Упражнения для укрепления круговой мышцы рта ребенка

Все родители без исключения с нетерпением ждут, когда же их любимое чадо заговорит. Помочь крохе начать говорить можно с помощью массажа лицевой мускулатуры. Такой массаж выборочно можно начинать делать с 2-3 месяцев, а плохо говорящим малышам старше 2-х лет он просто необходим. Массаж может делать сама мама.

Логопедический массаж начинается с общего массажа лица, далее переходят к массажу губ и затем уже проводят манипуляции в полости рта ребенка. При этом надо иметь в виду, что далеко не все дети положительно реагируют на манипуляции во рту, так как зона рта очень чувствительна. Ребенок должен получать в процессе логопедического массажа только приятные ощущения. В противном случае нарастает тонус и гиперсензитивность оральной области. Неумелые активные действия могут привести к оживлению рефлекторной сферы, в частности, кусательного или рвотного рефлексов.

Проведение лицевого массажа способствует не только формированию мимических средств общения, но и развитию оральной сферы, что необходимо для нормального питания ребенка и последующего развития речи.

Массаж лица рекомендуется проводить ежедневно в течение трех минут. При этом учитываются общие требования к проведению массажа: обстановка должна быть комфортной и гигиеничной. Противопоказано проведение массажа при наличии кожных или соматических заболеваний.

В процессе проведения массажа необходимо активно общаться с ребенком, играть с ним, петь ему песенки, рассказывать сказки и стихи, можно сопровождать массаж спокойной музыкой.

Среди массажных приемов наиболее приемлемы поглаживание и легкая вибрация, способствующие расслаблению мышц. При поглаживании массирующая рука скользит по коже, не сдвигая ее в складки. Вначале используется поверхностное поглаживание, затем более глубокое. Его можно производить ладонями, щипцеобразно сложенными пальцами или тыльной поверхностью согнутых под прямым углом в пястно-фаланговых суставах пальцев кистей.

Непрерывная вибрация выполняется концевыми фалангами пальцев, которые кладут на кожу ипроизводят ими сотрясение – движение, напоминающее просеивание муки через сито.

Массаж следует проводить при комнатной температуре чистыми теплыми руками, выполняя сначала поглаживание – по четыре движения в каждом направлении, далее – аналогично – непрерывную вибрацию и затем – снова поглаживание.

При проведении массажа в оральной области можно воспользоваться рекомендациями М. Борковской, Г.Я. Левиной, Е.Ф. Архиповой. Так, для уменьшения гиперчувствительности перед едой нужно проводить нежные прикосновения к плечам, шее, лбу, щекам ребенка, постепенно приближаясь к ротовой полости.

Массаж лица осуществляется в следующих направлениях:

· от середины лба к вискам;

· от бровей к волосистой части головы;

· от внутреннего угла глаза к наружному по верхнему веку и в обратном направлении по нижнему;

· от корня носа к височной области;

· от угла рта к козелку ушной раковины;

· от середины подбородка к мочке уха;

· по передней поверхности шеи – снизу вверх, по боковым – сверху вниз.

Г.Я. Левина предлагает проводить специальный массаж нижней части лица в следующей последовательности:

· одновременный поглаживающий массаж обеих щек от носа к ушам слегка расставленными 2,3,4,5 пальцами;

· легкое растирание носогубных складок от крыльев носа к углам рта вторыми пальцами обеих рук;

· поглаживание подбородка от середины к мочкам ушей вторыми и третьими пальцами обеих рук;

· массаж круговой мышцы рта: от середины верхней губы к углам и дальше к середине нижней губы;

· раздельное поглаживание верхней губы от средней линии к углам рта, от носа к краю нижней губы, от средней линии к углам рта, от подбородка к краю;

· поглаживание шеи от середины к мочкам ушей.

В той же последовательности применяют прием растирания. С едва заметными усилиями мелкими круговыми движениями пальцы продвигаются по тем же направлениям, затем легкое поколачивание подушечками 1,2,3,4 пальцев всей нижней части лица и шеи от средней линии к ушам. В заключение проводят прием поглаживания. Общее время массажа – 5 минут.

Для расслабления мышц шеи проводятся покачивания головы ребенка. Правая рука логопедапомещается под голову ребенка и медленными, плавными движениями поворачивает его голову в одну и в другую сторону, покачивая вперед. Расслабление шейной мускулатуры вызывает некоторое расслабление корня языка.

После этого можно переходить к массажу области вокруг губ, удерживая рот закрытым:

· массаж для расслабления мускулатуры губ;


· поглаживание носогубных складок от крыльев носа к углам губ;

· поглаживание по верхней губе от углов рта к середине;

· поглаживание по нижней губе от углов рта к середине;

Массаж десен начинается с движений в горизонтальном направлении на одной стороне тела. Этоусиливает слюнотечение, поэтому после 2-4 ослабляющихся движений ребенку надо дать возможность проглотить слюну. Затем аналогично проводится массаж с другой стороны десны. Далее десны массируются вертикальными движениями.

Небо массируется пальцем или вибрационным аппаратом по средней линии, начиная спереди с легкого приподнимания мягкого неба. Это движение повторяется 10-15 раз. Во время массажа ребенок может произносить гласные А и Э.

Язык массируется в направлении спереди назад до зоны проявления рвотного рефлекса. При этом проводится поглаживание, легкое похлопывание, вибрация в течение 15 секунд.

Может быть использован точечный вибрационный массаж. Сначала массируются точки для улучшения жевания (1,2), затем – глотания (3,4)

Далее массируется круговая мышца рта.

М. Борковская пишет, что на указанные точки можно воздействовать и термически – теплом или холодом.

Массаж для расслабления мышц языка:

· точечный массаж в области подчелюстной ямки, который проводят в течение 15 секунд, вибрирующие движения указательным пальцем под нижней челюстью;

· вибрация двумя указательными пальцами обеих рук под углами челюсти (15 секунд).

Упражнение № 1. Активизация мышц лица. Протрите каждую щеку по кругу по кругу варежкой из махровой ткани. Движения должны быть равномерными и энергичными, начинайте от крыльев носа, двигаясь кверху по направлению к вискам, а от висков — вниз.

Упражнение № 3. Похлопывание ладонями по щекам ребенка. Основания кистей взрослого соединены под подбородком малыша, а его щеки охвачены ладонями. Хлопайте энергично, но не очень сильно.

Упражнение № 6. Скользящие (бреющие) движения боковой стороной указательного пальца от висков ко рту малыша.

Упражнение № 7. Рубящие движения ребром указательного пальца в направлении от висков ко рту.
Упражнение № 8. Закрыть рот малыша и придержать нижнюю челюсть. Второй рукой провести от подбородка вниз по шее. Это учит сглатывать слюну.

Массаж языка можно делать специальной массажной или зубной щеткой, хлопая и поглаживая по центру языка от кончика к корню и обратно.
Окончание массажа. Закрыть малышу рот и указательным пальцем помочь удержать рот закрытым, помочь сглотнуть. Упражнения наращивайте постепенно. Удачи. Пишите, как получается.

Логопедический массаж при ДЦП

Детский церебральный паралич (ДЦП) — травматическое заболевание ДНС в результате родовой травмы или перенесенного инфекционного заболевания беременной, при котором страдают функции движения (патологические тонические рефлексы) и речь ребенка. Для восстановления нарушенных функций у детей, страдающих ДЦП, используют логопедический массаж, лечебную гимнастику и другие средства.

При проведении массажа ДЦП и гимнастки большое значение имеет выбор позы.

Позы логопедического массажа:
поза эмбриона;
лежа на спине, под шею ребенка подкладывают валик, ноги при этом согнуты в коленных суставах;
лежа на спине, голова фиксируется валиками;
на боку в позе эмбриона;
в положении на животе, под грудь ребенка подкладывается валик.

При подборе позы, проводят логопедический массаж (массаж мимической и жевательной мускулатуры, массаж при ДЦП).

Техника логопедического массажа при массаже лица и шеи
поглаживание (глажение) подушечками двух-трех пальцев от середины лба к вискам;
поглаживание от бровей к началу волосистой части головы;
поглаживание по обеим сторонам носа (сверху вниз);
поглаживание от середины подбородка к мочкам уха;
поглаживание от середины верхней губы до мочек уха.

Каждое движение необходимо повторить 3—5 раз. Выполнять в течение дня 3—5 раз.

Техника массажа при ДЦП — релаксация мышц языка
воздействие на точку, расположенную в подчелюстной ямке;
воздействие на симметричные точки носогубной складки;
воздействие на симметричные точки скуловых мышц;
воздействие на симметричные точки подчелюстных мышц.

В комплексе с логопедическим массажем проводят гимнастику. Она направлена на увеличение объема и силы дыхательной мускулатуры, глубины, ритмичности дыхания. Ребенку старше пяти месяцев можно проводить следующие гимнастические упражнения:

развести руки в стороны, а при возвращении — прижать их к груди;
поднять руки вверх, а при опускании — прижать их к груди;
отвести правую руку в сторону и одновременно повернуть голову, затем
возвращение исходное положение;
вытянуть ногу (ноги), затем сгибать их в коленных и тазобедренных суставах и привести к животу;
исходное положение — лежа на животе приподнять за отведенные руки голову и плечи, а затем опустить голову и плечи.

Все упражнения повторять по 3—5 раз. Впоследствии комплекс гимнастических упражнений при ДЦП усложняют и дополняют радом упражнений.
Цели и задачи логопедического массажа и лечебной гимнастики:

нормализация тонуса и моторики артикуляционного аппарата;
увеличение силы и длительности выдоха;
развитие манипуляций руками;
выработка ритмичности дыхания и движений конечностями;
выработка зрительных дифференцированных движений;
стимуляция кинестетических движений (ощущений) и развитие пальцевого осязания;
развитие эмоциональных реакций;
развитие движений руками с предметами (игрушками).

Дорогие родители! Хочу предложить для ваших деток логопедический массаж.
Его можно выполнять перед логопедическими занятиями или утром, когда ребёнок проснулся.
Для его выполнения подгадайте время, когда у ребёнка хорошее настроение, чтобы малыш был расслаблен и не испытывал отрицательных эмоций к новому виду упражнений.
Массаж будет положительно влиять на развитие чувствительности у ваших деток, поможет укрепить мышцы губ и языка.

ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ МАССАЖ
МАССАЖ ГУБ
1. Поставить указательные пальцы у крыльев носа и проводить поглаживающие движения с нажатием к уголкам рта, по носогубным складкам. 8-10 раз.
2. Поставить указательные пальцы на середине верхней губы и растирать её к уголкам рта. 8-10 раз.
3. Поставить указательные пальцы на середине нижней губы и растирать её с нажимом к уголкам рта. 8-10 раз.
4. Большим и указательным пальцами правой руки пощипываем сначала верхнюю губу от одного уголка рта к другому, затем нижнюю. По 8-10 раз каждую губу.
5. Указательным пальцем правой руки делаем постукивания над верхней губой и под нижней губой по часовой стрелке. Постукивания должны быть активными, сила движений постепенно нарастает.
6. Указательные пальцы поместить в углы губ и собирать верхнюю губу к середине, потом снова растягивать губы, а потом тем же приёмом собирают нижнюю губу. 8-10 раз.

МАССАЖ ЯЗЫКА
При выполнении активизирующего (укрепляющего) массажа следует обратить внимание на следующие моменты:
1. Движения при укрепляющем массаже активные, интенсивные и направлены в основном от корня языка к кончику;
2. В основном используются приемы разминания и перетирания;
3. Как правило, при сниженном тонусе мышц языка снижен также и рвотный рефлекс, поэтому массажные движения в этом случае могут быть достаточно активными даже в области корня языка;
4. При сниженном тонусе мышц, как правило, наблюдается гиперсаливация (повышенное слюноотделение), поэтому перед выполнением массажа и в его процессе взрослый предлагает ребенку проглотить слюну.

Активизирующий массаж может включать в себя следующие движения.
1. Перетирание в горизонтальном направлении. Большой палец сверху, средний и указательный снизу. Перетирание мышц языка от корня к кончику с одной стороны языка, затем с другой.
2. Положение пальцев то же. Перетирание мышц языка спиралевидны
ми движениями, сила давления постепенно увеличивается. Движение направлено от корня к кончику языка с одной его стороны, затем с другой.
3. Положение пальцев то же. Перетирание мышц языка в поперечном
направлении с одной стороны языка, затем с другой.
4. Большой и указательный пальцы находятся на боковых поверхностях
языка. Сжать язык с боковых поверхностей. Удерживать язык в сжатом
положении 1 — 2 с, несколько переместить пальцы и повторить движение.
5. Положение пальцев то же. Правой рукой сжать язык с боковых поверхностей, и большим и указательным пальцами осуществлять перетирающие движения, постепенно передвигаясь от корня к кончику языка.
6. Большим и указательным пальцами осуществлять пощипывающие движения по краю языка.
7. Похлопывание мышц языка шпателем (или рифленой поверхностью
ручки, зубной щетки).
8. Производить вибрацию языка с помощью деревянного шпателя, который накладывается на кончик языка в течение 10—15 с. На нижние зубы ребенка, чтобы не поранить ими слизистую нижней поверхности языка, можно положить марлевый валик.

логопедический массаж для укрепления лицевой мускулатуры.

Характер массажных движений должен носить выраженный тонизирующий характер, кожа малыша может немного покраснеть, но не переусердствуйте smile
Если кожа ребенка очень сухая, можно использовать небольшое количество детского крема.

При массаже следует соблюдать некоторые правила:
1.Массажные движения проводятся от центра к переферии.
2.Укрепление лицевой мускулатуры осуществляется путем поглаживания, разминания, растирания, вибрации.
3. После 4-5 легких движений сила нарастает, они становятся надавливающими, но не болезненными.
4. Движения повторяются 8-10 раз.


Массаж лицевой мускулатуры для развития речи (логопедический массаж)

Стоматология инновационных технологий SMILE-AT-ONCE

Миогимнастика – это один из профилактических и лечебных методов при нарушениях развития зубочелюстной системы. По словам специалистов, метод получил в ортодонтии широкое распространение не только в качестве самостоятельного процесса, но и в сочетании с прочими методами лечения и профилактики аномальных случаев развития зубочелюстной системы. Миогимнастика используется для коррекции дефектного прикуса в детской стоматологии.

Что называют миогимнастикой

Миогимнастика в области ортодонтии – это результативный метод коррекции и профилактики аномалий развития зубочелюстной системы при помощи лечебной физической культуры. Специалистами был разработан комплекс особых упражнений для восстановления функций мышц в ротовой полости, которыми окружен каждый из зубных рядов.

Перед началом лечебных манипуляций необходимо провести оценку функционального состояния челюстей и зубов пациента, например, при помощи жевательной пробы по И. С. Рубинову.

Лечебный принцип миогимнастики состоит в тренировке мышц, способствующей их правильному функционированию. Существуют следующие области применения лечебной гимнастики:

  • До начала ортодонтического лечения
  • В сочетании с ортодонтическим лечением аномалий прикуса
  • В качестве самостоятельного лечения
  • После окончания лечения для предупреждения повторного появления недуга и закрепления результата

Помните, что использовать упражнения миогимнастики без консультации специалиста не рекомендуется, так как при разных причинах развития зубочелюстных аномалий необходимо применять различные комплексы упражнений. Только доктор может назначать подходящий комплекс миогимнастики с целью устранения каждого конкретного дефекта.

Эффективность миогимнастики

Эффективность лечебной гимнастики зависит от регулярности и качества выполнения пациентом комплекса упражнений, а также от степени выраженности зубочелюстной аномалии. При помощи упражнений можно добиться прекрасных результатов у детей в возрасте 4-7 лет с молочным прикусом, так как им достаточно легко объяснить, какое именно действие от них требуется.

В качестве самостоятельного лечебного метода миогимнастика позволяет добиться положительных результатов при наличии аномальных изменений верхних резцов.

Правила проведения миогимнастики

К выполнению упражнений специалисты предъявляют следующие правила и требования:

  • Необходимость следить за интенсивностью мышечных сокращений - она должна находиться в физиологических пределах
  • Достижение максимальной амплитуды мышечных сокращений
  • Постепенность наращивания длительности и скорости мышечных сокращений
  • Необходимость повторов мышечных сокращений при выполнении упражнений до возникновения чувства несильной усталости
  • Необходимость небольших пауз между последовательными мышечными сокращениями

Упражнения миогимнастики могут выполняться с применением специальных аппаратов.

Комплекс упражнений миогимнастики

Специалисты создали немало упражнений и методик для устранения зубочелюстных дефектов.

  • Упражнение выполняется в положении стоя. Следует поднять подбородок вверх и завести руки по направлению назад. В данном положении необходимо максимально выдвигать вперед нижнюю челюсть, после чего вернуться в изначальное положение. Повтор упражнения – трижды в день по 10-15 раз
  • Вышеуказанное упражнение через месяц необходимо усложнить. При выдвигании нижней челюсти следует передние нижние зубы выталкивать перед передними верхними зубами
  • Упражнение по И. С. Рубинову, сводящееся к дозированному проведению гимнастики, например, открывание-закрывание рта, нижнюю челюсть выдвигать при этом не нужно. Подобные упражнения должны длиться от 3 до 5 минут, повтор подходов – 5 раз в день

Здесь применяются приемы для тренировки поднимающих нижнюю челюсть мышц:

  • Выполняется сжимание-разжимание челюстей. Контролировать силу сжатия зубов и мышечных сокращений можно при помощи пальцев, которые необходимо прижимать около коренных зубов к щекам, надавливая на жевательные мышцы. Данное упражнение выполняется до появления ощущения утомления жевательных мышц
  • Вышеуказанное упражнение необходимо усложнить, дополнив сопротивлением. Это достигается таким образом: нужно блокировать возможность поднятия нижней челюсти при помощи среднего и указательного пальца на правой руке, которые следует расположить на передних нижних зубах;
  • Следует надеть резиновую трубку на карандаш и прикусывать его нижней челюстью

Тренировка и разминка круговой мышцы рта особенно важна при наличии межгубного зияния и ротового дыхания. Лечебные упражнения способствуют правильному развитию контуров рта и удлинению верхней губы. Успешные занятия миогимнастикой для мышечной тренировки, по словам специалистов, устраняют вероятность развития наклона резцов верхней челюсти.

  • Губы необходимо вытянуть вперед, как при задувании свечи, затем следует растянуть их, как при широкой улыбке. Далее губы следует снова вытянуть вперед, пытаясь одновременно что-либо говорить. Удерживаем губы в данном положении до полуминуты
  • Нужно сильно сжать губы, набрать носом воздух, затем максимально раздуть щеки. Следует давить на них при помощи кулаков для выхода воздуха, не разжимая губ
  • Губы сжать, набрать воздух под нижнюю губу, далее - и под верхнюю губу
  • Взять полосу из плотного картона и положить между губами. Плотно сжимая ее, удерживать ее от 30 до 50 минут. Для новичков лучше начинать с одной минуты удерживания картона губами, постепенно наращивая длительность упражнения
  • В уголках рта расположить мизинцы и слегка растягивать рот, после чего сомкнуть губы
  • Валики из ваты средних размеров расположить за верхней и нижней губой с боков от уздечки, сомкнуть губы. В таком положении необходимо произносить звуки м, б и п
  • Необходимо дуть на предметы, перемещающиеся в пространстве, например, на мыльный пузырь, перо или ватный кусочек. Эффективно для тренировки круговой мышцы рта
  • Запрокинув голову назад, необходимо закрывать и открывать рот. При закрытии рта необходимо дотрагиваться до задней части твердого неба с помощью кончика языка
  • Совершать подтягивание нижней губы под передние зубы верхней челюсти
  • С помощью кончика языка выполнять надавливания на небные поверхности передних верхних зубов до появления ощущения утомления, в течение 3-5 минут

В случае, когда косой прикус вызван смещением нижней челюсти в сторону, специалисты используют следующее упражнение: следует максимально открыть рот и переместить нижнюю челюсть в сторону неправильного зубного смыкания. Далее без смены положения необходимо поднять нижнюю челюсть до смыкания с верхней челюстью. Удерживать данное положение около 5 секунд, после чего опустить челюсть.

Специалисты перечисляют следующие упражнения для проведения коррекции смыкания губ:

Подобный комплекс упражнений применяется специалистами при инфантильном глотании:

  • Удерживать язык столбиком
  • Нарезать резинку от пипетки тонкими кольцами, которые следует накладывать на кончик языка. Далее язык поднимать к альвеолам. Прижимая колечко из резины к ним. Сглотнуть без размыкания губ и закрытия рта. Следите за тем, чтобы избежать соскальзывания кольца. После каждого глотательного движения необходимо проверять наличие во рту колечка. Повтор глотаний за раз – до 12, в первый день глотаем 5-6 раз, во второй – 2 раза
  • При сжатых зубах прижать язык с кольцом из резины к альвеолам и удерживать его до 5 минут. Постепенно время удерживания увеличивается до 15 минут

  • Накладывать колечки из резины на середину и кончик языка. Губы приоткрыть, а зубы сомкнуть, после чего поднять язык вверх и прижать его к небному своду
  • Цоканье языком до 60 раз
  • Зевание
  • Проводить полоскания горла теплой водой для расслабления мышц

Новички выполняют данный комплекс упражнений сидя, далее – стоя:

  • Нижнюю челюсть выдвинуть до перекрытия нижними резцами верхних зубов. Удерживать челюсть в данном положении до 10 секунд, вернуться в изначальное положение
  • Вышеуказанное упражнение необходимо усложнить поворотами головы вправо-влево. Челюсть удерживать в данном положении максимально долго, повтор – 10 раз
  • Ноги на ширине плеч, руки отвести назад. Голову запрокинуть и выдвинуть нижнюю челюсть вперед до максимального краевого зубного смыкания



Не всегда ортодонтическое лечение предусматривает использование специальных аппаратов. В некоторых ситуациях бывает достаточно применить миогимнастику.

Данный вариант является эффективным средством при исправлении аномального прикуса, что доказано исследованиями, проводившимися на протяжении 50 лет.

Содержание статьи:

Что это такое?

Прикус формируется за счет правильной работы мышц, расположенных в области зубных рядов и челюстного сустава. Любое нарушение в их функционировании приводит к формированию аномального положения зубов и челюстной дуги.

Основная цель миотерапии – восстановить правильное функционирование суставного и мышечного аппарата путем воздействия на них с помощью обычных упражнений, иногда в сочетании с массажем. По своей сути, миогимнастика – это тренировка мышц челюсти.


Методику целесообразно назначать в качестве комплексного или самостоятельного лечения. Также ее используют для закрепления эффекта после аппаратного ортодонтического лечения или в качестве подготовительной процедуры перед ним.

Принцип лечения данной методики заключается в комплексности воздействия.

Под воздействием активных двигательных упражнений улучшение наступает за счет четырех физиологических механизмов:

  • Биологической стимуляции роста костной ткани и развития мышц.
  • Формирования компенсирующего механизма.
  • Положительного влияния на трофические процессы.
  • Нормализации функциональных характеристик.

Под воздействием данных процессов происходит активное перестроение работы мышц и развития скелета в сторону анатомического равновесия.

Показания и противопоказания

Показаниями для назначения миогимнастики являются:

  • различные виды (дистальный, мезиальный и пр.) аномального прикуса I степени;
  • неровное расположение коронок;
  • гипотонус лицевых мышц;
  • нарушение функционирования ВНЧС (миогимнастика Рокабадо);
  • дисфункция круговых мышц рта и языка.


Миотерапия не может быть применена в ряде случаев:

  • гипертрофия мышечного аппарата лица патологического характера;
  • плохая подвижность сустава челюсти;
  • аномальный прикус III степени;
  • нарушения развития челюсти вследствие перенесенных общих заболеваний, например, рахита.

В зависимости от начального диагноза миотерапия может назначаться в качестве самостоятельной терапии либо сочетаться с другими методами коррекции.

Как правило, прикусы в сложной форме требуют комплексного лечения, и наряду с гимнастикой используется аппаратная коррекция с помощью съемных или несъемных ортодонтических устройств.

При слабовыраженных аномалиях в раннем детском возрасте бывает достаточно использовать одни лишь упражнения. Только при их неэффективности через 2 – 3 месяца проводится аппаратная коррекция.


Если гимнастика назначается для устранения миофункциональных привычек, то для выполнения упражнений часто используют специальные приспособления: вестибулярную пластину и металлический диск.

Данная методика в первую очередь направлена на лечение детей от 4 до 8 лет в период молочного прикуса. Челюсть в этом возрасте сформирована не до конца и хорошо поддается коррекции.

Также допустимо проводить лечение с помощью упражнений детей после 9 и до 12 лет, когда происходит активная смена зубов. Но терапия в этом случае будет более длительная.

Для коррекции зубочелюстного аппарата во взрослом возрасте миогимнастику используют редко, так как она дает минимальный эффект.

Преимущества и недостатки метода

Основным преимуществом данной методики является то, что корректировку можно проводить без применения ортодонтических аппаратов. Благодаря этому ребенок не испытывает психологический или физический дискомфорт.

При этом исключается травмирование слизистых и повреждение дентальной ткани.

К недостаткам миотерапии можно отнести:

  • длительность лечения;
  • невысокая эффективность в отношении выраженных аномалий;
  • при отсутствии системности быстро наступает регресс.

От чего зависит эффективность?

Чтобы максимально повысить эффект от упражнений, необходимо учитывать некоторые факторы:

  • гимнастику необходимо проводить качественно: максимально сокращать мышцы и постоянно увеличивать количество упражнений;
  • при возможности использовать дополнительные приспособления, позволяющие увеличить нагрузку на мышечный аппарат;
  • проводить системно в одно то же время;
  • комплекс упражнений должен подбирать только врач-ортодонт.


После использования миотерапии у пациентов одного возраста с одинаковым диагнозом результат нередко бывает совершенно разным. Чаще всего это бывает из-за несоблюдения рекомендаций и отсутствия системности.

Общие правила проведения

Независимо от того, какой комплекс был показан пациенту, упражнения должны выполняться с учетом общих правил:

  • Гимнастику начинают с легких упражнений и постепенно переходят к более сложным.
  • При сокращении мышцы должны двигаться с максимально допустимой амплитудой.
  • При выполнении необходимо постепенно увеличивать скорость сокращений. При этом между ними должна быть пауза, соответствующая времени сокращения.
  • Упражнения проводят в соответствии с предписанием врача либо до появления небольшой усталости.

Как проводится миогимнастика, смотрите на видео:

Примеры упражнений

Было определено большое количество упражнений, предназначенных для миогимнастики. Каждое из них показано при определенных патологиях или миофункциональных нарушениях.

При отсутствии симметричности соприкосновения двух челюстей используют лишь одно упражнение, которое позволяет частично или полностью устранить проблему.

Упражнение выполняется определенным образом: открывают рот максимально широко и передвигают челюсть в ту сторону, где отсутствует корректное смыкание.

Затем челюсть медленно смыкают до плотного сжимания зубов. И фиксируют данное положение не меньше 5 секунд.

После выполнения полностью расслабляют мышцы и снова повторяют движение.

Прикус мезиального типа поможет исправить следующий комплекс:

  • В положении сидя немного приоткрыть губы и откинуть голову слегка назад. Закрывая рот, пытаться коснуться кончиком языка твердого неба в районе основания.
  • В течение 5 минут осуществлять надавливание языком на лингвальную поверхность переднего ряда коронок.
  • Расположить нижнюю губу под передними коронками верхней челюсти и зафиксировать ее на полминуты.


Данный комплекс является прямым показанием при дыхании ротового типа и патологическом несмыкании губ:

Для купирования данной патологии гимнастику выполняют только стоя:

    Руки отвести назад за спину и вытянуть подбородок вверх. Не изменяя положения, выдвинуть подвижную челюсть как можно дальше вперед.

Выдержав несколько секунд, постепенно возвращают ее в обратное положение.

Чтобы получить эффект, рекомендуется повторять данное упражнение не меньше 10 раз за сеанс. В точно таком же положении, что и в первом упражнении, челюсть выдвигают максимально вперед до соприкасания режущей части резцов противоположных рядов зубов и удерживают до 20 секунд.

Так необходимо повторять 15 раз в 3 подхода на протяжении месяца.

Через 30 дней упражнение нужно слегка видоизменить, выдвигая челюсть так, чтобы нижний ряд зубов выходил вперед верхнего.

  • В течение 4 минут, не спеша, полностью открывать, а затем закрывать рот. Челюсть при этом остается зафиксированной. В сутки нужно проводить около 5 сеансов.
  • Такая несложная процедура как подрезание уздечки языка также требует применения гимнастики, которая будет тренировать мышечный аппарат, влияющий на развитие нижней челюсти:

    • Языком провести по внутренней стороне зубного ряда, как бы пересчитывая все зубы по очереди.
    • Открыть рот и обвести по кругу языком, касаясь внешней стороны губ. При этом необходимо пытаться достать до подбородка и кончика носа.
    • С усилием нажимать языком сначала на одну щеку, а затем на другую.

    Основная группа упражнений, восстанавливающих функции мышечного аппарата среднего участка языка, включает в себя:

    • На середину и кончик языка надеть два резиновых колечка. Затем зубные ряды смыкают, а губы слегка приоткрывают и прижимают кончик языка к поверхности небного свода. Положение фиксируют на 3 минуты.
    • Не менее 50 раз цокать языком. Упражнение повторять 6 раз в день.
    • Имитировать зевание в течение 2 минут.


    Для устранения проблемы прикуса открытого типа тренируют мышцы, от которых зависит поднятие нижней челюсти:

      Суть упражнения заключается в разжимании и сжимании зубных рядов до появления усталости.

    Чтобы понимать, какая группа мышц работает, и контролировать силу их сокращений, нужно положить пальцы на щеки в области последних моляров. Сжимание челюстей через сопротивление. В качестве сопротивления выступают два пальца руки, которые располагают на передних коронках подвижной челюсти.

    При ее поднятии нужно активно препятствовать движению.

  • Прикусывание карандаша или палочки передними резцами. Для того чтобы не повредить эмаль, на используемый предмет желательно надеть резиновую трубку. Упражнение выполняют с усилием не менее 5 минут.
  • Для исправления неправильного смыкания губ существует большое количество упражнений, которые легко выполняются детьми:

    • Язык вытянуть и расположить на нижней губе, при этом пытаться быстро прикрыть его верхней губой, как бы пришлепывая.
    • При плотном сжатии губ необходимо совершать языком движение по кругу, поочередно касаясь то верхней, то нижней губы.
    • Кончиком языка продольно проводят по небу, постепенно охватывая всю его поверхность.
    • Открыв рот как можно шире, прижать язык к небу. Затем, сомкнув губы, издать щелкающий звук, имитирующий удар молоточка.
    • Вытягивать губы трубочкой, при этом удерживая уголки губ пальцами.


    Данный комплекс показан при диагностировании глотания инфантильного типа:

      Выдвинуть язык таким образом, чтобы он принял форму столбика, и надеть на него специальное резиновое кольцо. При отсутствии такового можно воспользоваться обычной медицинской пипеткой, разрезав ее на колечки.

    Язык приподнять вверх к альвеолярному гребню передних зубов и сглотнуть. Рот и губы при этом должны быть открыты. За один сеанс необходимо совершить до 10 глотаний.

    Максимальный эффект от гимнастики будет в том случае, если повторять ее несколько раз в сутки.

  • Сомкнуть губы и приложить язык к альвеолярному гребню. Удерживать данное положение около 5 минут.
  • Как показала практика, миогимнастика является эффективным методом коррекции прикуса и положения зубов.

    Но чтобы положительный результат был гарантирован, не стоит забывать о регулярности и качестве выполнения упражнений.

    Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

    Читайте также:

    Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
    При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.