Типы хозяйственных систем шпора

Можно выделить следующие типы экономических систем, которые сложились в мире в последние два столетия:

1. Традиционная экономика характерна для доиндустриального общества. Отличительные особенности: примитивная техника и технология производства, преобладает ручной труд, экономические проблемы решаются в соответствии с вековыми обычаями, религиозными, племенными и даже кастовыми традициями. Организация и управление экономической жизнью осуществляется на основе решений Совета старейшин, вождей или феодалов. Резкая дифференциация общества.

2. Рыночная экономика свободной конкуренции начала складываться во второй половине ХVIII в. после промышленного переворота. Для этой экономической системы характерны следующие черты: 1) преобладание частной собственности на экономические ресурсы, произведенную продукцию и услуги; 2) свобода предпринимательства и выбора; 3) личный интерес как главный мотив поведения; 4) конкуренция; 5) установление цен под влиянием спроса и предложения; 6) ограниченная роль правительства. Развиваясь, эта экономика перерастает в современную рыночную систему, в которой переплетаются рыночные институты и государственное регулирование экономики.

3. Административно-командная система. Она существовала в бывшем СССР и других социалистических странах. Характерные черты: 1) государственная собственность на все экономические ресурсы; 2) централизованное планирование. Разрабатывались планы развития всей экономики, республик, отраслей, предприятий. План являлся законом. Существовала система плановых органов. Хозрасчет на предприятии во многом носил формальный характер. Цены устанавливались в плановом порядке. Конкуренция практически отсутствовала; 3) Для экономики характерна уравнительная распределительная система, слабая мотивация к труду. Существовали пределы роста заработной платы, использовалось принуждение к труду.

4.Экономическая система переходного типа.Содержанием переходной экономики является создание рыночных отношений, реформирование экономической политики и методов хозяйствования, преобразование социально-экономических отношений в направлении социально-ориентированной рыночной экономики. В переходной экономике сочетаются свойства старой и новой систем.

4. Типы хозяйственных систем и особенности решения ими фундаментальных вопросов хозяйствования: что, как и для кого производить.

В условиях свободной рыночной экономики фундаментальные вопросы (что, как и для кого производить) решаются следующим образом:

Что производить– производиться будут те товары, производство которых принесет выгоду предпринимателю. При этом предприниматель ориентируется на спрос потребителя. В противном случае он окажется банкротом. Потребительский спрос ограничивает свободу производителя. В рыночной экономике осуществляется господство потребителя.

Как производить– производитель выбирает наиболее эффективные с экономической точки зрения технологии, чтобы обеспечить снижение издержек и дополнительный доход по сравнению с другими производителями. При выборе технологий большую роль играют цены на экономические ресурсы, а также производительность (отдача) от приобретаемых ресурсов. Правильный выбор обеспечивает преимущества в конкурентной борьбе. Рыночная система направляет экономические ресурсы в прибыльные отрасли и лишает их неприбыльные отрасли.

Для кого производить– товары производятся для тех, кто может и хочет их приобрести. Преимуществом обладают группы лиц с более высокими доходами. В свою очередь доход получают те, кто обладает экономическими ресурсами. Следовательно, имеют значение количество и качество этих ресурсов, а также рыночные цены на них. В результате появляются богатые люди, распоряжающиеся большими долями общественного продукта, по сравнению с другими группами.

В командной системе эти вопросы решаются по-иному.

Что производить– количество и ассортимент продукции определяется планом и доводится для каждого предприятия. В этой системе план является законом. Потребности потребителя полностью учесть невозможно. Возникает диктат производителя.

Как производить –производитель также ограничен планом. Предприятие не могло проводить самостоятельную политику. В соответствии с годовыми и пятилетними планами происходило распределение сырья, рабочей силы, основного капитала и других ресурсов. Цены устанавливало государство, как на производимые товары, так и на экономические ресурсы. Практически вся прибыль направлялась в государственный бюджет. Предприятия не были заинтересованы в результатах своей деятельности. Они не несли полной экономической ответственности. Убыточные предприятия дотировались из госбюджета. Действия государства привели к монополизации производства, что тормозило НТП. Все это привело к экономике дефицита. Парадоксом является то, что дефицит возникает при всеобщей занятости и почти полной загрузке производственных мощностей. Происходит разбухание бюрократического аппарата. Однако централизованное планирование в командной экономике позволяет быстро мобилизовать экономические ресурсы, ускоренными темпами развивать отдельные отрасли народного хозяйства.

Для кого производить – в командной системе высока уравнительность в распределении для подавляющей части населения. Отсутствовала частная собственность на экономические ресурсы, поэтому возникает борьба не за собственность на факторы производства, а за контроль над каналами распределения. Причастность к власти означает и причастность к распределению. Доход в обществе зависит, прежде всего, от статуса, должности. Идея всеобщего равенства оставалась лозунгом.

Таким образом, основное экономическое преимущество рыночной системы заключается в постоянном стимулировании эффективности производства. Экономика производит то, что требуют потребители, путем применения самой эффективной (экономически) технологии. Рыночная система быстро адаптируется к изменениям в отличие от командной экономики.

5. Собственность: сущность и формы. Национализация и приватизация.

Собственность – это система отношений между людьми по поводу присвоения вещей.Отношения собственности называют также имущественными отношениями. Законодательно регулируемые государством они приобретают форму права собственности, которое включает в себя полномочия собственника: владение, пользование, распоряжение. Объект собственности (имущество) – это то, что может быть в собственности. Субъекты собственности - физические и юридические лица, государство. Собственность есть форма присвоения благ, ресурсов и доходов.Распоряжаться объектом собственности может только реальный собственник. Он может продать собственность, пустить ее в хозяйственный оборот, осуществить дарение или наследование, сдать в аренду и т.д. Иные лица, не являющиеся собственником, сделать этого не могут.

Существуют две основные формы собственности: частная и общественная. Частная собственность делится на индивидуальную и корпоративную. Индивидуальные частные фирмы преобладают в сельском хозяйстве, торговле, сфере обслуживания, собственником является или одно лицо, или небольшое число лиц. В таких фирмах преобладает собственный труд, но может применяться и наемный труд. Развит мелкий и средний бизнес. Корпоративная собственность связана с акционерными обществами и выпуском акций. Частная собственность может быть трудовой и нетрудовой. Частная собственность создает сильные экономические стимулы.

Общественная собственность включает государственную и муниципальную собственность. Государственная собственность –совместные отношения людей по поводу присвоения различных благ, в качестве субъекта выступает государство; муниципальная – собственность местных органов власти или самоуправления. Государственная собственность в развитых странах незначительна. В среднем по развитым странам доля государственной собственности не превышает 8-10%. Может возникнуть проблема снижения экономических стимулов на государственных предприятиях.

Национализация означает передачу прав собственности на имущество государству. Национализация экономических ресурсов послужила базой для строительства социализма в различных странах. Переход к рыночной экономике потребовал приватизации и разгосударствления. Приватизация означает передачу прав собственности от государства частным лицам. Именно этот процесс создает слой реальных собственников, обладающими экономической свободой и экономической ответственностью. Приватизация может осуществляться с выкупом и без выкупа имущества. В РФ и РБ был осуществлен чековый (ваучерный) вариант приватизации.

Современная рыночная экономика представлена несколькими типами хозяйственных систем. Английский экономист Фридрих фон Хайек особо отмечает "опережающую события" деловую активность, инициативу и самостоятельность хозяйствующих субъектов, действующих в специфических условиях данных хозяйственных систем. Сами хозяйственные системы могут подразделяться на несколько типов.

Подхозяйственной системой понимается система производственно-экономических отношений, определяющая порядок взаимодействия хозяйствующих субъектов в рамках определенных правил и условий, оговоренных или установленных законодательством данного государства.

В последние два столетия в мире действовали различные типы хозяйственно-экономических систем.

В рыночной экономике цены на товары и услуги устанавливает рынок под влиянием спроса.

Согласно действующему на рынке закону спроса, объем покупок обратно пропорционален уровню цен. При понижении цен сделать покупку может большее число потребителей, а при повышении цен — количество покупателей сокращается.

Рис. 2.1. Тенденции развития хозяйственных систем

В рамках определенных хозяйственных систем могут существовать различные модели рыночных экономик. Все они широко представлены в современном мире. Из всех хозяйственных систем рыночная система оказалась наиболее гибкой: она способна перестраиваться, приспосабливаться к изменяющимся внутренним и внешним экономическим условиям.

Во второй половине XX в., когда широко развернулась научно-техническая революция и стала особенно быстро развиваться производственная и социальная инфраструктура, государство стало намного активнее воздействовать на развитие национальной экономики. В связи с этим изменился хозяйственный механизм, организационные формы хозяйственной деятельности и экономические связи между хозяйствующими субъектами (табл. 2.1).

В развитой рыночной экономике хозяйственный механизм претерпевает существенные изменения. Плановые методы хозяйствования получают дальнейшее развитие в рамках отдельных фирм в виде маркетинговой системы управления. В то же время на макро-уровне развитие плановых методов связано с государственным регулированием экономики.

Планомерность выступает как средство активного приспособления к требованиям рынка, в результате и ключевые задачи экономического развития получают новое решение. Так, вопрос об объеме и структуре производимой продукции решается на основе маркетинговых исследований в рамках фирм, а также анализа приоритетных направлений НТП, прогноза развития общественных потребностей на макро-уровне. Прогноз рынка позволяет заблаговременно сокращать выпуск устаревающих товаров и переходить к качественно новым моделям и видам продукции. Маркетинговая система управления производством создает возможность еще до начала производства приводить индивидуальные затраты компаний, выпускающих основную массу товаров данного вида, в соответствие с общественно необходимыми затратами.

Таблица 2.1. Некоторые отличия современного капитализма от чистого капитализма

Основные черты Капитализм XVIII-XIX вв. Капитализм второй половины XX в.
Масштабы обобществления производства Обобществление производства в рамках предприятия Обобществление и огосударствление части хозяйства в национальном и интернациональном масштабах
Преобладающая форма собственности Экономическая деятельность единоличных предпринимателей-капиталистов Экономическая деятельность на базе коллективной, частной и государственной собственности
Регулирование экономики Саморегулирование индивидуальных капиталов на основе свободного рынка при слабом вмешательстве государства Активное государственное регулирование национальной экономики для стимулирования потребительского спроса и предложения, предотвращения кризисов, безработицы и т.д.
Социальные гарантии Социальная незащищенность граждан в случаях безработицы, болезни, старости Создание государственных и частных фондов социального страхования и социального обеспечения

Государственные отраслевые и общенациональные программы (планы) также оказывают существенное влияние на объем и структуру производимых товаров и услуг, обеспечивая их большее соответствие изменяющимся общественным потребностям.

Задача использования ресурсов решается в рамках крупных компаний на основе стратегического планирования с учетом наиболее перспективных отраслей. В то же время перераспределение ресурсов на развитие новейших отраслей происходит за счет бюджетных ассигнований, государственных общенациональных и межгосударственных программ, проведения НИОКР в приоритетных направлениях НТР. Например, в настоящее время реализуются общеевропейские программы "Эврика" и "Эсприт".

Наконец, задача распределения созданного валового национального продукта (ВНП) решается не только на основе традиционно сложившихся форм, но и дополняется выделением все больших ресурсов как крупными компаниями, так и государством для вложений в развитие человеческого фактора (финансирование систем образования, в том числе переподготовки работников различной квалификации, совершенствование медицинского обслуживания населения, социальные нужды).

На социальное обеспечение, реализацию многочисленных программ борьбы с бедностью в развитых странах в настоящее время направляется не менее 30—40% всех государственных бюджетных ассигнований. Одновременно крупные фирмы заботятся о своих сотрудниках, стремясь активизировать работу персонала, повысить производительность труда, сократить потери рабочего времени и тем самым укрепить собственную конкурентоспособность.

Традиционная хозяйственная система.В экономически слаборазвитых странах существует традиционная экономическая система, которая базируется на отсталой технологии, широком распространении ручного труда, многоукладности экономики. Многоукладность экономики означает существование в данной экономической системе различных форм хозяйствования. В ряде стран сохраняются натурально-общинные формы, основанные на общинном коллективном ведении хозяйства и натуральных формах распределения созданного продукта. Огромное значение имеет мелкотоварное производство. Оно основано на частной собственности на производственные ресурсы и личном труде их владельца. В странах с традиционной системой мелкое товарное производство представлено многочисленными крестьянскими ремесленными хозяйствами, которые доминируют в экономике.

В условиях относительно слабо развитого национального предпринимательства огромную роль в экономике рассматриваемых стран часто играет иностранный капитал. В жизни общества преобладают освященные веками традиции и обычаи, религиозные и культурные ценности, кастовое и сословное деление, сдерживающие социально-экономический прогресс.

Решение ключевых экономических задач имеет специфические особенности в рамках различных укладов. Традиционной системе свойственна активная роль государства. Перераспределяя через бюджет значительную часть национального дохода, государство направляет средства на развитие инфраструктуры и оказаний социальной поддержки беднейшим слоям населения.

Административно-командная система (централизованно-плановая коммунистическая).Эта система господствовала ранее в CCCР, странах Восточной Европы и в ряде азиатских государств. В последние годы многие отечественные и зарубежные экономисты в своих работах попытались дать ее обобщенную характеристику.

Характерными чертами административно-командной системы являются: общественная (а в реальности государственная) собственность практически на все экономические ресурсы; монополизация и бюрократизация экономики в специфических формах; централизованное экономическое планирование как основа хозяйственного механизма.

Хозяйственный механизм административно-командной системы имеет ряд особенностей. Он предполагает, во-первых, непосредственное управление всеми предприятиями из единого центра — высших эшелонов государственной власти, что сводит на нет самостоятельность хозяйственных субъектов. Во-вторых, государство полностью контролирует производство и распределение продукции, в результате чего исключаются свободные рыночные взаимосвязи между отдельными хозяйствами. В-третьих, государственный аппарат руководит хозяйственной деятельностью с помощью преимущественно административно-распорядительных методов, что подрывает материальную заинтересованность в результатах труда.

При чрезмерной централизации исполнительной власти развивается бюрократизация хозяйственного механизма и экономических связей. По своей природе бюрократический централизм не способен обеспечить рост эффективности хозяйственной деятельности. Дело здесь прежде всего в том, что полное огосударствление хозяйства вызывает невиданную по своим масштабам монополизацию производства и сбыта продукции. Гигантские монополии, утвердившиеся во всех областях народного хозяйства и поддерживаемые министерствами и ведомствами, при отсутствии конкуренции не заботятся о внедрении новинок техники и технологии. Для порождаемой монополизмом дефицитной экономики характерно отсутствие нормальных материальных и людских резервов в случае возникновения диспропорций в народном хозяйстве.

В странах с административно-командной системой решение общеэкономических задач имело специфические особенности. В соответствии с господствовавшими идеологическими установками задача определения объема и структуры продукции считалась слишком серьезной и ответственной, чтобы передать ее решение непосредственным производителям — промышленным предприятиям, колхозам и совхозам. Поэтому структура общественных потребностей определялась непосредственно центральными плановыми органами. Однако, поскольку детализировать и предвидеть изменение общественных потребностей в таких масштабах принципиально невозможно, эти органы руководствовались преимущественно задачей удовлетворения минимальных потребностей.

Централизованное распределение материальных благ, трудовых и финансовых ресурсов осуществлялось без участия непосредственных производителей и потребителей в соответствии с заранее выбранными в качестве "общественных" целями и критериями на основе централизованного планирования. Значительная часть ресурсов согласно господствовавшим идеологическим установкам направлялась на развитие военно-промышленного комплекса.

Распределение созданной продукции между участниками производства жестко регламентировалось центральными органами посредством повсеместно применяемой тарифной системы, а также централизованно утверждаемых нормативов средств, направляемых в фонд заработной платы. Это вело к преобладанию уравнительного подхода в оплате труда.

Нежизнеспособность этой системы, ее негибкость и инертность в отношении внедрения достижений НТР, неспособность обеспечить переход к интенсивному типу экономического развития послужили причиной социально-экономических преобразований во всех бывших социалистических странах. Сегодня стратегия экономических реформ в этих странах хотя и определяется ориентирами развития мировой цивилизации, однако полностью зависит от внутренних возможностей каждого государства. При определении стратегии развития регионов России также учитываются внутренние возможности территорий страны.

Контрольные вопросы

1. Что представляет собой экономическая система?

2. Каковы элементы экономической системы?

3. Что включает в себя хозяйственная система?

4. Каковы типы хозяйственных систем?

5. Какие факторы определяют тип и вид рыночной экономики?

Типы хозяйственных систем

Хозяйственная система - это совокупность производственно- экономических отношений, социально-экономических отношений, на основе которых формируется взаимодействие субъектов хозяйствования в рамках законодательства государства. Выделяют следующие хозяйственные системы:

  • 1) рыночная экономика со свободной конкуренцией;
  • 2) традиционная хозяйственная система;
  • 3) административно-командная система.

В определенных хозяйственных системах существуют разные модели рыночных экономик, которые представлены в мировом сообществе. По сравнению с другими хозяйственными системами рыночная система хозяйствования проявила себя как наиболее гибкая, способная перестроиться и приспособиться к быстрым внешним и внутренним изменениям экономических тенденций. При развитии рыночной экономики хозяйственный механизм кардинальным образом меняется.

До настоящего времени (после отказа от командно-административной системы) планирование хозяйственной деятельности экономической системы практически не применяется.

Плановые методы используются на микроуровнях - на предприятиях и фирмах при применении маркетинговой стратегии системы управления. На макроуровне плановые методы применяются при государственном регулировании экономики (к примеру, планирование государственного бюджета). Планирование развития хозяйственного процесса является инструментом приспособления к требованиям рыночной системы. Многие трудноразрешимые задачи с помощью планирования становятся вполне реализуемыми. К примеру, вопрос об объеме и структуре производимой продукции может разрешиться с помощью маркетинговых исследований, анализа направлений научно-технического прогресса и т.д. Прогнозирование рыночных тенденций дает возможность сократить производство устаревших товаров и перейти к более совершенным новым моделям продукции.

Современная рыночная экономика представлена несколькими типами хозяйственных систем. Сами хозяйственные системы могут подразделяться на несколько типов. Региональная экономика и управление: Учебное пособие, 2-е изд., перераб. и доп. - СПб.: Питер, 2010

Под хозяйственной системой также понимается система производственно-экономических отношений, определяющая порядок взаимодействия хозяйствующих субъектов в рамках определенных правил и условий, оговоренных или установленных законодательством данного государства.

В последние два столетия в мире действовали различные типы хозяйственно-экономических систем. В рыночной экономике цены на товары и услуги устанавливает рынок под влиянием спроса.

Согласно действующему на рынке закону спроса, объем покупок обратно пропорционален уровню цен. При понижении цен сделать покупку может большее число потребителей, а при повышении цен -- количество покупателей сокращается.

В рамках определенных хозяйственных систем могут существовать различные модели рыночных экономик. Все они широко представлены в современном мире.

Из всех хозяйственных систем рыночная система оказалась наиболее гибкой: она способна перестраиваться, приспосабливаться к изменяющимся внутренним и внешним экономическим условиям. Игнатов В.Г., Бутов В.И. Регионоведение и управление - М., 2009

В развитой рыночной экономике хозяйственный механизм претерпевает существенные изменения. Плановые методы хозяйствования получают дальнейшее развитие в рамках отдельных фирм в виде маркетинговой системы управления. В то же время на макро-уровне развитие плановых методов связано с государственным регулированием экономики.

Государственные отраслевые и общенациональные программы (планы) также оказывают существенное влияние на объем и структуру производимых товаров и услуг, обеспечивая их большее соответствие изменяющимся общественным потребностям.

Задача использования ресурсов решается в рамках крупных компаний на основе стратегического планирования с учетом наиболее перспективных отраслей.

Традиционная хозяйственная система. В экономически слаборазвитых странах существует традиционная экономическая система, которая базируется на отсталой технологии, широком распространении ручного труда, многоукладности экономики. Многоукладность экономики означает существование в данной экономической системе различных форм хозяйствования.

Административно-командная система (централизованно-плановая коммунистическая). Эта система господствовала ранее в CCCР, странах Восточной Европы и в ряде азиатских государств. В последние годы многие отечественные и зарубежные экономисты в своих работах попытались дать ее обобщенную характеристику.

  • 1. Характерными чертами административно-командной системы являются: общественная (а в реальности государственная) собственность практически на все экономические ресурсы;
  • 2. монополизация и бюрократизация экономики в специфических формах; централизованное экономическое планирование как основа хозяйственного механизма. Королевская В.И., Хохлов С.Н. Управление региональной экономикой в условиях рынка: Учебное пособие для вузов. - М., 2011

Хозяйственный механизм административно-командной системы имеет ряд особенностей. Он предполагает, во-первых, непосредственное управление всеми предприятиями из единого центра -- высших эшелонов государственной власти, что сводит на нет самостоятельность хозяйственных субъектов. Во-вторых, государство полностью контролирует производство и распределение продукции, в результате чего исключаются свободные рыночные взаимосвязи между отдельными хозяйствами. В-третьих, государственный аппарат руководит хозяйственной деятельностью с помощью преимущественно административно-распорядительных методов, что подрывает материальную заинтересованность в результатах труда. Комаров М.П. Инфраструктура регионов мира: Учебник. - СПб., 2012.

9 Основные типы хозяйственных систем

Основными элементами экономической системы являются социально-экономические отношения, базирующиеся на сложившейся в каждой экономической системе формах собственности и результатах хозяйственной деятельности; организационные формы хозяйственной деятельности; хозяйственный механизм, то есть способ регулирования экономической деятельности на макроэкономическом уровне; конкретные экономические связи между хозяйственными субъектами. Основные типы хозяйственных систем включают: рыночная экономика свободной конкуренции (чистый капитализм) - отличительные особенности: частная собственность на инвестиционные ресурсы; рыночная механизм регулирования макроэкономической деятельности, основанный на свободной конкуренции; наличие множества самостоятельно действующих покупателей и продавцов каждого продукта и товара. Одной из главных предпосылок чистого капитализма выступает личная свобода всех участников экономической деятельности, не только предпринимателя, но и наемного работника; современная рыночная экономика - она способна перестраиваться, приспосабливаться к изменяющимся внутренним и внешним условиям. Плановые методы хозяйствования получают дальнейшее развитие в рамках отдельных фирм в виде маркетинговой системы управления. На макро уровне - развитие плановых методов связано с государственным регулированием; традиционная система - базируется на отсталой технологии, широком распространении ручного труда, многоукладной экономике; административно - командная система - общественная (государственная) собственность практически на все экономические ресурсы, монополизация и бюрократизация экономики в специфических формах, централизованное экономическое планирование как основа хозяйственного механизма.

10 Формы собственности в смешанной экономике

Смешанная экономика (современная рыночная экономика) характеризуется существенными изменениями в хозяйственном механизме. Происходит обобществление и огосударствление части хозяйства в национальном и интернациональном масштабах. Экономическая деятельность строится на базе коллективной частной и государственной собственности. Осуществляется активное государственное регулирование национальной экономики для стимулирования потребительского спроса и предложения, предотвращения кризисов и безработицы. Создаются государственные и частные фонды социального страхования и социального обеспечения. В процессе формирования рыночных отношений доля государственной собственности постепенно сокращается, развиваются различные формы индивидуальной и коллективной собственности: индивидуальные предприятия, товарищества с полной и с ограниченной ответственностью, акционерные общества открытого и закрытого типов, кооперативы, ассоциации т.п. В развитых странах с рыночной экономикой (Щвеция, Япония, США) хозяйственная мощь страны обычно сосредоточена в руках акционерных компаний открытого типа, хотя количественно они уступают индивидуальным предприятиям и товариществам.

11 Внешние эффекты (экстерналии). Права собственности, трансакционные издержки и эффективность. Теорема Коуза

Право собственности реализуется в предпринимательской деятельности. Предпринимательская деятельность - это инициативная, самостоятельная деятельность граждан и их объединений, направленная на организацию производства, получение прибыли и осуществляемая на их риск и имущественную ответственность. Эффективностью производства называется достижение максимального результата при минимальных затратах необходимых трудовых и материально-технических ресурсов. Реализация прав собственности в процессе предпринимательской деятельности связана с появлением внешних эффектов (экстерналий). Внешними эффектами называется отражение результатов деятельности предпринимателя на состоянии окружающей природной или исторической среды, на деятельности или состоянии третьих сторон, не связанных с предпринимателем. Отрицательные эффекты вызывают конфликты между предпринимателем, третьими сторонами и государственными органами. Отрицательными эффектами называются денежные или иные издержки, навязываемые предпринимателем третьим лицам и экономическим субъектам без их согласия, ущерб им или обществу в целом. К числу общих положений новой институциональной теории относится теорема Коуза: существование экстерналий приводит к расхождению между частными и социальными издержками (по формуле - социальные издержки равны сумме частных и экстернальных, то есть возлагаемых на третьих лиц). В случае отрицательных внешних эффектов частные издержки оказываются ниже социальных, в случае положительных внешних эффектов - социальные издержки ниже частных. Конечный вывод Коуза: при любом распределении прав собственности, исход оказывается одним: права все равно переходят к той стороне, которая ценит их выше, а структура производства остается неизменной и оптимальной. Издержки, которые существуют при каждой сделке - на проведение переговоров, осуществление надзора, установление взаимосвязей и устранение разногласий - называются трансакционными, или издержками использования рыночного механизма. Классификация трансакционных иждержек включает: издержки поиска информации - затраты времени и ресурсов на получение и обработку информации, а также потери от несовершенной информации; издержки ведения переговоров; издержки измерения - затраты на промеры, измерительную технику, потери от ошибок и неточностей; издержки по спецификации (точному определению) и защите прав собственности - расходы на содержание судов, арбитража, органов государственного управления, затраты времени и ресурсов, необходимые для восстановления нарушенных прав, а также затраты на воспитание в духе соблюдения не писанных правил и норм; издержки оппортунистического поведения (отлынивание или вымогательство). Под системой прав собственности понимается все множество норм, регулирующих доступ к редким ресурсам. Эти нормы могут санкционироваться не только государством, но и обществом - в виде обычаев, моральных установок и т.п. Необходимым условием эффективной работы рынка является точное определение прав собственности. Чем яснее определены и надежнее защищены права собственности, тем теснее связь между действиями экономических агентов и их благосостоянием.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.