Виды доступа к информации шпоры

Правовой режим информационных ресурсов, их виды. Коммерческая тайна

Информация — сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления.

Информационная система — совокупность содержащейся в базах данных информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий и технических средств;

Электронное сообщение — информация, переданная или полученная пользователем информационно-телекоммуникационной сети;

Документированная информация — зафиксированная на материальном носителе путем документирования информация с реквизитами, позволяющими определить такую информацию или в установленных законодательством Российской Федерации случаях ее материальный носитель;

Информация в зависимости от порядка ее предоставления или распространения подразделяется на:

1) информацию, свободно распространяемую;

2) информацию, предоставляемую по соглашению лиц, участвующих в соответствующих отношениях;

3) информацию, которая в соответствии с ФЗ подлежит предоставлению или распространению;

4) информацию, распространение которой в Российской Федерации ограничивается или запрещается.

Законодательством РФ могут быть установлены виды информации в зависимости от ее содержания или обладателя.

По виду информации (по характеру и сфере ее использования) информационные ресурсы делятся на:

  • правовую информацию,
  • научно-техническую,
  • финансово-экономическую,
  • статистическую,
  • о здравоохранении,
  • о чрезвычайных ситуациях,
  • персональную (персональные данные) и т.д.

По видам носителя информации:

  • на бумажном носителе,
  • на кассетах, дисках,
  • в электронном виде и т.д.

По организационной форме представления информации:

  • письменные (документы, архивы, библиотеки),
  • автоматизированные (информационно-поисковые, информационно-справочные системы, базы данных)

По форме собственности информационные ресурсы могут быть:

  • государственными — федеральные ресурсы, ресурсы субъектов РФ, а также ресурсы, находящиеся в совместном ведении РФ и ее субъектов. Формирование федеральных информационных ресурсов, ресурсов совместного ведения, ресурсов субъектов РФ финансируется из федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ.
  • негосударственными — муниципальные, ресурсы юридических и физических лиц.

С точки зрения информационного обеспечения ПД наибольшее значение имеет деление информационных ресурсов по категории доступа на:

  • общедоступные (открытые);
  • с ограниченным доступом;

Информация в зависимости от порядка ее предоставления или распространения подразделяется на:

1) информацию, свободно распространяемую;

2) информацию, предоставляемую по соглашению лиц, участвующих в соответствующих отношениях;

3) информацию, которая в соответствии с ФЗ подлежит предоставлению или распространению;

4) информацию, распространение которой в Российской Федерации ограничивается или запрещается.

Законодательством РФ могут быть установлены виды информации в зависимости от ее содержания или обладателя.

1. К общедоступной информации относятся общеизвестные сведения и иная информация, доступ к которой не ограничен.

2. Общедоступная информация может использоваться любыми лицами по их усмотрению при соблюдении установленных ФЗ ограничений в отношении распространения такой информации.

3. Обладатель информации, ставшей общедоступной по его решению, вправе требовать от лиц, распространяющих такую информацию, указывать себя в качестве источника такой информации.

1. Граждане (физические лица) и организации (юридические лица) (далее — организации) вправе осуществлять поиск и получение любой информации в любых формах и из любых источников при условии соблюдения требований, установленных настоящим ФЗ и другими ФЗ.

2. Гражданин (физическое лицо) имеет право на получение от государственных органов, органов МСУ, их должностных лиц в порядке, установленном законодательством РФ, информации, непосредственно затрагивающей его права и свободы.

3. Организация имеет право на получение от государственных органов, органов МСУ информации, непосредственно касающейся прав и обязанностей этой организации, а также информации, необходимой в связи с взаимодействием с указанными органами при осуществлении этой организацией своей уставной деятельности.

4. Не может быть ограничен доступ к:

1) нормативным правовым актам, затрагивающим права, свободы и обязанности человека и гражданина, а также устанавливающим правовое положение организаций и полномочия государственных органов, органов МСУ;

2) информации о состоянии окружающей среды;

3) информации о деятельности государственных органов и органов МСУ, а также об использовании бюджетных средств (за исключением сведений, составляющих государственную или служебную тайну);

4) информации, накапливаемой в открытых фондах библиотек, музеев и архивов, а также в государственных, муниципальных и иных информационных системах, созданных или предназначенных для обеспечения граждан (физических лиц) и организаций такой информацией;

5) иной информации, недопустимость ограничения доступа к которой установлена ФЗ.

5. Государственные органы и органы МСУ обязаны обеспечивать доступ к информации о своей деятельности на русском языке и государственном языке соответствующей республики в составе РФ в соответствии с ФЗ, законами субъектов РФ и НПА органов МСУ. Лицо, желающее получить доступ к такой информации, не обязано обосновывать необходимость ее получения.

6. Решения и действия (бездействие) государственных органов и органов МСУ, общественных объединений, должностных лиц, нарушающие право на доступ к информации, могут быть обжалованы в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу либо в суд.

7. В случае, если в результате неправомерного отказа в доступе к информации, несвоевременного ее предоставления, предоставления заведомо недостоверной или не соответствующей содержанию запроса информации были причинены убытки, такие убытки подлежат возмещению в соответствии с гражданским законодательством.

8. Предоставляется бесплатно информация:

1) о деятельности государственных органов и органов МСУ, размещенная такими органами в информационно-телекоммуникационных сетях;

2) затрагивающая права и установленные законодательством Российской Федерации обязанности заинтересованного лица;

3) иная установленная законом информация.

9. Установление платы за предоставление государственным органом или органом МСУ информации о своей деятельности возможно только в случаях и на условиях, которые установлены ФЗ.

1. Ограничение доступа к информации устанавливается ФЗ в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

2. Обязательным является соблюдение конфиденциальности информации, доступ к которой ограничен ФЗ.

3. Защита информации, составляющей государственную тайну , осуществляется в соответствии с законодательством РФ о государственной тайне.

4. ФЗ устанавливаются условия отнесения информации к сведениям, составляющим коммерческую тайну , служебную тайну и иную тайну , обязательность соблюдения конфиденциальности такой информации, а также ответственность за ее разглашение.

5. Информация, полученная гражданами (физическими лицами) при исполнении ими профессиональных обязанностей или организациями при осуществлении ими определенных видов деятельности ( профессиональная тайна ), подлежит защите в случаях, если на эти лица ФЗ возложены обязанности по соблюдению конфиденциальности такой информации.

6. Информация, составляющая профессиональную тайну , может быть предоставлена третьим лицам в соответствии с ФЗ и (или) по решению суда.

7. Срок исполнения обязанностей по соблюдению конфиденциальности информации, составляющей профессиональную тайну, может быть ограничен только с согласия гражданина (физического лица), предоставившего такую информацию о себе.

8. Запрещается требовать от гражданина (физического лица) предоставления информации о его частной жизни, в том числе информации, составляющей личную или семейную тайну, и получать такую информацию помимо воли гражданина (физического лица), если иное не предусмотрено ФЗ.

9. Порядок доступа к персональным данным граждан (физических лиц) устанавливается ФЗ о персональных данных.

Статья 139 ГК РФ определяет понятие служебной и коммерческой тайны, не разграничивая их. Действие указанной статьи распространяется на защиту прав обладателя сведений, не подпадающих под охрану норм патентного, авторского или другого специального законодательства, а также на охраноспособные решения (изобретения и др.), не запатентованные правообладателем по каким-либо мотивам. Для признания информации коммерческой или служебной тайной необходимо одновременное наличие следующих признаков:

а) информация составляет действительную или потенциальную ценность в силу ее неизвестности третьим лицам;

б) к ней нет свободного доступа на законном основании;

в) обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности.

За незаконное получение такой информации предусмотрена ответственность в форме возмещения убытков. По смыслу статьи 139 ГК РФ вина не является в данном случае необходимым элементом ответственности; здесь важен сам факт деяний, связанных с незаконным разглашением, повлекшим за собой причинение убытков.

В отношении некоторых видов информации режим коммерческой тайны установить невозможно, поскольку законодательство относит соответствующие сведения к открытой информации. Это касается учредительных документов юридических лиц, свидетельств о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, сведений об имуществе государственных и муниципальных унитарных предприятий, государственных учреждений, сведений о численности, составе работников, оплате и условиях труда, производственном травматизме, наличии вакантных мест, задолженности по выплате заработной платы, информации о нарушениях законодательства и фактах привлечения к ответственности, информации об условиях конкурсов и аукционов по приватизации, сведений о доходах и имуществе некоммерческих организаций, сведений о лицах, имеющих право действовать без доверенности от имени юридического лица.

В настоящее время практически во все договоры, заключаемые между субъектами ПД, включается оговорка о защите коммерческой тайны либо составляется отдельный договор о конфиденциальности. При этом сотрудники, работающие в рамках соответствующего договора, дают персональные расписки о неразглашении информации. Как правило, режим конфиденциальности охватывает не только время действия договора, но и определенный период после его прекращения (чаще всего — в течение 5 лет).

За нарушения, допущенные в ходе использования тайной информации, помимо увольнения, возможно применение к работнику и других дисциплинарных взысканий (замечание, выговор).

Разглашение коммерческой тайны может повлечь административную и уголовную ответственность. Административные штрафы применяются в соответствии со статьей 13.14 КоАП РФ за разглашение информации, доступ к которой ограничен федеральным законом. Уголовная ответственность наступает в соответствии со статьей 183 УК РФ за незаконное получение и использование сведений, составляющих коммерческую, налоговую и банковскую тайну.

Правовой режим информационных ресурсов, их виды. Коммерческая тайна

Информация — сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления.

Информационная система — совокупность содержащейся в базах данных информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий и технических средств;

Электронное сообщение — информация, переданная или полученная пользователем информационно-телекоммуникационной сети;

Документированная информация — зафиксированная на материальном носителе путем документирования информация с реквизитами, позволяющими определить такую информацию или в установленных законодательством Российской Федерации случаях ее материальный носитель;

Информация в зависимости от порядка ее предоставления или распространения подразделяется на:

1) информацию, свободно распространяемую;

2) информацию, предоставляемую по соглашению лиц, участвующих в соответствующих отношениях;

3) информацию, которая в соответствии с ФЗ подлежит предоставлению или распространению;

4) информацию, распространение которой в Российской Федерации ограничивается или запрещается.

Законодательством РФ могут быть установлены виды информации в зависимости от ее содержания или обладателя.

По виду информации (по характеру и сфере ее использования) информационные ресурсы делятся на:

  • правовую информацию,
  • научно-техническую,
  • финансово-экономическую,
  • статистическую,
  • о здравоохранении,
  • о чрезвычайных ситуациях,
  • персональную (персональные данные) и т.д.

По видам носителя информации:

  • на бумажном носителе,
  • на кассетах, дисках,
  • в электронном виде и т.д.

По организационной форме представления информации:

  • письменные (документы, архивы, библиотеки),
  • автоматизированные (информационно-поисковые, информационно-справочные системы, базы данных)

По форме собственности информационные ресурсы могут быть:

  • государственными — федеральные ресурсы, ресурсы субъектов РФ, а также ресурсы, находящиеся в совместном ведении РФ и ее субъектов. Формирование федеральных информационных ресурсов, ресурсов совместного ведения, ресурсов субъектов РФ финансируется из федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ.
  • негосударственными — муниципальные, ресурсы юридических и физических лиц.

С точки зрения информационного обеспечения ПД наибольшее значение имеет деление информационных ресурсов по категории доступа на:

  • общедоступные (открытые);
  • с ограниченным доступом;

Информация в зависимости от порядка ее предоставления или распространения подразделяется на:

1) информацию, свободно распространяемую;

2) информацию, предоставляемую по соглашению лиц, участвующих в соответствующих отношениях;

3) информацию, которая в соответствии с ФЗ подлежит предоставлению или распространению;

4) информацию, распространение которой в Российской Федерации ограничивается или запрещается.

Законодательством РФ могут быть установлены виды информации в зависимости от ее содержания или обладателя.

1. К общедоступной информации относятся общеизвестные сведения и иная информация, доступ к которой не ограничен.

2. Общедоступная информация может использоваться любыми лицами по их усмотрению при соблюдении установленных ФЗ ограничений в отношении распространения такой информации.

3. Обладатель информации, ставшей общедоступной по его решению, вправе требовать от лиц, распространяющих такую информацию, указывать себя в качестве источника такой информации.

1. Граждане (физические лица) и организации (юридические лица) (далее — организации) вправе осуществлять поиск и получение любой информации в любых формах и из любых источников при условии соблюдения требований, установленных настоящим ФЗ и другими ФЗ.

2. Гражданин (физическое лицо) имеет право на получение от государственных органов, органов МСУ, их должностных лиц в порядке, установленном законодательством РФ, информации, непосредственно затрагивающей его права и свободы.

3. Организация имеет право на получение от государственных органов, органов МСУ информации, непосредственно касающейся прав и обязанностей этой организации, а также информации, необходимой в связи с взаимодействием с указанными органами при осуществлении этой организацией своей уставной деятельности.

4. Не может быть ограничен доступ к:

1) нормативным правовым актам, затрагивающим права, свободы и обязанности человека и гражданина, а также устанавливающим правовое положение организаций и полномочия государственных органов, органов МСУ;

2) информации о состоянии окружающей среды;

3) информации о деятельности государственных органов и органов МСУ, а также об использовании бюджетных средств (за исключением сведений, составляющих государственную или служебную тайну);

4) информации, накапливаемой в открытых фондах библиотек, музеев и архивов, а также в государственных, муниципальных и иных информационных системах, созданных или предназначенных для обеспечения граждан (физических лиц) и организаций такой информацией;

5) иной информации, недопустимость ограничения доступа к которой установлена ФЗ.

5. Государственные органы и органы МСУ обязаны обеспечивать доступ к информации о своей деятельности на русском языке и государственном языке соответствующей республики в составе РФ в соответствии с ФЗ, законами субъектов РФ и НПА органов МСУ. Лицо, желающее получить доступ к такой информации, не обязано обосновывать необходимость ее получения.

6. Решения и действия (бездействие) государственных органов и органов МСУ, общественных объединений, должностных лиц, нарушающие право на доступ к информации, могут быть обжалованы в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу либо в суд.

7. В случае, если в результате неправомерного отказа в доступе к информации, несвоевременного ее предоставления, предоставления заведомо недостоверной или не соответствующей содержанию запроса информации были причинены убытки, такие убытки подлежат возмещению в соответствии с гражданским законодательством.

8. Предоставляется бесплатно информация:

1) о деятельности государственных органов и органов МСУ, размещенная такими органами в информационно-телекоммуникационных сетях;

2) затрагивающая права и установленные законодательством Российской Федерации обязанности заинтересованного лица;

3) иная установленная законом информация.

9. Установление платы за предоставление государственным органом или органом МСУ информации о своей деятельности возможно только в случаях и на условиях, которые установлены ФЗ.

1. Ограничение доступа к информации устанавливается ФЗ в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

2. Обязательным является соблюдение конфиденциальности информации, доступ к которой ограничен ФЗ.

3. Защита информации, составляющей государственную тайну , осуществляется в соответствии с законодательством РФ о государственной тайне.

4. ФЗ устанавливаются условия отнесения информации к сведениям, составляющим коммерческую тайну , служебную тайну и иную тайну , обязательность соблюдения конфиденциальности такой информации, а также ответственность за ее разглашение.

5. Информация, полученная гражданами (физическими лицами) при исполнении ими профессиональных обязанностей или организациями при осуществлении ими определенных видов деятельности ( профессиональная тайна ), подлежит защите в случаях, если на эти лица ФЗ возложены обязанности по соблюдению конфиденциальности такой информации.

6. Информация, составляющая профессиональную тайну , может быть предоставлена третьим лицам в соответствии с ФЗ и (или) по решению суда.

7. Срок исполнения обязанностей по соблюдению конфиденциальности информации, составляющей профессиональную тайну, может быть ограничен только с согласия гражданина (физического лица), предоставившего такую информацию о себе.

8. Запрещается требовать от гражданина (физического лица) предоставления информации о его частной жизни, в том числе информации, составляющей личную или семейную тайну, и получать такую информацию помимо воли гражданина (физического лица), если иное не предусмотрено ФЗ.

9. Порядок доступа к персональным данным граждан (физических лиц) устанавливается ФЗ о персональных данных.

Статья 139 ГК РФ определяет понятие служебной и коммерческой тайны, не разграничивая их. Действие указанной статьи распространяется на защиту прав обладателя сведений, не подпадающих под охрану норм патентного, авторского или другого специального законодательства, а также на охраноспособные решения (изобретения и др.), не запатентованные правообладателем по каким-либо мотивам. Для признания информации коммерческой или служебной тайной необходимо одновременное наличие следующих признаков:

а) информация составляет действительную или потенциальную ценность в силу ее неизвестности третьим лицам;

б) к ней нет свободного доступа на законном основании;

в) обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности.

За незаконное получение такой информации предусмотрена ответственность в форме возмещения убытков. По смыслу статьи 139 ГК РФ вина не является в данном случае необходимым элементом ответственности; здесь важен сам факт деяний, связанных с незаконным разглашением, повлекшим за собой причинение убытков.

В отношении некоторых видов информации режим коммерческой тайны установить невозможно, поскольку законодательство относит соответствующие сведения к открытой информации. Это касается учредительных документов юридических лиц, свидетельств о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, сведений об имуществе государственных и муниципальных унитарных предприятий, государственных учреждений, сведений о численности, составе работников, оплате и условиях труда, производственном травматизме, наличии вакантных мест, задолженности по выплате заработной платы, информации о нарушениях законодательства и фактах привлечения к ответственности, информации об условиях конкурсов и аукционов по приватизации, сведений о доходах и имуществе некоммерческих организаций, сведений о лицах, имеющих право действовать без доверенности от имени юридического лица.

В настоящее время практически во все договоры, заключаемые между субъектами ПД, включается оговорка о защите коммерческой тайны либо составляется отдельный договор о конфиденциальности. При этом сотрудники, работающие в рамках соответствующего договора, дают персональные расписки о неразглашении информации. Как правило, режим конфиденциальности охватывает не только время действия договора, но и определенный период после его прекращения (чаще всего — в течение 5 лет).

За нарушения, допущенные в ходе использования тайной информации, помимо увольнения, возможно применение к работнику и других дисциплинарных взысканий (замечание, выговор).

Разглашение коммерческой тайны может повлечь административную и уголовную ответственность. Административные штрафы применяются в соответствии со статьей 13.14 КоАП РФ за разглашение информации, доступ к которой ограничен федеральным законом. Уголовная ответственность наступает в соответствии со статьей 183 УК РФ за незаконное получение и использование сведений, составляющих коммерческую, налоговую и банковскую тайну.

Информация ограниченного доступа — это. А дальше ступор. Кто-то слышал про врачебную тайну или государственную, другой знает о коммерческой тайне или тайне завещания, но общего восприятия нет. Попытаемся это исправить. Начнем, пожалуй, с определения.

Понятие

Информация ограниченного доступа — это информация, доступ к которой ограничен федеральными законами или органами государственной власти.

Сведения ограниченного доступа так называются, потому что данные несут потенциальную или действительную ценность, поэтому обладатель информации примет меры для ее сохранности.

Как видите, все довольно просто, но только на первый взгляд. Информация подразделяется на два вида:

  1. Общедоступная.
  2. С ограниченным доступом.

Чтобы понять о чем идет речь, надо рассмотреть два варианта.

Итак, мы разобрались, что информация ограниченного доступа — это данные, которые нельзя использовать без согласования с их владельцем. Тогда общедоступная информация — это сведения, которые их обладатель не защищает.


Информация, которую нельзя скрывать

Выше уже было сказано, что если обладатель оберегает какие-то данные, то это информация ограниченного доступа. Но существуют виды данных, которые ни в коем случае нельзя защищать. Речь идет о следующем:

  1. Состоянии окружающей среды.
  2. Нормативных правовых актах, которые затрагивают свободы, права и обязанности гражданина и человека. Сюда же относятся те документы, которые устанавливают полномочия госорганов, правовое положение организаций, полномочия органов местного самоуправления.
  3. Деятельности не только госорганов, но и органов местного самоуправления и данных, которые касаются использования средств из бюджета. Этот пункт имеет исключение, а именно нельзя обнародовать ту информацию, что считается государственной или служебной тайной.
  4. Открытых фондах музеев, библиотек и архивов и других данных, хранящихся в информационных, муниципальных и государственных системах и призванных обеспечивать не только физических лиц, но и организации информацией такого рода.
  5. Прочей информации, которую нельзя ограничивать по закону. Ярким примером такой информации являются данные о благотворительных организациях, акционерных обществах, некоммерческих организациях.

Но не нужно считать, что виды информации ограниченного доступа этим и ограничиваются. Рассмотрим варианты классификации информации.

Классификация информации

Кроме того что данные подразделяют на разрешенные к обнародованию по закону и те, к которым доступ ограничен, выделяют еще несколько типов классификации информации.

Так, информация бывает ложная и истинная. По способу восприятия данные тоже различают как:

  1. Аудиальную информацию - воспринимается на слух.
  2. Визуальную - воспринимается с помощью зрительных органов.
  3. Обонятельную - с помощью обонятельных рецепторов человек получает ту или иную информацию.
  4. Тактильную - в этом случае задействованы тактильные рецепторы.
  5. Вкусовую - информация появляется, когда человек что-то пробует на вкус.

Бывает и разная форма представления: звуковая, символьно-тестовая и графическая. Удивительно, но люди по-разному воспринимают информацию. Кто-то лучше реагирует на звук, а кто-то должен видеть то, что изучает.

Назначение информации

Среди видов информации ограниченного и неограниченного доступа можно выделить следующие:

  1. Массовая. Как правило, речь идет об обычных данных и понятиях, которые приняты в социуме.
  2. Секретная. Данными владеет узкий круг людей, информация передается по защищенным каналам.
  3. Специальная. Речь идет о специфическом наборе понятий, используя которые передают сведения. Обычно большая часть людей не понимает, о чем идет речь, зато определенная социальная группа все понимает.
  4. Личная. Данные о каком-то человеке, которые определяют социальное положение и типы взаимодействий с обществом.

Какая бывает информация

Прежде чем говорить о защите информации ограниченного доступа, разъясним все непонятные моменты, которые пригодятся по ходу статьи.

Итак, сведения могут быть актуальными, то есть отвечать определенному времени. Как правило, со временем информация такого рода уже никому не интересна.

Достоверной информацией называют ту, что получена в точности. Если данные пестрят неточностями, то достоверной информация уже не является.

О понятной информации в сущности говорить нечего. Человек, которому предназначена информация, должен понимать, о чем речь.

Полезной информацией называют ту, что полезна определенному субъекту. Проще говоря, он может воспользоваться данными в полном объеме.

Полная информация — это те сведения, которые были переданы в нужном объеме для понимания чего-либо или принятия решения.

Признаки информации

Безусловно, защита информации ограниченного доступа очень важна, но как определить, то ли перед вами? Надо знать признаки информации, а они следующие:

  1. Прежде всего, это знания о мире, которые отражают ситуацию.
  2. Сведения могут быть любыми и о чем угодно, будь то процессы в мире или какие-либо явления. Информация может затрагивать как прошлое и будущее, так и настоящее. Другими словами, информация универсальна.
  3. Сведения могут находиться одновременно у многих лиц, ведь при использовании информации не происходит ее уничтожения.
  4. Данные могут копироваться, переводиться в разные формы выражения и на разный язык. Важно, что при этом не причиняется ущерба информации.
  5. Сведения могут быть как ложные, так и истинные. Первые вызывают определенные правовые последствия.
  6. Информация может быть известна широкому кругу лиц, а может быть неизвестной.
  7. Имеет место и социальная ценность.
  8. Информацию можно обменивать на деньги, но при условии, что она существенна. Но законом запрещается обменивать на деньги неимущественную информацию.

Виды ограниченной информации

Мы уже разобрали понятие информации ограниченного доступа, пора перейти к ее классификации.

Информацию ограниченного доступа можно разделить на два вида: ту, которая составляет государственную тайну, и ту, что нельзя разглашать из-за принятых законов.

Рассмотрим подробно каждый вид.

Государственная тайна

Понятие информации ограниченного доступа выше уже было изложено, а вот понятие государственной тайны мы еще не успели разобрать. Прежде всего определимся, какие степени секретности существуют.

  1. Информация в области экономики, техники и науки.
  2. Данные, затрагивающие военную область.
  3. Информация о внешней экономике и политики.
  4. Данные о разведывательной, оперативно-розыскной, контрразведывательной деятельности. Государственной тайной считается вся информация о противодействии терроризму.


Конфиденциальная информация

Согласно ФЗ, информация ограниченного доступа, которая называется конфиденциальной, недопустима к распространению в соответствии с законодательством нашей страны.


Часто бывает так, что одна и та же информация относится к нескольким видам тайны, поэтому порой бывает сложно определить ее принадлежность. Какие-то сведения являются информацией ограниченного доступа и отражены в законах, а другие не прописаны нигде. Давайте рассмотрим наиболее популярные.

Виды тайн, отраженные в законах

Если с ограниченным доступом к информации государственной тайны все ясно, то конфиденциальная информация требует уточнения. Разберем самые известные виды тайны, которые нашли отражение в российском законодательстве.

Начнем с коммерческой тайны. Понятие на слуху довольно много времени, а значит, пришла пора конкретизировать термин. Сюда относятся техническая, производственная, экономическая, интеллектуальная информация, которая имеет коммерческую ценность, так как неизвестна посторонним. Третьи лица не могут получить доступ к информации, ведь обладатель ввел режим коммерческой тайны.

Когда мы говорим о тайне банковских вкладов, то имеем в виду информацию о вкладах клиентов, их тратах, счетах. Тайна работает и в отношении корреспондентов банковских организаций. Регулируется информация ограниченного доступа документами:

Под служебной тайной понимают ту информацию, доступ к которой ограничили госорганы согласно Гражданскому кодексу и некоторым федеральным законам.


Тайна кредитной истории тоже указана в законах. Речь идет об информации, характеризующей исполнение заемщиком своих обязательств по кредитному договору. Сведения хранятся в бюро кредитных историй.

Обработка информации ограниченного доступа происходит особым образом, в том числе и те сведения, что касаются страховой тайны. Под термином понимаются сведения о страхователе, выгодоприобретателе, застрахованном лице. К этой же тайне относится информация об имущественном положении сторон и состоянии здоровья.

Все слышали о тайне завещания, ведь это тоже конфиденциальная информация. Нельзя оглашать содержание документа, сроки вступления в силу, варианты отмены и прочее.

Налогоплательщики тоже охраняются, точнее сведения о них, которые попали в государственный внебюджетный фонд, таможенный орган, орган внутренних дел. Из правила есть исключения, которые прописаны в Налоговом кодексе.

Что понимается под тайной усыновления? Участники процесса усыновления, будь то судьи или государственные служащие, обязаны хранить тайну усыновления малыша. Этот момент прописан в Семейном кодексе нашей страны.

Врачебная тайна - наиболее известная из всех, но, к сожалению, очень редко соблюдается. Врачи не должны распространяться о психических расстройствах человека, обращении за помощью, лечении в узкоспециализированных учреждениях. Получается, что обсуждать психическое состояние человека врачам строго запрещено. Примерно та же суть и у медицинской тайны, с той лишь разницей, что речь идет обо всех заболеваниях, диагнозах и прочем. Особенно это касается имплантации эмбриона и искусственного оплодотворения, личность донора также должна оставаться в секрете. Нельзя распространяться на тему обследований человека, который вступает в брак.


На территории нашей страны гарантируется тайна телефонных переговоров, переписки, телеграфных сообщений и почтовых отправлений. Эти моменты прописаны в законах, которые распространяются на почтовую и электросвязь.

Не менее важна и аудиторская тайна. Вся информация и документы, которые были получены в аудиторской организации или самостоятельным аудитором, а также договоры, ими составленные, не подлежат огласке.

Если проводится предварительное расследование, то его результаты должны храниться в тайне. Лишь после того как прокурор разрешит обнародовать информацию либо это сделает дознаватель, следователь, можно что-то рассказать. Но информация также будет просмотрена уполномоченными лицами, и позволено рассказать лишь то, что не вредит расследованию и не влияет на его результаты. К тому же нельзя обнародовать частную жизнь участников судопроизводства.

Любая информация, которую рассказал доверитель своему адвокату, не подлежит разглашению. Примерно так же обстоят дела у нотариусов. Только суд может освободить специалиста от такой обязанности, но только в случае возбуждения против него уголовного дела. Должностные лица нотариальных палат также обязаны хранить тайну.

Про тайну исповеди не нужно объяснять. Даже в суде священнослужитель может не открывать тайну исповеди, и ему за это ничего не будет.


Как мы помним, признаки информации ограниченного доступа весьма обширны. Если вы совершеннолетний гражданин, то уже догадываетесь, что существует тайна голосования. По закону подсчет бюллетеней должен проводиться так, чтобы соблюдалась тайна.

Нельзя разглашать информацию о мерах безопасности, применяемых к присяжному заседателю, судье и другим лицам, которые участвуют в процессе.

Тайна вероисповедания также прописана в российском законодательстве. Любые сведения, которые касаются отказа от религии, отношения к ней, исповедания, неучастия или участия в богослужении и прочих религиозных обрядах, не подлежат обнародованию.

Необходимо хранить в тайне информацию и о военнослужащих внутренних войск. Места дислокации воинских частей, информацию о военнослужащих, которые пресекали деятельность вооруженных преступников или незаконно вооруженных формирований, и сведения о членах семей военнослужащих нельзя распространять.

Среди видов информации ограниченного доступа есть дактилоскопическая тайна. О чем это? Даже ребенок знает, что отпечатки пальцев каждого человека уникальны, так вот запрещено разглашать информацию об особенностях строения папиллярных узоров на пальцах рук и о самом человеке, прошедшем дактилоскопию.


Как видите, система информации ограниченного доступа велика, а многие из существующих тайн повторяют друг друга или вовсе уже не востребованы. В любом случае, прежде чем начать заниматься какой-то деятельностью, нужно изучить этот вопрос.

Заключение

Сегодня мы разобрали довольно сложную тему, которая играет огромную роль в обществе. К сожалению, далеко не все люди понимают, о чем речь, и следуют правилам. Большинство не придает значения каким-то тайнам, а их так и не наказывают.

В самом деле, доказать причастность к разглашению сложно, особенно если нет прямых доказательств. А ведь такие люди продолжают работать на своих местах.

Получается, что в нашем мире никому верить нельзя, но и это не так. Всегда были и будут порядочные люди и не очень, подлецы и честные работники. Тут затрагивается даже не вопрос веры, а вопрос внутренних принципов каждой личности. Увы, распознать на берегу человека не получится, выясняются такие моменты лишь в экстремальных ситуациях. Что же тогда делать? Не судить никого и следить за собой и собственными моральными устоями.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.