Виды и уровни общения шпора


    Вводный урок бесплатно; Большое число опытных преподавателей (нейтивов и русскоязычных); Курсы НЕ на определенный срок (месяц, полгода, год), а на конкретное количество занятий (5, 10, 20, 50); Более 10 000 довольных клиентов. Стоимость одного занятия с русскоязычным преподавателем - от 600 рублей, с носителем языка - от 1500 рублей

Важнейшими видами общения являются:

Невербальное - это общение при помощи жестов и пантомимики, через прямые сенсорные или телесные контакты.

Вербальное общение присуще только человеку и в качестве обязательного условия усвоения языка.

В зависимости от содержания, целей и средств общение можно разделить на несколько видов.

По содержанию оно может быть представлено как:

материальное (обмен предметами и продуктами деятельности),

когнитивное (обмен знаниями), кондиционное (обмен психическими и физиологическими состояниями),

мотивационное (обмен побуждениями, целями, интересами, мотивами, потребностями),

деятельностное (обмен действиями, операциями, умениями, навыками).

По целям общение делится на биологическое и социальное в соответствии с обслуживаемыми потребностями.

Биологическое - это общение, необходимое для поддержания, сохранения и развития организма.

Социальное общение преследует цели расширения и укрепления межличностных контактов, установления и развития интерперсональных отношений, личностного роста индивидов.

По средствам общения оно может быть непосредственным и опосредованным, прямым и косвенным.

Непосредственное общение осуществляется с помощь естественных органов: руки, головы, туловища, голосовых связок и т.п.

Опосредованное общение связано с использованием специальных средств и орудий для организации общения и обмена информацией: телефон, телеграф, интернет и т.п.

Прямое общение предполагает личные контакты и непосредственное восприятие друг другом общающихся людей в самом акте общения.

Косвенное общение осуществляется через посредников, которыми могут выступать другие люди.

Виды общения делятся также на:

социально ориентированное, при котором общественные отношения выражены наиболее ярко (доклад, лекция и т. п.);

групповое предметно-ориентированное общение, при котором четко обозначены отношения, обусловленные совместной деятельностью;

личностно-ориентированное общение, то есть общение одного человека с другим.

В научной литературе выделяют следующие виды общения:

“Контакт масок” — формальное общение, когда отсутствует стремление понять собеседника, используются привычные маски (вежливости, скромности, безразличия и т.п., набор выражений лица, жестов, позволяющих скрыть истинные эмоции, отношение к собеседнику).

Примитивное общение — когда оценивают другого человека как нужный или мешающий объект. Если нужен человек, то активно вступают с ним в контакт, если он мешает — отталкивают. При получении желаемого теряют дальнейший интерес к собеседнику и не скрывают этого.

Формально — ролевое общение — это такое общение, когда регламентировано и содержание, и средства общения. Вместо знания личности партнера обходятся знанием его социальной роли.

Деловое общение учитывает особенности личности партнера, его характера, возраста, но интересы дела являются более значимыми.

Духовное, межличностное общение возможно тогда, когда каждый участник имеет образ собеседника, знает его личностные особенности, может предвидеть его реакции, учитывает интересы и убеждения партнера.

Манипулятивное общение направлено на извлечение выгоды от собеседника, используя разные приемы (лесть, обман, демонстрация доброты и т.п.) в зависимости от особенностей личности собеседника.

Светское общение — его характеризует беспредметность (люди говорят не то, что думают, а то, что положено говорить в подобных случаях). Это общение закрытое, так как точка зрения людей по тому или иному вопросу не имеет никакого значения и не определяет характера коммуникаций.

Уровни общения

Вступая в общение, человек вступает в бесконечное множество отношений, т.е. общение осуществляется на разных уровнях.

Существует несколько точек зрения на существование уровней общения.

Американский психолог Э.Т. Шостром считает, что существует два основных уровня и два типа общения — манипуляция и актуализация.

Манипуляция — это есть отношение и обращение с людьми как с вещами.

Актуализация — это признание независимости другого и его права быть другим; это естественность; полнота личностной, эмоциональной жизни в данный миг.

Советский исследователь В.Н. Сагатовский определяет четыре уровня общения:

Уровень манипуляции.

Уровень “рефлексивной игры” означает, что собеседники, в общем, признают, что у каждого из них есть свои цели и планы взаимоотношений, но стремятся в общении “обыграть” партнера и показать несостоятельность его планов.

Уровень правового общения. Здесь главным является согласование поведения на основе норм и правил, которые должны выполнятся партнерами.

Уровень нравственного общения. На этом уровне взаимодействия происходит на основе единения внутренних, духовных начал. Американский психолог Э.Берн считает, что можно выделить шесть основных способов общения “нуль-общение” — уход в себя: например, молчаливая очередь у кабинета врача, пассажиры в метро. Никто при таком общении не говорит, но все приглядываются друг к другу (симпатичен — несимпатичен, кто это и т.п.)

Б. Ф. Ломов предлагает выделить три уровня общения:

1) макроуровень — общение индивида с другими людьми в соответствии со сложившимися общественными отношениями, традициями, обычаями;

2) мезауравень — общение в пределах содержательной темы, одноразовое или многоразовое во времени;

3) микроуровень — акт контакта, несущий элемент содержания и выражающийся в определенных внешних показателях (вопрос-ответ, рукопожатие, мимический . акт и др.).

Лекция №1. Психология общения

Человек немыслим без людей.

Гете

План:

1. Понятие общения.

2. Виды и уровни общения.

3. Средства общения.

4. Механизмы и эффекты межличностного восприятия.

Понятие общения.

С момента своего рождения и до конца жизни, человек находится в процессе постоянного общения и взаимодействия с другими людьми. Статистики некоторых стран подсчитали, что до 70% времени в жизни большинства людей занимают процессы общения. В общении мы передаем, друг другу разнообразную информацию; обмениваемся знаниями, мнениями, убеждениями; заявляем о своих целях и интересах; усваиваем практические навыки и умения, а также нравственные принципы, правила этикета и традиции.

Однако общение не всегда протекает гладко и успешно. Часто мы сталкиваемся с критическими ситуациями: кто-то нас не понял; кого-то не поняли мы; с кем-то мы разговаривали слишком резко, грубо, хотя этого и не хотели. Нет человека, который ни разу в жизни не испытывал трудностей в процессе общения. В частной жизни мы вправе выбирать тех, с кем нам приятно общаться, тех, кто нам импонирует. Однако на службе мы обязаны общаться с теми, кто есть, в том числе с людьми, которые нам малосимпатичны. В этой ситуации очень важно уметь научиться устанавливать контакт, поскольку от этого умения зависит успех профессиональной деятельности. Многочисленные исследования психологов доказали, что между качеством общения и эффективностью любой деятельности существует прямая связь, т.е. практически все зависит от умения контактировать с людьми

- Как вы думаете, ваша будущая профессиональная деятельность в качестве медицинской сестры (фельдшера) как-то зависит от вашего умения общаться, добиваться взаимопонимания?

Каждый из нас представляет, что такое общение. Из него строится наша жизнь, оно лежит в основе человеческого бытия, поэтому общение стало объектом социально-психологического анализа. В литературе встречается немало определений общения. Мы будем использовать наиболее обобщенное понятие.

Общение – это сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, включающий обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, а также восприятие, сопереживание и взаимное понимание друг друга.

Общение имеет огромное значение в формировании человеческой психики, в развитии и становлении разумного культурного поведения. Через общение человек приобретает высшие познавательные способности и качества, через общение человек превращается в личность (примеры - дети-маугли)

Общение всегда двусторонний процесс, в который вовлечены все его участники, приводящий к взаимной связи людей друг с другом.

Изучение процесса общения показало, насколько это сложное, многообразное явление. Общение осуществляется в единстве трех его функций:

1) Коммуникативная функция - проявляется во взаимном обмене информацией между партнерами по общению, передаче и приеме знаний, мнений, чувств;

2) Интерактивная функция - заключается в организации межличностного общения. Когда участники общения обмениваются не только знаниями, идеями, но и действиями, опытом, поступками;

3) Перцептивная функция - проявляется через восприятие, понимание и оценку людьми друг друга.

Чтобы лучше понять, что представляет собой общение, надо подробно рассмотреть его виды, уровни, особенности и препятствия.

Виды и уровни общения.

Выделяют следующие виды общения:

А) Внутриличностное общение. Это внутренний диалог человека с самим собой, обдумывание проблем, различных вопросов, анализ ситуаций, построение планов и т.п.

Б) Межличностное общение. Это общение двух и более людей между собой. Включает в себя все разнообразие форм и стилей общения.

В) Социальное общение. Это общение человека с группой людей, коллективом, большой аудиторией.

- Вы не раз наблюдали, что в различных жизненных ситуациях перед вами стоят разные цели, раскрываются разные ваши личностные качества. В зависимости от ситуации, вы выбираете тот или иной стиль (уровень) общения.

Различают следующие уровни (стили) общения:

А) Примитивный уровень

Б) Манипулятивный уровень.

Данный вариант общения также недопустим в процессе взаимодействия с пациентом.

В) Формально-ролевой уровень.

На данном уровне общения каждый участник действует строго в соответствии со своей социальной ролью и положением. В нем фактически не учитываются индивидуальные личностные качества, внутренний мир человека, его проблемы ит. п. Этот стиль общения допустим лишь в редких экстремальных условиях, когда пациенту необходимо оказать срочную помощь и нет возможности изучать его личность.

Г) Деловой (профессиональный) уровень.

Деловое общение возникает у людей, как правило, в связи с их участием в определенной совместной деятельности и имеет целью достижение общего результата. Поэтому на данном уровне общения, учитываются индивидуальные особенности личности собеседника, но интересы дела преобладают, и даже возможные расхождения во взглядах или мнениях, как правило, уходят на второй план. Данный стиль общения встречается довольно часто между людьми.

Д) Дружеский уровень.

Данный уровень общения характеризуется максимальной открытостью людей друг другу, искренностью, доверием; эмоциональным переживанием другому человеку, сочувствием его проблемам, а также готовностью к взаимной поддержке и взаимопомощи. Данный уровень общения приемлим в общении с коллегами, с близкими друзьями.

Ж) Светский уровень

Для этого уровня характерна поверхностность и беспредметность. Люди обмениваются фразами, словами, знаками внимания в строгом соответствии с общепринятыми в данном обществе правила

Средства общения

В общении выделяют вербальные и невербальные средства общения.

К вербальным относятся речевые (словесные) средства общения. К невербальным – позы, жесты, мимика.

- Как вы думаете, какую роль играют те и другие средства общения?

По данным А. Мейрабиана, в процессе общения только 7% информации передается вербальными средствами общения (словами), 38% информации передается за счет интонации, тембра голоса и 55% информации передается за счет невербальных средств (жестов, мимики, пантомимики).

Научиться понимать язык невербального общения очень важно.

- Как вы думаете почему?

Любой из невербальных компонентов общения может помочь убедиться в истинности сказанного словами, понять, что думают люди в действительности.

Однако для правильной трактовки невербального общения специалисты рекомендуют руководствоваться следующими правилами:

- необходимо учитывать национальные особенности (так, по данным английского психолога, на протяжении часового разговора финн прибегает к жестикуляции один раз, итальянец – 80, француз – 120, мексиканец – 180 раз)

- Итак, рассмотрим некоторые виды невербального общения.

Важнейшим средством невербального общения является мимика. Мимика тесно связана с эмоциями и позволяет человеку догадаться о переживаемых собеседником чувствах радости, печали, напряжения или покоя. Мимика помогает человеку передавать настроение, отношение к тому, о чем он говорит. Лоб, брови, рот, глаза, нос, подбородок – эти части лица выражают основные человеческие эмоции. Это могут быть: страдание, гнев, радость, страх и т.д.

Причем легче распознать положительные эмоции. Основную познавательную нагрузку при распознавании истинных чувств несут брови и губы (согласно другим исследователям это губы и подбородок). Так, сдвинутые к переносице брови выражают злость. Поднятые вверх брови могут передавать удивление, недоумение или восхищение. Опущенные уголки губ говорят о печали, горе или грусти. Крепко сжатые губы свидетельствуют об обиде.

- Что объединяет эти рисунки?

Универсальным средством невербального общения является улыбка.

Как вы думаете, медсестре нужна улыбка? Почему?

Первый шаг к собеседнику – это взгляд. Взгляд очень красноречив и выражает самые различные чувства и состояния. Он может быть жестким, колючим, добрым, радостным, открытым, враждебным, блуждающим, застывшим т.д. Взгляд выражает отношение к собеседнику. Замечено, если человек пытается скрыть какую-то информацию (или лжет), его глаза встречаются с глазами партнера менее одной трети времени разговора. Зрительный контакт помогает регулировать разговор. Когда человек говорит, он обычно реже смотрит на собеседника, чем, когда он его слушает. Взгляд в сторону или искоса воспринимается как выражение подозрения и сомнения. (Статистики подсчитали, что в произведениях Л. Н. Толстого описано 85 оттенков выражения глаз и 97 оттенков улыбки.)

В общении чаще всего встречаются следующие виды жестов:

А) жесты оценки, при которых человек оценивает информацию: почесывание подбородка, вытягивание указательного пальца вдоль щеки, вставание и прохаживание

Б) жесты самоконтроля: руки сведены за спину, при этом одна сжимает другую или когда человек, сидящий на стуле, вцепился руками в подлокотники

В) жесты доминирования: жесты, связанные с выставлением больших пальцев напоказ, а также резкие взмахи сверху вниз

Г) жесты расположения: прикладывание руки к груди, означающее честность, и прерывистое прикосновение к собеседнику

Большое значение имеет положение тела в процессе общения. От умения держаться и двигаться в значительной степени зависит и наш внешний вид. Наша манера стоять, ходить и сидеть является дополнительным источником информации.

А) открытую, характеризующую искренность и правдивость: открытые ладони рук, развернутых навстречу собеседнику; ноги не скрещены; расстегнутый пиджак

Б) закрытую, или защитную, означающую реакцию на возможные угрозы или конфликтные ситуации: скрещенные руки; посадка на стуле верхом, при этом спинка стула является щитом, защитой; а также когда человек сидит на стуле, закинув ногу на ногу или скрестив их

В) поза готовности, характеризующая желание активных действий: руки лежат на бедрах; туловище наклонено вперед, руки опираются на колени, а ноги опираются о пол так, что одна нога выступает чуть-чуть вперед, оставляя другую позади

Другим важным фактором в общении является межличностное пространство – то, как близко или далеко собеседники находятся по отношению друг другу:

Выделяют четыре пространственные зоны или дистанции в общении:

1) интимная зона (от 0 до 45 см). Это расстояние соответствует интимным отношениям и характерна для родственников, влюбленных и друзей. Эта зона является самой важной и охраняемой человеком;

2) личная зона (от 45 см до 120 см). Это расстояние используется в повседневном общении среди знакомых людей (соответствует неформальным социальным и деловым отношениям);

3) социальная зона (от 120 см до 400 см) Это дистанция официальных встреч с посторонними людьми, которых мы не очень хорошо знаем (соответствует формальным и официальным отношениям);

4) общественная или публичная зона (от 400 см до 750 см) Это общение с большим количеством людей, с группой, с аудиторией (например, лектору, удобнее передавать информацию, а слушателям – воспринимать).

Обычно люди чувствуют себя удобно и производят благоприятное впечатление, когда стоят или сидят на расстоянии, соответствующем указанным видам взаимодействия. Чрезмерно близкое, как и чрезмерно удаленное положение отрицательно сказывается на общении.

Общение – сложный процесс взаимодействия между людьми, заключающийся в обмене информацией, а также в восприятии и понимании партнерами друг друга. Субъектами общения являются живые существа, люди

Содержание общения – информация, которая в межиндивидуальных контактах передается от одного живого существа другому. Это могут быть сведения о внутреннем (эмоциональном и т.д.) состоянии субъекта, об обстановке во внешней среде и др.

Цель общения – это то, ради чего у человека возникает данный вид активности. Цели общения отражают потребности совместной деятельности людей. Деловое общение почти всегда предполагает некоторый результат – изменение поведения и деятельности других людей. По целям общение делится на биологическое и социальное.

Биологическое – это общение, необходимое для поддержания, сохранения и развития организма.

Социальное общение преследует цели расширения и укрепления межличностных контактов, установления и развития интерперсональных отношений, личностного роста индивида.

Виды общения:

1) Деловое общение обычно включено как частный момент в какую-либо совместную продуктивную деятельность людей и служит средством повышения качества этой деятельности.

2) Личностное общение, напротив, сосредоточено в основном вокруг психологических проблем внутреннего характера, тех интересов и потребностей, которые глубоко и интимно затрагивают личность человека; поиск смысла жизни, определение своего отношения к значимому человеку, к тому, что происходит вокруг, разрешения какого-либо внутреннего конфликта.

3) Инструментальное – общение, которое не является самоцелью, не стимулируется самостоятельной потребностью, но преследует какую-то иную цель, кроме получения удовлетворения от самого акта общения.

4) Целевое – это общение, которое само по себе служит средством удовлетворения специфической потребности, в данном случае-потребности в общении.

1. По содержанию оно может быть:

1.1 Материальное (обмен предметами и продуктами деятельности)

1.2 Когнитивное (обмен знаниями)

1.3 Кондиционное (обмен психическими или физиологическими состояниями)

1.4 Мотивационное (обмен побуждениями, целями, интересами, мотивами, потребностями)

1.5 Деятельностное (обмен действиями, операциями, умениями, навыками)

2. По целям общение делиться на:

2.1 Биологическое (необходимое для поддержания, сохранения и развития организма)

2.2 Социальное (преследует цели расширения и укрепления межличностных контактов, установления и развития интерперсональных отношений, личностного роста индивида)

3. По средствам общение может быть:

3.1 Непосредственное (Осуществляемое с помощью естественных органов, данных живому существу – руки, голова, туловище, голосовые связки и т.д.)

3.2 Опосредованное (связанное с использованием специальных средств и орудий)

3.3 Прямое (предполагает личные контакты и непосредственное восприятие друг другом общающихся людей в самом акте общения)

3.4 Косвенное (осуществляется через посредников, которыми могут выступать другие люди).

Уровни общения:

Общение как взаимодействие предполагает, что люди устанавливают контакт друг с другом, обмениваются определенной информацией для того, чтобы строить совместную деятельность, сотрудничество. Чтобы общение как взаимодействие происходило беспроблемно, оно должно состоять из следующих этапов:

1. Установка контакта (знакомство). Предполагает понимание другого человека, представление себя другому человеку.

2. Ориентировка в ситуации общения, осмысление происходящего, выдержка паузы.

3. Обсуждение интересующей проблемы.

4. Решение проблемы.

5. Завершение контакта (выход из него).

Функции общения :

1) инструментальная функция характеризует общение как социальный механизм управления и передачи информации, необходимой для исполнения действия;

2) интегративная функция раскрывает общение как средство объединения людей;

3) самовыражение - функция определяет общение как форму взаимопонимания психологического контекста;

4) трансляционная функция выступает как функция передачи конкретных способов деятельности, оценок и т.д.

Средства общения – способы передачи информации, которая передается в процессе общения от одного существа к другому. вербальные (общение осуществляется посредством речи) невербальные (жесты, мимика, позы, контакт глазами, тембр голоса, тональность, прикосновения, объятия, поцелуи, и др.)

Структура общения

Общение, как обмен информацией (коммуникативная сторона общения).

Сам процесс коммуникации понимается как процесс обмена информации, т.е. во время совместной деятельности люди обмениваются между собой разными идеями, и интересами, настроениями, чувствами.

С точки зрения теории информации фиксируется лишь формальная сторона дела: как информация передаётся, в то время как в условиях человеческого общения информация не только передаётся, но и формируется, уточняется, развивается.

Специфика обмена информации, где он имеет место в случае коммуникации между двумя людьми:

1.В коммуникативном процессе происходит активный обмен информацией. Здесь особую роль играет значимость информации, т.к. люди не просто общаются, но и стремятся при этом выработать общий смысл. Суть коммуникативного процесса не просто взаимное информирование, но совместное постижение предмета.

2. Обмен информации сводится к тому, что посредством системы знаков партнёры могут повлиять друг на друга, следовательно, обмен информации предполагает воздействие на поведение партнёра, т.е. знак изменяет состояния участников коммуникативного процесса..При обмене информацией происходит изменение самого типа отношений, который сложился между участниками коммуникации.

4. В условиях человеческой коммуникации могут возникать совершенно специфические коммуникативные барьеры. Они могут возникать из-за отсутствия понимания ситуации общения, вызванное не просто различным языком, на котором говорят участники коммуникативного процесса, но различиями более глубокого плана, существующими между партнерами. Это могут быть социальные, политические, религиозные, профессиональные различия, которые порождают различное мироощущение, мировоззрение, миропонимание. Такие барьеры возникают из-за принадлежности партнеров к разным социальным группам. Коммуникация в этом случае демонстрирует ту свою характеристику, что она есть лишь сторона общения.

Перцептивная сторона общения

Перцептивная сторона общения означает процесс взаимовосприятия и познания партнеров по общению и установление на этой основе взаимопонимания. Человек вступает в общение как личность и воспринимается партнером по общению также как личность. В ходе познания одновременно осуществляется несколько процессов: эмоциональная оценка другого, попытка понять его поступки, построение стратегии изменения его поведения, построение стратегии своего собственного поведения. Таким образом, от меры точности "расшифровки" и понимания внешнего рисунка поведения другого человека зависит и успех организации с ним согласованных действий. Идентификация — уподобление себя партнеру по общению, является одним из самых простых способов понимания другого человека. Здесь предположение о внутреннем состоянии собеседника строится на основе попытки поставить себя на его место. Эмпатия —стремление эмоционально понять и эмоционально откликнуться на переживания переживания собеседника. Это вовсе не означает, что человек тем самым полностью одобряет линию поведения партнера и ее поддерживает. Он ее понимает и принимает, но свое поведение может строить иначе. Рефлексия — определяется в процессах общения как знание и понимание того, как другой человек знает и понимает меня самого. В общении это выглядит как своеобразный удвоенный процесс зеркальных отражений друг друга, последовательное взаимоотражение. Именно от этого зависит подлинное взаимопонимание, личностное развитие. Личность становится для себя тем, что она есть, через то, что она представляет собой для других. Эффекты межличностного восприятия—зависят от характеристик как субъекта, так и объекта восприятия. Каждый из участников, оценивая другого, стремится построить определенную систему интерпретации поведения, причин его. В обыденной жизни люди обычно мало знают о действительных причинах поведения другого. Тогда, в условиях дефицита информации, они начинают приписывать друг другу причины и образцы поведения, которых в действительности нет. Приписывание осуществляется либо на основе сходства поведения с каким-то имевшим место в прошлом опыте образцом, либо на основе анализа собственных мотивов, предполагаемых в аналогичной ситуации. Эффект ореола—происходит приписывание воспринимаемому человеку качеств на основе образа, который сложился ранее о нем из различных источников информации. Этот образ, ранее существовавший, выполняет роль "ореола", мешающего видеть действительные черты и проявления объекта восприятия. Эффект ореола проявляется и при формировании первого впечатления о человеке, когда первое благоприятное впечатление приводит к позитивной оценке и еще неизвестных качеств человека, и наоборот, общее неблагоприятное впечатление способствует преобладанию негативных оценок.

Интерактивная сторона общения Интерактивная сторона общения заключается во взаимодействии общающихся, т.е. обменом в процессе общения не только словами, но и действиями, поступками. Это уже не просто общение, а совместная деятельность, направленная на реализацию общих для группы целей, это и взаимное влияние друг на друга контактирующих людей. Два вида взаимодействия: кооперация и конкуренция. Кооперация — основной вид взаимодействия, при котором происходит объединение, суммирование усилий участников. В целом для нее характерно взаимопонимание людей. Взаимопонимание зависит от знания самого себя и партнеров по общению, адекватной самооценки и оценки окружающих, умения регулировать свое внутреннее психическое состояние, способствующее налаживанию отношений с другими людьми. Важно подчеркнуть и то, что для подлинно дружеских отношений необходимо, чтобы партнеры находились примерно на одном уровне развития с относительно равным набором достоинств и недостатков, это подсознательная потребность человека. Существуют три вида вхождения в контактное взаимодействие (Ершов П.М., 1972): "пристройка сверху", "пристройка на равных" и "пристройка снизу". Пристройка сверху—это "техника" доминирования над партнером. В ее классическом варианте происходит навязывание определенной дистанции в общении с ним, характерна выпрямленная поза, жесткий немигающий взгляд или полное отсутствие визуального общения, медленная речь с паузами. Пристройка на равных — характеризуется мышечной и психической раскованностью. При этом громкость и темп их речи уравновешены, на лице улыбка, внимание переходит в мягкий обмен взглядами, партнеры располагаются на комфортной дистанции. Пристройка снизу — отличается приниженной позой, согнутым туловищем, движениями глаз вверх-вниз или слева направо (бегающий взгляд), быстрым темпом речи, предоставлением инициативы партнеру. Для укрепления сплоченности группы, усиления взаимной симпатии необходимо ставить ее членов в такие условия, чтобы они чаще оказывали друг другу различные услуги, проявляя при этом внимание и доброту. Конкуренция — соперничество, соревнование между участниками интерактивной группы, которое может при определенных условиях привести к атмосфере недоверия, подозрительности, отчуждения и даже социальному конфликту. Конкурентные отношения возникают и внутри любой кооперации. В любом коллективе, организации что-то новое, передовое отстаивает право на существование в борьбе со старым, консервативным. Поэтому различные конфликты и противоречия в группах не всегда следует считать дефектами общения. Они во многих случаях являются своего рода страховкой, гарантией против застоя.

Дата добавления: 2019-07-15 ; просмотров: 2470 ;

Общение — это…

Общение – это связь между людьми, во время которой появляется психологический контакт. Он проявляется во взаимовлиянии, -понимании, -переживании, и в обмене информацией, мыслями, идеями, эмоциями.

В современном мире значительно увеличились масштабы данных, которые нужно срочно передать кому-то. Поэтому возрастает интенсивность и важность общения, а вместе с этим – и способы для воплощения (мессенджеры, видеозвонки и т.д.).

Общение в психологии – это 3 важных аспекта, которые переплетаются между собой:

  1. Цель – это причина, из-за которой возникает контакт и передача информации. Животные, которые тоже общаются, могут передавать сигнал тревоги, чтобы предупредить, что где-то рядом есть опасность. Или для примитивного привлечения полового партнёра. Таким образом, удовлетворяют свои биологические потребности. Что касается человека, то коммуникации могут быть культурными, социальными, эстетическими, творческими, познавательными — для роста и развития личности.
  2. Содержание – это данные, которые передаются во время коммуникации. В животном мире это, например, информация о том, что рядом есть еда.

У людей же объект разговора может быть самым разным. Может включать в себя навык или опыт, чувства, которые передают друг другу.

  • Средства – это способ передачи информации. Поскольку общение – это не только слова и использование языка (что это такое?), письменности. Сигналы можно передавать и с помощью запахов, визуального компонента, или прикасаясь к другому человеку.
  • Понятие общения и его роль в развитии человечества

    Психология общения – огромный пласт теоретических и практических знаний, накопленных благодаря труду многих психологов и социологов. Учеными обозначены и продолжают изучаться особенности, виды, формы и структура общения.

    Функции общения

    Хотя мы и понимаем важность взаимосвязи с другими людьми, но не всегда удаётся уловить все функции общения. Учёный-психолог В.Н.Панферов выделял 6 основных пунктов:

    1. коммуникативная – взаимодействие людей на разных уровнях – от индивидуального до общественного;
    2. когнитивная – понимание переданной информации;
    3. информационная – обмен данными между друг другом;
    4. креативная – формирование новых связей между людьми, их развитие;
    5. конативная – руководство и исполнение ролей по отношению друг к другу;
    6. эмотивная – эмоциональный контакт между людьми.

    В других источниках можно увидеть классификацию на 4 функции:

    1. синдикативная – объединение людей;
    2. инструментальная – передача информации, способ управления обществом;
    3. трансляционная – передача сужденный, оценок, способов деятельности;
    4. самовыражение – возможность показать и представить себя другим, для взаимопонимания.

    Или более краткое и обобщённое разделение:

    1. социализация – образование навыков взаимодействия в социуме (что это такое?); усвоение правил и норм;
    2. контроль общества – организация поведения и работы людей;
    3. экспрессивная функция – понимание эмоций, чувств, переживаний других.

    Необщительный тип

    Индивиды, относящиеся к данному типу, чаще всего полностью погружены в себя. Их образно можно сравнить с улиткой, забравшейся в глубину своей раковины.

    С такими людьми завязать и поддерживать общение крайне сложно, поскольку они предпочитают идти на контакт только тогда, когда им это действительно необходимо. Они никогда не являются отражением эмоций собеседника, поскольку не умеют и не хотят чувствовать своего коммуникативного партнёра, не стремятся понять его психологический настрой, да и сами не могут ясно выразить собственное отношение во время общения.

    Необщительный тип неправильно будет назвать негативным типом, но он всегда очень труден в плане организации коммуникативной связи. За счёт своей закрытости и нежелания общаться, такие индивиды способны оказывать отрицательное воздействие на других участников процесса коммуникации.

    Формы общения

    Характеризуя общение, формы выступают его важной чертой и описанием. Они зависят от цели и содержания коммуникации. Можно выделить большое количество форм, которые дополняют друг друга, и свиваются между собой.

    Но есть более типичные и встречаемые варианты:

    1. Функционально-ролевое – это общение, во время которого люди занимают конкретные социальные роли (что это такое?). Например: водитель – пассажир, преподаватель – студент, руководитель – подчинённый.
    2. Неформальное общение – это коммуникация между людьми в неофициальной атмосфере. Самый простой пример – общение родственников, друзей, влюблённой пары или супругов, соседей. Также может быть и между коллегами по работе, когда они вышли вместе на обед и свободно разговаривают на различные темы.
    3. Анонимное – обмен информацией между людьми, которые вступают в случайное общение. При этом не идентифицирую себя, или предоставляют небольшое количество данных (имя, свою профессию). Эти незнакомые могли пересечься и разговориться в общественном транспорте, на выставке картин, в лифте, в кинотеатре, в антикафе.

    На сегодняшний день функциональное и анонимное общение встречается более часто. Причиной служит постоянный переезд людей в новые города; масштабное развитие сфер обслуживания; проведение различных лекций, вебинаров (что это такое?), фестивалей.

    Особенности социальных контактов человека

    Они бывают следующими:

    1. Гибкий тип — человек легко подстраивается под эмоциональный фон своего собеседника и находит нужный стиль общения, который позволит ему просто и быстро донести идеи и мысли. Такие люди адекватно оценивают обстановку, причем делают это практически мгновенно.
    2. Ригидный тип — человек испытывает сложности в общении. Подобным людям непросто понимать своего собеседника и делать быстрый анализ происходящего в диалоге. Из-за этого возникают трудности в выборе правильного типа поведения и стиля общения в большинстве ситуаций.
    3. Переходной тип — объединяет в себе обе черты сразу. Такие люди не всегда способны понять, с кем именно они ведут диалог и как развивать его в правильном направлении. Очень многое зависит от конкретной ситуации.

    От выбора стиля общения зависит восприятие речи окружающими. Стиль должен вписываться в ситуацию и быть корректным для нее.

    Особенно различия в стилях общения стали заметны в деловой среде, в тех организациях, где коммуникация сотрудников и руководителя играет ключевую роль.

    Виды и уровни общения

    Виды дают более разнообразную характеристику общения. Уровни же описывают отношение людей в рамках коммуникации. Исследователь В.Н.Сагатовский выделяет:

    Типы людей в психологии

    Некоторые психологи в плане того, как общается человек с собеседником, выделяют 5 основных типов личности

    к каждому из которых необходим особый подход.

    1. • Первый тип собеседника проявляет интерес к оппоненту только лишь в том случае, если видит в дальнейших взаимоотношениях выгоду и интерес для себя
      . Для такого типа собеседника время — это деньги, поэтому можно при переговорах не надеяться на радушный прием. Максимум, что ожидает, это чашка чая. Однако, если такой тип человека увидит важность встречи, то, чтобы расположить к себе оппонента, может предложить к чаю печенье. Инициативу в беседе с таким типажом перехватывать нельзя, ведь для него важна каждая мелочь. Если брать во внимание то, что, приглашая кого-нибудь на встречу, такой тип уверен в позитивном исходе дела, лучше сразу начинать разговор с главного. Лишние фразы в речи могут отвлечь такого собеседника и шанс заинтересовать его снизится. Наиболее выигрышным вариантом поведения будет краткая, четкая речь и только по делу.
    2. • Представители следующего типа лучше воспринимают письменный текст, нежели устную речь
      . Такой тип человека будет в разговоре постоянно напоминать об ошибке им создавать впечатление о себе, как о знающем человеке. Вообще он не любит личное общение и предпочтен держать связь через секретаря. Но если уж он сделал милость и вышел сам или пригласил войти, то лучше всего будет не давать повода такому человеку почувствовать над собой власть. Это можно провернуть, попросив собеседника, например, сесть на диван, сославшись на усталость после дороги или наличие рядом с диваном розетками. Так можно оказаться с ним на одном уровне, следовательно, это упростит процесс беседы.
    3. • Третий тип человека характеризуется неспешностью в принятии решений и, с другой стороны, собранностью и ответственностью
      . Перед важной встречей такой человек лучше заранее узнает информацию о компании и должностных лицах, которые её представляют. А после совещания он попросит переслать протокол и сопроводительное письмо, содержание которого запомнит куда лучше. В таком случае лучше стать зеркальным отражением такого собеседника. Особенно частой ошибкой является перебивание и опаздывание на приём.
    4. • Четвертый тип наиболее простой и открытый
      . Такой человек с радостью организует личную встречу, при которой будет всячески стараться поддержать дружеские связи. Если предложение заинтересует его, то, в отличие от третьего типа, он не станет тянуть с решением, а сообщит об этом прямо при диалоге, причем есть вероятность сразу заключить контракт. Главное в поведении с таким человеком не раскрыться слишком сильно и не проговориться про информацию, которую не следует произносить вслух. Также лучше не перебивать собеседника и, по возможности, не опаздывать на встречу.
    5. • В отличие от предыдущего типа, пятый, последний, характеризуется тем, что он заинтересован больше в собственной выгоде от партнерства, чем в построении тёплых отношений
      . В отличие от предыдущего, где дружелюбные намерения являются вполне искренними, такой тип будет только показывать видимость дружбы, стараясь всячески оценить вероятность использования её в своих целях.

    Также, как и в случае с темпераментами, чистых типов общения

    в природе не существует. Однако, умея отличить тип общения человека, можно построить выгодные связи, применив рекомендации по правильному ведению диалога с каждым из них.

    Искусство коммуникации

    Многим кажется, что грамотно вести беседу – это сложная задача, которая подвластна только некоторым. Кто-то может стесняться других людей, или не знать, как продолжить разговор.

    Но если хотите наладить общение, психология поможет улучшить навыки (что это?).

    Умение чувствовать эмоциональное состояние собеседника – очень важно при разговоре. В этом может помочь не только развитая эмпатия (что это такое?), а и постоянное наблюдение, изучения людей.

    Отдельно стоит выделить восприятие человека с его манерой поведения, мимикой, позицией в жизни. Это даст нам понятие, в каком стиле разговаривать, чтобы общение было приятным обеим сторонам.

    Читайте также:

    Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
    При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.