Все шпоры по истории критики

41. В.Г. Белинский об А.С. Пушкине, М.Ю. Лермонтове, Н.Г. Гоголе, Ф.М. Достоевском.
19. Философская критика
10. "Примирительный" период в критической деятельности Белинского.
32. сильные и слабые стороны писарева-критика
17. Белинский об основных тенденциях развития русской литературы 2ой половины 40 годов.
3. Развитие концепции раннего символизма в критич.статьях Д.Мережковского
33. Особенности эволюции литературно-критических взглядов В.Г. Белинского.

literaturnaya_kritika-1373.doc

1. закономерный результат всего предшествующего развития русской литературы;

2. ответ на современные потребности русского общества.

Основными вехами на этом пути были: сатирическое течение в литературе XVIII в. (Кантемир, Капнист, Фонвизин), творчество Крылова, "Горе от ума" Грибоедова, затем Пушкин, Лермонтов и, наконец, Гоголь. "Существенная заслуга" "натуральной школы" состоит в том, что она обратилась к "так называемой толпе", "исключительно избрала ее своим героем, изучает ее с глубоким вниманием и знакомит с нею".

Конкретно-исторически объяснив происхождение "натуральной школы", Белинский с тех же позиций отводит нападки на нее как социально-политических, так и эстетических ее противников. Несостоятельно, по Белинскому, и неприятие "натуральной школы" "с эстетической точки зрения во имя чистого искусства, которое само себе цель и вне себя не признает никаких целей". "Натуральная школа" как высшее проявление самобытности и народности в русской литературе позволила Белинскому в истинном свете увидеть и все предшествующее развитие последней - создать ее историко-литературную концепцию.

3. Развитие концепции раннего символизма в критич. статьях Д.Мережковского

33. Особенности эволюции литературно- критических взглядов В.Г. Белинского.

Виссарион Григорьевич Белинский (1811-1848) был первым великим русским критиком, создал эстетическую программу реалистического направления, с середины 1830-х и почти на протяжении всех 1840-х годов являлся главным идейным вдохновителем и организатором самого мощного литературного направления в России. Используя лучшие традиции предшествовавшей русской критики и опыт современной западноевропейской эстетической мысли он разработал последовательную эстетическую систему взглядов, историко-литературную концепцию, открыл и воспитал множество первостепенных талантов, ввел основные теоретические понятия и термины реалистической критики. Белинский придал критике журнальный, публицистический характер, превратил ее в орудие борьбы за революционно-демократические идеалы.

В своей творческой практике Белинский неизменно придерживался определенных принципов. Основываясь на конкретном факте он никогда не останавливался на нем, а стремился осмыслить частную литературную проблему в широком плане, поставить рецензируемую книгу в общее русло русской литературы, развернуть критическую задачу — в эстетическую, а эстетическую — решить с точки зрения философских и общественных проблем своего времени. Большинство его статей далеко выходит за пределы сформулированной в заглавии темы, поэтому невозможно разделить его литературную критику и эстетику, выделить статьи на исторические, философские или политические темы.

5 .Критика и литература. Общее и отличное. (еще см. 1вопр.)

Критика-- это способ истолкования и оценка художественных произведений в свете определенных концепций, теоретическое самосознание литературных направлений, активное средство борьбы за утверждение их творческих принципов. Литературное направление становится собственно направлением с того момента, когда оно сформулировало свою программу, объединило под своим знаменем значительные силы. До тех пор оно развивается стихийно. У критики есть свои прямые связи с жизнью, общественной борьбой, разнообразными идеологическими течениями. Эти связи помогают судить критике о литенатуре в соответствии с логикой жизни. вырабатывать общественные критерии для оценки художественных произведений, разъяснять их смысл читателям. Но было бы неверно считать, что сопредельные идеологические течения, при всем их громадном значении, формируют литературные направления и их критику. Степень зависимости литературных направлений и критики от идейных течений бывает различная: у одних большая, у других меньшая, но в принципе литература и критика являются самостоятельными формами познания действительности. Художественная литература в ходе собственного исторического развития приобретает вид различных напралений. На определенной стадии эти направления вырабатывают свою теоретическую программу, т. е. критику. Критика-- важнейшая сторона литературных направлений, она придает им окончательную идеологическую оформленность и устойчивость. Литературно-критические системы складывались на основе литературных направлений: классицизма, сентиментализма, "прсветительского реализма", романтизма, критического реализма, социологического реализма. Взаимодействие критики и литературы следует рассматривать как динамически активное, диалектически обратимое, как процесс взаимного обогащения.

4. ЭСТЕТИЧЕСКАЯ КРИТИКА

В 40-е гг. В.Г.Белинский называл "эстетической критикой суждения о литературе с позиций "вечных" и "неизменных" законов искусства. Такой подход в значительной степени был присущ, например, статьям С.П.Шевырева о Пушкине и Лермонтове, а также отзывам К.С.Аксакова о "Мертвых душах" Гоголя и "Бедных людях" Достоевского. В первую половину 50-х гг. "эстетическая" критика, сформировавшись в целое течение, занимает господствующее положение в русской литературе и журналистике. Ее принципы даровито развивают П.В.Анненков, А.В.Дружинин, В.П.Боткин, а также С.С.Душкин, Н.Д.Ахшарумов. В своих философских взглядах представители этой критики остаются объективными идеалистами. По политическим убеждениям они противники крепостнической системы, экономического и государственного (сословного) подавления личности, мечтающие о реформировании России по образцу западноевропейских стран, но выступающие против революционно-насильственных способов общественного прогресса. В русской литературе они опираются на наследие Пушкина, творчество Тургенева, Гончарова, Л.Толстого, поэзию Фета, Тютчева, Полонского, А.Майкова. Общественное значение " эстетической" критики в России 50-60-х гг. можно правильно оценить лишь с конкретно-исторических позиций. В пору "мрачного семилетия" (1848-1855) она играла несомненно прогрессивную роль, отстаивая самоценность искусства и его нравственно совершенствующую человека и общество миссию, высокое призвание художника. Оставаясь вплоть до конца 60-х гг. пропагандистом и защитником литературы как искусства, "эстетическая" критика ограничивала рамки этой литературы произведениями близких ей по социально-эстетическим позициям писателей. В этом она объективно уступала "реальной" критике Чернышевского, Добролюбова, Салтыкова Щедрина, Некрасова. В то же время при анализе творчества Тургенева, Гончарова, Л.Толстого, Островского, Фета она не только уделяй больше внимания "сокровенному духу" (Белинский) этих художников, но нередко и глубже, чем "реальная" критика, проникала в нее. Пафос "эстетической" критики можно выразить положением: нет ничего дороже гармонии, и искусство - единственный орган ее. Именно поэтому оно должно остаться "чистым" от текущих социально-политических страстей, забот, коллизий, нарушающих гармонический смысл искусства. Однако гармонию (в виде и художественности, и нравственности, и духовности) представители "эстетической" критики понимали весьма отвлеченно и асоциально, что, разумеется, было отражением вполне определенной социальной позиции - позиции реформаторов, противников революционных потрясений. "Эстетическая" критика весьма односторонне восприняла наследие Белинского. Из него была взята ею наиболее догматическая, недиалектическая часть. Напротив, учение о пафосе, в котором диалектически сливались непреходящая (эстетическая) и конкретно-историческая (социальная) грани произведения искусства, "эстетической" критикой не было ни понято, ни продолжено.В конце 50-х гг. - перед лицом нового течения в литературе, отмеченного всевозрастающей социализацией (социологизацией) и новыми формами художественности, "эстетическая" критика становится объективно все более архаичной.

14. Анализ статьи Д.И. Писарева («Мотивы русской драмы”)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2015 в 21:24, шпаргалка

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Историография".

100 баллов по ИСТОРИОГ ЗС.docx

Известно, что Ранке находился под сильным влиянием философии Гегеля.

Но если Гегель подчинял историческую реальность схемам всемирной истории, то Ранке, напротив, отдавал приоритет изучению реальности во всем ее многообразии.

При этом историческая мысль Ранке развивалась в широких временных и пространственных границах. Его интересовал не скрупулезный анализ узких тем, а большие исторические сюжеты и продолжительные периоды, нередко заключавшие в себе череду эпох. А главное — о чем бы он ни писал, перед его глазами всегда была всемирная история.

Три основные принципа историописания, составлявшие историческую традицию от Фукидида до Гиббона, оставались незыблемыми в творчестве Ранке:

• корреспондентская теория истины, предполагающая, что историк описывает людей, которые реально существовали, и действия, которые реально происходили;

• убеждение, что человеческие действия отражают намерения людей, и задача историка понять эти намерения;

• диахроническая концепция исторического времени.

Представления Ранке о будущем тем более отличались от историософских концепций его времени: в грядущем он видел множество альтернатив. Он достаточно критически относился не только к способности историков предсказывать ступени будущего развития, но даже и к самой идее о безоговорочной прогрессивной направленности хода истории. Ранке обращал внимание на то, что теория прогресса базируется на локальном (европейском) опыте, и напоминал ее сторонникам о том, что случилось с цивилизациями Азии18.

Вкладом Ранке в развитие исторической науки является его методика, которая находится в некотором внешнем противоречии с характерным для него масштабом исследований и связана с общим тяготением научной мысли XIX века к позитивизму. Исследовательская методика Ранке, вполне в духе позитивистского понимания задач исторического анализа, основывалась на следующих положениях: объективные факты содержатся главным образом в архивных материалах политического характера — в донесениях послов, переписке государственных деятелей и т. д.; то, чего нет в документе (мнения, слухи), не существует для истории; правильное использование источников требует филологического анализа, установления аутентичности и достоверности документа и других операций внешней и внутренней критики текста.

То есть о прошлом можно судить по документам и установленным фактам, но многое можно узнать о прошлом такого, что лежит за рамками известных событий, путем умозаключений. Но он же подчеркивал, что историку, в отличие от философа, необходима любовь к детали, человеку и событию в их уникальности19.

3. Консервативное направление в английской историографии начала 20 в.

Прагматичный подход к изучению истории способствовал политизации английской исторической науки, которая, в свою очередь, была связана с политической борьбой внутри правящего класса Англии. На рубеже XVIII – XIX веков в английской историографии начинается формирование двух основных направления, которые вплоть до середины XX столетия будут определять её облик и развитие: консервативного – торийского и либерального – вигского. Между ними происходила острая идейная борьба вокруг главных проблем английской истории.

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 8

1. Зарождение школы Леопольда фон Ранке. Её влияние на историографию Германии второй половины ХIХ в.

Ранке и историческая школа

Известно, что Ранке находился под сильным влиянием философии Гегеля.

Но если Гегель подчинял историческую реальность схемам всемирной истории, то Ранке, напротив, отдавал приоритет изучению реальности во всем ее многообразии.

При этом историческая мысль Ранке развивалась в широких временных и пространственных границах. Его интересовал не скрупулезный анализ узких тем, а большие исторические сюжеты и продолжительные периоды, нередко заключавшие в себе череду эпох. А главное — о чем бы он ни писал, перед его глазами всегда была всемирная история.

Три основные принципа историописания, составлявшие историческую традицию от Фукидида до Гиббона, оставались незыблемыми в творчестве Ранке:

• корреспондентская теория истины, предполагающая, что историк описывает людей, которые реально существовали, и действия, которые реально происходили;

• убеждение, что человеческие действия отражают намерения людей, и задача историка понять эти намерения;

• диахроническая концепция исторического времени.

Представления Ранке о будущем тем более отличались от историософских концепций его времени: в грядущем он видел множество альтернатив. Он достаточно критически относился не только к способности историков предсказывать ступени будущего развития, но даже и к самой идее о безоговорочной прогрессивной направленности хода истории. Ранке обращал внимание на то, что теория прогресса базируется на локальном (европейском) опыте, и напоминал ее сторонникам о том, что случилось с цивилизациями Азии18.

Вкладом Ранке в развитие исторической науки является его методика, которая находится в некотором внешнем противоречии с характерным для него масштабом исследований и связана с общим тяготением научной мысли XIX века к позитивизму. Исследовательская методика Ранке, вполне в духе позитивистского понимания задач исторического анализа, основывалась на следующих положениях: объективные факты содержатся главным образом в архивных материалах политического характера — в донесениях послов, переписке государственных деятелей и т. д.; то, чего нет в документе (мнения, слухи), не существует для истории; правильное использование источников требует филологического анализа, установления аутентичности и достоверности документа и других операций внешней и внутренней критики текста.

То есть о прошлом можно судить по документам и установленным фактам, но многое можно узнать о прошлом такого, что лежит за рамками известных событий, путем умозаключений. Но он же подчеркивал, что историку, в отличие от философа, необходима любовь к детали, человеку и событию в их уникальности19.

  • Династия Рюриковичей
  • Князь Рюрик
  • Князь Олег Вещий
  • Установление полюдья
  • Князь Игорь Рюрикович
  • Княгиня Ольга
  • Князь Святослав Игоревич
  • Князь Ярополк Святославович
  • Князь Владимир Святославович
  • Язычество в Древней Руси
  • Крещение Руси
  • Оброк и барщина
  • Образование древнерусского государства
  • Особенности политического строя Древней Руси
  • Восточные славяне
  • Борьба с кочевниками
  • Печенеги
  • Хазары и Хазарский каганат
  • Половцы
  • Древляне
  • Вече в Древнерусском государстве
    • Материальная и духовная культура Киевской Руси
    • Период феодальной раздробленности
    • Киевская Русь в 11 веке
    • Междоусобные войны
    • Князь Святополк Окаянный
    • Князь Ярослав Мудрый
    • Любечский съезд
    • Русская Правда
    • Строительство Московского Кремля
    • Князь Изяслав Ярославич
    • Князь Всеслав Брячиславич
    • Князь Святослав Ярославич
    • Князь Всеволод Ярославич
    • Культура Руси в 12 веке
    • Древняя Русь в 12 веке
    • Князь Владимир Мономах
    • Мстислав 1 Великий
    • Повесть временных лет
    • Правление Юрия Долгорукого
    • Основание Москвы
    • Правление Андрея Боголюбского
    • Князь Всеволод Юрьевич
    • Юрий Всеволодович
    • Правление Ярослава Всеволодовича
    • Русские княжества и земли
    • Крестовые походы на Русь
    • Новгородская республика
    • Псковское княжество
    • Полоцкое княжество
    • Галицко-Волынское княжество
    • Черниговское княжество
    • Великое княжество Московское
    • Владимиро-Суздальское княжество
    • Золотая Орда
    • Монголо-татарское иго
    • Битва на Калке
    • Александр Невский и Невская битва
    • Ледовое побоище на Чудском озере
    • Экспансия Руси немецкими рыцарями и шведскими феодалами
    • Объединение русских земель
    • Великое княжество Литовское
    • Возвышение Московского княжества
    • Правление Ивана Калиты
    • Правление Дмитрия Донского
    • Куликовская битва 1380 года
    • Василий 2 Темный
    • Иван 3 - внутренняя и внешняя политика
    • Образование русского централизованного государства
    • Культура 2-ой половины 14-15 веков
    • Судебник 1497 года
    • Стояние на реке Угре
    • Василий 3 Иванович
    • Иван Грозный и его реформы
    • Ливонская война 1558 - 1583 годов
    • Опричнина при Иване 4
    • Судебник 1550 года
    • Политика Бориса Годунова
    • Смута в истории России
    • Польско-шведская интервенция Руси в 17 веке
    • Лжедмитрий 1 и 2
    • Крестьянское восстание Ивана Болотникова
    • Народное ополчение Минина и Пожарского
    • Династия Романовых
    • Михаил Федорович Романов
    • Царь Алексей Романов
    • Соборное уложение 1649
    • Церковный раскол в России
    • Восстание Степана Разина
    • Cоциально-экономическое развитие России в 17 веке
    • Образование и культура в 17 веке
    • Внешняя политика России в 17 веке
    • Народные движения в 17 веке
    • Внешняя политика России в 18 веке
    • Русско-турецкие войны
    • Великая Северная война
    • История основания Санкт-Петербурга
    • Реформы Петра 1
    • Полтавская битва 1709 года
    • Табель о рангах 1722 года
    • Эпоха дворцовых переворотов
    • Правление Екатерины 1
    • Правление Петра 2
    • Биография Анны Иоановны
    • Краткая биография Ивана 6
    • Елизавета Петровна Романова
    • Правление Петра 3
    • Семилетняя война 1756-1763 гг.
    • Царствование Екатерины 2
    • Восстание Емельяна Пугачева
    • Особенности правления Павла 1
    • Суворов Александр Васильевич
    • Граф Аракчеев
    • Внешняя политика России в начале 19 века
    • Кризис феодально-крепостнической системы
    • Крестьянский вопрос
    • Император Александр 1
    • Сперанский. Жизнь и реформы
    • Император Николай 1
    • Восстание декабристов (краткое содержание)
    • Отечественная война 1812 года
    • Партизанская война 1812 года
    • Битва Бородино
    • Крымская война 1853 - 1856 гг
    • Правление Александра 2
    • Реформы Александра 2
    • Отмена крепостного права в России
    • Финансовые реформы
    • Земская реформа
    • Городская реформа
    • Буржуазные реформы в 60 - 70-х годах 19 века
    • Судебная реформа
    • Военная реформа
    • Министр финансов Витте Сергей Юльевич
    • Культура России во второй половине 19 века
    • Политика контрреформ Александра 3
    • Реформы Столыпина
    • Русская культура начала 20 века
    • Россия в 1 мировой войне
    • Кровавое воскресенье
    • Первая мировая война 1914 – 1918 гг.
    • Брестский мирный договор
    • Владимир Ильич Ленин
    • Социально-экономическое развитие России в начале 20 века
    • Император Николай 2 Кровавый
    • Революция 1905-1907 годов
    • Русско-японская война 1904-1905
    • Портсмутский мирный договор 1905 года
    • Тройственный союз и Антанта
    • Февральская революция 1917 года
    • Период двоевластия
    • Октябрьская революция 1917 года
    • Манифест 17 октября 1905 года
    • Гражданская война 1917 - 1922 гг
    • Военный коммунизм
    • РСФСР в общих чертах
    • А. Ф. Керенский
    • Адмирал Колчак
    • Корнилов Лавр Георгиевич
    • Образование СССР
    • СССР в общих чертах
    • Новая экономическая политика (НЭП)
    • Индустриализация в СССР
    • Коллективизация в СССР
    • Внешняя политика СССР в 20-30 годы
    • Иосиф Виссарионович Сталин
    • Ленинградское дело
    • Берия Лаврентий Павлович
    • Адольф Гитлер
    • Вероломное нападение Германии на СССР
    • Вторая Мировая война (1941-1945)
    • Операция Барбаросса
    • Великая Отечественная война 1941-1945 гг.
    • Оборона Брестской крепости
    • Партизанское движение в Отечественной войне
    • Битва за Москву (1941-1942 гг.)
    • Битва под Киевом 1941 год
    • Смоленское сражение
    • Основные этапы Сталинградской битвы
    • Коренной перелом в войне
    • Оборона Одессы
    • Битва за Кавказ
    • Оборона Севастополя
    • Форсирование Днепра
    • Блокада Ленинграда
    • Курская дуга (1943 год)
    • Освобождение Киева
    • Конец войны и битва за Берлин
    • Холодная война
    • Биография Хрущева Н.С.
    • Маленков Г. М.
    • Первый полет в космос
    • Косыгин и его реформы
    • Годы правления Брежнева
    • Эпоха застоя
    • Реформы Андропова Ю.В.
    • Перестройка в СССР
    • Приход к власти Горбачева
    • ГКЧП. Августовский путч
    • Распад СССР
    • Борис Николаевич Ельцин
    • Октябрьский путч 1993 года
  • Краткое содержание истории России

    История России – предмет, полный многочисленных фактов и разнообразной информации. Порой школьникам и студентам не только не хватает времени на его изучение, запоминание дат, но и на поиск информации, ведь источников для изучения истории России великое множество. На данном ресурсе история России кратко и доступно излагается в виде шпаргалок, что помогает многим быстро изучить историю страны, освежить ее в памяти или просто успешно сдать экзамены. Мы предлагаем вам воспользоваться нашими шпаргалками по истории России, в которых вся история России кратко и информативно отражает основные факты и важные исторические события страны.

    Краткое содержание истории России начинается с древних времен, особенностей жизни древних славян, образования и развития Древнерусского государства (IX – XII вв.). В XII – XIII вв. на Руси был период раздробленности, происходит распад Руси на отдельные княжества и борьба между княжескими династиями за Киев. Важным событием на Руси было принятие христианства, о чем кратко можно узнать в разделе о культуре на Руси в X – XII вв., XIII в. в истории Руси ознаменован иностранными нашествиями, в том числе Русь оказалась под игом Золотой Орды.

    Однако, во второй половине XV – начале XVI вв. происходит образование Русского централизованного государства, хотя экономические предпосылки для этого и не были сформированы до конца, происходит это благодаря Ивану III. Важным периодом в истории Руси является правление Ивана IV (1533-1584гг.), тогда было принято множество реформ, которые были проведены Избранной радой, Россия терпела неудачи в Ливонской войне, Иван IV также положил начало крепостному праву, отменив Юрьев день. Период правления царя привел к Смутному времени (XVII в.), которое характеризуется неоднозначностью власти, умер Борис Годунов и на престол взошел Лжедмитрий I, обзаведшийся поддержкой поляков и казаков и вторгшийся с их помощью в Москву. Его убили недовольные бояре, после чего на престол взошел Василий Шуйсткий, который также правил недолго, в период его правления произошло восстание Болотникова, после которого на политической арене возник Лжедмитрий II. После власть на Руси возглавили бояре, этот период был ознаменован Семибоярщиной, в итоге в 1613г.

    Земский собор выбрал царем Михаила Романова, в период правления Михаила Федоровича и Алексея Михайловича ознаменовался рядом восстаний, в том числе произошел известные Соляной бунт и Медный бунт. Кроме того, в стране начинается специализация и возникновение мануфактур, начинается освоение Сибири. В 1670г. началась война под руководством Степана Разина, которая не увенчалась успехом для крестьян. Также произошли многочисленные церковные реформы, которые провел патриарх Никон. Дальнейший период в истории России относится к правлению Петра I, который провел многочисленные реформы. Также Петр положил развитие культурной жизни в России XVIII в.

    Дальнейшим правителем в России стал Павел I, который с одной стороны старался облегчить положение народа, а с другой усиливал цензуру и проводил репрессии. Следующий монарх, Александр I, также провел многочисленные реформы, но крестьянский вопрос, остро стоявший уже долгое время, так и не был решен. Также при Александре I произошел конфликт с Францией и Отечественная война 1812г. В 1825г. происходит восстание декабристов в Петербурге и на Украине. Николай I также провел многочисленные реформы, пытался уменьшить власть дворянства, но и пресекал все волнения в народе. При Николае I также произошла русско-иранская война, он активно участвовал во внешних конфликтах, а в 1853г. началась Крымская война.


    Шпаргалка Шпаргалка по "История" Тип работы: Шпаргалка. Добавлен: 09.02.13. Год: 2013. Страниц: 56. Уникальность по antiplagiat.ru:

    2. Методы и источники изучения истории. Понятие и классификация исторических источников.
    МЕТОДЫ И ИСТОЧНИКИ ИЗУЧЕНИЯ ИСТОРИИ.
    1) хронологический – состоит в том, что явления истории изучаются строго во временном (хронологическом) порядке. Применяется при составлении хроник событий, биографий;
    2) хронологически-проблемный – предусматривает изучение истории России по периодам, а внутри них – по проблемам. Применяется во всех общих исследованиях, в том числе и в различных курсах лекций по истории;
    3) проблемно-хронологический – применяется при изучении какой-либо одной стороны деятельности государства, общества, политического деятеля в ее последовательном развитии. Такой подход позволяет полнее проследить логику развития проблемы, а также наиболее эффективно извлечь практический опыт;
    4) периодизации – основан на том, что и общество в целом, и любая составная его часть проходят различные стадии развития, отделяемые друг от друга качественными рубежами. Главным в периодизации является установление четких критериев, строгое и последовательное их применение при изучении и исследовании;
    5) сравнительно-исторический – основывается на признании известной повторяемости исторических событий в мировой истории. Его суть состоит в их сравнении для установления как общих закономерностей, так и различий;
    6) ретроспективный – основан на том, что прошлые, настоящие и будущие общества тесно связаны между собой. Это дает возможность воссоздать картину прошлого даже при отсутствии всех источников, относящихся к изучаемому времени;
    7) статистический – состоит в исследовании важных сторон жизни и деятельности государства, количественного анализа множества однородных фактов, каждый из которых в отдельности не имеет большого значения, в то время как в совокупности они обусловливают переход количественных изменений в качественные;
    8) социологических исследований применяется при изучении современности. Он дает возможность изучать явления в основном политической истории. Среди приемов этого метода можно назвать анкетирование, опрос, интервью и др.
    Понятие исторического источника, их классификация.
    Историческим источником называется любой документ, привлеченный для познания действительности. Документ, который содержит в себе информацию о прошлом, но не используется историком, не является для последнего источником (информации)].
    Классификация – распределение предметов какого-либо рода на взаимосвязанные классы согласно наиболее существенным признакам, присущим предметам данного рода и отличающим их от предметов других родов, при этом каждый класс занимает в получившийся системе определенное постоянное место и делится на подклассы. Правильно составленная классификация отражает закономерности развития классифицируемых объектов, глубоко вскрывает связи между ними и служит основой для обобщающих выводов и прогнозов.
    В исторической науке существуют различные подходы к классификации источников.
    1) выделение категорий исторических источников по методам и формам отражения действительности:
    - вещественные
    - письменные,
    - изобразительные ( изобразительно-художественные, изобразительно-графические, изобразительно-натуральные),
    - фонические.
    Эта классификация позволяет определить общие методы решения проблем, возникающих при анализе и использовании каждой группы источников.
    2) видовая классификация, в основе которой лежит определенная функция воздействия источника на те или иные сферы общественных отношений. Видовая классификация дает возможность выявить и проследить эволюцию источников.
    Так, источники периода феодализма можно разделить на
    1) Публично-правовые акты:
    А) договорного вида – международные договоры с Х в., княжеские договоры с XII в. и т.п.
    Б) договорно-законодательнеого вида - жалованные грамоты с XII в, кормленые грамоты с XIV в., акты земских соборов с 1566 г. и т.п.
    В) судебно-процессуального вида – с XV в.
    И т.п.
    2) Частные акты:
    А) договорного вида – акты на землю с XII в. акты на движимое имущество с XIII в., денежные акты с XVI в., акты трудового найма с XVII в. и проч.
    Б) распорядительного вида – письма приказчикам, инструкции об управлении имением с XVII в.
    3) делопроизводственные документы – распорядительного вида, докладного вида, протокольного вида, отчетного вида,
    4) частные письма.

    14. Россия в 1725-1762 гг. Дворцовые перевороты. Фоваритизм.
    Петр I умер 28 января 1725 г., не назначив преемника престола. Началась длительная борьба различных дворянских группировок за власть.
    В 1725 г. А.Д.Меншиков - представитель новой родовой знати - возвел на престол вдову Петра I, Екатерину I. Для укрепления своей власти в 1726 г. императрицей был учрежден Верховный тайный совет. В его состав вошли соратники Петра I: А.Д.Меншиков, П.А.Толстой, Ф.М.Апраксин, М.М.Голицын. С 1726 по 1730 гг. Совет, ограничив власть Сената, фактически решал все государственные дела.
    После смерти Екатерины I наследным императором стал 12-летний Петр II - внук Петра I.
    В 1727 г. князья Долгоруковы добились от нового императора ссылки Меньшикова, который держал власть в своих руках. Меньшиков был сослан в г. Березов, где умер в 1729 г. В состав Верховного тайного совета были введены представители Долгоруких и Голицыных. Петр II попал под влияние старой боярской аристократии, фактически отдал власть Верховному тайному совету.
    В 1730 г. Петр II умер от оспы, и на царствование была приглашена племянница Петра I, жена курляндского, герцога Анна Иоанновна. До принятия короны она согласилась с условиями ограничения ее власти в пользу Верховного тайного совета, но, став императрицей, сразу распустила совет и репрессировала его членов. С 1730 по 1740 гг. страной управлял фаворит императрицы Э.И.Бирон и его приближенные из немцев. Это было десятилетие засилья иноземцев, время разгула жестокости властей и казнокрадства.
    В 1740 г. Анна Иоанновна объявила наследником престола трехмесячного внука сестры, а регентом назначила Бирона.
    В ноябре 1740 г. в результате дворцового переворота регентство было передано Анне Леопольдовне.
    В ноябре 1741 г. после очередного переворота, вызванного недовольством продолжения немецкого засилья, на престол взошла Елизавета Петровна (1741-1761 гг.)
    Поддержанная гвардейцами, при помощи со стороны Франции и Швеции, она арестовала и заточила младенца-императора, сослала в Сибирь И.Миниха, А.И.Остермана и других иноземцев, претендовавших на власть. Во время ее правления произошел возврат к петровским порядкам и их укрепление.
    Елизавета проводила политику укрепления прав и привилегии дворянства. Помещикам было предоставлено право продавать крестьян в рекруты. Были отменены таможенные сборы.
    Агрессивная политика Пруссии вынудила Россию заключить союз с Австрией, Францией и Швецией. Началась семилетняя война 1756-1763 гг. 100-тысячное русское войско было послано на территорию Австрии против Пруссии.
    Летом 1757 г. русские войска, войдя в Пруссию, нанесли сокрушительное поражение пруссакам у деревни Грос-Егерсдорф. В 1758 г. был взят Кенигсберг. В том же году произошло главное сражение с основными силами короля Фридриха II под Цорндорфом. Русская армия под командованием генерала П.С.Салтыкова при поддержке союзных австрийских войск в результате кровопролитного сражения практически уничтожила армию пруссаков. Взятие Берлина в 1760 г. поставило Пруссию на грань катастрофы. От этого ее спасла смерть императрицы Елизаветы Петровны, наступившая 25 дек. 1761 г.
    После смерти Елизаветы Петровны на престол взошел ее племянник Петр III(1761-1762), который прекратил войну и вернул прусскому королю Фридриху II все ранее завоеванные земли. Он заключил мир с Пруссией и вошел в военный союз с Фридрихом II. Петр III не понимал верований и обычаев православной церкви и пренебрегал ими. Пропрусская политика вызвала недовольство его правлением и привела к росту популярности его жены - Софьи Фредерики Августы Цербстской. В отличие от мужа она, будучи немкой, приняла православие, соблюдала посты, посещала богослужения. В православии она получила имя Екатерина Алексеевна.
    29 июня 1762 г. с помощью гвардейцев Измайловского и Семеновского полков Екатерина захватывает власть. Петр III подписывает акт об отречении и погибает от рук офицеров охраны.

    15. Просвещенный абсолютизм Екатерины II и ее реформы
    Екатерина II правила практически всю вторую половину XVIII в. (1762–1796 гг.). Эту эпоху принято называть эпохой просвещенного абсолютизма, так как Екатерина, следуя новоевропейской просвещенческой традиции, была намерена служить обеспечению общественного блага с помощью прочной правовой основы в виде системы законов.
    Но политика Екатерины была направлена прежде всего на укрепление положения той социальной базы, которая обеспечивала ей политическое господство. При ней много было сделано для укрепления прав дворянства как особо привилегированного сословия, для урегулирования его взаимоотношений с государством.
    При Екатерине был ликвидирован кабинет министров, введенный Анной Иоанновной. Сенат был разделен на 6 департаментов, каждый из которых имел свои полномочия.
    Сенатская реформа улучшила управление страной из центра, но Сенат лишался законодательной функции, которая все более переходила к императрице.
    Екатерина провела вторую секуляризацию земель. Духовенство еще более утрачивало экономическое могущество, оно окончательно превращалось в особый разряд государственного чиновничества.
    Екатерина II придавала огромную роль законодательству. В первые годы своего правления она издавала десятки законодательных актов в месяц. Но самым крупным мероприятием Екатерины был созыв комиссии для создания уложения – нового свода законов.
    Для членов комиссии она собственноручно составила Наказ, в котором на основе тщательно подобранных цитат из сочинений видных европейских просветителей обосновывалась необходимость сильной самодержавной власти в России и сословного устройства русского общества.
    Работа комиссии продолжалась более года, в 1768 г. под предлогом начала войны с Турцией она была распущена на неопределенное время, так и не составив нового уложения.
    Но работа по укреплению государственного управления в стране была продолжена.
    В 1775 г. было принято Учреждение для управления губерний Всероссийской империи, согласно которому страна делилась на губернии (к концу правления Екатерины их насчитывалось 50).
    Губернии делились на уезды. В отдельную административную единицу был выделен город. Город делился на районы, а те, в свою очередь, – на кварталы.
    В 1785 г. были изданы Жалованные грамоты дворянству и городам, которыми регулировалось законодательство о правах и обязанностях сословий.
    В 1782–1786 гг. была проведена школьная реформа, положившая начало системе среднего образования. В стране также была полностью изменена судебная система.

    19. Крестьянская реформа 1861г.: предпосылки, причины, проведение, итоги.
    К причинам реформы 1861 г. относят:
    -промышленную революцию; -изменение социальной структуры русского общества (появляются капиталисты, формируется институт наемных рабочих); -крымскую войну (России показали, что она является страной второго сорта); -общественное мнение (осуждение крепостничества); -смерть Николая I.
    Причины проведения крестьянской реформы:
    -поражение России в Крымской войне показало необходимость срочных и решительных изменений во всех сферах жизни общества; -крепостное право тормозило развитие рынка; -обострялась классовая борьба, усиливалось революционное движение.
    Для разработки проекта реформы в 1857 г. был создан Негласный комитет, который позже был преобразован в Главный комитет по крестьянскому делу. В губерниях обсуждением проекта реформы занимались дворянские комитеты, их предложения обрабатывали редакционные комиссии (Я.И. Ростовцев).
    Текущую деятельность по подготовке реформы возглавлял зам. министра внутренних дел И.Л. Милютин, ему помогал Ю.Ф. Самарин.
    19 февраля 1861 г. Александр II утвердил ряд положений об отмене крепостного права и подписал Манифест об освобождении крестьян от крепостной зависим ости, на основании которого все помещичьи крестьяне получили права свободных сельских обывателей (личную свободу, право заключать сделки, вести судебные дела, свободно заниматься ремеслом и торговлей, права собственника своего движимого и недвижимого имущества). Помещики лишались права продавать крестьян, отдавать в услужение, переселять их.
    Статус крестьянина последовательно менялся в ходе осуществления реформы: первоначально помещик сохранял право собственности на земли, полученные крестьянами в результате реформы, за которые последние несли оброк и барщину. Эти крестьяне назывались временно обязанными и фактически зависели от помещика.
    В разряд крестьян-собственников крестьяне могли перейти только после заключения выкупной сделки или выкупа земли.
    Условия выкупа были следующими: крестьяне выплачивали 25% выкупной суммы наличными, остальную сумму помещик получал из государственной казны, которую крестьянин обязан был погашать в течение 49 лет по 6% в год. Усадьба выкупалась без ограничений, а полевой надел - с согласия помещика и общины.
    В течение 9 лет с момента издания Манифеста крестьяне не имели права распоряжаться своим земельным наделом .
    В 1863 г. и 1866 г. реформа была распространена на удельных и государственных крестьян.
    Минусы крестьянской реформы:
    -сохранялись феодальные традиции (выкупалась не земля, а личность крестьянина); -уменьшался земельный надел, ухудшалось его качество; -размер платежей был больше размера оброка.
    Плюсы крестьянской реформы:
    -появлялись свободные рабочие руки; -стал развиваться внутренний рынок; -сельское хозяйство входит в торговый капиталистический оборот.

    21. Экономическое развитие России во второй половине XIX века. Экономическая модернизация С.Ю.Витте.
    Экономическое и социальное развитие России определялось условиями и ходом реализации крестьянской реформы. С 1861 г. капитализм начал утверждаться как господствующая общественно-экономическая система. Для экономики России была характерна многоукладность: крупное капиталистическое производство соседствовала с патриархальным крестьянским хозяйством, полуфеодальным помещичьим, мелкотоварным в городе и деревне. Бурный рост промышленности контрастировал с рутинным состоянием сельского хозяйства. Затянулся процесс первоначального накопления капитала, что привело к широкому проникновению в экономику России иностранных инвестиций. Развитие капитализма постепенно меняло социальную структуру и облик сословий, формировало две новые социальные группы – классы капиталистического общества (буржуазия и пролетариат).С.Ю. Витте родился 17 июня 1849 г. в семье крупного правительственного чиновника. Его план преобразований заключался в следующем:
    *Индустриализация – особый упор на железные дороги. В 1883 г. Витте опубликовал большую работу “Принципы железнодорожных тарифов по перевозке груза”, принесшую ему известность среди специалистов. Основная ее идея заключалась в том, что железнодорожные тарифы должны устанавливаться не произвольно, а базироваться на экономическом законе спроса и предложения.
    *Проведение денежной реформы: за основу был принят золотой рубль,, следствием этой реформы явилось то, что российские деньги высоко котировались на мировом финансовом рынке.
    *Необходимость привлечения иностранного капитала.
    *Развитие торговой внешней политики.
    *Модернизация сельского хозяйства: переселенческая политика в Приамурье, Сибири, Казахстане.
    *Водочная государственная монополия.
    С.Ю. Витте ввел Портсмутский мирный договор и добился огромных уступок от Японии, хотя войну проиграла Россия.
    Несмотря на все достижения, Николай II не любил С.Ю. Витте и заставил его подать в отставку, а в разгар первой мировой войны он умер от менингита.


    23. Революция 1905-1907 гг.: причины, участники, содержание, итоги.
    Причины: 1) главной причиной революции являлось сохранение феодально-крепостнических пережитков, которые тормозили дальнейшее развитие страны; 2) нерешенный рабочий вопрос; 3) национальный вопрос; 4) тяжелые условия службы солдат и матросов; 5) антиправительственный настрой интеллигенции; 6) поражение в Русско-японской войне.
    По характеру революция 1905–1907 гг. была буржуазно- демократической.
    Основные задачи революции: 1) свержение самодержавия и установление конституционной монархии;
    2) решение аграрного и национального вопросов;
    3) ликвидация феодально-крепостнических пережитков.
    Основные движущие силы революции: рабочие, крестьяне, мелкая буржуазия. Активную позицию в ходе революции занимал рабочий класс, который использовал различные средства в своей борьбе – демонстрации, стачки, вооруженное восстание.
    Ход революционных событий. Восходящий этап, январь – октябрь 1905 г. Началом револю
    и т.д.

    * Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.

    Читайте также:

    Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
    При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.