Здоровье и культура шпора


Что такое пяточная шпора?

Пяточная шпора или, выражаясь медицинским языком, плантарный фасциит — это воспаление мощнейшей соединительной пластины, которая растягивается по всей подошве поверх мышц и прикрепляется четырьмя ответвлениями к плюсневым костям пальцев ног. Это заболевание причиняет больному ежедневное неудобство и значительно ухудшает качество жизни, причём развиться пяточная шпора может как у пожилых, так и у молодых людей. К группе риска относятся люди, ноги которых подвергаются постоянным чрезмерным нагрузкам.

В человеческом теле все костные выступы, отростки, гребни растут в направлении стимуляции, то есть в том месте, где есть мышечное натяжение. Неровности и бугристости на костях соответствуют местам прикрепления и тяги мышц.


Не являются исключением и пяточные шпоры. Плантарная фасция находится в натянутом состоянии и держит продольный свод стопы, регулируя нагрузку на стопу во время ходьбы. Свод стопы удерживается именно благодаря подошвенному апоневрозу: плотному сухожилию, которое натянуто от пяточной кости до головок плюсневых костей. Из-за неправильной нагрузки на стопы апоневроз начинает сильно тянуть кость в месте своего прикрепления.

Затем в этом месте начинают образовываться костные выросты (шпоры), которые могут сильно беспокоить пациента. Размер их может быть различным, в среднем от 3 до 12 мм. Под неправильной нагрузкой я подразумеваю неравномерное распределение веса и перенапряжение мышц стопы. Это связано с предшествующим сколиозом, травмами копчика.

К наиболее распространённым провоцирующим факторам возникновения плантарного фасциита относятся: лишний вес, плоскостопие, неудобная и неправильно подобранная обувь или постоянная ходьба на высоких каблуках.


Симптомы пяточной шпоры

Основной признак — это острая боль, которая даёт о себе знать в начале движения: после ночного сна или отдыха. Когда боль появляется впервые, самого костного нароста может ещё не быть. Боль возникает из-за воспалительного процесса в окружающих мягких тканях. Это яркая реакция организма, при помощи которой он сигнализирует о дисбалансе в теле. Чаще всего боль локализуется на подошвенной поверхности стопы. Реже — по задней поверхности кости, болевые ощущения могут отдавать в пальцы ног и мышцы голеней. Поэтому на начальной стадии заболевания пациенты нередко списывают эти симптомы на усталость ног.

Однако со временем боль нарастает при нагрузке, становится более явной именно после длительного отдыха. Создаётся ощущение, что в пятку попало что-то острое. Люди, имеющие хроническую форму заболевания с образованием костного нароста, не могут наступать на пятку и стараются ходить таким образом, чтобы нагрузка смещалась на переднюю или наружную часть стопы.


Лечение пяточной шпоры

Плантарный фасциит лечат различными способами, но далеко не все из них в конечном итоге приводят к выздоровлению. Так, например, костные выросты разбивают ударно-волновой терапией, но это нерациональный подход, потому что так можно спровоцировать обострение болей. Хирургическое вмешательство тоже не является гарантией избавления от шпоры, поскольку может привести к затруднению ходьбы и усилению болей.

Оптимально использовать более рациональные и эффективные методы лечения пяточной шпоры, в первую очередь устраняя не саму шпору, а причину её появления. Для этого необходимо добиться, чтобы нагрузка на апоневроз была распределена равномерно. Остеопатическое лечение в таком случае эффективно: специалист правильно выстраивает тело, и, как показывает практика, в этих условиях боли сходят на нет, а костные наросты могут постепенно рассосаться.

Ещё один эффективный способ лечения и профилактики пяточной шпоры — это лечебная гимнастика, направленная на растяжение икроножной мышцы и плантарной фасции. При регулярных занятиях можно уменьшить боли и помочь восстановиться повреждённой фасции.


Упражнения при пяточной шпоре

Этот комплекс необходимо делать каждый день, постепенно увеличивая продолжительность упражнений:

  • Обопритесь руками о стену. Отставьте одну ногу назад и прижмите пятку к полу. Сгибая переднюю ногу, одновременно наклоняйтесь вперед. Нужно растянуть икроножную мышцу отставленной ноги. При выполнении ощущайте, как она натягивается. Поменяйте ноги.
  • Встаньте на ступеньку, чтобы пятки свисали. Медленно расслабляйте икроножные мышцы, чувствуя, как они растягиваются. Переносите вес с ноги на ногу.
  • Перекатывайте стопой скалку или стеклянную бутылку. Это упражнение особенно хорошо снимает боли.
  • Рассыпьте на полу карандаши. Соберите их при помощи ног. Это упражнение прекрасно укрепляет связки стопы и делает их более эластичными и подвижными.
  • Сидя на стуле, положите правую ступню на левое колено. Рукой потяните пальцы правой ступни на себя. Задержитесь в таком положении на 1-2 минуты, затем поменяйте ноги.


В эту шпаргалку по философии входят лекции, отвечающие на следующие вопросы:

1. Предмет философии. Специфика философского знания.
2. Мировоззренческое содержание философии. Философия, мировоззрение, медицина.
3. Научное содержание философии. Философия, наука, медицина.
4. Проблемы философии, их роль в медицине,
5. Функции философии в культуре общества, медицине, личности врача.
6. Становление философии в цивилизациях Древней Индии и Древнего Китая: специфика, достижения, современное значение.
7. Классические философские системы античности (Платон, Аристотель): достижения, современное значение.
8. Натурфилософия и антропологические учения античной философии: достижения, современное значение.
9. Средневековая философия: специфика, основные учения, достижения, значение в культуре и медицине.
10. Философия эпохи Возрождения: специфика, учения, значение в культуре и медицине.
11. Эмпирическая западноевропейская философия 17 - нач. 18 в.: учения, достижения, значение в культуре и медицине.
12. Рационалистическая западноевропейская философия 17 - нач. 18 в.: учения, достижения, значение в культуре и медицине.
13. Немецкая классическая философия: специфика, достижения, значение в культуре и медицине.
14. Неклассическая философия 19 вв. специфика, учения, значение в культуре и медицине.
15. Зарубежной философии 20 в.: основные направления, достижения, значение в культуре и медицине.
16. Русская философия: специфика, основные учения, значение в культуре и медицине.
17. Проблема бытия и его атрибутов в философии: содержание, место в структуре философского знания.
18. Философская, научная, религиозная модели бытия: содержание, значение для медицины.
19. Современная философия и наука о составе, типах, строении бытия.
20. Содержание проблемы сознания и парадигмы её решения. Проблема сознания в медицине.
21. Генезис сознания как проблема философии.
22. Содержание проблемы жизни и парадигмы её решения. Проблема жизни и медицина.
23. Аксиологические проблемы понимания жизни и медицина.
24. Диалектика; её исторические формы, принципы и функции, значение для медицины.
25. Развитие как атрибут бытия, основные законы развития. Методологическая роль законов диалектики в медицине.
26. Категории детерминизма: причина и следствие необходимость и случайность, возможность и действительность - их методологическое значение в медицине.
27. Категории состава: сущность и явление, содержание и форма, система и структура - их методологическое значение в медицине.
28. Общество как система бытия. Теоретические модели философского познания общества.
29. Природа и общество: основы взаимодействия. Традиционная и техногенная цивилизации, их влияние на природу.
30. Содержание проблемы человека и парадигмы её исследования. Человек в системе медицинского знания.
31. Сущность и качества человека в контексте современной науки, философии, медицины.
32. Антропогенез как проблема философии и науки.
33. Человек и здоровье: гуманитарный и медицинский аспекты.
34. Культура: проблема сущности и типологии. Человек как творец и творение культуры.
35. Мораль и нравственность в системе культуры общества и личности.
36. Религия и свободомыслие в системе культуры общества и личности.
37. Личность и её ценностные ориентации.
38. Содержание глобальных проблем современной цивилизации. Роль медицины в их решении.
39. Наука в системе культуры общества и личности. Наука и медицина.
40. Познания как система. Творчество в познании и практика.
41. Истина, вера, интуиция в системе познавательной деятельности и в медицине.
42. Чувственное познание: основные формы, функции, роль в медицине.
43. Рациональное познание: основные формы, функции, роль в медицине.
44. Структура научного познания, методы и формы.
45. Биоэтика и философско-этические проблемы в медицине.
46. Философско-методологические основания медицины.
47. Человек как биосистема и проблема здоровья в техногенной цивилизации.


48. Научные революции и смена типов рациональности.
49. Социальная философия об экономической системе общества: содержание, функции.
50. Социальная философия о социальной системе общества: содержание, функции.
51. Социальная философия о политической системе общества: содержание, функции.
52. Социальная философия об идеационной системе общества: содержание, функции.
53. Общественная динамика: общественный прогресс и его движущие силы.
54. Любовь и творчество в жизнедеятельности человека.

Основные этапы и социальная значимость развития олимпийского движения в истории России.

На протяжении многих веков олим. идея проникала в сознание российской общественности. Это способствовали несколько факторов:

-Идея использования Олим. Игр в целях улучшения физического воспитания молодёжи

-В стране возрос интерес к ОИ как фактору оживления и развития спорта

-Происходило первоначальное организационно-методическое оформление развития спорта в стране и участия рус. спортсменов в междунар. Соревнованиях

В 1952 году впервые наши олимпийцы выступили на олим. играх в Хельсинки. Надо сказать что выступление было удачным не только на этих, но и на последующих олим. играх.

Следующий сложный этап в развитии ОД был в 1991 г. Это год распада СССР и формирование нового государства. Это повлекло за собой сокращение финансирования, отъезд многих талантливых тренеров и спортсменов за рубеж. Был организован новый орган управления физ. культурой и спортом в стране - Комитет содействия олим. движению при Правительстве Рос. Фед.

Всероссийский олим. комитет был сформирован 1 декабря 1989 г, но после распада СССР Олимпийское собрание России избрало первого президента ВОК(до этого момента были председатели) - В.Г. Смирнова. И в 1992 г ВОК стал называться стал называться ОКР.

Основные итоги развития ОД в 20 вв. подвёл 12 Олимп, конгресс. Он рассматривал 4 вопроса по каждому из которых были приняты рекомендации:

-вклад олим. движения в современное общество.

-Место и роль спортсмена в обществе

-Спорт в его социальном контексте( спорт и политика, спорт и экономика, спорт для всех, спорт в развивающихся странах)

-Спорт и средства массовой информации

Но по прошествии времени остался ряд проблем ОД, осложнявших его нормальное

Применение допинга - ставит под сомнение честное спортивное соперничество, здоровье спортсменов. Их дружбу и взаимопонимание. Однако применение допинга не только не прекращается, а приняло устрашающие размеры.

Объективность судейства( фигурное катание)

Олимпийская программа- необоснованные попытки сокращения или увеличения олим. дисциплин могут привести к подрыву самой олим. идеи.

координация деятельности МОК, НОК и МСФ

излишняя коммерциализация спорта - это может лишить ОИ их гуманистической и воспитательной ценности, подорвать ОД как важный фактор международного взаимопонимания и сотрудничества. Следствием коммерциализации спорта является коррупция среди членов МОК.

Влияние пониженной температуры окружающей среды на организм человека и работоспособность. Биологические и психические факторы определяю! устойчивость человека к воздействию пониженной температуры. Механизмы адаптации человека к влиянию пониженной температуры окружающей среды.

Во время мышечной работы в холодных условиях теплоизоляция тела существ снижается и усиливаются потери тепла (проведением с конвекцией(ч/з кровь). Означает, что для поддержания теплового баланса необходимо больше теплообразования, чем в условиях покоя. По мере снижения температурного градиента между телом и окружающей средой, теплопродукция во время мышечной работы должна возрастать. Если мышечная деятельность недостаточно интенсивна, чтобы обеспечить дополнительное теплообразование, температуpa тела падает ниже нормальной (гипотермия). При нагрузках небольшой мощности (с потребление кислорода, до 1,2 - 1,4 л/м скорость потребления кислорода в условиях пониженной температуры воздуха выше, чем в комфортных условиях. При более высоких нагрузках (потребление кислорода выше 1,4 л/мин) скорость потребления кислорода не зависит от внешней температуры. При одинаковой скорости потребления кислорода работа в холодных условиях вызывает некоторое понижение ЧСС и повышение систолического объема по сравнению с такой же работой в термонормальных условиях.

Повышенные энергетические расходы (более высокая скорость потребления кислорода) при работе относительно небольшой мощности в холодных условиях связаны с холодовой дрожь., кот исчезает с увеличением нагрузок до значительных. При легких нагрузках ректальная температуpa снижается, а при тяжелых остается на таком же уровне, что и в комфортных условиях. Таким образом, начиная с некоторой мощности физической нагрузки (скорость потребления кислорода около 2 л/мин), когда достигается критический уровень теплопродукции, который соответствует теплопотерям, исчезает холодовая дрожь и стабилизируется регуляция рабочей температуры тела.

При нормальной или повышенной ( в результате мышечной деятельности) температуpa тела МПК и максимальная ЧСС остаются практически неизменными в холодных условиях, однако легочная вентиляция несколько усиливается, а предельное время бега на уровне МПК снижается. Гипотермия ведет к снижению МПК: при температуре ядра тела ниже 37,5 градусов оно уменьшается на 5-6 % с каждым градусом падения температуры тела. В основе такого снижения МПК лежит уменьшение сердечного выброса из-за падения максимальной ЧСС. В условиях гипотермии выносливость человека снижается: уменьшается предельное время выполнения работы постоянной аэробной мощности, хотя субъективная оценка тяжести нагрузки не зависит от температуры тела. Максимальная динамическая сила в известных пределах прямо связана с мышечной температурой. Поэтому в упражнениях, требующих проявления большой динамической силы (спринт, прыжки), результаты снижаются в холодных условиях среды, вызывающие падение мышечной тем-ры.

Тренировочные занятия и соревнования в ряде видов спорта (конькобежном, лыжном и др.) часто проходят в холодную погоду. Однако, за исключением сильных морозов и ветра холодные условия не представляют обычно серьезной проблемы для регуляции тем-ры тела и работоспособности спортсмена, прежде всего благодаря интенсивной мышечной деятельности, при которой в теле спортсмена образуются очень большое количество метаболического тепла. За счет этого тепла возможно значительное нагревание тела и поддержание его повышенной тем-ры даже в холодных условиях. Так, если непроизвольная холодовая дрожь может увеличить максимальный тепловой обмен максимально в 2-5 раз, то напряженная мышечная деятельность в 20-30 раз. Отдача тепла в атмосферу в холодных условиях легко происходит за счет проведения с конвекцией и радиации, а при потоотделении- за счет испарения пота. Более того, в условиях пониженной (но не морозной) температуры окружающей среды облегченные условия для теплоотдачи создают предпосылки для большей работоспособности в упражнениях на выносливость, чем при работе в жарких условиях.

Акклиматизация к холоду: Длительное проживание в холодных условиях в некоторой степени повышает способность человека противостоять холоду, т.е. поддерживать необходимую температуру ядра тела при пониженной температуры среды (холодовая акклиматизация). В основе холодовой акклиматизации лежат два основных механизма:1-снижение потерь тепла; 2- усиление основного объема. У акклиматизированных к холоду людей уменьшается кожная вазокострикция, так что у них температуpa конечностей более высокая, чем неакклиматизированных. Этот механизм играет защитную роль: предотвращая холодовые повреждения (отморожения) переферических частей тела и позволяет осуществлять координированные движения конечностями в условиях низких температур. У людей, систематически погружающих конечности в холодную воду (локальная холодовая акклиматизация), во время такой экспозиции не столь значительно уменьшается локальное кровообращение. Это явление также следует рассматривать как защитное приспособление акклиматизированных т.о. людей конечности охлаждаются меньше. В процессе холодовой акклиматизации растет теплопродукция тела: увеличивается основной обмен, повышается мышечный тонус, усиливается холодовая дрожь, происходят эндокринные и внутриклеточные метаболические перестройки. Вместе с тем многие исследователи не обнаружили акклиматизации человека к холоду особенности в отношении мышечной деятельности в холодных условиях.

Билет 12(3) НЕ ДОКОНЦА

Основной задачей соревновательного периода является дальнейшее повышение уровня специальной подготовленности и возможно более полная ее реализация в соревнованиях, что достигается широким применением соревновательных и близких к ним специально- подготовительных упражнений.

При подготовке к ответственным стартам происходит значительное снижение общего объема тренировочной работы.

Вместе с тем при длительном соревновательном периоде необходимо поддержание достигнутой подготовленности. И поэтому широко применяются специально- подготовительные упражнения, иногда весьма отличные от соревновательных.

Особенно тщательно следует планировать подготовку в дни, непосредственно предшествующие ответственным соревнованиям. Она строится сугубо индивидуально, не вписывается в стандартные схемы и на ее организацию влияют многие факторы: функциональное состояние пловца и уровень его подготовленности, устойчивость соревновательной техники, текущее психическое состояние, реакция на тренировочные и соревновательные нагрузки и т.д однако несмотря на индивидуальный характер подготовки, ее рациональная организация обусловлена рядом общих положений. На данном этапе, в частности, не следует добиваться дальнейшего повышения функциональных возможностей основных систем и механизмов, определяющих уровень специальной выносливости, а лишь поддерживать их уровень, что естественно не требует большого объема интенсивной работы.

Силовая подготовка на суше осуществляется преимущественно с использованием специального тренажерного оборудования, упражнения предполагают вовлечение в работу мышц, несущих основную нагрузку в процессе соревновательной деятельности.

Большое внимание уделяется совершенствованию соревновательной техники. Эта задача решается параллельно с развитием физических качеств и имеет два аспекта: 1)совершенствование качественных особенностей двигательного навыка (формы и структуры движений) как основы повышения скоростных возможностей 2)выработка экономичной и вариабельной техники движений как основы повышения специальной выносливости.

Значительное место в общем объеме тренировочной работы отводится узкоспециализированным средствам, способствующим повышению качества отдельных компонентов специальной работоспособности.

Физическая культура в общеобразовательной школе. Взаимосвязь урочных,
внеклассных и внешкольных форм занятий по физической культуре. Занятия
физической культурой как средство воспитания личностных качеств учащихся.

В официально организованной практике ФВ и самодеятельности физкультурного

движения сложились разнообразные формы занятий: урочные формы,

соревновательные формы, малые формы- физкульт паузы и физкультминутки и ряд др.

К основным относятся - урочные формы занятий

собственно-урочные формы занятий- урочные формы занятий по курсу ФВ в школах и др. образовательных учреждениях.

Формы занятия урочного типа - занятия урочного типа, организованные под руководством специалиста в секциях.

Формы занятий неурочного типа- крупные, индивидуальные занятия, собственно-спортивные и физкультурно-спортивные состязания, физкультурно-рекреативные формы занятий.

Малые формы: вводная гимнастика, утренняя зарядка, микросеансы отдельных упражнений тренировочного характера в повседневном режиме.

Физическая культура в общеобразовательной школе. Взаимосвязь урочных, внеклассных и внешкольных форм занятий по физической культуре. Воспитательная роль занятий по физической культуре,

Основными, задачами физического воспитания в школе, являются:

1) содействие правильному физическому развитию организма устойчивости его против неблагоприятных условий внешней среды, укреплению здоровья, воспитанию навыков и привычек соблюдения правил личной гигиены;

3) достижение возможного для каждой возрастной группы уровня развития физических (двигательных) качеств;

4) воспитание потребности к систематическим занятиям физическими упражнениями и спортом.

Эти задачи отражают общее направление физического воспитания в школе в целом.

Урок физической культуры является основной формой проведения занятий. Содержание

Урока определяется государственной учебной программой. Уроки физической культуры

проводятся в соответствии с общепедагогическими требованиями. В физическом воспитании большое значение имеют практические методы обучения, в частности методы упражнения. Специфическими среди них являются метод строго регламентированного упражнения, игровой и соревновательный методы.

Занятия в секции обшей физической подготовки, могут преследовать различные цели:

а) помогать отстающим в освоении учебной программы и повышать уровень их физической подготовки;

б) приобщать учащихся к систематическим занятиям физической культурой и содействовать последующему выбору спортивной специализации,

в) готовить, занимающихся к предстоящим внутришкольным соревнованиям по учебной программе или сдаче нормативов комплекса ГТО.

Особенно благоприятное влияние на качество работы учащихся на уроке оказывает установка на будущие соревнования классов-команд по учебной программе.

Вопросы к экзамену по Культурологии

1. Понятие культуры. Роль культуры в жизни людей

2. Подходы к изучению культуры

3. Структурные элементы и функции культуры

4. Элитарная, народная и массовая культура

5. Религия и атеизм как культурные явления

6. Искусство как культурное явление. Содержание и форма в искусстве. Виды искусства.

7. Современное искусство

8. Наука – важнейший элемент культуры. Основные этапы развития науки. Связь науки с производством.

9. Основные этапы развития научной революции. Научная картина мира.

10. Культурогенез. Культура и цивилизация, их взаимосвязь.

11. Трактовка понятий культура и цивилизация в концепции Н.Я Данилевского, О.Шпенглера.

12. Трактовка понятий культура и цивилизация в концепции А. Тойнби

13. Возникновение и становление постмодернизма.

14. Постмодернизм как образ жизни.

15. Типология культур. Восточные и западные типы культур.

16. Культура и человек. Инкультурация и социализация.

17. Культура и личность.

18. Культура и образование. Образование в современном мире.

19. Возникновение культуры. Материальная культура первобытного общества.

20. Своеобразие культуры Древнеегипетской цивилизации.

21. Культура древней Индии.

22. Культурное наследие Древнего Китая.

23. Культура древней Японии.

24. Культура средневековой Японии.

25. Крито-микенская культура в мифах и археологических исследованиях.

26. Характеристика Византийской культуры.

27. Культура западноевропейского средневековья.

28. Культура арабо-мусульманского Востока в средние века.

29. Характеристика культуры эпохи Возрождения.

30. Культура России первой половины XVIII века.

31. Культура, наука и образование в России во второй половине XVIII века.

33. Культура России во второй половине XIX века.

35. Развитие просвещения, образования, науки в России на рубеже XIX –XX вв.

36. Природа и культура. Роль природы в становлении культуры.

37. Экология и экологическая культура.

1. Понятие культуры. Роль культуры в жизни людей

Культурология – это наука о культуре, это наука, изучающая человеческое общество, но отличающаяся от других подобных наук, так как предметом культурологи являются все многообразные процессы жизнедеятельности людей: материальные, экономические, социальные, политические, моральные, демографические, этнические (т.е. искусственная среда, язык как универсальное средство общения, знания и т.д.), которые раскрывают культуру как форму и способ существования человека.

Культурология рассматривает вопросы теории и истории мировой культуры. Курс культурологи дает понимание того, что любая материально-практическая, научная и иная деятельность человека вне культуры невозможна так же, как невозможна без культуры и сама жизнь человека.

На земле одновременно соседствует множество культур. Как они возникли? Какова их судьба? Способны ли они воспринимать друг друга? Некоторые культуры выглядят странными, патриархальными, отражают древнее самосознание человека. А другие культуры, напротив, уже достаточно продвинулись в собственном развитии, приобрели современный облик.

Итак, культурология – это наука о множественности культур, об их уникальности. Это системное знание о культуре – в рамках исторического, философского и антропологического знания.

Цель курса культурологии:

· обеспечить будущих специалистов знаниями в области культуры, пониманием ее роли в жизнедеятельности любого общества и каждого человека;

· развить чувство уважения к традициям, истории и культуре своего народа и к духовному наследию всего человечества;

· сформировать представление о культурно-исторических центрах и цивилизациях мира, особенностях их развития;

· научить ценить достижения культуры и представлять значение культуры для настоящего.

1) Одни под культурой понимают лишь ценности духовной жизни.

2) Другие - лишь явления искусства, литературы.

Термин культура многозначен. Им можно характеризовать культуру определённой эпохи, народа, той или иной сферы жизни (например: культура Возрождения, культура славян, культура труда).

Исторически термин культура возник в Древнем Риме и означал обработку, возделывание, земледелие, а затем и просвещённость, воспитанность, образованность человека.

В настоящее время понятие "культура" означает исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и культурных ценностях.

Явления культуры изучает множество конкретных наук – археология, этнография, история, социология, философия, эстетика, религия и т. д. Каждая наука даёт своё определение культуры. Дискуссии по вопросу о понятии культуры продолжаются до сих пор. По подсчетам американских культуроведов Альфреда Кребера и Клайда Клакхона, их число составляет более 500, а некоторые исследователи выделяют около 1000 определений культуры.

Американские ученые Д. Кребер и К. Клакхон пошли по пути синтеза всех определений. Они выделили три основные характеристики, на которые обращают внимание большинство исследователей:

1) культура - это то, что отличает человека от животньх, то, что свойственно только человеческому обществу;

2) культура - это то, что не передается биологически, а предпoлагает передачу посредством обучения; культура создана человеком; культура противоположна природе;

3) культура передается при помощи знаков, символических форм (языка, произведений искусства, изделий и инструментов и т. д..) и связана с идеями.

Под культурой обычно понимают, прежде всего то, что преобразовано, создано, обработано человеком, возникло в результате человеческой жизнедеятельности. Это технические, хозяйственные сооружения, средства производства, средства передвижения, язык, научные знания, произведения искусства и т.д. Культура тесно связана с деятельностью людей, существует благодаря ей. Субъектом культурной деятельности является не отдельный изолированный индивид, а люди, находящиеся между собой в определенных взаимоотношениях. Культура – это не только результаты человеческой деятельности, но и сама деятельность: знания, навыки, формы. Существует тесная связь культуры, общества и личности. Нет общества без культуры, но нет и культуры без общества.

Предлагаем два широких, обобщающих определения культуры.

Культура – это активная творческая деятельность субъектов (индивидов) по освоению мира, в процессе которой производятся, сохраняются, передаются, распределяются, обмениваются, потребляются общественно значимые материальные и духовные ценности, а также совокупность самих этих ценностей.

Культура – это специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и учреждений, в совокупности отношений людей к природе, между собой и к самим себе.

Итак, понять сущность культуры можно лишь через призму деятельности человека, народов, населяющих планету. Культура не существует вне человека. Культура изначально связана с человеком и порождена тем, что он постоянно стремится искать смысл своей жизни и деятельности, совершенствовать себя и мир, в котором живёт.

2. Современные подходы к пониманию культуры

Культура - это сложное, многоаспектное явление.

Культура предполагает определенный вещный мир, так же как и мир идей и образов.

Культура – это определенные сферы деятельности, а значит система учреждений и организаций.

Культура – это техника и технология, производство и потребление.

Культура – это средства массовой коммуникации и потоки информации.

Культура – это традиции и нормы, обычаи и предпочтения, оценки и вкусы, интересы и потребности.

Культура – это определенные действия и поступки людей, их типичный для данного общества образ жизни.

В каждой из областей исследования культуру определяют по-своему.

Поэтому существует несколько самостоятельных подходов к рассмотрению феномена культуры:

1. Антропологический подход Антропология – наука о происхождении и эволюциичеловека. Антропосоциогенез – процесс совместного зарождения и развития человека и общества. Выделяют: · физическую антропологию, · философскую антропологию,· социальную антропологию,· культурную антропологию, · психологическую антропологию т.д.Антропологический подход к культуре разработан следующими учеными, зарубежными и российскими этнографами, этнологами (история этнографии) и антропологами: Д.Н. Анучин, К. Клакхон, А.Л. Кребер, К. Леви-Строс, Б. Малиновский, Н.Н. Миклухо-Маклай, Л. Морган, Э.Б. Тайлор и др. Антрополог изучает все аспекты той или иной территории: биологические особенности человека, язык, технику, социальное устройство, приспособляемость к окружающей среде. Первоначально объектом анализа социальной и культурной антропологии были изолированные племена и отдельные деревни, сегодня – это современные промышленные предприятия, отдельные учреждения, школы, вузы, больницы и т. п. Основным объектом и предметом остается область повседневных взаимодействий в рамках жизненного мира человека. Антропологический подход к исследованию культуры отличается целостностью анализа социокультурных явлений. В региональных исследованиях антрополог изучает все аспекты той или иной территории: биологические особенности человека, язык, технику, социальное устройство, приспособляемость к окружающей среде. При этом антрополог не отрицает значения специализированных исследований, проводимых социальными психологами, экономистами, юристами, политологами.
2. Философский подход Философский подход стремится к рациональному объяснению всего бытия. Философия выступает теоретическим выражением человеческих ценностей и человеческого отношения к миру.
3. Аксиологический – ценностный подход Аксиология – это наука о ценностях. Культура – это совокупность материальных и духовных ценностей, созданнъх человечеством. Ценности – это осознанные, социально значимые для духовного и физического развития людей явления и процессы. Культура содержит:· ценности-идеалы, нормы и стандарты поведения, которые регулируют поступки и отношение людей друг к другу, к обществу, природе.Нормы – это правила поведения людей в обществе.· материальные вещи, которые производят люди. Культура воплощает в себе все самое ценное, все самое важное с точки зрения сообщества людей - то, что они хотели бы поддержать и сохранить для будущих поколений.
4. Деятельностный подход; системный подход Человек активно преобразует мир, поэтому деятельность – основная характеристика человеческой жизни, всей истории человечества. В результате деятельности людей создается материальная и духовная культура. Культура – процесс творческой деятельности человека.
5. Функциональный подход; личностно-атрибутивный подход Культура – характеристика самого человека. Отдельный человек может быть носителем культуры, может активно участвовать в ее развитии. Физические и духовные качества человека, его отношение к миру – это есть культура человека. Поступки, выбор человека говорят о его внутренней и внешней культуре.
6. Семиотический (символический) или знаковый подход Семиотика - наука о знаках. Культура представляет собой совокупность знаков и знаковых систем, символов, текстов, которые используются людьми во взаимодействиях друг с другом, при осмыслении природы и в практической деятельности. Знаковые системы:- язык, при помощи которого мы общаемся и передаем информацию;-мифы;- фольклорные и литературные произведения,- картины,- фильмы, - религиозные ритуалы и т.д.Они несут огромную информацию о мире и о том, как он устроен, сообщают о том, как должны себя вести члены общества, что хорошо, а что плохо, что считается правильным, а что неправильным. Именно поэтому говорят, что культура - это небиологическая знаковая система.
7. Технологический подход Культура представляет определенный уровень производства и воспроизводства общественной жизни, который зависит от технико-экономических показателей развития общества, его энерговооруженности, технологии и других параметров. Рассматривают культуру с точки зрения развития техники и технологий.

3. Структурные элементы и функции культуры.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.