Упражнения для активизации мышц небной занавески

При коррекции голоса большое значение имеют активизация мышц небной занавески, мягкого нёба, расслабление тонуса голосовых связок, мышц нижней челюсти. При любых нарушениях голоса необходимо провести следующую работу:

1. Активизация небной занавески:

  • вертикальные поглаживающие, разминающие, толчкообразные движения большим пальцем по направлению от верхних резцов до маленького язычка.
  • поперечные движения на границе твердого и мягкого неба, при выполнении этих движений активизируется еще и мышца задней стенки глотки.
  • при произношении звука [А] - растирающие движения по мягкому небу от верхних резцов до маленького язычка (рот широко открыт, раздражение идет от произношения).
  • быстрое, краткое произношение звука [А] с одновременными толчкообразными движениями по мягкому нёбу большим пальцем.

2. Гимнастика мягкого неба:

  • покашливание;
  • зевание;
  • глотание воды небольшими порциями;
  • имитация полоскания рта.

3. Упражнения для расслабления голосовых складок:

  • одновременно с поворотом головы влево – вправо произносить звуковую дорожку из гласных и-э-о-у-а-ы.

4. Гимнастика нижней челюсти:

  • открывание и закрывание рта, имитация жевания;
  • открывание рта с одновременным движением языка вперед, затем это упражнение с произношением звука [А] , вначале тихо, затем громко и с силой (чем шире рот, тем уже глотка, чем уже глотка, тем активнее мышцы задней стенки глотки).

Недостаточное небно-глоточное смыкание – причина назальности в речи, поэтому упражнения по активизации мышц нижней челюсти, мягкого неба и задней стенки глотки взаимосвязаны.

Дальше коррекционная работа ведется последовательно, все упражнения проводятся по порядку, отрабатываются. После усвоения можно переходить к следующему. Чаще всего нарушены все компоненты голоса, поэтому предлагаем упражнения сначала на развитие тембра голоса, затем – длительности, силы, высоты и интонационной выразительности речи также их можно чередовать.

Развитие тембра голоса.

Упражнения на развитие тембра и длительности вырабатывают звонкость, снижают напряжения мышц шеи и гортани, зажатость челюсти. Они придают речи ровность, гибкость и выносливость голоса, т. е. способность выдерживать продолжительную голосовую нагрузку, не теряя качества звучания.

Упражнение 1

Упражнение 2

И.п. стоя, положить руки на грудь. Наклоняясь вперед, на выдохе произносить несколько гласных звуков, доводя продолжительность выдоха до 7—10 секунд.

Упражнение 3.

Произносить на выдохе нараспев слова, пословицы, поговорки, которые насыщены гласными звуками, требующими широкого раскрытия рта.

Упражнение 4.

Упражнение 5.

Глубоко вдохнуть. На одном выдохе произносить сначала коротко, а затем протяжно один из открытых слогов:

Развитие длительности и устойчивости звучания основного тона голоса.

Упражнение 1.

Упражнение 2.

Упражнение 3.

Развитие силы голоса.

Упражнение 1.

Упражнение 2.

Упражнение 3.

Сидя или стоя считать до 5 (10), с постепенным понижением силы голоса (от громкого до тихого), представляя, что спускаешься с верхнего этажа в подвал (и наоборот).

Упражнение 4.

Чтение стихотворения с изменением силы голоса с каждым куплетом. Смысловое содержание каждого куплета соответствует рекомендуемому изменению силы голоса, что облегчает его правильную подачу.

Была тишина, тишина, тишина. (Почти без голоса, одной артикуляцией).
Вдруг грохотом грома сменилась она. (Шепотом ) И вот уже дождик тихонько — ты слышишь? (Голосом разговорной громкости).
Закрапал, закрапал, закрапал по крыше.
Наверно, сейчас барабанить он станет.
Уже барабанит. Уже барабанит! (очень громко)
А. Шибаев

Для того, чтобы каким-либо образом исправить ринолалию, необходимо советоваться с врачом, пройти обследование детей с ринолалией и нужный курс лечения, возможно даже, сделать операцию.

Но родители должны понимать, что даже хирургическое вмешательство само по себе может не дать нужного результата.

Поэтому необходимо во время послеоперационной реабилитации проходить каждый этап работы, соблюдая последовательность, и выполнять различного рода упражнения, о которых сказано в данной статье.

Упражнения при коррекции ринолалии

Некоторые виды упражнений при ринолалии должен проводить только специалист. Особенно в послеоперационный период логопед реализует все этапы коррекционной работы при ринолалии.

Родители не должны каким-либо образом вмешиваться в процесс послеоперационного восстановления, так как для развития подвижности мягкого неба проводится коррекция ринолалии и специальный массаж, который выполнить в состоянии только специалист.

Но некоторые упражнения родители могут выполнять вместе с ребенком дома. В таком случае большую роль играет “частота” повторений упражнений.

Однако при этом следует соблюдать некоторые основные правила, которые облегчают задачи и содержание коррекционной работы при ринолалии, а именно:

  • сначала проводится тщательное логопедическое обследование;
  • ребенок не должен переутомляться при занятиях;
  • за свои усердия в отношении ребенка должна следовать похвала и поддержка со стороны его родителей и семьи;
  • и самое главное условие – все упражнения должны быть обязательно согласованы с врачом и отработаны с ним же, чтобы исключить вероятность неправильного выполнения этих упражнений.

Существует несколько видов упражнений при таком расстройстве. Я постараюсь раскрыть два из них, а именно дыхательные упражнения и артикуляционные упражнения.

Дети с расстройством ринолалии могут выдыхать как через нос, так и через рот. Очень важно научить их правильно дышать и контролировать свое дыхание. Но порой детям не очень интересно выполнять все эти упражнения просто на повтор, поэтому необходимо завлечь их в игровой форме.

Первое упражнение можно назвать “Проветриваем домик”. Ребенку можно объяснить, что домик, как и любое другое помещение нуждается в проветривании, ведь воздух, которым дышит язычок, который проживает в этом домике, должен быть чистым. И теперь нужно рассказать о нескольких способах проветривания. Например:

  1. Глубоко вдохнуть воздух носом, а полный выдох сделать ртом, при этом рот следует широко открыть. Это упражнение выполнять не менее 5 раз.
  2. Вдох совершить ртом, и начинать медленно выдыхать ртом. Данное упражнение также необходимо сделать не менее 5 раз.
  3. Вдох и выдох совершить не менее 5 раз и все это необходимо делать носом.
  4. То же самое, только это необходимо сделать ртом.

Второе упражнение можно назвать “метель”. Здесь необходимо поработать мелкой моторикой для создания так называемого реквизита. Нужно разрезать 5 ниточек и из ваты сделать так называемые сугробики, чтобы привязать их на ниточки.

Нитки с ватой необходимо привязать к Вашим пальцам и расположить их непосредственно на уровне головы ребенка на расстоянии 20-30 сантиметров от него. После проделанных манипуляций, ребенок должен дуть на ниточки, и пытаться их сдувать.

Чем сильнее он будет их сдувать, тем сильнее они будут отклоняться от исходного положения и таким образом получится “метель”.

Третье упражнение, которое можно выполнять вместе со своим ребенком, мы назовем “шарик”. Суть его заключается в том, что ребенок должен надуть щеки равномерно. Щеки – это шарик, такой большой и красивый. Язычок очень любит играть с этим шариком, с ним очень весело.

Но после того, как язычок наиграется, шарик необходимо сдувать. Сейчас ребенок должен медленно сдувать щеки через вытянутые в трубочку губы. Такое упражнение следует повторять несколько раз.

В четвертом упражнении мы будем учить язычок играть на свирели. Здесь необходимо свернуть язычок в трубочку и стараться пропускать через нее воздух, то есть дуть. При этом ребенок может проверять наличие струи воздуха с помощью поднесения ладони ко рту, но не слишком близко.

Также мы можем научить язычок играть в футбол. Необходимо поставить на столе два кубика – они будут импровизированными воротами. Ватка будет служить нам мячом.

Ребенок должен высунуть широкий язык сквозь свои губы и стараться дуть в сторону ватки, чтобы забить гол в ворота. При этом нужно следить, чтобы щеки ребенка не надувались, а воздух струйкой протекал посередине языка.

Существует еще множество дыхательных упражнений. Но нужно помнить о том, что все их необходимо выполнять только в присутствии взрослых! Родители должны следить за состоянием ребенка, при выполнении дыхательных упражнений, так как у ребенка может закружиться голова и он может потерять сознание.

Помимо дыхательных упражнений существуют также артикуляционные упражнения, которые необходимо выполнять при ринолалии. Этот вид упражнений выполняется, в основном, для языка, губ и щек. Артикуляционная гимнастика при ринолалии выполняется при открытой и закрытой формах.

Данные упражнения выполняются, чтобы активировать кончик языка.

1 упражнение: необходимо “свесить” язык вниз к подбородку как лиану. Необходимо удерживать язык в таком положении не менее 5 секунд, затем повторить его несколько раз.

2 упражнение: нужно высунуть язык вниз к подбородку и попытаться сделать его как можно более узким. Далее проделать движения, повторяющие траекторию стрелки маятника из стороны в сторону (попытаться сделать так, чтобы язык сначала касался одного уголка рта, а затем другого). Также повторять данное упражнение несколько раз.

3 упражнение: можем назвать его “качеля”. Язык необходимо высунуть вперед и поочередно двигать им то наверх, подтягивая к носу, то вниз, опуская к подбородку.

А это классические артикуляционные упражнения.

  1. Ребенок должен представить, что его язык выполняет роль кисти, а во рту срочно нужно сделать ремонт. Потолки в домике высокие (нужно открыть рот широко). Поэтому нужно стараться прокрашивать кистью верхнее небо, при этом не закрывая двери и окна (губы и зубы). Обязательное условие – кончик языка должен крепко прижиматься к небу, чтобы прокрасить всю поверхность потолка. Когда вы закончите покраску потолка, то приступите к покраске окон и дверей. Двери, то есть губы, следует прокрасить с обеих сторон.
  2. Следующее упражнение называется “печем блины”. Все знают, что блины можно печь только на сковороде, но мало кто знает, что они также неплохо испекутся и на нижней губе. Для того, чтобы испечь блин, вам необходимо полностью расслабить нижнюю губу и положить на нее язык, ждать пока “остынет блин”, так же проделать со вторым, третьим, четвертым блинами. Одним словом – пока “повар” не устанет.
  3. Следующее упражнение для губ – “заборчик”. Ребенок должен растянуть губы в естественной улыбке, а зубы сжать. Все передние зубы должно быть видно. Упражнение на статику, как и предыдущее. Необходимо держать улыбку в таком положении как можно дольше, не менее 10 секунд.

Упражнения для повышения подвижности мягкого неба и небной занавески

Существуют также упражнения для тренировки подвижности мышц мягкого неба. Для развития этой части организма ребенка необходимо использовать такие упражнения, как имитация полоскания горла, имитация покашливания, зевоты, глотания небольших капель какой угодно жидкости. Это может быть сок, вода, прохладный чай и др.

Для последнего упражнения необходимо воспользоваться пипеткой, и лучше, чтобы это делал врач. Нужно капнуть небольшую каплю на корень языка. Ребенок должен постараться проглотить эту самую каплю.

Дети старше 3-4 лет могут делать первые упражнения, а именно хорошо помогает развитию мышц мягкого неба полоскание со звуком и без звука. Во время полоскания ребенок должен тянуть Ы, но при этом не выдвигать нижнюю челюсть назад, нужно также запрокинуть голову.

Также ребенок может пытаться зевать сначала с открытым ртом, а затем с закрытым.

Постановка звуков

Практически все звуки при диагнозе ринолалия звучат приближенно. И поэтому работа по постановке звукопроизношения может длиться продолжительное время.

Важно соблюдать последовательность постановки звуков у ринолаликов. При коррекции каждого звука ребенку необходимо научиться выделять его среди других.

При таком диагнозе первыми начинают обрабатываться гласные. Первая обрабатывается А, затем Э, О, У, И. Ребенок должен научиться произносить звуки правильно и изолированно от остальных звуков. Далее он должен постепенно объединять эти звуки между собой. для этого нужно проделывать упражнения:

  1. Ребенок должен произносить гласную букву на выдохе.
  2. Далее следует усложнить задачу. Необходимо, чтобы ребенок за один выдох повторял как можно больше раз одну гласную.
  3. Далее ребенок должен произносить уже освоенные гласные, соединив их.
  4. Следующий уровень сложности: ребенок должен постараться произносить гласные разными тембрами голосов. Сначала низким, как медведь, затем высоким, как птичка.

После удачно проделанной работы логопед переходит к постановке согласных звуков. Коррекция согласных звуков при ринолалии может осуществляться с любого звука или же придерживать определенной схемы. Часто первый звук для постановки – ф. Далее на очереди прорабатываются различные виды согласных звуков. Их очередность определяет логопед. Это зависит от индивидуального случая. Не стоит заниматься по определенному шаблону.

Эти упражнения должны строиться по принципу от простого к сложному и базироваться на уже изученных звуках, чтобы ребенку не было трудно заниматься. Но любому занятию предшествовать должно логопедическое обследование детей с ринолалией.

Хорошей тренировкой можно считать пение.

Упражнения на развитие фонематического слуха

Для того, чтобы тренироваться с помощью таких упражнений, ребенок должен знать все инструменты, которые ему предлагается угадывать. И первое упражнение: “Кто здесь?” – Ребенок должен закрыть глаза и на слух узнать производимую музыкальную мелодию.

Второе упражнение – логопед просит ребенка повторять за ним ударения в словах. Сначала он ставит ударения в словах только на первый слог, затем только на второй и так далее.

Третье упражнение – педагог намеренно произносит предложение с явной ошибкой, а ребенок должен назвать эту ошибку.

В данной ситуации упражнения также подбираются индивидуально. Стоит отметить, что дыхательные упражнения при ринолалии не должны выполняться одновременно за одно занятие.

Заключение

Для того, чтобы пройти курс реабилитации у детей-ринолаликов, необходимо достаточное количество времени. Родителям следует набраться терпения. Необходимо выбрать хорошо квалифицированного врача-логопеда и нельзя заниматься самолечением в таком случае, все действия необходимо согласовывать с врачом.

Тренировка мышц речевого аппарата проводится перед зеркалом. Артикуляционный тренинг как предварительный этап перед занятиями собственно дикцией необходима, чтобы преодолеть наиболее распространенные недостатки речи, отрицательно влияющие на отчетливость произнесения: вялость губ, зажатость челюстей (речь сквозь зубы), склонность передней части языка к сужению — призубность произнесения, малоподвижность мягкого нёба, общая небрежность.

Тренировка мышц нижней челюсти

При выполнении упражнений голову держат прямо, не опуская и резко не поднимая ее; челюсть опускают без рывков и напряжения; язык лежит плоско на дне полости рта; передняя часть спинки языка — у нижних зубов; мягкое нёбо — максимально подтянуто вверх ощущением зевка. Последующие задания выполняют тщательно и точно (1, 2 задания — на три счета).

Тренировка мышц мягкого нёба

Для выработки растяжимости и пластичности тканей мягкого нёба при одновременной активизации задней стенки глотки, а также для достижения контакта мягкого нёба с верхним сжимателем глотки выполняют следующие упражнения.

Тренировка мышц глотки

  1. Мысленно, шепотом, затем вслух произнести поочередно звуки и и у, и-у-и-у-и-у . . Повторить не менее 10-15 раз.
    • Данное упражнение развивает и подвижность гортани: при произнесении гласного звука и гортань занимает самое высокое положение, а при фонации, у — самое низкое. При низком положении гортани голосовые складки находятся в более комфортных условиях, и звучание будет ровным и устойчивым,
  2. Звучное и длительное с энергичным напряжением мышц губ и глотки произнесение одним приемом сочетаний м-мъ-м-мъ-м-мъ.
  3. Всасывание воздуха при сомкнутых зубах.
  4. Всасывание воздуха при вытянутых вперед губах.
  5. Имитация жевания с закрытым и открытым ртом, в процессе которого происходит энергичное сокращение мускулатуры гортани, глотки, мягкого нёба, языка и губ.

Активизации нёбно-глоточных мышц следует уделить особое внимание. В толще нёбной занавески переплетается ряд мышечных групп, сочетанная функция которых придает мягкому нёбу различное положение в зависимости от осуществляемой им в данный момент деятельности. Действие этих мышц не ограничивается подвижностью только мягкого нёба, оно способствует также перемещению боковых дужек и стенок глотки, гортани, языка, обусловливая особую модуляцию голоса.

Упражнение 1. Имитируйте произнесение сочетаний звуков, слогов, слов и фраз со звуками п, т, к для активизации нёбно-глоточных мышц.

  • Птк-птк-птк, тпк-тпк-тпк, кпт-кпт-кпт, ктп-ктп-ктп, птк-птк-птк, кот-кот-кот, ток-ток-ток, тук-тук-тук, тик-тик-тик, кит-кит-кит, поп-поп-поп, топ-топ-топ, путь-путь-путь, петь-петь-петь, пот-пот-пот, кап-кап-кап, клоп-клоп-клоп, топь-топь-топь, пути-пути-пути, пять-пять-пять, опята-опята-опята, Петя-Петя-Петя, копать-копать-копать, копить-копить-копить, купать-купать-купать, кок-кок-кок, капать-капать-капать, пуп-пуп-пуп, Тит-Тит-Тит, тот-тот-тот, плеть-плеть-плеть, тетрадь-тетрадь-тетрадь, тетя-тетя-тетя, тут-тут-тут, топтать-топтать-топтать, катить-катить-катить, тёрт-тёрт-тёрт.
  • Плывут плоты. Плиты впритык. У попа папа поп и поп попа похваливает. Потек под ток воды поток. Виктор в лифте. Пять опят, пять утят. Дитя пьет какао. У Тита пики. Купи кипу пик вкупе с кипой пакетов. Ткач ткет. Копил купилки, купил копилку, купилок копил, копил, да кукушку купил. Поэт поет с переплета. Пристало Пете петь.

Упражнение 2. Прочтите фразы акцентированным полушепотом и с напряжением мягкого нёба.

  • Вот эфиоп из Эфиопии, Да только это утопия. Да, да — это копии, копии. В октябре лишь ветер веял, и, как сито, дождик сеял. Латка да штопка — чепчик из хлопка. Кричи, когда вокруг красивый край — Кижи, Карелия, колокола. Шерсти взяли — берет связали.
  • Пегас, привозивший почту, поскреб подковой порог, пообещал прибыть попозже, поскакал пощипать пырей. Приехали! Проходите, гости! Пегас привез Психею. Психея просияла и послала поцелуй.

Упражнение 3. Прочтите предложения со словами, в которых нет носовых звуков м и н; следите, чтобы мягкое нёбо было высоко поднято.

Упражнение 4. Пропойте сочетания слов и короткие фразы в высоком регистре.

Тренировка губ

  • Исходное положение: рот закрыт, мышцы нижней челюсти не напряжены. Поочередное поднятие и опускание верхней и нижней губы, при этом десны не должны быть видны. Мышцы лица должны быть спокойны.
  • Оттягивание уголков рта в стороны, затем вытягивание губ вперед хоботком. Сначала имитация, затем произнесение звуков и — у.
  • Многократное произнесение сочетаний губных согласных мб, бм, пм, мп и губно-зубных ем, мв, бв, вб, и др.
  • Легкое массажирование верхними зубами нижней губы, затем нижними губами — верхней губы.
  • Движение вытянутых губ вправо-влево.
  • Присасывающее движение губ.
  • Вытягивание губ вперед воронкой.
  • Натягивание губ на зубы при слегка открытом рте.
  • Произнесение сочетаний гл, гн, кл, кн, дл, дн, тл, тн, вл, вн с длительным звучанием второго согласного звука, в течение которого верхняя губа должна подниматься все выше и выше.
  • Аналогичное произнесение сочетаний кс, гз, бз, дз, ез, но с оттягиванием нижней губы вниз.
  • Произнесение сочетаний мвз-мвз-мвз — для обеих губ, в котором большая протяженность звука е — для верхней губы и з — для нижней.
  • Произнесение сочетаний и фраз с энергичной работой губ:
    • птка-птка-птка, бдга-бдго-бдгу-бдгэ-бдгы.
    • Попытка не пытка, пылинка на былинке, Петр-пекарь пек пироги. Не буду Будду я будить, но буду будоражить Будду. По пузу Будду буду бить, попу забуду дать по пузу. Перепел поет. Беда на беде бедою погоняет. Дитя опыт из лепета лепит, и лепет из опыта пьет. Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа была тупа. Победа любит старание. Хвалю халву. Вокруг носа вьется, а в руки не дается. Валерий кавалерию раскрасил акварелью, карьером кавалерия скачет у Валерия. Волк воет. Увидел Валера верблюда в вольере. На ветке видна ватага воробьев. Феня форсит в фартуке. Фофанова фуфайка Фефеле впору. Фофан, фофан — в землю вкопан. Вот тут вопит выпь. Палатка стоит в поле. Поп попа похваливает.

Упражнение 5. Прочтите слова, обращая внимание на поднятие верхней и опускание нижней губы, четкое произнесение звуков в и з.

  • Взгляд, взгорок, взгорье, взгреть, взгретый, вздох, вздор, вздутый, вздыхать, вздувать, взрыв, взрыть, взрыхлить, взывать, взыграть, взыскать, вздрагивать, взломать, вздыбить; в вазе стоят ветки вяза.

Упражнение 6. Прочтите предложения, обращая внимание на поднятие верхней и опускание нижней губы, четкое произнесение звуков в и з.

Упражнение 7. Прочтите слова и предложения, обращая внимание на четкое произнесение звуков с, ф, е.

  • Сфера, сфинкс, сфотографировать, сфальшивить, фуфайка, Припевайск, сыровар, сыск, сыскать, сыздавна, сызнова, схватить, ставить, заквасить, соврать, славить, слово, свист, фас, весь, световой.
  • Вова взял воск. Самосвал привез груз. Вверх и вниз нас возит лифт. Филя косил траву вдали. Полет Фрося просо. Ест Федька с водкой редьку, ест водка с редькой Федьку. На земле у ворот коловорот. Своя голова все головы переголовит. Волхвовал волхв в хлеву с волхвами. У Феофана два сына Феофаныча. Фараонов фаворит на сапфир сменял нефрит. У нас на дворе-подворье погода размокропогодилась. Сидел тетерев на сыром дереве. Я вам по секрету, а вы всему свету. Скороговорили, скороговорили да так всех скороговорок и не перевыскороговорили.

Упражнение 8. Прочтите сочетания нескольких согласных по 4 раза подряд без остановки, сначала артикулируя каждый звук сочетания беззвучно, затем в неспешном темпе вслух. После четкого освоения их следует произносить быстрее, но естественно.

  • Фсткэ, фсткы, фстко, фстку; фсктэ, фскты, фскто, фскту; сфктэ, сфкто, сфкту; сфткэ, сфткы, сфтко, сфтку; фскта-фстка-сфкта-сфтка; взгдэ, взгды, взгдо, взгду; звгдэ, звгды, звгдо, звгду; вздгф-звгда-сфтка-фскта.

Тренировка мышц языка

Если вы научитесь управлять мягким нёбом , когда поёте, то сможете:

  • свободно петь высокие ноты
  • избавиться от гнусавости голоса
  • убрать зажимы с горла
  • лучше резонировать при пении, а значит петь громче
  • добавить объем в вокал
  • изменить тембр голоса
  • легче раскрывать ложные связки
  • найти тванг в голосе и правильную назальность

Что такое мягкое нёбо в вокале?


Твердое небо отражает звук, помогает резонансу, благодаря чему голос становится громче.

Мягкое нёбо состоит из мягких эластичных тканей, которые поглощают звук, не отражают его.

Именно поэтому важно поднимать нёбо при пении и освобождать пространство в глотке для резонанса голоса. Представьте, вы громко крикнули в пустой комнате. Голые стены отразят ваш голос, он станет звонче. Так работает твёрдое нёбо.

Но если на стены повесить мягкие ковры и снова крикнуть, голос будет глухим. Ворс ковра поглощает звук. А вам придётся напрячься, кричать сильнее, чтобы получить резонанс. Так работает мягкое нёбо.

Мягкое нёбо очень подвижно. Оно формирует звуки речи, при пении принимает разные позиции и формы. Поэтому удобно его использовать, что красиво петь высокие ноты и менять тембр голоса, добавляя объем в вокал.

Мышцы мягкого нёба и нёбные занавески


Мягкое нёбо свободно поднимается и опускается. У хороших вокалистов оно всегда в тонусе, легко натягивается и остается пластичным.



Бывает, что на уроках вокала ученики начинают активно зевать, когда поют. Это связано с двумя вещами: мозг насыщается кислородом и так выпускает излишки воздуха. А во втором случае — у таких учеников много мышечных зажимов. Когда мягкое нёбо высоко поднимается, зажатые мышцы, которые привыкли к напряжению, резко теряют тонус и расслабляются. Организм пытается снять напряжение зевотой.

Активный певческий зевок характерен для академического вокала. Вспомните оперу — ее округлое звучание получается из-за высокого вокального купола. Опущенная гортань, конечно, тоже принимает участие в формировании оперного вокала, но это тема для другой статьи.

Что ж, с академическим пением понятно. А как работает мягкое небо в эстрадном вокале?

Три положения мягкого нёба при пении

А в эстрадном и джазовом вокале все иначе. Там нет правил и канонов. Но гораздо больше стилей и жанров. Например, поп, фанк, босса-нова, рок, соул, джаз, блюз — все они требуют разного звука, разных приемов пения и положения мягкого нёба.

Совершенно неудобно петь во всех стилях на одном вокальном зевке и куполе. Тембр должен быть разным — то плоским, то объемным, то звонким, то нежным с придыханием. Поэтому и мягкое небо становится гибким. Оно меняет свое положение постоянно. Формирует вашу манеру пения, влияя на тембр голоса.

В эстрадном и джазовом вокале три положения мягкого нёба:

  • среднее положение неба,
  • высоко мягкое небо,
  • низкое мягкое небо


Если вам интересны примеры, как звучит вокал на мягком нёбе в трёх разных положениях, посмотрите следующую статью, в ней много вокальных приемов известных певцов.

Среднее положение мягкого нёба

Приоткройте чуть-чуть рот и потяните гласный звук – мягкое нёбо примет среднее положение. Которое также зовется нейтральной позицией мягкого нёба. В жизни среднее положение возникает при разговоре, либо когда вы дышите ртом и носом одновременно.


В вокале при таком положении нет полного объема голоса, но и носовой призвук не проявляется. Голос звучит естественно, без напряжения.

Мы используем среднее положение нёба, когда поём в разговорном регистре. С ним удобно найти речевую позицию в вокале. Нейтральное положение создаёт звучание, максимально близкое к вашему природному тембру.

Высокое положение мягкого нёба

Как я уже писала, поднятое мягкое нёбо легче всего ощутить, когда мы зеваем. В глотке появляется пространство для громкого звука.


Даже если у вас нет постановки голоса и вы начали петь только вчера, сделайте нехитрые манипуляции: откройте рот пошире и спровоцируйте внутренний зевок. Вы легко сможете спеть даже очень высокие ноты на открытом звуке. Это касается любого стиля, джазового, эстрадного или академического вокала.

Вокальные ошибки и певческий купол

Я хочу предостеречь — не всегда следует петь в купол! Поднимая мышцы мягкого нёба очень высоко, вы рискуете получить глубокий глухой звук, потерять звонкость при пении.

Потому что при очень высоком зевке нарушается давление воздуха: глотка становится слишком широкой, гортань рискует опуститься. В таком положении невозможно контролировать дыхание, сдерживать его. Воздух выходит большим потоком, из-за чего голосовые связки не могут смыкаться плотно, а значит петь громко не получится.

Если ваш педагог вокала, объясняя, как работает мягкое небо, советует постоянно петь на зевке, он совершает ошибку.

Уберите лишний объем из глотки за счет того, что опустили мягкое небо в среднюю позицию.

Как петь объемным голосом?

Чтобы петь объемным голосом, тренируйте вокальные мускулы как в фитнес-зале. Полезно делать это у зеркала по 5-7 минут каждый день:

  • широко откройте рот и потяните нёбные мышцы наверх без звука, словно на зевоте.
  • Потянули наверх — зафиксировали. Не давайте мышцам стягиваться обратно, держите внутренний мышечный каркас.
  • Когда добились того, что мышцы не опадают и держат высокое положение — спойте любую ноту.
  • Следите, чтобы нёбо оставалось высоким, рот широко открытым.

Новички не понимают, как поднимать небо при пении. Им кажется, что они растягивают его достаточно, хотя по факту не открывают глотку даже на миллиметр!

Низкое положение мягкого нёба


Назальность в вокале и низкое мягкое нёбо

В некоторых стилях музыки носовой призвук даже необходим. Например, кантри или фанк. Но, конечно, во всем нужна мера, и увлекаться пением с опущенным мягким нёбом не стоит. Иначе легко спровоцировать гнусавость.

Гнусавость при пении = вялое мягкое нёбо

Замечали, что вялые люди без тонуса говорят в нос? Это случается потому, что мышцы мягкого нёба провисают вниз, перекрывают глотку. Голос идёт только в нос, становится гнусавым и глухим.

У профессиональных певцов гнусавость считает проф.непригодностью. В оперу или музыкальный театр, на большую сцену вялых вокалистов с гнусавым голосом и опущенным мягким нёбом точно не возьмут.

Гнусавый звук может получаться не только из-за того, что мягкое нёбо провисает, но и из-за вокальной анатомии. Часто у певцов с гнусавым голосом искривлена носовая перегородка. Эта проблема решается медицинской операцией.

Кстати, трое из моих знакомых вокалистов, профессиональные певцы, были вынуждены исправлять искривленную носовую перегородку операцией, чтобы убрать глухой гнусавый призвук. Так что этот случай не редкость. Если вы страдаете гнусавостью, а ваш педагог мучает вас на уроках вокала упражнениями на мягкое нёбо, просто проверьте — все ли в порядке с вашей носовой перегородкой;)

Как использовать разные позиции мягкого нёба в вокале?

Скоро я поделюсь распевками и упражнениями на разные положения нёба, подписывайтесь на новости, чтобы не пропустить! Сделать это можно в верхней строке экрана или нажав на колокольчик справа внизу.

А пока дам вам творческое домашнее задание.

  • Выберете строчку любой песни.
  • Спойте ее всю с высоким нёбом, как будто хотите зевнуть.
  • Пропойте ее с низким мягким нёбом, чтобы появилась назальность.
  • Запишите на диктофон оба варианта.
  • Послушайте себя в записи и отметьте, как меняется тембр голоса. Подчеркните в строчке те слова, где резонанс получается громче, а вокал приятнее. На некоторых гласных голос станет звонким при низком нёбе, на некоторых при высоком.
  • А теперь самое сложное: поднимайте и опускайте мягкое нёбо во время пения, обращая внимание на слова, которые вы подчеркнули.
  • Так в одной строке у вас будут разные положения мягкого нёба – то высокое в купол, то низкое в нос, то как при разговоре.

Что должно получится в итоге такой тренировки, я расскажу в одной из следующих статей. Хочу, чтобы вы попробовали сами этот метод по инструкции выше. Напишите мне в комментариях, как изменился ваш голос и как звучит песня при разных положениях мягкого неба.

Как опытный вокалист скажу, что от природы моё мягкое нёбо было малоподвижным. Несколько месяцев ушло, чтобы его тренировать на зевке без звука. По утрам, стоя в ванной перед зеркалом во время утренних процедур, я широко открывала рот и тянула купол вверх, глядя на мягкое нёбо в зеркале. Ощущения натяжения были неприятные, но потом этот мышечный прием стал навыком.

Учитесь петь интересно!

Совместно с другими педагогами мы продумали вот этот курс на физиологию голоса. В нем есть целый набор упражнений на позиции мягкого нёба при пении и вокальный зевок.

Задавайте вопросы в комментариях и переходите к следующей статье, чтобы услышать все позиции мягкого нёба на примерах известных певцов:)

О, мне пришло по подписке что на блоге обновления. Зашла на сайт, а тут еще и блог поменял свой внешний вид, и еще школа онлайн! Елена, вы растете. Пишите почаще, а то давно не было свеженьких статей. Хотелось бы больше лайфхаков для начинающих вокалистов. Хотя и статьи по физиологии голоса интересные выходят, насыщенные.

Ваш тайный фанат)

Спасибо огромное! Очень приятна такая обратная связь, благодарю. Учту Ваши пожелания по поводу лайфхаков для новичков. Если не затруднит буду рада Вашему отзыву и о нашей онлайн школе вокала.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.