Угату кривошей и

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Гузаиров Мурат Бакеевич, Кривошеев Игорь Александрович

Рассматриваются основные этапы, особенности и результаты становления и развития в УГАТУ (УАИ) научных школ в области моделирования, автоматизированного проектирования, информационной поддержки жизненного цикла авиационных, ракетных, двигателей внутреннего сгорания и их наземного применения.

Похожие темы научных работ по механике и машиностроению , автор научной работы — Гузаиров Мурат Бакеевич, Кривошеев Игорь Александрович

Formation and evolution of scientific schools in USATU (UAI) in the field of experimental and theoretical methods of design and working process research in rocket, gas turbine, piston, combined engines and power plants

The paper discusses the main stages, features and results of formation and evolution of scientific schools in USATU (UAI) in the field of simulation, automated design, lifecycle infotainment of aviation, rocket, piston engines and their conversion.

Уфа : УГАТУ, 2012

Т. 16, № 2 (47). С. 3-9

АВИАЦИОННАЯ И РАКЕТНО-КОСМИЧЕСКАЯ ТЕХНИКА

М. Б. Гузаиров, И. А. Кривошеев

СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ В УГАТУ (УАИ) НАУЧНЫХ ШКОЛ В ОБЛАСТИ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИХ МЕТОДОВ ПРОЕКТИРОВАНИЯ И ИССЛЕДОВАНИЯ РАБОЧИХ ПРОЦЕССОВ В РАКЕТНЫХ, ГАЗОТУРБИННЫХ, ПОРШНЕВЫХ И КОМБИНИРОВАННЫХ ДВИГАТЕЛЯХ И ЭНЕРГОУСТАНОВКАХ

Рассматриваются основные этапы, особенности и результаты становления и развития в УГАТУ (УАИ) научных школ в области моделирования, автоматизированного проектирования, информационной поддержки жизненного цикла авиационных, ракетных, двигателей внутреннего сгорания и их наземного применения

В конце 2011 г. в УГАТУ прошла Всероссийская научно-техническая конференция, посвященная памяти выдающихся ученых и преподавателей факультета авиационных двигателей УГАТУ: 75-летию доктора технических наук, профессора З. Г. Шайхутдинова, 70-летию докторов технических наук, профессоров А. М. Ахмедзянова, Б. П. Рудого, А. М. Русака. Эти ученые заложили мощную экспериментальную базу и создали в УГАТУ (УАИ) научные школы в области моделирования, автоматизированного проектирования, информационной поддержки жизненного цикла авиационных, ракетных, двигателей внутреннего сгорания и их наземного применения.

Говоря о становлении и развитии научных школ в университете, нельзя не вспомнить о выдающемся ректоре УАИ 60-80 гг. Р. Р. Мавлютове - ведь именно он пригласил тогда на работу в наш университет многих молодых и сложившихся ученых из разных вузов, стремясь создать сплав научных школ и дать мощный толчок развитию различных научных направлений. Именно благодаря приглашению Р. Р. Мавлютова в нашем институте с 1965 г. и начал работу молодой преподаватель, кандидат технических наук, выпускник аспирантуры Казанского авиационного института Зайнулла Гайфуллинович Шайхутдинов, впитавший в себя весь опыт казанской научной школы в области авиаракетостроения, одной из лучших в стране к тому времени.

Уже с 1969 г. он возглавил кафедру теории авиационных двигателей УАИ и бессменно руководил ей в течение 20 лет. Практически зано-

Контактная информация: 8 (347)273-79-54

во им была создана учебная и научная материальная база кафедры, которая успешно функционирует и поныне. Именно в 60-е гг. создавалась современная база факультета авиационных двигателей - проектировался, строился, и в 1969 г. был введен в эксплуатацию 2 корпус. Еще на этапе разработки технического задания по проектированию корпуса З. Г. Шайхутдинов заложил для кафедры теории авиационных двигателей и факультета авиационных двигателей в целом очень современную на тот момент материальную базу: мощную компрессорную

станцию на 250 ат с вакуумными машинами и воздуходувками в своем составе; лаборатории газовой динамики низких и высоких давлений (последняя, по существу, сформирована как лаборатория процессов горения); лабораторию испытаний ВРД и турбомашин, лабораторию теплотехники, целый ряд аудиторий и кабине -тов для педагогического и научного состава кафедры, в том числе класс вычислительной техники. Именно на этой базе в последующие годы сформировались и развились новые кафедры прикладной гидродинамики, двигателей внутреннего сгорания.

Под руководством З. Г. Шайхутдинова с 1969 г. в УАИ развивается научная школа в области управления модулем и вектором тяги РДТТ. Для этого в институте была создана сильная экспериментальная база, организованы широкомасштабные исследования, часть из которых проводилась в УАИ, а другая часть - непосредственно на испытательных стендах предприятий в Миассе, Перми и других городах. Многие из полученных результатов реализованы при создании новых образцов авиационной и ракетной техники. В результате научная шко-

ла УАИ в области ракетных двигателей вошла в число ведущих в стране. Это отметил при посещении УАИ министр авиационной промышленности СССР П. В. Дементьев.

В целом под руководством З. Г. Шайхутдинова был выполнен ряд крупнейших исследований по оборонным и народнохозяйственным программам. Конкретные результаты заключаются в следующем:

• Создано и развивается в университете в течение уже более 40 лет научное направление по теории и рабочим процессам ракетных двигателей на твердом топливе, в частности, по проблемам управления модулем и вектором тяги. В результате исследований решены основополагающие вопросы расчета и проектирования оптимальных систем управления полета ракет на твердом топливе. Результаты внедрены на трех серийных ракетах. В дальнейшем это направление получило продолжение на кафедре прикладной гидромеханики под руководством одного из многочисленных учеников З. Г. Шайхутдинова - Анатолия Михайловича Русака.

• В 70-е гг. были начаты работы по конвертированию авиационных двигателей, отработавших летный ресурс, в наземные энергетические установки высокой мощности и эффективности. Созданы и прошли испытания десятки образцов установок - на предприятиях строительства крупных магистральных газо-и нефтепроводов и в системах энергетического

Указанные исследования проводились, как правило, на уровне утвержденных правительственных отраслевых программ, в разработке и реализации которых профессор З. Г. Шайхутдинов принимал непосредственное участие во взаимодействии с ведущими предприятиями страны - ЦИАМ, Казанскими, Московскими, Пермским и Уральским КБ по ДЛА (МАП, МОМ), предприятиями Миннефтегазстроя, Миннефтепрома, Мингазпрома, являясь официальным координатором этих программ и научным руководителем подразделения, специально созданного в Уфе, при УАИ в составе ВНИИСТ Миннефтегазстроя.

Масштабы научных исследований тех лет на кафедре характеризует хотя бы то, что объем субсидирования научно-исследовательской работы в некоторые годы превышал 1 млн руб., что является очень значительной величиной в ценах советского периода. Кстати это демонстрирует и то, какие значительные финансовые средства предоставлялись вузам и, соответственно, предприятиям-заказчикам на научные исследования в Советском Союзе, в отличие от настоящего времени.

Конечно, самая большая заслуга З. Г. Шайхутдинова - это его ученики. Достаточно сказать, что научную школу З. Г. Шайхутдинова прошли более 80 человек, из которых не менее 50 защитили кандидатские диссертации и 2 докторские. Его ученики хорошо известны, среди них немало не только работников кафедры ТАД, но и работников промышленных предприятий. Достаточно отметить, что прошел научную школу кафедры после окончания МВТУ им. Баумана и защитил кандидатскую диссертацию и Президент Республики Башкортостан Р. З. Хамитов. Мы сегодня отмечаем юбилеи не только З. Г. Шайхутдинова, но и А. М. Ахмед-

зянова, А. М. Русака, Б. П. Рудого. Их основные научные исследования были проведены также на кафедре ТАД при полной поддержке ее заведующего.

В УГАТУ (тогда УАИ) ведущие профессора (З. Г. Шайхутдинов, А. М. Ахмедзянов, Б. П. Рудой) и их ученики всегда были энтузиастами новых, в том числе информационных технологий в области авиаракетного двигателе-строения. Прежде всего, это Ахмедзянов Альберт Мухаметович, который со студенческих лет увлекся информационными технологиями и защитил в итоге кандидатскую, затем докторскую диссертации в области математического моделирования, идентификации математических моделей ГТД по результатам испытаний. Основатель научных школ факультета АД З. Г. Шайхутдинов, перейдя на позднем этапе своей деятельности от проблем управления РДТТ к проблемам конвертирования авиацион-

Поэтому, проанализировав многочисленные работы, выполненные под руководством

дований, направленных на повышение эффективности учебного процесса, поиск новых путей образовательной деятельности и решение перспективных задач авиадвигателестроения.

В основе новой методологии - разработанные в НИЛ САПР-Д средства:

• результаты проведения системного анализа (8АБТ, ЯИР) и построенные модели про-

цесса разработки и эксплуатации двигателей ЛА (ракетных, авиационных), учитывающие все возрастающие требования к перспективным ЛА (а также средства проведения такого анализа и развития созданных моделей);

• концепция системного проектирования и эксплуатации ДЛА, с динамическим формированием многоуровневой многоаспектной модели двигателя и его окружения (технологического и т. п.), с передачей границ области поиска решения и критериев оптимизации в нижележащие уровни, с определением вероятности выигрыша отдельных структурных вариантов;

• сформированные алгоритмы выполнения обобщенных проектно-доводочных процедур и их реализация в виде универсальной управляющей программы - решателя (процессора), обрабатывающего многоуровневую многоаспектную модель двигателя (дерево проекта);

и разработанная система поддержки принятия проектных решений при формировании модели ДЛА в виде дерева проекта;

• разработанный метод формирования,

развития и использования математических моделей структурных элементов и их библиотек на разных стадиях создания двигателей ЛА;

• разработанные методы и средства «па-

• разработанная технология накопления,

систематизации и использования (в виде БЗ) опыта разработки и эксплуатации двигателей летательных аппаратов (ракетных, авиационных).

Новая методология базируется на разработанных компонентах САЬ8 и ИЛП-технологий для двигателестроения, наземного использования ГТУ. В их числе - разработанная открытая технология моделирования и автоматизированного проектирования сложных систем и процессов САМСТО. На ее основе разработан ряд систем имитационного моделирования (СИМ) двигателей и установок, их узлов и систем, а также экологических и экономических систем. Их использование позволяет повысить эффективность и качество создаваемых газотурбинных двигателей и тепловых энергетических установок, эффективность их эксплуатации. В новой методологии используются разработанные системы имитационного моделирования (СИМ)

двигателей и установок, их узлов и систем, экологических и экономических систем.

В рамках отработки новой методологии используется газодинамическое моделирование компрессоров, турбин и камер сгорания (КС) ГТД на основе имитационного моделирования и CAE-систем, моделирование переходных процессов в КС ГТД. Так, например, авторы участвуют в выполнении расчетов и проектировании КС с большим ресурсом (более 25000 часов до первого капитального ремонта) и низким уровнем выбросов COX и NOX (менее 10 ppm) для ГТД нового поколения. При этом используются разработанные в НИЛ САПР-Д методики автоматизации (на основе сочетания SCADA и СИМ) контроля и диагностики состояния, автоматизации испытаний ГТД. В частности, методы и средства отладки автоматики включения-выключения форсажа при испытаниях

ТРДДФ (НИР для УМПО).

Разработаны средства для системы менеджмента качества, конструкторского отдела и исследования надежности, бюро диагностики состояния ГТД и ГТУ в эксплуатации (параметрическая диагностика, контроль параметров). Сюда входит методика параметрической диагностики по результатам идентификации, анализа деформации характеристик двигателей и их СЭ (по результатам испытаний и контроля), методы, алгоритмы и средства автоматизации параметрической диагностики состояния ГТД по термогазодинамическим параметрам.

Кроме того, разработан ряд систем имитационного моделирования и CAD/CAE-приложений для конструкторско-технологического проектирования двигателей и энергоустановок

Разработаны также CAD/CAM/CAE-приложения (на основе UG, Ansys и КОМПАС) для конструкторско-технологического проектирования внешней обвязки ГТД, CAD/CAM/CAE-приложение для разработки композиционной лопатки, CAD/CAM/CAE/PDM - приложение

для параллельного проектирования ГТД (в среде UG, Ansys и SmarTeam). CAD-приложение для автоматизированного формирования эскизной компоновки авиационного ГТД.

В разрабатываемой новой методологии реализуются основные процессы в реализации ИЛП АД и ГТУ:

• логистический анализ (ЛА) АД и ГТУ (Logistic Support Analysis), проводимый на всех стадиях ЖЦ;

• планирование процессов технического обслуживания и ремонта (ТОиР) АД и ГТУ (Maintenance and Repair Planning), проводимое на стадии проектирования и уточняемое в процессе производства и эксплуатации АД и ГТУ;

• интегрированное планирование процедур поддержки материально-технического обеспечения (МТО) процессов эксплуатации, обслуживания и ремонта АД и ГТУ (Integrated Supply Support Procedures Planning), проводимое на стадии проектирования и уточняемое в процессе их производства и эксплуатации;

• обеспечение персонала электронной эксплуатационной документацией (ЭЭД) и электронной ремонтной документацией (ЭРД) на АД и ГТУ (Electronic Maintenance Documentation, Electronic Repair Documentation), проводимое на стадии проектирования и реализуемое в процессе производства конкретных экземпляров (партий) АД и ГТУ.

Разработанная инструментальная среда функционально разделена на две части: среда создания и редактирования ИЭТР; среда электронной системы отображения (ЭСО).

Основной формой представления данных, хранящихся в БД ИЭТР, является древовидная структура информационных элементов, гипертекст, анимационные схемы систем, электронные чертежи (с автоматизированными сносками), фото- и видеофрагменты.

Предусмотрены связи с другими компонентами ИЛП (ИДИС, диагностика, электронный каталог). Отработка новой методологии в НИЛ САПР-Д проведена при выполнении ряда НИОКР (по созданию ИЭТР для УМПО, по определению и изучению характеристик лопаточных машин и других элементов ГТД, по пара-

Вооруженный сформированной концепцией автоматизации и организации системной разработки двигателей и энергоустановок, имея ряд собственных программных средств (САМСТО, DVIG, COMPRESSOR, KAMERA, STUPENY, TURBINA, OSS и др.) и лицензии на CAD/CAM Cimatron, PDM и Workflow SmarTeam (предос-тавлнные фирмой Би-Питрон), CONCEPT Nrec, доступ к продуктам фирм MSC (NASTRAN), ANSYS CFX, FlowVision, EDS (Unigraphics, TeamCenter), SCADA (NI LabView) научный коллектив НИЛ САПР-Д активно работает над реализацией этой концепции и внедрением ее в промышленности и в учебном процессе.

Таким же активным ученым и организатором в области моделирования, автоматизированного проектирования, экспериментального изучения процессов в двигателях внутреннего сгорания был заведующий кафедрой ДВС, про-р ектор УАИ по научной работе Борис Петрович Рудой. Он известен как крупный ученый в области нестационарной газодинамики, созданная им система имитационного моделирования ДВС

В настоящее время научные школы, созданные в УГАТУ (УАИ) З. Г. Шайхутдиновым, А. М. Ахмедзяновым, Б. П. Рудым, А. М. Русаком успешно развиваются в рамках факультета авиационных двигателей, входящих в него кафедр и НИЛ САПР-Д. За прошедший период

получены существенные научные и научнотехнические результаты, отраженные в многочисленных монографиях и учебниках, широко внедренные в промышленности.

Так, например, разработаны основные аспекты методологии проектирования системы управления РДТТ с комбинированной системой управления и многократным включением.

Разработаны компоненты компьютерной технологии, обеспечивающей системную (в рамках надсистемы - ЛА, другого транспортного средства, энергетической или технологической установки) автоматизированную разработку и эксплуатацию двигателей (ракетных, авиационных) и энергоустановок с использованием САБ/САМ/САЕ/РБМ-систем, при котором

структура и содержание многоуровневой и многоаспектной имитационной модели изделия (дерево проекта) на основе объектного подхода динамически формируется при поддержке СППР в процессе оптимального проектирования, изготовления и доводки.

Разработаны методы конверсии авиационных ГТД для различных областей наземного применения.

В промышленных масштабах ведется разработка экологичных высокоэффективных камер сгорания для модернизации газотурбинных установок в ГАЗПРОМ. Разработаны методология создания и конкретные образцы новых ДВС и ЭУ на их основе. Разработаны средства утилизации энергии в трубопровопроводном транспорте (турбодетандеры, вихревые трубы).

Результаты проводимых научных исследований позволяют успешно развивать подготовку кадров для промышленности - инженеров, бакалавров, магистров, а также подготовку кандидатов и докторов технических наук для вузов, академических и отраслевых НИИ.

Гузаиров Мурат Бакеевич, ректор УГАТУ, проф. каф. вычислительн. техники и защиты информации. Дипл. инженер-электромеханик (УАИ, 1973). Д-р техн. наук по управлению в соц. и эконом. системах. Иссл. в обл. системн. анализа, управления в соц. и эконом. системах.

Кривошеев Игорь Александрович, декан факультета авиац. двигателей, проф., науч. рук. НИЛ САПР-Д. Дипл. инженер-механик (УГАТУ, 1976). Д-р техн. наук по тепл. двигателям летательн. аппаратов (2000). Иссл. в обл. инф. техн. в двигателе-строении.

В состав университетского учебно-научного комплекса входит 7 факультетов.

8 корпусов университета и новый 9-й располагаются в квартале, ограниченном улицами Маркса, Коммунистической, Пушкина и Верхнеторговой площадью. 10-й корпус располагается в студенческом городке УГАТУ. 11-й корпус находится на улице Аксакова на расстоянии 1-го километра от 9-ти основных корпусов, в нём располагается Учебный военный центр, Военная кафедра и кафедра пожарной безопасности.

Подготовка специалистов осуществляется по 61 специальности и 25 направлениям в областях:

  • авиационной и ракетно-космической техники
  • автоматики и управления
  • машиностроения и металлообработки
  • приборостроения
  • электронной техники
  • радиотехники и связи
  • электромеханики
  • электроэнергетики
  • прикладной математики
  • информационной и вычислительной техники
  • экономики и управления
  • безопасности жизнедеятельности.

За последние 5 лет открыто 20 новых специальностей и направлений.

На территории университета находятся 8 учебных корпусов и идёт строительство девятого, также в студенческом городке функционирует десятый корпус УГАТУ. Кроме того, на территории УГАТУ расположен подшефный Лицей № 153 физико-математического направления.

Студенческий городок Университета включает в себя:

  • 10 многоэтажных корпусов общежитий, в которых проживают более трёх тысяч студентов
  • гостиница университета
  • комплекс предприятий бытового обслуживания
  • почта
  • сбербанк
  • санаторий-профилакторий
  • читальные залы
  • комнаты для учебных занятий и отдыха
  • вычислительный центр
  • столовая, буфеты, студенческое кафе
  • клубы
  • спортивные залы и открытые спортплощадки.

История университета

Официальная история вуза восходит к 1932 году. Тогда был основан Рыбинский авиационный институт, базой которого стал филиал Новочеркасского авиационного института, открытый в Рыбинске в конце 20-х годов прошлого века [4] .

Осенью 1941 года Рыбинский авиационный институт был эвакуирован в Уфу и в 1942 году переименован в Уфимский авиационный институт имени Серго Орджоникидзе [5] . (В 1955 году институт в Рыбинске возродился под именем рыбинской авиационно-технической академии (РГАТА))

В 1982 году за заслуги в подготовке квалифицированных специалистов и развитии научных исследований вуз был награждён орденом Ленина [6]

В 1992 году УАИ получил статус технического университета [7] .

  1. 1932—1933 — Фрейман С. А.
  2. 1933—1935 — Душинов Н. И.
  3. 1935—1936 — Гординский З. Г.
  4. 1936—1939 — Гогосов Владимир Антонович
  5. 1939—1942 — Емелин Иван Павлович
  6. 1942—1944 — Гусаров Александр Филиппович
  7. 1944—1961 — Емелин Иван Павлович (второй раз)
  8. 1961—1992 — Мавлютов Рыфат Рахматуллович
  9. 1992—2003 — Кусимов Салават Тагирович
  10. 2003 — н. в. — Гузаиров Мурат Бакеевич

Научная деятельность университета

Опыт мирового развития свидетельствует о появлении нового типа экономики — экономики, основанной на знаниях. В УГАТУ делают ставку на инновации.

Сегодня в вузе создан учебно-научный инновационный комплекс (УНИК), в котором не только решается проблема установления тесных связей между всеми участниками инновационной деятельности, но и обеспечивается повышение их роли в социально-экономическом, технологическом, образовательном и культурном развитии Башкортостана. В УНИК реализуется полный цикл инновационного процесса — от фундаментальных научных исследований до готового, востребованного потребителем продукта.

Тесные творческие контакты УГАТУ с академическими и отраслевыми научными структурами способствуют эффективному проведению совместных научных исследований, широкому привлечению научных кадров Российской Академии наук к организации и проведению учебного процесса. Университет интенсивно развивает международные связи и является участником ряда международных образовательных и научных программ. Налажены тесные творческие контакты с известными университетами Германии, Франции, Дании, Великобритании, США, Китая, Турции, Португалии, Швеции, Японии [2] . Совместные образовательные программы поддерживаются российскими и международными грантами и способствуют развитию творческого сотрудничества вузов-участников.

В университете широко используются инновационные технологии в образовании [2] , воспитываются студенты, не получающие знания, а добывающие их. Творческие способности выпускников вузов сейчас не менее важны, чем их теоретические знания, и высоко ценятся на современном рынке труда. Поэтому раскрытие потенциальных возможностей студентов, их созидательных способностей в вузе считают одной из главных задач образования.

Только за последние 2 года более 100 студенческих работ награждены дипломами и более 30 — удостоены медалей Минобрнауки России [2] .

  • проводить мониторингокружающей среды
  • анализировать параметры добычи полезных ископаемых
  • отслеживать лесные пожары и пожары среднего масштаба
  • наблюдать за речнымипаводками
  • отслеживать температурныеаномалии, химические выбросы в атмосферу и аварийные разливы нефти. [10][11]

Студенты Университета также станут непосредственными участниками космической программы. [10]

Тем самым началась космическая эра УГАТУ.

Факультеты и кафедры

  • Факультет авиационных двигателей (ФАД) (*)
    • Кафедра авиационных двигателей
    • Кафедра прикладной гидромеханики
    • Кафедра сопротивления материалов
    • Кафедра теоретической механики
    • Кафедра энергетических установок
    • Кафедра двигателей внутреннего сгорания
    • Кафедра теории авиационных и ракетных двигателей
    • Кафедра авиационной теплоэнергетики и теплотехники
  • Факультет авиационно-технологических систем (ФАТС) (*)
    • Кафедра метрологии, стандартизации и сертификации
    • Кафедра автоматизации технологических процессов (бывшая — Кафедра автоматизированных технологических систем)
    • Кафедра мехатронных станочных систем (бывшая — Кафедра автоматизированных технологических систем)
    • Кафедра технологии машиностроения
    • Кафедра нанотехнологий
    • Кафедра основ конструирования механизмов и машин
    • Кафедра начертательной геометрии и черчения
    • Кафедра машин и технологии обработки металлов давлением
    • Кафедра машин и технологии литейного производства
    • Кафедра оборудования и технологии сварочного производства
    • Кафедра материаловедения и физики металлов (бывшая — Кафедра общей технологии и металловедения)
  • Факультет авиационного приборостроения (ФАП)
    • Кафедра авиационного приборостроения
    • Кафедра информационно-измерительной техники (*)
    • Кафедра промышленной электроники
    • Кафедра телекоммуникационных систем
    • Кафедра теоретических основ электротехники (*)
    • Кафедра электромеханики (*)
    • Кафедра электрооборудования летательных аппаратов и наземного транспорта
  • Факультет информатики и робототехники (ФИРТ)
    • Кафедра финансы, денежное обращение и экономическая безопасность (*)
    • Кафедра геоинформационных систем
    • Кафедра проектирования средств информатики
    • Кафедра вычислительной математики и кибернетики (*)
    • Кафедра автоматизированных систем управления (*)
    • Кафедра технической кибернетики
    • Кафедра вычислительной техники и защиты информации
    • Кафедра информатики
    • Кафедра региональной экономики
  • Институт экономики и управления (ИНЭК) (бывший — Факультет экономики, менеджмента и финансов (ФЭМФ))
    • Кафедра финансов и экономического анализа (*)
    • Кафедра менеджмента и маркетинга
    • Кафедра экономики и управления производством
    • Кафедра экономики предпринимательства
    • Кафедра экономической информатики
    • Кафедра налогов и налогообложения
    • Кафедра социологии и социальных технологий
    • Кафедра экономической теории
  • Общенаучный факультет (ОНФ)
    • Кафедра математики
    • Кафедра высокопроизводительных вычислительных технологий и систем
    • Кафедра специальных глав математики
    • Кафедра компьютерной математики
    • Кафедра общей физики
    • Кафедра общей химии
    • Кафедра языковой коммуникации и психолингвистики
    • Кафедра философии
    • Кафедра истории Отечества и культурологии
  • Факультет защиты в чрезвычайных ситуациях (ФЗЧС)
    • Кафедра безопасности производства и промышленной экологии
    • Кафедра пожарной безопасности

Кроме того, работает вечерний факультет при УМПО.

Филиалы

  • Ишимбайский в г. Ишимбае (крупнейший)
  • Стерлитамакский в г. Стерлитамаке
  • Нефтекамский в г. Нефтекамске
  • Белорецкий в г. Белорецке
  • Туймазинский в г. Туймазы
  • Кумертауский в г. Кумертау

Уральский портал об авиации

В продолжение записи о БАЛовском Ту-134, покажу что ещё стоит на учебной площадке авиационного университета.
Если я правильно понял, то здесь представлена военная техника с "газовки", которая была на ул. Софьи Перовской.


Здесь есть несколько Ми-8 в разных состояниях





Кабина одного из них очень хорошо сохранилась. В том же состоянии, в котором была 12 лет назад, когда мы учились на военной кафедре.


МиГ-23 тоже не в единственном экземпляре.



На МиГ-23, пришедшем на смену МиГ-21, стала применяться изменяемая стреловидность крыла для разных режимов полёта




Из экспонатов имеется также рабочая лошадка пилотажной группы "Русские витязи"-Су-27 Фланкер


Силовые установки АЛ-31Ф, установленные на нем, родом из Уфы. Кстати, рекомендую интересующимся, увлекательный репортаж с уфимского моторостроительного предприятия по ссылке.


Один АЛ-31Ф (и не только он) стоит в музее авиадвигателей в авиационном университете. Обязательно сделаю фотоотчет по этому музею, там есть что посмотреть


Хотелось бы чтобы военная техника во всем мире использовалась только в целях сдерживания противника



Данный борт покрашен мимикрирующим покрытием, изменяющимся под окружающую обстановку. В данном случае можем наблюдать маскировку под небо)


В первый раз видел эту машину. Солиден и красив, скажу я вам!



На этом у меня сегодня всё. До новых встреч!

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.