Упражнения тренинги мышц дыхательного и артикуляционного аппарата

Наталья Гусева
Развитие мышц артикуляционно-речевого аппарата (логопедические упражнения)

Внятность и четкость речи зависят от развития мышц языка, челюсти, состояния зубов, носоглотки. Поэтому, если вы хотите, чтобы ваш ребенок красиво и правильно говорил, следите за здоровьем зубов, состоянием прикуса и до конца пролечивайте заболевания.

Наиболее активно участвует в образовании слов язык. От его положения, от того, какую форму он принимает зависит правильное произношение большинства звуков русского языка.

Правильное речевое дыхание обеспечивает наилучшее звучание голоса. Своеобразный вдох и последующий плавный выдох создают условия для непрерывного и плавного звучания речи, для свободного скольжения голоса по высоте, для перехода от тихой речи к громкой и наоборот.

Следующим важным моментом в развитии речи является развитый фонематический слух, т. е. умение отличать речевые звуки (фонемы) от других.Это дает возможность различать близкие по звучанию слова: мал - мял, рак - лак.

Чтобы выработать хорошую дикцию у ребенка, обеспечить четкое и благозвучное произношение, нужно уделить внимание играм для развития речевого дыхания и фонематического слуха. Следует, играя с ребенком, правильно произносить звуки в слове, обращая внимание малыша на правильное произношение.

Ребенок выполняет различные мимические движения: надувает щеки, показывает язык, вытягивает губы трубочкой, широко открывает рот и т. д.

2. Щелканье языком с широко открытым ртом. Цоканье языком, губы растянуты в широкую улыбку. Посвистывание, при этом губы вытянуты в трубочку. После отработки этих элементов ребенку предлагается несколько раз подряд два раза щелкнуть, два раза цокнуть, два раза свистнуть.

3. Облизывание губ, зубов, тарелки или леденца на палочке. Плевание крупой. Перекатывание орехов во рту.

4.Гимнастика для языка:

движения в разные стороны, выгибание языка, сжимание и разжимание языка, свертывание в трубочку, поддразнивание и т. д.

Повторение скороговорок улучшает подвижность органов артикуляции, развивает слуховое внимание, способствует правильному произнесению звуков.

Упражнение включает стихи и скороговорки с труднопроизносимыми сочетаниями звуков. Эти задания выполняются только теми детьми, которые все звуки выговаривают правильно. Запоминать скороговорки достаточно трудно, да в этом нет необходимости. Важнее правильно произнести все звуки.

Сначала ребенок громко и медленно повторяет стихотворение или скороговорку. Если у него это получается без ошибок, можно попробовать проговорить этот же текст, постепенно ускоряя темп.

Скороговорки для занятий:

Утром, присев на пригорке,

Учат сороки скороговорки.

Кар-р-р! Картошка, картонка, карета, картуз.

Кар-р-р! Карниз, карамель, карапуз.

Вез на горку Саня за собою сани.

Ехал с горки Саня, а на Сане сани.

Шел Егор через двор

С топором чинить забор.

Как у нас семья большая

Два у лавки стоят,

Два учиться хотят,

Два Степана у сметаны

Две Дашки у кашки

Две Ульки в люльке,

Одна Маша не наша,

Братья сеяли пшеницу,

Да возили в град-столицу:

Знать, столица та была

Недалече от села.

Из-за леса, из-за гор

Едет дедушка Егор.

Жена на коровке,

Дети на телятках,

Внуки на козлятках.

Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

Тридцать три вагона в ряд тараторят, тарахтят.

Тридцать три корабля лавировали, лавировали, да не вылавировали.

У храпуна - хоромы дома.

Храпит храпун в своих хоромах.

В океане плыл диван.

А на нем лежал Иван.

Так приятно в океане

Варе и Валерику - по паре вареников.

Дорог Алику рогалик,

Алле дал рогалик Алик,

Галя Алика ругала -

А рогалик ела Алла.

Дали Маше сыворотку из-под простокваши.

Игра "Веселый попугайчик".

Цель: развитие звуко-фонематического анализа, формирование чувства ритма, развитие способности звукоподражания.

Ход игры:

Ведущий проговаривает слоговые ряды с отстукиванием или отхлопыванием каждого слога.Ребенку говорят: "Ты - веселый попугайчик, а попугайчики повторяют каждое слово. Сможешь ли ты повторить за мной и отстукать ребром ладони каждое слово? Будь внимателен".

Ребенок и ведущий сидят друг против друга за столом.По команде ребенок начинает отстукивать и повторять слоги:

а) одинаковые - ра-ра-ра;

б) со сменой темпа (медленно - быстро) - ра-ра-ра-ра - ра-ра-ра-ра - ра-ра-ра - ра-ра-ра; ра-ра-ра-ра;

в) с наращиванием ряда - па - па-па - па-па-па - па-па-па-па - па-па-па-па-па. Необходимо следить за достижением координации голоса и движений.

6.Зарядка для язычка: артикуляционная и дыхательная гимнастика для малышей.

Артикуляционная гимнастика

(Рекомендуемое число повторений - 6-8 раз).

Вот некоторые примеры:

• Широко открыть рот (жарко, закрыть рот (холодно)

• Надуть щеки, сдуть щеки, как будто шарик.

• Облизать губки по кругу, дотянуться с силой язычком до носика, щек, подбородка (представьте, что вы выпачкались в варенье).

• Облизать тарелочку, как это делает киска.

• Приоткрыть ротик, побарабанить язычком по верхним зубкам (словно барабанщик).

Поиграть в слоненка: вытянуть вперед губы трубочкой, "сделать хобот"; "набирать им водичку", слегка причмокивая.

Перекатывать орешки: с закрытым ртом кончик языка поочередно с напряжением упирается в щеки, на щеках образуются твердые шарики-"орешки".

Поиграть в лошадку: поцокать языком, потом пофыркать (можете при этом играть с игрушечной лошадкой).

Сделать заборчик: улыбнуться с напряжением, обнажив зубы.Сделать чашечку: высунуть язык, придать ему форму чашечки.

• Завернуть язык наверх, словно вы сворачиваете блинчик, прижать его верхними зубами.

• Почистить зубки язычком (провести язычком по верхним, потом по нижним зубкам).

Поиграть в паровозик: погудите, "у-у", губы трубочкой (можете показывать при этом нарисованный или игрушечный паровозик).

• Показать,как гудит пароход: приоткрыв рот, тянем звук "ы-ы-ы".

Покажите ребенку часы с маятником, пусть малыш изобразит как он работает,точно так же подвигайте языком: вправо-влево, в уголки рта.

Используя эти упражнения, можете сами придумать и разыграть сказку.Например: "Проснулся утром язычок, открыл окошко (открыть рот, посмотрел наверх - где же солнышко? (вытянуть язык вверх к носу)- и стал искать его: посмотрел налево (вытянуть язык к левой щеке, потом направо (вытянуть к правой щеке)" и т. д. Проявите фантазию.

Развиваем речевое дыхание

Во-первых, когда рассказываете малышу сказки, стихи, например упоминаете ветер,поучите ребенка дуть: дуйте ему в лицо. Со временем он начнет подражать вам. Потом вы можете еще и поиграть,предлагая ребенку дуть: дайте малышу маленький кусочек распушенной ватки, объясните, что это снежинка, она летает, когда дует ветер, дуть нужно ртом, округленными губами, плавно, а вдыхать через нос.

Сделайте из бумаги бабочку или самолетик, прикрепите на ниточку, покажите ребенку, как они будут летать, если на нее подуть. Нужно добиваться того, чтобы выдох был как можно более долгим.

Сделайте дерево: вырежьте из бумаги несколько полосок, приклейте к палочке или карандашу, "ветер" будет колыхать листву. Такие упражнения также развивают воображение.

Подуйте вместе на кусочек бумажки или пламя свечи. Важно, чтобы выдох не был резким, иначе свеча потухнет, дуть нужно плавно и легко.

Сделайте (или купите) вертушку или игрушечную мельницу, научите малыша дуть на крылья так, чтобы они вертелись.

Вырежьте из бумаги птичек и поставьте у самого края стола.Командуйте: "птички полетели", дуйте вместе, только один раз. Выдох должен быть долгим, чтобы они улетели как можно дальше.

Покажите ребенку, как дышит собачка,когда ей жарко: высунув язычок, шумно, быстро.

Научите малыша дуть на горячее,а также греть ручки: пусть вдыхает носом, а выдыхает ртом, согревая поднесенные к губам руки.

Бывает так, что дети смешивают понятия вдох и выдох, а также вдох и выдох ртом и носом. Научите ребенка нюхать цветочек (нужно сделать утрированный вдох носом, а потом выдохнуть со звуком "а-а"). Сорвите отцветший одуванчик и дуйте на него так, чтобы слетели пушинки. Следите за тем, чтобы малыш хорошо надувал щечки, не проглатывал и не выдыхал воздух.

7. Развиваем фонематический слух

Читайте стихотворение (первые две строчки тихим голосом, ударяя пальчик о пальчик тихо, две последние строчки громким голосом, громко хлопая в ладоши):

Пальчик о пальчик тихо бьем.

Пальчик о пальчик тихо бьем.

А потом в ладоши громко бьем.

Хлопаем в ладоши: бом-бом-бом.

Разучите стихотворение (произносите первую строчку обычно, вторую тихо, третью обычно,четвертую шепотом:Мышонку шепчет мышь:"Ты что шуршишь, не спишь?".Мышонок шепчет мыши:"Шуршать я буду тише".

Для ребенка постарше подойдут такие задания: "Я буду произносить звуки, а ты хлопни в ладоши, когда услышишь звук. (например "М", "Я буду называть слова, а ты хлопни в ладоши, когда услышишь слово со звуком. (например "Р").

Для 5-6-летних подойдет задание: "Замени первый звук в слове на "Р". Какое получилось слово? Лис. ис, лепка. епка, диск. иск и т. д. ".

Можете сами выдумывать подобные игры. Попросите ребенка под тихий звук идти на носочках, под громкий - шагом, под очень громкий - бегом (для аккомпанемента, например, ударяя в барабан).Завяжите малышу глаза, звените колокольчиком, пусть пробует определить, откуда доносится звук. Учите ребенка воспроизводить ритм. Например, ударьте в ладоши два раза, попросите малыша повторить за вами. Постучите по столу два раза, потом еще раз после паузы, добивайтесь, чтобы ребенок повторил за вами.Отхлопывайте вместе ритм и говорите двухсложные слова: ма-ма, па-па, ос-ень, ду-ет, силь-ный, мно-го и др. (потом трехсложные: вы-со-та, ле-бе-да, и т. д.).

Можно придумывать свои слова. Начните делать все упражнения как можно раньше. Конечно, выбирайте сначала самые простые,выполняя их как бы между делом: дуйте вместе на суп или поиграйте в кошечку, облизывающую тарелочку. Не огорчайтесь, если не все получится с первого раза. Будьте терпеливы, ласковы и спокойны. Постепенно усложняйте задания, преподнося их непременно в канве сказки или игры. Не забывайте при этом почаще хвалить малыша. Вас ждет непременный успех. Желаю удачи!

Особенности развития речи детей шестого года жизни Особенности развития речи детей шестого года жизни На шестом году жизни совершенствуются все стороны речи: словарный запас, грамматический.

Последствия вредных привычек. Формирование прикуса Нарушение прикуса у детей – явление довольно распространенное. Выявить такой дефект можно при первичном логопедическом обследовании. При.

  • Мастер-классы (409)
  • Декупаж (320)
  • Все для детей (222)
  • Тренируем память (9)
  • пластилин (4)
  • история малой родины (208)
  • война (50)
  • общие данные (41)
  • Рогалик (29)
  • крестьянство (29)
  • слободская Украина (21)
  • немцы (20)
  • соседние села (10)
  • церковь (9)
  • Ануфриевка (5)
  • фотографии (5)
  • Малчевские (4)
  • сулины (3)
  • кулинария (109)
  • Моя кулинария (108)
  • Шью чуть-чуть (99)
  • Ручная работа (96)
  • моя работа (84)
  • ссылки (73)
  • память предков (71)
  • Герасименко (24)
  • Долгодушев А И (18)
  • фамилии (11)
  • Бычковы (5)
  • Джикаевы (2)
  • Новый год (63)
  • идеи для творчества (60)
  • Видео (58)
  • генеалогия (58)
  • Материалы и инструменты (43)
  • Школьнику (42)
  • цветы (37)
  • Плетенеи из газет (36)
  • интересно узнать.. (33)
  • Секреты красоты (32)
  • логопедия (31)
  • сумки (23)
  • Соленое тесто (21)
  • психология (21)
  • полезные советы (20)
  • картинки для декупажа (17)
  • Вязание (16)
  • О здоровье (15)
  • терра,коллажи (15)
  • История Дона (14)
  • топиарий (14)
  • пейп-арт (14)
  • декор зернами кофе (12)
  • идеи для дома (10)
  • Папье-маше (9)
  • гипс (7)
  • Фотография (7)
  • Пасха (6)
  • ремонт (5)
  • цветы в различных техниках (5)
  • Дисграфия (4)
  • Стихи (4)
  • точечная роспись (3)
  • книга (2)
  • Открытки (1)
  • (0)
  • Ануфриевка (0)

Эти упражнения помогают создать нервно-мышечную основу, необходимую для полноценного звучания голоса, ясной четкой дикции, предотвратить патологическом развитии движений органов артикуляции, а также снять чрезмерное напряжение артикуляционных и мимических мышц, создать необходимые мышечные действия для свободного владения и управления артикуляционным аппаратом.

При их выполнении следует соблюдать определенные правила. Выполняйте упражнения только перед зеркалом с опорой как на визуальный контроль, так и на мышечные ощущения. Избегайте дополнительных движений. Выполняйте упражнения в спокойном темпе, без усилий, плавно и ритмично. Переходите к следующим упражнениям только после того, как усвоили предыдущие. Тренировки следует проводить 2-3 раза в день по 7-10 мин.

Упражнения для мышц нижней челюсти. При выполнении упражнений следует добиваться, чтобы нижняя челюсть свободно и легко опускалась вниз и не мешала произносить звуки. Голову следует держать прямо, не опуская и резко не поднимая его. Челюсть опускать плавно и без чрезмерного напряжения. Каждое упражнение выполнять ритмично, фиксировать положение на счет 1-5. Исходное положение: рот закрыт, мышцы нижней челюсти не напряжены.

назад.
Упражнение 11. Выполнять движения нижней челюстью вправо, влево с одновременным поворотом головы в ту же сторону.
Упражнение 12. Коснуться подбородком поочередно к правому и левому плечу.
Упражнение 13. Прикоснуться подбородком груди.
Упражнение 14. Запрокинуть голову назад, подбородок выдвигать и возвращать в исходное положение. Темп медленный.
Упражнение 15. Поставить локти на стол, положить ладони одна на другую, опереться подбородком на ладони, надавить на них подбородком, открывая рот. Расслабиться.

Упражнения для губ. Исходное положение: рот закрыт, мышцы нижней челюсти не напряжены.

назад.
Упражнение 11. Выполнять движения нижней челюстью вправо, влево с одновременным поворотом головы в ту же сторону.
Упражнение 12. Коснуться подбородком поочередно к правому и левому плечу.
Упражнение 13. Прикоснуться подбородком груди.
Упражнение 14. Запрокинуть голову назад, подбородок выдвигать и возвращать в исходное положение. Темп медленный.
Упражнение 15. Поставить локти на стол, положить ладони одна на другую, опереться подбородком на ладони, надавить на них подбородком, открывая рот. Расслабиться.

Упражнения для губ. Исходное положение: рот закрыт, мышцы нижней челюсти не напряжены.

Упражнения для тренировки мышц глотки и мягкого неба

Упражнения для мимических мышц № 1

Упражнения для мимических мышц № 2

Условия, которых следует придерживаться при выполнении массажа кожа частей тела, массируем, и руки должны быть чистыми. Все движения следует выполнять по определенным направлениям. Мышцы во время массажа должны быть расслаблены. Массаж следует делать медленно, плавно. Продолжительность массажа - 2-3 мин. Движения нужно делать выпрямленной ладонью, большой палец отведен, а остальные слегка согнуты, при массаже кожа не должна смещаться. Каждое движение повторять 4-6 раз. Массаж следует делать при ОРЗ, высокой температуре, сыпях на коже.

Дыхание считается неправильным , если выявляется: его верхнегрудной тип (поднимаются верхние отделы грудной клетки и плечи), перебор дыхания (слишком большой вдох при грудном типе дыхания), поверхностность, учащенность дыхания и укороченность фазы выдоха, отсутствие фокусированности выдоха на губах и неумение делать незаметный для окружающих энергичный добор воздуха. Наряду с указанными причинами дыханию вредит также неправильная осанка . Осанка — это уравновешенное движение таза и плечевого пояса с активным участием мышц брюшного пресса, владение своим телом и позвоночником. Для этого надо правильно встать и вызвать ощущение эластичного мышечного корсета. При правильной осанке осуществляется совокупная работа следующих мышц: брюшных мышц, которые тянутся спереди, от лобковой кости до грудной клетки и по бокам корпуса к широчайшей мышце спины, сухожилия которой переплетаются с сухожилиями косых брюшных мышц; широчайшей мышцы спины, которая закрепляется на позвоночнике, ребрах и плечевых костях; длинных спинных мышц, тянущихся несколькими слоями от крестца до тыльной части головы. К этой мускулатуре относятся еще зубчатые мышцы лопаток. Если заметили, что напряглись мышцы шеи,— значит, недостаточно работают мышцы туловища. Неправильное дыхание приводит к форсированности и неустойчивости голоса.

Рассмотрим предлагаемую методику тренировки мышц дыхательного аппарата.

Постановка дыхания начинается с приведения себя в состояние покоя. Считается, что спокойное дыхание — это наилучшее средство от застигающих врасплох внешних воздействий.

Далее — следует встать прямо, с легким разворотом плеч, с ровной спиной и начинать отрабатывать рациональное для речи, глубокое и сильное диафрагмально-нижнереберное дыхание. Для контроля движения брюшного пресса и нижних ребер сбоку на них кладем руку. Вдох делается бесшумно и быстро, от наполнения легких воздухом во время вдоха отмечается движение стенки живота и нижних ребер грудной клетки вперед и в стороны. На выдохе они постепенно занимают свое исходное положение. Это упражнение повторяется до тех пор, пока не усвоится и пока не устранится часто встречающееся ошибочное положение на вдохе: подъем груднойклетки вверх и втягивание живота внутрь; Равномерный и продолжительный выдох сопровождается произнесением поочередно звуков: ф, с, ш, пф, у, о, и.

Затем отрабатывается направленность выдоха . Выдох направляется к органам активной артикуляции и фокусируется в одной точке — на губах . Для достижения этой цели следует вытянуть слегка вперед губы и, не меняя их положения, произносить звуки, слова, фразы и др.

Например: уууууууууу, оооооооооо (с ощущением трения выдыхаемого воздуха о губы), ухоухоухо . , умумум . , уникумуникумуникум, унисон . , урок . , урюк . , уснуть . , утюг . , уют . Кто от кого, тот в того. За пнем бугорок, а в нем городок. Повинную голову меч не, сечет. Дружба дружбой, а служба службой. За труд чтут. Очи ушей вернее. Федот, да не тот. Хороший кусок найдет себе роток. Сок с березы стек.

Далее отрабатывается длительность речевого выдоха . Для достижения этой цели сначала используется счет до 6, потом до 10, далее постепенно доводится до 15, до 25 и т.д. При выполнении этих упражнений следует придерживаться умеренного темпа речи с четким договариванием слова в полном его объеме, обращать внимание на ровное распределение выдоха на протяжении всего высказывания или счета, сохранять резерв — небольшое количество воздуха, которое всегда должно оставаться в легких. Постепенно счет заменяется поговорками, скороговорками, частями стихов с короткой и длинной строкой, слитным чтением целых строф.

Например: На горе растут дубы, под горой растут грибы: белый стар — брать не стал (пауза). Моховик и мал и вял . груздь на солнце греет бок. В кузовок иди, грибок (пауза)!

Осуществляется контроль за тем, чтобы паузы не разрывали течение мысли, сохранялся четкий внутренний ритм и чтобы последнее слово в строке, в конце синтагмы было также полнозвучно,как и первое. Вообще требуется соблюдать ясность и громкость произнесения текста. Все дыхательные упражнения выполняются без суетливости и регулярно. Дыхательная гимнастика не только регулирует речевую функцию, но она регулирует газообмен в организме, кровообращение, массирует внутренние органы. Тренировка осуществляется и в статике, и в движении с контролем за осанкой, положением спины, головы, шеи, расслабленностью нижней челюсти и расторможенностью рук, особенно кистей.

Освещая тему дыхания, необходимо остановиться еще на одном обстоятельстве, а именно — на связи дыхания с эмоциями . Если возникает эмоциональная вспышка, то управление дыханием оказывается в той или иной степени потерянным. Это подтверждает положение, что дыхание — типичная полупроизвольная функция. Ограниченность нашей власти над дыханием проявляется в разной форме. Непроизвольные его задержки происходят при любом напряжении, особенно при активной умственной работе. Даже настроение можно определить по дыханию. Если человек спокоен, то он дышит легко и свободно. Если чем-то обижен, то дышит прерывисто, а если обеспокоен, он дышит затаенно. Перемена дыхания — это обязательно подготовка к перемене деятельности. При этом считается, что меняется не частота, не глубина, а тонус дыхания .

Как дыхание зависит от эмоционального настроя, так и эмоциональный настрой можно вызвать, по обратной связи, дыхательным рисунком заданного эмоционального состояния. В этом случае используется ритм дыхания. Ритмичность дыхания достигается счетом под собственный пульс (счет до четырех). Ритм дыхания создается сменой его рабочих единиц, завершающихся паузой (вдох и выдох являются одной рабочей единицей). Работу над ритмом дыхания начинают будучи в спокойном состоянии, так как при нагрузках и волнениях пульс учащается. Позже, когда образуется твердая привычка, автоматизм, возникает обратная связь: при гневе, страхе или волнении дыхание ритмом приводится в норму, оно становится более глубоким, амплитуда движения увеличивается, количество дыхательных движений сокращается, грудная клетка опускается — все это приводит к сокращению частоты пульса и в целом — к успокоению.

Что же нужно знать о самоконтроле? Прежде всего то, что он должен быть систематическим и длительным . Самоконтроль, проводимый без системы, от случая к случаю даст малую пользу. Наблюдения желательно проводить в одни и те же часы. Контроль дыхания включает также его задержку или экономное расходование выдоха, длительное и плавное.

Упражнение 1.
Отработайте диафрагмальный тип речевого дыхания (а), удлиненный выдох (б), его сфокусированность (в).

б) Следующий этап дыхательного тренинга — распределение и тренировка длительности выдоха . Для выполнения данного задания применяют счет: прямой, обратный, порядковый, по пять, десять и т. д.

Во время чтения стихотворений материал членится паузами после произнесения на выдохе сначала двух строк, затем — куплета, далее — двух куплетов с четким и выразительным проговариванием текста.

в) Отработка сфокусированности выдоха в области активной артикуляции. Губы следует держать несколько вытянутыми вперед, подобно рупору.

Гусар с кнутом, сом с усом. Шубка зимой не шутка. Не помучишься — не научишься. Чужую беду руками разведу. На скорую ручку комком, комком да в кучку. Сок с березы стек. Нашего слугу согнуло в дугу. Без ухода хорошо растет только сорняк. Скажешь — не воротишь, напишешь — не сотрешь, отрубишь — не приставишь. Шумит дубравушка к непогодушке. Курочка пестра-пестра, уточка с носка плоска. Крошка сын к отцу пришел . Сын мой, а ум у него свой. Под носом взошло, а в голове не посеяно. Не море топит корабли, а ветры. Либо дождик, либо снег; либо будет, либо нет. Дорого, да мило; дешево, да гнило. Торопке порка не впрок, Торопке корка впрок. Плохонько плавал Прохор в пруду. На чужой сторонушке рад своей воронушке. Во поле-поле затопали кони, от топота копыт пыль по полю летит. Соврешь — не помрешь, да впредь не поверят. Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто на дело гож. На языке мед, а под языком лед. Фофан, фофан — в землю вкопан. Город Хорог — тут дорог горох. По дороге едут дроги, могут ноги отдавить. За комаром — с топором, за мухой — с обухом.

Упражнение 2.
Обучитесь умению делать добор дыхания

Несмотря на достаточность воздуха в легких, следует научитьсяпополнять его запас незаметно. При этом во время паузы сохраняется положение вдоха; нижние ребра расширены, косые мышцы живота не расслабляются до окончания проговаривания текста. Добор воздуха важно производить быстро и незаметно, он ощущается лишь говорящим.

Например: На дворе трава (добор), на траве дрова (добор),— раз дрова (добор), два дрова (добор), три дрова (добор) — не вместит дров двор (добор) —дрова выдворить (добор).

На паузах воздух не расходуется, а используется на очередном слове. Далее работа постепенно усложняется, т.е. добор воздуха проводится после больших отрезков высказываний; но в любом случае на данном этапе работы над речевым дыханием отрабатывается именно добор его, а не полный вдох.

Черемуха душистая (добор)
С весною расцвела (добор)
И ветки золотистые (добор)
Что кудри завила (добор)

Черемуха душистая (пауза без добора)
С весною расцвела (добор)
И ветки золотистые (пауза без добора)
Что кудри завила (добор)

Упражнение 3.
Прочтите стихотворение и сделайте паузы с добором и без добора воздуха.

По Неве
Плывут плоты
Еле-еле,
По Неве
Плывут плоты
Плиты елей.
Вот плоты
Плывут подряд
В страны дальние,
Вот плоты
Застопорят
У Ростральных.
Бревна к бревнам
Впритык
Еле-еле
По Неве
Плывут плоты
Плиты елей.
От Невы
Каждый вал
Пуд, наверно,
И пульсирует
Нева,
Будто вена.

Упражнение 4.
Произнесите возрастающее количество строк стихотворения на одном выдохе: последовательно две и четыре строки.

Зима. Что делать нам в деревне? Я встречаю
Слугу, несущего мне утром чашку чаю,
Вопросами: тепло ль? Утихла ли метель?
Пороша есть иль нет? И можно ли постель
Покинуть для седла, иль лучше до обеда
Возиться с старыми журналами соседа?

При правильном использовании дыхания не должно быть излишнего переполнения воздухом грудной клетки и изнуряюще длинного выдоха, когда уже теряется звучность голоса и ясность дикции. Следует соразмерять расход воздуха с величиной текста, читаемого от одного вдоха до другого.


Многим людям, даже не связанным с публичными выступлениями как таковыми, нередко всё же приходится брать на себя функцию оратора, ведущего или конферансье. Это может быть презентация проекта или доклад, проведение какого-либо мероприятия или просто рассказ интересной истории в кругу друзей. Что уж говорить о тех, для кого выступления – это профессия? Но абсолютно неважно, выступает человек профессионально, только обучается этому мастерству или же вообще толком не имеет к этому отношения, в любом случае правильная артикуляция всегда будет играть ему только на руку, т.к. благодаря ей все произносимые слова будут звучать внятно, ясно и чётко, а речь будет красивой и запоминающейся. В особенности же это, конечно, касается тех людей, которые имеют к выступлениям непосредственное отношение. В этой статье мы представляем вашему вниманию 10 действенных упражнений по улучшению артикуляции.

Каждое из упражнений направлено на тренировку мышц речевого аппарата и улучшение их подвижности. При выполнении важно уделить особенное внимание тому, что нагрузка должна направляться на конкретные группы мышц. Важно также, чтобы мышцы шейно-плечевого отдела могли работать свободно, а темп упражнений должен быть замедленным – это способствует получению от упражнений наибольшего эффекта. Перед выполнением упражнений обязательно нужно выполнить разогревающую гимнастику речевого аппарата. Уделить ей можно всего 5-7 минут, но качество практики улучшится существенно.

Артикуляционная гимнастика

Артикуляционная гимнастика различается по видам:

  1. Втягивание и раздувание щёк поочерёдно
  2. Перегонка воздуха из одной щеки сначала в другую щёку, затем под нижнюю губу, затем под верхнюю губу
  3. Напряжение щёк и губ с попыткой выталкивания из ротовой полости воздуха
  4. Втягивание щёк и одновременное смыкание и размыкание губ
  • Упор кулаками в нижнюю челюсть и давление челюстью на кулаки
  • Различные движения нижней челюстью: вверх-вниз, назад-вперёд, круговые
  • Напряжённая улыбка с сомкнутыми зубами и вытягивание губ трубочкой
  • Различные движения губ с сомкнутыми зубами: вверх-вниз, влево-вправо, круговые
  • Пожёвывание губ
  • Натягивание губ на зубы и последующая улыбка со скольжением губ по зубам
  • Подтягивание верхней губы с обнажением верхних зубов, затем нижней губы с обнажением нижних зубов
  • Фырканье

После того как артикуляционная гимнастика окончена и вы убедились, что все части речевого аппарата разработаны, можно переходить к основным упражнениям на улучшение артикуляции.

Упражнения на улучшение артикуляции

Упражнение на правильное распределение воздуха. Как правило, больше дыхания человеку требуется при громком произношении, но тихое произношение зачастую предполагает большего контроля выдоха. Потренируйтесь в произношении фраз тихим и громким голосом и определите, какое количество воздуха вам требуется для каждого из них. Совмещайте данный приём с предыдущим.

Упражнение на ровное произношение гласных единым потоком и чёткое произношение согласных внутри этого потока. Выберите любое стихотворение (или несколько строк из него) и делайте следующим образом: сначала исключите из строк все согласные и ровно произносите только гласные, немного их протягивая. После этого в поток гласных начинайте вставлять чёткие и быстрые согласные, стремясь к тому, чтобы поток гласных сохранился таким же звучным.

Упражнение на дикцию. Оно представляет собой простое чтение скороговорок. Выберите для себя несколько скороговорок с различными буквосочетаниями и начинайте оттачивать произношение. Сначала не спеша, размеренно. Затем увеличивайте темп. Следите за ритмичностью, контролируйте дикцию, внятность и выразительность.

Ещё одно упражнение на улучшение дикции. Заключается оно в том, что в конце каждого слова нужно уделять особое внимание резкому подчёркиванию его окончания. Это сделает произношение слова чётче и выразительнее.

Упражнение на улучшение произношения звуков. Оно применяется для тех звуков, произносить которые вам наиболее сложно. Возьмите словарь, откройте букву, которая вызывает у вас затруднения, и читайте подряд все слова, в которых есть сложный для вас звук, тщательно в него вслушиваясь. Посредством многократных повторений произношение улучшится. В дополнение к этому упражнению можно использовать для отслеживания прогресса диктофон: записывайте все произносимые слова, затем прослушивайте записи и работайте над ошибками.

И в качестве небольшого бонуса ещё один классный и эффективный приём на улучшение общего качества не только артикуляции, но и вступлений вообще — это работа с зеркалом. Выберите отрывок из прозы или стихотворение, которое вы помните, и прочите его, наблюдая за своим отражением в зеркале. Отслеживайте свою мимику, движение губ, глаз, бровей, скул. Прислушивайтесь к своему голосу. Главными критериями оценки должны выступать эстетичность, естественность, гармоничность, а также психологический и физический комфорт. Вы должны добиться того чтобы нравиться себе, чтобы звук вашего голоса был для вас самих приятен, а мимика и жестикуляция вызывали исключительно положительные эмоции.

Естественно, эти упражнения не являются исчерпывающими и единственными в своём роде. И они должны служить вам лишь указателями в работе над своей артикуляцией. При желании вы можете найти огромное количество подобных упражнений в Интернете или специализированной литературе. Но подводя итог, можно составить краткое резюме и выделить несколько главных принципов:

  • Особой важностью в тренировке артикуляции обладают систематичность занятий и их сознательный контроль
  • Очень важно регулярно работать перед зеркалом
  • В процессе занятий вы должны требовательно относиться к себе, уметь смотреть (слушать) себя со стороны
  • Нужно обязательно делать многочисленные повторения неудобопроизносимых звуков до ощущения состояния полного комфорта при их произношении
  • Особое внимание следует уделять работе с мышечными и эмоциональными зажимами
  • Прогресс значительно ускоряет прослушивание аудио- и просмотр видеоматериалов с записями людей, обладающих превосходной артикуляцией

Руководствуйтесь в своей практике этими принципами, и нужный результат очень скоро даст о себе знать. А первый ощутимый эффект проявится уже на начальном этапе. Запомните, что развивать артикуляцию рекомендуется не только певцам, профессиональным ведущим, лекторам, ораторам или актёрам, но и любому человеку вообще хотя бы по той простой причине, что все мы живём в социуме, и нам постоянно приходится взаимодействовать с другими людьми.

Мы желаем вам удачи в работе над артикуляцией. Говорите красиво!

Для тренировки артикуляции и поднятия настроения мы предлагаем вам пройти небольшой тест:

  1. Попробуйте, не используя рук и с закрытым ртом, вывернуть наизнанку нижнюю губу
  2. Попробуйте сделать то же самое, но уже с открытым ртом
  3. Повторите пункт №2 у зеркала

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.