Типы основ в русском языке шпора

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2013 в 00:15, шпаргалка

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Русскому языку"

Шпаргалка по русскому языку.docx

1.Имя числительное — самостоятельная часть речи, обозначающая число, количество и порядок предметов. Отвечает на вопросы: сколько? который?

Разряды числительных по значению: количественные, которые обозначают целое отвлеченное число или количество предметов: один, двадцать, тысяча; дробные обозначают дробную величину: одна вторая, три целых пять десятых, полтора; порядковые обозначают порядок следования предметов при счете: первый, одиннадцатый, двадцать пятый, сорокатысячный, стомиллионный; собирательные обозначают количество предметов как совокупность: оба, обе, двое, трое и так до десятеро. Некоторые лингвисты относят дробные числительные в разряд количественных, а порядковые числительные (В.А. Белошапкова, Н.М Шанский) считают прилагательными.

Ограничения в употреблении имеют собирательные числительные. Они могут употребляться:

1) с существительными мужского и общего рода, называющими лиц мужского пола: трое учеников, двое дежурных;

2) со словами дети, ребята;

3) с названиями детенышей животных: четверо котят;

4) с парными существительными и с существительными pluraliatantum: шестеро сапог, двое саней;

5) с личными местоимениями: нас трое.

Разряды числительных по структуре: простые(в морфемной структуре только один корень: один, двенадцать, тридцать), сложные (в морфемной структуре два корня и два окончания: пятьдесят, семьсот, двести), составные (составлены из нескольких числительных: сто сорок два, триста восемьдесят пятый, две третьих).

Разряд — единственный постоянный морфологический признак этой части речи. Бывает три разряда прилагательных: качественные, относительные и притяжательные.

Разряды имен прилагательных

Качественные имена прилагательные обозначают качества, свойства, которые могут проявляться в большей или меньшей степени и восприниматься органами чувств. Могут быть непроизводными (высокий, умный, печальный) и производными (отдаленный, задиристый, заботливый). Качественные прилагательные обладают грамматическими и лексико-словообразовательными особенностями. За некоторыми исключениями они могут иметь:

– полную и краткую формы: умный – умен, краткий – краток;

– степени сравнения: добрый – добрее – добрейший; светлый – более светлый – самый светлый;

– формы субъективной оценки: зеленый – зелененький, тяжелый – тяжелехонек;

– способность сочетаться с наречиями меры и степени: очень красивый, весьма неприятный;

– возможность образовывать наречия меры и степени: легкий – легко, далекий – далеко;

– возможность образовывать абстрактные существительные: новый – новизна, красивый – красота.

Относительные прилагательные указывают на признак через отношение к другому предмету, действию, обстоятельству и т.д. Это неизменный, постоянный признак, который не может проявляться в большей или меньшей степени, обозначается опосредованно, через мотивацию другим словом. Относительные прилагательные не обладают грамматическими и лексико-словообразовательными особенностями, характерными для качественных прилагательных. Они всегда производные и мотивируются производящим словом: сосновый (имеющий отношение к сосне), тройной (состоящий из трех).

Притяжательные прилагательные обозначают различные значения принадлежности лицу или животному: лебединый, отцов, мамин. По словоизменительным и словообразовательным признакам они представлены двумя группами: 1) прилагательные с суффиксами –ов (-ев), -ин (-ын): отцов, мамин, сестрицын; 2) прилагательные на -ий, -ья, -ье, -иный, - ский: собачий нюх, медвежья берлога, лебединый крик, Тургеневская усадьба.

Границы между лексико-грамматическими разрядами прилагательных проницаемы — прилагательные могут при изменении значения переходить из одного разряда в другой: волчий хвост (притяжательное) — волчий аппетит (качественное), железный гвоздь (относительное) — железная леди (качественное), бобровый домик (притяжательное) — бобровый воротник (относительное).

При изменении лексического значения могут приобретаться некоторые дополнительные грамматические характеристики. Например, сердечная мышца (мышца сердца) относительное прилагательное не имеет степеней сравнения; сердечный человек (добрый, отзывчивый) качественное прилагательное, может иметь степени сравнения: сердечнее него не было человека, сердечнейший прием оказали нам.

3. Одноро́дные чле́ны предложе́ния — главные или второстепенные члены предложения, связанные в нём с одной и той же словоформой и выполняющие одну и ту же синтаксическую функцию. Однородные члены произносятся с интонацией перечисления, как правило, располагаются контактно (непосредственно один за другим) и часто допускают перестановку. Однако перестановка возможна не всегда, поскольку первым в ряду однородных членов обычно называется то, что является первичным с логической или хронологической точки зрения или важнее для говорящего.

Однородные и неоднородные определения

Однородные определения характеризуют предмет с одной стороны (по цвету, форме, размеру) или создают целостную картину о предмете. Однородные определения соединены между собой сочинительной связью; они равно непосредственно относятся к определяемому существительному и произносятся с перечислительной интонацией. Между однородными определениями обычно можно вставить союз и.

По мшистым, топким берегам чернели избы здесь и там (Пушкин).

Неоднородные определения характеризуют предмет с разных сторон. При этом непосредственно к определяемому слову относится только ближайшее определение, а другое относится к сочетанию определяемого существительного с первым определением. Между неоднородными определениями нет сочинительной связи, они произносятся без перечислительной интонации и не допускают вставки союза и. Как правило, неоднородные определения выражены прилагательными разных разрядов (например, качественным и относительным).

Был жаркий августовский день.

4. Предмет и основные понятия словообразования

Словообразованием называется как процесс образования производных слов, так и раздел языкознания, изучающий этот процесс.

Образование новых слов может иметь несколько целей: первая цель — обозначение реалий действительности сворачиванием в одно слово синтаксических конструкций (выключатель — то, чем выключают); вторая цель — перемещение в иную синтаксическую позицию того или иного смысла (например, от глаголов образуются существительные со значением действия типа пение, которые могут выступать в качестве предмета сообщения, занимая синтаксическую позицию подлежащего); словообразование может служить также для выражения стилистической характеристики слова (ср.: небо — небеса) и эмоционально-оценочных компонентов значений (ср.: книга — книжонка). Словообразование наряду с заимствованием является важнейшим путём обогащения лексики русского языка. В устной речи людей, а также в художественных и публицистических произведениях часто имеет место авторское словообразование: носитель языка придумывает, конструирует слова, не существующие в языке, ради языковой игры, придания своему тексту большей выразительности. Чаще всего придумываются не новые корни слов, а создаются новые словообразовательные производные по имеющимся в языке словообразовательным моделям.

Главные задачи словообразования как раздела языкознания таковы:

1) установить, является ли слово производным в современном языке (на синхронном уровне),

2) определить, от чего и как образованно данное производное слово.

Основные понятия словообразования:

— производная (ПН) основа,

— производящая (ПЩ) основа (или основы),

— процессы, сопровождающие словообразование.

Производная основа — основа, формально образованная и мотивированная по смыслу другой основой (критерий мотивированности): стол-ик членится на морфемы);

5) корень слова - кольц- (однокоренные слова: колеч-ко чередование е//п, ч//ц; о-кольц-евать).

Словообразовательный анализ: слово кольцо имеет значение 'предмет в форме окружности, обода', оно является непроизводным.

5. Глаго́л — самостоятельная часть речи, которая обозначает действие или состояние и отвечает на вопросы что делать? что сделать? что делал(а, и, о)?.

Глагол может быть переходным и непереходным, возвратным и невозвратным. Как правило, в предложении глаголы выступают в качестве сказуемого. Например: Русалка плыла по реке голубой, озаряема полной луной… (М. Лермонтов); Так думал молодой повеса, летя в пыли на почтовых… (А. Пушкин)

Изменение формы глаголов называется спряжением.

Спряже́ние — изменение глаголов по временам, числам, лицам и родам. Некоторые считают вид глагола также словоизменительной категорией. В русском языке глаголы спрягаются по лицам только в изъявительном наклонении в настоящем и будущем времени. В прошедшем времени и в условном наклонении глаголы изменяются по родам и числам.

Спряжение как глагольное словоизменение в парадигматике языка противопоставляется системе склонения. Формы спряжения могут быть синтетическими и аналитическими.

Некоторые учёные определяют спряжение как совокупность всех глагольных форм, в том числе именных.

глаголы, имеющие в начальной форме окончания на -ить (кроме брить, стелить, почить, брезжить, зиждиться, вить, бить, лить, пить, шить, гнить, жить, зыбить, ошибиться и образованных от них),

некоторые глаголы на -еть: бдеть, бздеть, блестеть, болеть (о части тела), велеть, вертеть, видеть, висеть, галдеть, глядеть, гореть, греметь, гудеть, гундеть, дудеть, зависеть, звенеть, зреть (смотреть), зудеть, кипеть, кишеть, коптеть, корпеть, кряхтеть, лететь, ненавидеть, обидеть, пыхтеть, свербеть, свиристеть, свистеть, сидеть, сипеть, скорбеть, скрипеть, смердеть, смотреть, сопеть, тарахтеть, терпеть, трындеть, храпеть, хрустеть, шелестеть, шипеть, шуметь (и образованные от них)

некоторые глаголы на -ать: бренчать, брюзжать, бурчать, верещать, визжать, ворчать, гнать, дребезжать, дышать, держать, дрожать, жужжать, журчать, звучать, кричать, лежать, молчать, мчать, мычать, пищать, рычать, слышать, спать, стучать, торчать, трещать, урчать, фырчать, шуршать, шкварчать (и образованные от них);

некоторые глаголы на -ять: стоять, бояться;

остальные глаголы с безударными личными окончаниями относятся к I спряжению.

Существуют 2 способа определения спряжения: Если ударение падает на окончание глагола, то спряжение определяется на слух по окончанию. Если ударение падает на основу и личные окончания на слух различить трудно, то спряжение определяется по неопределённой форме

1) по ударному личному окончанию;

2) по инфинитиву.

1. Чтобы узнать, является ли окончание ударным, нужно проделать следующее:

- Если в глаголе есть ударная приставка ВЫ, её следует отбросить, так как она перетягивает ударение с окончания.

- Поставить глагол в форму 3 лица ед. и множ. числа. Если личные окончания оказываются ударными, они и показывают на спряжение. На форму инфинитива в таком случае смотреть не нужно. Например: вылететь – лететь – он летит, они летят. Окончания ИТ и ЯТ указывают на 2 спряж.; выпить – пить – он пьёт, они пьют. Окончания ЁТ и ЮТ указывают на то, что глагол 1 спряжения.

1. Морфология как грамматическое учение о слове. Грамматические значения и способы их выражения в русском языке. Слова и формы слов. Свойства формы слова в русском языке.
Грамматика - раздел языкознания, изучающий грамматический строй языка, его формальную организацию и функционирование.

Ekzamen.docx

  • частную - грамматический строй отдельного языка;
  • общую - универсальные грамматические черты и свойства, характерные для всех языков или группы языков;
  • формальную - грамматический строй от формы к значению;
  • функциональную - грамматический строй от значения к форме;
  • историческую - диахроническую;
  • описательную - синхроническую;
  • сопоставительную - контрастивную - сходства и различия в грамматическом строе родственных и неродственных языков в определённый момент времени.
  1. Система словоформ, образующих одну лексему (парадигма склонения слова любовь и т.п., парадигма спряжения глагола думать и т.п.)
  2. Образец, схема словоизменения (парадигма 1 скл. существительных; парадигма изменения имен прилагательных по степеням сравнения и т.п.)
  • парадигматических (слова и словоформы);
  • синтагматических (слова и словоформы в рамках словосочетаний и предложений).

Способы выражения ГЗ:

  • синтетический (лексическое и грамматическое значение передаются одним словом). ГЗ выражается формой этого слова.
  • аффиксация
  • чередование звуков (Когда (нар) вы приехали? - Когда(союз) вы приехали. )
  • ударение (руки - руки)
  • порядок слов (Холм закрыл лес. Лес закрыл холм). Подлежащее на первом месте, дополнение после сказуемого
  • интонация
  • аналитический (ГЗ выражается с помощью вспомогательных слов);
  • смешанный (ГЗ выражается с помощью грамматической формы и вспомогательного слова)

  • единством обобщённого значения (например, предметности у существительного, процессуальности у глагола), отвлечённого от лексических значений всех слов данного класса;
  • общностью грамматических категорий и характером словоизменения и морфемной структуры;
  • тождественностью синтаксических функций.
  • по типу выражаемого ими значения;
  • по набору морфологических признаков;
  • по синтаксической роли в предложении.
  • изменяемость/неизменяемость;
  • характер грамматических значений, которые может выражать то или иное слово;
  • система его форм;
  • способность входить в грамматический состав предложения
  • самостоятельность как члена предложения
  • формальный (формально-морфологический). Фортунатов, Ушаков, Петерсон.

1) слова, имеющие формы словоизменения (сущ., прил., числит., глагол (спрягаемые и склоняемые формы), местоим.);

2) слова, не имеющие форм словоизменения (наречия, деепричастия, инфинитив, безл. формы глагола, глаголы прошедшего времени, междометия, нескл. существительные, союзы, предлоги, частицы).

  • семантический (единство ЛЗ и ГЗ). Потебня.

1) вещественные (лексические) - знаменательные части речи (сущ. (вкл. местоимение), прилагательное, глагол, наречие);

2) формальные (грамматические) - служебные части речи (предлоги, союзы, частицы, вспомогательные глаголы).

  • синтаксический (синтаксическая функция). Шахматов.

1) знаменательные (сущ., прил., глагол, наречие (искл. местоимения и числительные));

2) незнаменательные (числительные, местоимения, местоимения-прилагательные, наречия);
3) служебные (предлог, союз, частица, связка, префикс).
+ междометие
+ причастие и деепричастие.

  • функционально-семантический (семантика, морфология, синтаксис). Л.В. Щерба, В.В. Виноградов

1) знаменательные (сущ., прил., числит., глагол, местоимение, наречие, СКС);

2) служебные (предлог, союз, частица-связка, частица);

  • смешанный принцип. Г. Пауль

1) общие ГЗ каждой части речи;

2) способность обладать номинативной и указательной функцией;

3) грамматические категории одной части речи;

4) типы формо- и словообразования;

5) синтаксическую сочетаемость;

6) характерные функции слова в составе предложения и в связной речи.

В русском языке различают прежде всего два типа основ: непроизводную и производную.

Каждая из основ, как и все единицы словообразования, имеет двустороннюю характеристику: семантическую и структурную (формальную).

Непроизв одная основа — немотивированная, она не может быть объяснена посредством какого-либо родственного слова. Морфологически данная основа нечленима, т. е. по структуре своей равна корню. Таковы, например, основы слов: хлеб-ѳ, гор-a, роз-а, добр-ый, жа-ть, здесь.

Производная основа — мотивированная, а значит, всегда может быть объяснима с помощью какого-либо родственного слова.

Производность и членимость основ соотносятся в русском языке следующим образом:

а) основы членимые и производные; такие основы вычленяют в своем составе основу, от которой они образованы, и словообразующий аффикс (например: учи-тель, мор-як, ловкость) ; б) основы нечленимые и непроизводные; это целостные по смыслу и по форме основы, не выделяющие этих словообразовательных элементов (например: стол, дуб, мечта, сер-ый, спа-ть).

Однако существуют и основы членимые, но непроизводные. Это так называемые связанные основы, точнее, основы -со связанными корнями.'Что же это за основы?

До сих пор мы рассматривали корни слов, которые могут употребляться не только в соединении со словообразовательными аффиксами, но и самостоятельно, лишь в соединении с флексией (ср.: вод-a и вод-н-ый, стран-а и стран-ник, ум-ѳ и ум-н-ый). Но есть слова, корни которых никогда не употребляются самостоятельно, а всегда — в соединении со словообразовательными аффиксами, с которыми они как бы постоянно связаны. Поэтому такие корни называются связанными, а основы, включающие эти корни,— основами со связанными корнями.

Рассмотрим такие примеры. Слова привыкнуть, отвыкнуть воспринимаются нами как однокоренные, имеющие большую смысловую близость. Чем же обеспечивается эта смысловая близость? Очевидно, наличием общей части -вык-, которая, однако, никогда не выступает самостоятельно и потому не может быть определена семантически.' Тогда как вторые части этих слов являются семантически вполне определимыми и потому могут быть вычленены: при--------------------------------------- приставка со значением «привне

от-учиться от какой-то дурной привычки), -ну------- суффикс со

значением законченности действия.'

Значимость префиксальной части обеспечивает известную мотивированность этих слов и членимость их основ.'Так, глагол включать обозначает действие, противоположное действию выключать, отключать — противоположное действию подключать. То есть слово со связанным корнем может мотивироваться родственным словом, не являющимся, однако, производящим для него. Поэтому и членимость связанной основы отличается от чле- нимости производной основы. Если производная основа содержит в своем составе основу, от которой она образована, и словообразовательные аффиксы, то связанная основа вычленяет значимый (ые) аффикс(ы) и связанный корень, семантика которого не определима в современном русском языке[8].

Чтобы выделить основу со связанным корнем, нужно сравнить ее с другими близкими по смыслу основами, содержащими тот же связанный корень.' Например: в-верг-нуть, с-верг-нуть, от- верг-нуть, низ-вере-нуть, под-верг-нуть; не-леп-ый, велико-леп- ный, не-леп-ица, без-леп-ица; до-каз-ать, за-каз-ать, на-каз-ать, при-каз-ать, у-каз-ать.

Таким образом, основы в русском языке различаются по признаку производности и непроизвод- н о с т и, с одной стороны, и по признаку связанности и несвязанности корней в них, с другой стороны. Отсюда основы бывают производные и непроизводные, свободные и связанные.

Формируя такое понимание связей между родственными словами, учитель может более успешно решать задачи орфографии, например, при обучении правописанию безударных гласных или глухих и звонких согласных, когда очень важен умелый подбор родственных проверочных слов. Такая работа способствует и развитию речи младших школьников.

Однако следует очень внимательно отбирать материал для работы с составом слова, не допуская слов со связанными корнями. Слова со связанными корнями в силу особенностей их членимости и мотивации трудны детям, и работа с такими словами не может быть полностью осознанной.

Выберите книгу со скидкой:


ОГЭ. География. Новый полный справочник для подготовки к ОГЭ

350 руб. 242.00 руб.


Математика. Новый полный справочник школьника для подготовки к ЕГЭ

350 руб. 222.00 руб.


Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения. Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения. 2-е изд.

350 руб. 963.00 руб.


Считаю и решаю: для детей 5-6 лет. Ч. 1, 2-е изд., испр. и перераб.

350 руб. 169.00 руб.


Начинаю считать: для детей 4-5 лет. Ч. 1, 2-е изд., испр. и перераб.

350 руб. 169.00 руб.


Считаю и решаю: для детей 5-6 лет. Ч. 2, 2-е изд., испр. и перераб.

350 руб. 169.00 руб.


Пишу буквы: для детей 5-6 лет. Ч. 2. 2-е изд, испр. и перераб.

350 руб. 169.00 руб.


Русско-английский словарик в картинках для начальной школы

350 руб. 163.00 руб.


ОГЭ. Литература. Новый полный справочник для подготовки к ОГЭ

350 руб. 205.00 руб.


ЕГЭ. Английский язык. Новый полный справочник для подготовки к ЕГЭ

350 руб. 171.00 руб.


Рисуем по клеточкам и точкам

350 руб. 248.00 руб.


ЕГЭ. Информатика. Новый полный справочник для подготовки к ЕГЭ

350 руб. 163.00 руб.

БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА




  • Все материалы
  • Статьи
  • Научные работы
  • Видеоуроки
  • Презентации
  • Конспекты
  • Тесты
  • Рабочие программы
  • Другие методич. материалы
  • Малкова Анна НиколаевнаНаписать 1018 16.04.2018

Номер материала: ДБ-1456586

  • Русский язык
  • 10 класс
  • Другие методич. материалы

Добавляйте авторские материалы и получите призы от Инфоурок

Еженедельный призовой фонд 100 000 Р

    12.04.2018 905
    12.04.2018 362
    09.04.2018 258
    25.03.2018 1314
    19.03.2018 295
    11.03.2018 6733
    27.02.2018 649
    27.02.2018 170

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Основа – ядерная часть слова, с которой связано его вещественное, лексическое значение. Это структурный элемент слова, который характеризуется устойчивостью, стабильностью морфемного состава. Ср.: сильный – силен– сильнее – силнейший.

Основы изменяемых слов могут совпадать с корневыми мор­фемами (дерево, белый) или включать в свой состав корень и сло­вообразовательные аффиксы (находка, приказать, заговороо). Ос­новы неизменяемых слов равны всему слову: пальто, вверх, из-за.

Основа – операционная единица анализа слов, позволяющая разграничить грамматические формы и лексические единицы, выявить производящую базу для производных.

В вузовской же практике под основой слова понимают часть слова без формообразующих аффиксов, т. е. из состава основы исключаются флексии и формообразующие суффиксы: читающий, думая, писать, говорил и т. п.

Основы слова неоднородны; они различаются:

1) по характеру структурной целостности;

2) по количеству корней, входящих в их состав;

3) по способности далее члениться.

На основании различных дифференцирующих признаков вы­деляют следующие типы основ:

1) компактные — прерывистые;

2) простые — сложные;

3) членимые — нечленимые.

Компактные основы характеризуются структурной целостно­стью: приговорить, выдумка, синий.

Основы, включающие в свой состав один корень, называют­ся простыми; объединяющие несколько корней — сложными. Ср.: лесник — лесозаготовка.

Основы, содержащие один морф, т.е. далее неделимые на морфы, называются нечленимыми: дубо, беж, вдруг и т. п. Осно­вы, состоящие из нескольких морфов, называются членимыми: покупка — основа слова включает в свой состав три морфа (пре­фикс по-, корень -куп- и суффикс -к-), она способна делиться на морфемы и поэтому признается членимой.

Любая основа может быть охарактеризована по признакам всех трех дифференцирующих уровней. Например: основа слова кораб­лестроение — кораблестроениј — компактная, сложная, членимая; целоваться — целова. ся — прерывистая, простая, членимая; ложкаложк — компактная, простая, нечленимая.

Производное слово. Признаки производного слова

Словообразование, или дериватология (от лат. derivatum 'произ­веденное, производное'), — раздел языкознания, изучающий структуру и семантику производных слов, способы их образова­ния и их объединения (группировки).

Основным объектом рас­смотрения в словообразовании является производное слово (дери­ват). Производные слова — это слова, значение и звучание кото­рых обусловлены семантикой и звуковой формой других, однокоренных с ними слов; ср.: студенчество студент, перечитать читать. Производное слово семантически и формально выводит­ся из другого родственного слова, которое мотивирует его.

Это прекрасно отражено, например, в следующем диалоге:

— Этот [гриб], — говорит мама, — называется подберезовик. Видите, он под березой растет. Потому он так и называется — подберезовик. А вот это — маслята. Посмотрите, какие у них шапочки блестящие.

— Ага, — говорят девочки, — как будто маслом намазаны. (Л. Пантелеев)

Мотивирующее слово и дериват связаны отношениями слово­образовательной мотивации.

Это отношения между двумя однокоренными словами, при которых значение одного из них:

1) либо определяется через значение другого: переводить ® пе­реводчик ('тот, кто переводит'), слон ® слоненок ('детеныш слона');

2) либо тождественно другому во всех семантических компо­нентах, кроме частеречного значения, ср.: нежный ® нежно, ти­хий ® тихо;

3) либо полностью тождественно другому по семантике при различии в стилистической окраске: Афганистан ® Афган, препо­даватель ® препод.

В том случае, если оба слова совпадают по количеству фор­мальных компонентов, мотивированным признается слово, семантически более сложное; ср.: истор-иј(я)® истор-ико ('специ­алист по истории'), меланхол-и (я) ® меланхол-ико.

Для того чтобы верно определить направление мотивации и выделить мотивирующее слово, необходимо использовать прием развернутого толкования производного слова: пахарь 'тот, кто пашет' (мотивирующее слово — пахать), сахарница — 'вместили­ще для сахара' (мотивирующее слово — сахар), парусить — 'наду­ваться подобно парусу' (мотивирующее слово — парус), неизбеж­ный — 'такой, которого нельзя избежать' (мотивирующее слово — избежать).

Итак, если в морфемике противопоставляются друг другу чле­нимые и нечленимые слова, то в словообразовании разграничи­ваются слова производные и непроизводные.

Производное слово характеризуется рядом признаков .

1. Дериват обладает свободной связанной членимостью: водя­ной ® водянистый, бочка ® бочар. Слова, характеризующиеся не­достаточной членимостью, в современном языке являются непро­изводными: буженина, смородина.

3. Производное слово имеет бинарную (двухкомпонентную) структуру. Рассмотрим, например, слово рассказывание. С точки зрения морфемного состава в нем выделяется пять морфов. Со словообразовательной же точки зрения в структуре этого слова различаются два составляющих его компонента: основа слова, от которой образован данный дериват (рассказыва-ть ), и средство, при помощи которого он образован (суффикс -ни-). Структура производного, таким образом, всегда бинарна. В ней выделяется производящая база и словообразовательный формант, или дериватор.

Производящая база — это основа мотивирующего слова или все мотивирующее слово в целом, ср.: сеять ® сеятель, сеять ® засеять; терпеть ® терпение; радовать ® радоваться.

Производящая база может быть представлена и основами не­скольких слов: белоснежный бел ый как снег ; снегопад снег о + пад ать; гололед гол ый и лед о.

Словообразовательный формант (дериватор) — наименьшее в формальном и семантическом отношении средство, которым про­изводное слово отличается от производящего. Это важнейший эле­мент структуры производного слова. Словообразовательный фор­мант — это, во-первых, средство выражения деривационного зна­чения, во-вторых, конкретное средство образования деривата на основе той или иной производящей базы, ср.: учить ® учитель; нос ® переносица; автор ® соавтор; колос ® колоситься.

Мы видим, что во всех рассмотренных примерах формантами являются аффиксы и их сочетания. Однако круг формантов в язы­ке значительно шире.

В качестве формантов (дериваторов) в современном русском языке выступают:

1) аффиксы (префиксы, суффиксы, постфиксы и их комбина­ции — перечитать; читатель; учить/ся; разбежаться);

2) сокращение (усечение) производящей основы (специалист ® спец; магнитофон ® маг);

3) устойчивый порядок компонентов при сложении и единое главное ударение (быстрорастворимый; вагон-ресторан);

4) изменение (обычно сужение) морфологической парадигмы (т.е. системы грамматических форм) слова, связанное с перехо­дом из одной части речи в другую (мороженое, ученый, кругом существительное ® наречие ® предлог).

Все форманты соответственно делятся на два больших класса: аффиксальные и безаффиксные (операционные).

К аффиксальным формантам относятся словообра­зовательные аффиксы и их сочетания, к безаффиксным:

1) сокращение (усечение) производящей основы (маг, зав);

2)ус­тойчивый порядок компонентов и возможность единого ударения (нижеподписавшиеся, вагон-ресторан);

3) переоформление морфологической парадигмы (учительская, будущее). Возможно и сочета­ние формантов разных типов в одном деривате, см., например, слова видик, мультик (при их образовании усечение сочетается с суффиксацией).

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.