Заболевание костно мышечной системы тест с ответами

Рубежный контроль для урока

Скачать:

ВложениеРазмер
testy_opa-molodova_e.yu_.docx 24.14 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ

ДЕПАРТАМЕНТА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

КОНТРОЛЬНО - ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ РУБЕЖНОГО КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ

для теоретического занятия

ПО ТЕМЕ: СЕСТРИНСКАЯ ПОМОЩЬ ПРИ ЗАБОЛЕВАНИЯХ

ПМ 02. УЧАСТИЕ В ЛЕЧЕБНО-ДИАГНОСТИЧЕСКОМ И РЕАБИЛИТАЦИОННОМ ПРОЦЕССАХ

по специальности 34.02.01. Сестринское дело (базовая подготовка)

квалификация выпускника медицинская сестра/медицинский брат

Преподаватель: Молодова Е.Ю.

ВЫБЕРИТЕ ОДИН ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ

1. При классической форме ревматоидного полиартрита чаще поражаются суставы:

г) мелкие суставы кистей и стоп

2. Приоритетная проблема пациента при ревматоидном артрите:

а) отеки на ногах

б) боли в суставах

г) боли в сердце

3. Факторы риска ревматоидного артрита:

а) физическая перегрузка

б) стрессы, переутомление

в) наследственность, инфекции

г) алкоголизм, курение

4. Анализ крови при ревматоидном артрите выявляет:

а) увеличение триглицеридов

б) ревматоидный фактор

в) увеличение холестерина

г) увеличение билирубина

5. Основной метод диагностики при ревматоидном артрите:

б) рентгенография суставов

в) общий анализ крови

6. Препараты для лечения ревматоидного артрита:

а) вольтарен, гидрокортизон

б) гепарин, фибринолизин

в) бисептол, бактрим

г) гентамицин, линкомицин

7. Приоритетная проблема пациента при деформирующем остеоартрозе:

а) боли в пояснице

б) боли в крупных суставах

в) боли в сердце

г) головные боли

8. Препараты для лечения деформирующего остеоартроза:

а) цифазолин, кефзол

б) гепарин, фибринолизин

в) бисептол, сульфален

г) румалон, артрон

9. Причина острой боли при деформирующем остеоартрозе:

10. Радикальное лечение деформирующего остеоартроза:

в) оперативное лечение

11. Признаки воспаления суставов при ревматоидном артрите:

а) отечность, боль, гиперемия

в) гиперемия, зуд кожи

г) геморрагическая сыпь

12. Исходы ревматоидного артрита:

13. Наиболее оптимальный путь введения гормонов при ревматоидном артрите:

б) прием внутрь в таблетках

г) внутрь суставов

14. При осмотре пациента с деформирующим остеоартрозом выявляется:

а) отечность и гиперемия суставов

б) наличие тофусов

в) суставы не изменены

г) деформация суставов за счет костных разрастаний

15. При деформирующем остеоартрозе чаще поражаются суставы:

б) коленные и тазобедренные

г) кистей и стоп

16. При ревматоидном артрите преимущественно поражаются суставы:

17. Определяющий симптом ревматоидного артрита:

а) боли в животе

б) утренняя скованность суставов

в) летучесть болей

г) одышка, сердцебиение

18. Потенциальная проблема пациента при ревматоидном артрите:

а) перелом шейки бедра

б) переломы позвоночника

в) анкилоз суставов запястья

19. Для лечения ревматоидного артрита применяются препараты:

г) нестероидные противовоспалительные

20. Нарушенная потребность при ревматоидном артрите:

г) употреблять пищу

21. Основное побочное действие нестероидных противовоспалительных препаратов:

а) нарушение зрения

в) повреждение слизистой оболочки ЖКТ

22. При длительном лечении преднизолоном контролируют:

а) суточный диурез

б) массу тела и АД

23. Остеоартроз – это заболевание суставов:

24. При деформирующем остеоартрозе кожа суставов:

25. При остеоартрозе поражаются:

а) суставы кистей и стоп

б) шейный отдел позвоночника

в) поясничный отдел позвоночника

г) суставы, подверженные наибольшей нагрузке

26. Боль в суставах при остеоартрозе возникает:

б) при движении после состояния покоя

27. Для остеоартроза характерно:

а) деформация локтевых суставов

б) отечность суставов

г) утренняя скованность

28. Приоритетная проблема пациента при ревматоидном артрите:

а) слабость, лихорадка

б) одышка, сердцебиение

в) утренняя скованность, боли в суставах

29. При обследовании пациента с ревматоидным полиартритом следует обратить внимание на:

а) чистоту кожных покровов

б) конфигурацию суставов

в) наличие отеков

г) увеличение лимфатических узлов

30. Деформирующим остеоартрозом чаще болеют:

в) женщины старше 50 лет

г) мужчины младше 50 лет

31. В острой стадии поясничного остеохондроза показано лечение:

а) тепло на область поясницы

б) хвойные ванны

в) лечебная физкультура, массаж

32. Характерные симптом при переломе костей таза:

а) жидкий стул, боли в животе

б) головная боль, рвота

в) боли в руках и ногах

33. Характерные симптом при переломе шейки бедра:

а) боли в животе

б) боль в нижней конечности

в) боль в тазобедренном суставе

г) головная боль, учащенное мочеиспускание

34. Люмбаго - это

а) ноющие боли в пояснице

б) острые боли в пояснице с иррадиацией в ногу

в) острые боли в поясничной области, возникшие внезапно

г) острые боли в грудном отделе позвоночника

35. Транспортировка пострадавшего с травмой костей таза:

а) только лежа на боку

б) лежа на животе на твердых носилках

в) должен лежать только на мягких носилках

36. Характерные симптомы при врожденном вывихе бедра:

б) боль в промежности и в ногах

в) боль в тазобедренном суставе

а) боковое искривление позвоночника

б) плоская спина

в) патологический кифоз

г) патологический лордоз

38. При переломе костей таза необходимо подложить валик:

39. Осложнение остеохондроза:

а) грыжа позвоночника

б) перелом позвоночника

40. При остеопорозе часто бывают:

а) переломы ребер

б) переломы шейки бедра, позвоночника

в) грыжа позвоночника

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ЗАБОЛЕВАНИЯ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ У ДЕТЕЙ ГОРОДА МАГНИТОГОРСКА, ПРИЧИНЫ, СПОСОБЫ ИХ ЛЕЧЕНИЯ И КОРРЕКЦИИ. Научная работа Чухонцевой А.

"Заболевание опорно-двигательного аппарата и их профилактика".

Комплексы упражнений и мероприятий по профилактики заболеваний опорно-двигательного аппарата, улучшения и развития зрения, развития профессионально-прикладных физических качеств предназначены для студ.

Заболевания опорно-двигательного аппарата принадлежат к числу наиболее распространенных у лиц пожилого и старческого возраста.

Современные методы реабилитации пациентов пожилого возраста с травмами и заболеваниями опорно-двигательного аппарата.Особенности коррекции нарушений опорно-двигательного аппарата у лиц пожилого возрас.

комплекс упражненений при заболеваниях опорно-двигательного аппарата.


Часть A (только один правильный ответ)
A1. Какой участок кости обеспечивает ее рост в толщину?
1) компактная костная ткань;
2) губчатая костная ткань;
3) наружный слой надкостницы;
4) внутренний слой надкостницы.

A2. Сколько позвонков входит в состав шейного отдела человека?
1) 5; 2) 6; 3) 7; 4) 8.

A3. Какая кость в основном образована губчатым веществом?

1) бедренная; 3) лопатка;
2) лучевая; 4) большая берцовая.

A4. Какие кости соединяются с помощью сустава?

1) затылочная и теменные; 3) плечевая и локтевая;
2) грудные позвонки; 4) ключица и грудина.

A5. Какая особенность скелета характерна только для человека?
1) подбородочный выступ;
2) мозговой и лицевой отделы черепа;
3) 5 отделов позвоночника;
4) задние конечности массивнее передних.

A6. Эпифизы трубчатых костей человека заполнены:

1) желтым костным мозгом; 3) межклеточной жидкостью;
2) красным костным мозгом; 4) твердым межклеточным веществом.

A7. Ребра относят к:

1) трубчатым костям; 3) плоским костям;
2) длинным костям; 4) смешанным костям.

A8. Какое неорганическое вещество в большом количестве входит в состав
костей?

1) карбонат кальция; 3) фосфат кальция;
2) сульфат кальция; 4) нитрат кальция.

A9. Сколько всего костей входит в состав плечевого пояса человека?
1) 1; 2) 2; 3) 3; 4) 4.

A10. Для предупреждения какого заболевания грудных детей рекомендуют выносить на солнце?
1) искривления позвоночника;
2) рахита;
3) остеопороза;
4) плоскостопия.

A11. Что произойдет с костью, если ее на несколько дней погрузить в раствор сильной кислоты?
1) станет хрупкой и ломкой;
2) ее можно будет завязать в узел;
3) она полностью растворится;
4) станет более твердой и прочной.

A12. Какая из рекомендаций поможет избежать развития плоскостопия?
1) обувь должна иметь небольшой каблук;
2) подошва обуви должна быть плоской;
3) нельзя переносить тяжести в руках;
4) необходимо регулярно ходить босиком.

A13. При вывихе необходимо сделать следующее:
1) попытаться вправить кость самому;
2) наложить шину;
3) зафиксировать поврежденную конечность;
4) положить согревающий компресс на сустав.

A14. Полуподвижное соединение характерно для…
1) височной кости и нижней челюсти;
2) бедренной и тазовой кости;
3) лобной и височной кости;
4) шейных позвонков.

A15. Выберите признак, характерный для скелета человека и других млекопитающих:
1) мозговой череп преобладает над лицевым;
2) очень подвижные пальцы кисти;
3) голень состоит из двух костей;
4) сводчатая стопа.

A16. Фасция относится к:

1) мышечной ткани; 3) эпителиальной ткани;
2) костной ткани; 4) соединительной ткани.

A17. Для сокращения мышц необходимы:

1) ионы калия; 3) ионы кальция;
2) ионы натрия; 4) ионы магния.

A18. Работоспособность скелетной мышцы быстрее всего восстанавливается…
1) при полном покое;
2) при смене форм деятельности;
3) при кратковременном отдыхе;
4) при увеличении нагрузки.

A19. Большинство мышц с помощью сухожилий крепятся к костям. Исключением являются:

1) жевательные мышцы; 3) брюшные мышцы;
2) мимические мышцы; 4) грудные мышцы.

A20. Из приведенных примеров выберите мышцы-антагонисты:
1) большая и малая ягодичные;
2) двуглавая и трехглавая плеча;
3) трапециевидная и широчайшая;
4) грудная и диафрагма.

Часть B
В заданиях B1 и B2 выберите три верных ответа из шести.
B1. Плоские кости в скелете человека…
1) обычно соединяются суставами;
2) выполняют защитные функции;
3) содержат красный костный мозг;
4) содержат желтый костный мозг;
5) к ним относятся грудина и ребра;
6) к ним относятся локтевая и лучевая кости.

B2. Какие особенности скелета, характерные для человека, связаны с прямохождением и наличием у него второй сигнальной системы?
1) мозговой отдел черепа преобладает над лицевым;
2) позвоночник состоит из 5 отделов; в шейном отделе — 7 позвонков;
3) есть подбородочный выступ;
4) позвоночник имеет изгибы, самые крупные позвонки — это поясничные;
5) каждая конечность состоит из трех отделов;
6) сросшиеся тазовые кости.

При выполнении заданий В3 и B4 установите соответствие между содержанием первого и второго столбцов.
B3. Установите соответствие между названием костей и типом, к которому они относятся.

НАЗВАНИЕ ТИП КОСТИ
А) большая берцовая 1) трубчатая
Б) ключица 2) губчатая
В) грудина
Г) надколенник
Д) нижнечелюстная
Е) лучевая

B4. Установите соответствие между особенностью строения и видом поперечнополосатых мышц, к которому она относится.

ОСОБЕННОСТЬ ВИД МЫШЦЫ
А) состоит из длинных многоядерных волокон 1) скелетная
Б) ее сокращение обеспечивает импульс, пришедший по блуждающему нерву 2) сердечная
В) в нее приходят импульсы от соматической нервной системы
Г) прикрепляется к костям с помощью сухожилий
Д) сокращается под воздействием импульсов, возникающих в самой мышце

Часть C
C1. Почему открытый перелом гораздо опаснее закрытого? Назовите не менее 2-х причин.

C2. Найдите ошибки в приведенном тексте, исправьте их.
1) Кости образованы костной тканью, которая является разновидностью соединительной ткани. 2) Выделяют компактную и губчатую костную ткань. 3) В губчатой костной ткани содержится желтый костный мозг. 4) Ком­пактная костная ткань образует плоские кости. 5) Снаружи кость покрыта надкостницей, которая обеспечивает рост кости в длину. 6) Меж­клеточное вещество кости твердое.

C3. Какие причины могут привести к искривлению позвоночника? Укажите не менее 4-х причин.

Программированный контроль. АФО костной и мышечной систем. Программированный контроль. АФО костной и мышечной систем.

Таблица правильных ответов:

Важнейшими показателями состояния мышечной системы являются:

тонус мышц пассивный;

тонус мышц активный;

К рождению точки окостенения намечаются в:

центральных участках смежных эпифизов бедренных и большеберцовых костей;

в таранной кости;

в пяточной кости;

в кубовидных костях;

в телах всех позвонков и их дугах.

Интенсивный остеогенез и перемоделирование у детей сопрвождаются существенными:

уменьшением плотности костной ткани;

уменьшением твердости костной ткани;

увеличением гибкости костей;

склонностью к деформациям;

склонностью к гнойным воспалительным процессам в силу интенсивного кровоснабжения.

Биохимические сдвиги в анализе крови при рахите (гипофосфатемической остеопении) представлены:

уровень кальция не изменен;

Прорезывание молочных зубов заканчивается:

Мышцы ребенка характеризуются:

повышенной чувствительностью к ацетилхолину;

сниженной чувствительностью к электрическому току;

повышенной механической возбудимостью;

максимальный прирост мышечной выносливости отмечен с 7 до 10 лет;

развитие мышц идет равномерно.

Внешнее строение и гистологическая дифференцировка костной ткани приближаются к характеристикам кости взрослого:

Особенности грудной клетки новорожденного:

поперечный диаметр меньше среднепродольного на 25%;

поперечный диаметр больше среднепродольного на 25%;

ребра расположены горизонтально;

ребра расположены вертикально;

грудная клетка находится в состоянии вдоха.

О снижении тонуса, мышечном истощении можно судить по:

увеличенному, отвислому животу;

нарушению осанки (вялая осанка);

по крыловидным лопаткам;

по резко выраженному лордозу поясничного отдела;

по дряблости мышц.

При открытом малом родничке к рождению сроки его закрытия:

1-я неделя после рождения;

1 месяц после рождения;

1,5 месяца после рождения;

2 месяца после рождения;

не позднее 3-х — 4-х месяцев после рождения .

Рецепторный аппарат мышц ребенка сформирован:

к моменту рождения;

после рождения отмечается перераспределение проприорецепторов в участки с максимальным растяжением мышц.

Тяжелой атлетикой можно разрешить заниматься с:

Интенсивное кровоснабжение костной ткани наблюдается у детей:

Первая стадия остеогенеза — создание белковой основы костной ткани (матрикса) должна быть обеспечена:

достаточным количеством белка;

витаминами А, С, группы В;

соматомединами, активированными СТГ.

В период 18 — 20 месяцев прорезываются:

верхние средние резцы;

нижние средние резцы;

первые нижние премоляры.

Гипертония мышц у новорожденных выражена со стороны следующих мышечных групп:

сгибателей верхних конечностей;

сгибателей нижних конечностей;

разгибателей нижних конечностей;

разгибателей верхних конечностей;

Костная ткань детей содержит:

меньше плотных веществ;

больше плотных веществ;

Большой родничок закрывается:

Вторая стадия остеогенеза — формирование центров кристаллизации гидроксиапатита с последующей минерализацией остеоида обеспечивается:

достаточным поступлением кальция, фосфора, микроэлементов ( фтор, марганец, магний, цинк, медь);

нормальными показателями кислотно-щелочного равновесия;

мышечным тонусом и движениями.

Первыми из постоянных зубов прорезываются:

нижние боковые резцы;

верхние средние резцы;

нижние средние резцы;

верхние боковые резцы;

Мышечный тонус как ориентир гестационного возраста здорового доношенного новорожденного:

лежит на спине с вытянутыми руками и ногами;

отмечается сгибание ног в коленных и тазобедренных суставах, однако руки еще остаются вытянутыми;

отмечается полное сгибание рук и ног, но после разгибания руки остаются в вытянутом положении;

отмечается полное сгибание рук и ног, но после разгибания руки сразу же возвращаются в первоначальное положение;

руки согнуты в локтях, колени и бедра притянуты к животу.

Способность к быстрым движениям достигает максимума к:

Особенностью детского скелета является:

большая толщина надкостницы;

костные выступы не выражены;

костные выступы выражены хорошо;

большая функциональная активность надкостницы.

Комплекс остеоидной гиперплазии клинически проявляется:

лобными и теменными буграми;

рахитическими деформациями нижних конечностей.

Нормативы двигательной активности детей (в единицах 1 шаг по шагомеру):

норма от 9000 до 10500 шагов в день, для детей 3-4 лет;

норма 4-4,5 часа в день находиться в движении в 3-4 года;

норма около 20000 шагов в день для школьников 11-15 лет;

норма от 5 до 6 часов в день находиться в движении в 11-15 лет;

гипокинезия значительно ограничивает объем движений ниже этих нормативов.

Гипертонус мышц у новорожденного:

во время сна мышцы не расслабляются;

так они участвуют в стимуляции теплопродукции (сократительном термогенезе);

так они участвуют в стимуляции аноболических процессов;

это стимулирует развитие самой мышечной ткани;

во время сна мышцы расслабляются как и у взрослых.

Функциями костной ткани являются:

опора тела и защита внутренних органов (костного мозга)

резервуар неорганических веществ

защита от ацидоза

ловушка и депо для чужеродных ионов (тяжелые металлы и др.)

У ребенка 3-х лет имеются ядра окостенения в следующих костях запястья:

Обильное кровоснабжение костей особенно в зонах энхондральной оссификации обеспечивают, а также могут сопровождаться:

интенсивный рост костной ткани;

интенсивное перемоделирование костной ткани;

высокий риск развития гематогенного остеомиелита в метафизах и эпифизах;

относительно высокая частота развития опухолей костной ткани.

К 12-15 месяцам прорезываются:

нижние боковые резцы;

нижние премоляры первые;

верхние премоляры вторые;

верхние премоляры первые.

О наличии гипертонуса мышц конечностей у грудного ребенка можно судить на основании:

плавникового положения рук;

сжатия пальцев в кулак;

атетозного положения рук;

отсутствия подтягивания при пробе на тракцию.

Для первой стадии остеогенеза решающее значение имеют:

обеспеченность витамином Д;

обеспеченность витаминами А, С, К, группы В;

нормальные показатели кислотно-щелочного состояния;

Значительное преобладание тонуса мышц-сгибателей новорожденного это:

обеспечение специфической позы плода во внутриутробном периоде;

обеспечение в родах;

повышенные энергозатраты в первые месяцы жизни ;

результат травмирования в родах;

несформированность рецепторного аппарата мышц.

Кафедра акушерства и гинекологии с курсом педиатрии

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ

По самостоятельной внеаудиторной работе

Составитель: доцент кафедры акушерства и гинекологии с курсом педиатрии, к.м.н. Кораблева Н.Н.

Тема:Анатомо-физиологические особенности костно-мышечной системы. Семиотика нарушений при заболеваниях костно-мышечной системы. Методика оценки осанки и состояния опорно-двигательного аппарата у детей. Рахит и рахитоподобные заболевания. Спазмофилия, гипервитаминоз Д.

Цель изучения темы: Закрепление знаний и умений по диагностике заболеваний костно-мышечной системы у детей, современным способам их коррекции.

  1. Изучить анатомо-физиологические особенности развития костно-мышечной системы у детей, исходя из знания которых разобрать наиболее часто встречающуюся патологию этой системы у детей различных возрастных групп.
  2. Обучить студентов методике обследования костно-мышечной системы у детей, проведению и интерпретации дополнительных лабораторных и инструментальных методов исследования.

Студент должен знать:

до изучения темы- 1-4; после изучения темы- 5-12.

  1. Анатомо-физиологические особенности костной и мышечной системы у детей различных возрастных групп.
  2. Понятие о физиологическом гипертонусе у новорожденных.
  3. Метаболизм витамина Д в организме.
  4. Особенности обмена кальция в организме. Гормональная регуляция обмена кальция.
  5. Понятие и классификация рахита. Клинические, биохимические, рентгенологические изменения в зависимости от степени тяжести, периода болезни, течения и патогенетического варианта течения рахита.
  6. Основные критерии диагностики рахита.
  7. Дифференциальный диагноз с гипервитаминозом Д и рахитоподобными заболеваниями.
  8. Антенатальная и постнатальная профилактика рахита. Принципы лечения рахита.
  9. Определение гипервитаминоза Д и его этиопатогенез.
  10. Основные диагностические критерии гипервитаминоза Д, принципы его профилактики и лечения.
  11. Определение спазмофилии и ее этиопатогенез.
  12. Основные диагностические критерии спазмофилии, принципы ее профилактики и лечения

Студент должен уметь:

  1. Определить тип телосложения (нормостенический, гиперстенический, астенический).
  2. Провести определение степени развития мускулатуры.
  3. Определить тонус мышц. Определить силу мышц, провести динамометрию.
  4. Оцепить состояние родничков.
  5. Осмотреть и провести пальпацию головы, грудной клетки, позвоночника, конечностей.
  6. Выявить рахитические симптомы.
  7. Оценить состояние позвоночника.
  8. Определить наличие плоскостопия и косолапости.
  9. Определить форму, подвижность и величину суставов.
  10. Выявить симптомы врожденного вывиха тазобедренных суставов.
  11. Определить вид искривления нижних конечностей (Х-образное, О-образное, саблевидные голени).
  12. Оценить данные биохимического анализа крови

Задания для самостоятельной внеаудиторной работы студентов по указанной теме:

1) Ознакомиться с теоретическим материалом по теме занятия с использованием конспектов лекций и рекомендуемой учебной литературы.

2) Ответить на вопросы для самоконтроля.

Вопросы для самоконтроля:

  1. Анатомо-физиологические особенности костной и мышечной системы у детей раннего возраста.
  2. Формирование физиологических изгибов позвоночника. Патологические изгибы позвоночника.
  3. Порядок и сроки прорезывания молочных и постоянных зубов у детей. Формула для расчета молочных и постоянных зубов у детей.
  4. Значимость оценки состояния родничков для детей раннего возраста.
  5. Предрасполагающие факторы к развитию плоскостопия у детей.
  6. Особенности тонуса мышц у детей до года.
  7. Семиотика поражения суставов у детей.
  8. Точки окостенения и сроки их появления.
  9. Дать определение рахита.
  10. Этиология и ратогенез рахита.
  11. Функции витамина D. Функции паратгормона.
  12. Классификация рахита.
  13. Клинические проявления рахита у детей.
  14. Диагностика рахита.
  15. Дифференциальный диагноз с рахитоподобными заболеваниями.
  16. Лечение рахита.
  17. Основные направления профилактики рахита.
  18. Дать определение спазмофилии.
  19. Этиопатогенез спазмофилии.
  20. Клиническая картина спазмофилии.
  21. Диагноз и дифференциальный диагноз спазмофилии.
  22. Профилактика спазмофилии.
  23. Принципы лечения спазмофилии.
  24. Определение гипервитаминоза D.
  25. Этиопатогенез гипервитаминоза D.
  26. Клиника гипервитаминоза Д.
  27. Дифференциальный диагноз гипервитаминоза D.
  28. Профилактика гипервитаминоза D.
  29. Лечение гипервитаминоза D.

3) Проверить свои знания с использованием тестового контроля:

Укажите один правильный ответ

1. Для рахита характерен:

а) метаболический ацидоз

б) дыхательный ацидоз

2. В связывании и накоплении кальция участвует:

а) лимонная кислота

б) уксусная кислота

в) янтарная кислота

3. Соотношение уровня кальция и фосфора в крови в норме равно:

4. 25-гидрохолекальциферол образуется в:

5. 1,25-дигидрохолекальциферол образуется в:

6. Для начального периода рахита характерна следующая рентгенологическая картина:

а) прерывистое уплотнение зон роста

б) нормальная оссификация костей

в) расширение и размытость зон роста, блюдцеобразные эпифизы костей

г) незначительный остеопороз

7. Для разгара рахита характерна следующая рентгенологическая картина:

а) прерывистое уплотнение зон роста

б) нормальная оссификация костей

в) расширение и размытость зон роста, блюдцеобразные эпифизы костей

г) незначительный остеопороз

8. В период разгара рахита наблюдается:

а) мышечная гипертония

в) судорожный синдром

Укажите все правильные ответы

9. На фосфорно-кальциевый обмен в организме влияют:

б) соматотропный гормон

10. Витамин Д содержится в:

б) печени трески

г) хлебе грубого помола

11. Профилактика рахита включает следующие мероприятия:

а) массаж, гимнастика

б) цитратная смесь по 1 ч.л. 3 раза в день

в) водный раствор витамина D3 по 500 ME через день

г) водный раствор витамина D3 по 2-3 тыс. МЕ ежедневно

д) водный раствор витамина D3 по 500-1000 ME ежедневно

12. Для начального периода рахита показаны следующие мероприятия:

а) массаж, гимнастика

б) цитратная смесь по 1 ч.л. 3 раза в день

в) водный раствор витамина D3 по 500 ME через день

г) водный раствор витамина D3 по 2-3 тыс. МЕ ежедневно

д) водный раствор витамина D3 по 500-1000 ME ежедневно

13. Для рахита периода разгара показаны следующие лечебные мероприятия:

а) массаж, гимнастика

б) цитратная смесь по 1 ч.л. 3 раза в день

в) водный раствор витамина D3 по 500 ME через день

г) водный раствор витамина D3 по 2-3 тыс. МЕ ежедневно

д) водный раствор витамина D3 по 500-1000 ME ежедневно

14. Для начального периода рахита характерна:

в) костные деформации

г) снижение аппетита

е) повышенная судорожная готовность

Укажите ОДИН правильныЙ ответ

15. Причиной судорог при спазмофилии является:

в) снижение активности фосфатазы

16. Спазмофилия встречается:

а) у новорожденных детей

б) у детей грудного возраста

в) в пубертатном периоде

17. Скрытая тетания характерна для:

б) гипервитаминоза D

18. При спазмофилии симптом Хвостека можно выявить у ребенка:

а) в состоянии покоя

19. Гипокальциемические судороги возникают при остром снижении уровня ионизированного кальция плазмы крови ниже:

20. Сокращение мускулатуры лица при постукивании молоточком по скуловой дуге называется симптомом:

22. Временем года, когда чаще встречается спазмофилия, является:

Укажите все правильные ответы

23. Предрасполагающими факторами к развитию спазмофилии являются:

а) повышенная инсоляция в весеннее время

б) диета, бедная солями кальция

в) диета, богатая солями кальция

г) недостаточное потребление витамина D

д) интенсивное лечение витамином D

е) назначение препаратов витамина D вместе с УФО

24. Заподозрить у ребенка скрытую (латентную) тетанию можно по следующим клиническим проявлениям:

25. Клинически явная тетания проявляется:

а) симптомом Хвостека

в) карпопедальными спазмами

г) клонико-тоническими судорогами

д) синдромом Труссо

Укажите один правильный ответ

26. Антагонистом витамина D является витамин:

27. Кашей, обладающей антикальцифицирующим свойством и рекомендуемой в рацион ребенка при гипервитаминозе D, является:

Укажите все правильные ответы

28. Предрасполагающими факторами к развитию гипервитаминоза D являются:

а) суммарная доза витамина D 1000000 ME и более

б) повышенная чувствительность к витамину D

в) хронические заболевания почек у детей

29. При гипервитаминозе D отмечается:

д) метастатическая кальцификация

30. Для I степени тяжести гипервитаминоза D характерно:

а) отсутствие токсикоза

б) умеренный токсикоз

в) снижение аппетита

д) слабо положительная проба Сулковича

е) резко положительная проба Сулковича

ж) задержка нарастания массы тела

з) падение массы тела

31. Для II степени тяжести гипервитаминоза D характерно:

а) отсутствие токсикоза

б) умеренный токсикоз

в) снижение аппетита

д) слабо положительная проба Сулковича

е) резко положительная проба Сулковича

ж) задержка нарастания массы тела

з) падение массы тела

32.В анализе мочи для гипервитаминоза D характерно:

33. Из рациона больных гипервитаминозом D необходимо исключить:

г) цельное молоко

34. Возможными осложнениями при гипервитаминозе D являются:

а) стойкое повышение артериального давления

б) стойкое понижение артериального давления

г) кальциноз легких и мозга

35. Применение глюкокортикоидных гормонов при лечении гипервитаминоза D:

а) приводит к уменьшению абсорбции кальция

б) приводит к увеличению абсорбции кальция

в) тормозит мобилизацию кальция из костей

г) усиливает мобилизацию кальция из костей

д) ускоряет выведение кальция из организма

е) замедляет выведение кальция из организма

36. Для хронического гипервитаминоза D характерно:

а) потеря аппетита

б) повышенный аппетит

г) повышенная возбудимость

Эталоны ответов на тесты:

4) Задание на самостоятельную работу:

Список препаратов для выписывания в рецептах:

Масляный раствор эргокальциферола 0,0625% 0,125%
Аквадетрим
Вигантол
Глюконат кальция
Карбонат кальция (Ca-D3-никомед)
Кокарбоксилаза

Образец решения ситуационной задачи:

Задача №1.

Осмотрена девочка 9 мес., из многодетной семьи, живущей в плохих материально-бытовых условиях, родилась недоношенной с массой тела 2100 г, длиной 44 см, от 7-й беременности, протекавшей с анемией и многоводием, преждевременных родов на сроке 34 недели. Закричала после отсасывания слизи, оценка по Апгар 6/8 баллов. Выписана через 4 нед после лечения в отделении недоношенных по поводу пневмонии. Питание девочки неполноценное. Прикормы вводились с нарушением сроков, мясного прикорма не получает. Детскую поликлинику мать посещает нерегулярно, прививки - с нарушением графика. При вакцинации АКДС в процедурном кабинете девочка вскрикнула и посинела, отмечалось кратковременное апноэ, мышечная гипотония.

1. Поставить и обосновать предварительный диагноз.

2. Оказать неотложную помощь.

3. Предложить план обследования и лечения.

Эталон ответа к задаче №1:

2.Неотложная помощь при спазмофилии: восстановление дыхания, введение в/в глюконата кальция 10% -1,0 мл.

3.Для уточнения степени тяжести анемии и активности рахитического процесса показано определение содержания кальция, фосфора и щелочной фосфатазы, содержание железа в сыворотке крови, клинический анализ крови, исследование мочи по Сулковичу (проба на кальциурию), консультация невропатолога.

Лечение ребенка должно быть комплексным и включать рациональное, полноценное вскармливание с заменой каш на овощное пюре, введение мясного прикорма, создание условий для полноценного ухода, достаточное пребывание на свежем воздухе, ежедневные гигиенические ванны.

Задача №2.

1.Поставить предварительный диагноз.

2.Указать план обследования.

3.Составить дифференциально-диагностический ряд.

3.Наметить схему лечения.

Задача №3.

1. Поставить диагноз.

2. Указать факторы, предрасполагающие к развитию данного заболевания.

3. Назначить дополнительные исследования для уточнения диагноза.

4. Наметить план лечебных мероприятий.

Рекомендуемая литература:

1. Шабалов Н.П. (под ред.) Педиатрия. Учебник для медицинских вузов. 4-е издание, исправленное и дополненное. – С-Пб., СПЕЦЛИТ, 2007- 911с.

Дополнительная:

3. Шабалов Н.П. Детские болезни: учебник. 6-е изд. В двух томах. Т.1. – СПб: Питер, 2007. – 928 с.

Методические рекомендации подготовлены

доцентом кафедры Н.Н. Кораблевой

Методические рекомендации утверждены на заседании кафедры

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.