного положения тела во время стояния, сидения, ходьбы и работы (рис. 52, 2). Правильная осанка не дается человеку от рождения, а приобретается им. Она вырабатывается в детстве и юности, а после 18 лет выправить ее недостатки (2) очень трудно. В детском и юношеском возрасте, когда хрящевая ткань в позвонках еще не заменилась полностью костной, особенно важно следить за своей осанкой, посадкой за столом, партой. У школьника, изо дня в день сидящего или работающего в какой-либо неправильной позе, может искривиться позвоночник (рис. 53 ). Искривления позвоночника затрудняют деятельность внутренних органов.



Рис. 53

Если ребенок часто поднимает большие тяжести или носит тесную обувь, то это может вызвать неправильное развитие стопы. Ее свод уплощается - возникает плоскостопие (рис. 54 ).



Рис. 54

Плоскостопие может развиваться и у взрослых, которые в связи со своей профессией вынуждены подолгу стоять на ногах или ходить. При ходьбе и стоянии у людей, страдающих плоскостопием, возникает боль в своде стопы. Чтобы предупредить искривления позвоночника и плоскостопие, надо соблюдать ряд правил.

Запомните: каждому необходимо заниматься физическими упражнениями; никогда не следует горбиться; нельзя спать свернувшись калачиком; не надо поднимать очень тяжелые предметы; при переносе даже небольших тяжестей нужно равномерно нагружать обе руки; за столом или партой надо сидеть прямо; во время письма, работы в мастерской нельзя гнуться в сторону и держать одно плечо постоянно приподнятым; нельзя носить тесную обувь и обувь на высоком каблуке.

Ученые-гигиенисты рекомендуют для учащихся и людей разных профессий корригирующие упражнения. Эти упражнения предупреждают вредные изменения в организме.

Влияние физической работы и физических упражнений на организм. Физический труд оказывает благотворное влияние не только на развитие мускулатуры, но и на деятельность других систем органов.

Великий русский ученый-физиолог Иван Петрович Павлов прожил долгую жизнь. Он умер в возрасте 86 лет и до конца жизни оставался бодрым, физически крепким, поразительно работоспособным.

Уже в глубокой старости он писал: "Всю мою жизнь я любил и люблю умственный труд и физический и, пожалуй, даже больше второй". Действительно, И. П. Павлова можно было очень часто видеть и вскапывающим грядки огорода, и увлеченно играющим в городки, и стремительно бегущим на лыжах, и совершающим прогулку на велосипеде. Физический труд и физические упражнения до последних лет жизни И. П. Павлова помогали его научному творчеству.

Но физическим трудом, упражнениями и спортивными играми нужно заниматься умеренно. Без соответствующей физической подготовки длительная игра, например, в футбол, хоккей, баскетбол, а также бег на длинные дистанции могут принести вред неокрепшему организму.

Влияние физических упражнений на организм человека, в частности ребенка, изучал русский ученый П. Ф. Лесгафт. Он разработал ряд принципов физического воспитания.

? 1. Почему регулярное упражнение мышц способствует их развитию? 2. По каким причинам могут возникать искривления позвоночника? 3. Как следует предупреждать искривления позвоночника? 4. Каковы причины возникновения плоскостопия? 5. Как можно предупредить плоскостопие? 6. Как влияет на организм физический труд?

▲ Если вы не делали до сих пор утренней зарядки, то начните ежедневно ее выполнять. В первый раз измерьте сантиметром толщину вытянутой руки в самом широком месте плеча (на уровне двуглавой мышцы) и выпрямленной ноги в самом широком месте голени (на уровне утолщения икроножной мышцы). Повторяйте такие измерения каждый месяц. Записывайте в тетрадь дату (месяц, число) и числа, получаемые вами при измерении окружности плеча и голени. Запись ведите по такой форме.

Влияние физических упражнений на толщину мышц
Дата Окружность плеча(в мм) Окружность голени(в мм)

Если вы уже делаете утреннюю зарядку или занимаетесь спортом, то начните такие наблюдения с завтрашнего дня. Тетрадь-дневник будет нужна вам и для записи других наблюдений.

Разделы: Биология

Класс: 8

Задачи урока: раскрыть условия правильного формирования скелета и мышц, значение двигательной активности для сохранения здоровья, повторить знания об опорно-двигательной системе.

Цель урока: доказать необходимость движения:

  • для жизни человека;
  • 2.для здоровья;
  • для формирования красивой осанки, а отсюда и красивой фигуры.

Оборудование: макет скелета человека, модели строения позвонков, таблица “Осанка, нарушение осанки”, презентация, волновые тренажеры Агашина, портреты ученых.

Звучит песня Высоцкого “Утренняя гимнастика”.

Сейчас вы слышали веселую песенку про утреннюю гимнастику.

Тема нашего урока: “Значение физических упражнений для правильного формирования скелета. Осанка”.

Сегодня на уроке мы рассмотрим очень важные проблемы, касающиеся здоровья. Слайд №3.

Говорить о здоровье нужно в хорошем настроении. (Повесить картинку солнышко)

Мотивация учебной деятельности.

Мы живем в XXI веке. Современный человек не представляет себе жизнь без техники: телевизора, компьютера, автомобиля. И все чаще нам, современникам, приходиться слышать о частых болезнях: инфаркт, гипертония, ожирение. Этим и другим заболеваниям чаще подвержены люди, ведущий малоподвижный образ жизни.

Слайд 2-3.

В современной технике влекущий за собой гиподинамию каждый должен противопоставить:

- оптимальный двигательный режим,

- здоровый образ жизни,

- отказ от вредных привычек.

Слайд 4.

Цель нашего урока размышление: доказать необходимость движения:

  • для жизни человека;
  • для здоровья;
  • для формирования красивой осанки, а отсюда и красивой фигуры.

В человеке должно быть все прекрасно.

Вопрос учителя: А давно ли люди стали заботиться о своем здоровье?

Первая страничка урока – размышления “Историческая”.

Наш класс разбит на три группы по желанию. Каждой группе было дано домашнее задание: Найти материал об истоках фразы “Движение это жизнь”.

Слово первой группе. (Портрет Гиппократа)

Слово второй группе.

Слово третьей группе. (Портрет Авиценна)

Таджикский ученый Авиценна утверждал, что занятие физическими упражнениями являются источниками красоты: “Подвижный, быстрый человек гордиться стройным станом”.

Вторая страничка урока. Рост, развитие скелета и мышц у человека.

Появился на свет человек – маленькая кроха. Каков у него скелет?

Первая группа занималась проблемой маленьких детей.

Книга Резанова Е.А. “Биология Человека” стр. 100.

Рассмотреть схему формирования прямохождения и изгибов позвоночника в первый год жизни ребенка.

Вопрос учителя: Как происходит изменение скелета с возрастом?

Слово второй группе.

Третья страничка урока. Значение физических упражнений для развития скелета и мышц.

Слово третьей группе.

Вопрос учителя: А есть ли другие способы увеличить скелетные мышцы кроме тренировки. (Допинги)

Допинг – это вещество, которое резко поднимает на короткое время мышечную силу. Результат будет лучше не за счет совершенства техники, а за счет приема препарата. За временным повышением работоспособности, может последовать полная инвалидность. В спорте применение этих веществ категорически запрещено.

“Человек может жить до 100 лет. Мы сами своей невоздержанностью, своей беспорядочностью, своим безобразным отношением с собственным организмом сводим этот нормальный срок до гораздо меньшей цифры”.

Ну, а теперь вернемся к понятию "гиподинамия".

Слайд 10.

Раздать схему о гиподинамии детям.

Повесить плакат на доску. (Слово "гиподинамия").

Можно ли сделать вывод, что “Движение – это жизнь”.

Повесить плакат на доску "Движение – это жизнь".

Запись в тетради фразы “Движение – это жизнь”.

Вопрос учителя: Что же делать, что бы не было гиподинамии?

Ответ: Заниматься физическими упражнениями.

Начинать их нужно делать уже утром, в постели.

Проснулись, подтянулись, улыбнулись (при улыбке задействованы 17, а при плаче 43 мышц лица) – смеяться выгоднее, чем плакать.

Затем идет утренняя зарядка. Само слово зарядка дает заряд бодрости и настроения на весь день. Утренняя зарядка идет на подтягивание, растяжение во все стороны.

Советую ходить пешком. Мудрость гласит: “Пешком ходить – долго жить”.

В режим дня нужно включать физические упражнения во время домашней работы.

Занимайтесь бегом, зарядкой под контролем пульса. После бега, пульс не должен превышать 130 ударов в минуту.

Если во время бега можете разговаривать, нагрузка допустима.

С 14-17 лет идет усиленный рост человека. Вы растете, а сердце не успевает за вами.

Боли в сердце – это сигналы об осторожности в спортивной нагрузке.

Четвертая страничка урока. Спортивная “Физкульт минутка”.

Мы с вами уже засиделись, и чтобы не было гиподинамии, проведем спортивную разминку. Комплекс упражнений под музыку проведут учащиеся класса.

Будьте внимательнее! Делайте упражнения с улыбкой. Дышите носом. Кто дышит носом, тот лучше мыслит.

Пятая страничка урока.

Вопрос учителя: От чего зависит красивый стан?

Ответ: От осанки.

Повесить плакат со словом осанка.

Работа с учебником стр.73 §15.

Задания по группам.

Первая группа: Что такое осанка?

Вторая группа: От чего зависит осанка?

Третья группа: Какая осанка считается правильной?

На работу дается 3-5 минут. Разбор ответов.

После ответа 3 группы. Слайд 13.

Правильная осанка не возникает сама по себе, а ее необходимо формировать с детства.

Ответ на вопрос: Как предупредить нарушение искривления позвоночника?

  • если стол низок – ученик наклоняется - искривление позвоночника;
  • если стул высокий, нужно тянуться – ведет к сутулости;
  • между партой и станом должен проходить кулак;
  • нарушение осанки происходит при неодинаковой нагрузке, при переносе тяжестей на руки. Нужно носить рюкзак.

Есть три степени нарушения осанки: Слайд 15.

  • слабовыраженное отклонение от нормы, при контроле за собой все это проходит (подойти к стене, постоять, занятие с гностической палкой),
  • затрагивает мышцы, исправить может лечебная физкультура, массаж,
  • затрагивает скелет, лечение с трудом, корсет или операция.
  • Какое страшное искривление позвоночника – сколиоз.

    Повесить плакат со словом "сколиоз".

    Показать барельефную модель внутренних органов.

    Показать рентгеновский снимок со сколиозом.

    Неправильное положение костей приводит к смещению или сдавливанию внутренних органов, что затрудняет их кровоснабжение и затрудняет работу.

    Привычка горбиться, сутулиться, неправильно сидеть за столом может привести к неравномерному распределению нагрузок на отдельные позвонки. В этом случае с возрастом межпозвоночные хрящевые диски истончаются, деформируются и смещаются, защемляя нерв.

    Развивается болезнь – остеохондроз: человеку трудно ходить и нагибаться, по ночам его мучают боли, и он не может уснуть. Болезнь может начаться и в молодом возрасте (до 30 лет).

    Повесить плакат со словом остеохондроз.

    Показать модель позвонков.

    Шестая страничка урока – У кого и почему возникает искривление позвоночника.

    Ответ ищем в скелете. Работа по карточкам в группах.

    Вопросы для 1 группы.

    №1. Сколько позвонков в скелете у человека?

    №2. Сколько изгибов имеет позвоночник человека?

    №3. Когда завершается рост и окостенение костей человека?

    Вопросы для 2 группы.

    №1. Что находится между телами позвонков?

    №2. Есть ли изгибы в скелете позвоночника у других млекопитающих?

    №3. В каком возрасте чаще всего возникает нарушение в скелете?

    Вопросы для 3 группы.

    №1. К какому типу соединения костей относится соединение между телами позвонков?

    №2. Возможно ли нарушение осанки у животных?

    №3. В каком возрасте кости человека самые крепкие?

    Опрос детей по порядку.

    Вывод: Дефекты осанки чаще возникают детей школьников в тот период жизни, когда в позвонках и в других костях грудной клетки еще много хрящевой ткани, а также происходит самый интенсивный рост и развитие мышц.

    По данным обследования школьников, лишь одна треть считается здоровым, особенно тревожно обстоят дела с подростками 15-17 лет. Причины: не полноценное питание, нарушение экологии, гиподинамия.

    Во многих школах проводят физминутки, и в нашей школе для этого используют на уроках тренажер Агашина.

    Показать применение тренажера.

    Седьмая страничка урока - лабораторная работа.

    Рабочая тетрадь – стр. 25, №55.

    1. Выявление нарушений осанки Оборудование сантиметровая лента.

    Ход работы: измерьте расстояние между самыми отдаленными точками левого и правого плеча, отступя на 3 СМ вниз от плечевого сустава

    Со стороны груди (А) А/Б

    Со стороны спины (Б)

    Если А/Б > 1 – сутулости нет.

    Сделать запись в тетради.

    Объяснение учителя как выявить нарушение осанки в области поясничного изгиба (эта часть работы выполняется дома и оформляется в тетради дома).

    Есть еще нарушения скелета у человека это нарушение свода стопы – плоскостопие.

    Повесить плакат со словом “плоскостопие”.

    Плоскостопие находится в зависимости от массы тела, от высоты каблука (3-5 СМ) плохо подобранной обуви.

    Дома выполнить третью часть лабораторной работы и записать ее в тетради.

    Если будет выявлено плоскостопие, то для этого предлагается данные упражнения.

    В заключение урока обратить внимание учащихся на слова, записанные на плакатах. Запомнить уметь объяснить эти термины.

    Доделать дома лабораторную работу. Выучить параграф №15.

    “Поставь перед собой 100 учителей и они окажутся бессильными, если ты сам не можешь заставить себя и требовать от себя”. Сухомлинский В.А.

    Ответ


    Скелет и мышцы растут и развиваются в детском и юношеском возрасте. Самый интенсивный рост и развитие мышц происходит в возрасте 14—17 лет.

    По мере роста и развития ребенка его движения становятся все более совершенными и разнообразными. Решающую роль в развитии силы, быстроты, ловкости, выносливости играют физические упражнения.

    Занятия физкультурой, спортом, трудовая деятельность способствуют формированию скелета. Развитие скелета и мышц тела взаимосвязаны. Чем лучше развиты мышцы, тем прочнее кости скелета. Это связано с тем, что мышцы, развиваясь, создают определенное натяжение и давление, а кости быстрее развиваются в тех направлениях, в которых испытывают большее сжатие и натяжение. В местах прикрепления сухожилий кости утолщаются, на них образуются шероховатости, бугорки .Утолщения кости в местах прикрепления мышц
    Существует прямая зависимость между заболеваниями суставов и величиной нагрузки на них. При ожирении, когда масса тела значительно превышает физиологическую норму, возрастает давление на опорные поверхности суставов нижних конечностей, ухудшается кровоснабжение конечностей. Возникающие в детском возрасте нарушения формирования опорно двигательного аппарата впоследствии приводят к заболеванию суставов у взрослых.
    Значение тренировки мышц. Установлено, что интенсивная работа любого органа вызывает поступление в него большего количества крови, чем во время покоя. Таким образом, чем большую работу совершают мышечные волокна, тем больше питательных веществ и кислорода приносит кровь. При регулярной физической работе, занятиях спортом, мышечные волокна растут быстрее, мышечная масса увеличивается и человек становится сильнее.

    Мышцы нуждаются в систематической тренировке. Этому способствует регулярная физическая активность. Мышечная работа сопровождается изменениями в деятельности многих органов и систем органов: сердечно-сосудистой, органов дыхания. Увеличивается поступление кислорода к тканям, ускоряются биохимические реакции в клетках, активнее протекает обмен веществ. Физические упражнения оказывают благоприятное действие на весь организм, укрепляя здоровье, делая человека закаленным, способным выдерживать разные неблагоприятные воздействия внешней среды.

    Физическим трудом, физическими упражнениями и спортивными играми человек должен заниматься систематически, последовательно увеличивая нагрузку. Без соответствующей физической подготовки продолжительная игра, например, в футбол, хоккей, баскетбол или бег на длинные дистанции могут нанести вред организму.

    Великий русский физиолог Иван Петрович Павлов прожил долгую жизнь. Он умер в возрасте 86 лет и до конца жизни оставался активным, бодрым, физически крепким, поразительно работоспособным.

    Прямая спина, расправленные плечи, развернутая грудь, поднятая голова — все это признаки хорошей осанки и, следовательно, красоты, здоровья и высокой работоспособности человека. Сведенные, опущенные плечи и впалая грудь затрудняют работу внутренних органов, в первую очередь, органов дыхания и сердца. О правильной осанке нужно заботиться с раннего детства. У детей и подростков, пока хрящевая ткань не заменилась костной, возможны значительные отклонения изгибов от нормы — это искривления позвоночника: кифоз, лордоз, сколиоз. При искривленном позвоночнике могут смещаться внутренние органы, что сопровождается ухудшением их функции. Поэтому нужно строго следить за правильной посадкой за столом, партой, музыкальным инструментом и т. д.

    Одно из нарушений структуры скелета – плоскостопие. Им страдают многие люди. Оно заключается в уплощении свода стопы , она становится болезненной. У детей на развитие плоскостопия влияет раннее ношение обуви на высоких каблуках, ношение тесной обуви. Плоскостопие связано с профессиональной деятельностью — необходимостью много стоять или ходить. Его возникновение связано с нарушениями обмена веществ. Избыточный вес и наследственные факторы тоже влияют на развитие плоскостопия.

    При появлении первых симптомов плоскостопия, после консультации у специалиста, следует выполнять специальные упражнения, которые могут предотвратить развитие этого недуга.

    В данной работе предсатвленны физические упражнения для формирования скелета ребенка. Обращено внимание на строение скелета, мышц, осанки.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    prezentaciya_microsoft_office_powerpoint.pptx 1.46 МБ

    Подписи к слайдам:

    Мощность и величина мышц находятся в прямой зависимости от упражнений и тренировки. В процессе работы усиливается кровоснабжение мышц, улучшается регуляция их деятельности нервной системой, происходит рост мышечных волокон, т.е. увеличивается масса мускулатуры.

    Способность к физической работе, выносливость являются результатом тренировки мышечной системы. Увеличение двигательной активности детей и подростков приводит к изменениям в костной системе и более интенсивному росту их тела.

    П од влиянием тренировки кости становятся более крепкими и устойчивыми к нагрузкам и травмам.

    Физические упражнения и спортивная тренировка, организованные с учетом возрастных особенностей детей и подростков, способствуют устранению нарушений осанки. Нарушенная осанка

    Скелетные мышцы оказывают влияние на течение обменных процессов и на осуществление функций внутренних органов.

    а мышцы брюшного пресса способствуют нормальной деятельности органов брюшной полости, кровообращения и дыхания. Дыхательные движения осуществляются мышцами груди и диафрагмой.

    Малоподвижный образ жизни - гипокинезия - вреден здоровью. Избыточная масса, развивающийся склероз и связанные с ним сердечно-сосудистые нарушения - следствия гопокинезии .

    При систематическом выполнении физических нагрузок формируются более совершенный механизм дыхательных движений. Увеличивается глубина дыхания, повышается использование кислорода тканями организма.

    Под влиянием тренировок увеличивается жизненная емкость легких. Кровеносные сосуды в процессе тренировки становятся более эластичными, что улучшает условия передвижения крови.

    Постепенно развивается сутулость. Нарушается координация движений. Слабость мышц спины вызывает изменение осанки. Изменение осанки Сутулость Упражнения от сутулости

    Нет возрастного предела для занятий физической культурой. В пожилом возрасте систематическое выполнение физических упражнений препятствует отложению солей в суставах, способствует сохранению их подвижности, укрепляет связочный аппарат и мускулатуру

    Физические упражнения являются эффективным средством совершенствования двигательного аппарата человека. Они лежат в основе любого двигательного навыка и умения.

    При систематической тренировки достигается увеличение мощности и полезного действия мышц тела.

    Это увеличение достигается, с одной стороны, благодаря развитию мышц, участвующих в данной работе (тренируемые мышцы увеличиваются в объеме, в связи с чем возрастает их сила), а также в результате изменений, которые претерпевают сердечно-сосудистая и дыхательная системы.

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Интерактивный урок "Роль физических упражнений в формировании скелета" позволяет ученикам быть активными партнерами при работе в группах,позволяет отрабатывать навыки публичного выступления,помогает в.

    Интегрированный урок по теме "Значение физических упражнений для формирования скелета и мышц" имеет цель раскрыть роль физических упражнений в формировании скелета, воспитывать учащихся на примерах ве.

    Развитие познавательной и регулятивной компетенции на комбинированном уроке (биология и физическая культура).

    Методидеская разработка включает:Текстовую разработку урока и презентацию.

    Интегрированный урок. Значение физических упражнений для формирования скелета и мышц.

    Интегрированный урок в 8 классе . Биология , физкультура.

    Раскрыть значение физических упражнений на формирование опоры и движения. Познакомиться с отрицательными последствиями гиподинамии, плоскостопия и нарушения осанки.

    Элмир ВАЛЕЕВ,

    учитель физической культуры I квалификационной категории Камскополянской средней школы №2 Нижнекамского района

    Цели и задачи. Раскрыть значение физических упражнений на формирование системы опоры и движения. Способствовать развитию умений: анализировать, сравнивать, доказывать и опровергать, разрешать проблемы. Раскрыть роль двигательной активности в гармоничном развитии человека. Сформировать понятия: осанка, плоскостопие, сколиоз, лордоз, кифоз, гиподинамия. Познакомить с методами самоконтроля и коррекции осанки.

    Воспитывать навыки активного образа жизни, способность работать в парах, культуру поведения во время проведения лабораторной работы.

    Ход занятия.

    I. Организационный момент.

    II. Основная часть.

    (Объявление темы и цели урока.)

    1. Развитие опорно-двигательной системы человека.

    Учитель. Скелет и мышцы растут и развиваются в детском и юношеском возрасте. Самый интенсивный рост и развитие мышц между 14 и 17 годами, к 18 годам мышечная масса становится такой, как у взрослого человека. По мере роста и развития ребенка его движения становятся все более совершенными и разнообразными.

    Решающую роль в развитии силы, быстроты, ловкости, выносливости играют физические упражнения. Занятия спортом, физкультурой, трудом способствуют формированию скелета.

    Вопрос. Что такое рельеф кости? Можно ли по рельефу кости определить степень физического развития человека? Ответ обоснуйте.

    Учитель. В местах, где прикрепляются сухожилия мышц, образуются костные шероховатости, бугры, гребни. Кость растет усиленно в тех направлениях, в которых она испытывает большее натяжение или сжатие. У физически развитых людей кости бугристые, шероховатые.

    Вывод. Чем сильнее мышцы тела, тем прочнее становятся кости скелета.

    Существует и прямая зависимость заболеваний суставов от слишком большой нагрузки на них. При ожирении увеличивается масса тела и соответственно возрастает давление на опорную поверхность суставов нижних конечностей. Это нарушает формирование опорного аппарата в детском возрасте и приводит к заболеванию суставов у взрослых. Избыточная масса тела способствует нарушению кровообращения конечностей, что ухудшает питание тканей суставов.

    2. Значение тренировки мышц.

    Учитель. Активная физическая деятельность – одно из обязательных условий гармоничного развития человека. Мыслители древности Платон, Аристотель, Сократ до глубокой старости занимались гимнастикой. Установлено, что при работе любого органа в него поступает больше крови, чем вовремя покоя. Чем большую работу совершает мышечные волокна, тем больше питательных веществ и кислорода приносит кровь. При регулярной физической работе, занятиях физкультурой и спортом мышечные волокна растут, утолщаются и человек становится сильнее. Мышцы нуждаются в систематической тренировке. Этому способствуют регулярные физические упражнения, ходьба на лыжах, катание на коньках, плавание, спортивные игры и т.д. Они делают человека закаленным, он может выдержать самые неблагоприятные воздействия внешней среды. Нагрузка должна увеличиваться последовательно, без соответствующей физической подготовки длительная игра, например, в футбол, баскетбол, а также бег на длинные дистанции могут принести вред неокрепшему организму.

    Какова роль движений в гармоничном развитии человека?

    Что же происходит в организме при физической работе?

    Какие улучшения происходят в строении и деятельности организма у физически развитых людей?

    Обсуждение ответов, обобщение и дополнение учителя физической культуры. Запись положений в тетради.

    Костный аппарат становится прочным вследствие утолщения компактного вещества слоя кости.

    Возрастает мышечная масса, повышается сила.

    Уменьшается количество жировой ткани, в результате чего улучшается телосложение.

    В мышцах увеличивается резерв сети кровеносных сосудов, благодаря чему активируется их кровоснабжение и использование кислорода.

    Стенки кровеносных сосудов становятся эластичнее.

    Жизненная емкость легких возрастает.

    Тренируется сердечная мышца.

    В организме быстрее протекают обменные процессы.

    Улучшается координация деятельности всех органов со стороны центральной нервной системы.

    Мышечная работа, особенно после нервных перегрузок, позволяет разрядить напряжение, так при этом разрушаются гормоны, и они перестают действовать на нервные центры.

    Работающие мышцы сдавливают и растягивают кровеносные сосуды. Особенно это важно для вен ног. Вследствие этого увеличивается отток по ним венозной крови и вынос продуктов распада. Улучшается приток артериальной крови к мышцам и снабжение ее кислородом, т.е. кровь не застаивается, постоянно обновляется.

    4. Гиподинамия и ее последствия.

    Вопрос. К чему же может привести малая двигательная активность? Послушаем сообщение о гиподинамии.

    5. Роль двигательной активности в профилактике заболеваний опорно-двигательной системы.

    Прямая спина, расправленные плечи, развернутая грудь, поднятая голова – все это признаки хорошей осанки и, следовательно, красоты, здоровья и высокой работоспособности. Правильная осанка не дается человеку от рождения, а приобретается им. Она вырабатывается в детстве и юности, в этом возрасте хрящевая ткань в позвонках еще не заменилась полностью костной, а после 18 лет выправить ее недостатки очень трудно. Поэтому важно следить за своей осанкой, позой за столом. У детей, сидящих в какой-либо неправильной позе изо дня в день, может искривиться позвоночник. Искривление позвоночника бывает трех видов: лордоз, кифоз и сколиоз.

    Слайд 3. Профилактика сколиоза.

    Ходить и стоять прямо.

    Высоко держать голову.

    Следить за правильным положением тела за столом, ноги нужно держать под прямым углом или под столом под тупым углом.

    Делать зарядку на укрепление мышц туловища.

    Прогулки на свежем воздухе.

    Своевременное и полноценное питание.

    Массаж и гимнастика.

    III. Закрепление пройденного материала.

    Разрешение ситуации. (Слайд 4) «На день рождения подруги школьница Л. 15-ти лет, пошла в новых туфлях на высоких каблуках, которые выпросила у мамы. Хотя идти было не близко и ноги устали, она себя чувствовала совсем взрослой и счастливой. После застолья стали танцевать, но через некоторое время, из-за боли в ногах Л. пришлось от танцев отказаться и провести остаток вечера, сидя на диване.

    Вопросы. Что стало причиной боли в ногах Л.? Может ли обувь на высоких каблуках отразиться на состоянии здоровья человека? Какие меры профилактики помогут Л. сохранить правильную осанку и избежать деформации стопы?

    IV. Итог урока. Домашнее задание.

    Дата Окружность плеча (мм) Окружность голени (мм)

    Использованная литература.

    1. Колесов Д.В. Биология. Человек 8 кл.; учеб. для общеобразоват. Учреждений/ Д.В. Колесов, Р.Д. Маш, И. Н. Беляев. – 8-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2007.
    2. Кузнецов В.С., Колодницкий Г.А. Методика обучения основным видам движений на уроках физической культуры в школе. – М.:ВЛАДОС, 2002.
    3. Петров П.К. Методика преподавания гимнастики в школе.- М.: ВЛАДОС, 2000.
    4. Физическая культура: Журнал планирования уроков / Сост. В.С. Кузнецов, Г.А. Колодницкий. – М.: НЦ ЭНАС, 2002.
    5. Физической воспитание учащихся 9 – 11 классов / Под ред. В.И. Ляха, Г.Б. Мейксона. – М.: Просвещение, 1997.

    Читайте также:

    Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
    При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.