Учение о сознании шпора


В эту шпаргалку по философии входят лекции, отвечающие на следующие вопросы:

1. Предмет философии. Специфика философского знания.
2. Мировоззренческое содержание философии. Философия, мировоззрение, медицина.
3. Научное содержание философии. Философия, наука, медицина.
4. Проблемы философии, их роль в медицине,
5. Функции философии в культуре общества, медицине, личности врача.
6. Становление философии в цивилизациях Древней Индии и Древнего Китая: специфика, достижения, современное значение.
7. Классические философские системы античности (Платон, Аристотель): достижения, современное значение.
8. Натурфилософия и антропологические учения античной философии: достижения, современное значение.
9. Средневековая философия: специфика, основные учения, достижения, значение в культуре и медицине.
10. Философия эпохи Возрождения: специфика, учения, значение в культуре и медицине.
11. Эмпирическая западноевропейская философия 17 - нач. 18 в.: учения, достижения, значение в культуре и медицине.
12. Рационалистическая западноевропейская философия 17 - нач. 18 в.: учения, достижения, значение в культуре и медицине.
13. Немецкая классическая философия: специфика, достижения, значение в культуре и медицине.
14. Неклассическая философия 19 вв. специфика, учения, значение в культуре и медицине.
15. Зарубежной философии 20 в.: основные направления, достижения, значение в культуре и медицине.
16. Русская философия: специфика, основные учения, значение в культуре и медицине.
17. Проблема бытия и его атрибутов в философии: содержание, место в структуре философского знания.
18. Философская, научная, религиозная модели бытия: содержание, значение для медицины.
19. Современная философия и наука о составе, типах, строении бытия.
20. Содержание проблемы сознания и парадигмы её решения. Проблема сознания в медицине.
21. Генезис сознания как проблема философии.
22. Содержание проблемы жизни и парадигмы её решения. Проблема жизни и медицина.
23. Аксиологические проблемы понимания жизни и медицина.
24. Диалектика; её исторические формы, принципы и функции, значение для медицины.
25. Развитие как атрибут бытия, основные законы развития. Методологическая роль законов диалектики в медицине.
26. Категории детерминизма: причина и следствие необходимость и случайность, возможность и действительность - их методологическое значение в медицине.
27. Категории состава: сущность и явление, содержание и форма, система и структура - их методологическое значение в медицине.
28. Общество как система бытия. Теоретические модели философского познания общества.
29. Природа и общество: основы взаимодействия. Традиционная и техногенная цивилизации, их влияние на природу.
30. Содержание проблемы человека и парадигмы её исследования. Человек в системе медицинского знания.
31. Сущность и качества человека в контексте современной науки, философии, медицины.
32. Антропогенез как проблема философии и науки.
33. Человек и здоровье: гуманитарный и медицинский аспекты.
34. Культура: проблема сущности и типологии. Человек как творец и творение культуры.
35. Мораль и нравственность в системе культуры общества и личности.
36. Религия и свободомыслие в системе культуры общества и личности.
37. Личность и её ценностные ориентации.
38. Содержание глобальных проблем современной цивилизации. Роль медицины в их решении.
39. Наука в системе культуры общества и личности. Наука и медицина.
40. Познания как система. Творчество в познании и практика.
41. Истина, вера, интуиция в системе познавательной деятельности и в медицине.
42. Чувственное познание: основные формы, функции, роль в медицине.
43. Рациональное познание: основные формы, функции, роль в медицине.
44. Структура научного познания, методы и формы.
45. Биоэтика и философско-этические проблемы в медицине.
46. Философско-методологические основания медицины.
47. Человек как биосистема и проблема здоровья в техногенной цивилизации.


48. Научные революции и смена типов рациональности.
49. Социальная философия об экономической системе общества: содержание, функции.
50. Социальная философия о социальной системе общества: содержание, функции.
51. Социальная философия о политической системе общества: содержание, функции.
52. Социальная философия об идеационной системе общества: содержание, функции.
53. Общественная динамика: общественный прогресс и его движущие силы.
54. Любовь и творчество в жизнедеятельности человека.

(2) Позитивизм и его разновидности

Именно умственное безначалие является основанием великого политического и нравственного кризиса современных обществ. Действительно, величайшее зло состоит в глубоком несогласии, существующем в настоящее время между умами относительно всех основных начал, твердость, и определенность которых есть первое условие истинного общественного порядка. До тех пор, пока отдельные умы не примут единогласно известного числа идей, способных образовать общую социальную доктрину, народы, несмотря на всевозможные политические паллиативы, необходимо останутся в революционном состоянии, допускающем только временные учреждения.

По утверждению Конта, взгляд на общее умственное развитие человечества, результатом которого является позитивизм, свидетельствует о том, что существует основной исторический закон (составляющий открытие Конта, по мнению его самого и всех его последователей).

Согласно этому закону, каждое из наших главных понятий, каждая отрасль наших познаний проходит последовательно через три различных теоретических состояния: состояние теологическое, или состояние вымысла; состояние метафизическое, или абстрактное; состояние научное, или положительное.

Для позитивизма в соответствии с его же принципом не существует других настоящих наук, кроме естествознания, изучающего явления внешнего мира.

Если вдуматься в суть позитивизма во всех его разновидностях, то следует сказать: это реальность развития философской мысли. В какой-то степени это форма выражения определенной неудовлетворенности традиционными классическими философскими системами, зауженное видение лишь отвлеченности от реального процесса научного знания, прежде всего точного, математизированного естествознания. Позитивистские устремления выражают попытку усилить опору на достижения науки, доходя до их отождествления. Словом, эта тенденция усиления связи философии и конкретных наук каждый раз и у всех позитивистов постоянно абсолютизируется, начиная с позитивизма О. Конта. Слабая сторона позитивизма во всех его формах связана с подменой собственно-философского предмета и метода конкретно-научными предметом и методом. Это направление, хотя и называется по самому смыслу слова положительным, но содержит в себе немало отрицательных моментов. Позитивизм, начиная уже с Конта, отрицает почти все предшествующее развитие философии и по существу настаивает на тождестве философии и науки, а это непродуктивно. Философия по самой своей сути является самостоятельной областью знания, опирающейся на весь массив культуры, в том числе и на естествознание, и на общественные науки, и на искусство, и на житейский опыт человечества.

Позитивизм, неопозитивизм и постпозитивизм Позитивизм(лат. positivus — положительный) в качестве главной проблемы рассматривает вопрос о взаимоотношении философии и науки. Главный тезис позитивизма состоит в том, что подлинное (положительное) знание о действительности может быть получено только лишь конкретными, специальными науками. Основателем позитивистской философии является Огюст Конт(1798- .

(3) Учение марксизма о природе и материи

Психическая деятельность человека.Учение И.П. Павлова.Высшая нервная деятельность при психических заболеваниях. Психическая деятельность человека.Учение И.П. Павлова.Высшая нервная деятельность при психических заболеваниях. Современное учение о высшей нервной деятельности создано И.П. Павловым, который творчески развил и экспериментально обосновал идеи И.М. Сеченова. И.М. Сеченов в труде «Рефлексы .

Универсальные гегелевские принципы движения и развития, реализующие себя через внутренние противоречия, были применены Марксом к материальным системам. И если у Гегеля весь мир предстал как саморазвитие понятий и самореализация Абсолютного Духа, то у Маркса развитие материального мира постигается, отражается в изменяющихся понятиях. Значение материалистической диалектики, по мнению Маркса, заключается в том, что она дает возможность свободно ориентироваться в фактическом материале. Специфика любого проявления существующего постигается в истории его развития. Именно материальное основание дает возможность проявиться во всей полноте диалектике, ибо она не допускает существования окончательной завершенности, абсолюта, самодостаточности. Перестает быть косной природа, она освобождается от повторяющихся круговоротов (сохраняя вместе с тем способность к цикличности в развитии), исчезают общественные организации как “венец и цель прогресса” (Гегель), процесс познания уже не характеризуется бесспорными эталонными истинами, независимыми от человека. Изменяется бесконечно мир и существующие в нем разумные существа, изменяется и сам процесс познания и его результаты, которые проверяются практически в ходе преобразования мира человеком.

Маркс стремился создать принципиально новое целостное учение о мироздании, материалистическое в своей основе и диалектическое по особенностям развития. Но философия, как система взглядов, отражающих отношение человека к миру, и как всеобщие принципы существования природы, общества и мышления, для решения этой задачи была чрезвычайно важна, но недостаточна. Маркс довольно рано осознал, что поставленная им цель усилиями одного человека не может быть достигнута.

1. Эволюция теории познания деятельности человека На протяжении тысячелетий своего существования философия постоянно ставила и решала на основе знаний своего времени проблемы происхождения сознания, и сущности сознания, о его особенностях, о значении сознания в жизни общества и каждого отдельного человека. Теорию познания (или гносеологию) в общем виде можно определить - как раздел философии, в .

Так Маркс значительно расширил и развил сферу действия главного положения материализма. Материализм был распространен на область общественных явлений, общественной жизни. Практическая деятельность людей — преобразование природного мира (производство) и преобразование людьми самих себя — является основой изменений в духовном творчестве, культуре, искусстве, философии и т. д. Это глобальное философское обобщение. Оно утверждается в масштабе всей всемирной истории, для всех времен и народов. Бытие людей, практика рассматриваются здесь как явление всемирно историческое. Соответственно духовная культура, творчество, сознание общества берутся в объе­ме общечеловеческом.

(4) Учение марксизма о сознании

Контрольная работа Толерантность как условие существования объектов культурного мира в глобальном обществе Содержание 1. Понятие толерантных норм культурного мира . Толерантность и принцип межэтнических отношений в глобальном обществе . Современные Европейские традиции толерантности Литература 1. Понятие толерантных норм культурного мира Формирование стратегии бытия человека в условиях .

(5) Учение марксизма о познании

Материалистический принцип практики в марксисткой философии играет основную роль: учение о познании.

Марксистская философия исходит из признания практики к основополагающего фактора в процессе познания. Основополагающую роль практики проявляется, прежде всего в том, что действительное субъективное познание выступает общество на определенной ступени развития, а под объектом (в широком смысле) тот фрагмент действительности, который так или иначе включает в сферу общественной деятельности.

Отсюда общественно-историческая характеристика познания.

С точки зрения марксисткой философии практика выполняет основополагающие функции:

1.Практика основа познания и источник знаний, в процессе общественно-исторической практике создаются те предметы труда, в процессе многообразия практической деятельности появляется та исходная эмпирическая информация, на которую возникает теоретическое знание.

2.Практика – есть цель познания, познание действительности, в конечном счете, осуществляется в интересах практической деятельности с целью увеличения практической деятельности. Познание (научного, художественного, философского) с практической не следует понимать прямолинейно. Эта связь может быть опосредованной, когда влияние знания оказывается на человека.

3.Практика – есть объективный критерий истинного знания. Признание многообразия, какого либо истинного знания (индивидуальный опыт, логические и теоретические способы оценки знаний).

Однако, в качестве объективного независящего по своим результатам от воли, сознаний людей, критерием истины является общественно-историческая практика – наиболее масштабные его виды.

(6) Учение марксизма о диалектике

Теоретическими источниками диалектико-материалистической философии Маркса является немецкая классическая философия, английская классическая политическая экономия и французский утопический социализм. Непосредственными предшественниками, оказавшими наиболее сильное влияние на их философские взгляды, были Гегель и Фейербах.

Диалектические идеи Гегеля в переработанном виде послужили философским источникам формирования материалистической диалектики. В своей критике идеалистических воззрений Гегеля основоположники марксизма опирались на всю материалистическую традицию, и, прежде всего на материализм Фейербаха. Диалектический материализм и есть результат коренной творческой переработки того и другого на основе нового осмысления социальной и природной реальности. Диалектический материализм — философское направление, изучающее наиболее общие закономерности и сущность бытия, отношение человека к миру и исторические изменения этого отношения в процессе предметно- практической и духовно-теоретической деятельности.

- нарушения поведения. Выделяют количественные изменения и извращения влече­ний. Гипербулия – общее повышение воли и влечений, затрагивающее все основные влечения человека. - увеличение аппети­та - гиперсексуальность… . Одновременное повышение влечений и воли, как правило, не позволяет боль­ным совершать очевидно опасные и грубые противоправные действия, сексуальное насилие. Обычно не .

Основными система образующими принципами диалектического материализма являются: 1) принцип единства и целостности бытия как развивающейся универсальной системы, включающей в себя все проявления, все формы действительности от объективной действительности (материя) и до субъективной действительности (мышление); 2) принцип материальности мира, утверждающий, что материя первична по отношению к сознанию, отражается в нем и определяет его содержание; 3) принцип познаваемости мира, исходящий из того, что окружающий мир познаваем и мерой его познанности, определяющей степень соответствия наших знаний объективной реальности, является общественно- производственная практика; 4) принцип развития, обобщающий исторический опыт человечества, достижения естественных, общественных и технических наук и на этой основе утверждающий, то все явления в мире и мир в целом находятся в непрерывном, постоянном, диалектическом развитии, источник которого — возникновение и разрешение внутренних противоречий, ведущие к отрицанию одних состояний и образованию принципиально других новых качественных явлений и принципов; 5) принцип преобразования мира, согласно которому историческая цель развитие общества состоит в достижении свобод, обеспечивающей всестороннее гармоническое развитие каждой личности, в раскрытии всех ее творческих способностей на основе коренного преобразования общества и достижения социальной справедливости и равноправия членов общества; 6) принцип партийности философии, устанавливающий наличие сложной объективной связи между философскими концепциями и мировоззрением человечества с одной стороны и социальной структурой общества — с другой стороны. Итак, Маркс на основе обобщения опыта революционной борьбы пролетариата данных наук вскрыли диалектико-материалистический характер развития не только природы, но и человеческого общества.

(9) Волюнтаризм Шопенгауэра

Одной из самых ярких фигур иррационализма является Артур Шопенгауэр.

Шопенгауэр не просто уменьшил роль разума за счет эмоций и, главное, абсолютизирование понимаемой им воли, он оспорил само понятие разума как области осознанной ментальной деятельности человеческого сознания, введя в него бессознательно-иррациональные моменты.

Мир, по Шопенгауэру, нелеп, а вся история мира — это история бессмысленной флуктуации волевых искр, когда воля вынуждена пожирать самое себя, так как, кроме нее, ничего нет и она к тому же — голодная и жестокая, постоянно ткущая паутину страдания. Отсюда травля, боязнь и страдание. Точно так же и буддизм провозглашает земное бытие в психофизической оболочке человеческой личности неискоренимым страданием.

(10) Философия жизни Ницше

Фридрих Ницше — немецкий философ и филолог, яркий проповедник индивидуализма, волюнтаризма и иррационализма.

Центральным понятием у Ницше является идея жизни. Он родоначальник направления, именуемого философией жизни. В человеке он подчеркивал принцип телесности и вообще биологическое организменное начало. Интеллект же есть лишь высший слой, необходимый для сохранения организменных образований, в первую очередь инстинктов. По Ницше, интеллект не познает, а схематизирует мир в той мере, в какой это нужно для практической потребности. Мышление — метафорично, что в наибольшей степени связывает нас с реальностью. Каждый человек по-своему конструирует мир, исходя из своих индивидуальных особенностей: у каждого в голове — своя индивидуальная мифология в условиях его стадного бытия.

Теория познания в ее классическом смысле не была предметом особого внимания мыслителя. А некоторые его высказывания по этим вопросам проникнуты субъективизмом и агностицизмом.

Ницше отвергает принципы демократии и исторического прогресса: он противопоставляет ему любовь к судьбе; он отвергает также идеи равенства и справедливости как разлагающие цельность человеческой природы.

(11) Основные идеи немецкого экзистенциализма

Мартин Хайдеггер — немецкий философ-экзистенциалист. Наиболее крупные представители экзистенциализма в Германии были М. Хайдеггер, К. Ясперс.

Экзистенциализм — это философия существования, одно из самых модных философских течений в середине XX в., явившее собой самое непосредственное выражение современности, ее затерянности, ее безысходности… Экзистенциальная философия выражает общее чувство времени: чувство упадка, бессмысленности и безысходности всего происходящего… Экзистенциальная философия — это философия радикальной конечности.

Согласно экзистенциализму, задача философии — заниматься не столько науками в их классическом рационалистическом выражении, сколько вопросами сугубо индивидуально-человеческого бытия. Человек помимо своей воли заброшен в этот мир, в свою судьбу и живет в чужом для себя мире. Его бытие окружено со всех сторон какими-то таинственными знаками, символами. Для чего живет человек? В чем смысл его жизни? Каково место человека в мире? Каков выбор им своего жизненного пути? Это действительно очень важные вопросы, которые не могут не волновать людей. Экзистенциалисты исходят из единичного человеческого существования, которое характеризуется комплексом отрицательных эмоций — озабоченность, страх, сознание приближающегося конца своего бытия. При рассмотрении всех этих и других проблем представители экзистенциализма высказали немало глубоких и тонких наблюдений и соображений.

В своих ранних работах Хайдеггер стремился выстроить философскую систему, то впоследствии он провозгласил невозможность рационального постижения бытия. В более поздних работах Хайдеггер, пытаясь преодолеть субъективизм и психологизм своей позиции, выдвинул на первый план бытие как таковое.

Карл Ясперс — выдающийся немецкий, философ, психолог и психиатр, один из основателей экзистенциализма.

Философствованию свойственна жизненность экзистенциального высветления проблем бегущего времени: только философствование дает нам шанс как-то осмыслить наполненное бедственностью и неизбывной заботой наше существование.

Экзистенция составляет бытийное ядро личности. Экзистенция с особой силой открывается человеку в пограничных ситуациях: в состоянии тяжкого страдания, смертельной болезни, острого ощущения вины и т.п. В эти моменты человек остро испытывает чувство тревоги, осознание хрупкости и конечности своего существования.

Трудам Ясперса свойственны идеи глубокого гуманизма и озабоченность: как спасти человечество от тоталитаризма — этой главной опасности XX в., ввергающей людей в кровавые революции и истребительные войны.

(12) Основные идеи фран. экзистенциализма

Наиболее крупные представители экзистенциализма во Франции были Г.О. Марсель, Ж-П. Сартр, А. Камю.

В своих философских суждениях Сартр отталкивался от идей Р. Декарта, С. Кьеркегора, 3. Фрейда, Э. Гуссерля.

Для политических воззрений Сартра характерно смешение не смешиваемого: позиций гуманизма, демократизма и левого экзистенциализма. Неудачна и его попытка синтеза марксизма и экзистенциализма.

Влияние Сартра основывается на этой гибкости и многосторонности творчества. Он вывел экзистенциализм философии, он соединил его общие черты с литературой — в той мере, в какой можно говорить о единстве французского экзистенциализма в основном вопросе, есть ли еще сверх существования трансцендентность, воздействующая на область экзистенциального и дающая ей смысл.

Сартр отвечает на этот вопрос отрицательно. Для него, как для Кьеркегора и Хайдеггера, человеческому существованию принадлежит страх, неуверенность в будущем, всеобщая бессмысленность жизни.

Однако свобода должна быть принимаема в одиноком героизме, без переклички с другими, без помощи, без метания по сторонам в поисках средств спасения, освобождающих оправданий.

Все вновь из нашего наличного бытия возникает наше человеческое бытие, и именно это имеется в виду, когда экзистенциализм атеиста Сартра требует, чтобы за ним признали достоинства и долг гуманизма.

СЧАСТЬЕ ЕСТЬ! Философия. Мудрость. Книги.

второе высшее образование "психология" в формате MBA
предмет: Общая психология
Конспект лекций (2011)
Читает: Пальм Галина Аркадьевна
Лекция №1 (1-2)

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Структура курса
РАЗДЕЛ I.ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОЛОГИЮ
РАЗДЕЛ ІІ. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ЕЕ ВНУТРЕННЕЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ
РАЗДЕЛ ІІІ. ПСИХОЛОГИЯ ПОЗНАНИЯ

1.1. Донаучная психология как учение о душе.
1.2. Психология – наука о сознании.
1.3. Поведение как предмет психологии.
1.4. Психика как отражение.

Psyche - душа, logos -учение (гр),т.е. психология - наука о душе.

* С появлением человека начинают накапливаться жизненные психологические знания.
* До последней четверти 19 в. донаучная психология как учение о душе развивается в рамках философии.
* В 1879г. в г.Лейпциг Вильгельм Вундт создает первую экспериментальную психологическую лабораторию - возникает научная психология как учение о сознании.
* В 1913 г. в США выходит книга Дж.Уотсона "Психология с точки зрения бихевиориста" - возникает бихевиоризм как психологическая наука о поведении.
* Утверждение в науке материалистических взглядов в ХХ ст. приводит к пониманию психики как отражения, а психология становится наукой о фактах, закономерностях и механизмах психического отражения.

Этапы развития взглядов на предмет в истории психологии :
Донаучная/философская психология: душа
Интроспективная психология: сознание
Гештальтпсихология: целостные структуры сознания и психики
Описательная психология: духовная деятельность человека
Бихевиоризм: поведение
Психоанализ: бессознательное
Гуманистическая психология: личность
Когнитивная психология: познавательные структуры и процессы

Впервые термин “психология” появился в 1732–1734 гг. в работах немецкого философа Христиана Вольфа, который позаимствовал термин “психе” из древних мифов. В греческой мифологии "психе" - это олицетворение души, дыхание. Психе отождествлялось с тем или иным живым существом, с отдельными функциями организма и его частями. Дыхание человека приравнивалось к порыву, ветру, вихрю. Богиню Психею изображали в виде бабочки или девушки с крыльями. Апулей создал поэтическую сказку о путешествиях человеческой души, которая желает слиться с любовью. Амур (Эрот), сын Зевса и Афродиты, полюбил земную женщину - Психею. Но Психея нарушила запрет никогда не видеть лица своего загадочного любимого. Ночью она зажгла свечу и увидела юного бога, но капля гарячего масла упала ему на кожу, и он исчез. Чтобы вернуть к себе любимого, Психея была вынуждена пройти много испытаний, которые создавала для нее Афродита, даже спуститься в ад за живой водой. Амур обратился за помощью к отцу. Зевс подарил Психее бессмертие, и влюбленные были объединены вместе навсегда. Этот миф стал классическим примером высокой любви, реализации человеческой души. Поэтому Психея - смертная, которая получила бессмертие, стала символом души, которая ищет свой идеал.

Древнегреческие философы решали вопрос о душе в зависимости от того, чему отдавалось предпочтение: материализму или идеализму. Сущность разногласий можно выразить формулами:
а) 1+1=1 (душа и тело едины, монизм)
б) 1+1-2 (душа и тело - две разные сущности, дуализм)

Демокрит (5 в.до н.э.) разрабатывал материалистическое учение о душе. Он считал, что душа материальна , и состоит из наиболее мелких, круглых, гладких, необычайно подвижных атомов, рассеянных по всему организму и подобным атомам огня. Когда мелкие части проникают в большие, они, вследствие того, что по своей природе никогда не бывают в спокойствии, двигают тело, становясь его душой.

Платон (427-347 гг. до н.э.) считал, что душа - это самостоятельная субстанция , которая существует рядом с телом и независима от него. Душа и тело находятся в сложных отношениях. По своему божественному происхождению душа призвана руководить телом, направлять жизнь человека. Но иногда тело берет душу в свои оковы. Тело руководствуется разными желаниями и страстями. Оно беспокоится о еде, поддается искушениям, страхам, недугам. Войны и ссоры происходят из-за потребностей тела. Оно также мешает чистому познанию.

Аристотель (348-322 гг. до н.э.) создал трактат "О душе" - первое специальное психологичсекое произведение, которое на протяжении многих столетий остается главным пособием по психологии. Аристотель отрицал взгляд на душу как на вещь. В то же время не считал возможным рассматривать душу в отрыве от материи. Для определения души использовал сложную философскую категорию энтелехия , что означает "осуществленность чего-либо". "Если бы глаз был живым существом - то душой его было бы зрение", - писал Аристотель. Душа - функция тела , которая позволяет живому существу реализовать себя.


Рене Декарт (1596-1650гг) приходит к выводу о существенной разнице между душой и телом, которая состоит в том, что тело по своей природе всегда делимо, тогда как дух совершенно неделим. Душа и тело - две абсолютно противоположные субстанции , каждая их которых не требует для своего существования ничего, кроме себя самой. Существуют чисто материальные вещи - вся природа, включая человека, и вещь, или субстанция, вся сущность которой состоит в одном мышлении, - это душа. Собственные проявления души - желание и воля, они не имеют отношения к чему-либо материальному. Метафизические гипотезы и опыт наблюдения вступили в учении Декарта в противоречия. Он вводит понятия "животных духов" , которые руководят движением, понятие рефлекса.

В 1879 г. Вильгельм Вундт в Лейпциге открывает первую экспериментальную психологическую лабораторию - это считается рождением психологии как самостоятельной науки.

Основные задачи психологии сознания:
1. Описать свойства сознания.
2. Выявить простейшие элементы сознания.
3. Найти законы соединения этих элементов в более сложные явления.

Особенности сознания, выявленные в рамках первой научной психологии:
(Свойства сознания Вундта):

1) Сознание разнообразно. Необычайная разнообразность содержания поля сознания: зрительные образы, слуховые впечатления, эмоциональные состояния, мысли, воспоминания, желания - все это могло находится там одновременно.

2) Неоднородность поля - четко выделяется центральная область , особенно ясная и выразительная, это "поле внимания", или " фокус сознания ". За ее границами находится область, содержания которой невыразительны - " периферия сознания ".

3) Содержания сознания, которые заполняют обе области, находятся в постоянном движении. Движение сознания, беспрерывную смену его содержания и состояний У.Джеймс отобразил в понятии " поток сознания ". Поток сознания невозможно остановить, каждое прошлое состояние сознания не повторяется. Поток сознания - перемещение содержания из периферии в фокус.

4) Все процессы сознания делятся на 2 группы:
1) Произвольные процессы (организуются и направляются субъектом, мы можем ими управлять)
2) Непроизвольные процессы (происходят сами по себе)

5) Сознание ритмично по своей природе.

6) Человеческое сознание способно почти безгранично насыщаться определенным смыслом, если он активно соединяется в более большие единицы. Процессы такой организации В.Вундт назвал "актами апперцепции"

Простейшими элементами сознания Вундт объявил отдельные впечатления, или ощущения.

Основная единица сознания - ощущения (отдельные свойства предметов)

Каждое ощущение имеет:
качество,
интенсивность,
длительность (протяженность),
пространственную протяженность (есть у зрительного, но нет у слухового ощущения)

Ощущения с описанными особенностями - объективные элементы сознания. Но есть еще субъективные элементы, или чувства.

Вундт предложил 3 пары субъективных элементов - элементарных чувств:
-удовольствие-неудовольствие
-возбуждение-успокоение
-напряжение-разрядка

Эти пары - независимые оси трехмерного пространства всей эмоциональной сферы. Все внутренние переживания состоят из соединения этих элементов:
-радость=удовольствие+возбуждение;
-надежда=удовольствие+напряжение
-страх=неудовольствие+напряжение

Соединение простых элементов сознания происходит по закону ассоциации: если два впечатления появляются в сознании одновременно или непосредственно друг за другом, между ними устанавливается ассоциативная связь и в дальнейшем появление одного элемента в сознании по ассоциации вызывает появление другого.

Идейный отец метода Дж.Локк (1632-1704 гг), который считал, что существует 2 источника всех наших знаний: объекты внешнего мира и деятельность собственного ума, которая осуществляется с помощью особого внутреннего чувства - рефлексии. Интроспективный метод состоял в описании собственных чувств, которые появлялись при получении определенных стимулов.

УОТСОН Джон Бродес (1878 – 1958)
американский психолог, основатель бихевиоризма

Во втором десятилетии ХХст. произошла "революция в психологии", которую можно сравнить с началом новой психологии Вундта:
Дж. Уотсон в 1913 г. издает книгу “Психология с точки зрения бихевиориста” , в которой утверждает, что не сознание, а поведение является предметом психологии. Уотсон считал, что психология должна стать естественно-научной дисциплиной и ввести научный объективный метод в исследования. Объективно можно было изучать только то, что наблюдается внешне.
Соотношение "стимул-реакция" S-R провозглашается единицей поведения, а перед психологией ставятся такие ближайшие задания:

Основные задачи бихевиоризма:
- выявить и описать типы реакций;
- исследовать процесс их образования;
- изучить законы их комбинации, т.е. образования сложного поведения
Необходимо научиться подбирая стимулы вызывать реакцию.

Уотсон начал с описания типов реакций. Он выделил, прежде всего,
реакции врожденные и приобретенные, а также внешние и внутренние. Вследствие их объединения в поведении существуют такие типы реакций:
внешние приобретенные (двигательные навыки)
внутренние приобретенные (мышление, под которым понималось внутреннее говорение)
внешние врожденные (чихание, мигание, а также реакции при страхе, любви, злости, т.е.инстинкты и эмоции, но описаны объективно в терминах стимула и реакции)
внутренние врожденные - реакции желез внутренней секреции, изменения в кровообращении, т.е.реакции, исследуемые в физиологии.

Наблюдения и эксперименты доказывают, что поведенческие реакции образуются вследствии обучения, поэтому навык и обучение - главная проблема бихевиоризма. Язык, мышление - виды навыков. Навык - это индивидуально приобретенное или заученное действие. Его основу составляют элементарные движения, которые являются врожденными. Удержание навыков - память.

Уотсон принимает концепцию условного рефлекса как естественно-научную базу психологической теории. Все реакции образуются путем обусловливания

Ограниченность схемы S-R выявилась достаточно быстро: как правило, стимул и реакция находятся в таких сложных и разных отношениях, что непосредственную связь между ними проследить не удается. Ввиду этого, Э.Толмен вводит понятие “промежуточные переменные” ( V ), под которыми понимал внутренние процессы, которые опосредуют действия субъекта, то есть влияют на внешнее поведение: цели, намерения, гипотезы, “когнитивные карты” (образы ситуаций) и т.п.

S- V -R (стимул — промежуточные переменные — реакция)

ТОЛМЕН Эдвард Чейс (1886 – 1959)
американский психолог, теоретик необихевиоризма

Новый шаг в развитии бихевиоризма составили исследования особого типа условных реакций:
инструментальных (Э.Торндайк, 1898), или оперантных (Б.Скиннер, 1938).

ТОРНДАЙК Эдвард Ли (1874 – 1949) американский психолог и педагог
СКИННЕР Беррес Фредерик (1904–1990) американский психолог, представитель бихевиоризма
Основные заслуги бихевиоризма
  • придание психологии материалистической направленности , благодаря чему психология встала на естественно-научный путь развития
  • внедрение объективного метода , основанного на регистрации и анализе фактов, которые наблюдаются внешне, процессов, событий
  • расширение класса исследуемых объектов : интенсивно стало изучаться поведение животных и неречевых младенцев

В рамках психологии, которая опирается на материалистическую марксистскую философию, психика понимается как особое свойство высокоорганизованной материи - мозга. Из этого положения выплывает:
Психика – особое свойство высокоорганизованной материи
1) это – именно свойство, а не вещество, субстанция и т.д.;
2) это – особое свойство, которое не может быть сведено к физиологическим процессам;
3) это свойство высокоорганизованной материи, т.е. им обладает не вся материя, а материя на определенном уровне развития.

Эта особенность мозга состоит в способности отражения внешнего объективного (независимо от нас существующего) мира. Предметы и явления внешнего мира, влияя на человека, ее органы чувств, отражаются в коре мозга в виде образов этих явлений и предметов. Возникающие при этом в мозгу психические процессы - ощущения, восприятия, представления, мышление - это разные формы отражения.

Все психические процессы, т.е. все формы отражения, возникают при активном взаимодействии человека с внешним миром. Отражение происходит в процессе активной деятельности человека в обществе и сама является своеобразной деятельностью.

Психика - это способность отражать мир, это создание образа отражения мира.

Это свойство мозга состоит в способности отражения внешнего объективного (независимо от нас существующего) мира

Психика – складывающийся в мозгу субъективный образ объективного мира, на основании и при помощи которого происходит регуляция поведения и деятельности

Отражение человека - это единство субъективного (зависимого от человека, присущего ей) и объективного (от человека не зависящего). Отражение объективно, поскольку оно является результатом влияния объективного мира и дает человеку достоверные представления и знания об этом мире. Но одновременно отражение имеет субъективный характер , поскольку:

  • отражает конкретный человек, субъект, личность со всеми своими особенностями и своеобразием
  • человек, познавая окружающую действительность, не остается беспристрастным наблюдателем того, что отражается в сознании, у него есть определенное отношение к предметам и явлениям действительности
Поэтому отражение нашим мозгом предметов и явлений окружающего мира всегда является субъективным образом этого мира

Психика - субъективный образ объективного мира , который складывается в мозге и на основании и с помощью которого происходит регуляция поведения и деятельности.

А психология - наука о фактах, механизмах и закономерностях психического отражения.

Литература
Гиппенрейтер Ю. Б. Введение в общую психологию.– М.: ЧеРо, 1997.– 320 с.
М’ясоїд П. А. Загальна психологія. – К.: Вища шк., 2000. – 480 с.
Немов Р.С. Психология: В 3 кн. – М.: Владос, 1999. – Кн.1. – 688 с.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.