Урок по теме перелом костей

Интерактивные образовательные технологии. Технология КСО. Работа в парах постоянного и сменного состава, творческие мастерские. Данный материал в 2011-2012 учебном году участвовал в конкурсах:1. Второй открытый профессиональный конкурс педагогов "Активные методы обучения в образовательном процессе"; 2. Фестиваль 1 сентября Конкурс "Презентация к уроку"; 3. "Безопасность человека 2012"

Скачать:

ВложениеРазмер
bezopasnost_cheloveka_2012.docx 40.88 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока : Оказание первой помощи при переломах

Цель урока : Научить отличать переломы от других механических повреждений и разработать алгоритм оказания первой помощи при различных видах переломов.

  1. Стимулировать мотивацию и интерес в области изучаемого предмета.
  2. Повышать уровень активности и самостоятельности обучаемых.
  3. Развивать навыки анализа, критичности мышления, взаимодействия, коммуникации.
  4. Саморазвитие и развитие благодаря активизации мыслительной деятельности и диалогическому взаимодействию с преподавателем и другими участниками образовательного процесса.

Используемые педагогические технологии:

  1. Интерактивное обучение с использованием технологии КСО;
  2. Здоровьесберегающие технологии;
  3. ИКТ технологии.

В психологической литературе приводятся такие данные: обучающиеся удерживают в памяти 90% от того, что они проговаривают в то время как делают и 95% от того, чему они обучают сами.

Мотивация – основное условие интерактивного обучения .

Методы мотивации на уроке:

  1. Эмоциональные: создание ситуации успеха;
  2. Познавательные: опора на жизненный опыт, учет познавательных интересов, создание проблемных ситуаций, побуждение к поиску альтернативных решений, выполнение творческих заданий;
  3. Волевые: формирование ответственного отношения, самооценка и коррекция своей деятельности
  4. Социальные: поиск контактов и сотрудничества, заинтересованность результатами коллективной работы, создание ситуации взаимопомощи.

Интерактивные формы организации учебного процесса на уроке (это оргформы, основанные на принципах интерактивного обучения – опору на опыт, активность учащихся, позицию учителя - консультанта-фасилитатора):

  1. Статичные пары;
  2. Пары сменного состава;
  3. Статичные группы;
  4. Творческие мастерские.

  1. Диалог;
  2. Полилог;
  3. Круг идей;
  4. Мини-проект.

Приемы работы на уроке:

Преимущества данных приемов работы:

Детям легче и приятней работать общаясь;

Работа получает цель, подключаются социальные навыки (навыки общения).

Организация работы в парах сменного состава подчинена алгоритму , организована и выстроена с помощью специальных карточек-посредников , которые имеют разное учебное содержание, но посвящены одной теме, на основе которых ученики ведут свой сочетательный диалог.

Фасилитаторская позиция учителя на уроке (консультант-фасилитатор создает условия для самореализации личности, побуждает к поиску истины, к решению проблем, к сбору новых данных).

Обращение к личному опыту учащихся;

Разумное сочетание теории и практики;

Легкость восприятия, усвоения;

Многообразие точек зрения;

Шлифовка мастерства учителя

Низкая возможность вносить готовую структуру в опыт;

Сужено изложение теории;

Сложно соблюсти временные рамки;

Сложность точного планирования;

Высокие энергозатраты ведущего (учителя)

Учтен и дифференцированный подход на уроке. Так информационный материал на карточках-посредниках имеет разный уровень сложности. Учащиеся с высокой степенью развития познавательного интереса готовили к уроку мини-проекты по здоровьесбережению, провели исследовательскую работу.

Формы отчета работы групп:

Использование в работе технологий интерактивного обучения дает

Развитие личностной рефлексии;

Осознание включенности в общую работу;

Становление активной субъектной позиции в учебной деятельности;

Развитие навыков общения;

Повышение познавательной, социальной и физической активности;

Формирование класса как групповой общности

Нестандартное отношение к организации образовательного процесса.

Ребята, давайте вспомним какими знаниями, умениями и навыками мы овладели с вами на прошлых занятиях. (Речь далее идет о различных видах кровотечений и оказании первой помощи при них).

Как вы думаете, эти знания нам сегодня пригодятся? Почему?

Действительно, переломы достаточно часто сопровождаются кровотечениями. И те и другие являются самыми распространенными механическими повреждениями, с которыми человек сталкивается в своей жизни. Уметь оказывать первую помощь при этих травмах – обязанность каждого человека.

Каждый из вас дома подготовил вопрос для проверки изученного материала. Я предлагаю вам проверить свои собственные знания и знания товарищей по классу. Смена партнера в паре будет происходить каждые 30 секунд. Переход осуществляем по моей команде против часовой стрелки.

Как вы думаете, что нового вы должны узнать сегодня на уроке. Какими знаниями и навыками должны овладеть?

Учитель предлагает одной из пар вслух прочитать свои предположения. Затем обращает внимание учащихся на план урока. Слайд №2 на экране мультимедиа. Приложение №6>

  1. Научиться отличать переломы от других механических повреждений по типичным признакам
  2. Разработать алгоритм оказания первой помощи при различных видах переломов
  3. Освоить основные правила иммобилизации и особенности транспортировки пострадавших с переломами
  4. Познакомиться со способами укрепления костей

Ребята, как по - вашему, легко ли быть учителем? Сегодня на уроке каждый из вас попробует себя в роли педагога. Овладеть знаниями по теме сегодняшнего урока вы попробуете самостоятельно, а я вам в этом постараюсь помочь. Ваша задача – правильно организовать свою совместную деятельность в соответствии с алгоритмом, который лежит у вас на парте. Познакомьтесь с ним . Задайте вопросы, если вам что-то не понятно.

Карточки – посредники подготовлены с учетом индивидуальных особенностей учащихся, но количество карточек разных цветов в классе должно быть одинаковым. Они имеют разное учебное содержание, но посвящены одной теме. На основе этих карточек ученики ведут свой сочетательный диалог.

Примерное содержание карточек Приложение № 4 >

Фотографии с урока

О времени смены деятельности предупреждает учитель. Учитель наблюдает за ходом работы учащихся на уроке, корректирует ее по мере необходимости, помогает.

Выход из работы (настроение, продуктивность, с кем понравилось работать больше).

Четыре ученика (выбираются малыми группами) излагают материал урока по своим карточкам перед классом.

Учащиеся сопровождают свой ответ слайдами, которые были подготовлены заранее вместе с учителем. Эти учащиеся отличаются высоким уровнем познавательной активности. А 4-й ученик представляет первый исследовательский проект, подготовленный к уроку группой учащихся >

1-й ученик слайды №3,4,5,6,7

2-й ученик слайд №8

3-й ученик слайды №9,10,11

4-й ученик слайды №12,13,14,15,16 Приложение №6>

А теперь я предлагаю каждой группе применить полученные сегодня на уроке знания в нестандартной ситуации, которая может произойти с каждым из вас. Я дам вам время на обдумывание ваших действий, по истечении которого каждая рабочая группа предложит свой вариант решения данной задачи.

Нестандартная проблемная ситуация

В лыжном походе один из твоих одноклассников неудачно спустился с горы и сломал бедро . При осмотре пострадавшего выяснили, что перелом открытый , На месте перелома рана , из которой вытекает пульсирующей струей кровь ярко-алого цвета. Аптечку в поход не взяли, до города далеко. Обсудите сложившуюся ситуацию и предложите свой вариант действий по оказанию первой помощи товарищу.

Фотографии с урока

Фотографии с урока

Ребята, легко ли быть учителем?

Какой вид деятельности на уроке вам понравился сегодня больше всего?

Какую оценку вы заработали сегодня на уроке?

Что оказалось сложным для вас?

Заполнение карточки самоконтроля и самооценки учащегося. Приложение № 5 >

[1]. Смирнов А.Т. ОБЖ учебник 7 класс – Москва: Просвещение, 2010г.

[2]. Журнал ОБЖ №9, 2004г. Инновационные технологии в преподавании курса ОБЖ.

[3]. Никишина И.В. Интерактивные формы обучения, 2007г.

[4]. Аствацатуров Г.О. Технология современного урока и творчества учителя, 2002г.

[6]. Дьяченко В.К. Коллективный способ обучения. Дидактика в диалогах. Москва: Народное образование, 2004г.

[7]. Лебединцев В.Б. Виды учебной деятельности в парах. Школьные технологии, 2006г.

[9]. Вишневская Е.Л. Учебное пособие по основам оказания первой помощи для учащихся 4-11 классов.

Приложения к уроку

Фотографии с урока и пояснения к ним

Подготовка аудитории к уроку: IMG_1715.JPG; IMG_1716.JPG; IMG_1717.JPG

Работа пар сменного состава с карточками-посредниками: IMG_1729.JPG; IMG_1732.JPG

Решение нестандартных ситуаций, работа внутри творческих групп: IMG_1737.JPG; IMG_1738.JPG; IMG_1740.JPG

Защита исследовательского проекта: IMG_1742.JPG

Правила, которые нужно учесть учителю, приступая к организации интерактивного обучения:

  1. В работу должны быть вовлечены в той или иной мере все ученики.
  2. Надо позаботиться о психологической подготовке участников.
  3. Обучающихся в технологии интерактива не должно быть много, не более 30 человек.
  4. Помещение для работы должно быть подготовлено с таким расчетом, чтобы все участники интерактива могли легко перемещаться и пересаживаться. Заранее должны быть подготовлены пособия и раздаточный материал.
  5. Важно договориться заранее, чтобы все участники были терпимы к любой точке зрения.
  6. Деление участников на группы лучше построить на основе добровольности. Затем уместно воспользоваться принципом случайного выбора.

Об организации некоторых приемов на уроке.

  1. Положите ладонь на чистый лист тетради (один ученик подставляет тетрадь, а другой кладет на лист свою ладонь).
  2. Обведите ее карандашом (один ученик обводит ладонь другого).
  3. Напишите по очереди пять предположений, основа которых составит план нашего урока (вместе заполняют рисунок в тетради).

Проверить выполнение работы, дать возможность высказаться двум парам.

Алгоритм деятельности учащегося при работе в парах сменного состава и

  1. Запиши в тетради дату и тему урока.
  2. Прочитай карточку, выдели главное, постарайся запомнить.
  3. Выбери себе партнера с карточкой другого цвета. Перескажи ему содержание своей карточки.
  4. Выслушай содержание карточки партнера.
  5. Задайте друг другу вопросы на понимание и уточнение содержания карточек с тем, чтобы лучше понять и запомнить материал.
  6. Меняй партнеров до тех пор, пока не узнаешь содержание карточек всех цветов.
  7. Соберитесь в малые группы по цвету карточек. Подготовьте план своего доклада.
  8. Выйдите к доске и представьте работу малой группы.
  9. В ходе обобщения работы групп делай в тетради необходимые пометки.

Примерное содержание карточек-посредников

Перело́м ко́сти — полное или частичное нарушение целостности кости при нагрузке, превышающей прочность травмируемого участка скелета.

1.По тяжести поражения

Неполные — трещины и надломы.

2. По форме и направлению перелома:

Поперечные — линия перелома условно перпендикулярна оси трубчатой кости.

Продольные — линия перелома условно параллельна оси трубчатой кости.

Косые — линия перелома проходит под острым углом к оси трубчатой кости.

Оскольчатые — нет единой линии перелома, кость в месте повреждения раздроблена на отдельные отломки.

3. По целостности кожных покровов

Закрытые — не сопровождаются ранениями тканей, проникающих к месту перелома, и не сообщаются с внешней средой.

Открытые —переломы костей сопровождающиеся ранениями мягких тканей и сообщающиеся с внешней средой.

Относительные признаки перелома:

Боль — усиливается в месте перелома.

Отёк — возникает в области повреждения.

Гематома — появляется в области перелома.

Нарушение функции повреждённой конечности.

Изменение формы конечности.

Абсолютные признаки перелома:

Патологическая подвижность — конечность подвижна в том месте, где нет

Крепитация (своеобразный хруст) в месте перелома.

Костные отломки — при открытом переломе они могут быть видны в ране.

Первая доврачебная помощь.

Человек, оказывающий первую доврачебную помощь, может:

Оценить тяжесть состояния пострадавшего.

При наличии кровотечения — остановить его.

Определить, возможно ли перемещение пострадавшего, до прибытия квалифицированного медицинского персонала. Не рекомендуется переносить или передвигать больного при травмах позвоночника.

Иммобилизовать повреждённый участок, наложить шину. Шиной может служить любой предмет, который предотвратит движения в повреждённой конечности (захватывая суставы выше и ниже места перелома).

Задачи первой помощи:

Уменьшить боль, обеспечить раненому полный покой. Пострадавшего следует уложить, успокоить, дать обезболивающее средство (анальгин, промедол) и создать неподвижность поврежденной конечности. Оказывая помощь при закрытых переломах, не следует без особой необходимости снимать одежду, обувь с поврежденной части тела. Их лишь разрезать в нужном месте. При открытых переломах после остановки кровотечения на рану накладывается стерильная повязка. Вправление перелома не допускается.

Иммобилизация – обездвиживание поврежденной конечности при переломе. Выполняется для того, чтобы снизить риск осложнений и осуществляется с использованием шин медицинских и импровизированных.

Шины — приспособления, предназначенные для обездвижения участков тела при повреждении костей.

Фиксировать конечность в том положении, в котором она находится после травмы, но не пытаться вправить кость на место.

Фиксировать минимум 2 сустава (выше и ниже перелома). При травме бедра и плеча фиксировать 3 сустава.

При наложении шины и наличии ран сначала обработать раны и остановить кровотечение.

Первая помощь при переломах ребер достигается путем наложения тугой повязки (из бинтов, полотенца или полос лейкопластыря) на грудную клетку.

Как сделать кости крепкими?

Кости – это каркас нашего тела, благодаря которому оно имеет форму. Вот несколько советов, которые помогут сделать ваши кости крепче, вашу осанку красивее, а вас сильнее:

  1. Принимайте солнечные ванны : Витамин D играет важную роль в сохранении здоровья костей. Получить витамина D можно через воздействие прямых солнечных лучей. Принимайте солнечные ванны по 10-15 минут три раза в неделю.
  2. Ешьте зеленые овощи : Темно-зеленые овощи – это не только источник кальция. Они содержат витамин К, укрепляющий кости, иммунную систему и очищающий кровь.
  3. Пейте молоко ежедневно: Когда речь заходит о продуктах, которые богаты кальцием, первое, что приходит в голову – молоко. Один стакан молока в день дает вам 300 мг кальция.
  4. Скажите “нет” кофеину : 4 или больше чашек кофе в день приводят к тому, что кальций выводится из организма и кости становятся ломкими и хрупкими.
  5. Добавьте в ваш рацион больше кальция : Если вы не получаете достаточное количество кальция вместе с едой, альтернативой для вас могут стать пищевые добавки. Конечно, они не так хороши, как природные источники кальция, но они могут быть использованы в дополнительном качестве.
  6. Уменьшите стресс : Кортизол – это гормон, вырабатываемый нашим организмом во время стресса. Он имеет тенденцию увеличивать кровяное давление, но этот эффект сдерживается кальцием. Таким образом стресс делает ваши кости более ослабленными. Попробуйте медитировать, если вы чувствуете, что вам необходимо снять напряжение.
  7. Ешьте больше фруктов : Бананы чрезвычайно богаты калием и кальцием, которые помогают костям становиться крепче и сильнее. Чернослив и яблоки также помогают в предотвращении ортопедических проблем.
  8. Делайте упражнения : Регулярные упражнения, стимулируют ваши кости и помогают им оставаться сильными. Это не только поднятие тяжестей, но и бег, ходьба, танцы и т.д.

Карта самоконтроля и самооценки учащегося 7-_ класса ________________________

Тема: ПЕРЕЛОМЫ КОСТЕЙ СКЕЛЕТА

Учебные вопросы:

1. Симптомы, первая помощь, транспортная иммобилизация при переломах.

2. Травматический шок.

Тема: ПЕРЕЛОМЫ КОСТЕЙ СКЕЛЕТА

Учебные вопросы:

1. Симптомы, первая помощь, транспортная иммобилизация при переломах.

2. Травматический шок.

1. Познакомить учащихся с понятиями о переломах, правилами оказания помощи при переломах.

2.Содействовать развитию кругозора уч-ся, пониманию значимости и важности оказания первой мед.помощи при переломах

3.Способствовать воспитанию чувства ответственности и долга за жизнь человека.

Метод: Рассказ, расширенная беседа, элементы лекции.

Время: 90мин.

Учебно-наглядный комплекс: Учебник по ОБЖ 10кл., наглядные пособия, тетради.

1.Организационный момент -3мин.

2. Проверка домашнего задания -12мин.

Учащиеся повторяют пройденную тему, устный и письменный опрос по тестовым заданиям.

1-й учебный вопрос - 20мин.

1. Симптомы, первая помощь, транспортная иммобилизация при переломах.

Различаются переломы закрытые, когда целость кожи сохранена, и открытые, когда в области пере­лома имеется открытая рана.

Одиночные, множественные, сочетанные и ком­бинированные переломы возникают при сильном ударе, сдавлении, падении с высоты (ката-травма).

Деформация конечности в зоне перелома.

Нарушение функции конечности.

Первая медицинская помощь:

1. При открытых переломах: обработка кожи во-
круг раны, наложение стерильной повязки на рану.

Иммобилизация поврежденной конечности.

Оказание первой медицинской помощи при от­крытых переломах производится по принципам и методам, описанным выше. При кровотечении так­тика идентична описанной.

При закрытом переломе осуществляется только транспортная иммобилизация.

Для того, чтобы транспортная иммобилизация была эффективной, нужно строго соблюдать сле­дующие правила:

Иммобилизируются место перелома и приле­гающие суставы. Например, при переломе костей предплечья иммобилизируются лучезапястный и локтевой суставы, при переломах костей голени — коленный и голеностопный суставы.

Одежда, обувь не снимаются. Подручные ма­териалы для шинирования подбираются доста­точной прочности, длины. Особо тщательно осуще­ствляется фиксация при переломах позвоночника (на щите), при переломах бедренной кости.

Поврежденная конечность должна быть фик­сирована к шине достаточно надежно, но без нару­шения кровообращения. Шина должна быть проч­ной, соответствующей длины. Для предотвращения повреждения мягких тканей в местах соприкосно­вения с шиной подкладывают бинт, вату либо куски мягкой ткани. Правильно выполненная иммобили­зация предотвращает или уменьшает смещения ко­стных обломков при транспортировке.

После иммобилизации пострадавшего нужно транспортировать в стационар. Раненые с переломами костей верхней конечности, плечевого пояса эвакуиру­ются в сидячем положении, с травмами груди — в полусидячем. При переломах бедренной кости, кос­тей таза пострадавших транспортируют в лежачем положении. При подозрении на переломы позво­ночника — бережно укладывают на щит. Эвакуация осуществляется в сопровождении медработника.

При повреждении костей черепа, шейного отдела позвоночника голова и шея должны быть иммобилизированы (например, мешочками с сухим песком); больного перевозят лежа с несколько приподнятой верхней частью туловища. При ранении шеи спереди, дыхательных путей — эвакуируют в полусидячем положении. При ранениях живота боль-
ного транспортируют лежа на спине с согнутыми в коленях ногами.

Во время транспортировки обеспечивают теп­ло. При бессознательном состоянии раненых эва­куация осуществляется в положении лежа, на пра­вом боку, с несколько отклоненной назад головой.

5. На всем протяжении эвакуации осуществляется постоянный контроль общего состояния пострадавшего; состояния, надежности иммобилизации.

2-й учебный вопрос - 20мин.

Шок — общая реакция организма на травму, прогрессирующее угнетение всех функций органов и систем.

Различают шок травматический, геморра­гический, ожоговый, кардиогенный (при сер­дечной недостаточности^.

По течению шока выделяют 2 фазы: эректиль-ную и торпидную.

Эректильная фаза развивается в момент травмы, бывает кратковременной и практически диагности­руется редко. Она характеризуется выраженным двигательным и психическим возбуждением.

Эта фаза переходит в торпидную, при которой происходит торможение нервной системы и угнете­ние жизненных функций организма.

Обильное питье — несколько стаканов тепло­го солевого раствора: 0,5 чайной ложки питьевой соды + 0,5 чайной ложки поваренной соли на один литр воды (размешать!); горячий чай, кофе. Проти­вопоказания: ранения брюшной полости, рвота.

Своевременное обезболивание: одну-две таб­летки анальгина тщательно раздавить между двумя чайными ложками; засыпать под язык; не запивать!

Согревание раненого, предотвращение его пе­реохлаждения .

Максимально щадящая эвакуация в стацио­нар — после выведения из тяжелого шока, стаби­лизация состояния!

ПОМНИТЕ: Травматический шок — опасное тя­желое осложнение. Оказание своевременной, пра­вильной первой медицинской помощи — жизненно задача!

3. Итог урока -15мин.

Подвожу итог урока, объявляю оценки, Задаю закрепляющие вопросы:

Домашнее задание.

1. Какие переломы вы знаете? Что может произой­ти при неправильно оказанной первой меди­цинской помощи?

Цели:

  • Охарактеризовать различные виды травм системы опоры и движения, научить учащихся различать повреждение суставов, костей и растяжение связок.
  • Определить цели доврачебной помощи, показать ее отличие от профессиональной врачебной помощи.
  • Научить школьников оказывать доврачебную помощь и понимать ее основы.
  • Формировать у обучающихся умения логически мыслить, придумывать вопросы и задавать их.

Оборудование: Модель скелета человека, таблицы “Строение костей”, “Типы соединения костей”; простейшие шины, перевязочный материал, косынки. Раздаточные карточки (Приложение 1); электронное пособие “Биология, 8 класс. Человек”. ЗАО 1С 2007. Издательский центр “Вентана-Граф”; Презентация к уроку (Приложение 2).

План урока

  1. Актуализация знаний учащихся.
  2. Изучение нового материала.
  1. Повреждения костей и суставов – наиболее распространенные виды травм опорно-двигательного аппарата.
  2. Меры доврачебной помощи при вывихах суставов.
  3. Растяжение связок. Меры доврачебной помощи.
  4. Виды переломов. Меры доврачебной помощи.
  5. Практическая работа.
  1. Закрепление изученного материала.

Учитель: Какие отделы скелета вы знаете? Показать их на модели скелета.

Игра: “Горячий стул”. К доске выходит учащийся, садится на стул, лицом к классу, спиной к доске. Учитель выводит на экран понятие, термин. Учащиеся класса, не называя слова, характеризуют его. Отвечающий должен определить задуманное слово.

(Череп, плечевой пояс, свободная нижняя конечность.)

– Два ученика спорили. Один утверждал, что кость – сложный живой орган, другой отрицал это. Кто из них прав и почему?

– У молодого петуха удалили часть бедренной кости, оставив надкостницу. Через некоторое время кость у петуха восстановилась. Что доказывает этот опыт?

Слайд 7. (Рис. 1) – Какие особенности человека связаны с прямохождением?

Слайд 8. (Рис. 2) – Каково строение сустава?

Слайд 10. (Рис. 3) Кроссворд. Работа по раздаточной карточке.

  1. Осевой скелет туловища.
  2. Часть позвоночника, создающая опору тазу.
  3. Подвижное соединение костей в скелете.
  4. Часть скелета, образованная большим количеством мелких костей.
  5. Элемент скелета.
  6. Кость плечевого пояса, лежащая среди мышц спины.
  7. Часть тела, скелет которой образован большой и малой берцовыми костями.
  8. Кости, образующие позвоночник.
  9. Часть грудной клетки.
  10. Опорная структура организма.

Слайд 11. (Рис. 4) Ответы к кроссворду

1. Повреждения костей и суставов – наиболее распространенные виды травм опорно-двигательного аппарата.

Слайд 12. В различных житейских ситуациях внезапно происходят несчастные случаи.

Нина, как обычно, зашла за Наташей по пути в школу. Девчонки торопились, им нужно было зайти перед уроками в библиотеку. Когда они поднимались по школьной лестнице, навстречу им шли шумной толпой старшеклассники. Они даже не заметили, что толкнули Нину. Она упала на руку. От боли чуть не заплакала. Через некоторое время Нина сказала Наташе, что кисть руки опухает. Девчонки не знали, что делать.

– Что бы вы сделали на месте девочек?

Задача нашего урока рассмотреть и обсудить различные повреждения скелета, а также научиться оказывать первую доврачебную помощь пострадавшему. (Объявить тему урока)

2–4. Меры доврачебной помощи при повреждении скелета.

Слайд 15. (Рис. 5) Определение видов повреждения скелета.

Демонстрация видеофрагмента. (Электронное пособие Биология, 8 класс. Человек. ЗАО 1С 2007. Издательский центр “Вентана-Граф”. Модель вывиха)

– Чем сопровождается вывих сустава? Что ощущает человек при этом?

– Какую помощь необходимо оказать пострадавшему при вывихе?

Слайд 16. (Рис. 6)

Слайд 17. (Рис. 7) – Какие симптомы наблюдаются при растяжении связок?

– Какую помощь необходимо оказать пострадавшему?

Слайд 18. (Рис. 8) – Что такое перелом? Каковы симптомы при переломе? Как оказать помощь?

Слад 19. (Рис. 9) Схема: “Виды повреждения скелета”.

Демонстрация видеофрагмента. (Электронное пособие Биология, 8 класс. Человек. ЗАО 1С 2007. Издательский центр “Вентана-Граф”. Изготовление и наложение шины).

– Перелом какой кости изображен?

– Какие подручные средства можно использовать при наложении шины?

– Сколько суставов нужно обездвижить при этом?

– С помощью чего закрепляется шина?

5. Практическая работа.

Окажите первую помощь однокласснику с переломом костей предплечья, (подручный материал для оказания помощи на столах).

Найти в дополнительной литературе или в Интернете способы оказания первой помощи при переломах ключицы, ребер, позвоночника.

– Какая травма изображена на рисунке?

– Как оказать первую помощь?

– Чем отличается закрытый перелом от открытого?

– Какие меры первой помощи необходимо оказать пострадавшему при открытом переломе?

Слайд 24. (Рис. 11) Другие переломы.

Тема: Первая помощь при растяжении связок, вывихах суставов,

переломах костей. 8 класс

Филькина В.И., учитель биологии

Цели: — научить различать признаки повреждения скелета,

— выработать умения оказывать первую медицинскую помощь

при повреждениях скелета и осуществлять ее обоснование,

— совершенствовать навыки работы с учебником,

— осуществлять гигиеническое воспитание учащихся.

бинты, косынка, пузырь или грелка со льдом.

1. Актуализация знаний.

Давайте с вами вспомним:

1) из каких отделов состоит скелет (скелет головы, скелет туловища, скелет верхних и нижних конечностей).

2) Что входит в состав верхних конечностей?

3) Что входит в состав нижних конечностей?

4) Выполнение творческого задания по вариантам.

Задание 1: Выберите номера под которыми обозначены кости скелета верхних конечностей, расположите их в порядке очередности сверху вниз.

Задание 2: Выберите номера под которыми последовательно расположены составляющие образующие кость.

Задание 1: Выберите номера под которыми обозначены кости скелета нижних конечностей, расположите их в порядке сверху вниз.

Задание 2: Выберите номера под которыми последовательно расположены составляющие образующие сустав.

  1. суставная головка знаюсь
  2. лопатки я вас
  3. тазовые кости труд и
  4. запястье шусь
  5. предплюсна и в этой
  6. надкостница сти
  7. ключица лю…
  8. бедро стыд
  9. компактное вещество несчаст…
  10. плечо блю…
  11. большая берцовая кость прас…
  12. фаланги пальцев кисти это
  13. лучевая кость бе
  14. суставная впадина при…
  15. надколенник на…
  16. локтевая кость хоть я
  17. суставная жидкость я
  18. фаланги пальцев стопы по…
  19. губчатое вещество ной
  20. суставная сумка ших ног
  21. пястье хоть
  22. малая берцовая ный
  23. костный мозг у ва…
  24. плюсна. глу…

Я вас люблю – хоть я бешусь,

Хоть это труд и стыд напрасный,

И в этой глупости несчастной

У ваших ног я признаюсь!

  1. Изучение нового материала.

Учащиеся записывают тему урока в тетради.

  1. Какими классами химических веществ образованы кости? (органическими и неорганическими) .
  2. Какое значение для кости имеют органические вещества? (придают кости гибкость и упругость).
  3. Какое значение для кости имеют неорганические вещества? (придают костям твердость), а вместе органические и неорганические вещества обеспечивают прочность кости.
  4. Решите биологическую задачу:

Два человека поскользнулись на льду и упали. Один из них сломал ногу, а другой отделался ушибом. Предположим, что сила удара при падении и его направление были одинаковыми. Можно ли предположить возраст этих людей? Ответ обоснуйте.

  1. Какое строение имеет сустав?
  2. Какое значение имеют связки?

Растяжения : В результате неловких движений или ушибов могут повреждаться связки, соединяющие кости в суставе. Вокруг сустава появляется отечность, иногда кровоизлияние, возникает сильная боль. Такое повреждение сустава называется — растяжением.

При оказании помощи к поврежденному месту нужно приложить пузырь со льдом или смоченное холодной водой полотенце. Охлаждение облегчает боль, предупреждает развитие отека, уменьшает объем внутреннего кровоизлияния. При растяжении связок нужна и тугая фиксирующая повязка. Вытягивать, дергать или нагревать поврежденную конечность нельзя. После оказания первой помощи нужно обратиться к врачу.

Вывих: неловкое движение в суставе может вызвать сильное смещение костей – вывих. При вывихе суставная головка выходит из суставной впадины. Происходит растяжение, а иногда и разрыв связок, что сопровождается сильной болью. Попытка вправить вывих без врача может повлечь за собой еще более серьезные повреждения.

Первая помощь при вывихе заключается в том, чтобы прежде всего обеспечить полный покой суставу. Руку следует подвесить на косынке или бинте, а на ногу наложить шину, используя подручные средства. Для уменьшения боли к травмированному суставу следует приложить пузырь со льдом или холодной водой. Затем пострадавшего необходимо доставить к врачу.

Переломы костей: Несмотря на прочность, при ранениях, сильных ушибах, падениях кости иногда ломаются. Чаще происходят переломы костей конечностей.

При подозрении на перелом полная неподвижность поврежденной части тела облегчит боль и предупредит смещение обломков кости, которые могут повредить острыми краями окружающие ткани.

Сломанную конечность обездвиживают шинной повязкой. Специальные шины есть в лечебных учреждениях и аптеках. На месте происшествия их можно изготовить из досок, веток, картона. Чтобы шина не давила на перелом, под нее подкладывают мягкую подстилку. Шина должна находиться не только на поврежденном участке, но и на соседних. Так, при переломе костей предплечья шина должна заходить и на плечо, и на кисть. В этом случае части сломанной кости не смещаются. Шину плотно прибинтовывают к конечности широкими бинтами. Если нет шины, сломанную руку прибинтовывают к туловищу, а поврежденную ногу – к здоровой.

При открытых переломах острые концы сломанной кости разрывают мышцы, кровеносные сосуды, нервы, кожу. Тогда надо обработать рану, наложить чистую повязку, а затем шину.

Не при всяком переломе можно наложить шину. При подозрении на перелом ребра пострадавшему предлагают выдохнуть из легких как можно больше воздуха и после этого – дышать неглубоко. При таком дыхании грудную клетку туго забинтовывают.

При переломах позвоночника необходимо уложить пострадавшего на твердую поверхность лицом вниз и вызвать скорую помощь. Ни в коем случае нельзя перевозить пострадавшего в сидячем положении, так как под тяжестью тела позвоночник может сдвинуться и повредить спинной мозг.

При переломах черепа пострадавшего надо уложить на спину, голову слегка приподнять во избежание внутричерепного кровоизлияния и немедленно вызвать врача.

Первая помощь при повреждениях скелета.

Отечность, резкая боль, нарушение функций сустава

Тугое бинтование сустава;

Холод на место повреждения;

Доставить в лечебное учреждение.

Резкая боль в суставе;

Конечность в неестественном положении;

Движения в суставе затруднены или невозможны.

Обеспечить неподвижность месту повреждения;

Доставить в лечебное учреждение

Изменение положения формы, иногда длины конечности;

Нарушение функций конечности;

Появление отечности и кровоподтека.

поврежденной части тела;

Доставить в лечебное учреждение.

Первую помощь рассказывает фельдшер.

3. Домашнее задание: выучить записи в тетради, дома потренироваться определять различные виды травм по описанию.

Решение биологических задач:

  1. При переломах и вывихах у пострадавшего необходимо обездвижить не только поврежденное место, но и ближайшие суставы. Почему? (в этом случае части сломанной кости не смещаются)
  2. Подумайте, что надо делать при вывихе. Выберите правильные ответы из предложенных: а) самому вправить вывих; б)забинтовать конечность и наложить шину, отправить пострадавшего к врачу; в)приложить что-нибудь холодное; г) приложить грелку; д) делать массаж. Ответ (б,в)

Тема: Первая помощь при растяжении связок, вывихах суставов, переломах костей.

Класс: 8 класс.

Цели урока: познакомить учащихся с основными видами травм, связанных с опорно-двигательной системой, и способами оказания первой медицинской помощи (ПМП).

Задачи урока: познакомить учащихся с типами повреждений опорно-двигательной системы: растяжением связок, вывихами, переломами; ввести соответствующие понятия;

рассмотреть признаки растяжения связок, вывиха, перелома и типы переломов;

сформулировать правила адекватного поведения в экстремальной ситуации;

изучить способы оказания ПМП (наложение фиксирующих повязок, шин, возможные способы транспортировки пострадавших);

обобщить знания учащихся об опорно-двигательной системе; на основе знаний о составе костей выяснить причины переломов у различных возрастных групп;

установить связь между строением суставов, костей и признаками их повреждения.

Планируемые результаты: учащиеся должны научиться оказывать первую доврачебную помощь при повреждениях опорно-двигательной системы.

Тип урока: изучение нового материала

Методы обучения: информационный, частично-поисковый.

Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, фронтальная, групповая.

Время занятия: 45 мин.

Оборудование: презентация PowerPoint, схемы скелета человека, предметы медицинского обихода.

Содержание и структура урока:

Организационный момент (2 мин);

Проверка знаний учащихся (тест, 10 мин);

Изучение нового материала (20 мин);

Физминутка (1 мин);

Контролирующий блок (практическое, групповое задание, 10 мин);

Подведение итогов, домашнее задание (2 мин).

Основные термины:

Травма (от греческого trauma – рана), повреждение тканей организма человека или животного с нарушением их целостности и функций, вызванных внешним механическим воздействием)

Травматология (от травма и логия), раздел клинической медицины, изучающий травмы, их причины, виды и методы профилактики и лечения.

Хирургия(от греческого cheir – рука, и ergon – работа) древнейшая медицинская специальность, изучающая заболевания, основной метод которых операция.

Ортопедия(от греческого ortos – прямой, правильный) раздел клинической медицины, изучающий врожденные и приобретенные деформации и нарушения функции опорно-двигательного аппарата.Рентгенография метод рентгенодиагностики, заключайщийся в получении фиксированного рентгеновского изображения объекта на фотоматериале.

Ампутация (от латинского amputatio – отсечение) хирургическая операция – удаление периферической части органа, (чаще конечности) или травматическое отсечение.

Организационный момент. Приветствие учеников, озвучивание темы и цели урока.

Проверка знаний учеников
Проверка знаний о строении и составе костей, типах их соединений.

Решите, правильно или неправильно то или иное предложенное суждение. Выпишите номера правильных суждений.
1.Костная ткань состоит из живых клеток и межклеточного вещества.
2.Клетки костной ткани расположены упорядоченно.
3.Хрящи образованы эпителиальной тканью.
4.Опорно-двигательная система выполняет опорную, двигательную и кроветворную функции.
5.Тело трубчатой кости внутри заполнено красным косным мозгом.
6.Изгибы позвоночника и стопы не имеют приспособительного значения.
7.Сустав это подвижное соединение костей.
8.К плоским костям скелета относят кости таза, фаланги пальцев, кости предплечья.
9.Органические вещества придают костям прочность, гибкость, упругость
10.Тело трубчатой кости внутри заполнено желтым костным мозгом.
11. Рост трубчатых костей в толщину осуществляется за счет деления клеток внутреннего слоя надкостницы.
12. Длинные трубчатые кости состоят из губчатого вещества.
13.Кости образованы соединительной тканью.
14.С возрастом соотношение минеральных и органических веществ в костях почти не меняется.
15.Рост трубчатых костей в длину осуществляется за счет деления клеток образующих головки костей.
Правильные ответы: 1 2 4 7 9 10 11 13 15.

Изучение нового материала.

В различных жизненных ситуациях внезапно и вдруг происходят несчастные случаи, Если несчастье произошло, то как поступить. Поскорее вызвать врача, А как помочь пострадавшему во время загородной прогулки, в походе, в школе, Надежда только на тех людей, которые оказались по близости, Мы сегодня поговорим о травмах опорной системы, рассмотрим симптомы различных повреждений, научимся оказывать первую доврачебную помощь, выясним как избежать травмы,

ТРАВМА — это повреждение органа или ткани в результате внешнего воздействия.

Травмы бывают, химические, психические, механические.
Какие виды повреждений опорной системы бывают?
Как уберечь себя от травм? Теоретическая часть идет с показом презентации к уроку. Оказание первой помощи при ушибах, вывихах и переломах костей.

ПЕРЕЛОМ — это повреждение костей.


Рис. 1. Перелом

Переломы бывают Открытые и Закрытые.
Могут быть простые, без смещения, либо со смещением в виде трещины или полного перелома костей.
Осколочный перелом
Простой перелом – это явный перелом или трещина в кости, с множеством костных обломков
Перелом типа, зеленой веточки, повреждение молодой растущей кости, обычно у детей.
Чем вызваны переломы?

Рис. 2. патологический перелом шейки бедра.

Не прямым воздействием : при падении на руку приводит к перелому ключицы
Прямым воздействием: прямой удар в грудь –перелом ребра.
Как распознать перелом.
Резкая боль, припухлость в области травмы, невозможность движений, нарушение формы и длины, искривление конечности, потеря сознания, гематома или кровотечение, тошнота.
Оказание первой помощи (рис. 3)
• обеспечить неподвижность, • наложить шину, • холод,


Рис. 3. Оказание первой помощи

РАСТЯЖЕНИЕ — это повреждение связок, соединяющих кость, Симптомы — боль, быстро растущий отек вокруг сустава, вследствие разрыва кровеносных сосудов, Возникают при резком движении в суставе, что приводит к разрыву мышц.



Рис. 4. Растяжение
Первая помощь
• наложение тугой повязки,
• создать суставу покой,
• Холод.

ВЫВИХ — это смещение костей, когда суставная головка выходит из суставной сумки, что приводит к деформации сустава, сильная боль, невозможность движений.


Виды вывихов:
• вывих плечевого сустава
• Вывих локтевого сустава
• Вывих голеностопного сустава
Никоем случае нельзя самим пытаться выправлять вывих, дергать конечность — это может привести к повреждению связок.
Оказание первой помощи:
• покой суставу
• Мягкая давящая повязка
• Косыночная повязка
• Холод

УШИБ — это внутреннее повреждение тканей организма. Возникают при падении, драке, воздействии большей силы. Последствия – нарушения сосудов, внутренне кровоизлияние,
Симптомы – боль припухлость краснота в области ушиба

Среди детского травматизма на первом месте стоит бытовой травматизм, на втором уличный, на третьем школьный,

ПРИЧИНЫ:
1. повышенная двигательная активность, это биологическая потребность, которая приводит к травмам-удар об угол подоконника –ушиб головы и ли перелом конечностей, При падении человек рефлекторно вытягивает руки чтобы сохранить равновесие.
2. Связана с недостаточной внимательностью подростков. Увлекшись игрой вы можете сбить с ног товарища, споткнуться сам и поранить других,
3. Принебрежение правилами техники безопасности,
ЛЕЧЕНИЕ травм-это дело специалистов, вооруженных необходимыми знаниями, навыками и техникой.

Контролирующий блок

Итак, вам предстоит реализовать свои знания. Из каждой команды выбирается один условно пострадавший, который получает карточку – поражение с описанием повреждения. Пострадавшие попадают в другие команды и пытаются изобразить в пределах возможностей травму.
№1
Сильная резкая боль в области левой голени, пухлость. Ненормальная подвижность ноги. При этом наблюдается опухоль и боль в голеностопном суставе.
Определить диагноз. Оказать помощь; определить транспортировку.
№2

Ноющая боль в коленном суставе (правая нога). Постепенно развивается отек, боль при движении. Кроме того, пострадавший жалуется на боль в плече (правом) после падения, но, хотя движения рукой болезненны, других внешних признаков не наблюдается. Определить диагноз. Оказать помощь. Определить способ транспортировки.
№3
После резкого прыжка и падения на бок пострадавший чувствует сильную боль в правом бедре, двигать ногой невозможно. Левый сустав (голеностопный) сильно припух и посинел. Предположите тип и степень повреждения. Окажите помощь; способ транспортировки.
№4 Пострадавший упал на вытянутую руку. Правый локтевой сустав отек, чувствует сильную боль. Отечность также на указательном пальце правой руки. Оказать помощь. Предложить способ транспортировки.
№5
Пострадавший жалуется на боль в предплечье. Из раны торча осколки кости. Больной периодически теряет сознание.
Определить тип повреждения.
Оказать помощь.
Предложить способ транспортировки.

Дополнительные вопросы на закрепление:
1. Почему в юности переломы менее опасны, чем в пожилом возрасте? (В юности в скелете еще много хрящевых тканей, а в костях органических веществ, поэтому костная ткань быстро восстанавливается).
2. Почему при растяжении или разрыве связок появляется опухоль? (Вытекает суставная жидкость, происходит кровоизлияние – воспалительный эффект).
3.Что такое “привычный вывих”? У кого он бывает? (У спортсменов. Очень большая нагрузка на суставы, поэтому связки удлиняются и кости выходят из суставов).
Современная медицина способна бороться за жизнь и здоровье человека даже в крайне тяжелых ситуациях. Ряд достижений касается нашей темы.

Подведение итогов, домашнее задание. Выставление оценок за урок.

Прочитать параграф, ответить на вопросы после параграфа.

Учитель биологии: Савина Татьяна Витальевна.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.