Возникновение и эволюция экономической теории шпора

Тема 25. Формирование современной экономической мысли. Вклад российских ученых

Раздел 4. История экономических учений

1 Возникновение и эволюция экономической теории

2 Вклад российских ученых

3 Политэкономия и экономикс

Возникновение целостных стройных экономических концепций относитсяк XV-XVII в.в., когда возникла первая экономическая школа – меркантилизм (Томас Ман, Антуан Монкретьен и др.). Сердцевиной экономики они считали торговлю.

В XVII-XVIII в.в. возникла школа физиократов (Ф. Кенэ, В. Тюрго и др.), ее представители видели источник доходов не в торговле, а в производстве, в создании экономического продукта. Однако ониошибочно предполагали, что богатство создается только в сельском хозяйстве.

Более зрелым направлением экономической мысли была классическая школа политической экономии (XVIII-XIX в.в.). А. Смит, Д. Рикардо создали теорию трудовой стоимости, сделали значительный шаг в изучении природы капитала, его накопления и применения. Они отрицали необходимость государственного вмешательства в экономику, полагаясь полностью на регулирующую роль рынка.

Экономическая теория в течение трех столетий (XVII-XIX в.в.)развивалась как политическая экономия. Этот термин был введен французским экономистом, представителем школы меркантилизма А. Монкретьеном (1615 г.). К. Марксу и основанной им марксистской экономической школе удалось развить многие положительные идеи классической политэкономии, объяснить многие закономерности капитализма эпохи свободной конкуренции. Существенный вклад внес К. Маркс и в теорию трудовой стоимости. Создав новую концепцию материалистического понимания истории, К. Маркс дал анализ движения капитала, подчиненного производству прибавочной стоимости и обозначил тенденцию накопления капитала как путь гибели капиталистической экономики, основанной на эксплуатации трудящихся.

Определенный вклад в развитие экономической теории внес В.И. Ленин, разработавший научную концепцию об экономической природе монополизма, которая не потеряла своей актуальности и сегодня. Однако, многие положения марксистско-ленинской политэкономии, будучи формально использованными для обоснования экономической модели СССР, не подтвердились на практике.

В современной экономической теории обычно выделяют три основных направления: неоклассическое, неокейнсианское и институционально-социологическое.

Неоклассическое направление в экономической науке обозначилось в последней трети XIX в. К нему относят австрийскую школу (К. Менгер, Ф. Визер, Е. Бём-Баверк и др.), математическую школу (У. Джевонс, Л. Вальрас, В. Парето и др.), американскую школу предельной производительности (Дж. Б. Кларк, А. Маршалл). Современные представители неоклассического направления: Дж. Хикс, Ф. Хайек, Р. Солоу, М. Фридмен. Они отстаивали свободу конкуренции, принцип невмешательства государства в экономику. М. Фридмен положил начало взглядам монетаристского направления, существующего и поныне, считающего основным допустимым способом регулирования экономики применение денежных инструментов.

Основоположником кейнсианского и неокейнсианского направлений является Дж. Кейнс, который в 30-е гг. XX в. разработал новую теорию об активном вмешательстве государства в экономическую жизнь.

Неокейнсианцы (Р. Харрод, А. Хансен и др.) развили и конкретизировали многие положения и рекомендации Дж. Кейнса. Ониразработали схему непрерывного, динамического роста экономики, предложили ряд мер антикризисного регулирования (через госбюджет, налоговую политику и др.).

Представители институционально-социологического направления (ранний институционализм: Торстейн Веблен, Уэсли Клэйр Митчелл, Джон Морис Кларк, Джон Коммонс., поздний институционализм: Дж. Гэлбрейт, Я. Тинберген и др.) рассматривают экономику как систему, на которую оказывают большое влияние социологические, политические и социально-психологические факторы. Они исследуют изменение экономической жизни под воздействием таких общественных институтов как корпорации, профсоюзы, государство и др.

Во второй половине ХХ века получило развитие неоинституциональное направление (Рональд Коуз, Оливер Уильямсон, Дуглас Норт). Неоинституциональная теория представляет собой экономический анализ роли институтов и их влияния на хозяйство.

1. Предмет экономической теории : различные подходы

Экономическая теория — дисциплина экономической науки. Представляет собой теоретическое и философское основание экономической науки. Состоит из множества школ и направлений. Экономическая теория не стоит на месте и её развитием в исторической перспективе занимается история экономических учений .

Основная задача экономической теории — дать объяснения происходящих событий в экономической жизни с помощью моделей действительности, отразить в себе реальную экономику .

Экономическая теория состоит из ряда разделов: методологии экономической науки, микроэкономики , макроэкономики , международной экономики , эконометрики , теории игр .

В современной экономической теории можно выделить ряд научных школ и направлений: неокейнсианство , монетаризм , новую институциональную экономическую теорию , нейроэкономику , австрийскую школу , новую политическую экономию , экономику и право .

Функции и методы

Методы экономической теории :

Метод анализа и синтеза — анализ предполагает разделение рассматриваемого объекта или явления на отдельные части и определение свойств отдельного элемента. С помощью синтеза получают полную картину явления в целом.

Метод индукции и дедукции — при методе индукции происходит исследование отдельных фактов, принципов и формирование общих теоретических концепций на основе получения результатов (от частного к общему). Метод дедукции предполагает исследование от общих принципов, законов, когда положения теории распределяются на отдельные явления.

Метод системного подхода — рассматривает отдельное явление или процесс как систему, состоящую из определенного количества взаимосвязанных между собой элементов, которые взаимодействуют и оказывают влияние на эффективность всей системы в целом.

Метод математического моделирования — предполагает построение графических, формализованных моделей, которые в упрощенном виде характеризуют отдельные экономические явления или процессы.

Метод научной абстракции — позволяет исключать из рассмотрения отдельные несущественные взаимоотношения между субъектами экономики и концентрировать внимание на рассмотрении нескольких субъектов.

Функции экономической теории :

Познавательная — позволяет анализировать отдельные процессы экономики, устанавливает взаимосвязи между этими явлениями, определяет свойства субъектов экономики (финансово-кредитные учреждения, предприятия, государство, население).

Методологическая — позволяет определять экономическую теорию как основу для развития целого ряда других экономических дисциплин (маркетинг, статистика, менеджмент, ценообразование).

Образовательная — позволяет формировать у граждан экономическую культуру, логику, основные понятия о рынке.

Практическая — рекомендации по совершенствованию текущей экономической ситуации, снижению уровня инфляции, увеличению валового национального продукта и т. д., разработка конкретных принципов и способов рационального хозяйства;

Прогностическая — на основе анализа экономических явлений и процессов разрабатывать направления перспективного развития.

Э кономическая мысль зародилась в глубокой древности и прошла длительный и сложный путь становления и развития. Вначале экономические знания формировались как отдельные элементы общей науки. Самостоятельное развитие экономической теории началось в эпоху зарождения капитализма в середине второго тысячелетия н. э. Исследователи различают множество этапов и направлений в этом развитии. Основными являются следующие: см рис. и таблицу.

Вывод: Ни одна теория не может претендовать на абсолютную и вечную истинность.

Каждая школа в той или иной мере страдает односторонностью и преувеличениями, поскольку выступает с позиций определенной социальной группы и определенного периода. Следовательно, общество не должно оказываться в плену отдельных теорий. Его развитие направляется общенациональными интересами, которые складываются в трудном поиске общественных компромиссов, избегая при этом разрушительной конфронтации, умножая точки согласия и сотрудничества между людьми.

Можно ещё вот так

Экономическая наука прошла длительный путь своего развития. Зарождение элементов экономических знаний произошло ещё в 5-9-веках нашей эры. В древнем Китае, Индии, Греции и было представлено как эпизодические высказывания о различных формах и способах хозяйственной деятельности. К настоящему времени экономическая наука представлена различными школами и направлениями, которые объединены задачей изучения экономической жизни общества, но по разному представляют предмет этого исследования.
Ксенофонт (древнегреческий философ 430-350 век до нашей эры) – он дал название науки “ ОЙКОС “ – дом, хозяйство, “ НОМОС “ – закон. Закон ведения домашнего хозяйства.
Аристотель (384-322 век до нашей эры) – противопостояние экономики, хрематистике, то есть предметом хрематистике было объявлено умение наживать состояние, делать деньги.
Антуан Монкретьен (1575-1621 года) – “ Трактат политической экономики 1615 год “ и дал новое название “ политическая экономия “. Предметом изучения которой является изучение государства, хозяйства управляемого абсолютной монархией.
Адам Смитт (1723-1790 года) – автор “ исследования о природе и причинах богатства народов”. Предмет изучения – богатства нации и его структура и законы функционирования рынка совершенной конкуренции

3. Проблемы выбора в экономике. Кривая производственных возможностей.

Технологический выбор– это ограниченность ресурсов определяет альтернативность их использования. Допустим необходимо произвести два товара: пушки и масло. Допустим, что все необходимые ресурсы общества были направлены на производство масла 5 млн. килограмм.
Альтернатива ему пушки. Максимум 15000 штук.

A, B, C, D, E, F – кривая производственных возможностей, которая показывает максимальный объём производства товара, при имеющихся ресурсов и заданных объёмов производства других товаров.
У – неполная загруженность производственных мощностей и имеются резервы для увеличения.
S – общество не в состоянии одновременно увеличить и военное, и гражданское производства.

При абсолютном использовании всех ресурсов, все точки возможных комбинаций производства пушек и масла находятся на кривой трансформации.
С помощью кривой производственных возможностей можно сформировать тезис об альтернативности производства различных видов товарных групп в экономике в полной занятости. Форма графика показывает своеобразную ”цену” одной товарной группы, выраженную в альтернативном количестве другой товарной группы.
Сущность экономического закона возрастающих затрат состоит в том, что увеличение объёма одноимённой товарной группы, неизбежно возрастание затрат на единицу товара выраженных другой товарной группой.

4. Виды экономических систем . Критерии, типы , классификация

Экономическая система – это особым образом упорядоченная система связей между производителями и потребителями материальных и нематериальных благ и услуг.

1. Формационный подход (К. Маркс):

Первичная (архаичная ) - первобытно-общинный и азиатский способы производства;

Вторичная – основана на частной собственности (рабство, крепостничество, капитализм);

Коммунистическая общественная формация.

2. Критерий характера связи в обществе между производством и потреблением (К. Бюхер) :

Замкнутое домашнее хозяйство (созданные блага потребляются в самом хозяйстве, без обмена);

Городское хозяйство (непосредственный обмен, блага переходят из производящего хоз-ва в потребляющее);

Народное хозяйство (блага на основе товарно-денежного обмена переходят через целый ряд хозяйств, прежде, чем поступят в потребление)

3.Наибольшее распространение в мировой экономической литературе получила классификация экономических систем по двум признакам:

По форме собственности на средства производства;

По способу, посредством которого координируется и управляется экономическая деятельность.

На основе этих признаков различают:

Традиционные системы – встречаются в слаборазвитых странах, основаны на обычаях и традициях. Традиции, передающиеся от поколения к поколению, определяют, какие товары и услуги, как и для кого производить. Технический прогресс проникает в эти системы с трудом, т.к. он вступает в противоречие с традициями и угрожает стабильности существующего строя.

Командная или тоталитарная экономика – распространена государственная собственность на средства производства, деятельность осуществляется под строгим надзором гос-ва; все решения по поводу процессов производства, распределения, обмена и потребления принимаются на государственном уровне. Данная система эффективна в условиях кризиса и др. чрезвычайных ситуациях, при других условиях – тормозит развитие общества.

Переходная экономика - экономика, которая находится в состоянии изменений, перехода от одного состояния в другое, как в пределах одного типа хозяйства, так и от одного к другому типу хоз-ва.

Смешанная экономика – представляет собой сочетание форм предпринимательской деятельности и роли государства. Государство вмешивается в экономику, но не настолько, чтобы свести на нет регулирующую роль рынка (США, Англия, Франция, Германия и др.).

5. Основные категории товарного хозяйства : благо , товар, услуга

Товарное хозяйство – возникло как противоположность натуральному, в начале в форме обмена между общинами, этот обмен носил случайный характер.

Товарное производство – когда продукты создаются отдельными частными, обособленными производителями, каждый из которых специализируется на выработке одного какого-либо продукта, поэтому для удовлетворения общественных потребностей нужна купля-продажа продуктов на рынке.

Ни один человек, ни одно существо не может существовать без удовлетворения потребностей. Средства и вещи для удовлетворения потребностей – блага.

Благо – это все то, что заключает в себе определенный положительный смысл, а именно предмет, явление, продукт труда, удовлетворяющий определенную человеческую потребность и отвечающий интересам, целям, устремлениям людей.

Классификация благ:

1. Материальные блага имеют материальную форму и природу (естественные дары природы, продукты производства).

Нематериальные блага – не имеют материальной формы (здравоохранения, образование, искусство, кино, театр и т.д. ).

Различают две группы нематериальных благ:

Внутренние – даны человеку природой, которые он развивает в себе по собственной воле (голос, пение, музыкальный слух).

Внешние – это то, что дает внешний мир для удовлетворения потребностей (репутация, деловые связи и т.д.).

2. Экономические блага – к ним относятся те блага, которые яв-ся объектом или результатом экономической деятельности, т.е. которые можно получить в ограниченном количестве по сравнению с потребностями, которые они могут удовлетворить .

Товар – это специфическое экономическое благо, произведенное для обмена.

Товар обладает двумя свойствами:

Способностью удовлетворять какую-либо человеческую потребность;

Способность к обмену.

Способность товара удовлетворять ту или иную потребность человека составляет его потребительскую стоимость. Ею обладает любой товар. Потребительные стоимости составляют вещественное содержание богатства всякого общества. Потребительная стоимость имеет три формы проявления:

Последнее – это степень полезности данной потребительной стоимости, ее соответствия, ее пригодности удовлетворять потребность в конкретных условиях потребления.

Товар обладает не только свойством удовлетворять человеческие потребности, но и свойством вступать в отношения с другими товарами, обмениваться на другие товары. Способность товара к обмену в определенных количественных пропорциях есть меновая стоимость.

Услуги (в экономической теории) — товары , которые могут производиться, передаваться и потребляться одновременно.

Услуга характеризуется неосязаемостью, несохраняемостью, непостоянством качества и неотделимостью от источника.

6. Величина стоимости товара и факторы её определяющие . Предельная полезность

Содержание

Введение. 3

Возникновение экономическойтеории. 4

История экономики как наука. 8

Предмет и метод экономическойтеории. 11

Заключение. 13

Список литературы… 14

Экономическая теорияизучает источники, факторы национального богатства, изучаетобщественно-производственные, т.е. экономические отношения в обществе, изучаетэкономические законы, управляющие общественным производством.

Экономическая теорияшироко использует построение моделей экономических явлений и процессов. Формаописания моделей может быть графической и математической. Экономическая модельявляется инструментом для экономических прогнозов. Комплексом экономическихпринципов объясняется, как функционирует экономика и ее отдельные сектора.

На основе анализамногочисленных отечественных и зарубежных работ по вопросам экономическойтеории можно выделить три этапа ее развития:

2. Политическая экономия;

Предметом экономическойтеории является проблема рационального использования ограниченных ресурсов вцелях удовлетворения возрастающих материальных потребностях человека.

Итак, данная работа ипосвящена рассмотрению развития экономической теории, истории экономики какнауки, а также вопросам предмета и метода экономической теории.


Возникновение экономической теории

Экономическая теория какнаука (т.е. систематизированное знание о сущности экономики) возникла в 17-18вв. в период становления капитализма.

Физиократы. Другое направление экономическогоучения, возникшего как реакция на меркантилизм, было представлено в трудахфизиократов (от греч. физио – природа, и крат – власть). Основатель этогонаправления – Кенэ. Примечательным для этого учения явилось то, что ониперенесли исследование происхождения прибавочного продукта из сферы обращения всферу производства, но ограничили ее только сферой земледелия. Промышленностьони считали непроизводительной отраслью.

2. Классическаяполитическая экономия. Меркантилизм исторически изжил себя в новую эпоху, когда в экономикестал господствовать не торговый, а промышленный капитал. Ему на смену пришлаклассическая политическая экономия. Это направление экономической теориипризнавало действительным источником богатства производство материальных благ.Оно стало рассматривать хозяйственную деятельность в виде производства,распределения обмена и потребления полезных вещей. Классическая политическаяэкономия перешла к исследованию сущности экономических явлений (например,обмена товаров на деньги) и законов хозяйственного развития.

В эпоху, когда в Европецарил феодальный гнет и произвол, А.Смит смело выступил за торжество новогообщественного устройства, в котором развитие хозяйства идет в соответствии собъективными законами экономики. Естественным порядком в области экономическойжизни он считал господство частной собственности, свободную конкуренцию исвободную торговлю, невмешательство государства в хозяйственную деятельность.

Близким к представителямклассической политической экономии является английский экономист Милль(1806-1876 гг.). Он считал, что законы производства не зависят отсоциально-экономического строя, тогда как распределение можно регулировать.Стоимость он сводил только к издержкам производства, был сторонником реформ,сдерживающих рост народонаселения.

Английская политэкономиясоздала трудовую теорию стоимости. В ней утверждалось, что труд работников,производящий товары, создает их стоимость. Последняя соизмеряет между собойтовары и деньги. Применяя трудовую концепцию стоимости к изучениюкапиталистической экономики, А. Смит основал теорию прибавочной стоимости. Онсчитал, что фабричные рабочие своим трудом создают новую стоимость. Последняялишь частично достается им — (заработная плата), остальную часть — прибавочнуюстоимость — присваивают капиталисты.

В конце 19 столетия самахозяйственная жизнь продемонстрировала определенную ограниченностьклассического направления политэкономии.

Во-первых, это несоответствовало историческим особенностям Англии периода 17-19вв. (господствоединоличной формы капитала, свободной конкуренции и невмешательства государствав экономику). На рубеже 19-20 веков экономика сильно преобразилась (в ней сталипреобладать крупные акционерные общества, которые стремились подавитьконкурентов, государство стало активно вмешиваться в хозяйственную жизнь).

Во-вторых, при разработкеучения о рыночной цене английские классики и Карл Маркс глубоко раскрыли еезависимость главным образом от производства, от предложения товаров на рынке.Однако такой взгляд был односторонним. Не было в должной мере изученовоздействие спроса покупателей на цену.

Продолжателем идей К.Маркса и его сподвижника Ф. Энгельса в области экономической теории явился В.И. Ленин (1870-1924 гг.). В многочисленных трудах он конкретизировал учениеК.Маркса применительно к новой исторической обстановке, развил теориювоспроизводства, доказал, что в капиталистически развивающейся странепроисходит расслоение мелких собственников на богатых и бедных и др. вопросы.

Сторонниковнеоклассического направления объединяет представление о том, что рыночнаяэкономика будет функционировать наилучшим образом, если представить каждому изее субъектов мах экономическую свободу. В этом смысле неоклассики — прямыепоследователи А. Смита. Они были и остаются защитниками традиционных ценностейкапиталистической экономики — то есть частной инициативы и свободы частногопредпринимательства, отсутствие государственного регулирования. Эти ценности, сих точки зрения, есть главные условия эффективности всей общественной системы.В центре внимания неоклассической теории – отдельная фирма, отдельныйпотребитель, мах прибыли и минимальные затраты, т.е. микроэкономика.

3. Экономикс. Неоклассическая теория являетсяодной из трех течений современной западной экономической теории (экономикса).Западная экономическая теория в отличие от марксизма, представляет собой нецелое, а совокупность различных течений, школ, иногда резко различающихсяметодами анализа, конечными выводами и рекомендациями в области экономическойполитики. Отсутствие единства взглядов среди западных экономистов – неследствие слабости науки, а отражение многообразия экономическойдействительности, ее противоречивости и изменчивости. Экономикс исходит изтого, что научное знание может постичь истину лишь с известной степеньюприближения и учитывая происходящие в экономической жизни изменения, уточняетили отбрасывает устаревшие представления, приходит к новым выводам.

Современная экономическаятеория развивается в основном в рамках трех основных течений:

1) неоклассическое (о нембыло сказано выше),

2) теория регулируемогокапитализма,

Наиболее признаннаяшкола, предложившая свои рецепты регулирования экономики, связана с работамианглийского ученого Джона Мейнарда (1883-1946гг.)

Весьма оригинальноетечение в Экономикс составляет так называемый институционализм. Это течениедовольно расплывчато, т.к. взгляды его представителей сильно различаются поцелому ряду проблем. Однако можно выделить некоторые ведущие идеи этоготечения:

1. Институционалисты не замыкаются на анализечисто экономических отношений, а призывают учитывать все условия, влияющие нахозяйственную жизнь — т.е. формы хозяйственной организации, нормы поведения,юридические законы, обычаи, традиции.

2. Они предлагают изучать не столько какфункционирует, сколько как развивается и видоизменяется капиталистическоеобщество. Причем для них характерно в целом критическое отношение к капитализмуи требование расширения социальных программ с помощью государства.

3. Рынок — это не нейтральный и неуниверсальный механизм распределения ресурсов. Он стремится не к удовлетворениюпотребностей людей, а к поддержанию и обогащению крупных предприятий(монополий). Основа власти крупных предприятий — техника, а не законы рынка.Против диктата предпринимателей необходимы совместные действия профсоюзов игосударства. Кроме того, государству необходимо взять под свою опеку такиежизненно важные сферы как экология, образование и здравоохранение.

Основоположникоминституционализма считается американский ученый Т.Веблен.

История экономики как наука

История экономикизанимается изучением экономики как явления. Экономика призвана решать дваосновных взаимосвязанных вопроса: производства и распределение. Еще болееважным является достижение экономической эффективности. Это возможно лишь привзаимодействии экономики с другими сферами человеческой жизни:государственно-правовой, социально-политической системами, а также при высокомуровне развития духовно-ментальной сферы. Экономическая история занимается изучениемтого, как шел поиск человечеством оптимальных путей своего развития.

Экономика рожденачеловеком и его деятельностью. Рынок же является порождением экономики. Он также, как и экономика, развивается, но именно во многом под его воздействиемэволюционирует экономика. Именно рыночные отношения привели к рождению ещеодного экономического явления – бизнеса. Эффективность функционирования рынка ивозможности бизнеса требуют вполне определенных условий. В том случае, когдатакие важнейшие факторы, как земля, труд, капитал, имеют возможность вызреть,происходит динамичное хозяйственное развитие и экономика достаточно быстропроходит целый ряд этапов своего развития.

Огромное место и роль вразвитии человеческой цивилизации играют такие понятия и явления, какэкономика, политика, общество, культура. Они находятся в прямой и теснойвзаимосвязи.

Экономика – искусство ведения домашнегохозяйства. Под экономикой понимается:

· совокупностьпроизводственных отношений, экономический базис общества.

· народное хозяйстводанной страны или его часть, включающая соответствующие виды производства иотрасли.

· основа всехдругих общественных отношений и играет решающую роль в развитии общества;

· отражаетотличительные особенности отдельно взятой страны в связи с ее географическимположением, участием в международном разделении труда, историческимитрадициями, достигнутым уровнем развития хозяйственной культуры и другимиконкретно-историческими условиями.

В то же время экономикахарактеризуется теснейшей связью с политикой и, наоборот,общественно-политический фактор воздействует на экономику.

1) Синоним культуры. В марксистскойлитературе употребляется также для обозначения материальной культуры.

2) Уровень, ступень общественногоразвития материальной и духовной культуры (античная цивилизация; современнаяцивилизация).

3) Ступень общественного развития,следующая за варварством (Л. Морган, Ф. Энгельс).

Так, Н. Я. Данилевскийсформулировал теорию общей типологии культур, или цивилизацию, согласно которойне существует всемирной истории, а есть лишь история данных цивилизаций,имеющих индивидуальный замкнутый характер.

Понятие культураупотребляется для характеристики материального и духовного уровня развитияопределенных исторических эпох, общественно-экономических формаций, конкретныхобществ, народностей, наций (например, античная культура, культура майя), атакже специфических сфер деятельности или жизни (культура труда, художественнаякультура, культура быта).

Для исторической наукиглавным является изучение конкретной истории общества. При этом она опираетсяна факты прошлого и настоящего. Собирание фактов, их систематизация и анализсвязей друг с другом есть внутренняя основа исторической науки.

Истинная наука требуеттщательного накопления и изучения фактов. При этом необходимо брать неотдельные факты, а всю совокупность относящихся к рассматриваемому вопросуфакторов, без единого исключения.

Теоретическое обобщение,осознание совокупности накопленных и исследованных в зависимости друг от другафактов и выводов – есть вторая сторона истории как науки.

Единство этих двух сторонисторической науки неразрывно. Его нарушение в той или иной мере всегда ведет кискажению процесса познания истории общества. Отрасли исторической науки:политическая история, экономическая история и т.д.

Историзм – принцип подхода к действительностикак изменяющейся во времени, развивающейся.

Экономическая история является важным предметом изучения,а экономическая культура – это один из важнейших критериев развитияцивилизации. Основные принципы подхода в освещении экономической историицивилизации: историзм, эволюционизм и сравнительный анализ.

Предмет и метод экономической теории

Познавательная функция — заключается в том, чтоэкономическая теория призвана изучать и объяснять процессы и явленияэкономической жизни общества.

Практическая функция связана с тем, что экономическаятеория не может ограничиться простой констатацией фактов, их описанием. Преждевсего она должна проникнуть в суть того или иного явления и вскрытьэкономические законы, управляющие хозяйственными процессами, а это очень ценнодля общества.

Методологическаяфункция заключаетсяв том, что экономическая теория выступает в качестве теоретического фундаментавсего комплекса экономических наук как отраслевых экономических наук (экономикапромышленности, сельского хозяйства, транспорта), так и функциональныхэкономических наук (экономика труда, финансы, кредит, экономическаястатистика). Кроме того, существуют экономические науки, находящиеся на стыкеразличных областей знания: экономическая география, демография. Значениеэкономической теории по мере развития общества возрастает, ибо усиливаютсязадачи по движению общества к прогрессу.

Познание экономическихпроцессов и явлений в экономике осуществляется при помощи различных методов,способов, приемов. Прежде всего, всеобщим методом познания экономическойдействительности является метод диалектики, который обязываетисследователя-экономиста рассматривать явления и процессы в их всеобщей связи ивзаимозависимости, в состоянии непрерывного развития, в ходе которогонакопление количественных изменений приводит к смене качественного состояния.Кроме этого метода большое значение имеет метод научной абстракции.Абстрагирование означает очищение наших представлений об изучаемых процессах отслучайного, приходящего, единичного и выделение в них прочного, устойчивого итипичного. В результате абстрагирования выводятся экономические категории кактеоретические выражения реально существующих взаимосвязей явлений и процессовхозяйственной жизни. Они в совокупности обрабатывают понятийный аппаратэкономики.

Кроме этих двух методовпознания экономической действительности в практике развития экономики как наукибыло выработано и применяются немало способов и приемов познания экономическойдействительности.

Способы и приемы:

1. статистические наблюдения – это изучение и анализстатистического материала, характеризующего экономические явления и процессы вконкретных условиях места и времени. Это позволяет выявить основныезакономерности в развитии явлений и процессов.

2. Выдвижение и проверка гипотез. Гипотеза – это предположение того,что лежит в основе процесса и явления, то есть предположительное суждение озакономерной причинно-следственной связи между явлениями и процессамиэкономической жизни.

3. Анализ и синтез. Анализ — помогает разлагать ирасщеплять то или иное экономическое явление или экономические отношения на ихсоставные части и исследует каждую из этих частей отдельно. Путем синтезаэкономика как наука воссоздает целостную единую картину явления или процесса.

4. Индукция и дедукция. Посредством индукции (нововведения)обеспечивается переход от изучения единичных фактов к общим положениям ивыводам. Дедукция же (выведение) делает возможным переход от наиболее общихвыводов к относительно частичным.

5. Системный подход. Системный подход — это методподготовки научно-обоснованных решений крупных комплексных проблем в сфереуправления, планирования, финансов, кредитов и т.д. Осуществляется это на такихпринципах, как динамичность системы, взаимодействие и связь элементов системы,целостность системы, выделение главного звена (главного элемента системы).

Итак, экономика – этонаука о том, как общество использует ограниченные ресурсы для производстваполезных продуктов и распределяет их среди различных групп людей.

Экономическая теориявыполняет следующие функции:

o теоретическая — выявляет сущность процесса, устанавливает экономические закономерности изаконы, которые действуют в хозяйственной жизни, выявляет тенденции действияэкономических процессов;

o практическая — разрабатывает практические рекомендации, принципы и методы эффективногохозяйствования;

o методологическая- экономическая теория является базой для других экономических дисциплин;

o социальная(познавательная) — расширяет горизонты познания, помогает формированиюэкономически грамотных специалистов.

Экономическая теория — наука в своей основе эмпирическая, то есть основана на фактах реальной жизни,но в то же время ей присущи определенные методы исследования:

1) Общемировоззренческие – предполагаютизучение процессов в единстве, во взаимосвязи и в развитии).

2) Общенаучные — ими пользуются нетолько экономическая теория, но и другие науки. Сюда относятся:

o метод научнойабстракции — он состоит в выделении наиболее существенных сторон изучаемогоявления и отвлечении от случайного;

o метод анализа исинтеза. Анализ – сложные явления и процессы расчленяются на отдельные простыеэлементы, которые подвергаются детальному изучению. Синтез – результатыизучения отдельных частей обобщаются и устанавливается взаимосвязи элементовсистемы в целом;

o метод индукции идедукции. Индукция — это переход от частного к общему (обобщение фактов).Дедукция – наоборот;

o системный анализ- предполагает трактовку экономического объекта как системы, и в то же времякак элемента еще более сложной системы.

3) Частные методывключают в себя следующие методы: графический; статистический; методэкономико-математического моделирования; метод сравнительного анализа;экономический эксперимент.

Список литературыИохин В.Я. Экономическая теория. Учебник. М., Юристъ, 2000 Курс экономической теории. Под ред. Чепурина М.Н., Киселевой Е.А. Киров, 2002 Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика. М, ИНФРА-М, 1999 Мэнкью Н.Г. Принципы экономикс. СПб, Питер, 2003 Экономическая теория. Под ред. А.И. Добрынина, Л.С. Тарасевича. СПб, Питер, 2002

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.