Упражнение для снятия мышечного напряжения для подростков



Игры и упражнения, которые способствуют снятию мышечного и эмоционального напряжения

Во время проведения любой подвижной игры участники договариваются, что тот, кто выбывает, должен сидеть на скамейке запасных, т.е. на специально приготовленном стуле, до завершения игры. Если он встанет или будет крутиться, то команда получает штрафное очко.

Участники представляют себя деталями машины (колеса, двери, капот и др.), из которых один участник собирает автомобиль. После этого он садится в автомобиль и делает несколько кругов по комнате.

Участники стоят в кругу. Один из игроков кидает вверх мяч и называет какое-то слово, например, птицу, насекомое и др. Если называется существо, которое передвигается или бегает по земле, необходимо поймать мячик, когда он отскочит от земли. Если называется существо, которое летает, мячик нужно поймать в воздухе. Тот, кто ошибся, выходит из круга.

Участники стоят в кругу и кидают друг другу мячик. При этом они называют разные предметы. Если предмет съедобный, мячик надо поймать. Если нет - оттолкнуть. Тот, кто ошибся выбывает из игры.

Ведущий становится перед участниками игры. Они следят за его движениями и повторяют все движения, кроме запрещенного, которое называется преждевременно. Тот, кто нарушает правила, выбывает из игры.

Сесть в удобной позе, в течение 1-2 минут закрыть глаза, расслабиться и подумать: что каждый чувствует, какое у него настроение. В это время на доску повесить плакат различных эмоциональных состояний: Радость; злость; страх; грусть; удивление; спокойствие. Попросить детей рассказать, как они себя чувствуют (не открывая глаз), какое у них настроение. После открыть всем глаза и посмотреть на схему. Описать. Зарисовать в дневнике свое состояние.

Сесть удобно, представить себе легкую, воздушную радугу, прекрасную игру красок и себя в спокойном, приятном, расслабленном состоянии, отдыхающим. Обсуждение чувств. Затем встать, потянуться, изобразить руками над головой дугу радуги.

Ходите по комнате, ощутите свое тело… Представьте, что вы превратились в нечто очень-очень легкое – а именно в маленькое перышко. Начните двигаться так, чтобы ваше тело выражало легкость, изобразите парение, танец перышка, носимого ветром. Постепенно перышко успокаивается и летит на место.

Участникам предлагается определить, где человек имеет центр тяжести. Для этого необходимо сесть, встать, походить как кошка. Найдите центр тяжести кошки. А где центр тяжести обезьяны, петуха, рыбы, воробья? Выполните движения и действия, которые характерны этим животным. Животные и маленькие дети наилучший пример отсутствия мышечных зажимов.

Участники стоят, руки и тело вытянуты вверх (пятки от пола не отрывать). Ведущий предлагает потянуться вверх, выше, выше … Мысленно необходимо оторвать пятки о пола, чтобы стать выше (реального этого не делать). А теперь кисти рук будто сломались, повисли, сломались локти, плечи упали, повисла голова, вы сломались в талии, ваши колени подогнулись, вы упали на пол … Лежите на полу расслаблено, безвольно, удобно … Прислушайтесь к себе. Осталось ли напряжение? Сбросьте его.

Этот ритуал настраивает группу повышение креативности и активизация творчества; успокоить беспокойство; повысить самоуважение. Пожалуйста, встаньте и потянитесь. Нам надо приготовиться к процедуре, которая может подарить нам бодрость духа. Встаньте прочно, ноги слегка расставьте, одну руку держите справа от головы на расстоянии примерно 20см от нее, другую – точно так же слева. Представьте себе, что вы держите в руках нить цветной шерсти. Представьте теперь, что вы тянете эту нить туда и обратно – через одно ухо, сквозь всю голову, через другое ухо. Оглянитесь вокруг – вы видите, что все остальные делают то же самое. Постарайтесь подстроиться к общей работе так, чтобы вы все тянули нить в едином ритме. Если теперь к нам кто-нибудь заглянет, мы объясним ему, что мы тут делаем: мы чистим мозги! Мы хотим ясно соображать, хотим, чтобы наши таланты могли раскрываться совершенно свободно. И вот теперь, когда наши мозги прочищены до блеска, мы готовы к новым учебным приключениям.


В буклете описаны упражнения для педагогов, направленные на снятие эмоционального и мышечного напряжения после сложного трудового дня.

Скачать:

ВложениеРазмер
buklet_snyatie_napryazheniya.doc 346.5 КБ

Предварительный просмотр:

Цель: повышения самооценки, настроения, настрой на позитив.

Инструкция: На листе нарисуйте солнце так, как его рисуют дети – с кружком посередине и множеством лучей. В кружке напишите свое имя. Около каждого луча напишите что-нибудь хорошее о себе. Задача – вспомнить как можно больше хорошего.

Носите солнце с собой или храните его в определенном месте. Добавляйте лучи. А если станет особенно плохо на душе и покажется, что вы ни на что не годны, достаньте солнце, посмотрите на него и вспомните, о чем думали, когда записывали то или иное свое качество.

Цель: снизить эмоциональное напряжение.

Инструкция: Сядьте в удобную для вас позу и сосредоточьтесь на рассматривании горящей свечи в течение некоторого времени. Постарайтесь достичь ощущения полного покоя, когда нет ни мыслей, ни чувств – только созерцание.

Цель: снять эмоциональное напряжение.

Инструкция: Закройте глаза и вообразите, что вы маленький поплавок в огромном океане. У вас нет цели, компаса, карты, руля, весел. Вы дви-жетесь туда, куда несут вас ветер и океанские вол-ны. Большая волна может на некоторое время нак-рыть вас, но вы опять выныриваете на поверхность. Попытайтесь ощутить эти погружения и вынырива-ния. Ощутите движение волны, тепло солнца, кап-ли дождя, водяную подушку, поддерживающую вас снизу. Почувствуйте полное расслабление Вашего тела.

Не старайтесь оставаться наедине со своими неприятностями. У каждого человека бывают не только радости, но и неприятные переживания.

Если переживания не особенно тяжкие и не влияют в заметной степени на самочувствие и привычный образ жизни, то с ними можно справиться самостоятельно. В этих случаях главным целителем является время, оно сгладит острые переживания.

Любви и счастья вам в личной

педагог-психолог Скоблякова А.С.

Цель: снять мышечное напряжение.

Инструкция: Начните с плавного вращения глазами – два раза в одну сторону, два – в другую. Зафиксируйте внимание на отдаленном предмете, а затем переключите его на предмет, расположенный поблизости. Нахмурьтесь, напрягая окологлазные мышцы, а потом расслабьтесь и широко зевните несколько раз. Расслабьте шею, сначала покачав головой, а затем покрутив ею из стороны в сторону. Поднимите плечи как можно выше и медленно опустите их, расслабьте запястья и подвигайте ими. Сожмите и разожмите кулаки, расслабляя кисти рук. Сделайте три глубоких вдоха. Затем мягко прогнитесь в позвоночнике вперед – назад и из стороны в сторону. Покрутите ступнями, чтобы расслабить лодыжки. Сожмите пальцы ног так, чтобы ступни изогнулись вверх, повторите три раза.

Цель: снять мышечное напряжение.

Инструкция: Сядьте на стул в удобной позе так, чтобы спина касалась спинки. Обхватите стул обеими руками снизу и, напрягшись, попытайтесь поднять себя вместе со стулом – оставайтесь в таком положении так долго, как сможете, но не переусердствуйте, а затем быстро опустите руки и сделайте несколько глубоких вдохов. Повторите это несколько раз. Волнение и возбуждение отступят.

Цель: снятие эмоционального напряжения, ус-талости.

Инструкция: Дышите очень медленно и глубоко, причем так, чтобы весь цикл дыхания занимал около 20 секунд. Возможно, вначале ВЫ почувствуете затруднение. Но не надо напрягаться. Считайте до 7 при вдохе и до 11 при выдохе.

Цель: снять мышечное напряжение.

Инструкция: Даже в течение напряженного дня всегда можно выкроить время и расслабиться. Вы можете слегка помассировать определенные точки тела. Надавливайте не сильно, можно закрыть глаза. Вот некоторые из этих точек:

· межбровная область: потрите это место медленными круговыми движениями;

· задняя часть шеи: мягко сожмите несколько раз одной рукой;

· челюсть: потрите с обеих сторон место, где заканчиваются задние зубы;

· плечи: помассируйте верхнюю часть плеч всеми пятью пальцами;

· ступни ног: если Вы ходите по магазинам, отдохните немного и потрите ноющие ступни перед тем, как бежать дальше.

Цель: снятие эмоционального напряжения.

Инструкция . Возьмите кисти, краски и чистый лист бумаги. Расслабьтесь и левой рукой нарисуй-те абстрактный сюжет: линии, цветовые пятна, фигуры. Полностью погрузитесь в свои пережива-ния. Выберите цвет и проведите линии так, как вам хочется, в полном соответствии с вашим настрое-нием. Представьте, что вы свое настроение перено-сите на бумагу, как бы материализуете его. Когда закончите рисовать, переверните лист и напишите 5-7 слов, отражающих ваше настроение.

Цель: снятие эмоционального напряжения, ус-талости.

Инструкция: У вас закончился урок и есть несколько минут свободного времени, уделите себе это время.

Цель: снятие эмоционального напряжения.

Инструкция: Встаньте так, чтобы у вас было достаточно места. И начните отряхивать ладони, локти и плечи. При этом представляйте, как все неприятное – плохие чувства, тяжелые заботы и дурные мысли о самих себе – слетает с вас, как с гуся вода. Потом отряхните свои ноги от носка до бедер. А затем потрясите головой.

Будет еще полезнее, если вы будете издавать при этом какие-нибудь звуки….

Теперь отряхните лицо и прислушайтесь, как смешно меняется ваш голос, когда трясется рот. Представьте, что весь неприятный груз с вас спадает и вы становитесь все бодрее и веселее, будто заново родились.

Цель: снятие эмоционального напряжения.

Инструкция: Встаньте прямо, свободно расп-равив плечи, откинув голову назад. Постарайтесь почувствовать, в какой части головы локализовано ощущение тяжести. Представьте себе, что на вас громоздкий головной убор, который давит на го-лову в том месте, в котором вы чувствуете тяжесть. Мысленно снимите головной убор рукой и выра-зительно, эмоционально сбросьте его на пол. Потрясите головой, расправьте рукой волосы на го-лове, а затем сбросьте руки вниз, как бы избавляясь от головной боли.

Цель: снятие эмоционального напряжения.

Инструкция: Возьмите газетный лист, ском-кайте его и вложите в это все свое напряжение. За-киньте подальше.

Можно порвать газету на мелкие кусочки и растоптать со всей злостью, которая скопилась за день.



Независимо от происхождения напряжения с ним можно и нужно бороться. Особенно важно учить способам работы с этим неприятным явлением детей, чтобы они умели разряжаться без ущерба для себя и окружающих. И конечно, чем раньше дети научатся слушать и уважать своё тело, тем вероятнее, что им будет проще работать с ним и во взрослом возрасте.

Как снимается мышечное напряжение?

Общее правило для большинства упражнений по снятию мышечного напряжения — это чередование напряжения и расслабления разных групп мышц. Упражнения для детей отличаются от упражнений для взрослых более игровым форматом и образностью действий.

Далее мы приводим список упражнений для работы с разными группами мышц и варианты, как можно обыграть то или иное упражнение в зависимости от предпочтений конкретного ребёнка/группы/класса. Такие игры помогают не только снять напряжение, но и наладить контакт между педагогом и членами группы, переключиться на более активную деятельность.

Упражнения для снятия напряжения всего тела

Первое упражнение можно объяснить детям через ассоциацию с рубкой дров или ловлей бабочек.

Предлагаем детям на несколько минут стать зайцами на лужайке. Светит солнышко, и они резвятся, прыгают, играют друг с другом. Вдруг на опушке леса появляется волк. Зайчики чувствуют опасность, замирают, начинают дрожать всем телом, сжимаются. Когда волк уходит, ушастые продолжают резвиться. Цикл повторяем несколько раз, можно при этом уменьшать/увеличивать период активности.

Спрашиваем у ребят, знают ли они, как отряхиваются щенки. Обращаем внимание на то, что они отряхиваются всем телом — от носа до хвоста. Показываем, как это происходит, пропуская волну трясения сверху донизу и обратно. Повторяем с детьми, упражнение можно повторить несколько раз. Оно хорошо подойдёт для завершения занятия.

Дети выстаиваются в две линейки. Передние кладут руки друг другу на плечи. Они образуют как бы ограду для стоящих сзади (или стену из охранников). Ребятам сзади нужно, опираясь на ограду, подпрыгнуть как можно выше, чтобы помахать своим кумирам, сошедшим на красную ковровую дорожку. Затем зрители и ограда меняются местами. Можно спросить, кого они видели на красной дорожке, кем им больше понравилось быть (оградой или зрителями) и почему.

Дети разбиваются на пары. Один из них — большой надувной мяч, другой насосом надувает этот мяч. Мяч стоит, обмякнув всем телом, на полусогнутых ногах, руки, шея расслаблены. Корпус чуть наклонен вперёд, голова опущена, мяч не наполнен воздухом. Партнёр начинает надувать мяч, сопровождая движение рук звуком "с". С каждой подачей воздуха мяч надувается всё больше. Услышав первый звук"с", он вдыхает порцию воздуха, одновременно выпрямляя ноги в коленях,после второго "с" выпрямляется туловище, после третьего у мяча поднимается голова, после четвёртого надуваются щёки и даже руки отходят от боков. Мяч надут. Насос перестал накачивать. Партнёр выдёргивает и змяча шланг насоса, и из мяча с силой выходит воздух со звуком "ш". Тело вновь обмякло, вернулось в исходное положение. Затем играющие меняются ролями.

Просим детей вытянуть руки вверх, закрыть глаза и представить, что они — сосульки. Всем мышцы тела напряжены. Просим зафиксировать это положение на 1-2 минуты. Затем выходит солнышко, и сосулька начинает медленно таять: постепенно расслабляются кисти рук и сами руки, затем шея, плечи, корпус, ноги. Это упражнение можно выполнять не только стоя, но и лёжа на полу.

Стихотворение на упражнение "Сосулька" (стихотворение написано специально для сайта Pedsovet.su)

Проведем скорей разминку,
Превратимся дружно в льдинки.
Холод нас сковал, и вот
Мы – сосульки, чистый лёд.

Глазки наши мы закроем,
Руки вверх поднимем скоро.
Две секунды в напряжении –
постоим так без движения.

Солнце вышло из-за туч,
Бросило свой первый луч.
Светит сильно, светит ярко,
Стало всем так жарко-жарко.

От такой жары сосульки
Потекли прозрачной струйкой.
Мы почувствовали как вдруг
Таять стали пальцы рук.

Раз-два, три-четыре,
руки дружно опустили.
Солнце светит не жалея,
Отдыхает наша шея.

Головой едва качаем –
Мышцы шеи расслабляем.
Мы плечами пожимаем,
их легонько разминаем.

Грудь и тело – их черёд
Расслабляться настает.
Стало нам теплей немножко,
Тают ото льда и ножки.

Раз-два, раз-два,
Нам заканчивать пора!
Мы теперь не лёд – вода,
разбежимся кто куда!

В обязательном порядке
Нужно делать всем зарядку!

Упражнения для снятия напряжения мышц спины и плеч

Стихотворение для упражнения "Штанга" (написано Викторией Викторовой специально для Pedsovet.su)

Представляем, что мы—куклы, а внутри нашего тела палка, не позволяющая сгибать шею, спину, ноги. При этом руки расслаблены. По команде поворачиваем корпус влево и вправо, прыгаем, руки свободно следуют за нашим корпусом и движениями (как у тряпичной куклы).

Стихотворение для упражнения "Аршин проглотили" (написала Татьяна Растяпина специально для Pedsovet.su)

Надоели цифры, буквы?
А представим, что мы — куклы.
Только необычные —
Старые, тряпичные.
Начинается разминка:
Выпрямляем шею, спинку,
Про движения — забыли:
Будто палку проглотили.
Ноги, корпус — напрягаем,
Только руки — расслабляем.
Пусть болтаются свободно,
Влево, вправо — как угодно!
Раз — направо повернемся,
Два — налево оглянемся,
Три — попрыгаем на месте
Движемся с руками вместе!
Раз — направо, два — налево
Три — попрыгаем умело,
Получается отличный
Танец куколок тряпичных!

Упражнения для снятия напряжения рук


Упражнения для снятия напряжения мышц лица

Стихотворение для разминки "Щелкунчик" (написано Чижиковой Татьяной специально для Pedsovet.su)

Немножко, дети, отдохните!
Щелкунчиками стать хотите?

Давайте-ка тогда без спешки
Мы погрызем сейчас орешки.

Представьте, дети, что рука
Сжимает горстку фундука.

А, может, всё же на ладошке
Орешков кедровых немножко?

А если грецкие орехи
Мы погрызем ради потехи?

Тогда берем орешки в зубки –
Раскусываем все скорлупки.

Нам нужно крепко зубки сжать,
Разжать. И повторить опять.

Когда мы челюсть напрягаем,
Скорлупку сразу ослабляем.

Чем толще крепкие скорлупки,
Тем сильней сжимаем зубки.

Смотрите, вот у фундука
легка скорлупка и тонка.

Мы разгрызем, не напрягаясь,
Легонько зубками касаясь.

Орешек грецкий покрупнее –
Сжимаем челюсть посильнее.

Стараемся, сжимаем зубки.
Пусть треснут крепкие скорлупки.

Ну вот, орешки раскусили.
Все сделали, как вас просили.

Щелкунчиками стать смогли.
Героям сказки помогли.

Упражнение можно делать под стихотворения (написаны Еленой Богдановой специально для Pedsovet.su)

Мы устали неспроста —
Много дел у нас с утра.
Глазки нужно нам закрыть
И усталость победить.
В этот радостный денёк
Прилетел к нам ветерок.
Южный ветер озорной,
Поздоровайся со мной!
Ветерок подул на нас —
Гладим волосы сейчас!
А теперь погладим лоб,
Отдохнул от мыслей чтоб!
Дальше мы коснёмся щёк
И погладим их чуток.
Ждёт и нос наверняка
Озорного ветерка.
А теперь погладь живот —
Ветерка он тоже ждёт.
Ты про руки не забудь,
Ветру дай на них подуть.
Добрались уже до ног —
Как же ветер нам помог!
Можно глазки открывать —
Ветру нужно улетать.
Он немножко отдохнёт,
А потом опять придёт.
Вот так радостный денёк
Подарил нам ветерок!

Представляем, что мы надуваем разные предметы: воздушный шар, мыльные пузыри. Или представляем себя в роли стеклодувов и изготавливаем сосуды. Набираем побольше воздуха, щёки надуваются постепенно, раздуваясь до предела. Можно помогать себе руками: показывать объём воздушного шара, выдувать пузыри через круг из пальцев. Можно спросить у детей, какого цвета их воздушный шар, есть ли на нём узоры и какие, каким цветом переливаются их мыльные пузыри, что за сосуд они выдули из стекла.

Таким же образом можно имитировать ветер: дуя, изображать то лёгкий бриз, то настоящий ураган. Такое упражнение будет особенно хорошо в соответствующем музыкальном сопровождении.

Об авторе: Постылякова Екатерина Евгеньевна, психолог, преподаватель русского языка, г. Нижний Новгород, центр подготовки "Study Place".

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Выберите книгу со скидкой:


ОГЭ. География. Новый полный справочник для подготовки к ОГЭ

350 руб. 242.00 руб.


Математика. Новый полный справочник школьника для подготовки к ЕГЭ

350 руб. 222.00 руб.


Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения. Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения. 2-е изд.

350 руб. 963.00 руб.


Считаю и решаю: для детей 5-6 лет. Ч. 1, 2-е изд., испр. и перераб.

350 руб. 169.00 руб.


Начинаю считать: для детей 4-5 лет. Ч. 1, 2-е изд., испр. и перераб.

350 руб. 169.00 руб.


Считаю и решаю: для детей 5-6 лет. Ч. 2, 2-е изд., испр. и перераб.

350 руб. 169.00 руб.


Пишу буквы: для детей 5-6 лет. Ч. 2. 2-е изд, испр. и перераб.

350 руб. 169.00 руб.


Русско-английский словарик в картинках для начальной школы

350 руб. 163.00 руб.


ОГЭ. Литература. Новый полный справочник для подготовки к ОГЭ

350 руб. 205.00 руб.


ЕГЭ. Английский язык. Новый полный справочник для подготовки к ЕГЭ

350 руб. 171.00 руб.


Рисуем по клеточкам и точкам

350 руб. 248.00 руб.


ЕГЭ. Информатика. Новый полный справочник для подготовки к ЕГЭ

350 руб. 163.00 руб.

БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА




  • Все материалы
  • Статьи
  • Научные работы
  • Видеоуроки
  • Презентации
  • Конспекты
  • Тесты
  • Рабочие программы
  • Другие методич. материалы
  • Назарова Ирина ЛеонидовнаНаписать 3733 13.12.2017

Номер материала: ДБ-955383

  • Школьному психологу
  • Конспекты

Добавляйте авторские материалы и получите призы от Инфоурок

Еженедельный призовой фонд 100 000 Р

    13.12.2017 382
    13.12.2017 226
    13.12.2017 932
    13.12.2017 165
    13.12.2017 203
    13.12.2017 219
    13.12.2017 238
    13.12.2017 158

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий


Игры и упражнения на снятие психоэмоционального напря­жения у детей, на снижение агрессии и ослабление негативных эмоций, на осознание эффективных форм поведения

Цель: способствует эмоциональной разрядке и снятию мышечного на­пряжения.

Цель: способствует осознанию эффективных форм поведения, смеще­нию агрессии и мышечной релаксации.

Дайте ребенку в руку какую-нибудь мелкую игрушку или конфету и попросите его сжать кулачок крепко-крепко. Пусть он подержит кулачок сжатым, а когда раскроет его, рука расслабится, и на ладошке будет красивая игрушка.

Цель: способствует эмоциональной разрядке и снятию мышечного на­пряжения.

Иногда и взрослому хочется пнуть такую куклу. Не стесняйтесь сде­лать это, и вы сами увидите, насколько быстро проходят негативные, агрес­сивные чувства.

Цель: снятие эмоционального напряжения. Способствует осознанию эффективных форм поведения и мышечной релаксации.

Эта игра обычно очень нравится детям, вызывает целую бурю положи­тельных эмоций, помимо этого подушечные бои помогают ребенку выплес­нуть свою агрессию вовне без нанесения физического вреда окружающим. Возможны самые разные варианты проведения подушечных боев, один из них - на гимнастической скамейке, перевернутой узкой частью вверх. В бое принимает участие двое детей.

Цель игроков - с помощью подушки сбить своего противника со скамейки.

Цель: осознание эффективных форм поведения.

Цель: снятие психо-эмоционального напряжения.

Ребенок встает лицом к объекту, на который будет вымещаться агрес­сия (кровать, мягкий стул или куча подушек). Он наносит удары по этому объекту. Удары должны быть сильными, но наноситься расслабленной ру­кой. Наносить их можно пластиковой выбивалкой, ракеткой для игры в бад­минтон, рукой или бейсбольной битой. В нанесение удара включается все те­ло, при этом можно выкрикивать любые слова, выражающие чувство гнева.

Цель: укреплять чувство единства, развивать тактильное восприятие.

Эта подвижная игра способствует большей включенности детей в группу.

Дети стоят в кругу, крепко взявшись за руки. Один ребенок должен с разбегу разорвать этот круг и оказаться внутри его.

должен разбежаться и разорвать цепочку игроков. Если ему это

удалось, то он забирает одного из игроков этой команды в свою, если нет - сам становится в нее. Следующего игрока вызывает другая команда.

Цель: снятие эмоционального напряжения, сплочение коллектива.

Дети встали в круг. Взялись за руки. Бесшумно поднимаются на носоч­ки, делают глубокий вздох, бесшумно опускаются и делают выдох. Улыба­ются.

Цель; снятие эмоционального напряжения.

Упражнение выполняется на ковре. Придумывается сказка о котике, который нежится на солнышке, потягивается, царапает коврик, умывается и т. д.

Цель: повышение уверенности.

Цель: повышение уверенности.

Цель: снятие эмоционального напряжения. Способствует осознанию эффективных форм поведения и мышечной релаксации

Цель: развитие чувства близости с другими людьми, способствует принятию детьми друг друга.

Дети сидят и по кругу передают друг другу клубок ниток так, чтобы все, кто уже держали клубок, взялись за нить. Передача клубка сопровожда­ется высказываниями о том, что они сейчас чувствуют, что хотят для себя и что хотят пожелать другим.

Цель: способствует сплочению группы.

Дети встают друг за другом и держатся за плечи впереди стоящего. В таком положении они преодолевают препятствия:

• подняться и сойти со стула;

• проползти под столом;

• идти тихонько через дремучий лес, чтобы не разбудить спящего в
берлоге злого медведя;

• прятаться от диких животных

Цель: снятие эмоционального напряжения.

Дети сидят на стульчиках в кругу,

Ведущий каждому в ладошки кладет стеклянный шарик.

«Возьми шарик в ладошки, согрей его, сложи ладошки, покатай его, подыши на него, согревая своим дыханием, отдай ему свою ласку, доброту.

Цель: снятие эмоционального напряжения. Способствует мышечной релаксации.

Дети стоят в кругу. Поднимают с пола вверх воображаемые шары от маленького до большого, изображают их тяжесть.

Цель: снятие эмоционального напряжения. Способствует мышечной релаксации.

Цель; снятие эмоционального напряжения. Способствует мышечной релаксации.

Используем детские пластмассовые сабли или подушки. Даем разре­шение, тем самым снимаем запрет на агрессию.

Цель: снятие эмоционального напряжения.

Способствует осознанию эффективных форм поведения и мышечной релак­сации

Кочки - это обручи. Лягушки прыгают с кочки на кочку. Если лягуш­кам тесно, то одна из них прыгает дальше или сталкивает в болото соседку, и та ищет новую кочку. Если между детьми возникает конфликт, то ведущий помогает найти выход.

Цель: снятие эмоционального напряжения. Способствует мышечной релаксации.

Время выполнения упражнения 3 минуты.

Цель: Воспитывается произвольный контроль, корректируется аффек­тивное поведение, развивается смелость, уверенность в себе, ребенок стано­вится в разные позиции: соревнующегося, судьи, зрителя.

Ход игры: Дети выбирают судью и спортсменов. Проводятся спортив­ные игры:

Цель: Для сплочения группы детям дается возможность высказать все обиды, снять разочарование.

Ход игры: Выбирается именинник. Все дети дарят ему подарки, жес­тами, мимикой. Имениннику предлагается вспомнить, обижал ли он кого-то, и исправить это. Детям предлагается пофантазировать и придумать будущее имениннику.

Цель: Коррекция эмоции злости, тренировка способностей воздействия детей друг на друга.

Ход игры: Дети сидят на стульчиках в кругу, лицом друг к другу. Пси­холог просит показать, какое бывает выражение лица, поза, жесты у взрос­лых, когда они злятся на детей. За что взрослые чаще всего сердятся на вас? (Дети разыгрывают 2-3 сценки). Как ругают вас старшие, когда вам очень страшно? Грозят наказать, берут ремень? (Ребята говорят и показывают). Что вы делаете в ответ: плачете, улыбаетесь, деретесь, боитесь? (Разыгрываются 2-3 сценки).

Цель: Игра на сопоставление различных черт характера, на развитие способности понимать эмоциональное состояние другого человека и умение адекватно выразить свое, коррекция эмоциональной сферы ребенка.

Цель: Эмоциональное осознание детьми отрицательных черт своего характера. Учит понимать, какое поведение, какой черте характера соответст­вует и как оно оценивается.

Ход этюда: психолог предлагает детям послушать рассказ и оценить поступок братьев. "Мама ушла в магазин. Как только за ней закрылась дверь, братья стали баловаться: они то бегали вокруг стола, то боролись, то кидали друг другу, словно это мячик, диванную подушу. Вдруг щелкнул замок - это вернулась мама. Старший брат, услышав, что дверь открывается, быстро сел на диван. А младший не заметил маминого прихода и продолжал играть с

подушкой. Он подбросил подушку вверх и попал в люстру. Люстра

стала раскачиваться. Мама, рассердившись, поставила провинившегося в угол. Старший брат поднялся с дивана и встал рядом с братом.

- Почему ты стал в угол? Я тебя не наказывала! - сказала мама. Так будет справедливо, - серьезно ответил ей старший сын.

- Ведь это я придумал кидаться подушками.

Мама растроганно улыбнулась и простила обоих братьев".

Цель: Развивать способность понимать эмоциональное состояние дру­гого человека и умение адекватно выразить свое. Развивать выразите тельные движения.

Цель: Игра на сопоставление различных характеров. Коррекция, эмо­циональной сферы ребенка.

Ход игры: Дети слушают три музыкальные пьесы Д. Кабалевского: "Злюка", "Плакса", "Ревушка"; вместе с психологом дают моральную оценку злости к плаксивости, сравнивают состояния с хорошим настроением ревуш­ки. Трое детей договариваются, кто какую девочку будет изображать, а ос­тальные дети должны догадаться по мимике и жестам, какая девочка кого изображает. Если в группе мало девочек, то злюку и плаксу изображают мальчики.

Цель: снятие психо-эмоционального напряжения.

Дети изображают факиров. Они садятся на пол (на коврик), скрестив по-турецки ноги, руки на коленях, кисти свисают вниз, спина и шея расслаб­лены, голова опущена (борода касается груди), глаза закрыты. Пока звучит спокойная музыка, факиры отдыхают.

Цель: Отражение внутреннего негативного эмоционального напряже­ния.

Цель: Учить детей различать эмоции, показывать выразительные дви­жения.

Игры, способствующие снятию агрессивных состояний

Цель: Разбитие эмоциональной сферы ребенка.

Содержание: Перед детьми раскладывают набор карточек с изображением лиц в различных эмоциональных состояниях.




Цель: Научить в приемлемой форме выплеснуть накопившийся у агрессивного ребенка гнев.

Цель: Научить детей взаимодействию со сверстниками, способствовать сплочению детского коллектива.

Цель: Снятие эмоционального напряжения.

Цель: Игра способствует разбитию чувства эмпатии, умения работать в группе.

Цель: Игра помогает детям оценить свое состояние, проанализировать поведение.

Содержание: Взрослый заранее заготавливает вырезанные из картона цветы. На каждом из 7 лепестков нарисованы лица, выражающие разные эмоции.

Ребенок смотрит на лепестки, называет эмоцию и говорит, когда он находился в том или ином состоянии.

В течение учебного года можно провести подобные занятия многократно, а в конце года обсудить с ребенком, изменились ли его взгляды на окружающих и на себя. Например, если ребенок в начале года говорил, что он счастлив, когда ему дарят подарки, а через 2— 3 месяца заявил, что чаще всего он бывает счастлив, когда другие дети принимают его в игру, то можно поговорить с ним об этом и спросить, почему у него изменились представления.

Цель: Игра способствует формированию чувства эмпатии, установлению взаимопонимания между взрослым и ребенком.

Содержание: Взрослый и ребенок (мама и ребенок, воспитатель (учитель) и ребенок и т. д.), прочитав какую-либо сказку, рисуют ее на большом листе бумаги, изображая героев и запомнившиеся события, затем взрослый просит ребенка пометить на рисунке, где бы он (ребенок) хотел бы оказаться.

Цель: Игра способствует формированию эмпатии, умению оценить ситуацию и поведение окружающих.

Содержание: Взрослый читает детям сказку. Ребенку заранее выдаются маленькие карточки с изображениями различных эмоциональных состояний.

В процессе чтения ребенок откладывает на парте несколько карточек, которые, на его взгляд, отражают эмоциональное состояние героя в различных ситуациях.

По окончании чтения каждый ребенок объясняет, в какой ситуации и почему ему кажется, что герой был весел, грустен, подавлен.

В эту игру лучше играть либо индивидуально, либо в малой подгруппе. Текст сказки не должен быть очень большим, должен соответствовать объему внимания и памяти детей определенной возрастной группы.

Цель: Игра способствует развитию умения взаимодействовать со сверстниками, снятию мышечного напряжения, сплочению детской группы.

Если музыкальное сопровождение невозможно осуществить, взрослый задает темп игре, хлопая в ладоши. В этом случае темп, быстрый в начале игры, замедляется по мере ее проведения.

Цель: Снятие эмоционального, мышечного напряжения, установление положительного эмоционального настроя в группе.

Содержание: Дети находятся на ковре. Под спокойную музыку дети придумывают сказку про котика, который:

♦ нежится на солнышке (лежит на коврике);

♦ царапает лапками с коготками коврик и т. д.

В качестве музыкального сопровождения

Цель: Игра способствует как снятию излишне­го мышечного напряжения, так и возникновению доверия к окружающим, сплочению детей.

Инструкция: Представь себе, что ты — красивый, стройный, сильный, спокойный, мудрый олень с гордо поднятой головой. На твоей левой ножке — серебряное копытце. Как только ты трижды стукнешь копытцем по земле, появляются се­ребряные монеты. Они волшебные, невидимые, с каждой вновь появляющейся новой монетой ты становишься добрее и ласковее. И хотя люди не видят этих монет, они чувствуют доброту, тепло и ласку, исходящие от тебя. Они тянутся к тебе, любят тебя, ты им все больше и больше нравишься.

Примечание: Данная игра может стать групповым ритуалом в детском коллективе, одним из способов разрешения конфликтов в группе.

Игры на снятие тревожных состояний

Цель: Игра способствует повышению самооценки ребенка, повышает его значимость в коллективе.

После того, как все дети выскажутся, взрослый может обобщить сказанное. Если же дети готовы к обобщению без помощи взрослого, пусть они сделают это сами. В заключении можно провести беседу о том, что каждый ребенок обладает какими-либо талантами, но для того, чтобы это заметить, необходимо очень внимательно, заботливо и доброжелательно относиться к людям, окружающим нас.

Содержание: Все дети сидят в кругу (или за партами). Каждый ребенок по очереди говорит всем, за что его любит мама.

Затем можно попросить одного из детей (желающего), чтобы он повторил, за что любит мама каждого присутствующего в группе ребенка. При затруднении другие дети могут ему помочь.

После этого целесообразно обсудить с детьми, приятно ли было им узнать, что все, что они сказали, другие дети запомнили. Дети обычно сами делают вывод о том, что надо внимательно относиться к окружающим и слушать их.

Примечание: на первых порах дети, чтобы показаться значимыми для других, рассказывают, что мамы любят их за то, что они моют посуду, не мешают маме писать диссертацию, за то, что любят маленькую сестренку. Только после многократного повторения этой игры дети приходят к выводу, что их любят просто за то, что они есть.

Цель: Игра способствует повышению самооценки ребенка, развитию эмпатии.

Цель: Развитие умения владеть мышцами лица, рук, ног и т. д., снижение мышечного напряжения.

♦ ребенка, который ничего не боится;

♦ ребенка, который всем доволен;

♦ ребенка, который выполнил сложное задание и т. д. Темы для скульптур
может предлагать взрослый, а могут выбирать сами дети. Затем дети могут
поменяться ролями. Возможен вариант групповой скульптуры.

После проведения игры целесообразно обсудить с детьми, что они чувствовали в роли скульптора, скульптуры, какую фигуру приятно было изображать, какую — нет.

Цель: Игра способствует снятию мышечных зажимов, развитию тактильных ощущении.

Содержание: Существует хорошее развлечение — рисовать или писать на спине друг у друга различные картинки или буквы, а затем отгадывать, что было изображено.

Данная игра нравится многим детям, но, к сожалению, не очень подходит тревожным мальчикам и девочкам, т. к. они, пытаясь разгадать задумки партнера по игре, могут волноваться, переживать, вследствие чего напрягать мышцы сильнее и сильнее. Поэтому мы предлагаем модификацию данной игры.

Цель: Упражнение помогает расслабить мышцы нижней части лица и кистей рук.

Содержание: Представьте, что вы с другом поссорились. Вот-вот начнется драка. Глубоко вдохните, крепко-прекрепко стисните зубы. Сожмите как можно сильнее кулаки, до боли вдавите пальцы в ладони. На несколько секунд затаите дыхание.

Задумайтесь: а, может, и не стоит драться? Выдохните и расслабьтесь. Ура! Неприятности позади! Встряхните кистями рук. Почувствовали облегчение?

Приложение: Это упражнение полезно проводить не только с тревожными, но и с агрессивными детьми.

Цель: Игра способствует снятию мышечных зажимов в области рук, повышению уверенности ребенка.

Содержание: Ребенку дают в руки маленькую куклу или другую игрушку и говорят, что кукла боится кататься на качелях. Наша задача состоит в том, чтобы научить ее быть смелой. Сначала ребенок, имитируя движение качелей, слегка покачивает рукой, постепенно увеличивая амплитуду движений (движения могут быть в различных направлениях), затем взрослый спрашивает ребенка о том, стала ли кукла смелой, если нет, то можно сказать ей, что она должна делать, чтобы преодолеть свой страх. Затем игру можно продолжить еще раз.

Цель: Игра помогает расслабить мышцы лица.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.