Законодательное и нормативное регулирование бухучета в рф шпора

Основы организации и регулирования российской бухгалтерской системы следует рассматривать в контексте классификации мировых учетных систем (с точки зрения происхождения национальных стандартов учета и отчетнос­ти), согласно которой выделяются две базовые модели:

- континентальная, в которой развитие учета предопределяется законода­тельными актами государства;

- англосаксонская, в которой доминирующую роль в установлении стандартов учета и отчетности играют бухгалтеры-про­фессионалы.

Общее методологическое руководство бухгалтерским учетом в Российс­кой Федерации осуществляется федеральным органом исполнительной влас­ти, определяемым Правительством Российской Федерации.

Основными функциями федерального органа определены:

а) подготовка нормативных актов, регулирующих ведение бухгалтерского учета;

б) организация аттестации и проверки качества работы профессиональ­ных бухгалтеров в Российской Федерации.

Законодательство Российской Федерации о бухгалтерском учете состоит из Федерального закона, раскрывающего правовые и методологические осно­вы порядка ведения бухгалтерского учета в организациях Российской Федера­ции, а также документов, излагающих правила представления полной и досто­верной информации применительно к конкретным объектам бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в целом. Законодательство о бухгалтерском учете находится в ведении Правительства Российской Федерации.

Система нормативного регулирования бухгалтерского учета в Российской Федерации включает следующие уровни документов по бухгалтерскому уче­ту:

б) второй уровень — положения по бухгалтерскому учету;

в) третий уровень — План счетов бухгалтерского учета и Инструкция по его применению, методические указания, инструкции, рекомендации и иные аналогичные им документы;

г) четвертый уровень — рабочие документы конкретной организации.

На первом уровне кроме Федерального закона отдельные аспекты бух­галтерского учета регулируются Гражданским кодексом РФ и другими федеральными законами.

Документы второго уровня включают положения по бухгалтерскому уче­ту и утверждаются федеральным органом исполнительной власти, определя­емым Правительством Российской Федерации, в основном Министерством финансов РФ. Такие положения регламентируют принципы и правила учета отдельных объектов бухгалтерского наблюдения, которые составляют систему национальных стандартов, ориентированную на Международные стандарты финансовой отчетности.

Документы третьего уровня подготавливаются и утверждаются федераль­ными органами, министерствами и иными органами исполнительной власти, которым федеральными законами предоставлено право регулирования бух­галтерского учета, профессиональным объединением бухгалтеров на основе и в развитие документов первого и второго уровня. К документам третьего уровня относятся планы счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйствен­ной деятельности организаций и инструкции по их применению, которые составляют основу организации учета на всех предприятиях независимо от подчиненности, форм собственности, организационно-правовой формы. План счетов представляет собой схему регистрации и группировки фактов хозяйственной жизни в бухгалтерском учете и содержит наименования и ко­ды счетов. В Инструкции по применению плана счетов приведена краткая ха­рактеристика счетов, раскрыта их структура и назначение, экономическое содержание обобщаемых на них фактов, порядок учета наиболее распростра­ненных операций.

Документы четвертого уровня утверждаются руководителем организации. Они состоят из внутренних документов бухгалтерского учета организации, учитывают специфику условий хозяйствования, отраслевой принадлежнос­ти, структуру и размеры организации и другие факторы. Эти документы но­сят обязательный характер для системы внутреннего регламентирования хо­зяйственной деятельности организации и формируют учетную политику ор­ганизации.

Сведения, полученные в ходе ведения бухгалтерского учета и подготовки бухгалтерской отчетности, могут служить исходными данными для налоговых расчетов. Имеете с тем законодательные и иные нормативные акты, регу­лирующие порядок налогообложения, не могут содержать положения, регла­ментирующие порядок ведения бухгалтерского учета.

5. Нормативное регулирование бухгалтерского учета

В настоящее время в России сформировалась четырехуровневая система нормативного регулирования бухгалтерского учета.

Третий (методологический) уровень образуют инструкции, рекомендации и аналогичные методические указания по ведению бухгалтерского учета, которые принимаются Минфином РФ, федеральными органами исполнительной власти. К документам этого уровня относятся План счетов бухгалтерского учета и инструкция по его применению, инструкции по заполнению форм бухгалтерской отчетности, Методическое указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств и т. д.

Четвертый уровень составляют организационно-распорядительные документы, формирующие учетную политику предприятия, которые разрабатываются самим предприятием или консультационными фирмами по заказу предприятия. Документами этого уровня являются приказы, распоряжения, рабочие инструкции, указания по учету конкретных объектов или операций в организации.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Читать книгу целиком

Похожие главы из других книг:

1. Понятие и виды бухгалтерского учета. Показатели, используемые в учете, функции, объекты и задачи бухгалтерского учета Бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе,

2.6. Формы бухгалтерского учета Форма учета определяется следующими признаками: количеством, структурой и внешним видом учетных регистров, связью между документами и регистрами, а также между регистрами и способом записи в них, т. е. использованием тех или иных

2.7. Организация бухгалтерского учета Под организацией бухгалтерского учета понимают систему условий и элементов (составляющих) построения учетного процесса с целью получения достоверной и своевременной информации о хозяйственной деятельности организации и

2. Понятие бухгалтерского учета Любое предприятия требует организации наблюдения за его хозяйственной деятельностью. Это необходимо для контроля над выполнением плановых заданий и обеспечения соответствующих подразделений предприятия необходимыми для принятия

4.1. Понятие, определения и нормативное регулирование консолидированной отчетности Понятие консолидированной отчетности возникло на рубеже XX в. в США. Потребность консолидации финансовой отчетности связана с процессами концентрации и централизации капитала, создания

5. Предмет бухгалтерского учета Бухгалтерский учет отражает наличие хозяйственных средств предприятия. В процессе хозяйственной деятельности хозяйственные средства изменяются, совершают кругооборот, который также отражает бухгалтерский учет. Бухгалтерский учет

6. Метод бухгалтерского учета. Документы и формы ведения бухгалтерского учета Метод бухгалтерского учета– это совокупность способов и приемов получения информации об объектах учета.Основными способами и приемами являются:1) документирование, т. е. все сведения о

32. Принципы бухгалтерского учета Обеспечивают однозначное понимание информации:1) денежное выражение;2) принципы автономности предприятия (бухгалтерский учет ведется в рамках каждой хозяйственной единицы);3) принцип существенности, т. е. не следует терять время на учет

43. Регулирование бухгалтерского учета Правительство РФ осуществляет общее методологическое руководство бухгалтерским учетом в Российской Федерации (утвердило Программу реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой

49. Организация бухгалтерского учета На руководителей организаций возложена ответственность за:1) организацию бухгалтерского учета в организациях;2) соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций.Руководители организаций выбирают способ

30. Организация бухгалтерского учета Ответственность за организацию бухгалтерского учета в организациях, соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций несут руководители организаций.Руководители организаций могут в зависимости от объема учетной

5. Нормативное регулирование бухгалтерского учета В настоящее время в России сформировалась четырехуровневая система нормативного регулирования бухгалтерского учета.Первый (законодательный) уровень представлен федеральными законами, постановлениями Правительства

Презентацию к данной лекции можно скачать здесь.

Цель занятия: раскрыть особенности нормативного регулирования учёта, рассмотреть формы бухгалтерского учета.

Выше мы ссылались на некоторые нормативные акты (в частности, на закон "О бухгалтерском учете") при описании тех или иных вопросов бухгалтерского учета. Надо отметить, что в бухгалтерском учете нормативное регулирование играет важнейшую роль. Дело в том, что даже незначительные изменения в тех или иных механизмах учета способны вызвать серьёзные изменения в итоговой бухгалтерской и налоговой отчетности.

Нормативное регулирование бухгалтерского учета в Российской Федерации состоит из четырех уровней.

Первый уровень представлен законом "О бухгалтерском учете", другими федеральными законами (в том числе - Кодексами РФ), Указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ, имеющими отношение к бухгалтерскому учету . Так же к первому уровню относится Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации (приказ Минфина от 29 июля 1998 г. N 34н в ред. от 24.12.2010).

Среди нормативных документов первого уровня особо следует отметить Налоговый кодекс. На его основе строится налоговый учет . Дело в том, что правила бухгалтерского учета, закрепленные в соответствующих нормативных актах, часто не соответствуют правилам, которые регламентирует Налоговый кодекс для целей исчисления тех или иных налогов. Например, в бухгалтерском учете можно выявить финансовый результат деятельности предприятия - прибыль или убыток. Но в бухгалтерском и налоговом учете различаются классификации доходов и расходов - в результате бухгалтерскую прибыль нельзя использовать для исчисления налога на прибыль - сделать это можно, либо скорректировав данные бухгалтерского учета в соответствии с Налоговым кодексом, либо ведя отдельный налоговый учет .

Второй уровень представлен Положениями по бухгалтерскому учету . Сокращенно эти положения называют ПБУ . ПБУ имеют названия и номера. В номер ПБУ входит его порядковый номер и номер года, в котором принято ПБУ . Положения по бухгалтерскому учету разрабатываются Министерством Финансов РФ и регламентируют правила по отдельным объектам учета. ПБУ представляют собой систему национальных стандартов бухгалтерского учета. Российская система национальных стандартов учета ориентирована на сближение с Международными стандартами финансовой отчетности (МСФО).

На сегодняшний день существуют следующие ПБУ :

  • ПБУ 1/2008 - Учетная политика организации
  • ПБУ 2/2008 - Учет договоров строительного подряда
  • ПБУ 3/2006 - Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте
  • ПБУ 4/99 - Бухгалтерская отчетность организации
  • ПБУ 5/01 - Учет материально-производственных запасов
  • ПБУ 6/01 - Учет основных средств
  • ПБУ 7/98 - События после отчетной даты
  • ПБУ 8/2010 - Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы
  • ПБУ 9/99 - Доходы организации
  • ПБУ 10/99 - Расходы организации
  • ПБУ 11/2008 - Информация о связанных сторонах
  • ПБУ 12/2010 - Информация по сегментам
  • ПБУ 13/2000 - Учет государственной помощи
  • ПБУ 14/2007 - Учет нематериальных активов
  • ПБУ 15/2008 - Учет расходов по займам и кредитам
  • ПБУ 16/02 - Информация по прекращаемой деятельности
  • ПБУ 17/02 - Учет расходов на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы
  • ПБУ 18/02 - Учет расчетов по налогу на прибыль
  • ПБУ 19/02 - Учет финансовых вложений
  • ПБУ 20/03 - Информация об участии в совместной деятельности
  • ПБУ 21/2008 - Изменения оценочных значений
  • ПБУ 22/2010 - Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности
  • ПБУ 23/2011 - Отчет о движении денежных средств
  • ПБУ 24/2011 - Учет затрат на освоение природных ресурсов

Третий уровень нормативного регулирования бухгалтерского учета в РФ включает в себя План счетов и инструкцию по его применению, различные методические указания по ведению учета (часто такие методические указания сопутствуют соответствующим ПБУ ), рекомендации, выпускаемые соответствующими органами и т.д.

Четвертый уровень представлен документами, регламентирующими особенности учета на конкретном предприятии. Эти документы, в частности - учетная политика - утверждаются руководством организации.

Противоречия в документах, регулирующих бухгалтерский учет , разрешаются следующим образом. Если документ более низкого уровня противоречит документу более высокого уровня - разночтение толкуется в пользу документа более высокого уровня. Например, если окажется так, что один из пунктов ПБУ будет противоречить ФЗ "О бухгалтерском учете" - применяться будет именно закон. Еще более очевидным выглядит, например, разрешение противоречия между учетной политикой организации и ПБУ или ФЗ "О бухгалтерском учете".

Если друг другу противоречат два документа, находящихся на одном уровне (например, два письма Минфина, которые относятся к третьему уровню нормативного регулирования), применять следует тот документ, который имеет более позднюю дату принятия.

Изменения в нормативных актах, регламентирующих бухгалтерский учет , происходят достаточно часто. Если вы хотите быть в курсе всех изменений, пользоваться всегда только последними версиями документов - вам придется подумать о том, как обеспечить себя свежей информацией. Как правило, эту проблему помогают решить электронные правовые системы. Например - КонсультантПлюс, ГАРАНТ.

Если вы планируете использовать для целей бухгалтерского учета специальное ПО - например - программный комплекс 1С:Предприятие - учтите, что, используя его (при наличии соответствующей подписки на обновления) вы тоже не останетесь в стороне от изменений в законодательстве. В частности, обновления конфигураций (то есть - наборов настроек системы, которые позволяют вести учет на предприятии) обычно включают в себя изменения, которые приводят систему учета в соответствие с актуальным законодательством. К тому же, некоторые варианты подписки на обновления бухгалтерских программ предусматривают поставку свежих законодательных баз данных вместе с файлами обновлений.

Если вы хотите стать бухгалтером - будьте готовы к постоянной работе с законодательством. Более того, ни один бухгалтер не обходится в практической деятельности без специальных бухгалтерских изданий, как правило - периодических журналов. Их существует великое множество, часто на их страницах можно найти ценные комментарии к применению новых законодательных актов или к изменениям в существующих. Например, такое обычно случается при выходе нового ПБУ или изменении существующего, при изменениях, внесенных в Налоговый Кодекс и т.д. К тому же, в таких журналах можно найти множество практических примеров сложных случаев учета, почитать ответы на вопросы бухгалтеров, через редакционную почту можно связаться с профессионалами, которые ответят на ваши вопросы, возможно - так же через журнал.

Существует еще один интересный вид "литературы" для бухгалтера. Это - так называемые бераторы - наборы актуальных рекомендаций по бухгалтерскому и налоговому учету. Они постоянно обновляются и так же являются ценным источником информации для бухгалтера.

Не следует забывать и о специализированных Интернет-ресурсах для бухгалтеров. Такие ресурсы обычно содержат постоянно пополняющиеся наборы статей на актуальные темы учета. По большей части такие ресурсы бесплатны, однако есть и платные бухгалтерские сайты.

Нормативное регулирование бухгалтерского учета как одной из основополагающих сторон деятельности организации является важнейшей задачей финансовых властей. Бухгалтерский учет, будучи источником для финансовой отчетности, которая в свою очередь предоставляет информацию для лиц, чьи решения непосредственным образом сказываются на деятельности любой организации, должен быть предметом постоянного и тщательного регулирования со стороны государства. От того, насколько своевременно и обосновано оно будет реагировать на изменение экономической жизни, разрабатывая новые и корректируя старые нормы в области бухгалтерского учета, будет зависеть качество финансовой отчетности, а, следовательно, и экономическая эффективность принимаемых решений.

Скачать:

ВложениеРазмер
knor_e_e_na_pechat.docx 203.43 КБ

Предварительный просмотр:

Выполнила студентка 2 курса :
специальности 38.02.01 «Экономика

Кнор Е.Э.
Преподаватель: Борисова М. В.

  1. Система нормативного регулирования бухгалтерского учёта в России………………………………………………………………………5
  2. Система законодательного регулирования бухгалтерского учёта в России …………………………………………………………………..….8
  3. Система законодательного и нормативного регулирования бухгалтерского учёта в РФ………………………………………….….10

Список используемой литературы…………………………………………. 13


Нормативное регулирование бухгалтерского учета как одной из основополагающих сторон деятельности организации является важнейшей задачей финансовых властей. Бухгалтерский учет, будучи источником для финансовой отчетности, которая в свою очередь предоставляет информацию для лиц, чьи решения непосредственным образом сказываются на деятельности любой организации, должен быть предметом постоянного и тщательного регулирования со стороны государства. От того, насколько своевременно и обосновано оно будет реагировать на изменение экономической жизни, разрабатывая новые и корректируя старые нормы в области бухгалтерского учета, будет зависеть качество финансовой отчетности, а, следовательно, и экономическая эффективность принимаемых решений.

Кроме того, актуальность данной темы связаны еще и с тем, что в условия экономического роста и финансового оздоровления российской экономики многие отечественные компании осознали необходимость, а главное, получили возможность выхода за национальные границы. В условиях глобализации такой выход для российских компаний сопряжен со многими трудностями, одной из которых является не соответствие российского бухгалтерского законодательства международным стандартам бухгалтерской отчетности. Новые требования, предъявляемые российским компаниям за рубежом, предопределяют необходимость адекватной трансформации Российского бухгалтерского учета.

1.Система нормативного регулирования бухгалтерского учёта в России

В России ведется постоянная работа по совершенствованию системы правового и методологического регулирования бухгалтерского учета, базирующаяся на четырехуровневой системе нормативно- правовых актов.

Второй уровень — Положения по бухгалтерскому учету (российские стандарты), утверждаемые федеральными органами исполнительной власти, Правительством РФ. В настоящее время издано 22 Положения (стандарты) по бухгалтерскому учету.

Третий уровень - методические указания, инструкции, рекомендации и иные анаюгичные документы. Подготавливаются и утверждаются они федеральными органами, министерствами, другими органами исполнительной власти, профессиональным объединением бухгалтеров на основе и в развитие документов первого и второго уровней. Сюда относятся Планы счетов бухгалтерского учета финан- сово-хозяйственной деятельности организаций и инструкции по их применению.

Четвертый уровень — документы по организации и ведению бухгалтерского учета по отдельным видам имущества, обязательствам и хозяйственным операциям, которые носят обязательный характер для конкретных организаций. Это рабочие документы организаций, предназначенные для внутреннего пользования, утверждаемые руководителем организации в рамках принятой учетной политики. Указанные документы, их содержание и статус, принципы построения и взаимодействия между собой, а также порядок подготовки и утверждения определяются руководителем организации.

В последние годы система нормативного регулирования и ведения бухгалтерского учета в России подверглась значительным изменениям, дополнениям и уточнениям. Поэтому при разработке учетной политики организации должны исходить из Федерального закона о бухгалтерском учете, иных федеральных законов, указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ и положений, приказов, Плана счетов бухгалтерского учета, инструкций и писем Министерства финансов РФ и других нормативных документов.

2.Система законодательного регулирования бухгалтерского учёта в Росси

Законодательное регулирование бухгалтерского учета на территории Российской Федерации осуществляется системой нормативных актов, имеющих следующую иерархию.

Рис. 1. Схема законодательного регулирования бухгалтерского учета

Общее методологическое руководство бухгалтерским учетом в Российской Федерации осуществляется Правительством Российской Федерации.

Организации, руководствуясь законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, нормативными актами органов, регулирующих бухгалтерский учет, самостоятельно формируют свою учетную политику, исходя из своей структуры, отрасли и других особенностей деятельности.

В России идет реформа бухгалтерского учета. Концепция бухгалтерского учета в рыночной экономике России, одобренная Методологическим советом по бухгалтерскому учету при Министерстве финансов РФ, Президентским советом ИПБ 29 декабря 1997 г., определяет основы построения системы бухгалтерского учета в условиях новой экономической среды, складывающейся в стране. Она основывается на последних достижениях науки и практики, ориентируется на модель рыночной экономики, использует опыт стран с развитой рыночной экономикой, отвечает международным признанным стандартам финансовой отчетности.

3.Система законодательного и нормативного регулирования бухгалтерского учёта в РФ

В процессе исторического развития общества возникли и постоянно совершенствовались национальные системы бухгалтерского учета. Национальная система бухгалтерского учета в Российской Федерации базируется на специфике экономических отношений и традиций государства.

В соответствии сост. 71 Конституции Российской Федерации бухгалтерский учет находится в ведении государства. Общее методологическое руководство бухгалтерским учетом по поручению Правительства Российской Федерации осуществляется Минфином России. Федеральными законами предоставлено право регулирования отдельных аспектов бухгалтерского учета ЦБ РФ, Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг и др. При этом нормы ведения бухгалтерского учета, разрабатываемые этими органами, не должны противоречить нормам, устанавливаемым Минфином России. Регулирование бухгалтерского учета осуществляется посредством издания законодательных, нормативных правовых актов и иных документов.

Следует отметить, что в настоящее время происходит постепенное снижение роли государства в регулировании бухгалтерского учета. К разработке национальных стандартов, методических рекомендаций и инструкций подключаются общественные профессиональные организации, и прежде всего Институт профессиональных бухгалтеров (ИПБ), созданный в 1997 г. и являющийся членом Международной федерации бухгалтеров.

В 1997 г. президентским советом ИПБ совместно с Методологическим советом по бухгалтерскому учету при Минфине России разработана Концепция бухгалтерского учета в рыночной экономике (далее — Концепция), которая явилась основой построения действующей в настоящее время системы нормативного регулирования бухгалтерского учета. Концепция установила базовые положения построения системы бухгалтерского учета, ориентированные на использование международных принципов учета и отчетности в рыночной экономике.

Концепция внесла определенный вклад в процесс реформирования бухгалтерского учета в России и стала основой для принятия Правительством Российской Федерации в марте 1998 г. Программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности. Были определены главные задачи реформирования системы бухгалтерского учета:

  • формирование системы национальных стандартов учета и отчетности, обеспечивающих полезность информации для внешних пользователей;
  • обеспечение увязки реформы бухгалтерского учета в Российской Федерации с основными тенденциями гармонизации стандартов на международном уровне;
  • оказание методической помощи организациям в понимании и внедрении инновационной модели бух ran те рек о го учета.

В процессе реформирования бухгалтерского учета в стране проводится переориентация нормативного регулирования с учетного процесса бухгалтерского учета на бухгалтерскую отчетность и использование в национальном регулировании бухгалтерского учета международных стандартов.

За годы, прошедшие со времени принятия Программы реформирования бухгалтерского учета, в национальной системе бухгалтерского учета произошли значительные изменения. Однако система бухгалтерского учета постоянно изменяется под влиянием новых требований к учетной информации, предъявляемых пользователями. Поэтому в 2004 г. приказом Минфина России одобрена Концепция развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2004-2010), в которой определены цели и направления дальнейшего развития бухгалтерского учета и отчетности.

Важнейшей целью развития бухгалтерского учета и отчетности на среднесрочную перспективу определено создание условий и предпосылок для успешного выполнения возложенных на бухгалтерский учет функций, и в первую очередь функции формирования информации о деятельности экономических субъектов, полезной внутренним и внешним пользователям. Основные направления дальнейшего развития бухгалтерского учета и отчетности:

  • повышение качества информации, формируемой в бухгалтерском учете и отчетности;
  • создание инфраструктуры применения МСФО:
  • изменение системы регулирования бухгалтерского учета и отчетности (при разумном сочетании деятельности органов государственной власти и профессионального сообщества);
  • усиление контроля качества бухгалтерской отчетности;
  • существенное повышение квалификации специалистов, занимающихся постановкой и ведением бухгалтерского учета и отчетности, аудитом бухгалтерской отчетности, а также пользователей бухгалтерской отчетности.

На протяжении последних десяти лет в России сложилась определенная, еще не законченная, но уже имеющая четкие очертания, система нормативного регулирования бухгалтерского учета. В рамках этой системы и на основе проделанной работы можно сделать несколько важных выводов о ней.

Во-вторых, российская система нормативного регулирования бухгалтерского учета является действительно системой, то есть представляет собой целостную, взаимосвязанную, иерархично выстроенную совокупность нормативно правовых и иных актов. Верхний уровень этой системы – это законодательный уровень с обязательными к исполнению нормами, этот уровень связан с нормативным уровнем, где более подробно раскрыты категории первого уровня, ПБУ в свою очередь конкретизируются в методических указаниях и инструкциях, и, на конец, на организационном уровне происходит непосредственное применение всех норм и рекомендаций по ведению бухгалтерского учета в конкретных ситуациях в организациях.

В-третьих, российская система нормативного регулирования бухгалтерского учета находится на пути реформирования в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности, что говорит о заинтересованности государства в выходе отечественных компаний на зарубежные рынки, что в свою очередь будет способствовать укреплению имиджа России как страны со здоровой, инвестиционно привлекательной экономикой.

В процессе исторического развития общества возникли и постоянно совершенствовались национальные системы бухгалтерского учета. Национальная система бухгалтерского учета в Российской Федерации базируется на специфике экономических отношений и традиций государства. Основой правового регулирования бухгалтерского учета в нашей стране является Конституция Российской Федерации (Основной закон), согласно ст. 71 которой бухгалтерский учет, являющийся инструментом финансового контроля и единой финансовой политики, находится в ведении государства.

Регулирование российской системы бухгалтерского учета осуществляется посредством издания законодательных актов государства. Это обеспечивает единство экономического пространства, конституционное право на единый рынок, реализацию принципов правового равенства экономических субъектов, осуществляющих предпринимательскую деятельность. Государство в лице Правительства РФ осуществляет общее методологическое руководство бухгалтерским учетом в целях его упорядоченности, обеспечения единообразия и сопоставимости. В свою очередь, Правительство РФ в соответствии с действующим законодательством о бухгалтерском учете предоставляет право отдельным субъектам государственного и негосударственного значения регулирования бухгалтерского учета.

Субъектами государственного регулирования бухгалтерского учета являются уполномоченный федеральный орган (федеральный орган исполнительной власти) и Центральный банк Российской Федерации.

Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование бухгалтерского учета и бухгалтерской (финансовой) отчетности, является Минфин России, основными функциями которого в этой части являются:

  • • утверждение программы разработки федеральных стандартов по бухгалтерскому учету и бухгалтерской (финансовой) отчетности (далее — федеральные стандарты);
  • • утверждение федеральных стандартов и в пределах своей компетенции отраслевых стандартов бухгалтерского учета (далее — отраслевые стандарты) и обобщение практики их применения;
  • • осуществление экспертизы проектов стандартов бухгалтерского учета;
  • • утверждение требований к оформлению проектов стандартов бухгалтерского учета;
  • • участие в установленном порядке в разработке международных стандартов финансовой отчетности (МСФО);
  • • представление Российской Федерации в международных организациях, осуществляющих деятельность в области бухгалтерского учета и бухгалтерской (финансовой) отчетности;
  • • осуществление иных функций, предусмотренных законодательством о бухгалтерском учете и иными федеральными законами.

На Центральный банк РФ возложено установление правил ведения бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы, который в пределах своей компетенции:

  • • утверждает отраслевые стандарты по бухгалтерскому учету и обобщает практику их применения;
  • • участвует в подготовке и согласовании программы разработки федеральных стандартов;
  • • участвует в экспертизе проектов федеральных стандартов;
  • • участвует совместно с Минфином России в разработке МСФО;
  • • осуществляет иные функции, предусмотренные законодательством о бухгалтерском учете и иными федеральными законами. Субъектами негосударственного регулирования бухгалтерского

учета являются саморегулируемые организации. Такими организациями могут быть: саморегулируемые организации предпринимателей; иных пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности; аудиторов, заинтересованных принимать участие в регулировании бухгалтерского учета; ассоциации и союзы само- регулируемых организаций; иные некоммерческие организации, преследующие цели развития бухгалтерского учета. К функциям субъекта негосударственного регулирования бухгалтерского учета относятся:

  • • разработка проектов федеральных стандартов, осуществление публичного обсуждения этих проектов и представление их в уполномоченный федеральный орган (Минфин России);
  • • участие в подготовке программы разработки федеральных стандартов;
  • • участие в экспертизе проектов стандартов бухгалтерского учета;
  • • обеспечение соответствия проекта федерального стандарта бухгалтерского учета МСФО;
  • • разработка и принятие рекомендаций в области бухгалтерского учета;
  • • разработка предложений по совершенствованию стандартов бухгалтерского учета;
  • • участие в разработке МСФО.

Регулирование бухгалтерского учета в России осуществляется в соответствии со следующими принципами:

  • • соответствия федеральных и отраслевых стандартов бухгалтерского учета потребностям пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также уровню развития науки и практики бухгалтерского учета:
  • • единства системы требований к построению бухгалтерского учета;
  • • упрощения способов ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность для субъектов малого предпринимательства и отдельных форм некоммерческих организаций;
  • • применения международных стандартов как основы разработки федеральных и отраслевых стандартов бухгалтерского учета;
  • • обеспечения условий для единообразного применения федеральных и отраслевых стандартов бухгалтерского учета;
  • • недопустимости совмещения полномочий по утверждению федеральных стандартов бухгалтерского учета и государственному контролю (надзору) в сфере бухгалтерского учета. Законодательство Российской Федерации о бухгалтерском учете

Некоторые нормы ведения бухгалтерского учета в экономических субъектах законодательно закреплены в Гражданском кодексе, регламентирующем наличие самостоятельного бухгалтерского баланса у каждого юридического лица, обязательность утверждения годового бухгалтерского отчета, порядок регистрации, реорганизации и ликвидации юридического лица и др. Трудовой кодекс регулирует отношения работодателя и работников в сфере организации труда и его оплаты. Налоговый кодекс, определяя основы налоговой системы, влияет на постановку бухгалтерского учета при определении базы для расчета налогов.

Кроме федеральных законов, принимаются указы Президента Российской Федерации, регулирующие вопросы организационно-правовых форм экономических субъектов, по которым еще не приняты или не действуют положения федеральных законов. Постановления Правительства Российской Федерации уточняют и детализируют отдельные нормы федеральных законов и указов Президента Российской Федерации.

  • • федеральные стандарты;
  • • отраслевые стандарты;
  • • рекомендации в области бухгалтерского учета;
  • • стандарты экономического субъекта.

Стандарт бухгалтерского учета — документ, устанавливающий минимально необходимые требования к бухгалтерскому учету, а также допустимые способы ведения бухгалтерского учета.

Федеральные стандарты — это, как правило, Положения по бухгалтерскому учету (ПБУ), которые устанавливают общие методологические подходы к организации бухгалтерского учета, включающие:

  • • определения и признаки объектов бухгалтерского учета и порядок их классификации;
  • • условия принятия объектов к бухгалтерскому учету и списания их в бухгалтерском учете;
  • • допустимые способы оценки объектов бухгалтерского учета и порядок пересчета объектов, выраженных в иностранной валюте, в рубли для целей бухгалтерского учета;
  • • требования к формированию учетной политики и определению условий ее изменения;
  • • требования к составлению первичных учетных документов и организации документооборота в бухгалтерском учете, включая виды электронных подписей, используемых для подписания документов бухгалтерского учета;
  • • требования к порядку проведения инвентаризации активов и обязательств;
  • • План счетов бухгалтерского учета и порядок его применения, за исключением плана счетов и порядка его применения для кредитных организаций;
  • • основные требования к составлению бухгалтерской (финансовой) отчетности, ее состав, содержание, порядок формирования отчетной информации, раскрываемой в бухгалтерской (финансовой) отчетности;
  • • состав и порядок составления бухгалтерской (финансовой) отчетности при реорганизации и ликвидации юридического лица;
  • • упрощенные способы ведения бухгалтерского учета и бухгалтерской (финансовой) отчетности для субъектов малого предпринимательства.

Федеральные стандарты могут устанавливать специальные требования к бухгалтерскому учету (включая учетную политику, план счетов бухгалтерского учета и порядок его применения) организаций бюджетной сферы, а также требования к ведению бухгалтерского учета отдельных видов экономической деятельности.

Федеральные стандарты разрабатываются и утверждаются в соответствии с программой разработки федеральных стандартов, утверждаемой Минфином России по согласованию с Центральным банком Российской Федерации. Предложения по программе разработки федеральных стандартов вносят органы государственного и субъекты негосударственного регулирования бухгалтерского учета. Программа разработки федеральных стандартов должна ежегодно уточняться в целях обеспечения их соответствия потребностям пользователей информации бухгалтерской (финансовой) отчетности, международным стандартам (МСФО) и уровню развития науки и практики бухгалтерского учета.

Разработчиком федеральных стандартов может быть любой субъект негосударственного регулирования бухгалтерского учета. Уведомление о разработке федерального стандарта (проект) направляется в Минфин России, который публикует этот проект. После опубликования проекта разработчик организует его публичное обсуждение вместе с полученными по нему замечаниями, а затем дорабатывает этот проект. Доработанный проект федерального стандарта и замечания, полученные в период его опубликования и обсуждения, передаются в Минфин РФ, который организует экспертизу проекта. Для проведения экспертизы при Минфине РФ создается Совет по стандартам бухгалтерского учета, в состав которого включаются представители научной общественности и субъектов негосударственного регулирования бухгалтерского учета.

Совет по стандартам бухгалтерского учета проводит экспертизу проекта федерального стандарта на предмет: соответствия законодательства о бухгалтерском учете уровню развития науки и практики бухгалтерского учета и потребностям пользователей информации бухгалтерской (финансовой) отчетности; обеспечения единства системы требований к бухгалтерскому учету и условий для единообразного применения федерального стандарта. На основании заключения Совета по стандартам бухгалтерского учета Минфин России принимает к утверждению или отклоняет проект федерального стандарта, если он не соответствует законодательству Российской Федерации.

В настоящее время действуют 24 федеральных стандарта (ПБУ), содержание и порядок их применения подробно будут рассмотрены в последующих главах учебника.

Отраслевые стандарты бухгалтерского учета устанавливают особенности применения федеральных стандартов бухгалтерского учета в отдельных видах экономической деятельности, в том числе кредитных и бюджетных организациях, страховых компаниях и др. План счетов бухгалтерского учета для кредитных организаций и порядок его применения утверждаются нормативным правовым актом Центрального банка Российской Федерации.

Рекомендации в области бухгалтерского учета могут использоваться в отношении порядка применения федеральных и отраслевых стандартов бухгалтерского учета, форм бухгалтерских документов, организационных форм ведения бухгалтерского учета, организации бухгалтерских служб экономических субъектов, технологии ведения бухгалтерского учета, порядка организации и осуществления внутреннего контроля деятельности экономических субъектов и ведения бухгалтерского учета.

Рекомендации в области бухгалтерского учета используются в целях правильного применения федеральных и отраслевых стандартов бухгалтерского учета, уменьшения расходов на организацию и ведение бухгалтерского учета, а также распространения передового опыта построения и ведения бухгалтерского учета, результатов исследований и разработок в области бухгалтерского учета. Они разрабатываются и принимаются субъектами негосударственного регулирования бухгалтерского учета (саморегулируемыми организациями) и применяются экономическими субъектами на добровольной основе. Рекомендации в области бухгалтерского учета не должны создавать препятствий осуществлению экономическим субъектом его деятельности.

Стандарты экономического субъекта предназначены для упорядочения организации и ведения им бухгалтерского учета.

Стандарты экономического субъекта применяются всеми его структурными подразделениями (филиалами, представительствами и т.п.) независимо от их места нахождения.

Экономические субъекты, имеющие дочерние общества, могут разрабатывать и утверждать свои стандарты для обязательного применения своими дочерними обществами.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.