Суставную гимнастику для детей разработал коменский

Суставная гимнастика в ассоциативных названиях

Суставная гимнастика является очень полезной общеукрепляющей гимнастикой для всех возрастов, в том числе и для детей. Но методика преподавания во взрослых группах не подходит для работы с детьми. Опыт показывает, что акцент на терапевтический эффект в суставной гимнастике не работает, гораздо лучшие результаты дает акцент на образное представление выполняемых упражнений. Предлагается сле­дующий ассоциативный ряд, который каждый преподаватель может дополнять и изменять по своему усмотрению.
Пусть дети представят:


а) что руки и ноги выглядывают из воды, и они наблюдают за ними, сидя на дне;
б) что они сидят в земле, и руки и ноги тяжелые;
в) что руки и ноги легкие и отделены друг от друга;
г) что они окончания языков пламени, и их движения резкие и быстрые.
Если дети в группе недостаточно подготовлены физически, то необходимо уменьшить время выполнения упражнения либо составить свои комплексы, посильные для детей.
Совмещайте полезное с приятным. Любое физическое упражнение представьте как игру, которая должна быть интересна детям.
Дети - ветрены, и порой хватает одного слова, чтобы их состояние изменилось. С одной стороны, следует всегда думать, что говоришь ребенку, а с другой - необходимо вместе с ним играть, путешествовать в мире игры, возвращаться и радоваться. Объясните между делом, зачем нужна суставная гимнастика, когда ее можно использовать, при каких болезнях, каковы результаты ее выполнения.

Суставная гимнастика для детей

Гимнастика дает необходимую человеку дневную мышечную нагрузку, укрепляет мышцы спины, тела, живота, предупреждает возникновение жировых отложений, укрепляет и разрабатывает суставы, освобождает их от отложения солей, укрепляет костную систему, делает гибким позвоночник. Кроме того, гимнастика дает и психологический эффект: повышает активность, дает прилив бодрости, устраняет хандру и меланхолию, повышает настроение.
Упражнения комплекса выполняются на голодный желудок (не ранее чем через 2,5-3 ч после приема пищи), утром (это не самое лучшее время для комплекса), в течение дня или вечером но не позднее чем за час до сна. Через 10-20 мин после выполнения гимнастики, если есть желание, можно поесть.
Все мышцы, не участвующие в упражнении, должны быть расслаблены. Дыхание только через нос. Там, где это не оговорено особо, дыхание произвольное, спокойное.
Нагрузку в упражнениях можно дозировать как числом повторений, так и поэтапным усложнением некоторых упражнений по мере освоения комплекса.
В ходе упражнений, выполняемых сидя, нагрузка регулируется способом посадки корпуса в исходном положении (ИП). При выполнении упражнений сидя на стуле с посадкой на полное сиденье (спина не касается спинки стула) - нагрузка минимальная, при посадке на край стула- нагрузка увеличивается. При выполнении этих же упражнений на полу - нагрузка максимальная.
Перед выполнением суставной гимнастики рекомендуется выполнить массаж ног и комплекс упражнений на растяжку (см. выше). Упражнения суставной гимнастики.
Целый ряд упражнений суставной гимнастики выполняется из положения "вывешивания". "Вывеситься" означает- в положении сидя вытянуть вперед прямые руки и ноги таким образом, чтобы ноги по всей своей длине - от бедер до икр и пяток - не касались пола. Опора на коврик или на стул в таком положении сидя осуществляется только за счет костей таза. При этом мышцы брюшного пресса напряжены и поддерживают равновесие всего тела.
При выполнении упражнений держаться прямо, шея, спина и голова составляют одну линию. Лицо спокойное, удовлетворенное, глаза за­крыты, дыхание через нос, внимание направлено на выполнение упражнения. Темп выполнения упражнений - переменный.
1. "флажки", или "Сделай "до свиданья" ручками и ножками", или "Скажи "да" ручками и ножками" - движение кистей и стоп вверх-вниз.
"Вывеситься". Стараясь держать прямые руки и ноги неподвижно, начать одновременные движения кистями рук и стоп вверх, направляя ладони и носки вверх, в потолок, и затем вниз, стараясь направить ладони и носки по направлению к полу. Движения делать энергично, до упора. Делать 5, 10,15, 20, 25 движений, считая движение вверх-вниз за одно.
Варианты (изменение ИП кистей и стоп):
1)правые кисти и стопы - вверх, левые - вниз;
2)кисти - вверх, стопы - вниз;
3)правые кисти и стопы - навстречу, левые - врозь;
4)растопырить пальцы рук.

2. "Скажи "да", или 'Тик-так" - движения головой вверх-вниз.
Выполняется из положения сидя. Энергично, с усилием забрасывать голову вверх, направляя затылок к спине, и вниз, стараясь достать подбородком груди. Начинать с медленных движений. Делать до 25 движений, считая движение вверх-вниз за одно. На первых порах упражнение делать осторожно.
Вариант: делая наклоны вверх-вниз, слегка наклонять голову то к одному, то к другому плечу.

3. "Коса", или "Скажи "нет" ручками и ножками" - повороты кистей и стоп влево - вправо.
"Вывеситься". Стараясь сохранить неподвижное положение вытянутых вперед рук и ног, начать одновременные движения кистей рук и ступней вправо, поворачивая до упора вправо обе кисти и обе стопы, и затем влево, поворачивая влево кисти и стопы также до упора. Руки и ноги прямые, движутся только кисти и стопы, все остальное неподвижно. Движения делать энергично. Во время одного упражнения делать до 25 движений, считая движение влево - вправо за одно.
Варианты (изменение ИП кистей и стоп):
1) стопы вправо, кисти влево;
2)стопы внутрь, кисти наружу;
3)пальцы рук растопырить.

Физическое развитие и сохранение здоровья

в различные периоды истории человечества.

С тех пор как существует человек на Земле, существует и проблема сохранения здоровья. Представления о здоровье и взгляды на профилактические меры были различными в зависимости от уровня развития общества.

В отечественной педагогической традиции на протяжении веков всегда находились особо выдающиеся деятели образования, которые органично соединяли в себе целый комплекс качеств. Они были талантливыми педагогами, тонкими психологами, оригинальными философами образования и педагогическими мыслителями, незаурядными писателями, яркими публицистами, страстными общественными деятелями. В исторической ретроспективе когорта нравственных и интеллектуальных лидеров российского образования, властителей педагогических дум выглядит так: Н.И.Пирогов – К.Д.Ушинский – Л.Н.Толстой – П.Ф.Каптерев – С.Т.Шацкий – П.П.Блонский – А.С.Макаренко – С.И.Гессен – В.В.Зеньковский – В.А.Сухомлинский.

Начавшись в середине ХIХ века, эта нравственно-интеллектуальная педагогическая эстафета, несмотря на все тернии и теснины, прошла через ХХ век и длится уже в ХХI столетии.

Первыми и самыми древними средствами физической культуры были естественные движения человека, связанные с его жизнедеятельностью. Первоначально формой организации физического воспитания были ритуальный танец, игра и игровые движения. Главное внимание при воспитании молодежи уделялось подготовке ее к жизни: умению переносить лишения, боль, проявлять храбрость и выносливость. Игра и физические упражнения способствовали развитию мышления, сообразительности и смекалки. Характерным был обряд “посвящения”, когда юноши в состязаниях показывали все свои способности.

Песталоцци считал так : физическое воспитание строит свое здание формирования личности на большой прочной скале природных задатков. Цель физического воспитания в том, чтобы развить все природные силы и способности человека. Это развитие должно быть разносторонним и гармоническим. Песталоцци считал, что способности, заложенные в каждом человеке, стремятся к развитию и надо помочь им в этом.

В этот период предопределилась необходимость подразделения путешествий на отдельные виды туристских путешествий, а также классификация маршрутов, что явилось основой для формирования туризма в определенную систему в том виде, в каком она существует в настоящее время.

Одним из первых организаторов экскурсий и походов с детьми был декабрист И. Д. Якушкин. Он практиковал летние походы и экскурсии по ботанической теме с воспитанницами Ялуторовской женской школы (Тюменская область).

Очень точные воззрения на необходимость формирования физической культуры тела содержатся в трудах Сократа и Аристотеля. Впервые были созданы системы физического воспитания и специальные учебные заведения. Появилась профессия преподавателя физического воспитания. Занятия физическими упражнениями расценивались наравне с занятиями поэзией, музыкой.

Все многообразные силы подрастающего человека должны развиваться естественным путем:

• Любовь к людям — на основе собственных детских поступков, а не путем постоянных толкований о том, что такое любовь к людям, почему надо любить людей.

• Ум развивается в процессе работы собственной мысли, а не посредством заучивания чужих мыслей.

• Физическое развитие ребенка, подготовка его к труду также совершаются на основе применения своих физических сил и труда.

Заложенные в природе человека силы и способности развиваются путем упражнений. Образование и воспитание человека следует рассматривать как содействие внутреннему стремлению к развитию человеческих сил. Без этого воспитательные меры случайны и ненадёжны.

Воздействие воспитания на ребенка должно находиться в согласии с его природой. Педагог не должен подавлять естественного развития подрастающего человека, а направлять это развитие по правильному пути.

В эпоху Возрождения и позднее ряд видных деятелей (Р. А. Каменский, И. Меркуриалис и др.) в своих трудах стали пропагандировать значение физического воспитания.

С этой целью И. Меркуриалис широко использует труды Гиппократа, Галена, Платона, Сократа, Авиценны и др.И. Меркуриалис делит гимнастику на три вида. Первым и основным видом он считает истинную, или медицинскую, гимнастику. Он считает, что преподавать ее должен врач: «гимнастику следует изучать у того, кто проповедует медицину.

Вторым видом является военная гимнастика и третьим - гимнастика ложная, основной целью которой является победа на соревнованиях. Помимо гимнастики, И. Меркуриалис придает важное значение прогулкам, верховой езде, прыжкам и другим видам упражнений. Все упражнения автор трактата делит на предварительные (подготовительные), затем основные и заключительные. Это деление дополняется методическими замечаниями и указаниями на дозировку физической нагрузки, основанными на критерии усталости, потливости, самочувствии и др.

В трактате И. Меркуриалиса впервые синтезировано описание физического воспитания древней Греции и Рима и рекомендована методика физического воспитания, которая до настоящего времени частично не утратила своего значения.

Гуманисты и социалисты-утописты о физическом воспитании

В эпоху Возрождения появляются теоретические обобщения, в которых призывается перейти к организованной системе физического воспитания человека. Выразителями прогрессивных идей были гуманисты, социалисты-утописты, врачи, педагоги. Среди них можно назвать: В. Фельте (1378-1466) - итальянский утопист; Т. Мор (1478-1535) - английский гуманист и писатель; Т. Кампанелла (1568-1639) - итальянский утопист; И. Меркуриалис (1530-1606) - итальянский врач; Ф. Рабле(1483-1553) - французский гуманист; А. Визалий (1514-1564) - бельгийский профессор медицины; У. Гарвей (1578-1657) - английский врач; Я.А. Коменский (1592-1670) - чешский педагог-гуманист и др. Их принципы и педагогические взгляды во многом совпадали, и если их обобщить, то они сводятся к следующему:
1. Отвергалось отношение к познанию человека как к "тюрьме души", т.е., напротив, проповедовалось то, что возможно познать анатомо-физйологические, психические особенности человеческого организма.
2. Предлагалось возродить и распространить опыт методики физического воспитания древности (античности), в педагогике вновь утверждается идеал гармонично развитого человека.
3. Утверждалось, что естественные силы природы способствуют физическому воспитанию.
4. Признавалось наличие взаимосвязи между физическим и духовным воспитанием.
5. Впервые обращалось внимание на наличие возрастных особенностей при развитии человека.
Прогрессивные идеи передовых представителей эпохи Возрождения, по сути дела, не оказали существенного влияния на практику физического воспитания того времени, поскольку они, во-первых, опережали свое время, во-вторых, в большинстве учебных заведений по-прежнему господствовали концепции церковных кругов, выступающих против физического воспитания. Гуманисты и утописты отдавали предпочтение воспитанию в семье. В большинстве своем они не были педагогами-практиками, за исключением Т. Мора и Т. Кампанеллы, сами придерживались таких взглядов на гуманизм, которые были характерны для аристократии.
И. Меркуриалис - автор первого учебного пособия по физическому воспитанию "Об искусстве гимнастики". Его труд в дальнейшем в течение 200 лет был основным руководством в этой области.
С именем чешского гуманиста Я.А. Коменского связывают становление современной педагогики как науки. В работе "Великая дидактика" он пишет, что правильно выбранные и дозированные движения сохраняют здоровье, помогают переносить усталость, связанную с умственной деятельностью. В связи с введением в школах расписания уроков, Коменский предложил, чтобы длительные перемены и часть послеобеденного времени использовались педагогами для занятий физическими упражнениями. Он еще не говорит о специальных уроках физического воспитания, но оно органично включается в режим школьного дня. Он рекомендовал широко использовать принцип наглядности: ". сначала показывать физические упражнения, чтобы их могли выполнить без всякой опасности для жизни".
В одном из наиболее известных трудов Коменского "Мир чувственных вещей в картинках" есть такие разделы, как "Плавание", "Фехтование", "Игры с мячом", "Бег наперегонки", "Детские игры".
Для физического воспитания эпохи феодализма характерно:
1. На физическое воспитание оказали влияние различные религиозные направления, которые в целом негативно относились к нему.
2. В период феодализма народные массы продолжали развивать свою систему физического воспитания, основанную на местных традициях.
3. Одним из ярких примеров военно-физической подготовки феодалов является рыцарская система воспитания.
4. В период Возрождения появляются теоретические обобщения, прогрессивные идеи, выразителями которых были гуманисты, социалисты-утописты, педагоги, врачи.
5. К середине XVII в. появляются первые попытки введения физического воспитания в режим учебного дня школы.

"В здоровом теле - здоровый дух"

Климатические условия Стрежевого представляют сложный комплекс отрицательных факторов в отношении их воздействия на детский организм - долгое отсутствие солнца, большое количество осадков в виде снега.

Чтобы дети старшего дошкольного возраста лучше усваивали программу, необходимы движения, свежий воздух и воздействие холода - всё это заставляет функционировать все клетки организма.


Все родители с пониманием относятся к предложенным оздоровительным мероприятиям и прогулкам. В течение всего года дети гуляют, используем мини прогулки даже при очень низкой температуре. Эти непродолжительные прогулки дают детям заряд бодрости, дети не успевают замёрзнуть. Надо отдать должное нашим родителям: они заинтересованы, чтобы дети не болели и одевают их по погоде, не кутают, одежда у детей удобная, что не мешает детям много двигаться.

Изучение данного вопроса начнем с рассмотрения общих понятий.

Итак, физическое воспитание, как органическая часть в современной системе общего воспитания, представляет из себя социально-педагогический процесс, направленный на укрепление здоровья, гармонического развития форм и функций организма человека, его физических способностей и качеств, на формирование и совершенствование двигательных навыков и умений, необходимых в быту и производительной деятельности, и в конечном итоге на достижение физического совершенства [4, с.346].

Основными средствами физического воспитания являются занятия физическими упражнениями (естественными и специально подобранными движениями и их комплексами - гимнастическими, легкоатлетическими), различные виды спорта и туризма, закаливание организма (использование оздоровительных сил природы - солнце, воздух, вода), соблюдение гигиенического режима труда и быта, овладение специальными знаниями и навыками в области использования физических упражнений, средств закаливания, личной и общественной гигиены в целях физического развития и совершенствования [4, с.347]. Цели, содержание, организация и методы физического воспитания обусловливаются социально-экономическим строем общества и отражают классовую идеологию.

Необходимо отметить, что физическое воспитание свойственно всем общественным формациям. В первобытном обществе оно существовало в форме физического упражнения, игр, состязаний и испытаний, имитировавших трудовые процессы, охоту, военные действия, отражавших различные обряды, и органически связывалось с развитием у подрастающих поколений физической силы, выносливости, волевых качеств. В рабовладельческом обществе (страны Древнего Востока, Древняя Греция, Рим, государства Закавказья и Средней Азии) физическое воспитание приобрело характер государственной системы подготовки юношества господствовавших классов к гражданской и военной службе и осуществлялось как в семье, так и в государственных учебных заведениях, в армии, так называемое Спартанское воспитание. В феодальном обществе физическое воспитание стало основой систем рыцарского (княжеского) воспитания - верховая езда, фехтование, стрельба из лука, плавание, охота, единоборства и игры военного и спортивного характера [4].

С развитием городов физическое воспитание распространилось среди различных слоев городского и окрестного крестьянского населения, чему способствовали возникшие стрелковые, фехтовальные и др. братства; проводившиеся во время праздников состязания горожан в беге, борьбе, гребле, фехтовании, стрельбе из лука, игры с мячом.

Значительно возрос интерес к физическому воспитанию в эпоху Возрождения. Гуманисты делали попытки ввести физическое воспитание в школе.

Ценным вкладом в развитие гуманистических идей физического воспитания явилась деятельность крупнейшего славянского мыслителя и педагога Я.А. Коменского.

Ян Амос Коменский (1592 - 1670) - крупнейший чешский педагог. После окончания латинской школы и университета в Германии был проповедником, а потом и главой своей религиозной общины. Занимался педагогической деятельностью в различных странах Европы, писал учебники.

Большое внимание уделял формированию системы физических упражнений. Среди подвижных игр выделял полезные, которые дополнял военной подготовкой - бегом, прыжками, борьбой, плаванием и попаданием копьем в кольцо. На основе выдвинутых Коменским идей в учебных заведениях внедрялась система гуманистических ценностей, этики физического воспитания, которая в измененном виде со второй половины ХIХ в. оказала влияние на разработку норм проведения соревнований, теперь уже нацеленных на достижение высоких результатов.

Так в сочинении "Материнская школа" Коменский буквально по пунктам растолковывает, что крепкое здоровье и двигательная активность являются естественной основой продолжительной и плодотворной жизни ("ведь с больными и хилыми не достигнешь никакого успеха") и расписывает, каким именно образом нужно развивать у детей те качества, "чтобы в здоровом теле был здоровый дух" [6, с.218].

Например, 7-я глава "Материнской школы" называется "Каким образом должно развивать у детей здоровье и силу", и в ней, в частности, указывается, что работу в этом направлении следует начинать еще до рождения ребенка, чтобы мать могла "произвести на свет то, что она носит под сердцем, в совершенстве развитым и здоровым" [6, с.219]. Ради достижения этой благой цели беременной женщине рекомендуется целый ряд специальных средств и методов (мышечно-двигательных, психологических, гигиенических, медицинских и др.). В данном контексте среди прочего, ей предписывается систематически заботиться о себе, соблюдать правила гигиены, безопасности и рационального питания, избегать всяких излишеств, чтобы объедением, опьянением, несвоевременным постом, очищениями организма, кровопусканиями, простудами и другими недомоганиями не изнурять себя и не подрывать своих сил или чтобы не губить и не ослаблять плод чрева своего. Наряду с этим беременная ограждалась от всяких волнений и страхов, не должна была слишком сердиться, мучиться или терзаться, чтобы не родить раздражительного, беспокойного или печального ребенка. Что касается двигательной активности, то беременная должна была следить за тем, чтобы не ослаблять свой организм излишним сном, вялостью, малоподвижнос тью и бездельем, а при выполнении посильной физической работы старалась быть бодрой и веселой, что также небезразлично для внутриутробного развития ее чада.

Большое значение в процессе физического воспитания Коменский придавал умению возбуждать положительные эмоции. "Веселое настроение - половина здоровья" - часто говорил он и настойчиво призывал к тому, чтобы у детей не было недостатка в удовольствии от движений, для чего предлагал специальные приемы и способы. Скажем, на первом году жизни настроение ребенка поднималось мерным качанием в колыбели, ласковыми прикосновениями и массирующими поглаживаниями материнских рук, пением, манипуляциями с погремушкой, ношением на руках по дому, двору или саду, нежными объятиями, поцелуями и т.д. В последующие годы в материнской школе это достигалось благодаря увлекательной игре с родителями или сверстниками, свободному беганью и прыганью в разные стороны, оживленному преследованию друг друга, преодолению легких препятствий, метанию различных предметов, доступным видам детских единоборств и т.п.

Одежда для таких занятий предлагалась легкая и удобная, в целях предохранения от ушибов при падениях использовались тканевые повязки на коленях, а на голову надевали мягкую, набитую ватой шапочку.

Слишком спокойное состояние ребенка во время сидения, ходьбы или игры Коменский считал нехорошим признаком и учил пробуждать в детях желание к активной деятельности как в играх, так и в более серьезных делах, чтобы они с ранних лет не привыкали к пассивности, лени и безделью. "Пусть они будут теми муравьями, которые всегда заняты: что-нибудь катают, несут, строят, тащат, складывают, перекладывают, нужно только помочь им делать это правильно и безопасно" - советовал Коменский [6, c.224]. В связи с тем, что дети с явным удовольствием подражают тому, что им кажется интересным и важным у взрослых, им не следует мешать в этом, за исключением вредных и опасных примеров. Более того, для неназойливого умственного, трудового и физического воспитания, с использованием врожденного стремления детей к подражанию, в материнской школе предписывалось иметь необходимые для этого игрушки: деревянные мечи, сабли, ножи, салазки, плуги, коляски, лошадки, домики, мельницы и другое, чтобы, свободно играя с ними, дети без всякого нажима старших увлеченно развивали "в теле - здоровье, в уме - живость, а во всех членах - подвижность" [6, с.227].

Подвижные игры и физические упражнения в режиме дня школьников Коменский предлагал использовать таким образом, чтобы они воспринимались занимающимися не как обязательная работа по принуждению учителя, а как развлечение и отдых от сидячих теоретических занятий. Для физической разрядки учащихся ежедневно отводилось определенное время после уроков (чаще всего в пределах 2-3 часов). При этом рекомендовалось избегать сидячих, малоподвижных и в особенности азартных игр (в кости, карты и т.п.). Предпочтение отдавалось активным двигательным действиям, связанным с ходьбой, бегом, прыжками, метаниями, лазаньем и перелезанием, преодолением мышечного сопротивления партнера, элементами борьбы и фехтования.

Мало того, Коменский предписывал периодически водить школьников в загородные походы по пересеченной местности и устраивать в подходящем месте массовые военные игры, имитирующие сражения, с организованной разбивкой лагеря, назначением полководцев, командиров отрядов, организацией боевой линии и т.д. (Вот, оказывается, куда уходят корни военно-патриотических игр наших школьников типа "Зарницы".)

Подлинным украшением игр и состязаний Коменский считал радость двигательной активности, выразительную подвижность тела, четкий порядок и неукоснительное выполнение установленных правил, достижение победы не хитростью, а умением и доблестью. К порокам в игре относил леность, вялость, недоброжелательность, заносчивость, крик и коварство. Во время игры он советовал гимназистам и студентам разговаривать по латыни, чтобы игра приносила двоякую пользу: с одной стороны, способствовала оживлению тела и духа, а с другой - успехам в научных познаниях.

Теперь обратим внимание на особенности развития физической культуры в странах Западной Европы после буржуазных революций XVII - XVIII веков.

Вообще необходимо отметить, что буржуазные революции XVII - XVIII веков подорвали основы феодального строя и обеспечили победу и утверждение капитализма. Это привело к ускоренному промышленному и культурному развитию стран Европы и Америки. В результате промышленного переворота, успехов, достигнутых в военном деле, культуре, науке и искусстве, прогресс был заметен также в области физического воспитания и спорта. Буржуазия, будучи на данном этапе новой истории классом прогрессивным, нуждалась в людях, способных укреплять ее военное и политическое господство. Для этого требовались сильные, настойчивые, предприимчивые люди. Чтобы воспитывать таких людей, буржуазия создает ряд новых передовых для своего времени средств, форм и методов общего, и в том числе и физического воспитания.

Наибольшее влияние на развитие буржуазной теории и практики физического воспитания оказали педагогические взгляды Дж. Локка, Ж.Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци.

Дж. Локк (1632-1704) - выдающийся английский философ и педагог. Он жил в ту историческую эпоху, когда борьба между молодой буржуазией и старым дворянством завершилась в Англии классовым компромиссом - установлением конституционной монархии, сторонником которой был Локк.

Физическое развитие будущего джентльмена стояло у Локка едва ли не на первом месте. Нам становится понятнее этот подход, если мы вспомним в каком времени жил Локк. Огромный экономический потенциал новых, недавно освоенных, земель, невысокий уровень развития транспорта и непривычные, часто экстремальные климатические условия требовали от предпринимателя огромной физической выносливости, ведь предприниматель должен был много ездить по свету, испытывая в дороге всевозможные лишения и трудности. Требования времени опять-таки, как в зеркале, отразились в педагогической системе Локка. "Насколько здоровье необходимо нам для профессиональной деятельности и счастья, и насколько каждому, кто желает играть какую-либо роль в мире, нужна крепкая конституция, способная переносить лишения и усталость, слишком ясно, чтобы требовались какие-либо доказательства" [4, с.381].

Показательно в этом отношении и требование Локка в отношении постели. "Постель ребёнка должна быть жёсткой и стёганое одеяло лучше перины, жёсткое ложе укрепляет члены, в то время как зарывание каждую ночь в перины изнеживает и расслабляет тело и часто является причиной слабости и предтечей ранней могилы. Далее, тот, кто привык спать дома на жёстком ложе, не будет страдать бессонницей во время своих путешествий".

Подобные слова говорятся и в отношении закаливания. Оно должно было начинаться с самого раннего детства, чтобы тело ребёнка привыкло к действию неблагоприятных температур. "Первое, о чём следует заботиться - это чтобы дети ни зимою, ни летом не одевались и не прикрывались слишком легко" [4, с.384].

Жан Жак Руссо - наиболее выдающийся мыслитель-педагог XVIII столетия, является основоположником теории естественного, свободного воспитания, сообразного с законами физического, умственного и нравственного развития детей.

Педагогические идеи Руссо пронизаны идеями гуманизма и демократизма, глубокой любовью к ребенку, заботой о его всестороннем развитии.

Руссо рекомендовал обращать внимание на физическое воспитание детей до 12 лет. Закаливать тело, приобретать умения и навыки - все это должно, по мнению Руссо, достигаться свободой движений, играми, купанием в холодной воде; для повышения интереса к занятиям нужно использовать соревновательный метод. Его идеи способствовали созданию новых методов и форм физического воспитания, отвечающих интересам нарождающегося буржуазного общества.

Если Руссо высказывал много прогрессивных суждений о воспитании мальчиков, то в отношении воспитания девочек он придерживался в основном традиционной точки зрения. Главная функция женщины, на его взгляд, быть женой и матерью, ей не нужно давать широкого научного образования, но надо заботиться, о ее физическом развитии, эстетическом воспитании, приучать к ведению домашнего хозяйства.

И. Песталоцци - крупнейший швейцарский педагог, теоретик народной школы, оказавший огромное влияние на развитие педагогической теории и школьной практики во многих странах мира.

Главные надежды возлагал на правильно организованное воспитание и обучение детей, на единство умственного, нравственного и физического воспитания в сочетании с подготовкой к труду. Свою педагогическую теорию он выводил из основной цели воспитания, которую усматривал в развитии всех природных способностей ребенка с учетом его индивидуальных особенностей и возраста.

Песталоцци стремился к тому, чтобы дети бедняков могли получить физическое, умственное и нравственное воспитание. Физическое воспитание включало в себя поднятие тяжестей, борьбу, бег, метание и т.д. Песталоцци делил все упражнения и игры (в зависимости от движений в суставах) на элементарные (движения в суставах плеча, бедра и т.п.) и сложные (бег, прыжки, метания, лазанье, плавание, верховая езда, танцы и игры). Разработанная им система упражнений получила название суставной гимнастики Песталоцци.

Таким образом, целью физического воспитания ребенка Песталоцци считал развитие и укрепление всех его физических сил и возможностей, а основой физического воспитания детей -- естественное стремление ребенка к движению, которое заставляет его играть, быть непоседливым, за все хвататься, всегда действовать.

Песталоцци считал физическое воспитание первым видом разумного воздействия взрослых на развитие детей. Мать, кормящая ребенка и организующая уход за ним, должна уже в это время заниматься его физическим развитием. Упражнять и развивать физические силы детей следует путем выполнения простейших движений, которые ребенок производит в повседневной жизни, когда он ходит, ест, пьет, поднимает что-либо. Система таких последовательно выполняемых упражнений не только разовьет ребенка в физическом отношении, но и подготовит его к труду, сформирует у него трудовые умения.

Большое место в физическом воспитании Песталоцци отводил военным упражнениям, играм, строевым занятиям. В Ифертенском институте все эти занятия военного характера тесно сочетались со спортивными играми, туристскими походами и экскурсиями по Швейцарии. Физическое воспитание проходило в теснейшей связи с нравственным и трудовым воспитанием.

Таким образом, необходимо обратить внимание на то, что физическому воспитанию уделялось большое внимание во все времена. Большой вклад в разработке основных идей о физическом воспитании внесли такие великие мыслители, философы и педагоги, как Я.А. Коменский, Ж.Ж. Руссо, Дж. Локк и Песталоцци.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.