Упражнения в процессе выполнения которых мышцы сокращаясь укорачиваются или удлиняются

Классификация ФУ – это разделение их на группы (классы) в соответствии с определённым классификационным признаком.

В настоящее время известно более 300 классификаций физических упражнений. Данный факт объясняется тем, что каждое упражнение обладает не одним, а несколькими характерными признаками, и, соответственно, может быть представлено в разных классификациях.

Естественные (упражнения, которые возникли из трудовой, боевой и бытовой деятельности, например: ходьба, бег, лазанье, ползанье, прыжки, метания, переноска тяжестей, плавание)

аналитические упражнения(специально созданные в процессе развития теории и практики физической культуры, применяют для обучения основам движения, развития основных физических качеств, решения специальных педагогических и лечебных задач-значительная отвлечённость от движений и действий, встречающихся в практической повседневной жизни.)

к числу основных классификаций физических упражнений относятся следующие:

1. по преимущественной целевой направленности их использования. общеразвивающие, профессионально-прикладные, спортивные, восстановительные, рекреационные, лечебные, профилактические и др.

2. преимущественному воздействию на развитие отдельных качеств человека. упражнения для развития силы, быстроты, выносливости, координации, гибкости, сенсорно-перцептивных, интеллектуальных, эстетических, волевых качеств и т.д.

3. проявлению определённых двигательных умений и навыков. акробатические, гимнастические, игровые, беговые, прыжковые, метательные и другие упражнения.

4. упражнений по структуре движений. на циклические, ациклические и смешанные.

· К циклическим: ходьба, бег, плавание, гребля, продвижение на велосипеде, лыжах, коньках и т.д. - закономерная последовательность, повторяемость и взаимосвязь самих циклов.

· К ациклическим: метание диска, толкание ядра, метание молота, прыжки с места, гимнастические упражнения на снарядах, рывок и толчок штанги и др. - законченное действие, повторение которого не вытекает из сути самого действия.

· К смешанным: прыжки в длину с разбега, прыжки с шестом, бег с барьерами, метание копья с разбега и т.д. сочетаются действия циклического и ациклического характера.

5. по преимущественному воздействию на развитие отдельных мышечных групп: упражнения для мышц шеи и затылка, спины, живота, плечевого пояса, плеча, предплечья, кисти, таза, бедра, голени, стопы.

Пример:Такая классификация широко применяется при составлении комплексов силовых упражнений в процессе проведения занятий по бодибилдингу, атлетической гимнастике, пауэрлифтингу, гиревому спорту и т.п.

6. по особенностям режима работы мышц. динамические упражнения, статические, комбинированные.

· Динамические –мышцы, сокращаясь, укорачиваются или удлиняются.

· Статические (изометрические) –длина мышцы при сокращении остаётся неизменной.

· Комбинированные – упражнения, сочетающие оба режима работы мышц.

7. по различию участвующих в работе механизмов энергообеспечения мышечной деятельности. аэробные, анаэробные, аэробно-анаэробные.

· Аэробные – упражнения, в процессе выполнения которых энергообеспечение мышечной работы осуществляется в основном за счёт процессов окисления с участием кислорода.

· Анаэробные –осуществляется в основном в бескислородных условиях (на клеточном уровне).

· Аэробно-анаэробные – упражнения смешанного характера.

8. Классификация упражнений по интенсивности работы. упражнения максимальной, субмаксимальной, большой, средней, малой и умеренной интенсивности.

Помимо указанных классификаций существуют и иные, например:

- по воздействию на различные системы и функции организма (на развитие органов дыхания, кровообращения, вестибулярного аппарата и т.д.);

- по снарядовому признаку (без снаряда, со снарядами и т.д.);

- по предметным формам применения (гимнастика, спорт, игры, туризм и т.д.);

- по числу занимающихся, выполняющих упражнения (без партнёра, с партнёром, в группе).

- это разделение их на группы (классы) в соответствии с определённым признаком.

В настоящее время известно более 300 классификаций физических упражнений. В связи с тем, что теория и практика физ­культурного образования непрерывно обогащается новыми данными, классификации не остаются неизменными.

Каждое физическое упражнение обладает не одним, а несколькими характерными признаками. Поэтому одно и то же упражнение может быть представлено в разных классификациях. Стало быть, не может быть создано пригодной для каждого случая единой классификации упражнений.

Рассмотрим основные, наиболее распространенные классификации.

1. Классификация упражнений по преимущественной целевой направ­ленности их использования: общеразвивающие, профессионально-прикладные, лечебные, спортивные, восстановительные, рекреационные, профилактические и др. В свою очередь, в зависимости от значимости их в соответствующем виде физкультурной деятельности, они могут иметь различные разновидности. Например, спортивные упражнения подразделяются на соревновательные, специально-подготовительные и общеподготовительные.

Соревновательные упражнения представляют собой д. дей­ствия, которые являются предметом спортивной специализации и выпол­няются в соответствии с правилами соревнований по данному виду спорта.

Специально-подготовительные упражнения — это упражнения, представ­ляющие те или иные варианты соревновательного упражнения. Обязательным признаком этих упражнений является существенное сходство с соревновательным действием как по форме, так и по характеру проявления способностей.

Общеподготовительные упражнения — это все остальные упражнения, включаемые в спортивную тренировку и служащие прежде всего средствами общей подготовки спортсмена.

2. Классификация упражнений по их преимущественному воздействию на развитие отдельных качеств (способностей) человека. Выделяют упражнения для развития скоростных, силовых, скоростно-силовых и КС, выносливости, гибкости, сенсорно-перцептивных, интеллектуальных, эстетических и волевых способностей и т.д.

3. Классификация упражнений по преимущественному проявлению оп­ределенных ДУиН: акро­батические, гимнастические, игровые, беговые, прыжковые, метатель­ные и другие.

4. Классификация упражнений по биомеханической структуре движений: циклические, ациклические и смешан­ные.

5. Классификация упражнений по преимущественному воздействию на развитие отдельных мышечных групп: упражне­ния для мышц шеи и затылка, спины, живота, плечевого пояса, плеча, предплечья, кисти, таза, бедра, голени и стопы. Такая классификация широко применяется при составлении комплексов силовых упражнений в процессе проведения занятий по бодибилдингу, атлети­ческой гимнастике, пауэрлифтингу, гиревому спорту и др. 6. Классификация упражнений по особенностям режима работы мышц: динамические упражнения, если в процессе выполне­ния какого-либо действия мышцы, сокращаясь, укорачиваются или удли­няются; статические (изометрические), при выполнении которых длина мышцы при сокращении остается неизменной; комбинированные, т.е. одновременно сочетающие оба режима работы мышц.

7. Классификация упражнений по различию участвующих в работе ме­ханизмов энергообеспечения мышечной деятельности:упражнения: аэробные, анаэробные, аэробно-анаэробные, т.е. упражнения смешанного характера.

8. Классификация упражнений по интенсивности работы. Существу­ют различные способы оценки интенсивности, поэтому группировка и уровни градации упражнений по этому признаку в отдельных видах ФК могут происходить по-разному: упражнения максимальной, субмаксимальной, большой, средней, малой и умеренной интенсивности.

9. Классификация упражнений по признаку исторически сложившихся систем ФВ: гимнастика, игры, спорт (состязание), туризм.

Помимо указанных классификаций существуют и иные классифика­ции упражнений: по воздействию на различные системы и функции орга­низма, по снарядовому признаку (без снаряда, со снарядами); по числу занимающихся, выполняющих упражнения (без партне­ра, с партнером).

I раздел — простые упражнения (элементарные движения, сложные движения, упражнения с передвижением, с места, упражнения в мета­нии);

II раздел — сложные упражнения или упражнения с увеличивающим­ся напряжением (упражнения с отягощением, осложненные, продолжи­тельные, ходьба и бег, упражнения в метании с увеличением напряже­ния, упражнения в лазаньи, упражнения в прыганий, упражнения в борьбе);

III раздел — упражнения в виде сложных действий (игры, прогулки, плавание, бег на коньках, фехтование и др.).

Метод- это разработанная с учетом педагогических закономерностей система действия педагога, целенаправленное применение которое позволяет организовать определенным способом теоретическую и практическую деятельность учащегося, обеспечивающего им двигательных действий, направленное развитие физ. качеств и формирование свойств личности.

Методы ФВ – это способы применения ФУ.

Методический прием - это способ реализации того или иного метода конкретной педагогической ситуации.

-(в узком смысле) это совокупность различных методов, обеспечивающее овладение отдельными умениями.

-(в широком смысле) это совокупность не только методов и приемов, но и форм организации занятий.

Методический подход- это совокупность способов воздействия педагога на занимающихся, выбор который обусловлен определенной научной концепцией, логикой организации и обучения, воспитания и развития.

Методическое направление - это один из путей в методике обучения двигательных действий или развития физических качеств, ориентирующий на использование однородных однотипных заданий, методов и методических приемов, позволяющих решить поставленную задачу за счет воздействия какого-то одного доминирующего фактора.

Соотношение между данными категориями

ОБЩАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА

совершенствовать быстроту двигательной реакции

срочной информации игровой соревновательный сенсомоторный повторный

После каждого старта - сообщение участнику времени реакции Эстафеты и игры, включающие реагирование на внезапно появляющиеся сигналы Индивидуальные и групповые старты на лучший результат Выполнение заданий на точность восприятия времени Многократное выполнение старта с использованием тяговых устройств

Общие признаки методов ФВ:

1). Любой метод предполагает осознанную цель без чего не возможна целенаправленная деятельность субъекта. Способ- это технологическая сторона методов.

2). Достижение намеченной цели осуществляется в процессе деятельности, которая включает в себя определенную совокупность действий, порядок и последовательность, которая определяется субъектом деятельности.

3). Метод имеет свое предметное содержание, он включает в себя инструмент (средство), необходимых человеку для достижения цели. Эти средства могут быть интеллектуальными, практическими и общественными.

4). Всякий метод предназначен для воздействия на какой-либо объект, и поэтому для успеха применяемого метода, человеку надо что-то знать об этом объекте. Объектом и субъектом воздействий при занятии ФУ, является личность учеников или различные сферы личности учеников.

5). В методах проявляются закономерности обучения, воспитания и развития личности, так как они действуют объективно, независимо от воли людей, то метод, формируясь на основе этих закономерностей выступает, как конструктивный принцип построения определенных технологических приемов и способов действий.

6). Применение методов должно неизбежно и закономерно вести к достижению цели.

Классификация физических упражнений — это разделение их на группы (классы) в соответствии с определенным классификационным признаком. С помощью классификации учитель, преподаватель, тренер мо­гут определять характерные свойства тех или иных физических упражнений, их образовательно-воспитательный потенциал, а следовательно, более целе­направленно и эффективно подбирать те упражнения, которые в большей мере отвечают решению конкретных педагогических задач, индивидуаль­ным и возрастным особенностям занимающихся, характеру физкультурной деятельности и условиям проведения занятий.

Следует иметь ввиду, что каждое физическое упражнение обладает не одним, а несколькими характерными признаками. Поэтому одно и то же упражнение может быть представлено в разных классификациях. В связи с этим не может быть создано пригодной для каждого случая единой классификации упражнений.

Рассмотрим основные из них.

1. Классификация физических упражнений по признаку исто­рически сложившихся систем физического воспитания (гимнасти­ка, игра, туризм, спорт). По этой классификации физические уп­ражнения делятся на четыре группы: гимнастические упражнения, характеризующиеся многообразием искусственно созданных дви­жений и действий, эффективность которых оценивается избира­тельностью воздействия на строение и функции организма, а так­же правильностью, красотой и координационной сложностью всех движений; игровые упражнения, состоящие из естественных видов действий (бега, бросков и т. п.), которые выполняются в разно­образных вариантах в соответствии с изменяющейся игровой си­туацией и оцениваются по эффективности влияния на организм в целом и по конечному результату действия (выше прыгнуть, точнее бросить и т. п.); туристические физические упражнения, включающие ходьбу, бег, прыжки, преодоление препятствий, ходь­бу на лыжах, езду на велосипеде, греблю в естественных природ­ных условиях, эффективность которых оценивается комплексным воздействием на организм и результативностью преодоления рас­стояния и препятствий на местности; спортивные упражнения объединяют ту группу действий, исполнение которых искусственно стандартизировано в соответствии с Единой всесоюзной спортив­ной классификацией и является предметом специализации для достижения максимальных спортивных результатов. К последней группе могут быть отнесены некоторые физические упражнения первых трех трупп, если им присущи перечисленные признаки (спортивные гимнастические упражнения, спортивные игровые уп­ражнения, спортивные туристические упражнения).

Условность данной классификации видна в различии призна­ков, характеризующих эти группы упражнений. Поэтому, напри­мер, бег, хотя и в различных вариантах, представлен во всех четырех группах. Подобная классификация существует лишь как самая общая ориентировка в характере физических упражнений.

2. Классификация упражнений по преимущественной целевой направленно­сти их использования. По этому признаку упражнения подразделяются на общеразвивающие, профессионально-прикладные, спортивные, восстано­вительные, рекреационные, лечебные, профилактические и др. В свою оче­редь, в зависимости от значимости их в соответствующем виде физкультурной деятельности, они могут иметь различные разновидности. Например, спортивные упражнения подразделяются на соревновательные, специально-подготовительные и общеподготовительные.

Соревновательные упражнения представляют собой двигательные дей­ствия, которые являются предметом спортивной специализации и выполня­ются в соответствии с правилами соревнований по данному виду спорта. Специально-подготовительные упражнения — это упражнения, представля­ющие те или иные варианты соревновательного упражнения. Обязательным признаком этих упражнений является существенное сходство с соревнова­тельным действием как по форме, так и по характеру проявления усилий. Общеподготовительные упражнения — это все остальные упражнения, включаемые в спортивную тренировку и служащие, прежде всего, средства­ми общей подготовки спортсмена.

3. Классификация упражнений по их преимущественному воздействию на развитие отдельных качеств (способностей) человека. По этому признаку вы­деляют упражнения для развития скоростных, силовых, скоростно-силовых и координационных способностей, выносливости, гибкости, сенсорно-перцептивных, интеллектуальных, эстетических и волевых способностей и т.д.

4. Классификация упражнений по преимущественному проявлению опреде­ленных двигательных умений и навыков. Здесь обычно различают акробатиче­ские, гимнастические, игровые, беговые, прыжковые, метательные и другие упражнения.

5. Классификация упражнений по структуре движений. В этом случае уп­ражнения подразделяются на циклические, ациклические и смешанные. В группу циклических упражнений входят ходьба, бег, плавание, гребля, пере­движение на велосипеде и на лыжах, бег на коньках и др. Их характерными признаками являются закономерная последовательность, повторяемость и связь самих циклов. К ациклическим упражнениям относятся: метания дис­ка и молота, толкание ядра, прыжки с места, гимнастические упражнения на снарядах, рывок и толчок штанги и др. Здесь каждое упражнение представ­ляет собой законченное действие, а если оно будет многократно повторять­ся, то не станет циклическим, так как повторение не вытекает из сущности самого действия. К смешанным упражнениям относятся такие, в которых со­четаются действия циклического и ациклического типа. В эту группу входят прыжки в длину с разбега, прыжки с шестом, метание копья с разбега и т.д.

6. Классификация упражнений, построенная по преимущественному воз­действию на развитие отдельных мышечных групп. В зависимости от того, на какие мышечные группы они воздействуют, выделяют упражнения для мышц шеи и затылка, спины, живота, плечевого пояса, плеча, предплечья, кисти, таза, бедра, голени и стопы. Такая классификация широко применя­ется при составлении комплексов силовых упражнений в процессе проведе­ния занятий по бодибилдингу, атлетической гимнастике, пауэрлифтингу, гиревому спорту и др.

7. Классификация упражнений по особенностям режима работы мышц. При этом выделяют динамические упражнения, если в процессе выполне­ния какого-либо действия мышцы сокращаясь, укорачиваются или удлиняются; статические (изометрические), при выполнении которых длина мыш­цы при сокращении остается неизменной; комбинированные, т.е. одновре­менно сочетающие оба режима работы мышц.

8. Классификация упражнений по различию участвующих в работе меха­низмов энергообеспечения мышечной деятельности. В этом случае различают упражнения аэробного характера, когда энергообеспечение мышечной ра­боты осуществляется в основном за счет процессов окисления с участием кислорода; анаэробного характера, выполнение которых происходит в бес­кислородных условиях; и аэробно-анаэробные упражнения, т.е. смешанно­го характера.

9. Классификация упражнений по интенсивности работы. Существуют различные способы оценки интенсивности, поэтому группировка и уровни градации упражнений по этому признаку в отдельных видах физической культуры может происходить по-разному. Как правило, они подразделяют­ся на упражнения максимальной, субмаксимальной, большой, средней, ма­лой или умеренной интенсивности.

| следующая лекция ==>
Физическая нагрузка и отдых при выполнении физических упражнений | Природные и гигиенические факторы как средство физической культуры

Дата добавления: 2018-09-24 ; просмотров: 11314 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Классификация физических упражнений – это разделение их на группы (классы) в соответствии с определённым классификационным признаком.

В настоящее время известно более 300 классификаций физических упражнений. Данный факт объясняется тем, что каждое упражнение обладает не одним, а несколькими характерными признаками, и, соответственно, может быть представлено в разных классификациях.

В историческом масштабе можно выделить естественные и так называемые аналитические упражнения.

К естественным относятся упражнения, которые возникли из трудовой, боевой и бытовой деятельности, например: ходьба, бег, лазанье, ползанье, прыжки, метания, переноска тяжестей, плавание и т.д. Однако существуют упражнения, специально созданные в процессе развития теории и практики физической культуры. Это так называемые аналитические упражнения. Их применяют для обучения основам движения, развития основных физических качеств, решения специальных педагогических и лечебных задач. К этой группе упражнений относятся упражнения на большинстве гимнастических снарядов, упражнения с разнообразными снарядами и предметами и др. Характерной особенностью такого рода упражнений является их значительная отвлечённость от движений и действий, встречающихся в практической повседневной жизни.

На сегодняшний день в теории физической культуры к числу основных классификаций физических упражнений относятся следующие:

1. Классификация упражнений по преимущественной целевой направленности их использования. По этому признаку упражнения подразделяются на: общеразвивающие, профессионально-прикладные, спортивные, восстановительные, рекреационные, лечебные, профилактические и др.

2. Классификация упражнений по их преимущественному воздействию на развитие отдельных качеств человека. По этому признаку выделяют упражнения для развития силы, быстроты, выносливости, координации, гибкости, а также сенсорно-перцептивных, интеллектуальных, эстетических, волевых качеств и т.д.

3. Классификация упражнений по преимущественному проявлению определённых двигательных умений и навыков. Здесь обычно выделяют акробатические, гимнастические, игровые, беговые, прыжковые, метательные и другие упражнения.

4. Классификация упражнений по структуре движений. В этом случае упражнения подразделяются на циклические, ациклические и смешанные.

· К циклическим упражнениям относятся: ходьба, бег, плавание, гребля, продвижение на велосипеде, лыжах, коньках и т.д. Характерным признаком циклических упражнений является закономерная последовательность, повторяемость и взаимосвязь самих циклов.

· К ациклическим упражнениям относятся: метание диска, толкание ядра, метание молота, прыжки с места, гимнастические упражнения на снарядах, рывок и толчок штанги и др. В этом случае каждое упражнение представляет собой законченное действие, повторение которого не вытекает из сути самого действия.

· К смешанным упражнениям относятся: прыжки в длину с разбега, прыжки с шестом, бег с барьерами, метание копья с разбега и т.д. То есть это упражнения, в которых сочетаются действия циклического и ациклического характера.

5. Классификация упражнений по преимущественному воздействию на развитие отдельных мышечных групп. В зависимости от того, на какие мышечные группы влияют те или иные упражнения, выделяют: упражнения для мышц шеи и затылка, спины, живота, плечевого пояса, плеча, предплечья, кисти, таза, бедра, голени, стопы.

Такая классификация широко применяется при составлении комплексов силовых упражнений в процессе проведения занятий по бодибилдингу, атлетической гимнастике, пауэрлифтингу, гиревому спорту и т.п.

6. Классификация упражнений по особенностям режима работы мышц. При этом выделяются динамические упражнения, статические, комбинированные.

· Динамические – упражнения, в процессе выполнения которых мышцы, сокращаясь, укорачиваются или удлиняются.

· Статические (изометрические) – упражнения, при выполнении которых длина мышцы при сокращении остаётся неизменной.

· Комбинированные – упражнения, сочетающие оба режима работы мышц.

7. Классификация упражнений по различию участвующих в работе механизмов энергообеспечения мышечной деятельности. В этом случае различают упражнения: аэробные, анаэробные, аэробно-анаэробные.

· Аэробные – упражнения, в процессе выполнения которых энергообеспечение мышечной работы осуществляется в основном за счёт процессов окисления с участием кислорода.

· Анаэробные – упражнения, в процессе выполнения которых энергообеспечение мышечной работы осуществляется в основном в бескислородных условиях (на клеточном уровне).

· Аэробно-анаэробные – упражнения смешанного характера.

8. Классификация упражнений по интенсивности работы. Как правило, в этом случае упражнения подразделяются на упражнения максимальной, субмаксимальной, большой, средней, малой и умеренной интенсивности.

Помимо указанных классификаций существуют и иные, например:

- по воздействию на различные системы и функции организма (на развитие органов дыхания, кровообращения, вестибулярного аппарата и т.д.);

- по снарядовому признаку (без снаряда, со снарядами и т.д.);

- по предметным формам применения (гимнастика, спорт, игры, туризм и т.д.);

- по числу занимающихся, выполняющих упражнения (без партнёра, с партнёром, в группе).

Дата добавления: 2014-11-13 ; просмотров: 13 ; Нарушение авторских прав

Классификация физических упражнений - это разделение их на группы (классы) в соответствии с определенным классификационным признаком. С помощью клас­сификации учитель, преподаватель, тренер могут определять характерные свой­ства тех или иных физических упражнений их образовательно-воспитательный по­тенциал, а, следовательно, более целенаправленной эффективно подбирать те уп­ражнения, которые в большей мере отвечают решению конкретных педагогических задач, индивидуальным и возрастным особенностям занимающихся, характеру физкультурной деятельности и условиям проведения занятий.

В настоящее время известно более 300 классификаций физических упражнений (Г.Г.Наталов, 1976). В связи с тем, что теория и практика физкультурного образова­ния непрерывно обогащается новыми данными, классификации не остаются неиз­менными. Проблема совершенствования классификации заключается в том, чтобы систематизировать все многообразие существующих физических упражнений, ис­ходя из объективных возможностей, представляемых ими для формирования фи­зической культуры личности в целом и отдельных её компонентов. Важное значение имеет также и то, чтобы в классификации предусматривалась возможность появле­ния и прогнозирования новых форм физических упражнений.

Надо иметь ввиду, что каждое физическое упражнение обладает не одним, а не­сколькими характерными признаками. Поэтому одно и то же упражнение может быть представлено в разных классификациях.

Стало быть, не может быть создано пригодной для каждого случая единой клас­сификации упражнений.

Рассмотрим основные, наиболее распространенные классификации.

1. Классификация упражнений по преимущественной целевой направленности их использования. По этому признаку упражнения подразделяются на общеразвивающие, профессионально-прикладные, спортивные, восстановительные, рекреа­ционные, лечебные, профилактические и др. В свою очередь, в зависимости от зна­чимости их в соответствующем виде физкультурной деятельности, они могут иметь различные разновидности. Например, спортивные упражнения подразделяются на соревновательные, специально-подготовительные и общеподготовительные.

Соревновательные упражнения представляют собой двигательные действия, которые являются предметом спортивной специализации и выполняются в соот­ветствии с правилами соревнований по данному виду спорта. Специально-подго­товительные упражнения - это упражнения, представляющие те или иные варианты соревновательного упражнения. Обязательным признаком этих упражнений явля­ется существенное сходство с соревновательным действием как по форме, так и по характеру проявления способностей. Общеподготовительные упражнения - это все остальные упражнения, включаемые в спортивную тренировку и служащие, прежде всего, средствами общей подготовки спортсмена.

2. Классификация упражнений по их преимущественному воздействию на раз­витие отдельных качеств (способностей) человека. По этому признаку выделяют упражнения для развития скоростных, силовых, скоростно-силовых и координаци­онных способностей, выносливости, гибкости, сенсорноперцептивных, интеллек­туальных, эстетических и волевых способностей и т.д.

3. Классификация упражнений по преимущественному проявлению определен­ных двигательных умений и навыков. Здесь обычно различают акробатические, гим­настические, игровые, беговые, прыжковые, метательные и другие упражнения.

4. Классификация упражнений по структуре движений. В этом случае упражне­ния подразделяются на циклические, ациклические и смешанные. В группу цикли­ческих упражнений входят ходьба, бег, плавание, гребля, передвижение на велоси­педе и на лыжах, бег на коньках и др. Их характерными признаками являются зако­номерная последовательность, повторяемость и связь самих циклов. К ацикличес­ким упражнениям относятся: метание диска, толкание ядра, метание молота, прыжки с места, гимнастические упражнения на снарядах, рывок и толчок штанги и др. Здесь каждое упражнение представляет собой законченное действие, а если оно будет многократно повторяться, то не станет циклическим, так как повторение не вытека­ет из сущности самого действия. К смешанным упражнениям относятся такие, в которых сочетаются действия циклического и ациклического типа. В эту группу вхо­дят прыжки в длину с разбега, прыжки с шестом, метание копья с разбега и т.д.

5. Классификация упражнений, построенная по преимущественному воздей­ствию на развитие отдельных мышечных групп. В зависимости от того, на какие мышечные группы они воздействуют, выделяют упражнения для мышц шеи и затыл­ка, спины, живота, плечевого пояса, плеча, предплечья, кисти, таза, бедра, голени и стопы. Такая классификация широко применяется прежде всего при составлении комплексов силовых упражнений в процессе проведения занятий по бодибилдингу, атлетической гимнастике, пауэрлифтингу, гиревому спорту и в других видах спорта.

6. Классификация упражнений по особенностям режима работы мышц. При этом выделяют динамические упражнения, если в процессе выполнения какого-либо действия мышцы сокращаясь, укорачиваются или удлиняются; статические (изо­метрические), при выполнении которых длина мышцы при сокращении остается неизменной; комбинированные, т.е. одновременно сочетающие оба режима рабо­ты мышц.

7. Классификация упражнений по различию участвующих в работе механизмов энергообеспечения мышечной деятельности. В этом случае различают упражне­ния аэробного характера, когда энергообеспечение мышечной работы осуществ­ляется в основном за счет процессов окисления с участием кислорода; анаэробно­го характера, выполнение которых происходит в бескислородных условиях; и аэроб­но-анаэробные упражнения, т.е. смешанного характера.

8. Классификация упражнений по интенсивности работы. Существуют различ­ные способы оценки интенсивности, поэтому группировка и уровни градации уп­ражнений по этому признаку в отдельных видах физической культуры может проис­ходить по-разному. Как правило, они подразделяются на упражнения максималь­ной, субмаксимальной, большой, средней, малой или умеренной интенсивности.

Помимо указанных классификаций существуют и иные классификации упражне­ний: по воздействию на различные системы и функции организма (на развитие ор­ганов дыхания, кровообращения, вестибулярного аппарата и т.д.), по снарядовому признаку (без снаряда, со снарядами и пр.), по предметным формам применения (гимнастика, спорт, игры, туризм); по числу занимающихся, выполняющих упраж­нения (без партнера, с партнером).

Не потеряла своей педагогической ценности классификация физических упраж­нений, разработанная П. Ф. Лесгафтом в соответствии с дидактическим правилом "от простого к сложному". Разделы и основные группы его классификации упраж­нений следующие:

I раздел - простые упражнения (элементарные движения, сложные движения, уп­ражнения с передвижением, с места, упражнения в метании);

II раздел - сложные упражнения или упражнения с увеличивающимся напряже­нием (упражнения с отягощением, осложненные, продолжительные, ходьба и бег, упражнения в метании с увеличением напряжения, упражнения в лазании, упраж­нения в прыганий, упражнения в борьбе);

III раздел - упражнения в виде сложных действий (игры, прогулки, плавание, бег на коньках, фехтование).

Классификация П. Ф. Лесгафта характеризует одну сторону физических упраж­нений - их сложность.

Содержание и форма физических упражнений.

Подобно всем явлениям физические упражнения имеют свои содержание и фор­му.

В общее СОДЕРЖАНИЕ ФИЗИЧЕСКОГО УПРАЖНЕНИЯ входит совокупность про­цессов (психологических, биологических, биомеханических, биохимических и др.), сопровождающих выполняемое движение и вызывающих изменения в организме занимающихся.

Результатом этих процессов является способность человека к двигательной де­ятельности, выражающихся в частности, в физических и психических качествах.

ФОРМА ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ представляет собой их внешнюю и внут­реннюю организацию, согласованность, упорядочение.

К внутренней форме относится взаимосвязь и согласованность тех процессов, которые обеспечивают основные функции при выполнении движений. Например, связь процессов (биологических и других) при беге будет иной, нежели при борьбе.

Внешняя форма упражнений представлена видимой стороной движения, двига­тельного действия, совокупностью его частей, его техникой.

Содержание и форма находятся в единстве, они влияют друг на друга, но содер­жание играет при этом ведущую роль. Так, на разных дистанциях при различном проявлении качества быстроты, разными будут и компоненты техники бега (длина шага, темп и т.д.). На проявление физического качества влияет техника двигатель­ного действия, поэтому, например выносливость в разных видах спорта имеет спе­цифический характер. С другой стороны, нецелесообразная техника ведет к нера­циональному расходованию энергии и ухудшает проявление физических качеств.

Педагогическое содержание физических упражнений составляет решаемая прак­тическая задача и то педагогическое влияние, которое они оказывают на занимаю­щихся. В качестве внутренней формы здесь необходимо назвать взаимосвязь, со­гласованность двигательных навыков и умений, входящих в данное двигательное действие, а внешней формы - результат решения поставленной задачи ("освоение", "неосвоение" и др.). "Представителем" содержания являются физические качества, формы - техника упражнений. Но поскольку содержание всегда развивается быст­рее, чем форма, постоянно накапливающаяся "старая" техника физических упраж­нений, сдерживает проявление физических качеств. Учет этого обстоятельства име­ет важное педагогическое значение. Изучая и оценивая форму движений, педагог косвенно получает сведения о внутренних процессах организма, что позволяет ему осуществлять направленное воздействие на упражняющихся. Нахождение в каж­дый конкретный момент оптимального соотношения содержания и формы физи­ческих упражнений выступает одной из важных проблем теории и практики физи­ческого воспитания.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.