Трудовое воспитание школьников шпора

35. Трудовое воспитание

Труд – основной источник материального и духовного богатства общества. Труд является основой воспитания личности, обязанностью каждого человека. Имея навыки и способности долго и продуктивно трудиться, человек может применить их в любом направлении своей деятельности. Именно поэтому трудовое воспитание является важнейшим элементом школьного педагогического процесса. Воспитание только тогда может считаться полноценным, когда учебно-воспитательная работа сочетается с практической трудовой деятельностью. В условиях современной экономической ситуации и быстрого роста научно-технического прогресса человек должен обладать способностями к быстрому обучению новому, что требует значительного труда. Современный человек должен быть высококвалифицированным специалистом в своей профессиональной области, постоянно совершенствоваться в знаниях, умениях и интеллектуальном развитии, чтобы добиться успеха. Для осуществления этого нужно много и упорно трудиться.

Трудовое воспитание на протяжении многих лет исследовалось педагогической наукой. На основе этих исследований были выделены основные функции трудового воспитания. Одной из функций является благотворное воздействие трудовой деятельности на физическое развитие человека, особенно если труд связан с движениями на свежем воздухе. Труд развивает умственные способности человека. Огромное значение труд имеет в воспитании нравственности. Трудовая деятельность повышает самооценку человека, он чувствует себя нужным и полезным членом общества, учится осознавать и понимать свой общественный долг, стремится внести свой вклад в общее дело, чувствует гордость за результат своего труда. Все это в дальнейшем станет основой для материального благополучия человека и в задачи педагогов входит убедить в этом воспитанников, вызывая у них мотивацию к труду. Существенной функцией трудовой деятельности является развитие коллективных и товарищеских отношений, умение работать сообща, распределять обязанности, согласовывать свои действия с действиями других людей. Кроме этого, труд помогает определить приоритетные направления выбора профессии, склонности и способности, предпочтения к тем или иным видам деятельности. Воспитателям следует организовывать трудовую деятельность в самых разных направлениях, чтобы дать возможность ученикам попробовать свои силы и наиболее точно и правильно сделать выбор будущей профессии.

Сущность трудового воспитания состоит в организации трудовой деятельности воспитанников с целью выработки у них трудолюбия, стремления к постоянному улучшению качества труда, творческого подхода и энтузиазма, активного участия. Положительное отношение к труду воспитывается наряду с методами разъяснения и убеждения методами упражнения. Постоянные упражнения приводят к хорошим результатам труда, что приносит радость человеку и желание трудиться снова, формируя трудолюбие. Трудолюбие является личностным качеством человека и определяется наличием следующих элементов:

1) мотивация к трудовой деятельности;

2) сознательное осуществление трудовой деятельности как блага для себя и общества;

3) наличие трудовых умений и навыков;

4) сильную волю, необходимую для преодоления сложностей, возникающих в процессе трудовой деятельности.

Основная доля трудового воспитания приходится на школьный период. В рамках школьного воспитания существует множество возможных видов трудовой деятельности. Одним из них является постоянная забота о себе: чистота одежды, учебных принадлежностей, приведение в должное состояние книг и учебников, доставшихся от предыдущих поколений учеников, подготовка материалов к урокам, уборка помещений, мелкий ремонт школьного инвентаря, уход за растениями и животными (при условии наличия живого уголка) и т. д. Специально организованный труд в рамках школьной программы осуществляется главным образом посредством уроков труда. В младшем школьном возрасте дети делают гербарии, аппликации, поделки, простейшие модели. Более старшие школьники занимаются изготовлением плакатов, учебных пособий, кормушек для птиц, полезных в школе и быту вещей. На уроках биологии, если есть такая возможность, ребята ухаживают за растениями, животными, заботятся о подкормке городских и лесных птиц, проводят наблюдения и исследования за животными и растениями. В старших классах роль рудового воспитания становится более целенаправленной и заключается в проведении учебно-производственной практики. Ученики старших классов часто привлекаются к трудовой деятельности по благоустройству родного города: озеленение улиц, уборка уличных участков, помощь в подготовке к праздникам, организация различных массовых мероприятий.

Развитие способностей и потребностей в трудовой деятельности начинается с самого раннего возраста и решающую роль здесь играет семья. Уже с малых лет ребенок должен иметь какие-то посильные обязанности, учиться выполнять их посредством трудовой деятельности: убирать за собой игрушки, следить за чистотой рук, лица и одежды, поливать цветы, протирать пыль в доступных и безопасных местах. Уже в этом возрасте человек учится бережно относиться к результатам собственного и чужого труда, ощущая на себе, что они являются результатами определенных усилий. С вступлением в школьную жизнь, сфера трудовой деятельности ребенка значительно расширяется, что вызывает возникновение внутренних противоречий. Одним из таких противоречий является различие характера домашнего и школьного труда. Повышение разнообразия возможных направлений трудовой деятельности вызывает интерес и, как следствие, творческое и активное участие в ней. Другое противоречие заключается в объеме, качестве и характере имеющихся и необходимых знаний, умений и навыков. Это побуждает детей к активному обучению, вызывает потребность в нем и рождает сознание полезности обучения. В современной школьной системе существует ряд разработанных и успешно функционирующих способов организации трудовой деятельности, стимулирующих развитие трудолюбия и бережливости:

1) организация постоянных и временных объединений, направленных на выполнение определенной работы;

2) создание и поддержание трудовых традиций в школе;

3) создание производственных кооперативов с возможностью реального заработка;

4) индивидуальные поручения, требующие трудовой деятельности.

Выполнил Рачков Михаил Игоревич

Трудовое воспитание ипрофессиональная ориентация учащихся


Воспитание добросовестного отношения к труду и сбережению материальных ценностей как фактор морального формирования личности. Функции трудового воспитания. Сущность трудового воспитания, трудового обучения и профессиональной ориентации, Понятие трудолюбия как личностного качества и его внутренняя структура. Основные виды трудовой деятельности школьников. Воспитание у учащихся потребности в труде, бережном отношении к материальным ценностям общества и личным вещам. Развитие сознательного отношения к труду, взглядов и убеждений по вопросам трудолюбия. Организация трудовой деятельности учащихся и формирование у них трудовых умений и навыков. Обогащение и обновление форм трудовой деятельности школьников.


Воспитаниедобросовестного отношения к труду и сбережению материальных ценностей какфактор морального формирования личности. Функции трудового воспитания.

Как отмечалось в главе о целяхвоспитания, успешное формирование личности в современной школе можетосуществляться только на основе разумного организованного соединенияучебно-воспитательной работы с практической трудовой деятельностью. Передовыепредставители философской и педагогической мысли видели в труде большуюпреобразующую силу, которая обеспечивает прогрессивное развитие как общества вцелом, так и каждого человека в отдельности.

Труд – основной источникматериального и духовного богатства общества, главный критерий социальногопрестижа человека, его священный долг, фундамент личностного развития.Правильно осуществляемое трудовое воспитание, непосредственное участиешкольников в общественно полезном, производительном труде, являетсядействительным фактором гражданского взросления, морального и интеллектуальногоформирования личности, её физического развития. Как бы не сложилась дальнейшаясудьба выпускников школы, трудовые умение и закалка потребуются им в любойсфере деятельности. Вот почему трудовой элемент в школьном воспитании с давнихвремён выступает как весьма существенная педагогическая система.

Необходимость трудового обученияи воспитания в школах обусловила большое значение их научного исследования.Немало ценных идей по этой проблеме содержится в трудах классиков педагогики –Я.А. Коменского, Дж. Локка, И.Г. Песталоцци, А. Дистервега, К.Д. Ушинского идр.

Различные аспекты трудовоговоспитания исследованы П.Р. Атутовым, Н.И. Болдыревым, Н.К.Гончаровым,К.А.Ивановичем, И.С. Марьенко, В.А. Сухомлинским, А.А.Шибановым,М.У.Пискуновым.

В педагогике детальнораскрывается функции трудового воспитания в развитии личности и её нравственномформировании. Частности, обращается внимание на следующие вопросы.

Труд, практическаяпроизводственная деятельность оказывают благотворное влияние на физическоеразвитие человека. Физиологическое исследования показывают, что физическийтру, связанный с движение и мускульными упражнениями, с пребыванием на свежемвоздухе, укрепляет силы человека и его здоровье, повышает его жизненную энергиюи умственную работоспособность. Л.Н Толстой в соё время писал:

Такую же мысль высказал и К.Д.Ушинский.

Труд развивает умственныеспособности человека, его сообразительность, творческую смекалку. Работа насовременном производстве требует широкой образовательной и техническойподготовки, умения быстро овладевать новой технологией, способностей в областирационализации и совершенствования трудовых приёмов.

Исключительно велико значениетруда в нравственном воспитании личности. Многие педагоги связывалитрудовую деятельность с развитием гражданского сознания школьников,патриотических чувств и понимания своего общественного долга. Каждыйвоспитанный готовиться стать членом трудового коллектива. Его значение иценность как гражданина будут зависеть исключительно от его умения трудиться иприносить пользу себе и людям. В то же время от трудовой подготовки и личноговклада человека в общее дело зависит его материальное благосостояние. Имея ввиду именно это, К.Д. Ушинский подчёркивал: «Самое воспитание, если оно желаетсчастья человеку, должно воспитывать его не для счастья, а приготовлятьк труду жизни.

А.С. Макаренко считал трудсущественным элементом выработки у воспитанников жизненной сноровки, укрепленияхарактера и гражданских чувств. «Мы хорошо знаем, — писал он, — что от природывсе люди обладают приблизительно одинаковыми трудовыми данными, но в жизни одниумеют работать лучше, другие – хуже, одни способны только к самому простомутруду, другие – к труду более сложному и, следовательно, более ценному. Этиразличные трудовые качества не даются человеку от природы, они воспитываются внём в течение его жизни и в особенности в молодости.

Сущностьтрудового воспитания, трудового обучения и профессиональной ориентации, Понятиетрудолюбия как личностного качества и его внутренняя структура

Эти термины являютсяродственными, но каждый из них имеет свою специфику. Трудовое воспитаниеесть процесс организации и стимулирования разнообразной трудовой деятельностиучащихся и формирования у них добросовестного отношения к выполняемой работе,проявлению в ней инициативы, творчества, стремления к достижению более высокихрезультатов.

Понятно, что формированиеположительного отношения к труду нельзя осуществлять без соответственногонаучения трудовым умениям и навыкам. В этом смысле трудовое обучениевыступает как специально организованный педагогический процесс, направленный наовладение практическими предметами того или иного труда, на формирование исовершенствования трудовых умений и навыков.

Профессиональная же ориентациякак педагогическая категория обозначает процесс ознакомления учащихся сразличными профессиями и видами труда и оказания им помощи в выборе своейбудущей профессии и специальности в соответствии с имеющимися склонностями испособностями.

Сопоставляя эти трипедагогические категории, следует отметить, что понятие трудовое воспитаниеявляется более широким по сравнению с трудовым обучением ипрофессией. Последние выступают как его составные. Но, выполняя своиспецифические роли, все эти три процесса взаимосвязаны и при их осуществленииспособствуют формированию у школьников трудолюбия. Что такое трудолюбие? Трудолюбиеявляется результатом трудового воспитания, обучении и профессиональнойориентации и выступает как личностное качество, которое характеризуется прочнойпотребно-мотивационной сферой, глубоким пониманием большойпреобразующе-воспитательной силы труда (знания и убеждения), умением истремлением добросовестно выполнять любую необходимую работу и проявлятьволевые усилия в преодолении тех преград, которые встречаются в процессетрудовой деятельности. Будучи личностным качеством, трудолюбие, такимобразом, включает в себя следующие структурные компоненты:

а) потребность всозидательно-трудовой деятельности и её здоровые социальные и личные мотивы;

б) понимание пользы труда дляобщества и для себя и убеждение в его нравственно благотворительности(сознание);

в) наличие трудовых умений инавыков и их постоянное совершенствование;

г) достаточно сильную волюличности.

Знание этой структуры имеетопределяющее значение для осмысления методических основ трудового воспитания.

Основныевиды трудовой деятельности школьников

Поскольку трудовое воспитаниеосуществляется в процессе включения учащихся в соответствующую их возрастутрудовую деятельность, возникает вопрос: в какие виды труда необходимововлекать учащихся?

Широкое применение в школе находит,прежде всего трудовая деятельность учащихся, связанная с учебными занятиями.Начиная с первого класса, учащиеся занимаются изготовлением разнообразныхучебно-наглядных пособий: таблиц, картин, диаграмм, гербариев, коллекций,простейших моделей, а в средних и старших классах, кроме этого, школьникисоздают различные механизмы, действующие модели, стенды т.д. При изученииприродоведения и ботаники учащиеся работают на пришкольном учебно-опытномучастке, в теплицах и садах, занимаются выращиванием цветов, создают живые уголки,организуют работу по подкормке птиц и диких животных.

Значительное место в трудовомвоспитании и обучении занимает ручной труд в начальных классах, занятия вучебных мастерских в средних классах и учебно-производительная практика встарших классах.

Большую роль в трудовом обучениии воспитании играет труд по самообслуживанию. Он включает в себя: уходза своими вещами, уборку классов и учебных кабинетов, ремонт учебно-наглядныхпособий, книг в школьной библиотеке, мебели и инвентаря и т.д.

Следующим видом трудовойдеятельности учащихся является общественно полезная работа по благоустройствушкольной территории, по сбору вторичного сырья, лекарственных растений,озеленению улиц в населённых пунктах, дорог и т.д. К этой работе привлекаютсяучащиеся от I до XI класса.

Наконец, в трудовом воспитанииважное значение имеет общественно полезный труд, который организуется в среднихи старших классах на промышленных предприятиях, в сельском хозяйстве и которыйсвязан с сознанием материальных ценностей.

Школьники не только приобретаюттрудовые умения и навыки, но и учиться хозяйствовать, проявлятьпредприимчивость. Понятно, что многое здесь зависит от инициативы, активность изаботы педагогического коллектива, от его делания сделать труд действительнымсредством обучения и воспитания учащихся.

Воспитаниеу учащихся потребности в труде, бережном отношении к материальным ценностямобщества и личным вещам

Как отмечено выше, существеннойзадачей трудового воспитания является формирование у учащихся потребности втруде и бережном отношении к материальным ценностям общества и личным вещам.Только потребность создаёт внутреннее влечение к трудовой деятельности,побуждает учащегося бережно относиться к материальным ценностям общества,способствует формированию таких личных качеств, как трудолюбие и бережливость.

Однако школе необходимозначительно расширять сферу трудовой деятельности учащихся, включать их в такиевиды деятельности, результаты которой связаны с созданием материальныхценностей. Усложнение трудовой деятельности учащихся и повышение еёвоспитательного значения требуют возбуждения у них тех специфических внутреннихпротиворечий, под влиянием которых формируется потребность в труде и которыестимулируют развитие трудолюбия и бережливости. Что же это за противоречия икак они создаются.

Расширение сферы трудовойдеятельности учащихся способствует также возбуждению противоречия междуимеющихся у них умений и навыков и необходимость овладения новыми трудовымипроцессами, а также совершенствования своей сноровки и аккуратности в работе.Для этого в процессе воспитания важно показать учащимся, какие новые умения инавыки они могут приобрести и какие стороны своей трудовой подготовки могутусовершенствовать.

Большие возможности длявозбуждения потребности в труде и бережном отношении материальным ценностямобщества предоставляет разъяснение учащимся их трудовых обязанностей, а такжебережливости как нравственного качества. Когда ученик глубоко осознаётобщественное и личное значение труда, а также сои обязанности, у негоформируется психологическая установка к активной трудовой деятельности, квыполнению любой работы.

В возбуждении у школьниковпереживания внутренних противоречий и воспитания в потребности в труде ибережном отношении к материальным ценностям большую роль играют формыорганизации трудовой деятельности. Какие же из этих форм получилираспространение в школьной практике? Важнейшим из них являются следующие:

а) создание постоянных иливременных ученических звеньев для выполнения той или иной работы. Например,могут функционировать постоянные звенья по уходу за плодовыми деревьями вшкольном саду, если он есть, по выращиванию цветов. Временные звеньяорганизуются для выполнения эпизодической работы, например, для оформленияшкольного здания и наступающему празднику, для совместной работы с шефами ит.д.;

в) в последние годы в школахсоздаются производственные кооперативы, в которых учащиеся занимаютсяпроизводительным трудом и получают за денежную оплату;

г) эффективной формой возбуждениятрудовой активности являются индивидуальные трудовые, которые даются учащимсяучителями и ученическими организациями. Нередко учителя просят того или иногоученика помочь в уборке учебного кабинета, привести в надлежащий порядокприборы, мебель и т.д.

Развитиесознательного отношения к труду, взглядов и убеждений по вопросам трудолюбия

Важной стороной трудолюбияявляется глубокое понимание личностью существенного значения труда в жизниобщества и каждого человека, нё взгляды и убеждения в необходимости вноситьсвой вклад в развитие экономики, в создание личного материального благополучия.

Развитие сознательности, взглядови убеждений по вопросам трудолюбия осуществляется прежде всего в процессеучебных занятий. Учебный материал по литературе, языкам, истории и другимпредметам содержит немало примеров и фактов, позволяющих раскрыватьблаготворное влияние труда на человека, его чувства и моральное формирование.Развитие общества основывается в конечном итоге на создании материальныхценностей и жизненных средств, что влечет за собой эволюцию социальных и моральныхотношений. В этом смысле главным двигателем социального развития являетсячеловек труд, его творческо-преобразующая деятельность. Эти идеи пронизываютсодержание такого учебного предмета, как история, и овладение им позволяетглубоко осмысливать значение труда в развитии общества.

Возвышающая человека роль труда,его одухотворяющая нравственная сущность ярко освещаются в произведенияххудожественно литературы. Благородство труда воспевали А.С. Пушкин, А.ЮЛермонтов, А.Н Некрасов, М.А Шолохов, Я. Купала, Я. Колас и другие писатели.Глубокое осмысление и овладение этим материалом не только расширяют кругозоручащихся по вопросам роли труда в жизни общества, но и позволяют им осознаватьего большое значение в личности развитии человека, закладывают основы взглядови убеждений.

Широкие возможности в этом планепредоставляют также разнообразные формы морально-познавательной деятельностиучащихся в системе внеклассной работы. Различные вопросы о роле труда вулучшении благосостояния народа раскрываются в этических беседах, лекцияхдокладах, на классных часах. На эти темы проводятся читательские конференции,школьные вечера, диспуты встречи с тружениками промышленности и сельскогохозяйства, экскурсии на производство и др. Во многих школах поддерживаютсяшефские связи с предпринимателями, колхозами и совхозами, создаются комнатытрудовой и боевой славы. Для развития сознательности, взглядов и убежденийучащихся в этих случаях используются методы убеждения-разъяснения,положительные примеры и т.д.

Воспитательное значение учебной ивнеклассной работы в формировании трудолюбия учащихся, их взглядов и убежденийзависят от её содержательности, эмоциональности и умелого учета возрастныхособенностей школьников.

Однако, как отмечалось выше, вструктуре трудолюбия как личностного качества, пожалуй едва ли не главнымявляется трудовые умения и навыки, Умелость личности в различных видахпроизводственной деятельности. Какие же теоретические и методические проблемыздесь возникают?

Организациятрудовой деятельности учащихся и формирование у них трудовых умений и навыков.Обогащение и обновление форм трудовой деятельности школьников

Чтобы трудовая деятельностьучащихся развивала из сознательность, взгляды и убеждения и способствовалаформированию практической стороны трудолюбия как личностного качества,её необходимо методически правильно организовывать. Наиболее существенными этойметодики являются следующие.

а) В процессе воспитания, исходяиз необходимости включения учащихся в разнообразную трудовую деятельность,учителям и классным руководителям следует не только заботиться о подбореобъектов труда, но и тщательно продумывать систему его организации с тем, чтобы он носил регулярный характер. С этой точки зрения нужно планироватьтрудовую деятельность таким образом, чтобы наряду с более или менее постояннойработой учащиеся систематически изготовляли учебные пособия для школьныхкабинетов и выставок, занимались благоустройством прилегающей к школетерритории, работали по заданию подшефных предприятий как в течении учебногогода, так и во время каникул в средних и старших классах полезно, чтобышкольники сами планировали свой труд и сами решали, как лучше егоорганизовывать. В этих случаях учителя и классные руководители выступают лишькак советчики и консультанты и оказывают помощь в решении тех вопросов, которыевызывают у школьников определенные затруднения. Если в школе обеспечиваетсярегулярное участие всех учащихся в разнообразных видах труда, то создаютсяусловия для нормального трудового воспитания.

б) При организации труда нужночётко определять те задачи, которые должны решать учащиеся, а так же разъяснятьих общественное и нравственное значение. Например, Учащиеся подростки истаршеклассники направляются на оказание помощи в уборке урожая. Накануне этогонеобходимо определить, какую работу будут выполнять учащиеся и какие конкретныезадачи стоят перед ними, подробно разъяснить необходимость этой помощи и еёнародно-хозяйственное значение. Всё это должно делаться кратко и тактично, безлишних призывов и тем более морализирования. Осмысление важности труда исвязанных с ним задач способствует возбуждению у учащихся потребности хорошовыполнять трудовое задание, создает психологическую установку на преодолениетрудностей, рождает чувство ответственности и долга.

в) В методике трудовоговоспитания существенно важными являются определение порядка выполнениянамеченного труда, распределение обязанностей между учащимися, выделение ответственныхза отдельные участки работы и определение формы поведения результатов еёвыполнения.

г) Весьма важной сторонойорганизации трудовой деятельности учащихся является практический показ и обучениеих способам и приёмам работы, соблюдению правил техники безопасности. В данномслучае речь идёт об элементах трудового обучения, формировании рудовых умений инавыков, трудовой сноровки, без которых нельзя успешно работать.

д) Большое значение имеет руководствосамим процессом труда и оказание помощи учащимся в овладении болеерациональными способами её выполнения.

Учителю надо быть внимательным иследить, кто как работает, кто испытывает затруднения, кому нужно помочь. Особоевнимание надо обращать на соблюдение правил техники безопасности, предупреждатьучащихся об осторожности в обращении с орудиями труда и техническимисредствами.

Подобное соединение труда собучением не должно носить механического характера. Его необходимо осуществлятьтогда, когда есть возможность, когда между трудом и знаниями существуетсодержательная связь. Искусственные же увязки пользы не приносят. Хорошо организованныйтруд и его материальные результаты сами по себе положительно влияют на обучениеучащихся: они воспитывают упорство в преодолении трудностей, формируют у нихколлективизм, стремление к взаимопомощи, т.е. те качества, которые обеспечиваютуспех как физической работе, так и в учебных занятиях.

Таковы основные методические требования,с учётом которых организуется и стимулируется трудовая деятельность школьникови формируется их трудолюбие.

Трудовое воспитание - процесс организации и стимулирования трудовой д-ти учащихся, формирования у них трудовых умений и навыков, воспитания добросовестного отношения к своей работе, стимулирования творчества, инициативы, стремления к достижению более высоких результатов.

Функции: (обучающая, развивающая, воспитательная)

должно начинаться с формирования в семье и школе элементарных представлений о трудовых обязанностях, ТВ тесно связано с политехническим образованием и трудовым обучением. Политехническое образование направлено на овладение школьниками знаний об основах современного производства и выработку умений и навыков работы с простейшими орудиями и механизмами. Основные усилия школы должны быть направлены на то, чтобы трудовая деятельность стала для школьников естественной физической и интеллектуальной потребностью.

Содержательную основу трудового воспитания школьников составляют следующие виды труда: учебный труд (умственный и физический), общественно-полезный (производительный, общественно-значимый, бытовой-самообслуживающий), производительный (оплачиваемый).

Задачи трудового воспитания:

1) Формирование системы знаний необходимых для выполнения трудовой деятельности, выбора профессии, профессионального, социального и жизненного самоопределения.

2) Формирование у учащихся положительного отношения к труду как высшей ценности жизни, высоких социальных мотивов трудовой деятельности, формы бытия и способа самореализации человека.

3) Развитие познавательного интереса к знаниям, потребности в творческом труде, стремлении применить знания на практике, чувства долга и ответственности.

4) Воспитание высоких нравственных качеств, основанных на трудолюбии (дисциплинированность, ответственность, предприимчивость, честность).

5) Вооружение учащихся разнообразными трудовыми умениями и навыками, формирование основ культуры умственного и физического труда, формирование опыта общественно-полезной деятельности, умения применять теоретические знания на практике.

Результатом трудового воспитания выступает такое личностное качество как трудолюбие, которое характеризуется прочной потребностно-мотивационной сферой, глубоким пониманием нравственного смысла труда в развитии личности, умением и стремлением добросовестно выполнять любую необходимую работу, проявить волевые усилия в преодолении трудностей и препятствий трудовой деятельности.

Формы работы:Изготовление различных поделок, Регулярный домашний труд, Проведение трудовых десантов, Создание школьных кооперативов, Накопление в школе трудовых традиций, Беседы, лекции, конференции, Все виды трудовой д-ти и др.

Профориентация –обоснованная система соц-экономических, псих-педагогических, производственно-технических мер, направленных на оказание учащимся помощи в проф.саомоопределении.

Система профориентации:

· профессиональное просвещение (информирование) ознакомление учащихся с миром труда, профессий, потребностями рынка, проблемами профессионального самоопределения

· профессиональная диагностика - изучение особенностей высшей нервной деятельности, состояния здоровья, интересов, склонностей, способностей, ценностных ориентаций учащихся с целью выработки рекомендаций в выборе профессии

· профессиональная консультация - выдача рекомендаций и советов по профессиональному самоопределению учащихся, способствующих принятию ими эффективного решения

· профессиональный отбор - выбор кандидатов на освоение какой-либо профессии; проводится в тех случаях, когда профессия предъявляют к человеку повышенные требования, цена ошибок велика, затраты на обучение значительны

· профессиональная адаптация - процесс приспособления молодых людей к условиям производства, трудового коллектива, особенностям конкретной специальности.

Работа в школе – три направления:

· ознакомление с особенностями

· приобщение к посильному труду

· организация трудового допрофессионального и начального профессионального образования

Индивидуальная ситуация выбора личностью профессии при всем разнообразии конкретных жизненных обстоятельств имеет общую структуру. В ней можно выделить восемь типов обстоятельств, которые необходимо принять во внимание в процессе профессиональной ориентации школьника: позиция старших членов семьи; позиция сверстников и знакомых; позиция учителей, воспитателей, классного руководителя, школьного психолога; сложившиеся к данному моменту личные профессиональные планы учащегося (включая и случай их полной неопределенности, отсутствия); способности, знания, умения и навыки, достигнутый уровень развития учащегося как субъекта учебной деятельности; уровень притязаний учащегося на общественное признание; информированность; интересы и склонности к тем или иным видам деятельности.

Задача педагога заключается в том, чтобы помочь учащемуся внести максимум порядка в его неповторимую ситуацию выбора профессии, прийти к согласию с родителями, противостоять выбору профессии за компанию с друзьями и сконцентрироваться на том, к чему он более склонен и способен.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.