Технология дифференцированного обучения шпора


Технология дифференцированного обучения представляет собой совокупность организационных решений, средств и методов дифференцированного обучения, охватывающих определённую часть учебного процесса.

Скачать:

ВложениеРазмер
differentsirovannoe_obuchenie.doc 61 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования Московской области

Щукиной Анны Александровны

Технология дифференцированного обучения представляет собой совокупность организационных решений, средств и методов дифференцированного обучения, охватывающих определённую часть учебного процесса.

Дифференцированный подход в обучении – это:

  • создание разнообразных условий обучения для различных школ, классов, групп с целью учёта особенностей их контингента;
  • комплекс методических, психолого-педагогических и организационно- управленческих мероприятий, обеспечивающих обучение в гомогенных группах.

Еще при Петре I были открыты школы нескольких типов, таких как: училища для ученых людей, которые готовили выпускников для поступления в университеты; военные училища; гражданские училища, выпускники этих школ работали в канцеляриях; купеческие училища и т.д. Основными предметами в этих школах являлись математика и геометрия. Уже в этих учебных заведениях обучение носило дифференцированный характер.

Дифференциация в переводе с латинского означает разделение, расслоение целого на различные части, форы, ступени. Дифференцированное обучение – это не разделение студентов на группы, а технология обучения в одной группе обучающихся разных способностей. Создание наиболее благоприятных условий для развития личности обучающегося как индивидуальности.

  • дифференцированное обучение не цель, а средство развития индивидуальности;
  • проектирование (технологизация) его невозможно без знания индивидуальности каждого ученика как данности, с присущими только ему личностными особенностями;
  • только знание индивидуальности каждого ребенка обеспечивает построение личностно-ориентированной системы обучения.

По мнению Е.А. Юниной, дифференцированный подход представляет собой следующую последовательность действий:

• Преподаватель изучает особенности учащихся, прежде всего при помощи наблюдения.

• мысленно объединяет учащихся в микрогруппы по определенным признакам (например, по психосоматическим типам, уровням понимания и пр.).

• Преподаватель дает информацию и организует работу с ней на уроке с учетом определенных признаков дифференциации.

Таким образом, технология дифференцированного обучения, понимается как ориентация на психологические особенности учеников, выбор и применение соответствующих методов и приемов, различных вариантов заданий, дозировка домашней работы. Он является дидактическим принципом, вносящим свои коррективы в организацию процесса обучения.

Необходимость учитывать индивидуальные особенности учащихся в процессе обучения очевидна, ведь учащиеся по разным показателям в значительной мере отличаются друг от друга. Это требование находит отражение в технологии дифференцированного (в том числе индивидуализированного) обучения Е.А.Юниной.

Следовательно, в организации такого обучения – это раскрытие индивидуальных особенностей (возможностей) каждого обучающегося в развитии. Принципы дифференцированного обучения включают самый важный элемент образования – создание психологически комфортных условий. Режим работы по данной технологии позволяет преподавателю работать со всеми студентами группы, не усредняя уровень знаний обучающихся, позволяя слабому студенту видеть перспективу успеха, а сильному – иметь возможность творческого роста. Ученик становится субъектом процесса обучения. Ему отводится активная роль. Технология уровневой дифференциации обучения на основе обязательных результатов была разработана В. В. Фирсовым как один из вариантов развития технологии уровневой дифференциации.

Принцип дифференциации обучения – положение, согласно которому педагогический процесс строится как дифференцированный. Одним из основных видов дифференциации является индивидуальное обучение. Технология дифференцированного обучения представляет собой комплекс организационных решений, средств и методов дифференцированного обучения, охватывающих определённую часть учебного процесса. Изучение и анализ психолого-педагогической литературы показывает, что современная концепция среднего образования решительно отказывается от традиционной уравниловки, признавая многообразие форм обучения и получения среднего образования в зависимости от склонностей и интересов учащихся.

При внедрении дифференцированного обучения на уроках необходимо создать условия его осуществления:

Цель использования технологии дифференцированного обучения:

- обеспечение адресного построения педагогического процесса;

- оптимальная организация обучения, благодаря эффективной, плодотворной учебной деятельности каждого обучающегося.

Задача - определить наилучшие возможности сочетания на уроке фронтальной, групповой и индивидуальной работы с обучающимися.

Смысл дифференцированного обучения состоит в том, чтобы, зная индивидуальные особенности каждого ученика (уровень подготовки, развития, особенность мышления, познавательный интерес к предмету), определить для него наиболее целесообразный и эффективный вид деятельности, формы работы и типы заданий на уроке.

Принципы научности, личностнодеятельностности, природосообразности достигаются через, внутреннюю дифференциацию, внешнюю дифференциацию, мониторинг качества урока, занятия.

Результаты использования технологии дифференцированного обучения:

- Успешность обучающихся в учебно-познавательной деятельности;

- Созданию здоровьесберегающей среды;

- Формирование гуманистического мышления и гуманного поведения.

При дифференциации учащихся в соответствии с тем или иным уровнем преподавателю необходимо опираться на следующее:

- общий уровень обученности, развития обучающегося, отдельные особенности психического развития (память, мышление, познавательная деятельность);

- индивидуальные особенности обучающегося (склонность к гуманитарным предметам или точным наукам);

- неспособность ученика усваивать предмет по тем или иным причинам (кроме умственного развития);

В качестве основного пути осуществления дифференциации обучения выделяю две группы студентов:

  • первую группу составляют студенты, которые могут сводить сложное задание к цепочке простых действий, самостоятельно освоить новый материал, находить несколько способов для выполнения задания.
  • студенты второй группы имеют достаточные знания учебного материала, могут применить их при решении стандартных заданий. Затрудняются при переходе к выполнению заданий нового типа; не справляются самостоятельно с решением сложных (нетиповых) заданий.
  • студенты третьей группы имеют пробелы в знаниях учебного материала, самостоятельно могут сделать задания в один - два шага, выполнение более сложных заданий начинают со слепых проб, не умеют вести целенаправленный поиск пути выполнения задания. В этой группе могут быть обучающиеся, имеющие пробелы в знаниях и отставание в развитии вследствие частых пропусков уроков по болезни, в силу систематической плохой подготовки к урокам.

Знание уровня сформированности у студентов умений и навыков помогает преподавателю в подготовке к уроку, позволяет заранее спланировать все виды дифференцированных воздействий, подобрать соответствующие задания и продумать формы помощи для каждой группы обучающихся.

С помощью дифференцированных форм учебной деятельности реализуются следующие цели:

Для первой и второй группы:

  • Расширение и углубление знаний, формирование умений решать задачи повышенной сложности.
  • Развитие устойчивого интереса к предмету, углубление представлений о налоговой системе в экономике, в жизни страны.
  • Развитие умения самостоятельно работать с нормативно-правовыми актами, учебной, методической и научной литературой.
  • Доведение учащихся до более высокого уровня усвоения знаний и способов деятельности .

Для третьей группы

Дифференцированный подход к обучающимся осуществляю на всех этапах уроках:

При письменном опросе по карточкам студенты выполняют различное количество заданий.

- содержание задания одинаково для всей группы , но для сильных обучающихся время на выполнение работы уменьшается;

- содержание задания одинаково для всей группы, но для сильных обучающихся предлагаются задания большего объема или более сложные;

- задание общее для всей группы, а для слабых обучающихся дается вспомогательный материал, облегчающий выполнение задания (пример решения задачи, методика решения задачи);

Устная проверка знаний: первыми опрашиваю обучающихся 1 и 2 групп, сильные же дети исправляют и дополняют ответы. Часто для этого даю задания обучающимся 3 группы, найти дополнительные сведения по тому или иному вопросу (элементы исследовательской деятельности), или материал для сообщения каких-то интересных сведений, в качестве дополнения ответов детей.

2. Объяснение нового материала

При объяснении нового материала ставлю проблемные вопросы, стараюсь, чтобы на них отвечали сильные студенты, при чем слабых прошу повторить за сильными. Студентам 1 и 2 групп предлагаю ответить на вопросы известные из ранее изученного материала. Студентов из 3 группы иногда прошу подготовить самостоятельно некоторые вопросы нового материала и самим рассказать об этом одноклассникам, при этом они готовят наглядные пособия (презентации, доклады и т. д.).

3. Выполнение практических работ

Если на практических работах предлагаю всем задание одинаковой трудности, то для каждой группы дифференцирую количество информации, указывающей, как его выполнять: для 1 группы – подробная инструкция выполнения задания, для 2 группы – некоторые пункты на которые следует обратить внимание, для 3 группы – только цель.

4. Закрепление нового материала

При закреплении нового материала дифференцирую вопросы на закрепление. Для детей 3 группы сразу же предлагаю выполнить практическое задание. Для детей 2 группы предлагаю работу с учебником. Со слабыми студентами повторяю основные моменты, останавливаясь подробно на каждом. Часто при закреплении нового материала провожу самостоятельные работы. Количество заданий, а также время для их выполнения для разных групп даю различное. Сильным детям сообщаю цель задания, а средним и слабым – задания описываю более подробно. Со временем задания во всех группах усложняю, что способствует развитию мыслительной деятельности.

4. Домашнее задание

Первой группе на дом предлагаются задания, точно соответствующие обязательным результатам. Второй группе такие же задания и плюс более сложные задачи. Для третьей группы предлагается решить комплексные задачи. При определении объема работы следует исходить из средней нормы времени, затрачиваемого на приготовление задания, дня недели, загруженность студентов другими предметами.

Студентов 3 группы, учу работать с дополнительной литературой, выполнять дополнительные задания творческого характера, а также провести небольшие исследования. Эти студенты часто выступают с дополнительными сообщениями, докладами. Средним и слабым тоже предлагаю выступить, но для подготовки даю литературу или указываю источник.

  • исключение уравниловки и усреднения обучающихся;
  • повышение уровня мотивации учения в группах с высоким и достаточным уровнем учебных достижений;
  • обучающиеся продвинутого уровня не теряют время на решение однотипных задач, для обучающихся слабого уровня создаются определенные условия для выполнения задания.
  • объединение обучающихся в группы равных по способностям учащихся для облегчения учения и усвоения предметного материала;
  • создание щадящих условий для слабых обучающихся.

Любить детей - этого мало,

Людей неинтересных в мире нет.
Их судьбы – как истории планет.
У каждой все особое, свое,
И нет планет, похожих на нее.

Повышение эффективности обучения непосредственно связано с тем, насколько полно учитываются особенности каждого учащегося. Важной индивидуальной особенностью учащихся является их способность к усвоению знаний, т.е. обучаемость.

Под влиянием возрастающих требований жизни увеличивается объем и усложняется содержание знаний, подлежащих усвоению в школе. Чем глубже развивается этот процесс, тем более четко выступают индивидуальные различия в обучаемости школьников.

Не секрет, что подгонка знаний учащихся к формальным одинаковым требованиям тормозит умственное развитие школьников, снижает их учебную активность. При ориентации на "среднего школьника” в процессе обучения дети, как правило, перегружены учебной работой и в то же время интеллектуально недогружены.

Как сделать процесс обучения более гибким, более приспособленным к каждому ученику? Ответ на этот вопрос дает новая технология обучения "Уровневая дифференциация” , позволяющая более активно использовать потенциальные возможности учащихся. Уровневая дифференциация предполагает такие формы обучения, которые позволяют дать столько знаний для конкретного ученика, сколько он сможет в себя вместить.

Школа является важным этапом возрастного развития и становления личности детей, она должна и непременно обязана гарантировать высокий уровень образования. Наша школа обучает детей с разным уровнем развития, и так как массовая школа не в состоянии предложить каждому школьнику индивидуальную учебную программу, наши учителя ищут модели обучения, которые могут обеспечить развитие личности с учетом индивидуальных психологических и интеллектуальных возможностей.

Сегодня школа – в неустанном поиске новых, более эффективных подходов, средств и форм обучения и воспитания учащихся. Интерес к этому вполне понятен.

Большинство применяемых в образовании технологий ориентировано на групповой способ обучения при единых требованиях, затратах времени, объеме изучаемого материала без учета особенностей индивидуально-психологического развития каждого учащегося, что не приносит значительных результатов в обучении. Стандартная школа до последнего времени исходила из утверждения Ж..Ж.. Руссо, будто люди с рождения одинаковы и чисты, словно доски, но поступать так её заставляли не законы природы, а идеология. В результате школу не любят (а нередко и ненавидят) не только "лентяи”, но и вполне трудолюбивые дети.

Мы считаем, что успешность процесса учения зависит от многих факторов, среди которых не последнюю роль играет обучение соответственно способностям и возможностям ребенка, т.е. дифференцированное обучение.

Понятие "Дифференцированное обучение” в переводе с латинского "different” означает разделение, разложение целого на различные части, формы, ступени.

Вопрос дифференциации обучения и воспитания не раз рассматривался на педсоветах и в работе методических объединений коллектива нашей школы, и мы пришли к выводу, что дифференцированное обучение создает условия для максимального развития детей с разным уровнем способностей: для реабилитации отстающих и для продвинутого обучения тех, кто способен учиться с опережением. Этот вывод – не дань моде, а жизнь, доказавшая, что люди всё-таки рождаются разными.

Опыт последних лет показывает, что наиболее эффективной формой индивидуализации учебного процесса, обеспечивающего максимально благоприятные условия для ребенка (при подборе соответствующего уровня сложности учебного материала, соблюдение дидактических принципов доступности, посильности), является дифференцированное обучение.

Цель дифференцированного обучения: организовать учебный процесс на основе учета индивидуальных особенностей личности, т.е. на уровне его возможностей и способностей.

Основная задача: у видеть индивидуальность ученика и сохранить ее, помочь ребенку поверить в свои силы, обеспечить его максимальное развитие.

· Важным аспектом в развитии личности является осуществление индивидуального и дифференцированного подхода к учащимся в педагогическом процессе, так как именно он предполагает раннее выявление склонностей и способностей детей, создание условий для развития личности.

Основная цель использования технологии уровневой дифференциации – обучение каждого на уровне его возможностей и способностей, что дает каждому учащемуся возможность получить максимальные по его способностям знания и реализовать свой личностный потенциал. Данная технология позволяет сделать учебный процесс более эффективным.

Дифференцированное обучение требует от учителей изучения индивидуальных способностей и учебных возможностей (уровень развития внимания, мышления, памяти и т.д.) учащихся, диагностики их уровня знаний и умений по определенному предмету, что дает возможность осуществлять дальнейшую индивидуализацию с целью достижения коррекционного эффекта.

Дети всегда приступали, и будут приступать к изучению школьной программы с разными исходными предпосылками. В количественном отношении это выглядит так: большинство учащихся (около 65%) поступают в школу с примерно одинаковым уровнем психического развития, именно он и принимается за норму; 15% - в большей или меньшей степени этот уровень превосходят, а 20% детей, наоборот, его не достигают.

Как показывает практика, нормальные (имеющие показатели нормы по всем уровням развития) дети встречаются только в книгах. Практически каждый ребенок имеет те или иные (пусть незначительные) отклонения, которые в дальнейшем могут привести к отставанию в учебной деятельности.

Нельзя не отметить тот факт, что уровень готовности учащихся к обучению в школе (учебному процессу) не одинаков и снижается с каждым годом. У одних он соответствует условиям успешности их дальнейшего обучения, у других едва достигает допустимого предела.

Осуществляя дифференцированный подход, учителю следует руководствоваться следующими требованиями:

· создание атмосферы, благоприятной для учащихся;

· активно общаться с учащимися для того, чтобы учебный процесс был мотивирован; чтобы ребенок учился согласно своим возможностям и способностям; чтобы имел представление о том, чего от него ждут;

· обучающимся различных уровней предлагается усвоить соответствующую их возможностям программу (каждому "взять” столько, сколько он может).

Учителя для разноуровневого обучения используют:

· Карточки-информаторы, включающие наряду с заданием ученику элементы дозированной помощи

· Альтернативные задания для добровольного выполнения

· Задания, содержание которых найдено учеником

· Задания, помогающие в овладении рациональными способами деятельности

Разноуровневая дифференциация обучения широко применяется на разных этапах учебного процесса: изучение нового материала; дифференцированная домашняя работа; учет знаний на уроке; текущая проверка усвоения пройденного материала; самостоятельные и контрольные работы; организация работы над ошибками; уроки закрепления.

Приемы дифференцированного обучения

при опросе, подаче домашнего задания и оценивании учащихся

Приемы опроса учащихся

Очень часто на уроках формы опроса направлены на поиск пробелов и недостатков в знаниях учащихся. А ведь это должен быть поиск достоинств, знаний и умений. Главная задача в ходе опроса – поддержать, помочь, научить.

Прием 1. Солидарный опрос.

Ученик, вызванный к доске, не может справиться с заданием. Обращаемся к классу с вопросом: Кто может выполнить это задание? Затем из числа желающих выбираем наиболее предпочтительного (того, кто находится в хороших отношениях с отвечающим), и предлагаем ему шепотом помочь товарищу и научить его так, чтобы тот мог сам выполнить задание.

Почти тот же самый вариант, но немного измененный: ученика вызываем к доске, предлагаем ему тему, проблему или задание; затем он выбирает из класса того, в чьей помощи он нуждается (1-2 чел.), затем они берут все необходимые пособия, тетради, учебники и удаляются на последнюю парту, где в течение 15 минут идет подготовка, после чего ученик сдает учителю в присутствии своих тренеров изученный материал. Если ученик справился с заданием, он получает качественную оценку в баллах и поощрение на словах, оцениваем также труд тренеров, если опыт не получился, неудовлетворительная оценка не выставляется, а учитель думает над другими способами и заданиями, позволяющими ученику добиться успеха.

Прием 2. Взаимоопрос.

Три ученика, подготовленные провести опрос тех, кто хотел бы ответить на "5”, на "4” и на "3”, садятся каждый на своем ряду и приглашают желающих. Если ученик записался в группу, где он быстро ответил на вопросы и получил "3”, он может мигрировать в группу более высокого качества и попытать счастья там.

Прием 3. Тихий опрос.

Беседа с одним или несколькими учениками происходит полушепотом, в то время как класс занят другим делом, которое предложил учитель.

Прием 4. Защитный лист.

Ученик нередко приходит на урок неподготовленным.

В таких случаях обычны два сценария.

Первый: строгий учитель перед каждым уроком проверяет знания. Попался – наказан, не попался – повезло. Такая игра в "кошки-мышки” порождает недоверие и много других отрицательных эффектов.

Второй: Доброму учителю выгодно признаться до урока, для убедительности что-нибудь приврав. Добрый пожурит, пообещает проверить знания потом, но, заваленный многочисленными школьными делами, скорее всего забудет. Такая ситуация тоже отрицательно действует на ученика и психологически проигрышна для учителя. Как быть?

Перед каждым уроком, всегда в одном и том же месте, лежит "Лист защиты”, куда каждый ученик без объяснения причин может вписать свою фамилию и быть уверенным, что его сегодня не спросят. Зато учитель, подшивая эти листы, держит ситуацию под контролем.

Прием 5; Идеальный опрос (почти шутка).

Идеальный опрос – когда опроса нет, а функции его выполняются. Ученики сами оценивают степень своей подготовки и сообщают об этом учителю.

Приемы подачи домашнего задания

Вредный и достаточно распространенный прием – наказание домашним заданием повышенного объема или сложности. Но если уж задавать, то задавать с максимальной пользой.

Прием 1. Три уровня домашнего задания.

Учитель одновременно задает домашнее задание трех уровней .

Первый уровень – обязательный минимум. Главное свойство этого задания: оно должно быть абсолютно понятно и посильно любому ученику.

Второй уровень – тренировочный. Его выполняют ученики, которые желают хорошо знать предмет и без особой трудности осваивают программу. Эти ученики могут освобождаться от задания первого вида.

Третий уровень используется или нет учителем в зависимости от темы урока, подготовленности класса. Это – творческое задание. Обычно оно выполняется на добровольных началах и стимулируется учителем высокой оценкой и похвалой. Диапазон творческих заданий широк:

· частушки, басни, сказки, фантастические рассказы по учебным темам и т.п.;

· чайнворды, сканворды, кроссворды и т.п.;

· плакаты – опорные сигналы;

· мнемонические формулы, стихи и др.

Прием 2. Задание массивом.

Задается большой массив заданий сразу на достаточно большой промежуток времени. Например, из 50 заданий ученик должен выполнить 20. Важный психологический эффект: самостоятельный выбор задания дает возможность самореализации для ученика, происходит самосогласование ребенка и уровня заданий, которые он решает.

Прием 3. Сам себе учитель.

В течение последних 10 минут урока предлагаем учащимся придумать наиболее интересную форму и содержание домашнего задания. Кто какое домашнее задание для себя придумал, тот и будет его выполнять. Кто не сумел или не захотел придумать, тому домашнее задание формулируем сами.

Прием 4. Идеальное задание.

Достаточно схож с приемом 3. Учитель не дает никакого определенного задания, но функция домашней работы выполняется, то есть учитель предлагает школьникам выполнить дома работу по их собственному выбору и пониманию.

От педагога в момент оценки результатов требуется эмоциональная уравновешенность, необходимая для объективной оценки, доброжелательность – в момент оглашения оценок любого уровня, умение учитывать возможности и реальные достижения каждого учащегося. Главное, чтобы оценка на уроке стала стимулом для дальнейшего приложения сил. Человеку нужен успех.

Прием 1. Оценка – не отметка.

Оцениваем не только цифрой. Оцениваем словами, интонацией, жестом, мимикой.

Вариант: учитель, потирая ладони, с хитрым видом выдает группам на листочке задание каверзное, но посильное. Через 10 минут ученики справляются. Учитель: "Ну что с вами делать! Вы же мой золотой фонд невыполненных заданий погубите! Вот уж в следующий раз. ”

Прием 2. Рейтинг.

Завершив работу, ученик сам ставить себе отметку. За ту же работу отметку ставит и учитель. Записываем дробь. Например, 4/5. Задача учителя – приучить ученика к регулярному оцениванию своего труда.

Прием вводится на период согласования критериев отметки, а через некоторое время числитель и знаменатель все чаще совпадают.

Прием 3. Кредит доверия.

В некоторых случаях ставим отметку в "кредит”. Спорная четвертная. Предмет волнений и надежд. Учитель: "По отметкам ты на "4” ("5”) чуть-чуть не доработал. Но у меня создалось впечатление, что ты можешь и хочешь. Это так? Если да, то давай попробуем поставить тебе высокую оценку, а в следующей четверти станет ясно, насколько мы были правы”.

Прием 4. Система стимулов.

Вариант 1. Листочек с отложенной оценкой.

Не желая выставлять низкую оценку, выдаем учащемуся листочек, в который он записывает тему, заданный вопрос или задание, с которым не справился, дату и возвращает учителю. При следующем опросе предлагаем ученику ответить или выполнить задание, которое содержится в отложенном листке.

Вариант 2. Развернутая оценка.

Наряду с цифровой оценкой делаем запись, раскрывающую наше отношение к ученику и его достижениям.

Достаточно хорошей оценкой могут быть:

· благодарственное письмо или диплом "За победу на уроке”, "За маленькое открытие”, "За помощь другу”;

· благодарственная запись в дневнике;

· книга, открытка с дарственной надписью, стихотворение, посвященное ученику.

Среди приведенных приемов нет такого, который можно назвать самым главным. Радуга из одного цвета – не радуга. Только поддерживая друг друга, приемы дают "радужный” эффект. Многоцветную картину не нарисовать одним махом. Терпение и постепенность! Лучший способ загубить педтехнику – схватиться за все сразу.

Иногда бездумный перенос приемов, созданных в определенных условиях, в наши, совсем иные (в зависимости от класса, личности ученика), может привести к тому, что для этих прекрасных приемов "дети окажутся неподходящими”. Будем помнить, что в нашей профессиональной деятельности учителя главное не в том, чтобы учить, а в том, чтобы думать.

Пусть нашим девизом будут слова замечательного поэта Максимилиана Волошина:

Из всех насилий,
Творимых человеком над людьми,
Убийство – наименьшее,
Тягчайшее же – воспитанье.

И будем помнить, что "приемы педтехники – каждодневный инструмент учителя. Инструмент без работы ржавеет. А в работе – совершенствуется”. (А.Гин).

Кодекс чести учителя (принципы отношения к ребенку, сформулированные Г.Л. Лэндгрет):

1. Я хочу, чтобы меня любили, поэтому открыта детям.

2. Я так мало знаю о сложных лабиринтах детства, что позволяю детям учить меня.

3. Иногда мне нужно убежище, поэтому я дам его детям.

4. Я люблю, чтобы меня принимали такой, какая я есть на самом деле, поэтому буду стремиться сопереживать ребенку и ценить его.

5. Я склонна ошибаться, поэтому буду терпелива к человеческой сущности ребенка.

6. Я единственная, кто может прожить мою жизнь, поэтому я не буду стремиться управлять жизнью ребенка.

7. Я научилась почти всему, что я знаю, на собственном опыте, поэтому я позволю детям приобретать свои.

8. Я черпаю поддержку и волю к жизни внутри себя, поэтому я буду признавать и подтверждать чувство самости у ребенка.

9. Я не могу сделать так, чтобы страх, боль, разочарование и стрессы ребенка исчезли, но я буду стараться смягчить удар.

10. Я чувствую страх, когда беззащитна, поэтому буду прикасаться к внутреннему миру ребенка с добротой, лаской и нежностью.

Положительные моменты дифференцированного обучения :

· учащиеся с удовольствием выбирают варианты заданий, соответствующие своим способностям и пытаются выполнять задания повышенного уровня;

· учащиеся ощущают себя успешными и уверенными; возрастает степень их психологического комфорта на уроках;

· поднимается уровень преподавания в школе;

· дифференцированное (разноуровневое) обучение позволяет организовать учебный процесс на основе учета индивидуальных особенностей личности, обеспечивает усвоение всеми учениками содержания образования.

Литература

1. Гин А. Приемы педагогической техники. – М., "Вита-Пресс”, 1999.

Наталья Гусева
Технология дифференцированного обучения: этапы, способы и приемы

Технология дифференцированного обучения

Авторы – Л. С. Выготский, В. В. Фирсов (уровневая дифференциация обучения на основе обязательных результатов); Н. П. Гузик (модель внутриклассной (внутрипредметной) дифференциации).

По мнению Г. К. Селевко, дифференцированное обучение – это

1) форма организации учебного процесса, при котором учитель работает с группой учащихся, составленной с учетом наличия у них каких-либо значимых для учебного процесса общих качеств;

2) часть общей дидактической системы, которая обеспечивает специализацию учебного процесса для различных групп обучаемых.

В самом общем виде, дифференцированное обучение – это технология обучения в одном классе детей с различными способностями и уровнем их развития.

В основе данной технологии лежит теория Л. С. Выготского о зоне ближайшего развития – это возможность перейти от того, что ребенок умеет делать самостоятельно, к тому, что он может делать, что потенциально для него доступно. Для определения зоны ближайшего развития учитель должен хорошо узнать уже имеющиеся у учеников возможности и составить для каждого из них свою траекторию будущего развития и познания.

Исходя из этого положения, главной целью дифференцированного обучения является определение для каждого ученика (группы учеников) наиболее эффективного и целесообразного вида учебной деятельности, формы работы на уроке и типа заданий на дом, исходя из его индивидуальных особенностей (уровень подготовки, развитие мышления, познавательного интереса к предмету и т. д.)

В использовании дифференцированной технологии важно сочетание следующих этапов:

1) изучение индивидуальных особенностей учеников каждого класса, которых чаще всего по уровню обучаемости и познавательных возможностей условно можно разделить на три группы – высокая, средняя и низкая группы; для изучения способностей применяются методы наблюдения, анкеты, анализ выполненных работ и т. д.

2) отбор материалов для изучения по данному курсу согласно требованиям программы, который бы соответствовал уровню каждой из трех групп.

3) учет индивидуальных особенностей на каждом этапе урока и при выборе соответствующих методов и приемов.

4) разработка и использование в учебном процессе разноуровневого и разнонаправленного дидактического материала, особенно для самостоятельной работы и проведения контроля знаний.

5) этап проверки и оценки знаний, определение уровня усвоения материала каждым учеником и соотнесение его с соответствующей группой познавательной активности (остался в той же группе, можно перевести выше или опустился ниже).

Существует много способов и оснований дифференциации обучающихся (всего около 20 вариантов, среди которых мною чаще всего используются такие дифференциации:

- по уровню развития памяти

- по уровню умственного развития

- по темпам работы

- по уровню самостоятельности в процессе познания

- по уровню достижений (отличники, успевающие, неуспевающие) и т. д.

В своей практике чаще всего мною используются такие приемы дифференцированного обучения:

- создание нескольких вариантов проверочных и творческих работ разной степени сложности;

- формирование объема заданий в зависимости от способностей ученика или группы учеников;

- при изучении нового материала для слабоуспевающих учащихся учебный материал объясняется несколько раз в процессе закрепления упражнений по образцу.

Данная технология позволяет:

1) учителю создать для себя образ познавательных возможностей каждого ученика, отчего улучшается взаимодействие по линии ученик-учитель;

2) делать процесс обучения максимально комфортным для каждого ученика;

3) максимально избегать ситуации неуспешности в учебе, помогает подтягивать слабых обучающихся и давать новые стимулы для личностного роста сильным ученикам;

4) поддерживать и повышать мотивацию обучения данному предмету;

Трудности в использовании технологии:

1) трудности постоянной и всеобъемлющей диагностики развития способностей обучающихся

2) необходимость разработки и постоянного совершенствования разнопланового и разноуровневого дидактического материала.

Этапы развития сотрудничества у дошкольников, способы организации совместной деятельности Социализация ребёнка, его успешное вхождение, самопредъявление, самовыражение в социуме во многом зависит от его умения сотрудничать со.

Методы и приемы обучения детей дошкольного возраста Наглядные методы и приемы обучения Методы 1- Наблюдение – умение всматриваться в явления окружающего мира, замечать происходящие изменения,.

Методы и приемы обучения дошкольников Метод — это система последовательных способов взаимосвязанной деятельности обучающих и учащихся, направленная на достижение поставленных.

Методы и приемы обучения дошкольников Метод — это система последовательных способов взаимосвязанной деятельности обучающих и учащихся, направленная на достижение поставленных.

Методы и приемы обучения физическим упражнениям на разных этапах обучения в разных возрастных группах Младший возраст Методы и приемы 1 этапа обучения Игровые приемы или показ образца движения. ,подражание конкретному образцу. Успех начального.

Методы, приемы и средства обучения Понятие и сущность метода, приема и правила обучения Успех образовательного процесса во многом зависит от применяемых методов обучения.

Методы, приемы и средства обучения в ДОУ Методы 1- Наблюдение – умение всматриваться в явления окружающего мира, замечать происходящие изменения, устанавливать их причины. Виды.

Наглядные методы и приемы обучения Методы воспитания – способы взаимосвязанной деятельности взрослых и детей, направленные на достижение воспитательной цели. Методы обучения.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.