Влияние социально-психологических факторов на социализацию личности шпора

В самом общем виде социально-психологические факторы социализации личности могут быть объединены в две большие группы: 1) социальные, отражающие социально-культурный аспект социализации и затрагивающие проблемы ее исторической, культурной и этнической специфики; 2) индивидуально-личностные, в значительной мере определяемые этапом жизненного пути личности.

В отечественной психологии прослеживается стремление многих авторов при анализе процесса социализации учитывать не только объективные показатели (изменение социального статуса индивида, освоение им новых социальных ролей), но и субъективные, в том числе идентичность. Это понятие введено в науку Э. Эриксоном, который определяет идентичность как субъективное чувство и наблюдаемое качество личной самотождественности и непрерывности (постоянства), соединенное с определенной верой в тождественность и непрерывность некоторой картины мира, разделяемой с другими людьми.

Идентичность рассматривается Э. Эриксоном в двух аспектах: во-первых, как состоящая из двух компонентов: органического и индивидуального, т. е. как непреложная данность физического внешнего облика, задатков, тождественности, подлинности и целостности человеческого индивидуального бытия; во-вторых, в социальном аспекте, вследствие чего выделяется групповая и психосоциальная идентичность. Групповая идентичность - это включенность личности в различные общности (историческую, географическую, классовые, национальные и др.), подкрепленная субъективным ощущением внутреннего единства и неразрывности со своим социальным окружением. Психосоциальная идентичность -ощущение человеком значимости своего бытия для общества.

Каждый из аспектов идентичности имеет два полюса: положительный (то, каким человек должен быть с точки зрения социального окружения) и отрицательный (то, каким он не должен быть). Формирование идентичности всегда сопровождается противоборством этих двух сторон. В кризисные моменты борьба обостряется, и отрицательная идентичности может взять верх. Для позитивного и поступательного развития личности необходим перевес положительной идентичности над отрицательной.

Таков в общих чертах подход Э. Эриксона к проблеме идентичности, выдвинутой им в качестве основополагающего момента развития личности.

Общечеловеческий уровень идентичности понимается как осознание себя представителем биологического вида, человечества или как видение и понимание глобальных проблем человечества, ответственность перед будущими поколениями за жизнь на Земле.

Индивидуальный уровень идентичности есть осознание собственной неповторимости, стремление к развитию своих способностей, понимание своего жизненного пути как неповторимого [5].

Среди ученых нет единого мнения о том, развитие какого уровня идентичности является наиболее важным для успешной социализации личности. Можно предположить, что актуализация, доминирование определенного уровня идентичности личности и успешности ее социализации определяются временем. При этом фактор времени понимается двояко: как общественное время -специфика исторического развития данного общества; индивидуальное время - этап жизненного цикла личности.

Иначе рассматривается проблема взаимодействия индивида и макросоциальных структур в работах Б. Ф. Поршнева [14]. По его мнению, на протяжении филогенетического промежутка между высшими обезьянами и современным человеком максимальной развитостью имитации (подражание) обладали троглодиты (предки человека). Для обеспечения своей безопасности они, в частности, имитировали голоса животных, вызывая у них подражательно-тормозные реакции. Позднее антропоиды все чаще использовали этот механизм для воздействия (суггестии) на себе подобным, что выходило за рамки имитационного побуждения.

Разрушение интегрированности в свойственные ему социальную группу, сословие началось лишь с развитием капитализма. Тогда же стал акцентироваться и индивидуально-личностный слой его идентичности. Этот процесс подробно проанализирован Э. Фроммом [16], по мнению которого разрыв средневековых связей человека с социумом, сословием, группой не принес желанной свободы. В результате человек оказался маленьким и бессильным существом перед действием могущественных экономических сил, лишенным всяких гарантий своего завтрашнего дня.

Переходя к вопросу о влиянии этапа жизненного пути личности на успешность ее социализации, проиллюстрируем особенности социализации личности и формирования структуры ее идентичности в стабильные периоды развития общества. Для этого можно обратиться к анализу морального развития детей, проведенному Л. Колбергом [12]. Согласно его данным, дети до 7 лет находятся преимущественно на доконвенциональном уровне морального развития. Их поведение определяется в основном стремлением избежать наказания или получить поощрение, т.е. у них доминирует незрелый индивидуально-личностный уровень идентичности. К 13 годам и до окончания школы у большей части детей преобладает групповой уровень идентичности, когда моральность-аморальность поступка оценивается в зависимости от точки зрения референтной группы ребенка. По-видимому, этот уровень идентичности в стабильные периоды развития общества остается доминирующим, поскольку только 10% детей старше 16 лет достигают постконвенционального уровня морального развития, который характеризуется одновременной выраженностью индивидуально-личностного и общечеловеческого уровня идентичности.

Наиболее важным периодом формирования зрелой идентичности является юность. В ходе юношеского кризиса идентичности могут быть преодолены конфликты, не решенные на предыдущих стадиях развития личности, травмы и страхи раннего детства. В то же время структура идентичности, формирующаяся в юности, оказывает влияние на все последующие стадии развития личности.

На негативном полюсе этого континуума находятся молодые люди, имеющие свою систему норм, традиций, взглядов, в соответствии с которой они не только не принимают общепринятые социальные нормы, но и нарушают их, создавая тем самым преступную субкультуру.

Следует отметить, что в состояние психосоциального моратория может впасть не только один человек или какая-либо группа людей, но и целое поколение, юность которого пришлась на период бурных общественных перемен. Примером такого моратория поколения (или значительной его части), как нам кажется, был всплеск молодежного неформального движения в стране в середине 80-х годов XX столетия.

Таким образом, если дети и подростки легче всего адаптируются к условиям общественного кризиса, а в юношестве это сопряжено с определенными трудностями, то, видимо, сложнее всего адаптироваться к изменившимся условиям жизни людям, чья юность уже прошла. Их социализация проходит либо через переживание глубокого личностного кризиса, либо достаточно гладко, если в стабильные периоды развития общества такой человек был среди социальных аутсайдеров (или не в полной мере реализовывал свой потенциал), но именно в кризисных условиях его зрелая идентичность оказалась востребованной социумом.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Баранова Виктория Анатольевна

Поднимаются проблемы социализации , обучения и воспитания , развития личности детей, живущих в сельском социуме . Рассматриваются результаты исследования, выявляющие специфику негативных и позитивных влияний на личность ребенка социума и СМИ, мотивации детей к обучению , специфику детей группы риска и методов работы с ними, возможности социально-психологической поддержки.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Баранова Виктория Анатольевна

The problems of socialization , education and upbringing the personalities of children living in rural societas arise. The research results revealing specificity of negative and positive influences from societas and media are considered as well as of motivation children to learning, specificity of the risk group children and methods of work with them, possibilities of social-psychological support.

Баранова Виктория Анатольевна

Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ В УСЛОВИЯХ СЕЛЬСКОГО СОЦИУМА

Поднимаются проблемы социализации, обучения и воспитания, развития личности детей, живущих в сельском социуме. Рассматриваются результаты исследования, выявляющие специфику негативных и позитивных влияний на личность ребенка социума и СМИ, мотивации детей к обучению, специфику детей группы риска и методов работы с ними, возможности социально-психологической поддержки.

Ключевые слова: социализация, обучение, воспитание, сельский социум, школьники.

Сложности социально-экономического развития сельского социума в современный период обусловливают факторы, оказывающие неоднозначное, часто противоречивое влияние на социализацию подрастающего поколения на селе, на обучение и воспитание сельских школьников.

Во многих селах с неразвитой инфраструктурой позитивное влияние социально-педагогических и социально-психологических факторов социализации сельских школьников резко снижено при одновременном усилении негативного влияния на детей деструктивных тенденций в социуме, СМИ, семье, культуре, нравственности сельчан.

Несмотря на тенденцию снижения позитивного влияния, во многих районах и областях школа является системообразующим центром социально-экономического и культурного развития села, позитивно влияющим на воспитание, образование и формирование личности детей, а в деградирующих районах сельская школа продолжает оставаться единственным источником глубинных позитивных ценностей сельской жизни и приобщения к ним подрастающего поколения.

Результаты опроса, проведенного Институтом социальной педагогики села РАО в 2004-2005го-дах, учителей и директоров сельских школ (1362 педагогических работника общеобразовательных учреждений, расположенных в сельской местности) показывают эффективность интегративных форм реализации образовательных проектов, участие в которых объединяет школьное сообщество (учителей и учащихся), родителей, местную власть, местное население.

Хотя необходимость интеграции усилий всех субъектов воспитания и образования сельских школ признается большинством учителей и ди-

ректоров, тенденции полноценного их взаимодействия в большинстве обследуемых регионов пока находятся на этапе формирования, что зависит от уровня регионального социально-экономического и социокультурного развития.

По результатам опроса выявлено, что учителя сельских школ в качестве ведущего института социализации учеников считают семью и школу.

Мотивация к учебной деятельности. Одной из главных причин низкой мотивации учебной деятельности, неуспеваемости учащихся и падения интереса к получению знаний, по мнению педагогов, в первую очередь является низкий уровень престижности образования у родителей и бесперспективность получения для жизни в сельской местности. Анализ ответов учителей и директоров сельских школ на вопрос о том, что больше всего влияет на снижение интереса к обучению, выявил три группы различных факторов, формирующих падение интереса к ведущему виду деятельности среди школьников разного возраста.

По мнению опрошенных, к 1-й группе факторов, наиболее отрицательно сказывающихся на интересе детей всех возрастов к обучению, относится перегруженность учебных программ (отмеченная четвертью учителей и около 30% директоров). На втором месте по отрицательному влиянию на учебную мотивацию у подростков и старшеклассников - отсутствие связи учебных предметов с жизненной практикой и межпредметная разобщенность.

Из 2-й группы факторов наиболее отрицательно влияющими является низкий уровень нравственности в семьях (четверть ответов учителей, треть ответов директоров); низкий престиж образованности у родителей и детей); педагогическая запущенность учащихся.

Из 3-й группы факторов отрицательно сказывающихся на интересе детей к обучению, отмечены неудовлетворительный уровень материальных возможностей семьи и невозможность дальнейшего продолжения обучения детей.

Очевидно, что 1-я группа факторов относится к внутренней сфере образования и резервы для ее совершенствования необходимо искать в ней, 2-я и 3-я группы факторов скорее относятся к внешним, объективно сформированным и зависящим, в первую очередь, от общей социально-экономической ситуации в сельских регионах страны и при взрослении поколений постепенно отрицательно влияющим на изменение самой этой ситуации. Только серьезные изменения в государственной политике по улучшению положения детей, семей, созданию условий для развития системы образования сельской молодежи и их родителей могут изменить создавшееся положение.

Дети группы риска. На селе выявлено немалое количество детей, входящих в группу риска. Участники исследования отмечают тревожные данные о развивающихся негативных тенденциях употребления алкоголя и наркотиков частью сельских школьников. Говоря о распространении вредных привычек среди учеников сельских школ, каждый второй педагог считает, что вредные привычки есть только у некоторых учеников; почти половина учителей и треть директоров считают, что наиболее распространенной вредной привычкой среди сельских учеников является курение и что курят многие; почти каждый десятый учитель отмечает употребление алкоголя и более редкое употребление наркотиков детьми.

Опрошенные педагоги отмечают необходимость срочных воспитательных и социально-психологических мер всеми субъектами процесса социализации: педагогами, родителями, родственниками, интегрированное сопровождение подростков всеми субъектами воспитания и образования, начиная с родительской поддержки, помощи педагогов и психологов по выработке индивидуальных программ обучения и работе с подростками над развитием их учебной мотивации.

Исследование выявило следующие виды отклонений в поведении: среди сельских подростков наиболее распространены (по мнению почти четверти педагогов) типы детей со слабой саморегуляцией поведения: агрессивные, вспыльчивые, импульсивные, в любой момент готовые

к драке, а также дети, имеющие негативные ценности, часто асоциально настроенные, за компанию готовые на все.

Наименее характерны для сельских учащихся типы - зависящие от всех, подчиняющиеся всем изгои класса. Ситуация тесного взаимодействия, характерная для сельской жизни, когда все друг друга знают, снижает процент жестокого обращения со слабым в межличностных взаимоотношениях в сельской школе, поскольку любые случаи жестокости сразу же становятся известны всем и чаще встречают осуждение.

Оценки эффективности методов работы с детьми группы риска распределились следующим образом. Наиболее значимым по эффективности работы с детьми группы риска почти все педагоги считают оказание психологической поддержки, повышение самооценки и самоуважения учеников. Как неэффективный метод (его поставили на последнее место) отмечено педагогами обучение основам предпринимательства и бизнеса, а также автоделу, работе на сельхозтехнике.

В работе с детьми группы используются педагогами и стандартные педагогические приемы (создание условий для успешности самореализации, повышение интереса к знаниям, организация свободного времени с учетом интересов: вовлечение в спортивную, художественную, поисковую, трудовую самодеятельность). Недостаток психологических знаний все же мешает учителям увидеть высокую эффективность таких психологических приемов, как повышение авторитета и статуса детей группы риска у одноклассников и односельчан и повышение их значимости в глазах родителей (их отметили только примерно четверть опрошенных). Трудные дети из группы риска - не обязательно самые плохие, хотя они нередко более несдержанны и менее управляемы. Им не всегда хватает жизненного опыта и самообладания для принятия верного решения в тех проблемных ситуациях, в которые они, в силу своей импульсивности, прямолинейности и других личностных особенностей, попадают. Поэтому для возвращения их в социум, в круг нормального общения им особенно важна психологическая поддержка более опытных взрослых, повышение самоуважения, углубление коммуникативной компетентности. Важным результатом подобной работы становится то, что эти дети обретают корни в родном селе, они чувствуют свою значимость для тех, среди кого они

выросли. Таким образом, система отношений сельских школьников и учителей к себе, к другим людям, к окружающей действительности и система межличностных взаимоотношений - важнейший социально-психологический фактор, определяющий психологический климат на селе.

Социально-психологическая поддержка. Ответы учителей и директоров позволяют говорить о том, что на селе существуют два основных направления поддержки человека. Первое представлено различными формами государственной поддержки: патронаж по месту жительства над инвалидами, центры психолого-педагогической реабилитации, комплексные выезды специалистов и т.д. Второе направление идет как бы снизу: оно основано на сельских традициях, инициативе. Очевидно, что необходимо больше и шире развивать именно это направление: формы поддержки человека, основанные на традициях села, общинности, взаимопомощи, учитывая специфику каждого конкретного села.

Большинство опрошенных педагогов (70%) указывает на необходимость психологической или медико-психолого-педагогической службы на селе, т.к. реально существуют проблемы, решение которых связывается именно с наличием специалистов соответствующих служб. Причем эти проблемы касаются не только школы, но и всего сельского социума. Психологическая служба остро необходима для помощи в решении таких проблем, как снятие напряженности детей, родителей, учителей (63,2% учителей и 62,9% директоров); психолого-педагогическое просвещение родителей (50,0% и 57,1%); разрешение внутри-школьных конфликтов (43,5% и 31,4%); неуспеваемость учащихся (41,4% и 32,4%); коррекция детско-родительских отношений (39,8% и 40%); предупреждение наркомании, токсикомании, пьянства, курения среди детей (38,5% и 44,3%); разрешение внутрисемейных проблем (38,5% и 40%); психодиагностика (38,2% и 33,3%); разработка программ индивидуального развития детей (37,6% и 45,2%); решение личных проблем детей и взрослых (34,4% и 33,3%); профориентация учеников (32,7% и 28,6%). Большинство педагогов подчеркнули, что существует реальная потребность в снятии напряженности учителей, детей и родителей.

Несмотря на то, что большинство опрошенных педагогов указывает на необходимость психологической или медико-психолого-педагоги-

ческой службы на селе, в сельской школе отсутствует налаженная система психолого-педагоги-ческой службы - не хватает специалистов соответствующей квалификации.

В целом можно говорить от низкой готовности сельского населения и сельских учителей обращаться к специалистам-психологам. Причины этого базируются, в первую очередь, на необеспеченности сельского населения этими специалистами, и как следствие - на его низкой психологической культуре. В связи с этим встает вопрос о необходимости повышения квалификации специалистов, об углублении их психологического образования. Кроме того, должно быть продумано решение таких вопросов, как структура местных психологических служб (местоположение, наличие специалиста в каждом селе, школе или вне школы и т. д.), возможность приглашения специалистов из других сел, городов, организация выездных бригад специалистов, семинаров.

Это позволит организовать полноценную и эффективную психолого-педагогическую поддержку, грамотную профориентационную работу, оказывая старшеклассникам помощь в планировании жизненной перспективы, выработке навыков преодоления трудностей. Тем самым молодежь села будет сохранена как жизнеспособная и социально перспективная категория населения.

Увеличение учебных нагрузок, бытовые сложности сельской жизни, проблемы личностного развития усиливают психологическое напряжение детей. Поэтому вопрос о том, кто оказывает детям психологическую помощь и оказывается ли она вообще, является очень важным.

По мнению педагогов, важную роль в психологической поддержке детей отводится именно педагогам - сельские учителя принимают на себя основную заботу о психологическом состоянии своих учеников. Больше половины респондентов отводят семье, родителям немаловажную роль в психологической поддержке детей.

Примерно одинаковую роль в психологической поддержке учеников, по мнению учителей, играют социальный педагог (35,5%), администрация школы (41%), психолог (32%), воспитатели группы продленного дня (27%).

Тот факт, что психологи и социальные педагоги отмечены только третью опрошенных, говорит о том, что эти специалисты есть далеко не в каждой школе и для эффективной психологи-

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ № 2

ческой поддержки детей их должно быть значительно больше.

Важным является тот факт, что практически нет среди опрошенных тех, кто считает, что детям никто не оказывает психологической поддержки. Таким образом, по мнению учителей, практически все дети получают какую-либо психологическую поддержку. 79,9% учителей и 81,0% директоров считают, что именно педагоги оказывают реальную психологическую поддержку своим ученикам. Половина опрошенных отмечает важную роль родителей в поддержке своих детей.

Тесные взаимоотношения и пространственная близость жителей села способствуют укреплению не только положительных тенденций, (сельских традиций уклада жизни и воспитания детей), но также и поддержанию ряда негативных тенденций, таких как формирование зависти, сплетен, распространение пьянства, сквернословия, ссор, негативное влияние на воспитание детей, стремление покинуть село (место, где тебя все знают) и переехать в город. Все это приводит к тому, что обозначается тенденция обесценивания нравственных норм у части сельской молодежи, поскольку общественное мнение для них уже не выполняет в полной мере свою ограничительную функцию при выборе стратегии поведения.

Социальные инициативы и общественные объединения. Говоря об общественных объединениях, действующих в школах сельского социума, примерно половина ответивших указывают на отсутствие каких-либо объединений, остальные говорят о том, что в их школах действуют различные общественные объединения, а пионерские отряды распространены лишь в каждой пятой школе. Новые молодежные объединения гораздо популярнее (24,5%) скаутских отрядов (1,2%). Все это свидетельствует о том, что примерно в половине сельских школ поддерживаются определенные традиции в организации детских и молодежных объединений.

С другой стороны, отсутствие вообще каких-либо объединений (53,6%) в школах может свидетельствовать, по крайней мере, о следующих тенденциях: 1) в прежней форме они не нужны (в силу разных причин) сельской школе; 2) если в других школах такая потребность еще остается, то с одинаковой долей вероятности эту нишу заполняют как традиционные объединения, так и новые, при этом важно знать, кто их инициатор, какова их направленность и содержание.

Полученные данные позволяют сделать однозначный вывод о том, что, по мнению опрошенных, ведущая роль в инициации общественно значимой деятельности принадлежит школе: инициатором общественно-значимой деятельности являются прежде всего педагоги (82,2% учителей и 86,1% директоров), а также школьная администрация (44,9% и 65,2%).

Учителя и администрация школ характеризуют себя как наиболее активную часть школы и сельского социума в целом. В то же время инициативу школьникам отдают лишь 22,7% учителей и 32,1% директоров, что свидетельствует о социальной пассивности большинства сельской молодежи.

1. Сельская школа: Социально-педагогические факторы обучения и воспитания: Монография / Под ред. Г.И. Репринцевой. - М.: ИСПС РАО, 2005. - Вып. 53. - 96 с.

Содержание процесса социализации

Институты социализации

На всех стадиях социализации воздей­ствие общества на личность осуществля­ется или непосредственно, или через группу, но сам набор средств воздействия можно свести вслед за Ж. Пиаже к следующему: это нормы, ценности и знаки. Иными словами, можно сказать, что об­щество и группа передают становящейся личности некоторую сис­тему норм и ценностей посредством знаков. Те конкретные груп­пы, в которых личность приобщается к системам норм и ценнос­тей и которые выступают своеобразными трансляторами социаль­ного опыта, получили название институтов социализации. Выяв­ление их роли в процессе социализации опирается на общий со­циологический анализ роли социальных институтов в обществе.

Что касается дошкольных детских учреждений, то они оказываются объектом исследования лишь возрастной психологии, в то время как специфические социально-психологи­ческие аспекты при этом не получают полного освещения. Прак­тическая же необходимость в социально-психологическом анали­зе тех систем отношений, которые складываются в дошкольных учреждениях, абсолютно очевидна. К сожалению, нет таких лонгитюдных исследований, которые показали бы зависимость фор­мирования личности от того, какой тип социальных институтов был включен в процесс социализации в раннем детстве.

Во втором периоде ранней стадии социализации основным институтом является школа. Наряду с возрастной и педагогичес­кой психологией социальная психология проявляет естественно большой интерес к этому объекту исследования. Школа обеспечи­вает ученику систематическое образование, которое само есть важ­нейший элемент социализации, но, кроме того, школа обязана подготовить человека к жизни в обществе и в более широком смыс­ле. По сравнению с семьей школа в большей мере зависит от об­щества и государства, хотя эта зависимость и различна в тотали­тарных и демократических обществах. Но, так или иначе, школа задает первичные представления человеку как гражданину и, сле­довательно, способствует (или препятствует!) его вхождению в граж­данскую жизнь. Школа расширяет возможности ребенка в плане его общения: здесь, кроме общения со взрослыми, возникает ус­тойчивая специфическая среда общения со сверстниками, что само по себе выступает как важнейший институт социализации. При­влекательность этой среды в том, что она независима от контроля взрослых, а иногда и противоречит ему.

В зависимости от того, включается ли во вторую стадию соци­ализации период высшего образования, должен решаться вопрос и о таком социальном институте, как ВУЗ. Пока исследований выс­ших учебных заведений в данном контексте нет, хотя сама пробле­матика студенчества занимает все более значительное место в сис­теме различных общественных наук.

Таким же спорным, как сам вопрос о существовании послетрудовой стадии социализации, является вопрос о ее институтах. Можно, конечно, назвать на основе житейских наблюдений в ка­честве таких институтов различные общественные организации, членами которых по преимуществу являются пенсионеры, но это не есть разработка проблемы. Если для пожилых возрастов зако­номерно признание понятия социализации, то предстоит исследо­вать вопрос и об институтах этой стадии.

При определении ста­дий социализации необходимо учитывать социально-экономичес­кие различия города и деревни, историко-культурные различия стран и т.п. Сам институт социализации, осуществляя свое воз­действие на личность, как бы сталкивается с системой воздейст­вия, которая задается большой социальной группой, в частности, через традиции, обычаи, привычки, образ жизни. Поэтому проблема социализации при дальней­шем развитии исследований должна предстать как своеобразное связующее звено в изучении соотносительной роли малых и боль­ших групп в развитии личности.

При рассмотрении содержания социализации важное значение имеет то, какие картины мира, уста­новки, стереотипы, ценности формируются у индивида в процессе социализации. Содержание социализации оценивается с точки зрения мировых стандартов, цивилизации и культуры, об­щечеловеческого образа и стиля жизни.

Наиболее ярко содержание социализации проявляется в осо­бенностях национальной психологии: этностереотипах, эмоцио­нальных оценках. При экспансии определенных культур эти раз­личия стираются, однако видеть в такой унификации только одно благо неверно. Цивилизация выигрывает от культурных различий. Человечество должно освобождаться от варварского образа жизни, приобщаться к цивилизации, но не за счет утраты национальных культур. Современная тенденция - интеграция человечества в раз­личных отношениях. Большую роль в этом играют процесс социа­лизации личности, расширение ее содержания через приобщение к мировым социальным институтам.

Если исходить из тезиса, принимаемого в общей психологии, что личностью не рождаются, а становятся, то социализация по своему содержанию и есть процесс становления личности, который начинается с первых минут жизни человека. Выделяют три сфе­ры, в которых этот процесс осуществляется прежде всего - это деятельность, общение, самосознание. Общей характеристикой всех этих трех сфер является процесс расширения, умножения социальных связей индивида с внешним миром.

В самом общем виде социально-психологические факторы со­циализации личности могут быть объединены в две большие груп­пы: 1) социальные, отражающие социально-культурный аспект со­циализации и затрагивающие проблемы ее исторической, культур­ной и этнической специфики; 2) индивидуально-личностные, в зна­чительной мере определяемые этапами жизненного пути личности.

В отечественной психологии прослеживается стремление мно­гих авторов при анализе процесса социализации учитывать не только объективные показатели (изменение социального статуса индивида, освоение им новых социальных ролей), но и субъек­тивные, в том числе идентичность. Это понятие введено в науку Э.Эриксоном, который определяет идентичность как субъектив­ное чувство и наблюдаемое качество личной самотождественности и непрерывности (постоянства), соединенное с определенной верой в тождественность и непрерывность некоторой картины мира, разделяемой с другими людьми.

Идентичность рассматривается Э.Эриксоном в двух аспектах: во-первых, как состоящая из двух компонентов: органического и индивидуального, т.е. как непреложная данность физического внешнего облика, задатков, тождественности, подлинности и цело­стности человеческого индивидуального бытия:

во-вторых, в социальном аспекте, вследствие чего выделяется груп­повая и психосоциальная идентичность. Групповая идентичность - это включенность личности в различные общности (историческую, географическую, классовые, национальные и др.), подкрепленная субъективным ощущением внутреннего единства и неразрывности со своим социальным окружением. Психосоциальная идентичность - ощущение человеком значимости своего бытия для общества.

Каждый из аспектов идентичности имеет два полюса: положи­тельный (то, каким человек должен быть с точки зрения социаль­ного окружения) и отрицательный (то, каким он не должен быть). Формирование идентичности всегда сопровождается противобор­ством этих двух сторон. В кризисные моменты борьба обостряет­ся, и отрицательная идентичность может взять верх. Для позитив­ного и поступательного развития личности необходим перевес положительной идентичности над отрицательной.

Таков в общих чертах подход Э.Эриксона к проблеме идентич­ности, выдвинутой им в качестве основополагающего момента раз­вития личности.

Общечеловеческий уровень идентичностипонимается как осозна­ние себя представителем биологического вида, человечества или как видение и понимание глобальных проблем человечества, ответ­ственность перед будущими поколениями за жизнь на Земле.

Индивидуальный уровень идентичностиесть осознание собст­венной неповторимости, стремление к развитию своих способно­стей, понимание своего жизненного пути как неповторимого.

Критериями социализированностиличности являются:

- содержание сформированных установок, стереотипов, ценностей, картин мира;

- адаптированность личности, ее нормо-типическое поведение, образ жизни;

- социальная идентичность (групповая и общечеловеческая).

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.