Возникновение и становление педагогической профессии шпора

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОФЕССИЯ: ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА И ПЕРСПЕКТИВЫ ЕЕ РАЗВИТИЯ

Возникновение и становление педагогической профессии.

Возникновение педагогической профессии своими корнями уходит в глубинные пласты человеческой цивилизации. Передача накопленного предшествующими поколениями опыта детям в дородовой общине была вплетена в трудовую деятельность. По мере усложнения сознательного изготовления орудий труда, повлекших за собой необходимость специальной передачи трудовых умений и навыков, старейшины рода – самые уважаемые и умудренные опытом, образовали первую социальную группу людей – воспитателей. Воспитание стало сферой деятельности и сознания человека. Возникновение педагогической профессии имеет объективные основания. Замечено, что общество прогрессирует быстрее или медленнее в зависимости от того, как в нем поставлено воспитание подрастающего поколения. Появилась потребность в обобщении опыта воспитания, в создании специальных учебно-воспитательных учреждений для подготовки молодежи к жизни. Общество не могло бы существовать и развиваться, если бы молодое поколение, приходящее на смену старшему, вынуждено было начинать все сначала, без творческого освоения и использования того опыта, который оно получило в наследство.

Уже в наиболее развитых государствах Др. мира – Китае, Индии, Египте, Греции – были предприняты серьезные попытки обобщения опыта воспитания, вычленения теоретических начал.

В Др. Вавилоне, Египте, Сирии учителями чаще всего были жрецы, а в Др. Греции – наиболее умные, талантливые вольнонаемные граждане. В Др. Риме – от имени императора назначались государственные чиновники, хорошо знавшие науки. В средние века педагогами, как правило, были священники, монахи, хотя в городских школах, университетах ими все чаще становились люди, получившие специальное образование.

Задачи, стоявшие перед школой, существенно не менялись на разных этапах развития общества. Этим объясняется периодический перенос акцентов с обучения на воспитание и наоборот. Однако передовые мыслители никогда не противопоставляли обучение и воспитание.

Вгенезисе педагогической профессии можно условно выделить четыре этапа: допрофессиональный, условно про­фессиональный, собственно профессиональный и современный. Охарактеризуем каждый из этапов для того, чтобы яснее выделить характер и специфику профессиональной педа­гогической деятельности, раскрыть объективный харак­тер ее возникновения и существования.

1.1. Допрофессиональный этап

В период первобытности педагогической профессии не существовало, но уже была педагогическая деятельность как важнейшая социальная функция, обеспечивающая жизнеспособность и развитие человеческого общества.

На заре человечества, в эпоху первобытности, обучение и воспитание осуществлялось в форме коллективной спон­танной помощи старших младшим в освоении знаний об окружающем мире с целью выживания. Обучение и воспи­тание, возникнув вместе с человеческим обществом, разви­тием трудовой деятельности, мышления и языка, очень рано выделились в самостоятельную общественную функцию. Каждый член первобытного общества выполнял педагоги­ческие действия в процессе повседневной жизнедеятельнос­ти, причем старшие дети также осуществляли педагогичес­кие функции по отношению к младшим детям. Вместе со взрослыми дети занимались собирательством и охотой, при­ручением диких животных, выращиванием растений, изго­тавливали орудия труда. Детей учили наблюдать за природ­ными явлениями, исполнять ритуальные танцы и песни. Девочки обучались ведению домашнего хозяйства, уходу за детьми. Жизнь первобытного человека не была легкой, по­этому актуальной задачей являлось воспитание в детях таких качеств, как выносливость, умение переживать поражения и гибель соплеменников. Первобытная эпоха — важный пе­риод развития человеческого общества, который до настоя­щего времени мало изучен. Однако представление о том, что в этот период обучение и воспитание не требовали никаких специальных усилий, педагогического умения, явно оши­бочно. Первобытные люди, как показывают исследования археологов, использовали время досуга, в частности, и для занятий с детьми. Несмотря на скудность сведений о столь далеком времени этнографы свидетельствуют о том, что ар­хаическая педагогическая деятельность первобытных людей была вполне осмысленной, достаточно сложной и разноха­рактерной. Примером тому может служить обряд инициа­ции, целью которого являлась подготовка молодых членов племени к трудовой, общественной и семейной жизни.

На позднем этапе первобытности можно говорить даже о зачатках специально организованной педагогической дея­тельности. Например, чтобы удержать в памяти все богат­ство фольклора, жрецы племен, живших в Но­вой Зеландии изо дня в день часами упражнялись в беско­нечном повторении мифов, родословий, преданий. В каж­дом племени создавались специальные школы — варе вананга (дома знаний), где наиболее знающие люди пере­давали молодым знания и опыт племени, знакомили с его обрядами и преданиями, посвящали в искусство черной магии и колдовство. Юноши проводили в школе многие месяцы, заучивая слово в слово духовное наследие. В варе вананга молодежь обучали также и различным ремеслам, практике земледелия, знакомили с лунным календарем, учили определять по звездам благоприятные сроки начала и завершения земледельческих работ.

С возникновением религии педагогические функции у первобытных народов стали выполнять шаманы, заклина­тели, знахари. С появлением потребности в специализи­рованном обучении вследствие усложнения трудовых опе­раций, общественных отношений и разделения труда выделяются люди, лучшие в своем деле, передающие зна­ния, опыт без отрыва от основной трудовой деятельности.

Вместе с тем нельзя не отметить, что уже на этом этапе элементы обучающе-воспитательной деятельности были рассчитаны не только на трудовую, но и на спонтанную социально-идеологическую подготовку. Взращивание не просто трудоспособных, но и верных членов родоплеменного социума интуитивно осознавалось как насущная по­требность, которая реализовывалась в содержании ритуа­лов и одобряемых формах поведения.

Таким образом, предыстория возникновения педагоги­ческой профессии характеризуется наличием архаичного типа образования. Оно осуществлялось в процессе повседнев­ной общественной (прежде всего, производственной жиз­ни): все без исключения взрослые выполняли педагогиче­ские функции по отношению ко всем несовершеннолетним, а не только к своим детям; воспитательные функции роди­телей и других членов общины тесно переплетались; фи­зические наказания отсутствовали, взрослые уважительно относились к личности ребенка и учитывали его желания. Способ обучения был практически-деятельностным, сло­весные методы воспитания и передачи информации име­ли второстепенное значение. У детей не существовало осо­бого периода подготовки к взрослой жизни, поскольку все необходимые знания, умения, навыки и способности приобретались в ходе непосредственной производственной и других видов общественной деятельности.

1.2. Условно профессиональный этап

С возникновением частной собственности обществен­ное воспитание постепенно уступает место семейному. Главной целью людей, осуществлявших педагогическую деятельность, являлось формирование хорошего хозяина, на­следника. Богатые слои населения стали поручать воспита­ние своих детей образованным рабам и наемным учителям. Наличие наряду с семейным государственных, храмовых и других форм общественного воспитания было общей закономерностью рабовладельческих обществ и важной пред­посылкой возникновения профессиональной педагогичес­кой деятельности.

Изобретение письменности, математической символики привело к радикальным изменениям в способах накопле­ния, хранения и передачи информации, вследствие чего изменились как содержание образования, так и характер педагогической деятельности. Способ образования стал в основном словесно-знаковым, обособленным от производственной и всех других сфер жизни общества.

Именно в этот период выделяется социальная группа людей, занимающихся образовательной деятельностью в особых, приспособленных для этих целей учреждениях, а получение образования стало давать гораздо большие воз­можности участвовать в государственном управлении, ре­лигиозной деятельности, заниматься наукой, искусством.

Римская империя стремилась взять под свой контроль все стороны жизни общества, в том числе воспитание и Образование. Юлий Цезарь дал всем учителям право на римское гражданство. Император Веспасиан (9—79 гг. н.э.) назначил риторам ежегодный выплачиваемый государством гонорар. Постепенно грамматики и риторы, а позже и учителя начальных школ становятся государственными слу­жащими. Император Антоний Пий (86—161 гг. н.э.) уста­новил число риторов и грамматиков, полагавшихся каждо­му городу в зависимости от числа его жителей, а для учителей — ряд льгот и привилегий. При императоре Диок­летиане (243—316 гг. н.э.) был введен обязательный состав учителей для каждого типа школ, определены круг их обя­занностей и суммы гонорара. Существовавшие в античную эпоху системы обучения и воспитания имели четкую социальную и идеологиче­скую направленность, что и определяло в целом характер условно профессиональной педагогической деятельности.

В средние века характер условно профессиональной пе­дагогической деятельности в Западной и Центральной Европе находился в полной зависимости от христианской религиозной идеологии, отвергнувшей культурное насле­дие античного мира. В этот период общий уровень образо­вания значительно снизился.

В монастырских школах учителями были монахи, имев­шие склонность к педагогической деятельности. Они при­обретали педагогический опыт самостоятельно и непо­средственно в процессе практической педагогической деятельности. Уроков — коллективной работы всего клас­са с учителем — в средневековой школе не было. Хотя ученики занимались в школе одновременно, но каждый из учеников читал и писал разное: одни лишь начинали заучивание азбуки, другие заучивали слоги, третьи уже начинали читать и т.д. Учитель подзывал к себе учеников по очереди и занимался с ними индивидуально.

По инициативе объединений ремесленников в городах возникают цеховые школы, а по инициативе купечества — гильдейские школы. Цехи, гильдии, а также городское само­управление несли расходы по постройке школьных зда­ний, хозяйственным нуждам, главная же часть платы учи­телям поступала от родителей учеников. Назначение учи­телей и заведующих школами производилось цехами, гиль­диями и городским самоуправлением.

В XII—XIII вв. в Европе возникают университеты, в которых, как правило, преподавателями выступали изве­стные ученые.

Со временем стало недоставать людей, способных выпол­нять роль педагогов. Отказ от индивидуального обучения и переход к классно-урочной системе в школах и к лекционно-семинарской — в университетах позволил преодолеть это ос­ложнение. В результате эффективность образования повыси­лась в десятки раз, значительно снизилась стоимость обуче­ния, повысились его доступность, охват им населения.

В XVI в. создается педагогическая система иезуитов, в которой учителя ставили себе целью укрепление влияния католической церкви, но осуществляли ее новыми сред­ствами, т.е. посредством расширения практики физиче­ского воспитания, улучшенного оснащения школ, широ­кого применения средств наглядности, относительного смягчения дисциплины, расширения содержания образо­вания. Иезуиты впервые осуществили систематическую Подготовку учителей (из числа членов ордена). По оконча­нии образования в иезуитских коллегиумах наиболее на­дежные студенты допускались к преподаванию в млад­ших классах коллегиумов, ведя педагогические дневники. Уроки этих преподавателей и их дневники разбирались на собраниях всех учителей более опытными преподавателя-ми, которые нередко присутствовали на уроках. После не­скольких лет такого пробного преподавания молодые учи­теля заканчивали свою богословскую подготовку и стано­вились преподавателями в старших классах.

Таким образом, в средние века педагогами были свя­щенники, монахи, но в городских школах и университетах Ими все чаще становились люди, получившие специальное непедагогическое образование. Содержанием и целью ус­ловно профессиональной педагогической деятельности было формирование человека, отвечающего требованиям совре­менной ему действительности и морали в рамках опреде­ленного сословия.

1.3. Собственно профессиональный этап

С развитием науки и техники, зарождением капиталистических отношений понадобились люди, владеющие искусством обучать и воспитывать, т.е. возникла потребность в специальной профессионально-педагогической подготовке для осуществления педагогической деятельности. А это потребовало, в свою очередь, создания системы подготовки специалистов в специальных учебных заведениях, что при­вело к возникновению первых учебных заведений по подготовке учителей. На этом этапе педагогическая профессия становится массовой, а сложность и разнохарактерность 'задач, решаемых педагогами, приводит к выделению педа­гогических специальностей и специализаций. Содержание и, цели профессиональной деятельности в этот период обус­ловлены целями и ценностями капиталистического обще­ства и варьируются в зависимости от национальных осо­бенностей культуры, темпов общественного развития, раз­вития науки и в том числе педагогики.

В XVIII в., названном веком просвещения, в сознании общества утверждается мысль о том, что обучение и воспитание являются сознательно-преобразующим фактором развития общества, а человек должен всегда быть целью, а не средством общественного развития. С конца XVIII в. все более усиливается внимание к вопросам обучения и воспитания широких слоев населения, происходит пре­одоление влияния схоластики и сближение содержания образования с жизнью, что, безусловно, влияет на харак­тер профессионально-педагогической деятельности.

В XIX в. развитие фабрично-заводского производства, прокатившиеся по Европе войны, революционные выс­тупления народных масс, национально-освободительные движения сделали неизбежными демократические тенден­ции в области образования. Однако прогресс в этой обла­сти утверждался противоречиво, содержание, методы и характер профессиональной педагогической деятельнос­ти несли четкую печать социально-классовой ограничен­ности.

Вторая половина XX в. характеризуется образователь­ным взрывом, небывалым охватом подрастающих поко­лений и всего населения различными формами обучения. Педагогическая профессия становится еще более востре­бованной. Социальный статус педагога, которому довере­но развитие природных способностей человека, его обу­чение и воспитание, весьма возрос в этот период. Перед профессиональными педагогами ставятся все более сложные задачи, среди которых большую актуальность приоб­ретает задача осознания каждым человеком глобальных масштабов человеческой деятельности, формирование у него планетарного мышления, ощущение личной ответ­ственности за будущее человеческой цивилизации.

После Октября 1917 года в странах социалистической ориентации содержанием и целью педагогической деятельности стало формирование человека, преданного идеалам

коммунизма, способного быть квалифицированным и ис­полнительным тружеником.

В современный период при всем многообразии полити­ческих режимов, национальных культур содержание педаго­гической профессии можно сформулировать как деятельность по созданию условий и оказанию помощи личности в ее раз­ностороннем развитии, формировании общей культуры, адап­тации к жизни в обществе, помощи в осознанном выборе и овладении профессией. Педагогика, а вместе с ней и профес­сиональная педагогическая деятельность выходит за рамки школы и детско-юношеского возраста воспитуемых. Суще­ственно расширяется спектр педагогических профессий.

Государственная должность. состоящая во всевозможном попечении и воспитании мальчиков и девочек. — эта должность гораздо значительнее самых высоких должностей в государстве.

Глава 1. Общая характеристика педагогической профессии

- Возникновение и становление педагогической профессии;

- Особенности педагогической профессии;

- Перспективы развития педагогической профессии;

- Специфика условий труда и деятельности учителя сельской школы.

Возникновение и становление педагогической профессии

В глубокой древности, когда еще не было разделения труда, все члены общины или племени — взрослые и дети — участвовали на равных в добывании пищи, что составляло главный смысл существования в те далекие времена. Передача накопленного предшествующими поколениями опыта детям в дородовой общине была "вплетена" в трудовую деятельность. Дети, с ранних лет включаясь в нее, усваивали знания о способах деятельности (охота, собирательство и др.) и овладевали различными умениями и навыками. И лишь по мере совершенствования орудий труда, что позволяло добывать пищи больше, появилась возможность не привлекать к этому больных и старых членов общины.

Им вменялось в обязанность быть хранителями огня и осуществлять присмотр за детьми. Позже, по мере усложнения процессов сознательного изготовления орудий труда, повлекших за собой необходимость специальной передачи трудовых умений и навыков, старейшины рода — самые уважаемые и умудренные опытом — образовали в современном понимании первую социальную группу людей — воспитателей, прямой и единственной обязанностью которых стала передача опыта, забота о духовном росте подрастающего поколения, его нравственности, подготовка к жизни. Так воспитание стало сферой деятельности и сознания человека.

Возникновение педагогической профессии поэтому имеет объективные основания. Общество не могло бы существовать и развиваться, если бы молодое поколение, приходящее на смену старшему, вынуждено было начинать все сначала, без творческого освоения и использования того опыта, которое оно получило в наследство.
Интересна этимология русского слова "воспитатель". Оно происходит от основы слова "питать". Слова "воспитывать" и "вскармливать" не без основания сейчас нередко рассматриваются как синонимы.

В современных словарях воспитатель определяется как человек, занимающийся воспитанием кого-либо, принимающий на себя ответственность за условия жизни и развитие личности другого человека. Слово "учитель", видимо, появилось позже, когда человечество осознало, что знания есть ценность сама по себе и что нужна специальная организация деятельности детей, направленная на приобретение знаний и умений. Такая деятельность получила название обучения.

В Древнем Вавилоне, Египте, Сирии учителями чаще всего были жрецы, а в Древней Греции — наиболее умные, талантливые вольнонаемные граждане: педономы, педотрибы, дидаскалы, педагоги. В Древнем Риме от имени императора учителями назначались государственные чиновники, хорошо знавшие науки, но главное, много путешествовавшие и, следовательно, много видевшие, знавшие языки, культуру и обычаи разных народов. В древних китайских хрониках, дошедших до наших дней, упоминается, что еще в XX в. до н. э. в стране существовало министерство, ведавшее делами просвещения народа, назначавшее на должность учителя мудрейших представителей общества.

В средние века педагогами, как правило, были священники, монахи, хотя в городских школах, университетах ими все чаще становились люди, получившие специальное образование. В Киевской Руси обязанности учителя совпадали с обязанностями родителя и властителя. В "Поучении" Мономаха раскрывается основной свод правил жизни, которым следовал сам государь и которым советовал следовать своим детям: любить свою Родину, заботиться о народе, творить добро близким, не грешить, уклоняться от злых дел, быть милостивым.

Он писал: "Что умеете хорошо, то не забывайте, а чего не умеете, этому учитесь. Леность ведь всему мать: что кто умеет, то забудет, а что не умеет, тому не научится. Добро же творя, не ленись ни на что хорошее. "' В Древней Руси учителей называли мастерами, подчеркивая этим уважение к личности наставника подрастающего поколения. Но и мастеров-ремесленников, передававших свой опыт, называли и сейчас, как известно, называют уважительно — Учитель.

С момента возникновения педагогической профессии за учителями прежде всего закрепилась воспитательная, единая и неделимая, функция. Учитель — это воспитатель, наставник. В этом его гражданское, человеческое предназначение. Именно это имел в виду А.С. Пушкин, посвящая своему любимому учителю профессору нравственных наук А-П. Куницину (Царскосельский лицей) следующие строки: "Он создал нас, он воспитал наш пламень. Заложен им краеугольный камень, им чистая лампада возжена"2.

Конфуций (Кун-цзы) (ок. 551 — 479 до н.э.) — древний китайский мыслитель, основатель конфуцианства. Основные взгляды изложены в книге "Лунь юй" ("Беседы и суждения").

Задачи, встававшие перед школой, существенно менялись на разных этапах развития общества. Этим объясняется периодический перенос акцентов с обучения на воспитание и наоборот. Однако государственная политика в области образования практически всегда недооценивала диалектическое единство обучения и воспитания, целостность развивающейся личности. Как нельзя обучать, не оказывая воспитательного влияния, так нельзя и решать воспитательные задачи, не вооружив воспитанников довольно сложной системой знаний, умений и навыков. Передовые мыслители всех времен и народов никогда не противопоставляли обучение и воспитание. Более того, они рассматривали учителя прежде всего как воспитателя.

Выдающиеся учителя были у всех народов и во все времена. Так, великим учителем китайцы называли Конфуция.

В одной из легенд об этом мыслителе приводится его разговор с учеником:

"Эта страна обширна и густо населена. Что же ей недостает, учитель?" — обращается к нему ученик. "Обогати ее", — отвечает учитель. "Но она и так богата. Чем же ее обогатить?" — спрашивает ученик. "Обучи ее!" — восклицает учитель.

Я.А. Коменский (1592 - 1670) - чешский мыслитель-гуманист, педагог, писатель. В основе его педагогической системы — принципы материалистического сенсуализма. Основоположник дидактики. Впервые обосновал идею всеобщего обучения на родном языке. Основные труды: "Великая дидактика", "Открытая дверь к языкам", "Материнская школа" и др.

Человеком трудной и завидной судьбы является чешский педагог-гуманист Ян Амос Коменский. Он был первым, кто стал разрабатывать педагогику как самостоятельную отрасль теоретического знания. Коменский мечтал дать своему народу собранную воедино мудрость мира. Он написал десятки учебников для школы, свыше 260 педагогических произведений. И сегодня каждый учитель, пользуясь словами "урок", "класс", "каникулы", "обучение" и т.д., не всегда знает, что все они вошли в школу вместе с именем великого чешского педагога.

И.Г. Песталоцци (1746 - 1827) - швейцарский педагог-демократ, основоположник теории начального обучения. В своей теории элементарного обучения связал обучение с воспитанием и развитием ребенка, педагогику с психологией. Основные труды: "Лингард и Гертруда", "Как Гертруда учит своих детей", "Лебединая песня".

Я.А. Коменский утверждал новый, прогрессивный взгляд на учителя. Эта профессия была для него "превосходна, как никакая другая под солнцем". Он сравнивал учителя с садовником, любовно выращивающим растения в саду, с архитектором, который заботливо застраивает знаниями все уголки человеческого существа, со скульптором, тщательно обтесывающим и шлифующим умы и души людей, с полководцем, энергично ведущим наступление против варварства и невежества'.

Швейцарский педагог Иоганн Генрих Песталоцци затратил все свои сбережения на создание детских приютов. Свою жизнь он посвятил сиротам, пытался сделать детство школой радости и творческого труда. На его могиле стоит памятник с надписью, которая заканчивается словами: "Все — для других, ничего — для себя".
Великим педагогом России был Константин Дмитриевич

Ушинский — отец русских учителей. Созданные им учебники выдержали небывалый в истории тираж. Например, "Родное слово" переиздавалось 167 раз. Его наследие составляет 11 томов, а педагогические произведения имеют научную ценность и сегодня. Он так охарактеризовал общественное значение профессии учителя: "Воспитатель, стоящий в уровень с современным ходом воспитания, чувствует себя живым, деятельным членом великого организма, борющегося с невежеством и пороками человечества, посредником между всем, что было благородного и высокого в прошедшей истории людей, и поколением новым, хранителем святых заветов людей, боровшихся за истину и за благо", а его дело, "скромное по наружности, — одно из величайших дел истории. На этом деле зиждутся государства и им живут целые поколения"'.

А.С. Макаренко (1888 - 1939) - советский педагог и писатель. Разработал теорию и методику воспитания в коллективе, провел опыт соединения обучения с производительным трудом учащихся, развил теорию семейного воспитания. Основные труды: "Педагогическая поэма", "Флаги на башнях", "Книга для родителей", статьи.
К.Л. Ушинский (1824 - 1870/71) - русский педагог-демократ, основоположник научной педагогики в России. Основа его педагогической системы — требование демократизации народного образования и идея народности воспитания. В дидактике проводил идею воспитывающего обучения. Основные труды: "Детский мир", "Родное слово", "Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии".

Поиски российских теоретиков и практиков 20-х гг. XX в. во многом подготовили новаторскую педагогику Антона Семеновича Макаренко. Несмотря на утвердившиеся в образовании, как и во всем по стране, в 30-е гг. командно-административные методы управления, он противопоставил им педагогику, гуманистическую по сути, оптимистическую по духу, проникнутую верой в творческие силы и возможности человека.

Теоретическое наследие и опыт А.С. Макаренко приобрели всемирное признание. Особое значение имеет созданная А. С. Макаренко теория детского коллектива, которая органично включает в себя тонкую по инструментовке и своеобразную по способам и приемам осуществления методику индивидуализации воспитания. Он считал, что работа воспитателя самая трудная, "возможно, самая ответственная и требующая от личности не только наибольшего напряжения, но и больших сил, больших способностей"'.

Особенности педагогической профессии Своеобразие педагогической профессии

Принадлежность человека к той или иной профессии проявляется в его особенностях деятельности и образе мышления. По классификации, предложенной Е.А. Климовым, педагогическая профессия относится к группе профессий, предметом которых является другой человек. Но педагогическую профессию из ряда других выделяют прежде всего по образу мыслей ее представителей, повышенному чувству долга и ответственности.

В связи с этим педагогическая профессия стоит особняком, выделяясь в отдельную группу. Главное ее отличие от других профессий типа "человек — человек" заключается в том, что она относится как к классу преобразующих, так и к классу управляющих профессий одновременно. Имея в качестве цели своей деятельности становление и преобразование личности, педагог призван управлять процессом ее интеллектуального, эмоционального и физического развития, формирования ее духовного мира.

Основное содержание педагогической профессии составляют взаимоотношения с людьми. Деятельность других представителей профессий типа "человек — человек" также требует взаимодействия с людьми, но здесь это связано с тем, чтобы наилучшим образом понять и удовлетворить запросы человека. В профессии же педагога ведущая задача — понять общественные цели и направить усилия других людей на их достижение.
Особенность обучения и воспитания как деятельности по социальному управлению состоит в том, что она имеет как бы двойной предмет труда.

С одной стороны, главное ее содержание составляют взаимоотношения с людьми: если у руководителя (а учитель таковым и является) не складываются должные отношения с теми людьми, которыми он руководит или которых он убеждает, значит, нет самого важного в его деятельности. С другой стороны, профессии этого типа всегда требуют от человека специальных знаний, умений и навыков в какой-либо области (в зависимости от того, кем или чем он руководит). Педагог, как любой другой руководитель, должен хорошо знать и представлять деятельность учащихся, процессом развития которых он руководит. Таким образом, педагогическая профессия требует двойной подготовки — человековедческой и специальной.

Так, в профессии учителя умение общаться становится профессионально необходимым качеством. Изучение опыта начинающих учителей позволило исследователям, в частности В-А-Кан-Калику, выявить и описать наиболее часто встречающиеся "барьеры" общения, затрудняющие решение педагогических задач: несовпадение установок, боязнь класса, отсутствие контакта, сужение функции общения, негативная установка на класс, боязнь педагогической ошибки, подражание.

Однако если начинающие учителя испытывают психологические "барьеры" по неопытности, то учителя со стажем — по причине недооценки роли коммуникативного обеспечения педагогических воздействий, что приводит к обеднению эмоционального фона образовательного процесса. В результате оказываются обедненными и личные контакты с детьми, без эмоционального богатства которых невозможна продуктивная, одухотворенная положительными мотивами деятельность личности.

Своеобразие педагогической профессии состоит и в том, что она по своей природе имеет гуманистический, коллективный и творческий характер.

Возникновение педагогической профессии имеет объективные основания. Общество не могло бы существовать и развиваться, если бы молодое поколение, приходящее на смену старшему, вынуждено было начинать все сначала, без творческого освоения и использования того опыта, которое оно получило в наследство.

Потребность передавать опыт от поколения к поколению появилась, наряду с другими потребностями человека, на самом раннем этапе возникновения общества. Поэтому практика воспитания первоначально определялась как передача жизненного опыта человека от старшего поколения к младшему.

Воспитание было таким же общественным явлением, как и любая деятельность человека: охота, собирательство, изготовление орудий труда. Человек рос как личность, усложнялся его социальный опыт, и вместе с ним, усложнялись процесс и цели воспитания.

Профессия педагога - одна из древнейших. В ней аккумулирован тысячелетний опыт человечества. По сути, педагог - это связующее звено между поколениями, носитель общественно-исторического опыта. В меняющемся мире профессий, общее количество которых насчитывает несколько десятков тысяч, профессия педагога считается неизменной, хотя каждая эпоха предъявляет к ее носителям новые требования.

Педагог (от греч. paidagogos — воспитатель) – это лицо, ведущее практическую работу по воспитанию, образованию и обучению детей и молодежи и имеющее специальную подготовку в этой области.

В Древнем Вавилоне, Египте, Сирии учителями чаще всего были жрецы, а в Древней Греции — наиболее умные, талантливые вольнонаемные граждане. В Древнем Риме от имени императора учителями назначались государственные чиновники, хорошо знавшие науки, но главное, много путешествовавшие и много видевшие, знавшие языки, культуру и обычаи разных народов. В древних китайских хрониках, дошедших до наших дней, упоминается, что еще в XX в. до н. э. в стране существовало министерство, ведавшее делами просвещения народа, назначавшее на должность учителя мудрейших представителей общества.

В средние века педагогами, как правило, были священники, монахи, хотя в городских школах, университетах ими все чаще становились люди, получившие специальное образование.

В Киевской Руси обязанности учителя совпадали с обязанностями родителя и властителя. В "Поучении" Мономаха раскрывается основной свод правил жизни, которым следовал сам государь и которым советовал следовать своим детям: любить свою Родину, заботиться о народе, творить добро близким, не грешить, уклоняться от злых дел, быть милостивым. Он писал: "Что умеете хорошо, то не забывайте, а чего не умеете, этому учитесь. Леность ведь всему мать: что кто умеет, то забудет, а что не умеет, тому не научится. Добро же творя, не ленись ни на что хорошее. "

В Древней Руси учителей называли мастерами, подчеркивая этим уважение к личности наставника подрастающего поколения. Но и мастеров-ремесленников, передававших свой опыт, называли и сейчас, как известно, называют уважительно — Учитель.

С момента возникновения педагогической профессии за учителями закрепилась воспитательная функция. Учитель — это воспитатель, наставник. В этом его гражданское, человеческое предназначение. Именно это имел в виду А.С.Пушкин, посвящая своему любимому учителю профессору нравственных наук А.П. Куницину (Царскосельский лицей) следующие строки: "Он создал нас, он воспитал наш пламень. Заложен им краеугольный камень, им чистая лампада возжена".

В современной концепции педагогического образования, исходя из представлений, что учитель - не только профессия, суть которой транслировать знания, а высокая миссия сотворения личности, утверждения Человека в человеке, цель системы педагогического образования представлена как непрерывное общее и профессиональное развитие учителя нового типа - учителя, ориентированного на Человека. Ориентация на Человека в образовании выступает как процесс постепенного отказа образовательной системы от жёсткой ориентации на обслуживание государства в ущерб интересам главного субъекта образовательного процесса - человека развивающегося.

Ведущая тенденция современного образования - переход к новой личностной парадигме. Знаниево-просветительская парадигма, господствовавшая в образовании на протяжении многих веков, исчерпала свои возможности. Во-первых, объем знаний даже для самой общей ориентировки в нем стал почти непостижимым. Во-вторых, стало ясно, что функция образования далеко не сводится к знаниевому насыщению человека. Жизненная практика уже не раз убедительно показала, что широта и энциклопедичность познания поразительно уживаются с недообразованностью человека в собственно человеческом аспекте. Смена парадигм в данном случае выступает как закономерное восхождение к более целостному пониманию самого феномена образованности, в структуру которого теперь необходимо должны войти не только знаниевый, деятельностный и творческий опыт, но и опыт собственно духовно-личностной самоорганизации человека, связанный с выполнением им смыслопоисковых, рефлексивных, самооценочных, жизненно-планирующих и др. функций. При этом речь идет не о "вреде" знаний, о недооценке других составляющих образовательного процесса, а об ограниченности знаниевой парадигмы как стиля мышления. Знание же как таковое - безусловно - универсальный критерий образованности, поскольку даже личностный опыт индивида и другие продукты его рефлексии в конечном счете имеют форму знания, только может быть с несколько иными свойствами и иной предметной сферой.

"Зачем нам знания? - вопрошает известный педагог Ш. Амонашвили, - без личностной страсти творить ими добро, а не зло для людей, делиться ими с другими, приносить облегчение людям. " [1].

В условиях перехода к личностно-ориентированной парадигме образования изменяется позиция учителя и педагогические требования к его деятельности, разрабатываются модели идеального учителя и его подготовки.

Педагогическая профессия относится к професси­ям типа “Человек-Человек”. Данный тип профессий определяется следующими качес­твами человека: устойчиво хорошим самочувствием в ходе работы с людьми, потребностью в общении, спо­собностью мысленно ставить себя на место другого че­ловека, способностью быстро понимать намерения, по­мыслы, настроение других людей, способностью быстро разбираться во взаимоотношениях людей, способ­ностью хорошо помнить, держать в уме знание о лич­ных качествах многих и разных людей и т. д.

При этом, если учесть, что профессия “Человек-Человек” характеризуется определенным набором ти­пических предпочтений, интересов, личностных осо­бенностей, то его профессиональная характеристика оказывается глубо­ко индивидуально типизированной. Выступая как индивидуальный субъект педагоги­ческой деятельности, педагог в то же время репрезен­тирует, представляет собой общественного субъекта, носителя общественных знаний и ценностей.

Так, модель японских ученых включает существенные признаки и качества: способность одновременно учить и воспитывать, прочное теоретическое педагогическое образование, высокая культура и осознание ценности воспитания, свобода и ответственность.

Учителю, несущему здоровое начало в своей работе, присущи такие нравственные черты характера как: заботливость, душевность, доброжелательность, приветливость; внимательность; разумная требовательность; справедливость, снисходительность, терпеливость; готовность к взаимопониманию и взаимопомощи; толерантность (терпимость); самообладание; профессиональная гордость, уверенность в себе; требовательность к себе и к своей работе; стремление к новаторству и саморазвитию; трудолюбие, самообладание при решении педагогических задач; деловитость, целеустремленность, инициативность; правильная самооценка; подвижничество [21].

Современной школе нужен высококвалифицированный педагог-интеллектуал, новатор, психолог, исследователь, профессионал, умеющий строить свои взаимоотношения с учащимися на демократической основе, критически мыслить, не пасовать перед трудностями, показывать своим воспитанникам пример единства слов, убеждений и дела. Одним из важнейших свойств современного учителя является его гуманная и гуманитарная позиция: толерантность, способность понимать ребенка, умение видеть ситуацию глазами ребенка, родителей и умение стимулировать саморазвитие школьника.

За последние 10 лет наблюдается снижение престижа учительской профессии. В конечном итоге это отрицательно сказывается на качестве обучения и воспитания учащихся. Система подготовки учительских кадров в этих условиях нуждается в дальнейшем совершенствовании.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.