Упражнения для укрепления мышц боковых краев языка

Ход работы:

I. Подготовительный этап

С целью уточнения этиопатогенетического механизма бокового сигматизма мною было обследовано 20 детей. Большинство (13) детей имели боковой сигматизм свистящих и шипящих, трое – боковой сигматизм свистящих, двое – латерально произносили шипящие, еще двое при латеральных шипящих произносили межзубносвистящие. В речевом развитии (Приложение №1 в презентации) и в речевом дыхании (Приложение № 2 в презентации). Наблюдалась минимальная церебральная дисфункция (Приложение № 3 в презентации).

Артикуляционная гимнастика и массаж для снятия гиперсаливации и спастичности:

- жевание и глотание с закрытым ртом.

- упражнение йогов. Вращение языком в преддверии открытого рта,сглатывание слюны.

- статистические упражнения. Широкое открывание и закрывание рта, язык на дне ротовой полости (в течение 3-5 сек. ,затем 5-10 сек.).

- надувание и втягивание щек: одновременное, попеременное (4-5 раз).

- легкая вибрация под подбородком указательным пальцем(5 сек)в области подчелюстной ямки.

-круговые движения указательными пальцами почасовой стрелке по точкам под козелками ушей в течение 5 мин. (по 2.5 мин-рот открыт-закрыт) и 5 мин. против часовой стрелки.

Массаж мягкого нёба: поглаживание и разминание пальцемтвердого и мягкого нёба по средней линии от верхних резцов до увуля,для получения выраженного глоточного рефлекса.

Особенно на начальных этапах необходимо использовать логопедический массаж (см. Приложение № 1)

При гиперкинезе необходимо расслаблять спастическую часть языка поглаживаниями и укреплять паретичную часть с помощью глубоких разминаний и вибрации.

Коррекция бокового сигматизматребует уделять основное внимание отработке элементов артикуляционной установки: укреплению боковых краёв языка и воспитанию нормального направления струи выдыхаемого воздуха.

Для коррекции боковогосигматизмаэффективен следующий комплекс упражнений:

I. Упражнения для развития движений мышц лица и губ.

II. Упражнения, направленные на расширение, распластывание языка.

III.Задания на закрепление боковых краев языка. При выполнении упражнений необходимагиперкоррекция пораженной стороны и т. д.

IV.Приёмы выработки силы и четкой направленности выдыхаемой струи воздуха по середине языка.

Далее действуем избирательно, в зависимости от диагноза (боковой,межзубно-боковой сигматизм,множественнаялатеральность) и индивидуального плана работы. Я использую следующие комплексы гимнастики для различных видов боковогосигматизма:

I. Упражнения для расширения, распластывания языка.

II.Упражнения для укрепления боковых краев языка:

При одностороннем боковом сигматизмеупр-я I и II групп следует выполнять с гиперкоррекцией на более слабой стороне (начиная и заканчивая с неё, используя большее количество повторений).

III.Упражнения для выработки резкой центрированной воздушной струи (выполняются при широком, распластанном языке, достигающем боковых зубов).

При боковомсигматизме коррекцию следует начинать со свистящих звуков. Отработка артикуляционной установки звука [с] способствует укреплению боковых краёв языка и воспитанию центрированной выдыхаемой воздушной струи, поэтому постановка других звуков не вызовет значительных затруднений.

При постановке и закреплении изолированного произношения полученного звука в звукоподражаниях рационально использовать опоруна схему или положение кисти.

Включение полученных сочетаний звуков в слова и короткие фразы необходимо проводить в строгой последовательности:

- сначала в ударных слогах (стелла, стыдно, стадо, стон, стук)

-затем в безударном положении (станок)

-далее закрепление [ст]между двумя гласными : эсты, асты, усты; аста, эста и т. д.

- в словах (ласты, паста, выставка)

- в адаптированных текстах известных сказок с включением картинок

-аналогичное закрепление в словах с сочетаниями: [ска]-[ско]-[ску], при необходимости с другими сочетаниями (если артикуляция [c] остаётся недостаточно четкой)\

Далее автоматизация [c]в конце слова после главной : [ас]- класс,[ос]- нос,[ис]- низ,[ус]-укус и т. д.

Только после этого автоматизация звука [c] в открытых слогах (сы-са-со-су)

В строгой последовательности: односложное слово (сын, в начале двухсложного слова в ударном слоге (сы’ты, в начале двухсложного слова в безударном положении (сынок, в конце слова в безударном положении (косы, в середине слова (посылка, в словах любой слоговой структуры, в речевом материале, насыщенном [c] в разных вариантах произношения.

При абсолютной коррекции звука [c] – правильно произносятся слова со стечением [сл].

(см. Приложение №2)

Комплекс используемых упражнений при коррекции боковогосигматизма шипящих.

I.Упражнения для губ. Зубы сомкнуты губы вытянуты вперёд, как при звукео. Углы губ не соприкасаются. Губы не закрывают зубы, расслабить губы несколько раз, не слишком вытягивая их вперед.

4. Переворачивание языком во рту сухих горошин.

15. «Слизывание мёда широким языком с нижней поверхности ложки.

IV. Выработка направленной по средней линии языка длительной струи выдыхаемого воздуха достаточной силы. Выполняется при широком, распластанном языке.

Успешно используемая нетрадиционная форма работы-совместная коррекционная деятельность с родителями. Два раза в месяц для родителей проводится мастер-класс. В ходе занятия участвуют 5-7 родителей (см. Приложение №4)

Использование данной системы работы при коррекции боковогосигматизма обеспечивает наибольшую эффективность и результативность.

Публикации из раздела "Работа с голосом"

  • Статьи
    • Все
    • Ораторское искусство
    • Популярная психология
    • Работа с голосом
    • Актерское мастерство
    • Переговоры.Продажи.
    • Эффективная коммуникация
    • Аргументация и убеждение
    • Речи известных людей
    • Статьи из энциклопедий
    • Материалы для тренеров
  • Видео
  • Фото
  • Архив рассылки

6 бесплатных уроков.
Как подготовить и провести
успешную презентацию

Упражнения для развития мышц языка


Продолжаем работу по укреплению ораторских мышц. Сегодня предлагаю вам наиболее полезные и оптимальные упражнения для развития мышц языка. Язык – один из самых активных органов речевого аппарата и от его работы во многом зависит четкое произношение слов. Порой нам даже сложно представить, какие мгновенные переключения от одной позы к другой совершает наш язык. Как раз в этот момент и наступают трудности произношения.

В ситуации публичного выступления, когда волнение неизбежно, наши артикуляционные органы напряжены. Только четкая и слаженная работа речевого аппарата, в том числе и языка, поможет устранить это напряжение и обезопасить нашу речь от проблем с дикцией.

Упражнения для развития мышц языка несомненно будут способствовать развитию его подвижности и переключаемости, что в конечном итоге благоприятно скажется на общении с любой аудиторией.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЫШЦ ЯЗЫКА

И. П. Рот закрыт, губы сомкнуты.

Открыть рот, широкий расслабленный язык положить на нижнюю губу. Удерживать в таком положении под счет до 5. Вернуться в И. П.

Выполнить 3 раза.

И.П. Рот закрыт, губы сомкнуты.

Рот приоткрыть, губы слегка вытянуть вперед, боковые края языка поднять вверх. Удерживать в таком положении под счет до 5. Вернуться в И.П.

Выполнить 3 раза.

И. П. Рот закрыт, губы сомкнуты.

Выполнить 3 раза.

И. П. Рот закрыт, губы сомкнуты.

Рот открыть, верхние и нижние зубы обнажить, узкий напряженный язык выдвинуть вперед. Удерживать в таком положении под счет до 5. Вернуться в И.П.

Выполнить 3 раза.

И. П. Рот закрыт, губы сомкнуты.

Выполнить 3 раза.

И. П. Рот закрыт, губы сомкнуты.

Рот открыть, верхние и нижние зубы обнажить, передний и боковые края языка поднять. Удерживать в таком положении под счет до 5. Вернуться в И.П.

Выполнить 3 раза.

И. П. Рот закрыт, губы сомкнуты.

Выполнить 3 раза.

И.П. Рот закрыт, губы сомкнуты.

Рот открыть, верхние и нижние зубы обнажить, кончик языка упереть за нижние резцы, спинку языка поднять вверх. Удерживать в таком положении под счет до 5. Вернуться в И.П.

Выполнить 3 раза.

И.П. Рот закрыт, губы сомкнуты.

Рот открыть, верхние и нижние зубы обнажить, широкий язык поднять вверх и присосать к небу. Удерживать в таком положении под счет до 5. Вернуться в И.П.

Выполнить 3 раза.

И.П. Рот закрыт, губы сомкнуты.

Рот открыть, верхние и нижние зубы обнажить. Под счет до 8 попеременно тянуться кончиком узкого языка к уголкам рта. Вернуться в И.П.

Выполнить 3 раза.

И.П. Рот закрыт, губы сомкнуты.

Выполнить 2 раза.

И.П. Рот закрыт, губы сомкнуты.

Рот открыть, верхние и нижние зубы обнажить, узкий напряженный язык выдвинуть вперед, произвести легкие движения из стороны в сторону. Вернуться в И.П.

Выполнить 3 раза.

И.П. Рот закрыт, губы сомкнуты.

Рот открыть, верхние и нижние зубы обнажить, под счет до 6 узким напряженным языком попеременно тянуться к носу – к подбородку. Вернуться в И.П.

Выполнить 2 раза.

И.П. Рот закрыт, губы сомкнуты.

Выполнить 3 раза.

И.П. Рот закрыт, губы сомкнуты.

Выполнить 3 раза.

И.П. Рот закрыт, губы сомкнуты.

Рот открыть, верхние и нижние зубы обнажить. Широким передним краем языка облизать верхнюю губу сверху вниз. Вернуться в И.П.

Выполнить 5 раз.

ПРИЯТНОГО ВАМ ЧТЕНИЯ И ПОЛУЧЕНИЯ УДОВОЛЬСТВИЯ ОТ УПРАЖНЕНИЙ!


Напоминаю правила выполнения артикуляционной гимнастики:

1. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения 3-4 раза в день по 3-5 минут. Не следует предлагать детям более 2-3 упражнений за раз.

2. Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз.

3. Статические упражнения выполняются по 10-15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении).

4. При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме.

5. Из выполняемых двух-трех упражнений новым может быть только одно, второе и третье даются для повторения и закрепления. Если же ребенок выполняет какое-то упражнение недостаточно хорошо, не следует вводить новых упражнений, лучше отрабатывать старый материал. Для его закрепления можно придумать новые игровые приемы.

6. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.

7. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9х12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.

Распечатайте карточки и превратите упражнения в увлекательную игру. Пусть ребенок достает карточки и выполняет упражнения. Можно загадать ребенку загадку (Например: Он большой и серый. У него хобот), а когда ребенок угадает, показать ему карточку и выполнить упражнение.

ЗМЕЯ
Рот широко открыт. Узкий язык сильно выдвинуть вперед и убрать в глубь рта.

РАСЧЕСКА
Покусывание и почесывание сначала верхней, а потом нижней губы зубами.


· каждый день играйте перед зеркалом в логопедическую зарядку;
· нежелательно выполнение гимнастики сразу после еды;
· взрослый следит за качеством и точностью выполняемых движений;
· заниматься по 3-5 минут каждый день.

"Лопаточка"
Широкий язык высунуть, расслабить, положить на нижнюю губу. Следить , чтобы язык не дрожал. Держать 10-15сек.

"Чашечка"
Рот широко раскрыть. Широкий язык поднять кверху. Потянуться к верхним зубам, но не касаться их. Удерживать язык в таком положении 10 сек.

"Иголочка"
Рот открыть. Язык высунуть далеко вперед, напрячь его, сделать узким. Удерживать язык в таком положении 10 сек.
"Горка"
Рот приоткрыть. Боковые края языка прижать к верхним коренным зубам. Кончик языка упереть в нижние передние зубы. Удерживать язык в таком положении 10 сек.

"Трубочка"
Высунуть широкий язык. Боковые края языка загнуть вверх. Подуть в получившуюся трубочку. Выполнять в медленном темпе. Удерживать язык в таком положении 10 сек.

"Часики"
Высунуть широкий язык.Тянуться попеременно то к правому уху, то к левому. Двигать языком из угла рта в медленном темпе под счет логопеда. Удерживать язык в таком положении 10 сек.

"Лошадка"
Цокать языком .Тянуть подъязычную связку . Проделать 10 раз.

"Грибок"
Раскрыть рот. Присосать язык к небу. Не отрывая язык от неба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть. Проделать 10 раз. (фото отсутствует)

"Качели"
Высунуть узкий язык. Тянуться языком попеременно то к носу, то к подбородку. Рот при этом не закрывать. Упражнение проводится под счет.

"Вкусное варенье"
Высунуть широкий язык, облизывать верхнюю губу и убрать язык в глубь рта.

"Змейка"
Рот широко открыть. Язык сильно высунуть вперед, напрячь,сделать узким. Узкий язык максимально выдвигать вперед и убирать в глубь рта.

"Маляр"
Высунуть язык , рот приоткрыть . Облизать сначала верхнюю, затем нижнюю губу по кругу.

"Катушка"
Кончик языка упереть в нижние передние зубы. Боковые края прижать к верхним коренным зубам . Широкий язык " выкатывать" вперед и убирать в глубь рта.



Упражнения для выработки правильного произношения шипящих звуков.

Обратите внимание! Нижняя губа не должна натягиваться на нижние зубы. Нельзя надувать щеки.



Дети первых лет жизни очень часто искажают сложные в произношении звуки, потому что их органы речи еще продолжают свое формирование. Практически нет малышей, которые сразу говорят идеально четко.

Для чистого произношения звуков необходима правильная артикуляционная моторика, то есть скоординированная деятельность органов речевого аппарата. Если есть какие-то проблемы в артикуляционной моторике, они всегда будут отражаться на звукопроизношении.

При разговоре мы задействуем около ста мышц, включая мышцы шеи, груди, лица, языка, мягкого неба. Для управления всеми этими мышцами используется гораздо больше нейронов, чем при ходьбе и беге. Артикуляционная гимнастика направлена на те органы, в которых есть мускулатура: язык, губы (круговая мышца рта), мимические мышцы. Но в первую очередь она предназначена для языка. Язык — это главный орган речи, а развитие и укрепление его мышц поможет более точно и четко выговаривать все звуки.

Такая гимнастика бывает активной и пассивной. Чаще всего, говоря об артикуляционной гимнастике, подразумевают ее активную форму: ту, которую ребенок выполняет сам. Она подойдет в тех случаях, когда артикуляционная моторика не нарушена, а просто нуждается в совершенствовании и отработке отдельных движений.

Но бывают и более серьезные ситуации, такие как дизартрия, когда произносительная сторона речи нарушается в результате поражения нервной системы, а подвижность органов речи ограничена. В таком случае детям крайне сложно или невозможно выполнять такую гимнастику самостоятельно. Ведь их органы речи к этому не готовы.

Здесь используется пассивная гимнастика: взрослый своими руками или при помощи приспособлений — зондов, шпателей, щеток — выполняет те движения и позы, которые мы бы хотели получить. Например, очень часто дети при моторных нарушениях не могут поднять язык наверх. Естественно, что в этом случае они не могут четко произносить звуки, при которых требуется это движение. И сама собой эта проблема вряд ли исчезнет, нужна серьезная работа над этим.

Хотелось бы еще остановиться на такой проблеме, как короткая подъязычная уздечка. Это также может быть причиной ограниченной подвижности языка. Ее можно немного растянуть посредством упражнений, но если она слишком короткая, то для нормализации звукопроизношения остается ее только подрезать.


Проведите такой тест: попросите ребенка показать язык. Обратите внимание на следующие признаки:

ребенок не может высунуть и зафиксировать язык по просьбе,

может высунуть его лишь частично и быстро втягивает обратно,

не может поднять его наверх или покачать им из стороны в сторону,

при подъеме языка наверх вместе с ним поднимается нижняя челюсть,

высунутый язык начинает дрожать или отклоняться в сторону,

наблюдается обильное слюнотечение,

ребенок нечетко произносит сразу несколько групп звуков (шипящие, свистящие, сонорные),

нарушено произношение не только согласных, но и гласных звуков (произношение усреднено, нет четкой разницы между звуками).

Если наблюдается несколько из перечисленных признаков, то, скорее всего, ребенку, помимо консультации специалиста, нужна именно пассивная гимнастика и логопедический массаж. В комплексе они подготовят речевой аппарат малыша к активной артикуляционной гимнастике, сделают возможной постановку звуков.

О приемах пассивной гимнастики лучше узнать у логопеда во время консультации. Дело в том, что нарушения могут быть разными, нет универсальных упражнений, которые бы подошли всем. Только специалист может пояснить, какие приемы будут наиболее эффективными в каждом случае.


Регулярность. Это значит, что от ежедневных пятиминутных занятий будет больше пользы, чем от часовой гимнастики раз в неделю.

Игровая форма. Артикуляционная гимнастика может быть не только полезным, но и веселым занятием для малыша.

Наглядность. Чем больше анализаторов (зрение, слух, осязание) подключается при выполнении упражнений, тем гимнастика эффективнее. Как достичь наглядности? Можно использовать зеркало, в котором ребенок будет видеть свое отражение. Сам взрослый, сидя напротив малыша, может выступать как образец выполнения движений. Используйте картинки, видеоролики с другими детьми, делающими эту гимнастику. Узнайте опытным путем, что больше подходит вашему ребенку, что сильнее его мотивирует.

Удобство. Гимнастикой нужно заниматься в удобной позе: спина расслаблена, руки лежат спокойно, у головы есть опора. Ребенку должно быть комфортно.

Постепенное усложнение. Сначала пробуйте самые легкие упражения, постепенно повышая трудность. Каждый раз вводите не больше одного нового упражнения, и только в том случае, если все предыдущие уже хорошо отработаны.

Целесообразность. Если ребенок очень легко справляется со всеми упражнениями, стоит подумать, нужна ли ему вообще эта гимнастика. Ведь основная задача этих упражнений — научиться делать то, что пока не очень хорошо получается.

Правильное отношение. Не следует рассматривать ее как панацею, это лишь один из методов.

Эти упражнения активной гимнастики, направленные на статику или динамику, вы легко освоите сами. Каждая поза удерживается 5−7 секунд, повторяется несколько раз.


Выполняйте эти упражнения регулярно, но при этом не превращая их в повинность для ребенка, и вы обязательно увидите прогресс! И не забывайте о других приемах развития речи.

Боковое артикулирование звуков - сложный и трудно поддающийся исправлению дефект. Нарушается произношение различных звуков: свистящих, шипящих, заднеязычных, мягких (Т’, Д'), звуков Р, P’. Выдыхаемая струя воздуха проходит через боковую щель, при такой артикуляции слышится характерный "хлюпающий" призвук. Часто наблюдается гиперсаливация. (Мышцы боковых краев языка совместно со щечными мышцами посылают слюну к глотке). Предрасполагающими факторами возникновения дефекта являются слабость одной стороны языка, односторонние парезы мышц языка. Логопедическая коррекция в таких случаях начинается с укрепления мышц боковых краев языка. Для проведения массажа ребенку предлагается широко открыть рот и высунуть язык, выполнить боковой подтяг языка (логопеду). Язык должен быть выгнут, а не выкручен, корень языка виден. В работе задействован весь комплект зондов. Каждое упражнение выполняется 30 раз.При выполнении упражнений этого блока необходимо чередовать воздействия на мышцы правой и левой сторон языка, т.е. одно и то же упражнение выполнять вначале на пораженной стороне языка, затем на сохранной. Количество упражнений на пораженной стороне следует увеличить в два раза.

Массаж скуловых мышц

Скуловые мышцы (малая, большая) относятся к группе мимических мышц, в центре которой находится круговая мышца рта. В неё вплетаются волокна других мышц, в том числе и скуловых. Они участвуют в расширении ротового отверстия. Чем эластичнее, подвижнее скуловые мышцы, тем лучше ребенок может открыть рот и дольше удерживать его в таком положении. Почувствовать движение мышц поможет следующее упражнение: поставив указательный палец перед козелком уха, открывать и закрывать рот.

Массаж скуловых мышц выполняется с правой и левой сторон лица, при закрытом и открытом рте, на ограниченном пространстве, расположенном около ушной раковины. Направление массажных движений - сверху - вниз. Каждое упражнение повторяется 30 раз. Одним разом считается 5-8 прохождений зонда по зоне массажа.

Зонд № 1 - обкол, обкол с прокачиванием.

Зонд № 2 - перетирание мышц.

Зонд № 7 - надавливающие движения.

Зонд № 5 - глубокое поглаживание мышц, интенсивное надавливание.

Зонд № 4 - глубокое поглаживание.

Зонд № 3 - глубокое поглаживание, интенсивное надавливание.

Зонд № 6 - глубокое поглаживание,интенсивные нажатия ("рубка"мышц)

Зонд № 8 - интенсивные нажатия, нажатия с прокачиванием.

Массаж щечных мышц

Щечные мышцы относятся к группе мимических мышц, входят в состав мускулатуры, расширяющей ротовое отверстие. Мышцы щек участвуют в артикуляции звуков, в жевании, удалении содержимого из преддверия рта (посылают слюну к глотке). Перед массажем мышцы следует тщательно прогреть солевой или электрической грелкой, теплым рисом (гречкой), насыпанным в льняной мешочек. Такая процедура сделает мышцы более податливыми, поможет предупредить болевые ощущения. Массаж проводится попеременно на правой и левой щеках, при открытом и закрытом рте. Приступая к массажу, необходимо знать точно очерченную массажную зону, не затрагивать височные области и круговые мышцы глаз. Каждое упражнение выполняется 30 раз. Одним разом считается проход зонда по всей зоне массажа.

В работе используются массажные движения четырех направлений:

1- направление-от носогубной складки до ушной раковины, продольное, прямолинейное (используется весь набор зондов);

2- направление (по диагонали) - от верхней части ушной раковины к носогубной складке;

от средней части к углам рта;

от мочки уха к подбородку (используются те же зонды и массажные приемы, что и в предыдущем блоке упражнений);

3-е направление - от центра к периферии щеки, спиралевидное против

часовой стрелки (используются все зонды, кроме № 2);

4-е направление - от периферии к центру щеки, спиралевидное по часовой стрелке. (Используются те же зонды и массажные приемы, что и в предыдущем блоке).

Массаж мышц, окружающих ротовое отверстие

Мышцы, окружающие ротовую щель, высокодифференцированы и образуют многочисленную и сложную группу. Только одна из них, находящаяся в центре этой группы, имеет круговое направление. Все остальные подходят к отверстию рта с разных сторон, как бы по радиусам. Мышцы обмениваются пучками, а в некоторых местах (например, у углов рта) образуют достаточно сложные переплетения. Круговая мышца расположена вокруг ротовой щели в форме плоского кольца, заключенного в толщине губ. Повышение мышечного тонуса в круговой мышце рта приводит к спастическому напряжению губ, плотному смыканию рта. При снижении тонуса (гипотонии) губы вялые, смыкание неполное, рот полуоткрыт, наблюдается гиперсаливация. В группу мышц, окружающих отверстия рта, также входят: мышца, поднимающая верхнюю губу, малая и большая скуловые мышцы; мышца, поднимающая углы рта (собачья); мышца смеха; щечная мышца; мышца. опускающая углы рта; мышца, опускающая нижнюю губу; подбородочная мышца; резцовые мышцы верхней и нижней губы. Проводя массаж в области губ, мы осуществляем воздействие на все перечисленные мышцы.

Прежде чем приступить к зондовому массажу, следует провести массаж губ руками. Перед массажем губы следует прогреть солевой или электрической грелкой, мешочком с нагретым рисом (гречкой). Каждое упражнение выполняется 30 раз. Массаж мышц, окружающих ротовое отверстие, зондами выполняется при различном положении рта: закрытом и открытом. В работе задействован весь комплект зондов. Каждое упражнение выполняется 30 раз

Дикция. Упражнения для формирования ясной и чистой речи

Это замечательное и поучительное стихотворение С.В.Михалкова.

Хорошая дикция не раз выручит Вас в жизни. Она необходима всегда и везде, особенно когда выступаешь на сцене перед большой аудиторией, занимаешься вокалом, снимаешь видеоролики или участвуешь в съемках, как наши студийцы. Нет, мы не будем здесь говорить о причинах и последствиях неправильного произношения, эту информацию в изобилии найдете в интернете. Наша цель — помочь Вам самостоятельно исправить существующие дефекты речи. На занятиях по сценической речи наставники студии выполняют с ребятами упражнения на исправление дикции, но этого недостаточно, так как для достижения результата необходима ежедневная тренировка.


Если Вам необходимо улучшить дикцию, воспользуйтесь специальными упражнениями. Они помогут научиться красиво и четко говорить и добиться успеха в жизни.

Дикция — это степень отчетливости произношения звуков, слогов и слов в речи. Ясность и чистота звучания речи зависят от правильной и активной работы артикуляционного аппарата.

Прежде чем приступать к чистоговорению и скороговоркам сделайте разминку для губ и языка. Эта артикуляционная гимнастика тренирует мышцы челюсти, щёк и языка. Она прекрасно подойдёт как для взрослого, так и для ребёнка.


Растирайте щеки круговыми движениями пальцев рук.


В среднем на разминку уходит 15-20 минут.


Для развития голосового аппарата и организации правильного произношения звуков используйте следующие упражнения.

Задание 1. Произнеси трудные сочетания звуков. Сначала медленно, потом быстрее: ЛРО, НМИ, ДЖР, КПТ, ТЛЗ, МКРТЧ, КФТ, КШТ, КСТ, КТЩ, ВРЖ, КЖДА, КЖДО, КЖДУ, КШТА, КШТЭ, КШТУ, КШТО, ЗЖДРИ, ЗЖДРЭ, ЗЖДРА, ЗЖДРО, ЗЖДРУ, ЗЖДРЫ

Задание 2. Упражнения на звукосочетания: ПТА-ПТО-ПТУ-ПТЭ-ПТЫ­-ПТИ, ХТА-ХТО-ХТУ-ХТЭ-ХТЫ­-ХТИ, КТА-КТО-КТУ-КТЭ-КТЫ­-КТИ, Т-ТА-Т-ТО-Т-ТУ-Т-ТЭ­-Т-ТЫ-Т-ТИ, НТА-НТО-НТУ-НТЭ-НТЫ­-НТИ, МТА-МТО-МТУ-МТЭ-МТЫ­-МТИ, ФТА-ФТО-ФТУ-ФТЭ-ФТЫ­-ФТИ, РТА-РТО-РТУ-РТЭ-РТЫ­-РТИ

Задание 3. Произнеси слова с трудными сочетаниями согласных. Сначала медленно, потом быстрее: ДЕТСТВО, БОДРСТВОВАТЬ, МУДРСТВОВАТЬ, ПОСТСКРИПТУМ, КУНСТКАМЕРА, СВЕРХЗВУКОВОЙ, ВСКЛОКОЧЕН, КОНТРПРОРЫВ, ВКРАДЧИВ, ТРАНСПЛАНТАЦИЯ, ВЗБАДРИВАТЬ, ПУНКТ ВСТРЕЧИ, ПРОТЕСТАНТСТВО, СВЕРХВСТРЕВОЖЕННЫЙ, ВИТИЙСТВОВАТЬ, ФИЛОСОФСТВОВАТЬ, ГОРАЗД ВСХРАПНУТЬ, ВЕДОМСТВО, БРАНДСПОЙТ, МАРШБРОСОК, АГЕНТСТВО

Задание 4. Потренируйся в произношении долгих согласных: К КЛАРЕ, К КОМУ, К ГОРЕ, К ГОРЛУ, К КАТЕ, К КОНЦУ, ОТДАЛЕННЫЙ, ВВЯЗАТЬСЯ, ОТДАТЬ, ИЗЖИТЬ, БЕЗ ШУБЫ, ОТТОЛКНУТЬ, ОТДУШИНА, БЕЗЖАЛОСТНЫЙ

Задание 5. Используй звукоподражания. Активно взрывай согласные

  • Забивай гвозди: ГБДУ! ГБДО! ГБДЭ! ГБДА! ГБДЕ! ГБДИ!
  • Имитируй лошадиный топот: ПТКУ! ПТКА! ПТКИ! ПТКО! ПТКЭ! ПТКЕ!
  • Бросай воображаемые тарелки: КЧКА! КЧКЭ! КЧКО! КЧКУ! КЧКИ! КЧКЕ!

Задание 6. Произнеси фразы состоящие из одних ударных слогов. Сначала медленно, затем быстро: В ТОТ ЧАС ТУТ ПЕЛ ДРОЗД, ВОЛН ВСПЛЕСК — БРЫЗГ БЛЕСК, ВСЕМ ЛЮБ БЫЛ ПЕТР, МОХ СКРЫЛ ГРИБ, В ТОТ ГОД ТУТ БЫЛ ГРАД, ВАШ ГОСТЬ ВЗЯЛ ТРОСТЬ, ДУБ БЫЛ СТАР, ВМИГ КЛУБ ПОЛН

Скороговорки нужно произносить не только чётко, правильно, но и быстро. Такие упражнения очень помогают в развитии речи. Чтение скороговорок следует начинать в замедленном темпе, отчетливо произнося при этом каждое слово и каждый звук. Постепенно ускоряйте темп, но следите за тем, чтобы четкость и ясность произнесения не снижалась.


Прохор и Пахом ехали верхом.
Галка села на палку, палка ударила галку.
От топота копыт пыль по полю летит.
У быка бела губа была тупа.
Водовоз вез воду из водопровода.
У Фени фуфайка, у Фаи туфли.
На семеро саней по семеро в сани уселись сами.
Цыпленок цапли цепко цеплялся за цепь.
Пришел Прокоп — кипел укроп. Ушел Прокоп — кипел укроп. Как при Прокопе кипел укроп, так и без Прокопа кипел укроп.
Мамаша Ромаше дала сыворотку из-под простокваши.
Зажужжала пчела, дожужжалась паука.
Чешуя у щучки, щетина у чушки.
Сшит колпак не по-колпаковски, переколпаковать бы колпак, да перевыколпаковать.
На дворе трава, на траве дрова: раз дрова, два дрова — не руби дрова на траве двора.
Корабли лавировали, да не вылавировали.
Всех скороговорок не перескороговоришь, не перевыскороговоришь.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.