Устройство шпоры для дамбы



Шпоры

Шпоры — поперечные по отношению к течению потока или косонаправленные сооружения, не перекрывающие его. Они подразделяются на защитные, выправительные и водозахватные.

Защитные шпоры, обычно короткие, предназначены для защиты от размыва берега, откосов земляных сооружений (дамб и низконапорных плотин) .

Выправительные шпоры служат для удержания потока на трассе выправления. Длина их может быть различной, крепят же только головную часть, непосредственно взаимодействующую с потоком.

Водозахватные шпоры строят на реках с большой скоростью течения для привлечения к водозабору дополнительного расхода воды (обычно на горных и предгорных участках рек).

Часть шпоры, непосредственно воздействующая на поток, называется головой ее, а упирающаяся в берег (в специальную врезку)—корнем. Это наиболее уязвимые части шпоры.

Шпоры могут быть глухие и сквозные (проницаемые, например, из сквозных железобетонных тетраэдров или свай-оболочек), затопляемые и при уровне высоких вод (УВВ) и постоянно переливные. На рисунке 10.23 изображена шпора наиболее простой конструкции, возведенная для защиты берега от размыва. Набегающий на откос поток направляется вдоль рабочего откоса. В зоне сбойного течения дно размывается. У хорошо построенной шпоры яма местного размыва удалена от головы шпоры на безопасное расстояние. Часто яма размыва формируется непосредственно у головы шпоры, и грунт, из которого она построена, сползает в яму размыва.



Наибольшую глубину местного размыва определяют по зависимости (10.14).

Опыт показал, что одну шпору делать нельзя: имея два уязвимых места — голову и корень, она может быть разрушена потоком; надо устраивать не менее трех шпор подряд (лишь в особо благоприятных условиях — две). Первую шпору делают малой длины, чтобы опасность ее разрушения была минимальной; вторую строят под защитой ее корня первой шпорой и, наконец, третью и все последующие рабочие шпоры возводят так, чтобы головы их были на запроектированной трассе выправления.

Расстояние между шпорами определяют в соответствии с расчетной схемой, пример которой для течения потока параллельно берегу приведен на рисунке 10.24. При первой возможности на участке строительства шпор надо делать поплавочные съемки и вносить





Шпоры бывают разных типов (рис. 10.25), Г-образная шпора (рис. 10.25,6) является развитием обычной (рис.10.25,а). При ней перепад за счет скоростного напора рассредоточивается на длине продольной вставки (до 0,4 1Р); при этом ямы местного размыва смещаются от шпор вниз, а глубина их меньше. Кроме того, расстояние между такими шпорами больше, так как следует учитывать длину продольной вставки и угол растекания, который будет меньше 9°.

Глухие шпоры строят чаще с осью по течению (рис. 10.25, г).

Интересный эффект использовал А. И. Лосиевский, предложивший затопление шпоры с осью против течения (рис. 10.25,d). На каждой шпоре имеется перепад уровней (по схеме затопленного водослива), который формирует течение поперек оси шпор, поэтому набегающий на шпоры поток отклоняется от берега и тем ослабляется его размывающее воздействие. Кроме того, на низовом откосе шпоры формируется компенсационное движение придонных струй с наносами к берегу, и это также служит защитным средством. Наиболее уязвимое место у этой конструкции — голова шпоры.

Часто строят сквозные шпоры, например из железобетонных тетраэдров, сеток и т. д. Следует учитывать, что обилие в реках мусора (растительные остатки) изменит расчетную сквоз- ность, отчего конструкции могут потерять устойчивость или оползут в яму размыва непредвиденной глубины.


ТАСС-ДОСЬЕ. 19 октября 2019 года близ поселка Щетинкино (Курагинский район Красноярского края) на реке Сейба прорвало каскад дамб на золотодобывающем прииске. В результате ЧП, по последним данным, 17 человек погибли, трое числятся пропавшими без вести.

ТАСС рассказывает о том, что такое дамба и как она устроена.

Дамба - гидротехническое сооружение в виде грунтовой насыпи или вала (аналогично грунтовой плотине). В отличие от плотины, возводимой на реке для удержания воды с одной стороны на более высоком уровне, чем с другой (так называемый подпор), основная функция дамбы - оградительная. Дамбы размещаются вдоль границы защищаемой территории или акватории. Обычно выполняются из местных материалов (грунт, камни), однако при строительстве также могут использоваться бетонные блоки, железобетонные сваи и другое. Временные дамбы сооружаются из мешков с песком.

Дамбы могут быть незатопляемыми и затопляемыми, глухими или оборудованными судо- и водопропускными сооружениями (шлюзами, трубами).

Термин "дамба" происходит от голландского dam ("дам"). Названия ряда нидерландских городов включают в себя это слово. Например, Амстердам дословно переводится как "дамба на реке Амстел", Роттердам - "дамба на реке Ротте".

Крупнейшей дамбой в РФ является комплекс защитных сооружений Санкт-Петербурга от наводнений, возведенный в 1981-2011 годах. Он состоит из 11 каменно-земляных защитных дамб общей протяженностью 25,4 км и шириной в основании до 80 м. По дамбам проходит шестиполосная автомагистраль - западный сегмент петербургской Кольцевой автомобильной дороги. По оценкам Минрегионразвития РФ, 29 октября 2016 года закрытием створок судопропускных сооружений комплекса удалось предотвратить катастрофическое наводнение высотой до 2,6 м, ущерб от которого мог составить 19,2 млрд рублей.

Классификация дамб

По своему устройству дамбы делятся на напорные и безнапорные.

Напорные дамбы предназначены для противостояния напору воды. К ним применяются те же требования водонепроницаемости, прочности и устойчивости, что и к плотинам. Такие дамбы делятся на:

- дамбы обвалования - служат для защиты речных и морских прибрежных низменностей от затопления паводками, приливами, ветровыми нагонами и др.;

- защитные дамбы - для защиты акватории портов, шлюзовых каналов и других сооружений от волн, наносов, ледохода и др.;

- сопрягающие дамбы - требуются для сопряжения подпорных гидротехнических сооружений с берегами;

- перемычки - ограждают места строительства других гидротехнических сооружений;

- дамбы искусственных бассейнов - используются при прокладке русел каналов, а также при сооружении бассейнов электростанций различных типов, включая атомные (ГЭС, ГАЭС, ТЭС и АЭС).

Безнапорные дамбы (используются там, где нет риска высокого напора воды) подразделяются на:

- регулирующие - сооружаются для регулирования и выправления русел;

- почвозащитные - служат для уменьшения поверхностного стока и задержания грунта поймы, который сносится в результате ливневого стока;

- струенаправляющие - улучшают условия судоходства и работу водопропускных и водозаборных гидротехнических сооружений;

- транспортные - для прокладки дорог через поймы рек и заливы водохранилищ.

Дамбы комплекса защитных сооружений Санкт-Петербурга в обычное время безнапорные, но при сильных нагонах водо- и судопропускные сооружения в них закрываются, делая дамбы напорными.

Дамбы близ поселка Щетинкино

При добыче рассыпного золота распространен метод так называемого кучного выщелачивания (с орошением руды цианистым растровом), который требует наличия технологического водоема - пруда-отстойника. Он может ограждаться напорными защитными дамбами. По данным СМИ, дамбы на реке Сейбе, прорванные 19 октября 2019 года, ограждали технологический водоем такого рода. При этом, согласно сообщению Следственного комитета РФ, целью возведения дамб служил "отвод грунтовых вод".

В процессе эксплуатации мостового перехода неизбежны русловые деформации в его зоне. Чтобы сделать их безопасными для основных сооружений, в состав мостового перехода включаются регуляционные и защитные сооружения различной формы и назначения.

При проходе паводковых вод по поймам в зоне мостового перехода поток воды встречает насыпи подходов, которые преграждают ему путь. Пойменные струи движутся вдоль подходных насыпей к мосту, где в районе конусов встречается на перпендикулярных направлениях с русловыми струями. Возникающие при этом завихрения вызывают размывы вдоль подошвы конусов перед мостом и размывы дна непосредственно под мостом (рис. 6.1).


Рис.6.1. Схема размыва перед мостом при отсутствии регуляционных сооружений

Регуляционные и защитные сооружения устраивают для:

– обеспечения плавного подведения пойменных потоков к отверстию моста;

– выпрямления потока под мостом;

– регулирования размыва русла и защиты подходных насыпей от размыва.

Регуляционные и защитные сооружения подразделяют на :

– срезки грунта на пойменных участках;

– продольные (низководные) русловые дамбы;

– поперечные сооружения и укрепления (шпоры, полузапруды);

Струенаправляющие дамбы относятся к регуляционным сооружениям. Их устраивают на мостовых переходах через равнинные реки с широкими поймами, а также через реки с блуждающим руслом. Струенаправляющие дамбы могут быть двусторонними – в случае двусторонних пойм (рис. 6.2) и односторонними – в случае отсутствия одной из пойм (рис. 6.3). Они представляют собой земляные незатопляемые насыпи с укрепленными откосами. Назначение струенаправляющих дамб – обеспечить плавное подведение пойменных потоков к мостовому отверстию и плавный вывод потока из отверстия. чтобы уменьшить неравномерность деформаций подмостового русла и улучшить условия судоходства при высоких уровнях воды.


Рис.6.2. Мостовой переход через реку Пышма на автодорге Тюмень–Ишим–Омск


Рис. 6.3. Мостовой переход через реку Дон у станицы Вёшенской

Очертание струенаправляющих дамб имеет переменную кривизну. Малая кривизна верховых дамб вблизи моста обеспечивает меньший размыв под мостом, поскольку струи потока имеют траекторию близкую к прямолинейной. Вдали от моста увеличение кривизны необходимо для направления пойменных струй под мост. При обтекании верховых участков

дамб может произойти так называемый срыв потока, что приводит к завихрениям и возникновению размывов. Вследствие этого кривизна верховых участков дамб не должна быть больше той, при которой обеспечивается безотрывное обтекание их водным потоком. Кривая, по которой очерчивается ось верховой дамбы, как правило принимается эллиптической. Дамбы, очерченные по такой кривой, в виде протяженной земляной насыпи называются шпоровидными.
Наличие струенаправляющих дамб позволяет вынести зону наибольших местных размывов Рис.6.4. Схема работы криволинейных струенаправляющих дамб

от подножия конусов выше по течению. При этом, как правило, возникают местные размывы возле головы струенаправляющей дамбы, однако они менее опасны для мостового сооружения чем размывы непосредственно под мостом (рис. 6.4).

Криволинейные струенаправляющие сооружения не являются единственным типом регуляционных сооружений, применяемых для улучшения работы мостовых переходов. Чтобы отодвинуть общий размыв на некоторое расстояние от моста, могут сооружаться


прямолинейные параллельные струенаправляющие дамбы, при помощи которых зона наибольших размывов перемещается выше по течению к входу в пространство между дамбами (рис. 6.5). Также могут применяться сооружения комбинированного типа, когда криволинейные дамбы удлиняются с помощью прямолинейной вставки. При проектировании мостовых переходов через реки с пойменной или русловой мнногорукавностью, на островах между отдельными рукавами автомобильная дорога проходит по насыпи, которую защищают от размывов водоразделительными дамбами (рис. 6.6). К защитным сооружениям относятся траверсы, которые служат
Рис.6.5. Схема работы прямолинейных струенаправляющих дамб для защиты подходных насыпей (с верховой стороны) от подмыва


Рис.6.6. Схема работы водоразделительной дамбы


Рис.6.8. Схема расположения траверс с верховой стороны подходной насыпм


Рис.6.12. Берегоукрепительное сооружение из габионной кладки

Шпоры сквозной конструкции устраивают в виде свайных рядов или бетонных тетраэдров, уложенных по оси шпоры (рис. 6.13), размеры которых могут быть различны в зависимости от интенсивности воздействия водного потока или воздействия волн. Находят применение также решетчатые железобетонные конструкции, закрепленные на свайных рядах. Уменьшая скорость течения до неразмывающей, сквозные шпоры предотвращают размыв берега и способствуют отложению наносов у защищаемого участка берега.
Полузапруды также предназначены для защиты берегов от Рис. 6.13. Тетраэдры, применяемые для защиты морских побережий

размыва. Они отличаются от шпор меньшей высотой и бывают частично или полностью затоплены потоком, проходящим в бровках русла. Эти сооружения дешевле незатопляемых шпор, но менее эффективны.

Защита от размыва откосов берегов, отбойных дамб и других защитных сооружении может осуществляться также укреплением их откосов с приданием сооружению или берегу русла плавного очертания. Для укрепления откоса может применяться наброска из камня или из бетонных блоков (рис.6.14), габионная кладка, установка тетраэдров (рис.6.15). Размеры камней и блоков могут варьироваться в зависимости от интенсивности воздействия водного потока или волнового воздействия.

Рис.6.14. Укрепление откоса отбойной дамбы реки Чарыш Шипуновского района Алтайского края

каменной наброской (слева), укрепление откоса наброской из бетонных блоков (справа)

Рис.6.15. Укрепление берега габионной кладкой (слева), укрепление берега реки Мзымта

установкой бетонных тетраэдров (справа)

Рис.6.16. Укрепление берега в виде подпорной стенки из металлических шпунтовых свай (слева),

в виде стенки из валунной кладки (справа)

Для укрепления откосов конусов, подходных насыпей и струенаправляющих дамб чаще всего применяются сборные железобетонные (бетонные) плиты и монолитный бетон (рис. 6.17–6.19). Как сборные плиты. так и монолитный бетон укладываются на спланированные откосы насыпей или конусов, по которым уложены слои геотекстиля и щебеночной подготовки. Щели между сборными плитами расшиваются цементным раствором. Ячейки для укладки монолитного бетона образуются досками опалубки, которые в дальнейшем не извлекаются. Чтобы бетонное укрепление не сползало, по нижнему контуру устраивается монолитный железобетонный криволинейный брус – так называемый упор. При большой вероятности подмыва, упор делается на сваях.

Рис.6.17. Примеры укрепления откосов конусов: сборными железобетонными плитами на мостовом переходе

через реку Шексну на а/д Вологда–Новая Ладога (слева), монолитным бетоном на путепроводе в


Рис.6.18. Укрепление внутреннего откоса верховой шпоровидной дамбы сборными железобетонными плитами

на мостовом переходе через реку Оку вблизи Нижнего Новгорода


Рис.6.19. Укрепление откосов верховой шпоровидной дамбы монолитным бетоном

Укрепление откосов бетоном (сборным или монолитным) применяется при наличии достаточно интенсивного ледохода с целью противостоять разрушающему воздействию льдин. В случае отсутствия ледохода возможно применение более легких укреплений, которые предотвращают только размыв. К современным типам такого укрепления откосов можно отнести матрацы Рено. Конструкция матрацев Рено сходна с габионами. Они образованы нижней и верхней металлическими сетками, располагающимися на высоте 17-20 см друг от друга, имеющими боковины и разделенными диафрагмами. Пространство между сетками заполняется булыжником, крупной галькой. крупным щебнем или камнями (рис. 6.20). Матрацы Рено укладываются на слой геотекстиля и закрепляются от сползания металлическими шпильками, забитыми в грунт откоса.

Рис.6.20. Укрепление откоса конуса путепровода с помощью матрацев Рено (слева),

конструкция матраца Рено (справа)

При наличии укрепления откоса, размывы, как правило, происходят у его основания. Для защиты основания от размыва устраиваются гибкие тюфяки из бетонных плит, которые соединены подвижно, что позволяет тюфяку деформироваться, не разрушаясь. Соединение может осуществляться с помощью металлических анкерных петель и металлического соединительного кольца (рис. 6.21).



Рис.6.21. Конструкция укрепления откоса струе- направляющей дамбы: поперечный разрез (слева), конструкция тюфяка из железо- бетонных плит и узла подвижного крепления

В настоящее время для укрепления основания откосов от подмыва применяются гибкие маты, в которых бетонные элементы объединяются между собой с помощью металлического троса замоноличенного в бетон при изготовлении секции гибкого мата (рис.6.22).

Рис.6.22. Конструкция укрепления берега из гибких матов на мостовом переходе через Западную Двину

Арабские государства Алжир Бахрейн Джибути Египет Иордания Ирак Йемен Катар Кувейт Ливан Ливия Марокко ОАЭ Оккупированные Палестинские Территории Оман Саудовская Аравия Сирийская Арабская Республика Сомали Судан Тунис (20 стран и регионов) Восточная Азия и Тихоокеанский регион Бруней Даруссалам Вануату Вьетнам Гонконг (Китай, САР) Индонезия Камбоджа Кирибати Китай КНДР Корея, Республика ЛНДР Малайзия Маршалловы Острова Микронезия, Федеративные Штаты Монголия Мьянма Науру Палау Папуа – Новая Гвинея Самоа Сингапур Соломоновы Острова Таиланд Тимор-Лешти Тонга Тувалу Фиджи Филиппины (28 стран и регионов) Южная Азия Афганистан Бангладеш Бутан Индия Иран, Исламская Республика Мальдивы Непал Пакистан Шри-Ланка (9 стран и регионов) Латинская Америка и Карибский бассейн Антигуа и Барбуда Аргентина Багамские Острова Барбадос Белиз Боливия Бразилия Венесуэла, Боливарианская Республика Гаити Гайана Гватемала Гондурас Гренада Доминика Доминиканская Республика Колумбия Коста-Рика Куба Мексика Никарагуа Панама Парагвай Перу Сальвадор Сент-Винсент и Гренадины Сент-Китс и Невис Сент-Люсия Суринам Тринидад и Тобаго Уругвай Чили Эквадор Ямайка (33 страны и региона Южная Европа Кипр Турция (2 страны и региона) Страны Африки к югу от Сахары Ангола Бенин Ботсвана Буркина-Фасо Бурунди Габон Гамбия Гана Гвинея Гвинея-Бисау Замбия Зимбабве Кабо-Верде Камерун Кения Коморские Острова Конго Конго, Демократическая Республика Кот-д’Ивуар Лесото Либерия Маврикий Мавритания Мадагаскар Малави Мали Мозамбик Намибия Нигер Нигерия Руанда Сан-Томе и Принсипи Свазиленд Сейшельские Острова Сенегал Сьерра-Леоне Танзания, Объединенная Республика Того Уганда Центральноафриканская Республика Чад Экваториальная Гвинея Эритрея Эфиопия ЮАР (45 стран и регионов)

Система Организации Объединенных Наций

[1] Более подробно см. Раджабова З.К. Мировая экономика: Учебник.– М.: ИНФРА-М, 2004.

[2] Будет рассмотрена в пунктах 1.3 и 1.4 данного пособия.

[3] Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. – М.: Academia, 1992.

[4] См. Зубарева Т.С. Сравнительный анализ экономических систем: учебник. – Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2006.

[5] Киреев А. Международная экономика. Часть 1. - М.: Международные отношения, 2000.

[6] Формальное представление см. Раджабова З.К. Мировая экономика: Учебник.– М.: ИНФРА-М, 2004.

[7] Подробнее см. Глобализация мирового хозяйства: Учеб. пособие / Под ред. М.Н. Осьмовой, А.В. Бойченко. – М.: ИНФРА-М, 2006.

[8] Латов Ю.В., Ковалев С.Н. Теневая экономика: учеб. пособие для вузов. – М.: Норма, 2006.

[10] Стиглиц Дж. Ю., Чарлтон Э. Справедливая торговля для всех. Как торговля может содействовать развитию. – М.: Весь мир, 2007.

[11] Более подробно см. Погорлецкий А.И., Шеров-Игнатьев В.Г., Цыцырева А.Ю. Мировая экономика: учеб. пособие / Под ред. С.Ф. Сутырина. – СПб.: Изд-во С.-Петерб. гос. ун-та, 2003.

[14] Иноземцев В. Л. Современное постиндустриальное общество: природа, противоречия, перспективы: учеб. пособие для студентов вузов. – М.: Логос, 2000.

[15] Медведев В. Глобализация экономики: тенденции и противоречия // МЭиМО. – 2004. – №2.

[16] Более подробно см. Латов Ю.В., Ковалев С.Н. Теневая экономика: учеб. пособие для вузов. – М.: Норма, 2006.

[17] Последняя точка в глобализации // Эксперт. – №46. – 2006; Черепаха в погоне за зайцем // Эксперт. – №46. – 2006.

[19] Расчеты представлены в статье Клинова В.Г. Развитие экономики отдельных стран на период до 2050 г. // Российский внешнеэкономический вестник. – №1. – 2008. – С. 40-48.

[20] Оболенский В.П. Россия в международном разделении труда: сохранение или обогащение специализации? // Внешнеэкономические связи РФ. –2007. –№1. – С. 32-38.

[21] Белоусов А.Р. Сценарии экономического развития России на пятнадцатилетнюю перспективу // Проблемы прогнозирования. – 2006. ‑ №1. – С. 3-53.

[22] Полный комплекс заданий по курсу представлен в Шипкова О.Т. Сборник задач по мировой экономике: учеб. пособие. – Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2007. –96с.

[23] См. Овчинников Г.П. Международная экономика. – М.: Изд-во Михайлова В.А., 2000. – 384с., формальные модели более развернуто представлены у Киреева А. Международная экономика. Часть 1. - М.: Международные отношения, 2000.

[25] Модели представлены у Киреева А. Международная экономика. Часть 1. - М.: Международные отношения, 2000.

[26] Графическое доказательство всех теорем можно найти у Киреева А. Международная экономика. Часть 1. - М.: Международные отношения, 2000.

[27] Международные экономические отношения: учеб. / Под ред. Н.Н. Ливенцева. – М.: Изд-во Проспект, 2005. – 648с.

[28] Appleyard D. R. International Economics. – Chicago: IRWIN, 1995. – 656p.

[29] Доклада о торговле и развитии, 2007 год, UNCTAD/ТDR/2007.

[36] Классификации приводятся по Толкачеву С.А. Международная экономика: теория и практика. – М.: Компания Спутник+, 2000. – 178с.

[38] См. Киреев А. Международная экономика. Часть 1. - М.: Международные отношения, 2000.

[40] Толкачев С.А. Международная экономика: теория и практика. – М.: Компания Спутник+, 2000. – 178с.

[41] Международные экономические отношения: учебник / под ред. В.Е. Рыбалкина. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.

[42] Внешнеэкономическая деятельность предприятия: учебник / Под ред. Л.Е. Стровского. –М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.– 799с.

[48] Колосницына М.Г., Суворова М.К. Международная трудовая миграция: теоретические основы и политика регулирования // Экономический журнал ВШЭ. – 2005. – №4. – С. 543-565.

[51] Красинец Е.В. Трудовая иммиграция и пути совершенствования ее регулирования в России/ Теневая экономика-2007: научный ежегодник / Сост. Ю.В. Латов, под ред. Л.М Тимофеева. – М.: РГГУ, 2008.– 580с.

[54] Мировая экономика и международные экономические отношения. Учебник. Часть 1 / под ред. Р.И. Хасбулатова. – М.: Гардарики, 2006. – 671с.

[55] Киреев А. Международная экономика. Часть 1. – М.: Международные отношения, 2001.

[59] Подробно см. Доклад о торговле и развитии, 2007 год, UNCTAD/ТDR/2007

[62] Доклад об информационной экономике, 2007/2008 год. Наука и техника на службе развития: новая парадигма ИКТ. ЮНКТАД. ООН.

[64] Киреев А. Международная экономика. Часть 2. – М.: Международные отношения, 2000.

[68] Получили с использованием выражения (4).

[69] Толкачев С.А. Международная экономика: теория и практика.– М.: Компания Спутник+, 2000.– 178с.

[70] Более подробно см. главу 3.

[71] См. подпункт 5.2.

[74] Примеры установления валютных курсов по странам можно найти у Киреева А. Международная экономика. Часть 2. - М.: Международные отношения, 2001 и Толкачева С.А. Международная экономика: теория и практика.– М.: Компания Спутник+, 2000.

[75] Графическую интерпретацию всех моделей можно найти у Киреева А. Международная экономика: открытая экономика и макроэкономическое программирование. Часть 2. – М.: Международные отношения, 2001. – Глава 3.

[76] Все математические выкладки можно найти у Киреева А. Международная экономика: открытая экономика и макроэкономическое программирование. Часть 2. – М.: Международные отношения, 2001. – Глава 3.

[77] Международные экономические отношения: учебник / под ред. В.Е. Рыбалкина. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.

[78] Авдокушин Е. Ф. Международные экономические отношения: Учеб. пособие.- 4-е изд., перераб. и доп.- М.: ИВЦ "Маркетинг", 1999 - 264 с.

[79] Толкачев С.А. Международная экономика: теория и практика.– М.: Компания Спутник+, 2000.– 178с.

[80] Составлено по Форекс для начинающих / А.А. Куликов. – СПб.: Питер, 2005. –368с.

[81] Выполните их самостоятельно.

[82] Толкачев С.А. Международная экономика: теория и практика.– М.: Компания Спутник+, 2000.

[86] Шишков Ю.В. Интеграционные процессы на пороге XXI века. Почему не интегрируются страны СНГ. М., 2001. – 478с.

[87] Доклада о торговле и развитии, 2007 год, UNCTAD/ТDR/2007.

[88] Мировая экономика и международные экономические отношения. Учебник. Часть 2 / под ред. Р.И. Хасбулатова. – М.: Гардарики, 2006. – 718с.

[89] Долгов Д.С. Эволюция форм и этапов региональной экономической интеграции в условиях глобализации // Российский внешнеэкономический вестник. – 2006. – №6. – С. 8-14.

[90] Графическую интерпретацию эффектов можно найти у Киреева А. Международная экономика. Часть 1. – М.: Международные отношения, 2000.

[91] Доклада о торговле и развитии, 2007 год, UNCTAD/ТDR/2007.

[93] Более подробно см. Международные экономические отношения: учебник / под ред. В.Е. Рыбалкина. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.

[95] Мировая экономика: Учебник / Под. ред. А.С. Булатова.– М.: Экономистъ, 2003.– 734с.

Регуляционные сооружения. Дамбы. Шпоры. Прорези. Наносоуправляющие пороги.

Регуляционными (выправительными) называют речные сооружения, которые служат для управления водным потоком без перекрытия его.

По назначению (по типам решаемых задач) регуляционные сооружения бывают: защитные (для защиты от размыва берега, откоса дамбы, опор мостов и т. д.), выправительные (обеспечивающие удержание потоков на проектной оптимальной трассе), дамбы обвалования (для защиты земель и объектов от затопления в половодье поверхностным потоком), комплексные и прочие (наносоуправляющие, укрепление дна в проранах, перекрытие проток и т. д.).

По местоположению — русловые и пойменные.

По характеру производства работ— аварийные и выполняемые в плановом порядке (при строительстве и реконструкции).

По взаимодействию с потоком — глухие, сквозные (проницаемые), переливные, поверхностные и комбинированные.

По расчетному сроку службы — временные и постоянные.

По ориентации относительно оси потока — продольные (дамбы, одежды откосов, прорези и др.), поперечные (шпоры, пороги, траверсы и др.) и донные (укрепление поверхности дна отсыпкой камня, хворостяные выстилки и др.).

Дамбы — это обычно невысокие протяженные гидротехнические сооружения с профилем земляных плотин, омываемые с обеих сторон (безнапорные дамбы) или с одной стороны (напорные). Их располагают как в русле реки (для отторжения определенной части русла), так и на пойме.

По назначению дамбы бывают выправительные и обваловывающие.

Выправительные дамбы входят в состав сооружений на трассе выправления потока. Они непосредственно взаимодействуют с потоком, потому рабочие откосы их обычно крепят такими же конструкциями, что и размываемые берега.

Наименьшими бывают размывы у берегов и дамб при закреплении выправительной трассы по ширине устойчивого русла. При увеличении ширины выправительной трассы создаются условия поперечного свала потока и подхода к защитным креплениям под различными углами. В этом случае в местах прижима к облицовке сбойного течения глубина размыва может сильно возрасти.

При выправлении многорукавных неустойчивых русл (II, III и V типы) следует иметь в виду, что на участке выправительной трассы и выше нее произойдет общий размыв, поэтому глубины возможного местного размыва следует считать не от бытовых уровней, а с учетом их последующего понижения. В этих условиях часто бывает полезным строить в русле поперечные пороги-перепады. Они фиксируют уровни в реке; кроме того, горизонтальный верх их способствует выравниванию удельных расходов по ширине русла.

По гребню дамб устраивают проезд для выполнения ремонтных и аварийных работ, потому ширину его назначают не менее 4 м.

На берегу вблизи дамб и на дамбах создают запасы аварийных материалов. Одновременно с основной рабочей выправительной дамбой строят вспомогательные дамбы (от рабочей к берегу), которые называются траверсами. Они разделяют задамбовое пространство на участки с очертанием, близким к квадратам.

На время эксплуатации в задамбовом пространстве либо должна остаться проточная вода, удовлетворяющая санитарным требованиям, либо оно должно быть закольматировано наносами, замыто земснарядами или засыпано, чтобы было пригодным для сельскохозяйственного или рекреационного использования.


Создание выправительных дамб на всей длине русла — весьма дорогое мероприятие. Следует изыскивать возможности выправления русла только по одному берегу (с использованием противоположного как элемента трассы), строить дамбы прерывистыми. В условиях блуждающих русл со слабыми берегами хорошей конструкцией считаются опояски (рис. 10.21). Ширина потока в самой узкой части равна ширине устойчивого русла. В этом случае формируется русло с симметричном профилем и с наибольшими глубинами на оси.

Дамбы обвалования устраивают для защиты сельскохозяйственных земель, населенных пунктов и других объектов от затопления поверхностным потоком во время половодья. Различают две разновидности их: дамбы при обваловании пойменных земель и дамбы в низовьях рек, где поверхность окружающей территории находится вровень с рекой или даже ниже.

Шпоры — поперечные или косонаправленные по отношению к течению потока сооружения, не перекрывающие его. Они подразделяются на защитные, выправительные и водозахватные.

Защитные шпоры, обычно короткие, предназначены для защиты от размыва берега, откосов земляных сооружений (дамб и низконапорных плотин).

Выправительные шпоры служат для удержания потока на трассе выправления. Длина их может быть различной, крепят же только головную часть, непосредственно взаимодействующую с потоком.

Водозахватные шпоры строят на реках с большой скоростью течения для привлечения к водозабору дополнительного расхода воды (обычно на горных и предгорных участках рек).

Часть шпоры, непосредственно воздействующая на поток, называется головой ее, а упирающаяся в берег (в специальную врезку) — корнем. Это наиболее уязвимые части шпоры.

Шпоры могут быть глухие и сквозные (проницаемые, например, из сквозных железобетонных тетраэдров или свай-оболочек), затопляемые и при уровне высоких вод (УВВ) и, постоянно переливные. На рисунке 10.23 изображена шпора наиболее простой конструкции, возведенная для защиты берега от размыва. Набегающий на откос поток направляется вдоль рабочего откоса.


В зоне сбойного течения дно размывается. У хорошо построенной шпоры яма местного размыва удалена от головы шпоры на безопасное расстояние. Часто яма размыва формируется непосредственно у головы шпоры, и грунт, из которого она построена, сползает в яму размыва.

Опыт показал, что одну шпору делать нельзя: имея два уязвимых места — голову и корень, она может быть разрушена потоком; надо устраивать не менее трех шпор подряд (лишь в особо благоприятных условиях — две). Первую шпору делают малой длины, чтобы опасность ее разрушения была минимальной; вторую строят под защитой ее корня первой шпорой и, наконец, третью и все последующие рабочие шпоры возводят так, чтобы головы их были на запроектированной трассе выправления.


Шпоры бывают разных типов (рис. 10.25).

Часто строят сквозные шпоры, например из железобетонных тетраэдров, сеток и т.д. Следует учитывать, что обилие в реках мусора (растительные остатки) изменит расчетную сквозность, отчего конструкции могут потерять устойчивость или оползут в яму размыва непредвиденной глубины.

Прорези. Часто объемы и интенсивность деформаций настолько велики, что защитить от разрушения берег и объекты, расположенные на нем, перечисленными методами и средствами затруднительно. Во многих случаях целесообразнее решить задачу с помощью строительства спрямляющей прорези. Для примера на рисунке 10.26 изображена ситуация, когда головной участок каналаи сооружение на левом берегу находятся под угрозой разрушения потоком. При устройстве прорези (на рис. 10.26 показана штрихом) в нее полностью или частично устремляется поток, и берег у защищаемого объекта больше размываться не будет.


Наносоуправляющие пороги. Перераспределения наносов по ширине русла можно достичь струенаправляющими системами М. В. Потапова. Но такой же эффект дает более простая конструкция — криволинейный донный порог. Он воздействует на поток именно в том месте, где много наносов и где происходит деформация русла, то есть на дне. Поэтому ни мусор, ни лед, ни шуга не нарушают его работы; он не мешает ни судам, ни миграции рыб.



Принцип работы донных порогов пояснен на рисунке 10.27, а и б. Ограниченный по длине донный порог уязвим: около его концов формируются ямы размыва, угрожающие его устойчивости. Поэтому целесообразен порог, на всю ширину русла (рис. 10.27, в). На рисунке 10.27, г приведен пример регулирования многорукавного неустойчивого русла. Ось порога подобрана таким образом, что он формирует в стрежневой части наибольшие глубины; наносы относятся к берегам. На основании опытов рекомендуется назначать высоту порога 0,25. 0,35 глубины на вертикали. С помощью наносоуправляющих порогов можно решить ряд задач: стабилизировать поток у водозаборных сооружений, осуществлять борьбу с наносами, шугой и т. п. Особо благоприятные условия для этого создаются,когда один из берегов сложен трудноразмываемыми породами (рис.10.27,д)

Дата добавления: 2015-10-19 ; просмотров: 759 . Нарушение авторских прав

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.