Вертлужные впадины обращены вперед


Предлагаем вашему вниманию одну очень интересную статью о выворотности. К сожалению, из-за частой перепечатки не можем точно сказать, кто автор и где первоисточник.

Физическое качество гибкость имеет анатомические пределы своего развития и воспитания. Выворотность (супинация в тазобедренном суставе) — один из способов преодоления анатомических ограничений движения человека (хотя они тоже имеют свои анатомические пределы).

Если гибкость развивает максимальную подвижность в анатомически естественных положениях суставов , то выворотность анатомически противоестественна человеческому телу. В нормальном положении движения ноги весьма ограничены анатомической особенностью строения тазобедренного сустава [2].

Физические качества в своем развитии лишь расширяют метрические характеристики пространства движения, не изменяя его топологических свойств, выворотность же меняет топологические характеристики пространства движения.

Наличие и характер воспитания выворотности напрямую зависят от анатомических особенностей строения опорно-двигательного аппарата ребенка. Являясь анатомической особенностью, выворотность напрямую не зависит от функции мышечной системы, не является врожденным качеством. Поэтому, строго говоря, выворотность — не физическое качество. Правильнее говорить о воспитании, а не о развитии выворотности , так как в отличие от основных физических качеств (сила, быстрота, выносливость, гибкость, ловкость) выворотность в онтогенезе не развивается.

Если в хореографии выворотность воспитывают целенаправленно, то в художественной гимнастике — в основном на уроках той же хореографии. Художественная гимнастика в силу фундаментальной хореографической базы частично выворотна (гимнастические и акробатические элементы в художественной гимнастике выполняются невыворотно), однако спортивная гимнастика, наоборот, практически невыворотна. Прямые (поперечные) шпагаты в спортивной и художественной гимнастике будут разными. При выполнении прямого шпагата в спортивной гимнастике колени направлены вперед, а концы больших пальцев стоп должны тянуться к полу, в то время как в художественной гимнастике и в хореографии колени направлены вверх.

Поэтому пространства движения в художественной и спортивной гимнастике будут топологически разными.

Заметим, что получить максимальное отведение бедра можно не только за счет его супинации, то есть выворотности , но и за счет увеличения угла наклона таза [7, с. 9]. Но изменение угла наклона таза влечет за собой изменение рабочей осанки, что в случае спортивной гимнастики недопустимо.

Выворотность в первую очередь зависит от глубины и расположения вертлужной впадины. У детей с хорошей выворотностью ног вертлужная впадина неглубокая, а связки, фиксирующие бедренную кость, эластичные. Если вертлужные впадины расположены в стороны, то даже при глубокой вертлужной впадине можно ожидать хорошую выворотность ног, чего нельзя сказать при обращенных вперед вертлужных впадинах, которые создают чисто анатомические препятствия для развития выворотности . Также играет роль анатомическое строение голеней и стоп (коленного и голеностопного суставов).

Какова же эволюционная биомеханика выворотности ? В поисках расширения пространства движения человек на примере выворотности преодолевает видовые ограничения на движения . Является ли выворотность эволюционным шагом вперед? Обладали ли этим качеством земноводные, рептилии, птицы? Можно ли сказать, что выворотность — это воспоминание об эволюционно утерянных степенях свободы?

Млекопитающих разделяют на стопоходящих — опирающихся при хождении на всю стопу (медведи), полустопоходящих, у которых с землей соприкасается только передняя часть стопы (многие грызуны и хищники), и пальцеходящих, опирающихся только на концы пальцев (копытные) [5, с. 299]. Не углубляясь в аналогию, заметим, что в искусствах движения также приняты фактически три вида опоры: на всю стопу, на полупальцы, на пальцы (пуанты).

В биологическом плане выворотность — лишь использование запаса свободы движения в тазобедренном суставе.

Как же воспитывается выворотность ? Заметим, что воспитывать ее следует лишь у тех детей, у которых имеются соответствующие анатомические предрасположенности к ней. Понятно, что у детей с врожденным вывихом бедра данное качество воспитывать не следует. Не стоит расстраиваться, если предрасположенности к выворотности у данного ребенка вы не обнаружите: звезда русского балета Анна Павлова выворотностью , как известно, не обладала.

Приведем некоторые несложные партерные упражнения для улучшения выворотности .

Упражнение 1 (активное). И.п. — сесть на пол, согнуть ноги в коленях, поднять их к груди, захватить пальцы ног руками. Медленно наклониться вниз, распрямляя ноги и сохраняя выворотное положение стоп (I позиция). Так же медленно вернуться в И. п.

1. Бернштейн Н.А. О ловкости и ее развитии. — М.: ФиС, 1991. — 288 с.

3. Васильева Т.И. Тем, кто хочет учиться балету. Правила приема детей в балетные школы и методика обучения классическому танцу: Учебно-методическое пособие. — М.: ГИТИС, 1994. — 160 с.

4. Грин Н., Стаут У., Тейлор Д. Биология: В 3 т. Т.3/ Пер. с англ./Под ред. Р. Сопера. — М.: Мир, 1990. — 376 с.

5. Кузнецов Б.А., Чернов А.З. Курс зоологии для студентов сельскохозяйственных вузов. Изд. 3-е, перераб. и доп. — М.: Высшая школа, 1978. — 392 с.

6. Ромер А., Парсонс Т. Анатомия позвоночных. В 2 т. / Пер. с англ. — М.: Мир, 1992. — 358 с.

7. Станевко С.Н. Особенности развития подвижности в тазобедренных суставах и методы ее совершенствования у спортсменов, занимающихся художественной гимнастикой: Автореф. канд. дис. Моск. обл., Малаховка, 1981.

Физические качества в своем развитии лишь расширяют метрические характеристики пространства движения, не изменяя его топологических свойств, выворотность же меняет топологические характеристики пространства движения.

Выворотность ног - это способность развернуть ноги (бедра, голени и стопы) в положении en dehors (наружу), когда при правильно поставленном корпусе бедра, голени и стопы повернуты своей внутренней стороной наружу. Хореографическая выворотность - самая "выворотная " выворотность . Она затрагивает не только тазобедренный сустав, но и коленный и голеностопный. В других видах физической активности часто бывает достаточно иметь выворотность только в тазобедренном суставе.

Наличие и характер воспитания выворотности напрямую зависят от анатомических особенностей строения опорно-двигательного аппарата ребенка. Являясь анатомической особенностью, выворотность напрямую не зависит от функции мышечной системы, не является врожденным качеством. Поэтому, строго говоря, выворотность - не физическое качество. Правильнее говорить о воспитании, а не о развитии выворотности, так как в отличие от основных физических качеств (сила, быстрота, выносливость, гибкость, ловкость) выворотность в онтогенезе не развивается.

В ряде сложнокоординированных видов физической активности (хореография, художественная гимнастика, боевые искусства и др.) выворотность служит одним из ведущих "физических качеств", и при этом ее воспитание остается практически "незатронутым" в стандартном курсе общей и специальной физической подготовки.

Для чего же нужна выворотность? Она позволяет, не "перекашивая" таза, выполнять высокоамплитудные отведения бедра во фронтальной плоскости: выворотность дает максимальную свободу движений при максимальном соблюдении равновесия. Можно сказать, что выворотность добавляет еще одну степень свободы в поясе нижних конечностей.

Наибольшее понимание и осознание выворотности достигнуто в хореографии, вернее в классическом танце, существенной особенностью которого она и является. В хореографии выворотность присутствует во всех основных пяти позициях классического танца. Все его па, все движения - производные от этих пяти позиций, т.е. выворотен весь классический танец. Более того, выворотность как способ расширения спектра движения человека в той или иной степени присуща любому танцу вообще, даже отрицающему ее танцу "модерн".

Если в хореографии выворотность воспитывают целенаправленно, то в художественной гимнастике - в основном на уроках той же хореографии. Художественная гимнастика в силу фундаментальной хореографической базы частично выворотна (гимнастические и акробатические элементы в художественной гимнастике выполняются невыворотно), однако спортивная гимнастика, наоборот, практически невыворотна. Прямые (поперечные) шпагаты в спортивной и художественной гимнастике будут разными. При выполнении прямого шпагата в спортивной гимнастике колени направлены вперед, а концы больших пальцев стоп должны тянуться к полу, в то время как в художественной гимнастике и в хореографии колени направлены вверх.

"Механизм" выворотности достаточно прост: при выворотном положении ног большой вертел бедренной кости находится не снаружи, а сзади тазобедренного сустава, таким образом устраняется костное препятствие для выполнения ногой движения большей амплитуды.

Выворотность в первую очередь зависит от глубины и расположения вертлужной впадины. У детей с хорошей выворотностью ног вертлужная впадина неглубокая, а связки, фиксирующие бедренную кость, эластичные. Если вертлужные впадины расположены в стороны, то даже при глубокой вертлужной впадине можно ожидать хорошую выворотность ног, чего нельзя сказать при обращенных вперед вертлужных впадинах, которые создают чисто анатомические препятствия для развития выворотности. Также играет роль анатомическое строение голеней и стоп (коленного и голеностопного суставов).

Как же воспитывается выворотность ? Заметим, что воспитывать ее следует лишь у тех детей, у которых имеются соответствующие анатомические предрасположенности к ней. Понятно, что у детей с врожденным вывихом бедра данное качество воспитывать не следует. Не стоит расстраиваться, если предрасположенности к выворотности у данного ребенка вы не обнаружите: звезда русского балета Анна Павлова выворотностью, как известно, не обладала.

Некоторые несложные партерные упражнения для улучшения выворотности:

Упражнение 1 (активное).
И.п. - сесть на пол, согнуть ноги в коленях, поднять их к груди, захватить пальцы ног руками. Медленно наклониться вниз, распрямляя ноги и сохраняя выворотное положение стоп (I позиция). Так же медленно вернуться в И. п.

Упражнение 2. "Лягушка" (пассивное).
И.п. - сесть на пол, согнуть и развести в стороны колени, стопы соединить и максимально близко подвести к корпусу. Вариант выполнения упражнения, применяемый в боевых искусствах: второй партнер сзади становится ступнями на бедра первого партнера; первый партнер может лечь на пол на спину, прижимая поясницу к полу.

Упражнение 3. "Лягушка на животе" (активное и пассивное, если с партнером).
И.п. - лечь на живот, бедра отвести, колени согнуть, стопы касаются друг друга подошвенной частью, максимально подтянуть стопы к корпусу, спину максимально прогнуть назад. Пассивное - если партнер помогает удерживать стопы и бедра на полу и создает дополнительное давление на область крестца.

Методические рекомендации предназначены для педагогов детских хореографических коллективов

АНАТОМО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ВЫВОРОТНОСТИ.

ЕЁ ЗНАЧИМОСТЬ В ОСВОЕНИИ ТЕХНИКИ КЛАССИЧЕСКОГО ТАНЦА

В эстетическом воспитании детей в наше время ведущая роль отводится искусству в целом. Хореографическое искусство стало одним из действенных факторов формирования гармонично развитой личности. Хореография, как искусство массовое доступно всем, поэтому огромное количество детей принимают участие в работе танцевальных кружков, балетных студий, ансамблей танца, школ современного танца. В программы многих школьных и дошкольных учреждений включены уроки ритмики и танца.

Благодаря системе хореографического образования и воспитания, учащиеся приобретают общую эстетическую и танцевальную культуру, а развитие танцевальных и музыкальных способностей помогает более тонкому восприятию профессионального хореографического искусства.

Последние десятилетия характеризуются популяризацией и мощным развитием всех направлений самодеятельного хореографического искусства: народные, бальные, спортивные, всевозможные виды современного танца - джаз, модерн и т.д.

Но всех их объединяет стремление отточить свое искусство, поднять исполнительское мастерство на более высокий профессиональный уровень. Поэтому многие танцевальные коллективы включают в свои образовательные программы изучение классического танца, который представляет собой четко выработанную систему движений не содержащую ничего лишнего, ничего случайного.

В переводе с латинского языка само слово классический означает образцовый (лат. Classicus образцовый). Классическими мы называем образцовые, выдающиеся, общепринятые произведения литературы и искусства, имеющие непреходящую ценность для национальной и мировой культуры. Таким образом система движений классического танца призвана сделать тело танцовщика дисциплинированным, подвижным и прекрасным, превращая его в чуткий инструмент, послушный воле педагога, балетмейстера и самого исполнителя.

Именно поэтому педагогов многих танцевальных коллективов привлекает очень эффективная методика преподавания, созданная в русской классической школе балета. Она представляет собой целую систему, состоящую из ряда взаимодействующих компонентов, в качестве которых выступают общефизическая и профессиональная подготовка, музыкальное и эстетическое воспитание, что полностью совпадает с целями и задачами любого танцевального коллектива.

Но, существуют и некоторые отличия, особенно в системе отбора детей для обучения в профессиональных хореографических заведениях с одной стороны и в самодеятельных танцевальных коллективах, как учреждениях дополнительного образования, с другой.

Для обучения классическому танцу, например, в хореографических училищах кандидаты должны быть физически здоровыми (в т.ч. иметь хорошее зрение, слух, нормально работающий вестибулярный аппарат, развитые двигательные функции), обладать пропорциональным телосложением, отвечающим требованиям классического танца, необходимыми” профессиональными” данными (выворотностью, подъемом стопы и др.), иметь такие качества как музыкальность и артистичность. В то время, как для успешных занятий в танцевальных коллективах системы дополнительного образования бывает достаточно общего физического здоровья (исключение составляют серьезные недостатки телосложения) и желания самих воспитанников в свободное время приобщаться к искусству танца.

Таким образом, если при приеме в хореографические училища учитываются специальные профессиональные данные - выворотность, большой танцевальный шаг, гибкость, устойчивость, вращение, легкий высокий прыжок, свободное и пластическое владение руками, четкая координация движений, выносливость, сила, то в некоторых танцевальных коллективах все эти способности возможно выработать или сформировать на подготовительных отделениях при определенных условиях и при наличии соответствующих методик. В этом случае используются такие факторы, как рост и развитие детей, которые идут непрерывно и определяют несколько возрастных периодов. Поле деятельности для педагогов подготовительных отделений в этой сфере достаточно широко, многообразно, и дает мощный толчок для творческой работы, для создания методик позволяющих раскрыть и развивать ту или иную способность ученика, с учетом его возрастных особенностей.

Основная и ведущая роль в процессе обучения классическому танцу в хореографических училищах и в самодеятельных танцевальных коллективах отводится формированию правильной осанки учащихся, и как следствие- высокой устойчивости, сохранению равновесия тела, являющиеся основным требованием в упражнениях классического танца. В то же время, специальная осанка, принятая в классическом экзерсисе, нужна не только для исполнения различных движений, но и для развития необходимых компонентов, обязательных для форм классического танца.

Правильное положение всех звеньев тела в данной осанке является условием для работы над “выворотностью ног, над выработкой устойчивости при ограниченной опоре на всей стопе, на полупальцах и пальцах”.

Для решения этой задачи существует система упражнений, постепенно формирующих осанку, начиная с первых дней обучения. Для правильной осанки несколько выпрямляется шейная кривизна, лопатки опускаются и фиксируется ключица на персом ребре, выпрямляется грудная и поясничная кривизна позвоночного столба. Голова держится прямо так, чтобы главные оптические оси глаз занимали горизонтальное положение. Таз поворачивается в более горизонтальное положение, угол наклона уменьшается, ноги выпрямляются и поворачиваются в тазобедренных суставах наружу, пятка становится в вместе, носки врозь под некоторым углом.

Чтобы обеспечить такое правильное положение звеньев тела, необходимо преодолеть ряд сопротивлений. Самая большая трудность обеспечить правильную постановку таза. Мощная подвздошно-бедренная связка тянет таз вниз, чем увеличивается его угол наклона. Увеличение угла наклона таза является препятствием для поворота бедра наружу (выворотно). Преодоление данной трудности зависит от природной эластичности связок у учащихся. При большой эластичности связок преодоление этого сопротивления осуществляется быстро и успешно. В исключительных случаях это препятствие непреодолимо.

Таким образом мы подошли к особой важности выворотности для формирования правильной осанки у учащихся. В своей книге “Тем, кто хочет учиться балету” Т.И. Васильева определяет выворотность, как “. способность развернуть ноги (бедра, голени, стопы) в положение en dehose (наружу - Т.В.), когда при правильно поставленном корпусе бедра, голени и стопы повернуты наружу”.

Выворотность ног зависит от 2-х важных факторов. Во-первых, от строения тазобедренного сустава. В одних случаях вертлужная впадина уплощена, а в других отличается глубиной. Чем глубже головка бедренной кости входит в вертлужную впадину, а связки, фиксирующие бедренную кость в вертлужной впадине, жесткие, тем меньше выворотность ног, и наоборот, у детей с хорошей выворотностью ног вертлужная впадина неглубокая и связки эластичные. Природная выворотность ног зависит также от расположения вертлужных впадин: либо они обращены вперед, либо больше в стороны.

Если вертлужные впадины расположены в стороны, то даже с глубоко входящей во впадину головкой бедра можно ожидать среднюю выворотность ног, а эластичные связки помогают добиваться хорошей супинации (поворота) бедра. Если же вертлужные впадины обращены вперед и при этом головки бедренных костей посажены в них глубоко , амплитуда движений ног, таким образом, ограничена.

Во-вторых, выворотность ног зависит от строения ног. Формирование голени и стопы у детей обычно заканчивается к 12 годам. К этому времени носки стоп оказываются повернутыми либо наружу, либо внутрь. Причем иногда при хорошей выворотности в бедрах встречается плохая выворотность в голенях и стопах и, наоборот, при хорошей выворотности в голенях и стопах может быть плохая выворотность в бедрах. В случаях свободной выворотности в бедрах при недостаточной выворотности в голенях и стопах можно добиться подвижности коленного сустава и голеностопа.

Природную выворотность ног можно определить различными методами, широко используемыми в практике. Например, во время использования grand plie при хорошей природной выворотности ног оба колена свободно уходят в стороны по линии надплечий, а тазобедренная часть и бедра образуют прямую линию с коленями. При недостаточной выворотности ног колени при приседании уходят вперед, и никакими усилиями их раскрыть нельзя. Если при выполнении так называемой “лягушки” лежа на спине у учащегося колени свободно прилегают к полу, значит у него есть природная выворотность в тазобедренных суставах (если нет прогиба в спине).

При определении выворотности ног особое внимание обращается:

· на строение тазобедренного сустава, на степень податливости ноги, способность всей ноги занять выворотное положение;

· на возможность развития выворотности ног, исходя из наличия активной и пассивной выворотности ног;

· на чрезмерное переразгибание в коленных суставах (Х -образные ноги), что иногда обуславливаются слабостью связочно-мышечного аппарата.

Учитывая специфику работы в непрофессиональных танцевальных коллективах, не будем заострять внимание на принципах отбора детей с природными данными, а вернемся к необходимости и возможности развития этих способностей в условиях работы самодеятельных коллективов.

Необходимо еще раз вернуться к выработке правильной осанки, которая невозможна без напряжения определенных мышц. В развороте тазовых костей участвуют группа ягодичных мышц и другие разгибатели бедра, действующие при опоре на бедра. Повороту таза содействует и расслабление большой поясничной мышцы.

Основное движение - поворот всей ноги в тазобедренном суставе наружу - производится мышцами тазобедренного сустава подвздошно-поясничной мышцей, приводящими мышцами бедра, большой ягодичной мышцей, внутренней запирательной мышцей, квадратной мышцей бедра. Мелкие мышцы не отличаются большой силой и механические условия их действия менее выгодны, но значение весьма важно. Коленный сустав фиксируется четырехглавой мышцей бедра. Задние мышцы бедра натянуты. Голеностопный сустав укрепляется мышцами голени, прежде всего комбаловидной.

Рассмотрев работу мышц, участвующих в развороте бедра наружу, становится понятно, на какие мышцы стоит обратить внимание педагогам в работе с детьми для улучшения выворотности.

В своей книге, упомянутой выше, Т.И. Васильева приводит некоторые упражнения, позволяющие улучшить выворотность ног. Особенно значима их роль на подготовительном этапе с учащимися, готовыми продолжить свое обучение в хореографической студии.

Упражнение 1.

Исх. положение: расслабленное положение лежа на спине.

Исполнение: на счет раз-два медленно, вытягивая пальцы ног, напрячь мышцы ног. При свободно лежащем корпусе напрячь только мышцы ног. На счет три-четыре, напрягая и сокращая ягодичные мышцы, повернуть бедра, голени и стопы внутренней стороной наружу так, чтобы пятки подошвенной стороной коснулись друг друга, а мизинцы - пола. Поворот в тазобедренном суставе производится мышцами-супинаторами (они, сокращаясь, растягиваются). Учащиеся должны ощутить работу этих мышц.

Это упражнение, укрепляя мышцы ног, способствует выработке их выворотности.

Упражнение 2.

Исх. положение: то же самое, что и в упражнении 1, или сидя.

Исполнение: на счет раз-два, сразу вытянув ноги, развернуть их внутренней стороной наружу (выворотно), а пятками (подошвенной стороной) прикоснуться друг к другу, мизинцы должны коснуться пола (мышцы напрягаются). На счет три-четыре сократить подъемы ног так, чтобы пятки коснулись друг друга и вместе с подошвами и носками образовали прямую линию, а мизинцы коснулись пола, то есть, должна получиться I позиция. Ноги в коленях выпрямлены. Учащиеся должны ощутить сокращение мышц-супинаторов, расслабление мышц-пронаторов.

Это упражнение, укрепляя мышцы ног, способствует выработке их выворотности, растяжению ахиллова сухожилия.

Упражнение 3.

Исх. положение: лежа на спине, развернуть ноги внутренней стороной наружу (выворотно).

Исполнение: медленно поднимать то одну, то другую или обе ноги верх, то вытягивая, то сокращая их в первую позицию. На 2 такта по 4/4 вверх, на 2 такта по 4/4 вниз.

Это упражнение укрепляет мышцы брюшного пресса, способствует выработке выворотности ног, а также исправляет недостатки осанки.

Упражнение 4.

Исх. положение: сесть на пол, согнув ноги в коленях, подтянуть их к груди. Захватить пальцы ног руками.

Исполнение: на счет 1-2-3-4 медленно наклониться вниз; распрямляя ноги, прижаться головой к ногам, сохраняя первую позицию ног. На 1-2-3-4 вернуться в исходное положение.

Это упражнение способствует выработке выворотности и положения голени в коленном суставе, а также растягивает и укрепляет мышцы спины, особенно поясницы.

Упражнение 5 “Лягушка” (активное).

Исх. положение: лежа на спине согнуть колени и соединить стопы.

Исполнение: на счет 1-2-3-4 раскрыть ноги, стараясь достать коленями пол, на 5-6 зафиксировать положение. Мышцы полностью расслабить. На счет 7-8 вернуться в исходное положение.

Тяжести ног вполне достаточно, чтобы при ежедневных упражнениях в течение 2-3-х месяцев увеличить степень выворотности в тазобедренном суставе.

Упражнение “Лягушка” можно делать и на животе (лежа).

Упражнение 6.

Исх. положение: сесть по-турецки, стараясь достать коленями пол, руки положить на затылок, выпрямить позвоночник.

Исполнение: на счет 1-2-3-4 наклониться вперед, опуская локти и голову вниз, коснуться локтями пола, стараться, чтобы спина была прямая, или наклоняясь вниз, вытянуть руки вперед, голову слегка приподнять. На счет 1-2-3-4 вернуться в исходное положение.

Это упражнение способствует выработке выворотности в тазобедренном суставе, растягивает мышцы и связки спины, особенно поясничного отдела позвоночника.

При выполнении этих упражнений недопустимы никакие внешние давления, так как они легко могут повлечь за собой травму.

Приведенные выше упражнения могут рассматриваться как методический материал для педагогов, работающих над выворотностью в системе классического танца. А также послужить толчком для создания авторских упражнений и методик, позволяющих грамотно и эффективно добиваться хорошей выворотности у учащихся.

Подводя итог данной работы, своевременно еще раз обратить внимание на значимость выворотности в освоении системы классического танца. В своей книге “Классический танец” Л.Д. Блок так определяет “. Цель выворотности - освободить движение ноги в тазобедренном суставе”. Именно “. выворотность обогащает выразительность тела . во фронтальной плоскости”. Благодаря этому танец овладевает “всеми мыслимыми для человеческой машины механизмом ног. Без выворотности выполнима лишь ничтожная часть этих движений”.

Список литературы

1. Н. Базарова, В. Мэй Азбука классического танца. Ленинград: Искусство, 1983

2. Л.Д.Блок Классический танец. Москва: Искусство, 1987

3. Т.И. Васильева Тем, кто хочет научиться балету. Москва: ГИТИС, 1994

4. Е.Г. Котельникова Биомеханика хореографических упражнений. Ленинград, 1980

5. Ф. Лопухов Хореографические откровения. Москва: Искусство, 1971

6. В. Пасютинская Волшебный мир танца. Москва: Просвещение, 1985

7. Н. Тарасов Классический танец. Москва: Искусство, 1971

Основываясь на своем опыте, спортивном и медицинском образовании я могу ответить на вопрос – От чего зависит гибкость? Попробуйте примерять на себя,все ли звезды у вас совпали для максимального проявления гибкости?)

Факторы, способствующие проявлению физического качества ГИБКОСТЬ:

  • строение суставов
  • эластические свойств связок и мышц
  • межмышечная координации
  • пол
  • возраст
  • суточная периодика
  • психическое состояние
  • температура среды и тела
  • разминка
  • уровнь силовой подготовки
  • предварительное напряжение мышц

От строения суставов:

  • Фактор, обусловленный генетически и изменению в процессе тренировок не подлежит. Поэтому, при отборе в виды спорта, ведущим физическим качеством в которых, является гибкость, проводятся тесты определяющие анатомический предел гибкости в основных позициях.

Анатомический предел гибкости определяется:

  • Конгерентностью суставов.Чем больше соответствие друг другу сочленяющихся суставных поверхностей , тем меньше их подвижность.
  • Формой суставов .Шаровидные суставы имеют три, яйцевидные и седловидные – две, блоковидные и цилиндрические – лишь одну ось вращения. В плоских суставах,не имеющих осей вращения, возможно лишь ограниченное скольжение одной суставной поверхности по другой.
  • Костными выступами .Ограничивают подвижность и такие анатомические особенности суставов, как костные выступы, находящиеся на пути движения суставных поверхностей.

  • Из всех суставов плечевые суставы- шаровидные, имеют три оси вращения и обладают самым большим диапазоном ,благодаря своему строению: они могут непрерывно вращаться на 360º. Но это также означает, что если слишком сильно его напрягать, то он может сместиться.

  • Особенности строения тазобедренных суставов определяют выворотность,которая будет зависить от глубины и расположения вертлужной впадины. Так хорошая выворотность подразумевает:
  • неглубокую вертлужную впадину,
  • либо расположение вертлужных впадин латерально, в сторону, либо слегка назад.


    • глубокие вертлужные впадины
    • вертлужные впадины,обращенные вперед.

    Возможно ли определить, какая именно у Вас вертлужная впадина и где она располагается?

    Можно сделать рентген.

    От связочного аппарата:

    • Чем толще связки и суставная капсула и чем больше натяжение суставной капсулы, тем больше ограничена подвижность сочленяющихся сегментов тела.Если к связкам часто прикладываются растягивающие усилия, то они перерастянутся. Важно помнить, что этот процесс обратить невозможно. После завершения спортивной карьеры многие представители дисциплин, в которых гибкость имеет ключевое значение, часто страдают от растяжения связок, которое приводит к разболтанности суставов и даже позвоночного столба.В этих случаях существует всего два выхода. Первый из них заключается в проведении хирургического вмешательства для удаления части связки, во второй — постоянно тренироваться. Если прекратить занятия, то тонус мускулов быстро снизиться и суставы начнут вылетать.

    От межмышечной координации:

    • Амплитуда движений может быть лимитирована напряжением мышц-антагонистов.Поэтому проявление гибкости зависит не только от способности сочетать произвольное расслабление растягиваемых мышц с напряжением мышц, производящих движение, то есть от совершенства мышечной координации.

    Зависимость от возраста:

    • Дети более гибки, чем взрослые. Развивать это качество лучше всего в11-14 лет. Обычно у девочек и девушек это качество на 20-25% более выражено, чем у мальчиков и юношей. Гибкость увеличивается с возрастом примерно до 17-20 лет, после чего амплитуда движений человека уменьшается ,вследствие возрастных изменений.

    От половой принадлежности:

    • У женщин гибкость на 20-30% выше, чем у мужчин.

    От психического состояния:

    • Эмоциональный подъем при возбуждении способствует увеличению гибкости. Повышение эмоционального фона можно добиться использованием соревновательного и игрового метода на занятиях.

    От предварительных нагрузок:

    • Под влиянием локального утомления показатели активной гибкости уменьшаются на 11,6%, а пассивной –увеличиваются на 9,5%.

    • Наиболее высокие показатели гибкости регистрируются от 12 до 17 часов суток и в условиях повышенной температуры окружающей среды.

    От уровня силовой подготовки:

    • К снижению гибкости может привести и систематическое или концентрированной на отдельных этапах подготовки применение силовых упражнений, если при этом в тренировочные программы не включаются упражнения на растягивание.

    • Разминка как вводная часть каждой тренировки выполняет три общие функции: регулирование метаболических процессов, техническое и координационное врабатывание и интеллектуальную подготовку. Половина случаев травмирования опорно-двигательного аппарата спортсменов (поясницы, плеч, коленных суставов, лодыжек и т.д.) частично или полностью вызвана несоответствующей разминкой. С другой стороны, адекватная аккомодация соответствующих метаболических систем в значительной степени определяет эффективность работы в основной части тренировки.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.