Таблица функции мышц артикуляционного аппарата и симптомы их поражения таблица

Вашему вниманию представлен табличный вариант. Материал будет полезен педагогам, учителям - логопедам, родителям обучающихся в логопедических группах, то есть имеющих трудности с правильным звукопроизношением.

В таблице перечислены основные группы мышц, их функции и возможные варианты отклонений в случае их недоразвития, вялости или гипертонуса.

Название мышцы

Функция

Симптомы поражения

Жевательные мышцы

Поднимает опущенную челюсть, выдвигает челюсть вперед

Постоянно открытый рот, ограничения движений нижней челюсти вперед.

Смещает нижнюю челюсть в сторону, выдвигает вперед и поднимает опущенную нижнюю челюсть.

При одностороннем сокращении мышца оттягивает нижнюю челюсть в противоположную сторону, при двустороннем – выдвигает вперед.

Поднимает опущенную челюсть, тянет назад выдвинутую вперед челюсть.

Тоническое напряжение мышцы часто имеет место при неврастенических состояниях и при поражении височно-нижнечелюстного сустава. При этом может появляться головокружение, затылочные и лицевые боли по типу невралгий.

Мимические мышцы

Смещает кожу головы

При поражении мышцы появляется глубокая и тупая боль в области лба и затылка. Пациент не может лежать затылком на подушке, вынужден лежать на боку. При компрессии большого затылочного нерва задними шейными мышцами появляется более поверхностная боль в виде пощипываний и жгучих покалываний. Лобно-затылочная мышца часто поражается при эмоциональных переживаниях и напряженном внимании, а также при расстройстве зрения и глаукоме.

Мышца, сморщивающая брови

Сводит кожу бровей к срединной линии

Боль в области брови и над бровью.

Круговая мышца глаза

Сужает глазные щели, помогает смыкать веки.

Боль в области носа, околоносовой области щеки и в верхней губе на стороне поражения.

Мышцы окружности рта

Круговая мышца рта

Сужает ротовую щель, вытягивает губы вперед.

Нарушается правильное произнесение тех звуков, при артикуляции которых необходимо участие губ. Это в первую очередь губно-губные и смычные согласные звуки п, б, м и их мягкие варианты. Также может нарушаться произнесение лабиализованных гласных о, у, произнесение которых требует активных движений губ.

При поражении мышцы возможны контрактура губ (при неврите лицевого нерва) и при наружном осмотре полуоткрытые губы.

Большая скуловая мышца

Тянет угол рта вверх и кнаружи.

Боль в параназальной области и посередине лба.

Малая скуловая мышца

Поднимает верхнюю губу и подтягивает крыло носа.

Не позволяет поднять верхнюю губу и подтянуть крылья носа.

Мышца, поднимающая верхнюю губу

Поднимает верхнюю губу.

Боли в параназальной области и верхней губы.

Мышца, поднимающая угол рта

Тянет угол рта вверх и кнаружи.

Углы рта не поднимаются вверх и кнаружи.

Оттягивает угол рта кнаружи.

Не дает смеяться.

Оттягивает угол рта в сторону, при двустороннем сокращении растягивает ротовую щель, прижимает внутреннюю поверхность щек к зубам, надувание щек.

Невозможно надувание щек (или односторонне надувание щеки), не растягивается ротовая щель. Не оттягивается угол рта в сторону.

Мышца, опускающая угол рта

Тянет угол рта книзу и кнаружи.

Нарушается правильное произнесение тех звуков, при артикуляции которых необходимо опускание угла рта.

Угол рта не тянется книзу и кнаружи.

Мышца, опускающая нижнюю губу

Тянет нижнюю губу книзу.

Нижняя губа не тянется книзу.

Нарушается правильное произнесение тех звуков, при артикуляции которых необходимо опускание угла рта.

Мышцы языка

Тянет язык, особенно корень, вверх и назад.

Нарушается артикуляция заднеязычных звуков г, к, х, а также четкость произнесения гласных среднего и нижнего подъема э, о, а.

Тянет язык вперед и вниз.

Нарушаются движения языка, способность изменять его конфигурацию, выдвигать вперед, оттягивать назад, совершать боковые движения. Это приводит к нарушению произношения большинства согласных звуков, особенно группы переднеязычных, требуюших активного движения кончика языка.

Тянет язык вперед и вниз.

Тянет язык назад и вниз.

Нижняя продольная мышца

Укорачивает язык, опускает кончик языка.

Нарушены движения кончика языка вниз.

Нарушается правильное произнесение тех звуков, при артикуляции которых необходимо опускание кончика языка.

Укорачивает язык, поднимает кончик.

Нарушены движения кончика языка вверх.

Нарушается правильное произнесение тех звуков, при артикуляции которых необходим подъем кончика языка.

Делает язык узким и выпуклым кверху, приподнимает боковые края при образовании желобка посередине.

Язык не делается узким, боковые края не приподнимаются, не образуется желобок посередине. Нарушается звукопроизношение, требующее участия

Делает язык плоским.

Невозможность сделать язык плоским.

Нарушается правильное произнесение звуков, для артикуляции которых необходим плоский язык.


1. Дислалия — (греч. dys – нарушение + греч. lalia – речь) нарушение звукопроизношения. В зависимости от локализации нарушения и причин, вызывающих дефект звукопроизношения, выделяют две основные формы дислалии:
- функциональная дислалия, при которой отсутствуют органические нарушения в строении артикуляционного аппарата;
- органическая дислалия, обусловленная анатомическими дефектами органов артикуляции: зубов, челюстей, языка, нёба. Органическую дислалию также называют механической.

В зависимости же от признаков, существенных для последующего логопедического воздействия, с учетом того, каким является дефект, фонематическим или фонетическим, выделяют три формы дислалии:
- акустико-фонематическая дислалия, обусловленная избирательной несформированностью операций переработки фонем по их акустическим параметрам в сенсорном звене механизма восприятия речи;
- артикуляторно-фонематическая дислалия, обусловленная несформированностью операций отбора фонем по их артикуляционным параметрам в моторном звене производства речи;
- артикуляторно-фонетическая дислалия, обусловленная неправильно сформировавшимися артикуляторными позициями.

В зависимости от того, какое количество звуков произносится дефектно, рассматривают следующие виды дислалии:
- простая (мономорфная) дислалия, при которой дефектно произносится один звук или однородные по артикуляции звуки;
сложная (полиморфная) дислалия, при которой дефектно произносятся звуки разных артикуляционных групп;
- универсальная дислалия, при которой нарушено произношение всех или почти всех фонем (часто не выделяется в качестве отдельного понятия, а рассматривается как форма сложной дислалии).
Отдельно выделяется возрастное нарушение звукопроизношения, называемое физиологической дислалией.


2. Дизартрия - нарушение произносительной стороны речи, возникающее вследствие органического поражения центральной нервной системы. Основным отличительным признаком дизартрии от других нарушений произношения является то, что в этом случае страдает не произношение отдельных звуков, а вся произносительная сторона речи.

У детей-дизартриков отмечается ограниченная подвижность речевой и мимической мускулатуры. Речь такого ребенка характеризуется нечетким, смазанным звукопроизношением; голос у него тихий, слабый, а иногда, наоборот, резкий; ритм дыхания нарушен; речь теряет свою плавность, темп речи может быть ускоренным или замедленным.

Причинами возникновения дизартрии являются различные вредоносные факторы, которые могут воздействовать внутриутробно во время беременности (вирусные инфекции, токсикозы, патология плаценты), в момент рождения (затяжные или стремительные роды, вызывающие кровоизлияние в мозг младенца) и в раннем возрасте (инфекционные заболевания мозга и мозговых оболочек: менингит, менингоэнцефалит и др.).

Дизартрия может наблюдаться как в тяжелой, так и в легкой форме. Тяжелая форма чаще всего рассматривается в рамках детского церебрального паралича и является его компонентом. Дети с тяжелой формой дизартрии получают комплексную логопедическую и врачебную помощь в специальных учреждениях: детских садах и школах для детей с тяжелыми нарушениями речи и для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

В детских садах и школах общего типа могут находиться дети с легкими степенями дизартрии (другие названия: стертая форма, дизартрический компонент). Эти формы проявляются в более легкой степени нарушения движений органов артикуляционного аппарата, общей и мелкой моторики, а также в нарушениях произносительной стороны речи - она понятна для окружающих, но нечеткая.

Дети со стертыми формами дизартрии не выделяются резко среди своих сверстников, даже не всегда сразу обращают на себя внимание. Однако у них имеются некоторые особенности. Так, эти дети нечетко говорят и плохо едят. Обычно они не любят мясо, хлебные корочки, морковь, твердое яблоко, так как им трудно жевать. Немного пожевав, ребенок может держать пищу за щекой, пока взрослые не сделают ему замечание. Часто родители идут малышу на уступки - дают мягкую пищу, лишь бы поел. Тем самым они, не желая того, способствуют задержке у ребенка развития движений артикуляционного аппарата. Необходимо постепенно, понемногу приучать ребенка хорошо пережевывать и твердую пищу.

Труднее у таких детей воспитываются культурно-гигиенические навыки, требующие точных движений различных групп мышц. Ребенок не может самостоятельно полоскать рот, так как у него слабо развиты мышцы щек, языка. Он или сразу проглатывает воду, или выливает ее обратно. Такого ребенка нужно учить надувать щеки и удерживать воздух, а потом перекачивать его из одной щеки в другую, втягивать щеки при открытом рте и сомкнутых губах. Только после этих упражнений можно приучать ребенка полоскать рот водой.

Дети с дизартрией не любят и не хотят застегивать сами пуговицы, шнуровать ботинки, засучивать рукава. Одними приказаниями здесь ничего не добьешься.

Следует постепенно развивать мелкую моторику рук, используя специальные упражнения. Можно учить ребенка застегивать пуговицы (сначала крупные, потом мелкие) на одежде куклы или на снятом платье, пальто. При этом взрослый не только показывает движения, но и помогает их производить руками самого ребенка. После подобной тренировки дети смогут уже застегивать пуговицы на одежде, надетой на себя. Для тренировки умения шнуровать обувь используются различной формы "игры-шнуровки" (квадрат, круг и др.), вырезанные из плотного картона.


Дети-дизартрики испытывают затруднения и в изобразительной деятельности. Они не могут правильно держать карандаш, пользоваться ножницами, регулировать силу нажима на карандаш и кисточку. Для того, чтобы быстрее и лучше научить ребенка пользоваться ножницами, надо вложить его пальцы вместе со своими в кольца ножницы и производить совместные действия, последовательно отрабатывая все необходимые движения. Постепенно, развивая мелкую моторику рук, у ребенка воспитывают умение регулировать силу и точность своих движений.

Для таких детей характерны также затруднения при выполнении физических упражнений и танцах. Им нелегко научиться соотносить свои движения с началом и концом музыкальной фразы, менять характер движений по ударному такту. Про таких детей говорят, что они неуклюжие, потому что они не могут четко, точно выполнять различные двигательные упражнения. Им трудно удерживать равновесие, стоя на одной ноге, часто они не умеют прыгать на левой или правой ноге. Обычно взрослый помогает ребенку прыгать на одной ноге, сначала поддерживая его за талию, а потом - спереди за обе руки, пока он не научится это делать самостоятельно.

Нарушения моторики у детей требуют дополнительных индивидуальных занятий в специальных учреждениях и дома. Обучение ребенка проводится по разным направлениям:

- развитие моторики (общей, мелкой, артикуляционной),

- формирование ритмико-мелодической стороны речи и совершенствование дикции.

Чтобы у ребенка выработались прочные навыки во всей двигательной сфере, требуется длительное время и использование разнообразных форм и приемов обучения. Для быстрейшего достижения результатов работа должна проводиться совместно с логопедом, необходимы также консультации врача-психоневролога и специалиста по лечебной физкультуре.


Дизартрия – нарушение звукопроизносительной стороны речи, обусловленное органической недостаточностью иннервации речевого аппарата.

При выраженных парезах языка страдает артикуляция практически всех звуков речи, включая и гласные; парез мягкого нёба обусловливает появление носового оттенка голоса, голосовых связок — нарушение процесса голосообразования и изменение силы голоса, дыхательных мышц — нарушение функции речевого дыхания, которое становится поверхностным и аритмичным.

В зависимости от локализации поражения головного мозга дизартрия проявляется по-разному, в связи с чем различают несколько её видов.

Симптоматика стертой дизартрии:

Неречевая симптоматика: для неврологического статуса характерно наличие неврологической микро симптоматики (синдромы поражения центральной нервной системы: стертые парезы, изменения тонуса мышц, нерезко выраженные гиперкинезы в мимической лицевой мускулатуре, наличие патологических рефлексов и т. п.).

Основное поражение черепно-мозговых нервов связано, как правило, с подъязычным нервом, что проявляется в ограничении подвижности языка (в стороны, вверх, вниз, вперед), пассивности кончика языка, напряженности спинки языка, слабости половины языка, беспокойстве языка в заданной позе, повышенном слюнотечении, недифференцированности движений кончика языка.

При стертой дизартрии, как правило, не наблюдается тяжелых расстройств со стороны тройничного, блуждающего, языкоглоточного нервов, но во многих случаях у детей отмечают одностороннее сглаживание носогубных складок за счета симметрии лицевых нервов. Может наблюдаться недостаточный тонус мышц мягкого неба и, как следствие, гнусавый оттенок голоса.

Рефлекторная сфера при стертой дизартрии может характеризоваться наличием патологических рефлексов.

Также у детей отмечают изменения со стороны вегетативной нервной системы (потливость ладоней, стоп и т. д.).

Возникновение речи у человека, формирование звуков возможно благодаря речевому аппарату. Речевой аппарат является совокупностью согласованно действующих органов, помогающих образовывать голос, регулировать его и формировать в осмысленные выражения. Таким образом речевой аппарат человека подразумевает под собой все элементы, прямо включенные в работу создания звуков – артикуляционный аппарат, в том числе ЦНС, органы дыхания – легкие и бронхи, горло и гортань, полости рта и носовые полости.

Строение речевого аппарата


Строение речевого аппарата человека, то есть его структура, разделена на два отделения — центральный и периферический отдел. Центральным звеном выступает человеческий мозг с его синапсами и нервами. К центральному речевому аппарату также относятся высшие отделы центральной нервной системы. Периферическим отделом, он же исполнительный является целая общность элементов организма, обеспечивающих формирование голоса и речи. Далее согласно структуры периферический отдел речевого аппарата разделяется на три подотдела:

  1. Отдел, регулирующий дыхательные процессы. Дыхание — важная функция организма. Оно реализовывается специальными нервными центрами и происходит автоматически. Звуки из организма всегда идут на выдохе, и образовываемая в этот момент волна воздуха помогает выполнять сразу две задачи – артикуляционную функцию и образование голоса. К этому отделу относятся легкие и бронхи, мышцы, расположенные меж ребер, диафрагма.
  2. Голосовой отдел. Голос обладает тремя характеристиками. Это его мощность, тембр и высота. Работа голосовых связок вызывает колебания воздуха, передаваемые во внешний мир, воспринимаемые как голос.
  3. Артикуляционный аппарат — это отдел непосредственного формирования звуков в речь. Состоит из активных органов и пассивных. Активные органы артикуляции — подвижные, помогающие формировать звуки. Основными органами артикуляции являются губы и язык, небо и челюсть. Их перемены в положении ведут к созданию сужений в разных местах артикуляционного отдела. От этого положения зависит характерность производимого звука. Нижняя челюсть помогает созданию ударных гласных. Язык — главная мышца артикуляционного аппарата. От его способностей к гибкости и трансформированию зависит четкость произносимых звуков. Губы также являются подвижной частью и способствуют формированию гласных звуков и речи, они являются важным органом при артикуляции слов, которому помогает конкретное расположение языка.
    Пассивные органы, входящие в артикуляционный аппарат — это органы неподвижные. Их главная задача быть фундаментом, основанием для активных органов. К пассивным органам относятся зубы и вся полость рта, твердое небо. А также глотка и гортань. Хоть они и неподвижны, но все же влияют, пусть и незначительно, на речевой потенциал и характер речи человека.

Формирование голоса

В каждом языке на нашей планете существует конкретное число звуков, создающих акустический образ языка. Звучание находит смысл только в схеме предложений, помогает различать одни буквы от других. Такое звучание называется фонемой языка. Все звуки языка отличаются по артикуляционным признакам, то есть их различие происходит от образования звуков в речевом аппарате человека. И по акустическим признакам — по различиям в звуке.

Голос можно считать результатом тяжелого труда мускулов разных составляющих периферического речевого аппарата. В формирование звука вносят свою лепту три его отдела:

  • дыхательный, иначе энергетический – включает в себя легкие, бронхи, трахею и горло;
  • голосообразовательный отдел, иначе генераторный – гортань вместе со звуковыми связками и мышцами;
  • звукообразовательный, иначе резонаторный – полость ротоглотки и носа.

Работа данных отделов речевого аппарата в полном симбиозе может происходить только через центральное управление речевыми и голосообразовательными процессами. Это говорит о том, что дыхательный процесс, артикуляционный механизм и формирование звука, полностью контролируются нервной системой человека. Ее воздействие распространяется и на периферийные процессы:

  • функционирование дыхательных органов регулирует мощность звучания голоса;
  • функционирование ротовой полости отвечает за формирование гласных и согласных звуков и за различие артикуляционного процесса при их формировании;
  • носовая часть обеспечивает регулировку обертонов звука.

В образовании голоса занимает ключевое место центральный речевой аппарат. Челюсть и губы человека, небо и надгортанная доля, глотка и легкие – все вовлечены в процесс. Воздушный поток, выходящий из организма, идущий далее сквозь гортань и проходящий через рот и нос, является источником звука. На своем пути воздух проходит через голосовые связки. Если они расслаблены, то звук не образовывается и проходит свободно. Если они приближены и напряжены — воздух, при прохождении создает вибрацию. Итогом этого процесса и является звук. А далее при работе подвижных органов ротовой полости происходит непосредственное формирование букв и слов.

Структурные компоненты речи


За речевую функцию отвечают:

  1. Центр сенсорной речи — восприятие звуков речи, базирующееся на звукоразличительной системе языка, за данный процесс отвечает зона Вернике в левом полушарии мозга.
  2. Центр моторной речи — за него отвечает зона Брока, благодаря ей возможно воспроизведение звуков, слов и фраз.

В связи с этим, в клинической психологии существует понятие импрессивной речи, иначе говоря, понимание и представление устной и письменной речи. Также существует понятие экспрессивной речи — та, которая произносится вслух с сопровождением определенного темпа, ритма, эмоций.

В процессе формирования речи каждый человек должен иметь четкое представление о следующих подсистемах родного языка:

  • фонетика (какие могут быть слоги, звукосочетания, правильное их строение и сочетание);
  • синтаксис (понимание того как именно происходит взаимосвязи и комбинаций между словами);
  • лексика (знание словарного состава языка)
  • семантика (способность понимать смыл слов задолго до получения навыков произношения);
  • прагматика (отношения между знаковыми системами и теми, кто их использует).

Под фонологической составляющей языка подразумевается знание смыслоразличительных единиц языка(фонем). Физически звуки речи можно разделить на шумы (согласные) и тоны (гласные). В основе любого языка лежит определенный различительный признак, если изменить один из них, то смысл слова кардинально изменится. К основным смыслоразличительным признакам следует отнести глухость и звонкость, мягкость и твердость, а также ударность и безударность. Именно эти признаки выступают основой фонем системы языка. Каждый язык предполагает разное количество смыслоразличительных единиц, как правило, от 11 до 141.

Русский язык предполагает использование 42 фонем, в частности, 6 гласных и 36 согласных.

Научно доказано, что любой здоровый грудной ребенок в первый год жизни имеет способность к воспроизведению 75 различных кратчайших звуковых единиц, иными словами может усвоить любой язык. Но, чаще всего, дети, на начальных этапах своего развития находятся только в одной языковой среде, поэтому со временем они утрачивают способность воспроизводить звуки, не принадлежащие к родному русскому языку.

Диагностика проблем с речевым аппаратом


Усвоение норм родного языка происходит путем копирования того, что человек слышит. И все родители по-разному относятся к проблемам развития речи у своих детей. Одни — начинают бить тревогу, когда ребенок в возрасте двух лет не использует для общения развернутые фразы, другие – более беспечны, и могут упорно не замечать, что у ребенка нарушено функционирование речевого аппарата.

Наличие проблем во многом зависит от того насколько правильно сформирован речевой аппарат человека. Важно чтобы каждый отдел, принимающий участие в формировании голоса, полноценно и точно функционировал.

Основаниями нарушений могут являться множество факторов, так как строение речевого аппарата человека очень структурно сложная схема. Но основных причин всего три:

  • неверное использование органов речи;
  • структурные нарушения речевых органов или тканей;
  • проблемы с отделами нервной системы, обеспечивающими процесс воспроизведения звуков и голоса.

Под задержкой речевого развития (ЗРР) подразумевается количественное недоразвитие словарного запаса, несформированность экспрессивной речи либо отсутствие фразовой речи к 2 годам и связной речи к 3 годам у детей. При дефиците голосовых функций общение ограничивается, объем получаемой из внешнего мира информации речевого характера уменьшается, что далее может привести к серьезным проблемам с чтением и письмом.

Такие дети нуждаются в консультации детского невропатолога, детского отоларинголога, логопеда, а также психолога для подбора объема коррекционной помощи.

Знание строения речевого аппарата и его функций поможет вам вовремя обратить внимание на отклонения от нормы и увеличивает шанс на быстрое и полное исправление патологии.

Речевой аппарат представляет собой сложный механизм, слаженная работа всех частей которого позволяет человеку посредством речи реализовывать себя в социуме.

Как же он работает, из чего состоит, как поддерживать его в рабочем состоянии? Давайте об этом поговорим.

Строение речевого аппарата человека

Устройство аппарата речи на схеме выглядит так:


Речевой аппарат — это группа органов человеческого организма, обеспечивающая организацию процесса речи. В него входят два взаимосвязанных отдела: центральный и периферический, так называемый исполнительный.

Первый представлен головным мозгом и другими образованиями центральной нервной системы, которые выполняют регулирующую функцию.

В формировании устной речи главную роль играют лобные извилины центра Брока, образующие двигательную область. Чужая речь воспринимается речеслуховой областью, образованной височными извилинами центра Вернике. Теменная доля головного мозга отвечает за понимание.

Усвоение слов при письме и чтении происходит зрительной зоной в затылочной доле. Так, в детском возрасте, когда ребенок наблюдает за артикуляцией взрослых, развитие этой области оказывает влияние на его речь.

Исполнительный отдел состоит из костей, мышц, нервов и, в свою очередь, имеет три подразделения, посредством которых осуществляется речевой процесс.

Расскажем о каждом из них.

Процесс дыхания регулируется центральной нервной системой и состоит из последовательных циклов вдоха, выдоха, а также пауз между ними. При этом работает диафрагма, при сокращении и расслаблении которой легкие меняют свой объем, обеспечивая вдох и выдох.


В этом процессе образуется воздушная струя, которая при выдохе участвует в появлении голоса и звуков речи. От ее силы и направления зависит отчетливость произношения.

Голосовой отдел “отвечает” за образование голоса, за его силу, высоту и тембр. А состоит он из гортани и голосовых складок, при вибрировании которых под струей воздуха звучит голос.

Сила звучания непосредственно связана с мощностью воздушной струи, а тембр и высота обусловлены размерами голосовых связок, степенью их натяжения и упругости.

На характеристики голоса оказывают влияние и резонаторы, которые представлены глоткой, ротовой и носовой полостями. Благодаря создаваемому в них при изменении объема явлению резонанса, речевые звуки приобретают силу и обертоновую окраску.

Артикулярный аппарат — это отдел, где произносятся звуки.


Его составляющие классифицируются на активные подвижные и пассивные неподвижные.


Строение артикулярного аппарата таково, что позволяет им менять свою конфигурацию, а вместе с нею и характер произносимых звуков.

Языку отводится главная роль. Его мускулатура обеспечивает ему возможность изменять форму и расположение в ротовой полости, иметь различную степень напряжения, а его корень оказывает влияние на работу гортани. При участии языка образуются почти все, кроме губных согласных, звуки.

Губы при произнесении гласных меняют свою форму, а также активно содействуют формированию согласных звуков.

Мягкое небо является своеобразной перегородкой, закрывающей при надобности вход в носовую полость. Так, при произнесении “м” и “н” небо опущено, и звуковые волны проходят через нос. Остальные согласные, чтобы не звучать гнусаво, требуют его поднятого положения.

Подвижная нижняя челюсть, так же меняя положение, вместе с другими “участниками общей команды” содействует образованию звуков и формированию речи.

Когда активные органы работают, они опираются на пассивные: неподвижные верхнюю челюсть, альвеолы, твердое небо, зубы, глотку.

Например, “р” звучит, когда кончик языка поднят к альвеолам, напряжен и вибрирует, его края прижаты к верхним боковым зубам, мягкое небо поднято, а воздушная струя идет через рот.

Состояние речевого аппарата

Когда все составляющие этого сложного механизма функционируют исправно, процесс формирования речи выглядит так:

  • головной мозг подает команду для организации речевых движений;
  • в дыхательном отделе образуется воздушная струя, которая направляется в гортань;
  • в голосовом отделе вибрацией голосовых складок создается голос;
  • в артикуляционном отделе формируются звуки, которые благодаря резонаторам получают силу и окраску, а уже из звуков складывается наша речь.


Это когда речевой аппарат исправен. Когда же происходят сбои, что тогда? Тогда возникают различного рода проблемы с речью.

Основными причинами нарушений в работе речевого аппарата могут быть:

  • дефекты в структуре речевых органов;
  • неправильная его эксплуатация;
  • патологии центральной нервной системы.

Поскольку речь — это важная форма общения, то речевые нарушения негативным образом сказываются на всех сферах жизни современного человека.

Проблемы с речью требуют серьезного к ним отношения. Вовремя принять меры, приложить все усилия к устранению недостатков речи — так можно вернуть себе свободу и радость общения.

Как поддерживать работоспособное состояние своего речевого аппарата? Вот несколько советов:

  1. Правильная осанка улучшает его функционирование — держите голову прямо, а спину ровно.
  2. При перегрузках голосовых органов практикуйте их расслабление для восстановления работоспособности. Для этого можно выполнить специальные упражнения, например, принять позу покоя, или какое-то время просто помолчать.
  3. Избегайте переохлаждения, раздражения слизистой оболочки, предупреждайте простудные заболевания.
  4. Если вы хотите улучшить качество своей речи, тренируйте дикцию, учитесь правильно дышать, позаботьтесь о ее содержании.


Чтобы общение было в радость

Каждый день мы начинаем с общения. Желаем друг другу доброго утра, приветствуем друзей и просто знакомых. Являясь частицами общества, мы при этом испытываем чувство причастности к чему-то большему.

Речевой аппарат — это инструмент, подаренный нам при рождении. С должным терпением мы устраняем неполадки в его работе, настраиваем его. Потому что хотим, чтобы с его помощью звучала музыка нашей души.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.