Типология политических систем развитие политических систем шпора

Краткий обзор тем по политологии: политическая система и ее виды, политическое лидерство, типология, сущность и функции государства, политическая элита, концепции политического лидерства.

политология к зачёту туризм2011(1).doc

14. Типология политических систем.

Категория политической системы выполняет в политологии двоякую функцию: с одной стороны, она позволяет выделить различные элементы политической жизни, выяснить характер их взаимодействия, с другой – представить политику как определенную целостность, выделить общие черты политической жизни в разных странах, сопоставить разные типы ее организации. В этом случае можно говорить о различных типах политических систем. Ясно, что поскольку основания выделения и сопоставления способов организации политической жизни могут быть разные, то различными оказываются и типологии политических систем.В зависимости от характера политического режима политические системы бывают демократическими, авторитарными и то-талитарными. Характерные черты политической систенмы демократического типа:■ правление большинства;■ свобода критики и оппозиции правительству;■ защита меньшинства и в свою очередь его лояльность к по-литическому сообществу; ■ право народа на участие в решении государственных дел; уважение и охрана прав человека.Характерные черты политической системы авторитарного типа:■ использование сильных, жестких средств решения социальных и политических проблем, опора на репрессивные органы в деятельности;■ ограничение политических свобод граждан, подавление оппозиции;■ централизация управления, подавление региональной и личностной автономии;■ сосредоточение функций управленияобществом в одном лице или узком социальном слое.Характерные черты политической системы тоталитарного типа:■ отрицание или значительное ограничение прав и свобод личности, установление жесткого контроля государства над всеми сторонами жизни общества;■ стирание грани между личным и общественным, индивидуальным и публичным, смешение свободы с властью;■ радикальное ограничение инициативы индивида, его полная зависимость от государственной машины в решении практически всех политических проблем.

15.Сущность, типология и функции государства.

16.Понятие политического режима, его разновидности.

17.Политическая элита: сущность и функции.

ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЭЛИТА — внутренне сплоченная, составляющая меньшинство социальная общность, выступающая субъектом подготовки и принятия важнейших стратегических решений в сфере политики и обладающая необходимым для этого ресурсным потенциалом. Ее характеризует близость установок, стереотипов и норм поведения, единство (зачастую, относительное) разделяемых ценностей, а также причастность к власти (независимо от способа и условий ее обретения). Используемые политической элитой ресурсы как правило многообразны и не обязательно имеют характер политических. Для характеристики ресурсного потенциала политических элит эффективно использование концепции многомерного социального пространства П. Бурдье. Важнейшей характеристикой политической элиты является способ легитимации власти, обуславливающий механизмы выработки и принятия политических решений, а также трансляции принятых решений на уровень массового сознания и поведения.Наиболее существенные функции политической элиты: стратегическая — определение политической программы действий путем генерирования новых идей, отражающих интересы общества, выработка концепции реформирования страны; организаторская — осуществление на практике выработанного курса, воплощение политический решений в жизнь;коммуникативная — эффективное представление, выражение и отражение в политических программах интересов и потребностей различных социальных слоев и групп населения, предполагающая также защиту социальных целей, идеалов и ценностей, характерных для общества; интегративная — укрепление стабильности и единства общества, устойчивости его политической и экономической систем, недопущение и разрешение конфликтных ситуаций, обеспечение консенсуса по основополагающим принципам жизнедеятельности государства.

18.Сущность, типология и функции политической партии

19.Основные типы политического лидерства.

20.Сущность и основные разновидности политической идеологии.

В отечественной и зарубежной литературе указывается на такие основные виды современных политических идеологий:

  • Коммунистическая (марксизм- ленинизм);
  • Социал – демократизм;
  • Неолиберализм;
  • Неоконсерватизм.

Коммунистическая (социалистическая) идеология, безусловно, нуждается в критическом переосмыслении в свете современного мирового опыта кризиса модели государственного социализма, что делается самими марксистами в последние годы. Речь не идет в данном случае о положительной или отрицательной оценке содержания новых взглядов. Констатируется сам факт позитивной критики данной идеологической системы.

Неолиберализм - современная форма либерализма - идейно- политического течения, объединяющего сторонников буржуазно- парламентского строя и связанных с ним свобод в экономической, политической и других сферах жизни. Служит идейной основой правового равенства индивидов и правового государства, как воплощения естественного довода между свободными индивидами. Он продолжает набирать очки в нынешних условиях, поскольку современный научно- технический прогресс предполагает возрастание роли индивидуальных способностей человека, личной свободы и ответственности.

21.Сущность и типы политической культуры.

политическая культура — часть общей культуры, включающая исторический опыт, память о социальных и политических событиях, политические ценности, ориентации и навыки, непосредственно влияющие на политическое поведение. ервый основной тип - патриархальный . Система с таким типом культуры единовластно управляется вождями и характеризуется полным отсутствием у граждан какого-либо интереса к политической системе, поскольку она требует от них слепого подчинения. Этот тип культуры встречается у отсталых племен, но его проявления продолжают влиять и на вполне современные общества. Современная китайская политическая культура, например, содержит немало элементов патриархального типа.

23.Партии в системе властных отношений.

24.Политические идеи в древности, основные формы политического правления Аристотеля и Платона.

На протяжении истории человечества и в настоящее время существовало и существует огромное количество политических систем. С целью облегчения исследования и изучения проводятся их классификации. Наряду с используемой ранее категорией "тип государства" можно говорить и о типах политических систем. Тип политической системы – это совокупность общих признаков, свойственных определенным группам политических систем. Данная категория отображает прежде всего момент изменчивости, развития изучаемого явления. Классификации политических систем проводят по различным основаниям (т.е. но тем признакам, по которым мы различаем или объединяем те или иные политические системы).

Применяя так называемый формационный подход к истории развития общества, можно выделить политическую систему рабовладельческого, феодального, буржуазного и социалистического общества.

В зависимости от положения личности в обществе (отсутствие либо провозглашение и наличие гарантий прав и свобод граждан), степени централизации власти и методов ее осуществления выделяют две основные категории политических систем: авторитарные (или авторитарные и тоталитарные, или традиционные) и демократические (или либерально-демократические, или современные).

Основные характеристики этих типов политических систем сходны с уже рассмотренными чертами основных видов политического режима: авторитарного и демократического (см. гл. 6). Большинство существовавших в истории человечества политических систем являлось авторитарными. Переход к демократическим политическим системам начался в Новое время, в период буржуазных революций, и продолжается до сих пор. Между двумя крайними типами лежит огромное множество переходных политических систем, тяготеющих либо к авторитаризму, либо к демократии. Они складываются в обществах, осуществляющих революционные или эволюционные преобразования в том или ином направлении.

Существуют и иные классификации политических систем. В частности, по отношению к действительности различают консервативные политические системы, которые характеризуются относительной стабильностью политических институтов, и реформаторские, в которых те или иные политические институты формируются или развиваются. В зависимости от направленности развития говорят о прогрессивных или реакционных политических системах.

В современной политологии распространена классификация политических систем, разработанная американским ученым Г. Алмондом (см.: Основы политической науки: учеб, пособие. Ч. 2. М., 1993. С. 90–92). В качестве основания классификации здесь выступает состояние политической структуры и уровень политической культуры. В зависимости от названных критериев выделяются следующие типы политических систем.

Политическая система англо-американского типа (США, Англия, Канада, Австралия) характеризуется однородностью культуры. Политические цели и средства их достижения разделяют все. Большинство населения превыше всего ставит свободу личности, массовое благосостояние и безопасность. Эта политическая система четко организована (каждый элемент выполняет свои функции), стабильна.

Для политической системы континентально-европейского типа (Франция, Германия, Италия) характерны смешанная политическая культура, сосуществование новых и старых культур; наличие многих политических партий с разной идеологией и старыми традициями, имеющих значительное влияние в обществе.

Доиндустриалъной (или частично индустриальной) политической системе (многие страны Азии, Африки, Латинской Америки) также свойственна смешанная политическая культура, но она сильно отличается от смешанной политической культуры западноевропейских систем, поскольку может соединять в себе самые неожиданные противоположности, западные ценности, этнические и религиозные традиции. Для данного типа политической системы характерны личный авторитаризм, высокий уровень насилия и т.п.

Отличительными особенностями политической системы тоталитарного типа (фашистская Италия, нацистская Германия, страны "мировой системы социализма") являются чрезмерная централизация власти, высокая степень насилия и т.д.

Существование политических систем во времени представляет собой процесс изменения (развития или деградации) политических отношений и институтов, в котором можно выделить ряд закономерностей: тенденции концентрации и деконцентрации власти, ее централизации и децентрализации; общий процесс усложнения системы и ее подсистем (появление и увеличение числа партий, ассоциаций и т.п.); юридическое оформление (формализация) различных институтов политических систем; расширение политического участия, т.е. более полное включение членов общества в политическую жизнь (формирование демократических институтов, всеобщие и прямые выборы, самоуправление и т.п.); реорганизация отношений власти и народа (переход от командно-приказных, деспотических и конфликтных отношений "сверху вниз" к договорным конституционным и согласительным); развитие конституционного процесса; формирование в структуре политической системы массовых процессов (крупных политических движений в поддержку политических преобразований или против них, в периоды выборов и т.д.); разрастание аппаратов управления, органов принуждения, армии, пропагандистских, образовательных, воспитательных учреждений, осуществляющих политическую социализацию и пр.; развитие ассоциативных форм политической жизни (формирование различных групп единомышленников, союзов, народных движений, фронтов). (Подробнее об этих и некоторых других закономерностях развития политических систем см., например: Политология: Энциклопедический словарь. С. 273–277.)

Общая характеристика типологии политических систем

Несмотря на различие в подходах к проведению характеристики современных политических систем, общепризнанным является тезис о том, что в настоящее время наблюдается многообразие соответствующих систем, указывающее на различие способов обеспечения взаимосвязи и взаимозависимости подсистем, образующих политическую целостность в различных государствах.

При этом необходимо обратить внимание на то, что характер взаимодействия соответствующих внутренних элементов политических систем влияет целый комплекс различных факторов, обуславливающих существование в специальной литературе множества классификаций политических систем.

Так, например, в числе классификационных оснований для проведения анализа разновидностей политических систем могут выступать: культура, исторические традиции, уровень и характер экономического развития, зрелость гражданского общества, и т.д., доминирование которых является основанием для типологизации политических систем.

В частности, в наиболее общем виде на наиболее ранних этапах развития политической науки классификация политических систем проводилась исходя из характера их взаимоотношений с внешней средой. В рамках обозначенной классификации политические системы подразделялись на открытые, которые активно обмениваются достижениями с внешним миром и успешно осваивают ценности иных систем, и закрытые, для которых, в свою очередь, характерны ограниченные связи с внешней средой, невосприимчивость к ценностям иных систем, и т. д.

  • Курсовая работа Типология политических систем 420 руб.
  • Реферат Типология политических систем 230 руб.
  • Контрольная работа Типология политических систем 190 руб.

Кроме того, в качестве основания для типологизации политических систем в специальной литературе выделяется социально-экономический фактор, обуславливающий господство экономически доминирующего класса.

Основоположниками обозначенной концепции и соответствующей ей типологизации политических систем являлись К. Маркс и Ф. Энгельс, в рамках идей которых за основу принимался способ производства. Исходя из данного критерия, авторы предлагали выделять рабовладельческую, феодальную, буржуазную и социалистическую политические системы.

Однако, как отмечается в специальной литературе, в отмеченных выше типологиях абсолютизируется роль одного фактора и не учитывается влияние других переменных, что делает их недостаточно прагматичными.

В этой связи, в процессе проведения характеристики типологий политических систем представляется необходимым подробнее остановиться на их различных разновидностях, утверждаемых исходя из содержания тех или иных классификационных оснований.

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

Типология политических систем Г. Алмонда

В качестве одной из наиболее распространенных в современной политологической литературе типологий политических систем, выступает система дифференциации, предложенная Г. Алмондом, в основание которой положен тип политической культуры и ролевой структуры, то есть структуры ролей, выполняемых официальной государственной властью и иными субъектами политического взаимодействия – партиями, группами давления, средствами массовой информации, и т.д.

Так, типами политических систем, выделяемых в рамках данной классификации выступают:

Типология политических систем Ч. Эндрейна

Еще одной типологией политических систем, получившей широкое распространение в специальной литературе, выступает классификация, предложенная американским политологом Чарльзом Эндрейном, исходя из понимания политической системы как механизма формулирования и воплощения в жизнь решений, затрагивающих интересы общества в целом.

Исходя из обозначенного понимания Ч. Эндрейн предложил дифференцировать следующие виды политических систем:

  • Народные (племенные) политические системы, складывающиеся в условиях безгосударственного общества, распространенного у примитивных африканских народов. Основополагающим принципом процесса принятия политических решений в условиях данной системы выступает общественная солидарность, основанная на преданности каждого членам общества священным ценностям;
  • Бюрократические авторитарные политические системы, получившие широкое распространение как на Западе, та и на Востоке, в рамках которых государство осуществляет строгий контроль над жизнедеятельность социальных групп, и, соответственно играет значительную роль в функционировании политической системы;
  • Согласительные политические системы, воплощающие идеалы свободы, равенства и обеспечения прав и свобод человека и гражданина;
  • Мобилизационные политические системы, основанные на активном участии масс в политической жизни общества.

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

Политическая система – это развивающийся саморегулируемый организм, активно реагирующий на импульсы извне, посредством которого происходит распределение материальных и духовных ресурсов, и снимающий конфликтную ситуацию.

Будучи чрезвычайно сложными, богатыми по содержанию явлениями, политические системы могут классифицироваться по различным ос­нованиям. Так, в зависимости от типа общества они делятся на традиционные, модернизированные демократии и тоталитарные (Р. Арон, У. Ростоу и др.), по характеру взаимодействия со сре­дой – на открытые и закрытые, по политическим культурам и их выражениям в формах организации власти – на англо-амери­канскую; континентально-европейскую; доиндустриальную и час­тично индустриальную; тоталитарную (Г. Алмонд). Наиболее известна следующая типология политических систем: тоталитарные, авторитарные и демократические.

Тоталитарная политическая система – политическая система, которая стремится к полному (тотальному) контролю государства над всеми сторонами жизни общества. К основным признакам такой системы относятся:

- централизованное руководство и управление экономикой;

- всеобщий контроль над поведением индивида в социальной сфере;

- господство официальной идеологии;

- сосредоточение в руках государства и партии всех средств массовых коммуникаций;

- концентрация в руках партии и государства всех средств вооруженного насилия.

Авторитаризм – политическая система, подразумевающая неограниченную власть одного лица или группы лиц, не допускающую политическую оппозицию, но сохраняющую автоно­мию личности и общества во внеполитических сферах. Иногда тоталитаризм рассматривается как крайняя форма авторитарного режима. Авторитарные режимы по сравнению с тоталитарными обладают большими шансами перехода к демократии, т.к. здесь уже проявляются независимые от государства экономические интересы, на базе которых могут сформироваться политические интересы, а следовательно, существует потенциал для политической самоорганизации гражданского общества. Основные признаки авторитаризма:

- автократизм (самовластие) или небольшое число носителей власти

- неограниченность власти, её неподконтрольность гражда­нам

- опора (реальная или потенциальная) на силу

- монополизация власти и политики, недопущение реаль­ной политической оппозиции и конкуренции

- отказ от тотального контроля над обществом, невмеша­тельство или ограниченное вмешательство во внеполитические сферы и прежде всего в экономику

- рекрутирование политической элиты путем назначения сверху, а не конкурентной электоральной борьбы

Демократия – политическая система общества, при которой законодательные и исполнительные функции осуществляются как через прямое народовластие (прямая демократия), так и через представителей, избираемых народом или какой-либо его частью (представительная демократия). Основные признаки, характеризующие демократический режим:

- выборность основных органов власти

- всеобщее, равное и тайное избирательное право

- принцип разделения властей

- наличие развитой системы представительства

- гарантия основных прав человека

- свобода выражения политических суждений

- демократическая процедура принятия решений(выборы, референдумы, парламентское голосование и др. альтернативные программы)

- разрешение конфликтов мирным путём

Типология политических систем по Г.Алмонду:

1. Англо-американский тип (США, Великобритания, Канада, Австрия) – целостность и определенность политической культуры, нормы и ценности которой разделяет подавляющее большинство общества и поддерживают государственные институты (свобода личности, ориентация граждан на повышение, рост индивидуального и общественного благосостояния); четкая дифференциация и функциональная определенность полит. ролей партий и групп интересов; легальность полит. борьбы.

2. Континентально-европейский тип (Франция, Германия, Италия) – менее однородные политические культуры, включающие в себя не только современные демократические ориентации, но и элементы старых верований, традиций, стереотипов; процессы идеологической борьбы, межпартийной конкуренции.

4. ПС доиндустриальных и частично индустриальных стран (Мексика, Бразилия) – традиции носят прямо противоположный характер, это придает противоречивый характер политическому процессу; права и свободы граждан ограничены; сильное влияние имеют воззрения, предполагающие ориентацию граждан на лидера, а не на программные цели правительства; как правило, авторитарный режим.

5. Тоталитарные ПС (жёсткие гегемонии) выражают идеологическую и административную монополию власти над обществом; власть предельно централизована, политические роли принудительны, а насилие является по сути единственным способом взаимодействия государства и общества; полит. участие граждан носит ритуальный и декоративный характер.




Типология политических систем

Многообразие политических систем, существующих в современном мире, указывает на то, что на процесс их формирования и функционирования оказывает влияние множество факторов: исторические традиции, культура, экономическое развитие, зрелость гражданского общества, геополитические условия и т.д. Преобладание тех или иных факторов обусловливает их особенности и неповторимость. Однако теоретический и практический интерес представляет то, что их сближает, позволяет выявить их роль универсальных механизмов и закономерностей их функционирования. Практическое значение классификаций политических систем состоит в определении достаточности условий, позволяющих политическим системам эффективно функционировать и успешно выполнять свою политическую роль.

Типология политических систем осуществляется на основе различных признаков (оснований). Так, одна из классификаций (типологий) исходит из характера взаимоотношения политических систем с внешней средой. По этому критерию политические системы подразделяются на закрытые и открытые. Закрытые политические системы имеют ограниченные связи с внешней средой, невосприимчивы к ценностям иных систем и самодостаточны, т.е. ресурсы развития находят внутри таких систем. Открытые системы активно обмениваются ресурсами с внешним миром, успешно усваивают передовые ценности иных систем, подвижны и динамичны. Примерами закрытых систем могут служить бывшие страны социализма (СССР, Венгрия, Болгария и др.). Развитые демократические государства Запада представляют собой пример открытых политических систем.

Французский политолог Ж. Блондель различает политические системы по содержанию и формам управления. Он выделяет: 1) традиционные политические системы, характерные для стран с монархическими системами, где правит закрытая монолитная элита и население исключено из политического процесса (Бахрейн, Бруней, Оман, Катар, Саудовская Аравия, Объединенные Арабские Эмираты); 2) авторитарно–бюрократические системы, представленные военными режимами стран Латинской Америки периода 70–80-х гг. (Чили, Аргентина, Уругвай); 3) авторитарно-неэгалитарные системы, существовавшие в странах, где были установлены фашистские режимы (Германия, Испания, Италия); 4) эгалитарно-авторитарные системы стран бывшей мировой системы социализма, где существовала относительно монолитная элита, господствовала идея социального равенства (Китай, Северная Корея, Куба); 5) конкурирующие олигархии, существующие в тех странах, где население фактически не оказывает влияния на результаты борьбы за власть между различными группами элит (Тонга, Западный Самоа); 6) либеральные демократии, в которых принятие политических решений ориентировано на ценности индивидуализма, свободы, собственности (Великобритания, Швеция, Франция, США, Канада, Австралия, Япония, Новая Зеландия).

В основу классификации политических систем может быть положен классовый принцип, т.е. интересы какого класса выражает политическая система. Подобная типология характерна для марксизма, который рассматривал политическую систему в качестве инструмента в руках экономически господствующего класса. По этому признаку выделялись рабовладельческая, капиталистическая и коммунистическая (социалистическая) политические системы.

Общепризнанной в западной политической науке является типология политических систем Г. Алмонда. он различал их по типу политической культуры и разделению политических ролей между участниками политического процесса. Г. Алмонд выделил четыре типа политических систем: англо-американская, европейско-континентальная, доиндустриальная и частично индустриальная, тоталитарная. Для англо-американской политической системы (США, Великобритания) характерна высокая степень разделения политических ролей и функций между участниками политического процесса: государством, партиями, группами интересов и т.д. Власть и влияние распределены между различными звеньями политической системы. Политическая система функционирует в рамках однородной (гомогенной) и плюралистической культуры, ориентированной на защиту общепризнанных в обществе либеральных ценностей: свободы, безопасности, собственности и т.д. Англо-американская политическая культура основана также на антиэтатизме, эгалитаризме, секуляризованности и индивидуализме. Европейско-континентальная политическая система (страны Западной Европы) отличается расколотостью политической культуры, наличием внутри национальных культур противоположных ориентаций, идеалов, ценностей, присущих какому–то классу, этносу, группе, партии. Поэтому разделение политических ролей и функций происходит не в масштабах общества, а внутри класса, группы, партии и т.д. Однако наличие разнородных субкультур не мешает находить в обществе согласие, поскольку имеется общая культурная основа – либеральные ценности. В целом в этих системах сильно влияние этатизма, элементов авторитарности (например, политические системы стран Центральной Европы). Доиндустриальные и частично индустриальные политические системы имеют смешанную политическую культуру: сосуществуют традиционные институты ценностей, норм, ориентаций и атрибуты западной политической системы (парламент, бюрократия и до). Причем, сами условия формирования такой политической культуры сопровождаются нарушением считавшихся священными обычаев, традиций, связей, ростом ощущения неустойчивости. В поисках порядка и защиты люди обращаются к харизматическому лидеру. Эти процессы, с точки зрения коммуникации и координации, усложняют отношения в обществе. Для политической системы данного типа характерно неотчетливое разделение властей, ограничение свободы, применение насилия. Тоталитарные политические системы функционируют на основе приоритета классовых, национальных или религиозных ценностей. Власть сконцентрирована в руках монопольно правящей партии или группы лиц. Она контролирует все стороны жизнедеятельности общества и индивида.

Достаточно часто исследователями осуществляется типологизация политических систем, основывающаяся на форме государства. При таком подходе внимание концентрируется на двух признаках: 1) кто правит, 2) каково территориальное устройство политической системы. В соответствии с первым признаком современные политически системы общества делятся на монархические (абсолютные или конституционные) и республиканские (парламентские или президентские). Согласно второму признаку, политические системы общества дифференцируются на унитарные, федеративные и конфедеративные.

Широко известна типология современных политических систем, базирующаяся на учете сложившейся в различных странах мира практики формирования правительства политическими партиями. Сообразно такому подходу выделяются однопартийные, двухпартийные, многопартийные политические системы.

Одна из достаточно простых, широко распространенных, а главное, достаточно глубоких их классификаций – деление политических систем на тоталитарные, авторитарные и демократические. Критерием их разграничения служит политический режим – это упорядоченное взаимодействие структур политической системы, а также совокупность политико-правовых средств и методов достижения политических целей и осуществления государственной власти. Данное понятие раскрывает динамический, функциональный характер политической системы. По этому критерию выделяются тоталитарные политические системы, авторитарные и демократические. В самом общем виде для тоталитарной политической системы характерно полное подчинение общества и личности власти, всеобъемлющий (тотальный) контроль за гражданами со стороны государства. Авторитаризм отличается неограниченной властью одного лица или группы лиц над гражданами при сохранении автономии личности и общества во внеполитических сферах. И, наконец, демократия характеризуется контролем общества (большинства) над властью.

Группировка объектов возможна в формах типологизации, классификации, таксономии. Типологизация есть метод поиска критериев распределения объектов по группам, ее результат – типология как однородная группировка объектов. Существуют две формы типологии: теоретическая (строится на основе абстрактных признаков, идеальное построение) и эмпирическая (основана на фактическом материале, конкретизации свойств объектов). Классификация – использование формальных методов разбивки объектов на группы. Таксономия – простая форма распределения по группам на основе внешних признаков. Типология объектов подчиняется ряду правил: охват всей совокупности объектов; существенность и целостность критериев; равномерность распределения; сравнимость критериев.

Сложилась довольно разнообразная классификация политических систем:

- эволюционные или сравнительно-исторические (акцент на динамике, последовательности развития систем и режимов);

- морфологические (изучается строение систем): линейные бинарные – парные; координатные – множественные на основе двух и более критериев.

Рассмотрим различные типы.

Линейная биполярная (Г.Лассуэлл, А.Каплан): демократическая и деспотическая. Критерии группировки – расположение, границы, разделение власти, рекрутирование элит, распределение ресурсов, принятие решений).

Линейная типология (Г.Алмонд, Б.Пауэлл): демократические и авторитарные. Критерий – политический контроль, политическая направленность которого определяется по трем элементам (правящие, управляемые, органы управления). Политическая система демократична, если управляемые контролируют правящих, налагают ограничения на поведение элит). Используется также критерий внутрисистемной автономии – степени развитости организаций и инструментов политического участия и степени организационной независимости. По этому критерию образован континуум демократических систем: предмобилизационные, низко автономные (Мексика, например), ограниченно автономные (4-я республика во Франции), высоко автономные (Великобритания).Политическая система авторитарна, если правящие имеют преимущество в контроле над управляемыми. Континуум таких систем: радикально-тоталитарные (СССР), консервативно-радикальные (фашистская Германия), предмобилизационно-авторитарные (Гана), осовремененные авторитарные (Бразилия).

Двухмерная координатная типология (Р.Даль): на основе двух критериев – отношения к допустимой оппозиции, политической конкуренции (полная, неполная. Два типа – конкурирующая олигархия, полиархия) ; участия населения в процессе публичного соперничества за власть (небольшая и большая пропорции участия. Два типа – закрытые гегемонии, включающие гегемонии)

Двухмерная типология демократических систем (А.Лейпхарт). Критерии – структура общества (однородная, плюралистическая), поведение элит (коалиционное, враждебное). На этих основах выделяются деполитизированные, сообщественные, центростремительные, центробежные демократии.

Координатная типология с большим количеством критериев Ж.Блонделя. Переменные (критерии) – политическая конкуренция, структура элиты, политическое участие населения. Типы: исключающие (эксклюзивные), включающие (инклюзивные) конкуренцию системы; закрытые с монопольной элитой – традиционные, эгалитарно-авторитарные; закрытые с дифференцированной элитой – авторитарно-бюрократические, авторитарно-эгалитарные; открытые – конкурирующая олигархия, либеральная демократия.

Переходные системы (Хакггард, Кауфман). Критерий – кризис системы в трех формах: кризис легитимности авторитарной системы, кризис экономического развития, политический кризис. Типология – кризисные и некризисные системы. Другой критерий – характеристика политических элит (какая группа осуществляет переходный процесс – старая элита или новая контрэлита.; какая форма перехода выбрана правящей элитой – конфронтация или приспособление. Отсюда следующие формы перехода от авторитаризма к демократии – революция сверху, революция снизу, социальная революция, консервативная реформа, реформа посредством разрыва, реформа через выпутывание, реформа через компромиссы

Лекция № 14. Институт президентства: сравнительный анализ

Известно, что все республики подразделяются на парламентские, президентские, президентско-парламентские (смешанные, полупрезидентские). Шугарт и Кэри ввели понятие премьер-президентского режима, совпадающего по признакам с полупрезидентским, описанным Дюверже. Черта, при пресечении которой режим перестает быть таковым, является предоставление президенту права единолично решать вопрос о смещении министров.

Классификация систем с институтом президентства осуществляется на основе ряда критериев. По мнению А.В.Кынева (Полис, 2002, № 2), их несколько.

- Состав избирательного корпуса: избрание всенародное либо парламентом. В первом случае президент более самостоятелен, во втором - оба института как бы приобретают одинаковый статус.

- Способ избрания (для тех, кто избирается населением): абсолютный мажоритарный принцип однотуровый; относительный мажоритарный принцип двухтуровый; пропорциональная система. Особое значение приобретает при втором и третьем принципах стратегия и тактика согласования кандидатуры единого кандидата между партиями.

- Совмещение/разделение постов главы государства и главы правительства. При совмещении постов президент несет прямую ответственность за деятельность правительства. В другом случае он несколько отстранен от кабинета министров, не отвечая непосредственно за его работу.

- Механизм формирования правительства: кто назначает, смещает премьер-министра, министров.

- Наличие/отсутствие у президента права распустить парламент. Наделение президента таким правом как бы уравновешивает влияние парламента на формирование правительства, осуществление законодательной структурой вотума недоверия правительству.

- Наличие/отсутствие ограничений на переизбрание (в большинстве стран срок президентства – 4-5 лет, разрешается повторное пребывание в должности).

- Порядок замещения поста президента: возможность досрочных выборов, объявление импичмента, приостановление исполнения полномочий по состоянию здоровья или другим причинам, временное возложение обязанностей на определенную категорию руководящих лиц. Практика показывает, что режимы с досрочными выборами менее стабильны, а партии становятся избирательными машинами в полном смысле этого слова.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.