Упражнения для расслабления напряженных мышц для детей

Очень важно научить больного ребенка правильно расслаблять напряженные мышцы.

1. Исходное положение — ребенок стоит, спина прямая, голова поднята, руки вытянуты вдоль туловища, ноги расставлены на ширину плеч, носки разведены в стороны.

2. Исходное положение — ребенок стоит, ноги расставлены на ширину плеч или сомкнуты, носки врозь, руки вытянуты вдоль туловища.

4. Исходное положение — ребенок стоит, руки согнуты в локтях, кисти на талии, ноги расставлены.

На счет 1 ребенок должен наклониться вперед с вытянутыми руками, на счет 2-3 — одновременно расслабить мышцы обеих рук, на счет 4 -— вернуться в исходное положение. Повторить 3-4 раза.

6. Исходное положение и движения те же, что и в 5 упражнении, но ребенок должен сделать шаг левой ногой в левую сторону.

7. Исходное положение — ребенок стоит, спина прямая, голова поднята, ноги расставлены на ширине плеч, руки сомкнуты в замок за головой.

8. Исходное положение — ребенок стоит, спина прямая, голова поднята вверх, ноги расставлены, руки подняты вверх и слегка разведены в стороны.

Ребенок должен наклонить корпус под прямым углом и одновременно расслабить мышцы обеих рук, потрясти руками, покачать их в разные стороны и вернуться в исходное положение.

9. Исходное положение то же, что и в 8 упражнении.

На счет 1 ребенок должен наклонить корпус под углом 90 градусов и одновременно расслабить мышцы одной руки, на счет 2 — потрясти ее, покачать из стороны в сторону, на счет 3 — расслабить мышцы второй руки и потрясти ее, на счет 4 — вернуться в исходное положение.

10. Исходное положение — ребенок стоит, руки опущены вдоль туловища, ноги расставлены на ширине плеч, носки врозь.

На счет 1 ребенок должен наклонить корпус вперед под прямым углом и расслабить мышцы рук, на счет 2 — сделать правой ногой шаг вправо, потрясти руками и приставить левую ногу, на счет 3 — сделать шаг в левую сторону, потрясти руками и приставить ногу, на счет 4 — вернуться в исходное положение.

11. Исходное положение — ребенок лежит на спине его ноги сомкнуты, руки расположены вдоль туловища.

Ребенок должен согнуть ногу в колене под прямым углом и слегка потрясти ее, то же повторить с другой ногой.

Упражнения на равновесие

1. Исходное положение — ребенок стоит, спина прямая, голова поднята, руки согнуты в локтях, кисти на туловище, ноги на ширине плеч, носки в стороны.

Ребенок должен встать на носочки и постоять в таком положении 15 секунд, затем вернуться в исходное положение. Повторить 5-6 раз.

2. Исходное положение — ребенок стоит, руки согнуты в локтях, кисти на талии, ноги на ширине плеч, носки разведены в стороны.

Ребенок должен встать на носочки, затем оторвать одну ногу от опоры (пола), постоять на одной ноге в течение 15 секунд и вернуться в исходное положение. Повторить 5-6 раз.

3. Исходное положение — то же самое, что во 2 упражнении.

Ребенок должен поднять другую ногу, постоять в течение 15 секунд и вернуться в исходное положение.

4. Исходное положение — ребенок стоит, руки согнуты в локтевых суставах, кисти на талии, ноги расставлены на ширине плеч, носки разведены в стороны, спина прямая, голова поднята.

Взрослый должен нарисовать перед ребенком не очень широкую линию. Ребенок должен пройти по этой линии.

5. Исходное положение — ребенок стоит, спина прямая, голова поднята, руки согнуты в локтевых суставах, кисти на талии.

На счет 1 ребенок должен согнуть ногу в колене и поднять ее, образуя прямой угол, на счет 2 — опустить, на счет 3 — согнуть и поднять другую ногу, на счет 4 — вернуться в исходное положение.

6. Исходное положение — ребенок стоит на четвереньках.

На счет 1 ребенок должен поднять правую руку и левую ногу, на счет 2 — опустить, на счет 3 — поднять левую руку и правую ногу, на счет 4 — вернуться в исходное положение. Повторить 3-4 раза.

7. Исходное положение — ребенок стоит на коленях, спина прямая, голова поднята, руки согнуты в локтях, кисти на талии.

На счет 1 ребенок должен поднять и отвести в правую сторону правую ногу, на счет 2 — опустить ее, на счет 3 — поднять и отвести в сторону левую ногу, на счет 4 — вернуться в исходное положение. Повторить 3-4 раза.

8. Исходное положение — ребенок стоит на коленях, руки опущены вдоль туловища, спина прямая, голова поднята.

На счет 1 ребенок должен одновременно поднять правую руку вперед на уровне плеча, а левую отвести назад, на счет 2 — вернуться в исходное положение, на счет 3 — поднять вперед левую руку, а правую отвести назад, на счет 4 — вернуться в исходное положение. Повторить упражнение 3-4 раза.



Независимо от происхождения напряжения с ним можно и нужно бороться. Особенно важно учить способам работы с этим неприятным явлением детей, чтобы они умели разряжаться без ущерба для себя и окружающих. И конечно, чем раньше дети научатся слушать и уважать своё тело, тем вероятнее, что им будет проще работать с ним и во взрослом возрасте.

Как снимается мышечное напряжение?

Общее правило для большинства упражнений по снятию мышечного напряжения — это чередование напряжения и расслабления разных групп мышц. Упражнения для детей отличаются от упражнений для взрослых более игровым форматом и образностью действий.

Далее мы приводим список упражнений для работы с разными группами мышц и варианты, как можно обыграть то или иное упражнение в зависимости от предпочтений конкретного ребёнка/группы/класса. Такие игры помогают не только снять напряжение, но и наладить контакт между педагогом и членами группы, переключиться на более активную деятельность.

Упражнения для снятия напряжения всего тела

Первое упражнение можно объяснить детям через ассоциацию с рубкой дров или ловлей бабочек.

Предлагаем детям на несколько минут стать зайцами на лужайке. Светит солнышко, и они резвятся, прыгают, играют друг с другом. Вдруг на опушке леса появляется волк. Зайчики чувствуют опасность, замирают, начинают дрожать всем телом, сжимаются. Когда волк уходит, ушастые продолжают резвиться. Цикл повторяем несколько раз, можно при этом уменьшать/увеличивать период активности.

Спрашиваем у ребят, знают ли они, как отряхиваются щенки. Обращаем внимание на то, что они отряхиваются всем телом — от носа до хвоста. Показываем, как это происходит, пропуская волну трясения сверху донизу и обратно. Повторяем с детьми, упражнение можно повторить несколько раз. Оно хорошо подойдёт для завершения занятия.

Дети выстаиваются в две линейки. Передние кладут руки друг другу на плечи. Они образуют как бы ограду для стоящих сзади (или стену из охранников). Ребятам сзади нужно, опираясь на ограду, подпрыгнуть как можно выше, чтобы помахать своим кумирам, сошедшим на красную ковровую дорожку. Затем зрители и ограда меняются местами. Можно спросить, кого они видели на красной дорожке, кем им больше понравилось быть (оградой или зрителями) и почему.

Дети разбиваются на пары. Один из них — большой надувной мяч, другой насосом надувает этот мяч. Мяч стоит, обмякнув всем телом, на полусогнутых ногах, руки, шея расслаблены. Корпус чуть наклонен вперёд, голова опущена, мяч не наполнен воздухом. Партнёр начинает надувать мяч, сопровождая движение рук звуком "с". С каждой подачей воздуха мяч надувается всё больше. Услышав первый звук"с", он вдыхает порцию воздуха, одновременно выпрямляя ноги в коленях,после второго "с" выпрямляется туловище, после третьего у мяча поднимается голова, после четвёртого надуваются щёки и даже руки отходят от боков. Мяч надут. Насос перестал накачивать. Партнёр выдёргивает и змяча шланг насоса, и из мяча с силой выходит воздух со звуком "ш". Тело вновь обмякло, вернулось в исходное положение. Затем играющие меняются ролями.

Просим детей вытянуть руки вверх, закрыть глаза и представить, что они — сосульки. Всем мышцы тела напряжены. Просим зафиксировать это положение на 1-2 минуты. Затем выходит солнышко, и сосулька начинает медленно таять: постепенно расслабляются кисти рук и сами руки, затем шея, плечи, корпус, ноги. Это упражнение можно выполнять не только стоя, но и лёжа на полу.

Стихотворение на упражнение "Сосулька" (стихотворение написано специально для сайта Pedsovet.su)

Проведем скорей разминку,
Превратимся дружно в льдинки.
Холод нас сковал, и вот
Мы – сосульки, чистый лёд.

Глазки наши мы закроем,
Руки вверх поднимем скоро.
Две секунды в напряжении –
постоим так без движения.

Солнце вышло из-за туч,
Бросило свой первый луч.
Светит сильно, светит ярко,
Стало всем так жарко-жарко.

От такой жары сосульки
Потекли прозрачной струйкой.
Мы почувствовали как вдруг
Таять стали пальцы рук.

Раз-два, три-четыре,
руки дружно опустили.
Солнце светит не жалея,
Отдыхает наша шея.

Головой едва качаем –
Мышцы шеи расслабляем.
Мы плечами пожимаем,
их легонько разминаем.

Грудь и тело – их черёд
Расслабляться настает.
Стало нам теплей немножко,
Тают ото льда и ножки.

Раз-два, раз-два,
Нам заканчивать пора!
Мы теперь не лёд – вода,
разбежимся кто куда!

В обязательном порядке
Нужно делать всем зарядку!

Упражнения для снятия напряжения мышц спины и плеч

Стихотворение для упражнения "Штанга" (написано Викторией Викторовой специально для Pedsovet.su)

Представляем, что мы—куклы, а внутри нашего тела палка, не позволяющая сгибать шею, спину, ноги. При этом руки расслаблены. По команде поворачиваем корпус влево и вправо, прыгаем, руки свободно следуют за нашим корпусом и движениями (как у тряпичной куклы).

Стихотворение для упражнения "Аршин проглотили" (написала Татьяна Растяпина специально для Pedsovet.su)

Надоели цифры, буквы?
А представим, что мы — куклы.
Только необычные —
Старые, тряпичные.
Начинается разминка:
Выпрямляем шею, спинку,
Про движения — забыли:
Будто палку проглотили.
Ноги, корпус — напрягаем,
Только руки — расслабляем.
Пусть болтаются свободно,
Влево, вправо — как угодно!
Раз — направо повернемся,
Два — налево оглянемся,
Три — попрыгаем на месте
Движемся с руками вместе!
Раз — направо, два — налево
Три — попрыгаем умело,
Получается отличный
Танец куколок тряпичных!

Упражнения для снятия напряжения рук


Упражнения для снятия напряжения мышц лица

Стихотворение для разминки "Щелкунчик" (написано Чижиковой Татьяной специально для Pedsovet.su)

Немножко, дети, отдохните!
Щелкунчиками стать хотите?

Давайте-ка тогда без спешки
Мы погрызем сейчас орешки.

Представьте, дети, что рука
Сжимает горстку фундука.

А, может, всё же на ладошке
Орешков кедровых немножко?

А если грецкие орехи
Мы погрызем ради потехи?

Тогда берем орешки в зубки –
Раскусываем все скорлупки.

Нам нужно крепко зубки сжать,
Разжать. И повторить опять.

Когда мы челюсть напрягаем,
Скорлупку сразу ослабляем.

Чем толще крепкие скорлупки,
Тем сильней сжимаем зубки.

Смотрите, вот у фундука
легка скорлупка и тонка.

Мы разгрызем, не напрягаясь,
Легонько зубками касаясь.

Орешек грецкий покрупнее –
Сжимаем челюсть посильнее.

Стараемся, сжимаем зубки.
Пусть треснут крепкие скорлупки.

Ну вот, орешки раскусили.
Все сделали, как вас просили.

Щелкунчиками стать смогли.
Героям сказки помогли.

Упражнение можно делать под стихотворения (написаны Еленой Богдановой специально для Pedsovet.su)

Мы устали неспроста —
Много дел у нас с утра.
Глазки нужно нам закрыть
И усталость победить.
В этот радостный денёк
Прилетел к нам ветерок.
Южный ветер озорной,
Поздоровайся со мной!
Ветерок подул на нас —
Гладим волосы сейчас!
А теперь погладим лоб,
Отдохнул от мыслей чтоб!
Дальше мы коснёмся щёк
И погладим их чуток.
Ждёт и нос наверняка
Озорного ветерка.
А теперь погладь живот —
Ветерка он тоже ждёт.
Ты про руки не забудь,
Ветру дай на них подуть.
Добрались уже до ног —
Как же ветер нам помог!
Можно глазки открывать —
Ветру нужно улетать.
Он немножко отдохнёт,
А потом опять придёт.
Вот так радостный денёк
Подарил нам ветерок!

Представляем, что мы надуваем разные предметы: воздушный шар, мыльные пузыри. Или представляем себя в роли стеклодувов и изготавливаем сосуды. Набираем побольше воздуха, щёки надуваются постепенно, раздуваясь до предела. Можно помогать себе руками: показывать объём воздушного шара, выдувать пузыри через круг из пальцев. Можно спросить у детей, какого цвета их воздушный шар, есть ли на нём узоры и какие, каким цветом переливаются их мыльные пузыри, что за сосуд они выдули из стекла.

Таким же образом можно имитировать ветер: дуя, изображать то лёгкий бриз, то настоящий ураган. Такое упражнение будет особенно хорошо в соответствующем музыкальном сопровождении.

Об авторе: Постылякова Екатерина Евгеньевна, психолог, преподаватель русского языка, г. Нижний Новгород, центр подготовки "Study Place".

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



Релаксационные упражнения для детей для эмоциональной разрядки (при повышенной раздражительности, злости, агрессии, тревожности

Релаксационные упражнения для детей для расслабления мышц лица

Вместе с ребенком вообразить, как в теплый летний день, подставив личико солнцу, он загорает с несколько разжатым ртом. И вот – летит красавица-бабочка, которая садиться прямо на носик крохе. Бабочка щекочется, и нужно ее тихонько согнать: сморщить носик, приподнять верхнюю губу, но рот оставить полуоткрытым с задержкой дыхания. А дальше, сгоняя бабочку, нужно подвигать носиком. Улетела? Теперь можно расслабить мышцы губ и носа, потихоньку выдыхая.

Одна бабочка улетела, другая – прилетела, и теперь уже уселась прямо на брови малышу. Предложите ребенку покатать бабочку на качелях: подвигать бровями вверх-вниз.

Релаксационные упражнения для детей для расслабления мышц шеи

Предложить ребенку поиграть в игру: мама или папа проговаривают стихотворение, а малыш исполняет то, о чем в нем говориться. Играть в игру нужно стоя, в позиции ноги на ширине плеч, руки книзу, расслаблены. Делать упражнение лучше вместе с малышом, чтобы он наочно видел, как оно выполняется. Слова ведущего:

«Любопытная Варвара смотрит влево (повернуть голову влево и 3 секунды удерживать в таком положении), смотрит вправо (то же упражнение, только голова вправо). А потом опять вперед – тут немного отдохнет (голову повернуть вперед и смотреть перед собой 3 секунды). А Варвара смотрит вверх дольше всех и дальше всех! (Поднять голову вверх и смотреть на потолок 5 секунд). Возвращается обратно – расслабление приятно! (Вернуться в исходное положение – взгляд вперед). А теперь посмотрим вниз – мышцы шеи напряглись! (Голову медленно опустить вниз и прижать подбородок к груди). Возвращаемся обратно – расслабленье так приятно! (Голову опять поднять и смотреть перед собой, расслабить мышцы).

Релаксационные упражнения для детей на расслабление мышц плечевого пояса

Предложить ребенку поднять руки в стороны и немного наклониться вперед. На раз-два-три рукам нужно дать свободно упасть, при этом снимая напряжение с плеч – руки должны повиснуть и качаться самостоятельно, пока не остановятся.

Малыш должен сначала как можно выше поднять плечи, а затем свободно опустить их, словно сбросив вниз.

Имитировать движение мельницы руками: вытянув их, делать круговые маховые движения вперед и вверх, затем – назад и вверх, и так несколько кругов.

Релаксационные упражнения для детей расслабления мышц корпуса

Предложить ребенку изобразить деревянную куклу: напрячь мышцы ног, корпуса и немного отведенных в сторону рук, повернуться всем телом, сохраняя неподвижными шею, руки и плечи. Ноги при этом от пола не отрываются, ступни стоят неподвижно. Тряпичная кукла: плечи и руки опустить, руки плетями висят вдоль тела неподвижно. Тело тряпичная кукла поворачивает быстрыми короткими толчками – то вправо, то влево, при этом руки свободно взлетают и оборачиваются вокруг пояса. Плечи остаються в расслабленном состоянии.

Большинству наших детей свойственно нарушение равновесия и подвижности между процессами возбуждения и торможения, повышенная эмоциональность, двигательное беспокойство, 78% детей имеют серьезные неврологические диагнозы.

Умение расслабиться помогает одним детям снять напряжение, другим – сконцентрировать внимание, снять возбуждение. Расслабление вызывается путем специально подобранных игровых приемов. Каждому дается образное название, это увлекает детей. Они выполняют расслабляющие упражнения, не просто подражая ведущему, а перевоплощаясь, входя в заданный образ. Большинство детей правильно воспринимают эти упражнения, хорошо расслабляются. Об этом позволяет судить внешний вид ребенка: спокойное выражение его лица, ровное ритмичное дыхание, вялые послушные руки, которые тяжело падают, у некоторых появление зевоты, сонливое состояние и т. д. Опыт показывает, что в результате применения релаксации, у многих детей налаживается сон, они становятся более уравновешенными и спокойными.

1. Первое упражнение направлено на мышечную релаксацию по контрасту с напряжением, может быть использовано в комплексе УГГ: как физминутка на занятии, в любом режимном моменте в течении дня;

2. Второе упражнение – это мышечная релаксация по представлению. Проводится один раз в день, после дневной прогулки.

СИСТЕМА РЕЛАКСАЦИОННЫХ УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

1) “Солнечный зайчик”
2) “На полянке”

1) “Бабочка”
2) “Волшебный сон”

1) “Улыбка”
2) “На полянке”

1) “Солнечный зайчик”
2) “Волшебный сон”

1) “Пчелка”
2) “Порхание бабочки”

1) “Варвара”
2) “Водопад”

1) “Качели”
2) “Порхание бабочки”

1) “Шишки”
2) “Водопад”

1) “Сорви яблоко”
2) “Воздушный шарик”

1) “Сосулька”
2) “Снежинки”

1) “Холодно-жарко”
2) “Воздушный шарик”

1) “Штанга”
2) “Снежинки”

1) “Солнечный зайчик”
2) “Полет птицы”

1) “Тряпичная кукла и солдат”
2) “Лентяи”

1) “Шалтай-болтай”
2) “Полет птицы”

1) “Драгоценность”
2) “Лентяи”

1) “Каждый спит”
2) “Тихое озеро”

1) “Муравей”
2) “Радуга”

1) “Игра с песком”
2) “Тихое озеро”

1) “Солнечный зайчик”
2) “Облака”

1) “Штанга” (стихи)
2) “Ручей”

1) “Солнышко и тучка”
2) “Облака”

1) “Кулачки”
2) “Отдых на море”

1) “Насос и мяч”
2) “На полянке”

1) “Солнечный зайчик”
2) “Отдых на море”

1) “Тряпичная кукла и солдат”
2) “На полянке”

1) “Бабочка”
2) “Волшебный сон”

1) “Муравей”
2) “Водопад”

1) “Игра с песком”
2) “Волшебный сон”

1) “Холодно-жарко”
2) “Водопад”

1) “Шалтай-болтай”
2) “Воздушный шарик”

1) “Солнечный зайчик”
2) “Лентяи”

1) “Драгоценность”
2) “Воздушный шарик”

1) “Игра с песком”
2) “Лентяи”

1) “Каждый спит”
2) “Порхание бабочки”

1) “Бабочка”
2) “Полет птицы”

1) “Винт”
2) “Порхание бабочки”

1) “Муравей”
2) “Полет птицы”

1) “Сорви яблоко”
2) “Радуга”

1) “Штанга” (стихи)
2) “Ручей”

1) “Солнышко и тучка”
2) “Радуга”

1) “Варвара”
2) “Ручей”

1) “Улыбка”
2) “Тихое озеро”

1) “Пчелка”
2) “Облака”

1) “Качели”
2) “Тихое озеро”

1) “Шалтай-болтай”
2) “Облака”

Настрои для релаксации

В использовании приёмов релаксации важно придерживаться техники поэтапного перехода в состояние расслабления. Упражнения рекомендуется выполнять в сопровождении приятной, спокойной музыки.

Лечь удобно и расслабиться.

Ощущение приятного тепла, удовольствия, покоя, комфорта от расслабленного тела.

Вводная часть перед каждым настроем

Дети ложатся на ковёр, устраиваются поудобнее. Руки вытянуты вдоль туловища, расслаблены. Ноги прямые, не скрещенные. Играет тихая спокойная музыка.

Релаксационные упражнения для снятия напряжения с мышц туловища, рук, ног

Представьте себе, что вы весёлые, озорные котята. Котята ходят, выгибают спинку, машут хвостиком. Но вот котята устали…начали зевать, ложатся на коврик и засыпают. У котят равномерно поднимаются и опускаются животики, они спокойно дышат (повторить 2 – 3 раза).

Представьте себе, что вы – медвежата и с вами играет мама – медведица. Она бросает вам шишки. Вы их ловите и с силой сжимаете в лапах. Но вот медвежата устали и роняют свои лапки вдоль тела – лапки отдыхают. А мама – медведица снова кидает шишки медвежатам… (повторить 2 – 3 раза)

Представьте себе, что вы играете на солнечной полянке. Вдруг подул холодный ветер. Вам стало холодно, вы замёрзли, обхватили себя руками, голову прижали к рукам – греетесь. Согрелись, расслабились…Но вот снова подул холодный ветер…(повторить 2–3 раза).

“Солнышко и тучка”

Представьте себе, что вы загораете на солнышке. Но вот солнце зашло за тучку, стало холодно – все сжались в комочек чтобы согреться (задержать дыхание). Солнышко вышло из-за тучки, стало жарко – все расслабились (на выдохе). Повторить 2 – 3 раза.

Представьте себе, что вы держите в кулачках что-то очень ценное, дорогое для вас и кто-то хочет у вас это отнять. Вы сжимаете кулачки все крепче и крепче…ещё крепче, уже побелели косточки, кисти начинают дрожать… Но вот обидчик ушёл, а вы разжимаете свои кулачки, пальцы становятся расслабленными, кисти рук спокойно лежат на коленях… они отдыхают… (повторить 2-3 раза).

Представьте себе, что вы сидите на берегу моря. Наберите в руки песок (на вдохе). Сильно сжав пальцы в кулак, удержать песок в руках (задержка дыхания). Посыпать колени песком, постепенно раскрывая кисти и пальцы. Уронить бессильно руки вдоль тела, лень двигать тяжелыми руками (повторить 2-3 раза).

Представьте себе, что вы сидите на полянке, ласково греет солнышко. На пальцы ног залез муравей. С силой натянуть носки на себя, ноги напряжены, прямые. Прислушаемся, на каком пальце сидит муравей (задержка дыхания). Сбросим муравья с ног (на выдохе). Носки идут вниз – в стороны, расслабить ноги: ноги отдыхают (повторить 2-3 раза).

Релаксационные упражнения для снятия напряжения с мышц лица

Представьте себе, что вы видите перед собой на рисунке красивое солнышко, рот которого расплылся в широкой улыбке. Улыбайтесь в ответ солнышку и почувствуйте, как улыбка переходит в ваши руки, доходит до ладоней. Сделайте это ещё раз и попробуйте улыбнуться пошире. Растягиваются ваши губы, напрягаются мышцы щек… Дышите и улыбайтесь…, ваши руки и ладошки наполняются улыбающейся силой солнышка (повторить 2-3 раза).

Представьте себе, что солнечный зайчик заглянул вам в глаза. Закройте их. Он побежал дальше по лицу. Нежно погладьте его ладонями: на лбу, на носу, на ротике, на щечках, на подбородке. Поглаживайте аккуратно, чтобы не спугнуть, голову, шею, животик, руки, ноги. Он забрался за шиворот – погладьте его и там. Он не озорник – он ловит и ласкает вас, а вы погладьте его и подружитесь с ним (повторить 2-3 раза).

Представьте себе теплый, летний день. Подставьте солнышку ваше лицо, подбородок тоже загорает (разжать губы и зубы на вдохе). Летит пчелка, собирается сесть кому-нибудь на язык. Крепко закрыть рот (задержка дыхания). Прогоняя пчелку можно энергично двигать губами. Пчелка улетела. Слегка открыть рот, облегченно выдохнуть воздух (повторить 2-3 раза).

Представьте себе теплый, летний день. Ваше лицо загорает, носик тоже загорает – подставьте нос солнцу, рот полуоткрыт. Летит бабочка, выбирает, на чей нос сесть. Сморщить нос, поднять верхнюю губу кверху, рот оставить полуоткрытым (задержка дыхания). Прогоняя бабочку можно энергично двигать носом. Бабочка улетела. Расслабить мышцы губ и носа (на выдохе) (повторить 2-3 раза).

Представьте себе теплый, летний день. Ваше лицо загорает, ласковое солнышко гладит вас (мышцы лица расслаблены). Но вот летит бабочка садится к вам на брови. Она хочет покачаться как на качелях. Пусть бабочка качается на качелях. Двигать бровями вверх – вниз. Бабочка улетела, а солнышко пригревает (расслабление мышц лица) (повторить 2-3 раза).

1. Использование отдельных упражнений для снятия психоэмоционального напряжения в течение дня (на усмотрение воспитателя группы).

2. Использование отдельных упражнений как часть индивидуального коррекционного занятия (на усмотрение специалистов детского сада).

Все занятия проводятся под непосредственным руководством, наблюдением педагога.

Каждое упражнение предполагает повторение от 3 до 5 раз.

Рекомендации по проведению занятий

    Занятие должно проводиться в игровой форме. Занятие проводится в благоприятной эмоциональной обстановке, вызывает интерес. Занятия следует применять, учитывая возможности ребенка. Необходимо поощрять удовлетворение, которое получает ребенок от занятия. Общая продолжительность занятия – 15-20 мин. Частота занятий – 1 раз в неделю. Занятия проводятся индивидуально. Форма одежды – майка и трусы.

I - Вводная часть

Цель. Cоздание игровой ситуации.

II, III – Основная часть.

II – Массаж и укрепление мышц верхних конечностей.

III – Массаж всего тела, развитие общей подвижности.

IV – Заключительная часть.

Цель. Мышечная релаксация, позитивный настрой.

I ч. Вводная часть

"Мы с тобой пришли на озеро. Будем купаться, отдыхать. Вода в озере теплая, ласковая. Тебе хорошо и приятно. Но прежде чем плавать, я предлагаю тебе поиграть с водой".

Цель. Массаж и укрепление мышц верхних конечностей.

И. п. ребенок стоит на коленях перед бассейном.

    Способствовать массажу всего тела и развитию общей подвижности

И. п.: лежа на животе

Руки выпрямлены, вытянуты вверх. Производятся движения руками по типу плавания, отгребая шарики от себя в стороны, затем выполняя те же движения к себе (4-5 раз)

Руки прижаты вдоль тела, голова приподнята. Производятся движения ногами по типу плавания, отгребая шарики от себя в стороны, затем выполняя те же движения к себе (4-5 раз).

Руки выпрямлены, вытянуты вверх. Производятся синхронные упражнения ногами и руками по типу плавания (4-5 раз).

Чередовать напряжение с расслаблением, регуляция дыхания, способствовать снижению психоэмоционального напряжения.

И. п. : лежа на спине

"Представь себе, что ты лежишь на самом берегу озера в воде. Вода теплая, ласковая. Вокруг спокойно и тихо. Тебе хорошо и приятно. Закрой глаза, слушая мой голос:"

"Прислушайся к своему дыханию. Дышим ровно и спокойно. Медленно вдохни и выдохни" (2-3 раза).

"Выпрями пальцы рук, потянись так, чтобы напряглись все мышцы тела, руки и ноги стали тяжелыми, как-будто каменными (10-15 сек). А теперь расслабься, отдохни - тело твое стало легким как перышко" (2-3 раза).

"Мои руки расслаблены, они словно тряпочки …

Мои ноги расслаблены, они мягкие …, теплые …

Мое тело расслаблено, оно легкое …, неподвижное …


Упражнения на релаксацию необходимо знать и применять на практике для того, чтобы управлять процессами возбуждения детей при эмоциональном напряжении, когда у них возникает избыточное напряжение в отдельных группах мышц. Самостоятельно дети не могут избавиться от этого напряжения, начинают нервничать, что приводит к напряжению новых групп мышц. Поэтому педагог должен помочь детям.

Для управления процессами возбуждения необходимо научить детей расслаблять мышцы. Также необходимо учить их чувствовать напряжение, снимать его, расслабляя определенные группы мышц. Упражнения на мышечное расслабление способствуют профилактике заболеваний органов кровообращения, нормальной жизнедеятельности органов пищеварения и облегчают дыхание. Именно поэтому релаксационные упражнения очень важны, особенно в младшем школьном возрасте. Их можно проводить на любом уроке, на перемене в течение 3­5 минут.

Цель: снять психоэмоциональное напряжение, избавиться от общего напряжения.

Педагог:

«Лягте и займите удобное положение. Закройте глаза. Дышите легко и медленно. Вообразите, что вы находитесь в каком­нибудь прекрасном месте. Теплый, тихий день. Вам приятно, вы чувствуете себя хорошо. Вы абсолютно спокойны. Вы лежите и смотрите вверх, на облака – большие, белые, пушистые облака в прекрасном синем небе. Дышите свободно.

Во время вдоха вы начинаете легко подниматься над землей. С каждым вдохом вы медленно и плавно поднимаетесь навстречу большому пушистому облаку. Вы поднимаетесь еще выше, на самую верхушку облака, и мягко утопаете в нем. Теперь вы плывете на вершине большого пушистого облака.

Цель: снять эмоциональное напряжение, стимулировать воображение.

Педагог:

«Сядьте поудобнее, закройте глаза… Представьте, что вы – воздушные шарики, очень красивые и веселые. Вас надувают, и вы становитесь очень легкими. Ваше тело становится легким и невесомым. И ручки легкие, и ножки легкие. Воздушные шарики поднимаются выше и выше.

Дует теплый ласковый ветерок, он нежно обдувает каждый шарик… Лететь очень приятно. Вам легко и спокойно. Вы летите туда, куда дует ласковый ветерок.

Цель: снять психоэмоциональное напряжение, избавиться от общего напряжения.

Педагог:

«Упражнение делается лежа на парте. Представьте, что вы маленькие черепашки, которые лежат на желтом песочке или мягкой травке возле прозрачного ручейка, реки, озера или моря, где вам больше нравится. Греет солнышко, черепашке тепло и хорошо. Ручки и ножки расслаблены, шейка мягкая.… Вдруг появилась холодная тучка и закрыла солнышко. Черепашке стало холодно и неуютно, и она спрятала ножки, ручки и шейку в панцирь. Напрягите спину, слегка выгибая ее – это ваш панцирь. Напрягите шею, руки и ноги. Попытайтесь втянуть их под ваш панцирь.

Цель: избавиться от напряжения.

Педагог:

Перед упражнениями полезно предложить детям крепко сжать кисти в кулак, чтобы яснее чувствовалась разница в напряженном и расслабленном состоянии мышц.

Цель: снять эмоциональное напряжение, стимулировать воображение.

Педагог:

В конце упражнения попросите детей открыть глаза, потянуться несколько раз и глубоко вдохнуть.

Цель: расслабиться, избавиться от чувства дискомфорта.

Педагог:

Упражнение лучше всего выполнять под спокойную музыку.

Цель: расслабиться.

Педагог:

«Движения помогают вам осознавать напряженное и ненапряженное состояние мышц тела. Поэтому сейчас мы будем изображать деревянных кукол. Напрягите мышцы ног, корпуса, слегка отведенных в стороны рук. Сделайте пару резких поворотов всего тела, сохраняя неподвижными шею, руки, плечи. Ступни крепко и неподвижно стоят на полу.

В таком положении дети быстрым, коротким толчком поворачивают тело то вправо, то влево. При этом руки взлетают и обвиваются вокруг корпуса.

Цель: расслабиться, ощутить покой, приобрести способности управлять своими мыслями.

Педагог:

«Сегодня вы много занимались и играли. Наверное, вы устали. Я предлагаю немного полениться.

Сядьте поудобнее, закройте газа… Представьте, что вы – настоящие лентяи. Нежитесь на мягком­мягком ковре. Вокруг тихо и спокойно, вы дышите легко и свободно. Ощущение приятного покоя и отдыха охватывает все тело. Вы отдыхаете, ленитесь, нежитесь, наслаждаетесь покоем. Отдыхают ваши руки, ноги и все тело…

Приятное тепло охватывает все тело. Вам лень шевелиться, вам приятно. Ваше дыхание совершенно спокойное. Руки, ноги и все тело расслаблено. Чувство приятного покоя наполняет изнутри. Вы отдыхаете, вы нежитесь. Приятная лень разливается по всем телу.

Цель: снять эмоциональное напряжение, стимулировать воображение.

Педагог:

«Представьте, что вы стоите возле водопада. Чудесный день, голубое небо, теплое солнце. Горный воздух свеж и приятен. Вам дышится легко и свободно.

Но водопад наш необычен, вместо воды в нем падает мягкий белый свет. Представьте, что вы стоите под этим водопадом. Почувствуйте, как этот прекрасный белый свет струится по вашей голове. Вы чувствуете, как он льется по лбу, затем по лицу, шее… Белый свет течет по вашим плечам, помогает им расслабиться…

Нежный свет течет дальше. По груди, по животу… Пусть свет гладит ваши ручки и пальчики. Свет течет и по ногам, и вы чувствуете, что тело полностью расслаблено.

Цель: показать, что дыхание является способом релаксации и обретения спокойствия.

Педагог:

Повторите упражнение 5­6 раз.

Цель: снять мышечное напряжение, привести нервную систему и психику в состояние покоя.

Педагог:

«Сожмите губы так, чтобы их не было видно. Представьте, что вы как будто закрываете рот на замочек. Затем расслабьте их.

Цель расслабиться, избавиться от чувства дискомфорта.

Педагог:

Цель: снять психоэмоциональное напряжение, избавиться от напряжения.

Педагог:

«Представьте, что вы держите в кулачках что­то очень ценное, дорогое для вас. А кто­то хочет у вас это отнять. Вы сжимаете кулачки все крепче и крепче. Даже косточки заболели и кисти начинают дрожать…

Но вот обидчик ушел. Вы разжимаете кулачки, пальцы становятся расслабленными, кисти рук спокойно лежат на коленях… Отдохните…

Цель: снять эмоциональное напряжение, стимулировать воображение.

Педагог:

«Станьте в круг друг за другом и представьте, что вы превращаетесь в лесные деревья. В лесу светит солнышко, и все деревья потянули к нему свои веточки. Высоко­высоко тянутся своими веточками, чтобы каждый листочек согрелся (дети поднимаются на носки, высоко поднимают руки, перебирая пальцами).

Вдруг подул сильный ветер и стал раскачивать деревья в разные стороны. А деревья крепко держатся корнями, устойчиво стоят и только раскачиваются (дети раскачиваются в стороны, напрягая мышцы ног).

Ветер принес дождевые тучи, и деревья почувствовали первые дождевые капли (дети кончиками пальцев касаются спины впереди сидящего товарища). Дождик стучит все сильнее и сильнее (дети усиливают движения пальцами).

Деревья стали жалеть друг друга, защищать от сильного удара дождя своими ветвями (дети проводят ладошками по спинам друг друга).

Цель: снять эмоциональное напряжение, стимулировать воображение.

Педагог:

«Представьте, что вы маленькие птички. Вы летаете по душистому летнему лесу, вдыхаете его ароматы и любуетесь его красотой. Вы присели на красивый полевой цветок и вдохнули его легкий аромат, а теперь полетели к самой высокой липе, сели на ее макушку и почувствовали сладкий запах цветущего дерева.

Подул теплый летний ветерок, и птички вместе с его порывом понеслись к журчащему лесному ручейку. Сев на краю ручья, они почистили клювом свои перышки, попили чистой, прохладной водицы, поплескались и снова поднялись ввысь.

Теперь приземлимся в самое уютное гнездышко на лесной полянке. Вы отдыхаете и чувствуете себя прекрасно!

Цель: расслабиться, ощутить покой, приобрести способности управлять своими мыслями.

Педагог:

Реснички опускаются, глазки закрываются. Мы спокойно отдыхаем, сном волшебным засыпаем. Дышим легко, ровно, глубоко. Наши руки отдыхают…Ноги тоже отдыхают… Отдыхают, засыпают… Отдыхают, засыпают… Шея не напряжена, а расслаблена… Губы чуть приоткрываются, все чудесно расслабляется. Все чудесно расслабляется. Дышать легко, ровно, глубоко. Напряжение улетело и расслаблено все тело. Будто мы лежим на травке, на зеленой, мягкой травке. Греет солнышко сейчас. Ноги теплые у нас. Дышится легко, ровно, глубоко. Все мы теплые и вялые, и нисколько ни усталые. Мы спокойно отдыхаем, сном волшебным засыпаем.

Цель: снять эмоциональное напряжение, стимулировать воображение, расслабиться, ощутить покой, приобрести способности управлять своими мыслями.

Дети ложатся на коврики на спину, руки вытянуты вдоль туловища, ноги прямые, слегка раздвинуты.

Педагог:

«Закройте глаза и слушайте мой голос. Дышите легко и спокойно. Представьте, что вы находитесь на лугу в прекрасный летний день. Перед вами – великолепная бабочка, порхающая с цветка на цветок. Проследите за движением ее крыльев. Они легки и грациозны.

Вообразите, что вы – бабочка. У вас красивые и большие крылья. Почувствуйте, как ваши крылья медленно и плавно движутся вверх и вниз. Наслаждайтесь ощущением медленного и плавного парения в воздухе.

Цель: расслабиться, избавиться от чувства дискомфорта.

Педагог:

«Лягте в удобное положение, закройте глаза и слушайте мой голос. Представьте, что вы находитесь в прекрасном месте на берегу моря. Чудесный летний день. Небо голубое, теплое солнце. Вы чувствуете себя абсолютно спокойными и счастливыми. Мягкие волны докатываются до ваших ног, и вы ощущаете приятную свежесть морской воды. Появляется ощущение обдувающего все тело легкого и свежего ветерка. Воздух чист и прозрачен. Приятное ощущение свежести и бодрости обхватывает все тело: лоб, лицо, спину, живот, руки и ноги.

Вы чувствуете, как тело становится легким, сильным и послушным. Дышится легко и свободно. Настроение становится бодрым и жизнерадостным, хочется встать и двигаться.

Цель: снять мышечное напряжение, привести нервную систему и психику в состояние покоя.

Педагог:

«Представьте себя на корабле. Корабль качает. Чтобы не упасть, нужно широко расставить ноги, прижать их к полу, а руки сцепить за спиной.

Качнуло палубу! Перенесите массу тела на правую ногу, прижмите ее к полу. Ваша правая нога напряжена, а левая расслаблена, немного согнута в колене и носком касается пола. Выпрямитесь и расслабьте ноги.

Цель: снять психоэмоциональное напряжение, избавиться от напряжения.

Педагог:

Упражнение необходимо повторить 2­3 раза.

Цель: расслабиться, избавиться от чувства дискомфорта.

Педагог:

«Представьте, что перед вами рисунок красивого солнышка, которое широко улыбается. Улыбнитесь солнышку! Почувствуйте, как улыбка переходит в ваши руки, доходит до ладоней. Улыбнитесь несколько раз, с каждым разом улыбаясь все шире. Почувствуйте, как растягиваются ваши губы и напрягаются мышцы щек…

Цель: снять психоэмоциональное напряжение, избавиться от общего напряжения.

Педагог:

«Представьте теплый летний день. Ласковое солнышко гладит вас, вы чувствуете его прикосновения своей кожей. Мимо пролетают бабочки. Они решили сеть к вам на брови! Наверное, хотят повеселиться и покачаться на ваших бровях, как на качелях. Ну и пусть! Двигайте бровями вверх и вниз.

Бабочки улетели. Вы снова чувствуете своей кожей только тепло летнего солнышка. И вот вы слышите, как летит стайка стрекоз. Наверное, бабочки рассказали стрекозам, что на ваших бровях можно покачаться, как на качелях, поэтому они прилетели повеселиться и садятся к вам на брови. Помогите им, подвигайте бровями вверх и вниз!

Екатерина ДАВИДОВСКАЯ,

психолог

Информация, размещенная на этом портале, является интеллектуальной собственностью Редакции. Все права защищены. Перепечатка разрешается только с гиперссылкой на kem.by.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.