Упражнения для активизации работы мышц глаза

Наши глаза – два окошечка в окружающий мир. И от того, как эти окошечка работают, зависит виденье действительности. Глаза отображают наше самочувствие. Не зря говорят, что глаза – зеркало души. Чтобы глаза были здоровые, их нужно любить, им нужно помогать, когда они устают, нужно заботиться о них. Тогда они будут служить нам долго – долго, будут здоровыми до глубокой старости.

Первый закон хорошего зрения – это движение. Когда глаз движется, значит, он видит. Лишь выполняя упражнения постоянно, можно достичь определенных результатов.

Прежде чем выполнять упражнения для коррекции зрения, нужно уметь расслабить мышцы. Удобная поза для этого – поза “ Кучера”: сидя, ноги на ширине плеч, кисти висят свободно, плечи, немного опущены, голова висит на груди. В такой позе расслабляется максимальное количество, мышц (10-15сек.).

Рекомендуем педагогам использовать в работе с детьми такие упражнения:

Упражнения для активизации работы мышц глаза – эти упражнения способствуют снятию статистического напряжения, улучшают кровоснабжение, улучшают циркуляцию внутриглазной жидкости, совершенствуют координацию в горизонтальной плоскости, повышают устойчивость вестибулярных реакций, способствуют улучшению координации движения глаз и головы, улучшают упругость век.

  1. Сядьте, расслабьте тело. Широко открывайте и закрывайте глаза с интервалом в 30 с. Повторите 5-6 раз.
  2. Вращайте глазами по кругу по 2-3 с. Повторите 3-4 раза.
  3. Быстро моргайте в течение 1-2 мин.
  4. Смотрите вдаль 30-40 с. Переведите взгляд на палец на расстоянии 25-30 см от глаза и смотрите 3-5 с. Повторите 3-5 раз.
  5. Тремя пальцами каждой руки легко нажмите на верхнее веко соответствующего глаза и подержите 1-2 с. Повторите 3-5 раз.
  6. Вытяните руки вперед, смотрите на конец пальцев вытянутой руки, расположенной по средней линии лица. Медленно приближайте палец, не сводя с него взгляда. Повторите 3-4 раза.
  7. Отведите полусогнутую правую руку с игрушкой в сторону. Медленно передвигайте игрушку справа налево и следите за ней глазами, верните игрушку в исходное положение. Повторите 4-5 раз. Выполнение упражнение для левой руки.
  8. Поднимите глаза вверх. Опустите глаза. Поверните глаза в правую сторону. Поверните глаза в левую сторону. Повторите 3-4 раза.
  9. Поверните голову назад и постарайтесь увидеть предметы, находящиеся сзади. Выполните упражнение2-3 раза для правой и для левой стороны.
  10. Возьмите мяч в руку. Поднимите мяч перед глазами, широко откройте глаза, посмотрите на мяч. Опустите мяч. Поднесите мяч к носу. Отведите в исходное положение. Следите глазами за мячом. Повторите 4-5 раз.
  11. Вытяните руки с мячом вперед. Раскачивайте руки влево, вправо и следите глазами за мечом. Повторите 5-8 раз.

Упражнения для восстановления зрения – стимулируют централизованное, дистанционное и периферийное зрение, стимулируют движения глаз, предупреждают косоглазие, тренируют глаза. Тренируют способность глаза фокусировать, усиливают координацию глаз, стимулируют сокращение и расслабление зрачков. Профилактика астигматизма.

Данное упражнение способствует снятию утомляемости, расслаблению мышц глаз, улучшению кровообращения. При хронической усталости глаз может наблюдаться заметное снижение остроты зрения. Регулярное выполнение гимнастики поможет расслабить глазные мышцы, устранить последствия длительной работы.

Описание: Педагог заранее рисует фигуры на большом листе бумаги черным маркером и дает детям инструкцию по выполнению упражнения.

Исходное положение для каждого упражнения: сидя на стуле, облокотившись на спинку.

Важно все упражнения на активизацию работы мышц глаз выполнять медленно!

Возможен и другой вариант проведения упражнения с использованием цветовой гаммы.

Каждый цветовой оттенок, так или иначе, попадая через глаза в мозг, влияет на наше настроение. Цвет посылает сигналы, простые и сложные, а мы непроизвольно внутренне реагируем на них.

Педагог заранее наносит рисунок на разные цветные листы и предлагает детям выбрать понравившийся цвет. По выбранному цвету, педагог может определить состояние ребёнка на данный момент. Далее выполняет упражнение по инструкции.

Данный комплекс упражнений идеально подойдет для взрослых и детей, которые проводят время за компьютером. Все перечисленные ниже действия следует выполнять несколько раз в день в произвольной последовательности. При постоянном ношении очков или контактных линз необходимо сначала выполнить комплекс, не снимая очков (или линз), а затем – без них.

  1. Нарисовать на оконном стекле точку диаметром около 3 мм (можно воспользоваться маркером или наклеить на окно кусочек цветной бумаги). Расстояние от глаз до стекла должно состоять около 30 см. Внимательно посмотреть на точку в течение 4–5 секунд, затем 5–6 секунд разглядывать любую деталь пейзажа, расположенного за окном. Желательно выполнять это упражнение в течение 3–5 минут, чтобы мышцы глаза получили достаточную нагрузку.
  2. Нарисовать на листе ватмана круг диаметром около 50 см, вписать в него знак бесконечности, расположив его таким образом, чтобы центры знака и круга совпадали. Повесить лист бумаги на стену на расстоянии около 50 см от глаз. Внимательно посмотреть на центральную точку, затем вдоль линий знака бесконечности перевести взгляд сначала направо и вверх, затем налево и вниз. При этом нельзя поворачивать голову – должны двигаться только глазные яблоки. Упражнение следует выполнять очень медленно в течение 3–5 минут.
  3. Сесть на стул или в кресло, удобно откинуться на спинку и закрыть глаза. Сделать медленный глубокий вдох и наклониться вперед, одновременно выполняя выдох. Повторить упражнение 7–8 раз.
  4. Исходное положение: сидя на стуле или в кресле. Плотно закрыть глаза, зажмуриться, а через 5–7 секунд открыть глаза и несколько раз медленно моргнуть. Повторить упражнение 7–8 раз.
  5. Встать на пол, ноги поставить на ширину плеч, руки должны быть на талии. Медленно повернуть голову направо и внимательно посмотреть на локоть правой руки, затем повернуть голову налево и выполнить аналогичные действия. При этом нельзя поворачивать туловище – двигается только голова. Повторить упражнение 5–6 раз.
  6. Исходное положение: стоя на полу, руки вдоль туловища, ноги на ширине плеч. Медленно вытянуть руки вперед, зафиксировав взгляд на кончиках пальцев и выполняя выдох, затем на вдохе поднять руки вверх, продолжая следить за ними глазами, но, не поворачивая при этом голову. Потом опустить их и расслабиться. Повторить упражнение 5–6 раз.

Ни в коем случае не переутомляйтесь во время упражнений! Желаю успехов!

Заместитель директора по УВР ЦДТТ Плотникова Л.Г.

Упражнения для активации работы мышц глаза


а) смотреть прямо перед собой 2—3 сек.;
б) поставить указательный палец на расстоянии 25—30 см от глаза, перевести взгляд на кончик пальца и смотреть 3—5 сек., опустить руку, повторить 4—5 раз.

2. И.п. — стоя, ноги на ширине плеч:

а) опустить голову, смотреть на носок левой ноги;
б) поднять голову, посмотреть на правый верхний угол комнаты;
в) опустить голову, смотреть на носок правой ноги;
г) поднять голову, посмотреть на левый верхний угол комнаты.

Повторить 3—4 раза.

3. И.п. — стоя у окна (без очков):

а) посмотреть на вершины деревьев перед окном;
б) перевести взгляд и назвать любой предмет на земле;
в) посмотреть на облака или летящую птицу;
г) назвать транспорт, стоящий или проезжающий по дороге.

1. И.п. — сидя. Закрыть глаза и широко открыть глаза с интервалом в 30 сек. (5—6 раз подряд).
2. И.п. — сидя. Посмотреть вверх, вниз, вправо, влево, не поворачивая головы (3—4 раза).
3. И.п. — сидя. Вращение глазами по кругу по 2—3 сек. (3—4 раза).
4. И.п. — сидя. Быстрое моргание в течение 1—2 мин.
5. И.п. — стоя перед окном: смотреть вдаль 3—4 мин.

а) ноги согнуть в коленях, руки в упоре сзади;
б) повернуть голову назад и увидеть предметы, расположенные в середине.

Повторить 2 раза.

3. И.п. — сидя в удобной позе. Следить глазами за игрушкой или предметом, не поворачивая голову:

а) нарисовать глазами геометрические фигуры;
б) взглядом рисовать цифры, буквы.

а) поднять мяч перед глазами, широко открыть глаза, посмотреть на мяч;
б) опустить мяч;
в) поднять мяч перед глазами, прищурить глаза, посмотреть на мяч;
г) опустить мяч.

2. И.п. — стоя, руки с мячом вытянуты вперед: качание рук влево, вправо, следя глазами за мячом (5—6 раз).

3. И.п. — стоя, руки с мячом внизу:

а) медленное круговое вращение в правую сторону;
б) вращение в левую сторону.

1. а) Поднять глаза вверх;
б) опустить глаза;
в) посмотреть в правую сторону;
г) посмотреть в левую сторону.

Повторить 3—4 раза.

2. а) Поднять глаза вверх;
б) сделать ими круговое вращение по часовой стрелке;
в) круговое движение против часовой стрелки.

Повторить 2—3 раза.

3. И.п. — стоя, ноги на ширине плеч:

а) посмотреть на носок левой ноги;
б) поднять голову, посмотреть на лампочку на потолке;
в) посмотреть на носок правой ноги;
г) посмотреть на лампочку.

а) тремя пальцами каждой руки легко нажать на верхнее веко соответствующего глаза и подержать 1—2 сек.;
б) снять пальцы.

Повторить 3—5 раз.

а) вытянуть руку вперед, смотреть на конец пальцев вытянутой руки, расположенной по средней линии лица;
б) медленно приближать пальцы, не сводя с них взгляда.

Повторить 3—4 раза.

3. И.п. — стоя, голова неподвижна:

а) отвести полусогнутую правую руку с игрушкой в сторону;
б) медленно передвигать игрушку справа налево и следить за ней глазами;
в) повторить в обратную сторону.


М ассаж глаз — прекрасное упражнение для восстановления зрения и профилактики заболеваний глаз.
Массаж усиливает кровообращение, улучшает обмен веществ в тканях глаз и в окружающих их тканях, укрепляет мускулатуру глаз.
Снять напряжение с глазных мышц позволяют упражнения, делающие мышцы глаза мягкими и гибкими. В результате глаза будут двигаться свободно и возвращение к нормальному зрению пойдет быстрее.

Н.Б. КАРКАВИНА,
Л.Г. ЧУЛКОВСКАЯ,
тифлопедагоги специализированного ДОУ № 50


Эти упражнения способствуют восстановлению нормального зрения независимо от характера имеющихся нару­шений (близорукости или дальнозоркости).

Скачать:

ВложениеРазмер
uprazhneniya_dlya_aktivizatsii_raboty_myshts_glaza.doc 98 КБ

Предварительный просмотр:

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ АКТИВИЗАЦИИ РАБОТЫ МЫШЦ ГЛАЗА

ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ

Упражнения для глаз заключаются в основном в фиксации зрения на различных точках, движении взгляда по тренажерам В. Базарного и некоторых движениях глазными яблоками и веками (по методу йогов). Эти упражнения способствуют восстановлению нормального зрения независимо от характера имеющихся нарушений (близорукости или дальнозоркости). Упражнения рекомендуется выполнять 2 раза в день до тех пор, пока они выполняются легко. После них нельзя в течение 20 мин писать, рисовать или смотреть телевизор.

Цель: Способствует снятию статического напряжения мышц глаза, улучшению кровообращения (и.п. - сидя).

1. Плотно закрыть, а затем широко открыть глаза с интервалом 30 сек. (5-6 раз).

2. Посмотреть вверх, вниз, влево, вправо не поворачивая головы (3-4 раза).

3. Вращать глазами по кругу по 2-3 сек. (3-4 раза).

4. Быстро моргать (1 мин.).

5. Смотреть вдаль, сидя перед окном (3-4 мин.).

Цель: Способствует снятию утомления, улучшению кровообращения, расслаблению мышц глаз (и.п. - стоя).

1. Смотреть прямо перед собой (2-3 сек.), поставить указательный палец на расстоянии 25-30 см от глаз, перевести взгляд на кончик пальца, смотреть на него 2-3 сек., опустить руку (четыре-пять раз).

2. Опустить голову, посмотреть на носок левой ноги; поднять голову, посмотреть в правый верхний угол комнаты; опустить голову, посмотреть на носок правой ноги; поднять голову, посмотреть в левый верхний угол комнаты (ноги на ширине плеч) (3-4 раза).

3. Посмотреть на вершины деревьев перед окном; перевести взгляд и назвать любой предмет на земле; отыскать в небе птиц или самолет и проследить за ними взглядом; назвать транспорт, проезжающий мимо или стоящий на обочине дороги.

Цель: Улучшает циркуляцию внутриглазной жидкости, восстанавливает кровообращение (и. п. - сидя).

1. Тремя пальцами каждой руки легко нажать на верхнее веко одноименного глаза (1-2 сек.); отвести пальцы (три-пять раз).

2. Смотреть на концы пальцев вытянутой вперед руки (по средней линии лица); медленно приблизить указательный палец к лицу, не отводя от него взгляда (три раза).

3. Отвести полусогнутую правую руку с игрушкой в сторону; медленно передвигать игрушку справа налево, следить за ней двумя глазами; то же самое, но в обратную сторону (четыре-пять раз).

Цель: Способствует улучшению координации движений глаз и головы, развитию сложных движений, улучшению функций вестибулярного аппарата (и.п. - стоя).

1. Поднять глаза вверх, опустить вниз; посмотреть вправо, влево, не поворачивая головы (три-четыре раза).

2. Поднять голову вверх; совершать круговые движения глазами по часовой стрелке, против часовой стрелки (два—три раза).

3. Посмотреть на левый носок ноги; поднять голову, посмотреть на люстру; опустить голову, посмотреть на правый носок; поднять голову, посмотреть на люстру (два—три раза).

Цель: Тренирует мышцы глаза, улучшает упругость век, восстанавливает циркуляцию внутриглазной жидкости.

1. И.п. - сидя на полу. Ноги согнуть в коленях, руки в упоре сзади; повернуть голову назад и увидеть предметы, расположенные сзади (два раза).

2. И.п. - стоя, руки на палке, расположенной вертикально. Отвести руки от палки в стороны и успеть удержать падающую палку; попеременно перехватывать палку двумя руками (повторить три-четыре раза).

Цель: Способствует тренировке мышц глаза, формированию сложных движений глазных мышц.

1. И.п. - стоя, руки с мячом внизу. Поднять мяч до уровня лица, широко открытыми глазами посмотреть на него; опустить мяч; поднять мяч до уровня лица, прищурить глаза, посмотреть на мяч; опустить его.

2. И.п. — стоя, мяч в вытянутых перед собой руках. Двигать руками влево - вправо, следить глазами за мячом (пять-шесть раз).

3. И.п. - стоя, руки с мячом внизу. Совершать медленные круговые вращения руками снизу вверх, вправо и влево, следить взглядом за мячом (четыре-пять раз).

4. И.п. - стоя, мяч в вытянутых руках. Согнуть руки, поднести мяч к носу; вернуться в и.п., следить за мячом (четыре-пять раз).

На сосне сидит сова, Перемещают взгляд вверх-вниз.

Под сосной стоит лиса.

На сосне сова осталась. Выполняют круговые вращения

Под сосной лисы не стало. глазами сначала по часовой

Коррекция зрительно-двигательной и моторной координации

У старших дошкольников с нарушением зрения

(Из опыта работы)

Н.Н. Иванова

Тифлопедагог ДОУ № 1078

Развитие зрительного восприятия и двигательной сферы ребенка тесно связаны с момента его рождения. Исследования В.П. Зинченко и А.Г. Рузской показали, что если в первые месяцы жизни ребенка движения рук и ног учат его видеть предметы, фиксировать свое внимание на движущемся объекте, то к пяти - шести месяцам соотношение зрения и двигательной сферы изменятся. Глаз начинает играть ведущую роль в формировании движений, коррекции их точности и направленности.

Именно поэтому двигательная сфера детей с нарушением зрения развивается иначе, чаще запаздывает в развитии, в координации движений, их точности, так как нарушенное зрение не обеспечивает ребенку необходимый контроль за движениями. При этом у детей с нарушением зрения наблюдаются некоторые специфические особенности развития двигательной сферы. У них чаще, чем у нормально видящих, можно наблюдать отсутствие самоконтроля, саморегуляции движений. А это, естественно, не может не сказаться на координации, согласованности действия рук и глаз.

В исследованиях М.И. Земцовой подчеркивается, что для детей с глубокими нарушениями зрения характерна нескоординированность зрительно-двигательных функций, нарушение микроориентирования и ослабленность различных групп мышц.

Дети, страдающие содружественным косоглазием и амблиопией, имеют разную этиологию, но их всех объединяет поражение зрительной и глазодвигательной системы, вызывающее периодическое или постоянное отклонение глазного яблока. Вся система медико-педагогической коррекции в дошкольных учреждениях для детей с амблиопией и косоглазием направлены на формирование у этих детей автоматизированных навыков синхронности действия руки и глаза в различных видах деятельности, т.е. им необходима помощь в формировании сложной психологической системы межфункциональных связей, получения точной сенсорной информации, обеспечивающей формирование двигательной сферы, контроль за ее функционированием. Все это и должно определять зрительно-двигательную скоординированность в работе рук и глаз, т.е. создается та психологическая система, о которой говорил К.С. Выготский в своих работах: возникают сложные связи между отдельными функциями в процессе развития, которые в процессе же развития изменяются и создают новые структуры.

Однако у детей с амблиопией и косоглазием формируется сложная и своеобразная психологическая система, так как она включает иные связи между нарушенными и нормально развивающимися функциями, поскольку в ее структуру будут входить формирующиеся компенсаторные процессы.

Детям с амблиопией и косоглазием необходимо помочь преодолеть дефицит целенаправленных действий, что положительно сказывается на функциональных свойствах самого зрительного аппарата и координированных действиях его мышц с мышцами пальцев руки.

Первым необходимым средством координации являются упражнения для укрепления и восстановления работа мышц глаза для всех детей, страдающих амблиопией и косоглазием. Поэтому включение в свою ежедневную работу с детьми с нарушением зрения специальных зрительно-восстановительных комплексов упражнений должно стать обязательным в работе по развитию зрительно-моторной координации.

Каждый комплекс подобран и составлен совместно с офтальмологом и состоит из упражнений, рассчитанных на воздействие на глаза ребенка с коррекционных позиций, отвечающих разным зрительно-восстановительным задачам. Поэтому рекомендуется периодическое чередование этих комплексов в процессе работы через одну-две недели. Почти все указанные ниже упражнения могут выполняться детьми, вне зависимости от диагноза. Исключения составля­ют упражнения:

из комплекса 3 - первое упражнение;

из комплекса 6 - третье упражнение, которое противопоказано детям, страдающим глаукомой, близорукостью высокой степени, подвывихом хрусталика, ретино-бластомой;

из комплекса 5 - первое упражнение, которое не следует рекомендовать детям с подвывихом хрусталика или проводить его не более 2 - 3 раз.

Особое внимание нужно обратить на детей, которые перенесли глазные операции. Им не рекомендуются вышеуказанные упражнения. Остальные упражнения проводить в соответствии с рекомендацией офтальмолога и в зависимости от времени, прошедшего с момента операции, или не проводить, или давать их в меньшем объеме.

Упражнения для активизации работы мышц глаза

Комплекс I - способствует снятию статического напряжения с мышц глаза, улучшению кровообращения.

1. И.п. сидя: плотно закрыть глаза и широко открыть глаза с интервалом в 30 с (5 - 6 раз подряд).

2. И.п. сидя: посмотреть вверх, вниз, вправо, влево, не поворачивая головы (3 - 4 раза).

3. И.п. сидя: вращение глазами по кругу по 2 - 3 с (3 - 4 раза).

4. И.и. сидя: быстрое моргание в течение 1 - 2 мин.

5. И.п. стоя перед окном: смотреть вдаль 3 - 4 мин.

Комплекс II - способствует снятию утомления, улучшению кровообращения, расслаблению мышц глаза.

а) смотреть прямо перед собой 2 - 3 с;

б) поставить указательный палец на расстоянии 25 - 30 см от глаза, перевести взгляд на кончик пальца и смотреть 3 - 5 с, опустить руку, повторять 4 - 5 раз.

2. И.п. стоя, ноги на ширине плеч:

а) опустить голову, смотреть на носок левой ноги;

б) поднять голову, посмотреть на правый верхний угол комнаты;

в) опустить голову, смотреть на носок правой ноги;

г) поднять голову, посмотреть на левый верхний угол комнаты (повторить 3 - 4 раза).

3. И.п. стоя у окна:

а) посмотреть на вершины деревьев перед окном;

б) перевести взгляд и назвать любой предмет на земле;

в) отыскать и проследить за летящей птицей или самолетом;

г) назвать транспорт, стоящий или проезжающий по дороге (2 раза).

Комплекс III - улучшает циркуляцию внутриглазной жидкости, восстанавливает кровообращение, совершенствует координацию в горизонтальной плоскости.

а) тремя пальцами каждой руки легко нажать на верхнее веко соответствующего глаза и подержать 1 - 2 с;

б) снять пальцы (повторить 3 - 5 раз).

а) вытянуть руки вперед, смотреть на конец пальцев вытянутой руки, расположенной по средней линии лица;

б) медленно приближать палец, не сводя с него взгляда (повторить 3 - 4 раза).

3. И.п. стоя, голова неподвижна:

а) отвести полусогнутую правую руку с игрушкой в сторону;

б) медленно передвигать игрушку справа налево и следить за ней глазами;

в) повторить в обратную сторону (делать упражнение 4 - 5 раз).

Комплекс IV - способствует улучшению координации движения глаз и головы, развитию сложных движений, повышает устойчивость вестибулярных реакций.

1. а) поднять глаза вверх;

б) опустить глаза;

в) повернуть глаза в правую сторону;

г) повернуть глаза в левую сторону (повторить 3 - 4 раза).

2. а) поднять глаза вверх;

б) сделать ими круговое движение по часовой стрелке;

в) сделать ими круговое движение против часовой стрелки (повторить 2 - 3 раза).

3. И.п. стоя, нот на ширине плеч:

а) посмотреть на носок левой ноги;

б) поднять голову, посмотреть на лампочку на потолке;

в) опустить голову, посмотреть на носок правой ноги;

г) поднять голову, посмотреть на лампочку на потолке (повторить 2 - 3 раза).

Комплекс V - улучшает упругость век, восстанавливает циркуляцию внутриглазной жидкости.

1. И.п. сидя на полу:

а) ноги согнуть в коленях, руки в упоре сзади;

б) повернуть голову назад и увидеть предметы, расположенные в середине (повторить 2 раза).

2. И.п. стоя, руки на палке, поставленной вертикально перед собой:

а) отвести руки в стороны (отпустить палку) и успеть ее поддержать;

б) попеременное перехватывание палки одной рукой, другая рука отведена в сторону (повторить 3 - 4 раза).

а) "спрячь глазки" (зажмуриться);

б) "у кого глазки больше" (широко открыть, выпучить; можно выполнять перед зеркалом).

Комплекс VI - способствует тренировке мышц глаза, формированию сложных движений мышц глаза, восстановлению кровообращения в области мышц глаза.

1. И.п. стоя, руки с мячом внизу:

а) поднять мяч перед глазами, широко открыть глаза, посмотреть на мяч;

в) поднять мяч перед глазами, прищурить глаза, посмотреть на мяч;

2. И.п. стоя, руки с мячом вытянуты вперед:

а) качание рук влево, вправо с отслеживанием глазами за мячом (повторить 5-6 раз).

3. И.п. стоя, руки с мячом внизу:

а) медленное круговое вращение сверху вниз в правую сторону;

б) вращение в левую сторону, следить за направлением движения мяча (повторить 4 - 5 раз).

4. И.п. стоя, мяч в вытянутых руках. Сгибание рук:

а) поднести мяч к носу;

б) отвести в исходное положение, прослеживать глазами за движением мяча (повторить 4 - 5 раз).

Мышцы, окружающие глазные яблоки, не только обеспечивают движение самого глаза, но и влияют на размер его продольной оси. Поэтому путем специальных тренировочных упражнений можно добиться того же эффекта, который дают очки, приближая и удаляя фон сетчатки при близорукости и дальнозоркости. Такие упражнения необходимы ребенку в очках, так как привязанность к очкам приводит к увеличению вялости глазных мышц.

С целью коррекции работы мышц глаза предлагается система зрительно-восстановительных упражнений, стимулирующих полноценную работу мышц и способствующих стабилизации восстановительных процессов в работе атрофированных мышц больного глаза. Эти упражнения и игровые приемы, проводимые в детском саду тифлопедагогом, воспитателями, медицинским персоналом, дают возможность справиться глазу со значительной зрительной нагрузкой, с которой ребенок столкнется в школе. Натренированные же мышцы глаза, развитые зрительно-двигательные функции уберегут глаза ребенка от понижения остроты зрения при чрезмерной нагрузке, помогут более полноценному восприятию и действию в богатом и разнообразном Окружающем мире.

В гимнастические системы, как правило, входят упражнения в виде разнообразных движений глаз, активизирующих кровообращение в области глаз и мозга, После выполнения этих упражнений люди чувствуют себя значительно бодрее. Особенно хорошо эти упражнения снимают умственное и зрительное утомление, помогают укрепить окологлазные мышцы, сохранить упругость век.

В основе положительного эффекта лежат функциональные связи между глазодвигательным нервом и нервными клетками сосудов головного мозга.

Сталкиваясь с предметами, инструментами, орудиями, ребенок с нарушением зрения не может понять и усвоить специфику их употребления самостоятельно, без обучающего воздействия взрослого. Не зная способов действия с ними, он использует предметы или инструменты не адекватно их назначению. Но рука, как рабочий орган, под влиянием направленного обучения и воспитания постепенно развивается и совершенствуется; ребенок овладевает сложными, тонко дифференцированными движениями. У него вырабатываются навыки использования таких инструментов, как карандаш, кисть, ножницы, иголки и т.д.

Нормально видящий ребенок овладевает многими предметными действиями по зрительному подражанию. Амблиопия, представляющая из себя понижение остроты зрения на основе функционального расстройства зрительного аппарата и косоглазия затрудняют способность овладевать самостоятельно этими действиями. Особенно это касается тонкой моторики рук. Здесь роль взрослого, тифлопедагога и тифлопсихолога возрастает.

Совершенствование моторной и зрительно-двигательной координации, а также укрепление межфункциональных связей зависит от работы по развитию синхронных движений глаз и рук. Зрительный контроль за движением рук и результатом их деятельности состоит в анализе и сравнении изображаемого объекта с имеющимся образцом.

На эту особенность изобразительной деятельности указывают и художники, и психологи-исследователи детского рисунка. Еще Микельанджело говорил: "Циркуль в глазах - не в руках, ибо руки работают, а глаза оценивают".

Движения рук при рисовании, ленке, аппликации связаны с мышечно-двигательными ощущениями, с восприятием самого движения кинестезически и зрительно: ребенок видит, как движется рука, и ощущает это движение. При восприятии движения у него формируется зрительно-мышечный образ, представление о нем, и на этой основе строятся исполнительные действия.

Подчеркивая это, И.П. Павлов писал: "Давно было замечено и научно доказано, что раз вы думаете об определенном движении. вы его невольно, этого не замечая, воспроизводите". Значение зрительного контроля не всегда равнозначно. В самом начале формирования навыка зрительный контроль имеет наибольшее значение, формируется кинестезический образ движения и контроль переходит к самой действующей руке. По мере формирования двигательного навыка роль зрительного контроля снижается. Рисующий может произвести движение не глядя. Однако зрительный контроль не может быть снят совсем, так как без этого невозможна оценка выполненного движения, соотнесение работы с образцом.

Развитие моторики ребенка всегда привлекает и привлекало внимание исследователей, ведь развитие движения необходимо для осуществления любой деятельности. Для развития моторики человека большое значение имеет созревание нервно-мышечного аппарата, особенно же важным для развития психики ребенка является овладение движениями рук, поэтому он не может скатать глину, сдавить ее ладошками с нужной силой, чтобы получить плоскую форуму, не может самостоятельно брать карандаш и подчинить движение руки с карандашом изображению того или иного предмета. Детей необходимо обучать и самому осуществлению движения и его качествам: силе, направленности.

Мышечные возможности руки ребенка также, как и мышцы глаза, требуют особой тренировки и коррекции. При этом особую роль играют гимнастические упражнения для мелкой мускулатуры пальцев, каждое из которых позволяет коррегировать движение каждого пальца в отдельности и в целом относительно друг друга, воздействовать на все мышцы руки, тренируя мышечные усилия и точность двигательных реакций.

Такую работу важно начинать с детьми преддошкольного возраста. Но если это не проводилось ранее, то необходимо развивать двигательную активность руки в любом дошкольном возрасте. Занятия желательно проводить по 3 - 5 мин ежедневно. Начинать надо с небольшого массажа руки. Сделать поглаживание, разминание, похлопывание для появления ощущения тепла. Ребенок быстро усваивает этот массаж ичерез некоторое время выполняет его самостоятельно. Затем начинать выполнять гимнастику для пальцев, которую можно соединить с веселыми стихами, потешками.

Полезно выучить следующие упражнения для пальцев и кистей рук.

1. Здравствуй, пальчик - поочередно "здороваются" пальцы правой руки с левой (большой с большим, указательный с указательным и т.д.).

2. Коза-дереза - вытягивание указательного пальца и мизинца, остальные согнуть (4 - 5 раз).

3. Веселые человечки - указательный и средний пальцы бегают по столу.

4. Щелчок - сделать щелчок каждым пальцем правой и левой руки.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.