Суставная гимнастика для новорожденных


  1. Особенности динамической гимнастики
  2. Как делать гимнастику
  3. Противопоказания
  4. Упражнения
  5. Что нужно учесть


Динамическая гимнастика для грудничков

Особенности динамической гимнастики

Цель динамической гимнастики для новорожденных:

  • помощь в раскрытии природного потенциала тела;
  • изменение сроков, когда малыш начинает ходить, держать спинку;
  • возможность получить представление о своем теле;
  • развитие умения напрягать, расслаблять свое тело, давать ему отдых.

Новорожденный получает представление о движениях вверх-вниз, скорости, ритме. В результате становится более устойчивым физически и психически, учится адаптироваться, формируется его чувство уверенности.

Все это приводит к тому, что с первых дней жизни:

  • укрепляется иммунная система ребенка, он реже болеет;
  • возрастает активность, подвижность, энергичность;
  • формируется координация, развивается реакция;
  • улучшается аппетит;
  • нормализуется сон;
  • укрепляется скелетно-мышечная система, еще на начальной стадии исправляются имеющиеся асимметрия, косолапость, кривошея;
  • стимулируется работа всех органов и систем, активизируется перистальтика кишечника, уменьшается газообразование;
  • усиливается кровообращение, развивается устойчивость к стрессам;
  • активизируется обмен веществ.

Подрастая, ребенок лучше владеет телом, корректно реагирует на падения и травмы. Особенно полезна динамическая гимнастика для детей, появившихся на свет путем кесарева сечения и не получивших при родах опыт преодоления нагрузок, устойчивости к стрессам.

Как делать гимнастику

Занятия должны проводиться в просторном помещении. Летом возможно на улице, но вдали от деревьев, столбов. Оптимальная температура окружающего воздуха – от 22°C до 25°C.

Упражнения проводятся за один раз или делятся на несколько сеансов за день. Можно проводить с ребенком целый комплекс утренних мероприятий:

  • массаж;
  • динамическую гимнастику;
  • плавание

Нельзя планировать занятия сразу после завтрака, нужно подождать 1 час.

Ребенок должен быть без одежды, смазывать ему тело кремом не нужно. Руки родителя рекомендуется обработать крем-скрабом.


Как делать гимнастику для грудничков

Противопоказания

Первые осмотры невропатолога и других специалистов проводятся в один месяц, именно тогда врачи точно определяют наличие патологий и нарушений. До этого возраста делать гимнастику нельзя.

Запрещено применять динамические упражнения, если имеется:

  • дисплазия тазобедренного сустава, другие нарушения опорно-двигательного аппарата;
  • патологии сердечно-сосудистой системы;
  • внутричерепное давление, другие неврологические проблемы.

Противопоказанием является возраст от шести месяцев и старше, если занятия не проводились с более раннего возраста.

Упражнения

Вначале нужно неспешно и спокойно прикоснуться к ребенку, погладить его. Когда контакт произошел, малыш спокоен, можно перейти к гимнастике. Обычно она заключается в упражнениях в воздухе, на мяче и массаже с одновременным закаливанием.

При гимнастике, чтобы ни говорили йога-специалисты, нужно избегать тех упражнений, где ребенка необходимо держать только за одну конечность. Нужно избегать любых резких подъемов и переворотов, так как суставные впадины у малышей находятся еще в процессе формирования, и очень легко можно добиться привычного вывиха конечностей.

Как делать упражнения:

  1. Взрослый берет малыша за кисти рук, вкладывает ему в ладони свои большие пальцы. Начинает подтягивать вверх, поднимает так, что ребенок висит свободно, а родитель удерживает его за кисти.
  2. Делает это же упражнения, поддерживая грудничка за ноги
  3. Повторяет все эти упражнения, покачивая сначала влево-вправо, затем – верх-вниз.
  4. Взрослый разводит руки висящего малыша в разные стороны.
  5. Вес тела в этом же положении переносится с одной ручки на другую.
  6. Ребенка поворачивают вокруг вертикальной оси.

К четырем месяцам, когда грудничок уже освоил гимнастику, привык к ней, нужно вводить новые упражнения, например на мяче:

  1. Малыша кладут на него животом или спиной, поднимают его за ручки, чтобы он опирался ножками о мяч.
  2. Проделывают те же упражнения, поднимая его за щиколотки.
  3. Укладывают спиной на мяч, поднимают за ручки, раскачивают, кладут на мяч животом. Проделывают то же самое, держа малыша за щиколотки.


Упражнения на шаре

Что нужно учесть

Родители должны понимать ребенка, малейшие нюансы его настроения. Если видно, что малыш настроен спать, есть, играть, то лучше отложить занятия. Периоды бодрствования увеличиваются после одного месяца. В это время можно уже расширять количество упражнений.

Если ребенок сопротивляется, нельзя делать упражнения насильно. Он должен ощущать, что это веселая и увлекательная игра. Такое осознание уже проявляется в три месяца, к этому времени малыш привыкает к регулярным занятиям, уже устанавливается режим сна и бодрствования.

Первые занятия лучше проводить с тренером или врачом, чтобы получить навыки правильного проведения гимнастики. В четыре месяца вес ребенка таков, что родителю, особенно маме, трудно подбрасывать и раскачивать его, поэтому можно посещать групповые занятия в бассейне и в студии, где с ним будут заниматься профессионалы.

Большинство неподготовленных людей воспринимают динамическую гимнастику как издевательство сумасбродных родителей над собственным ребенком. Эти упражнения действительно непривычны и даже новы. Поэтому не нужно браться за нее, если вы не изучили все правила и нюансы, последовательность увеличения нагрузки.

Жизнь грудничка в первые месяцы состоит преимущественно из сна – он помогает малышу максимально безболезненно адаптироваться к условиям нового мира. В состоянии бодрствования новорожденный проводит всего несколько часов в сутки, пробуждения обычно связаны с естественными нуждами. В эти короткие промежутки настоятельно рекомендуется проводить гимнастику.


Заниматься с малышом нужно очень аккуратно

Что такое ЛФК для грудничков

У только что родившегося ребенка конечности скованы, двигательный аппарат развит очень слабо. Лечебная физкультура (ЛФК) для грудничков необходима с целью развития и совершенствования функций конечностей. Гимнастика для новорожденных не назначается врачом в отдельных случаях, а выполняется в оздоровительных целях.

Споров по поводу необходимости ЛФК для новорожденных грудничков практически не возникает. Гимнастика для новорожденных с первых дней их жизни не может причинить вреда, особенно, если проводить ее правильно.

Специалисты подтверждают, что гимнастика для грудничков просто необходима. После нахождения в стесненных условиях на протяжении девяти месяцев гипертонус мышц является практически нормой и наблюдается у большинства новорожденных. Именно по этой причине многие только что появившиеся на свет детки дергаются во сне.


При проведении зарядки с ребенком нужно разговаривать

Зарядка для новорожденных позволяет справиться с мышечной напряженностью и дает возможность малышу в более комфортных условиях развиваться. При регулярных занятиях польза будет весьма существенной:

  • кровообращение ребенка активизируется;
  • малыш будет лучше спать и кушать;
  • нормализуется работа желудочно-кишечного тракта;
  • начнут более активно развиваться физические навыки;
  • придет в норму обмен веществ.

С какого возраста начинать гимнастику

Элементы гимнастических упражнений для грудничков можно начинать практиковать непосредственно после выписки из роддома. Начать следует с элементарного – выкладывания ребенка на животик. Первое время новорожденный будет поворачивать головку набок, поскольку так ему проще дышать. Потом малыш станет пытаться поднимать головку вверх, пытаясь на несколько секунд удержать ее в такой позиции. Это простое упражнение способствует укреплению мышц не только шеи, но и спины, плечей.

Полноценную классическую ЛФК для новорожденных рекомендуется начинать примерно с месячного возраста. На первых порах заниматься с ребенком достаточно 10-15 минут. Совершенно не обязательно делать гимнастику для новорожденных в ежедневном режиме. Но определенная системность должна присутствовать. Только в этом случае к трехмесячному возрасту малыш окажется достаточно натренирован, чтобы внести в комплекс упражнений более сложные новые элементы.

Динамической гимнастикой с более сложными упражнениями для новорожденных специалисты рекомендуют начинать заниматься с 3-4 месяцев. Такая зарядка для новорожденных до месяца не подойдет. Основные движения, которые использует динамический вид ЛФК, – это вращение и качание ребенка.


Зарядка обычно доставляет грудничкам удовольствие

Важно! Доктор Комаровский рекомендует родителям, желающим заниматься с грудничком динамической зарядкой для младенцев, пройти предварительную подготовку со специалистом и внимательно изучать противопоказания к обозначенному виду физической активности.

Основные принципы проведения упражнений

Гимнастика для малышей – специфическое занятие, требующее определенной подготовки и выполнения правил безопасности.

Подготовка к ЛФК для новорожденных предполагает в первую очередь физическую готовность малыша к тем или иным нагрузкам. Делая даже самые простые упражнения, следует внимательно наблюдать за тем, как реагирует ребенок. Если малышу сложно справляться с тем или иным упражнением, он даст это понять.

Безопасная и по-настоящему полезная гимнастика для младенцев предполагает следование следующим несложным правилам:

  1. Делать зарядку нужно за 50 минут до или через аналогичное количество времени после кормления.
  2. Любые упражнения сдедует выполнять очень осторожно и плавно.
  3. Занятия необходимо проводить системно.
  4. Увеличивать нагрузку и длительность зарядки нужно постепенно.
  5. Во время выполнения зарядки для младенцев необходимо поддерживать контакт с ребенком: улыбаться и разговаривать.

Как правильно делать упражнения

Большинство упражнений гимнастики для младенцев 1 месяца и старше разрабатывается специалистами с учетом многих значимых факторов, потому для наблюдения положительной динамики важно делать все правильно.

Для правильного выполнения этого упражнения грудной ребенок укладывается родителем на спинку. Далее взрослый берет его за ножки в области голеней (ладони при этом должны закрывать колени малыша) и делает несколько сгибательных движений. Затем ножки разводят коленками наружу по сторонам, как делает лягушка. Также можно уложить ребенка на живот, взять за стопы и несильно надавить, разводя ножки до аналогичной позы. Упражнение может выполняться при проведении гимнастики для месячного ребенка.

Гимнастика для малышей должна включать в себя занятия на фитболе. На нем можно качать ребенка на животике или спинки пружинить и выполнять иные несложные упражнения. Самое главное – накрыть фитбол перед началом зарядки для младенцев приятной на ощупь тканью, чтобы малыш чувствовал себя максимально комфортно.


Фитбол очень полезен для малышей

Подбор комплексной программы

Зарядка принесет пользу, если к разработке ее программы подойти продумано.

Когда ребенка только принесли в дом после роддома, или ему исполнилась всего неделя, много времени на разработку комплекса упражнений не потребуется. Достаточно будет легкого массажа без давления и нежных поглаживающих прикосновений.

Комплекс упражнений для двухмесячных детишек рекомендуется дополнить упражнениями, способствующими ползанию.

В трехмесячном возрасте дети становятся более эмоциональными и реагируют на совершаемые с ними действия. На этом этапе можно немного усложнить и разнообразить комплекс упражнений. Во время гимнастики петь или рассказывать ребенку стишки.

Продолжительность гимнастики

Ребенок, которому еще не исполнился год, несмотря на свою активность, устает очень быстро. Поэтому заниматься с ним зарядкой не следует дольше 10-15 минут, вне зависимости от возраста.

Сколько раз в день проводить

Физические упражнения с ребенком допускается проводить несколько раз в день, но начинать рекомендуется с одного. Впрочем, с совсем маленьким ребенком номер с частыми занятиями просто не пройдет – он преимущественно спит в первый месяц своей жизни.


Регулярная ЛФК – залог здоровья малыша

Противопоказания к занятиям зарядкой

Несмотря на все свои положительные моменты, зарядка может оказаться не только полезной, но и вредной для грудного ребенка. Противопоказания могут быть следующими:

  • повышение температуры тела;
  • рахит;
  • ущемленная грыжа;
  • врожденный порок сердца;
  • гнойничковые и воспаленные кожные заболевания;
  • инфекционные процессы;
  • наличие некоторых родовых травм.

Если в целом малыш здоров, бодр и весел, дополнительная физическая нагрузка не принесет ему никакого вреда, только пользу.

Видео

Врождённая дисплазия тазобедренного сустава является нарушением, при котором суставная впадина имеет недостаточную глубину. Дисплазию обнаруживают у 2–10% новорождённых, девочки страдают ей в 5 раз чаще мальчиков.

Врождённый вывих тазобедренного сустава является крайним проявлением дисплазии и обычно требует вмешательства хирурга. Однако у большинства новорождённых с дисплазией дефект развития сустава выражен не так сильно и его можно исправить консервативными методами.

При дисплазии суставная ямка недоразвита, поэтому головка бедренной кости занимает неправильное положение. Чтобы ускорить развитие структур новорожденного, способствовать укреплению фиксационного аппарата для сустава, можно назначить легкую суставную гимнастику.

Цели, задачи и эффекты гимнастики

Все дети рождаются с частично сформированным тазобедренным суставом. Этот сустав принимает свою окончательную форму спустя 2–3 года, но самые значительные изменения в нём происходят в первый год жизни малыша.

У здоровых новорождённых суставная головка изначально лежит в полости сустава правильно. Края вертлюжной впадины, развиваясь, подстраиваются под её форму. Так формируется идеальное соотношение элементов тазобедренного сустава.


У больных дисплазией детей головка недостаточно стабильна и легко выходит за пределы вертлюжной впадины. Она давит на её края, что больше усугубляет деформацию полости сустава.

Задача лечебной физкультуры – устранение влияния вредных факторов на сустав и создание благоприятных условий для его дальнейшего созревания.

Полезные эффекты лечебной гимнастики:

  1. помогает укрепить мышцы, способствующие удержанию сустава в физиологическом положении;
  2. усиливает и закрепляет результаты лечения положением;
  3. улучшает кровообращение в области тазобедренного сустава и доставку в него веществ, необходимых для созревания кости и хряща;
  4. снимает застойные явления в суставных тканях;
  5. препятствует атрофии мышц в период ношения ортопедических конструкций;
  6. оказывает общеукрепляющее воздействие на организм грудничка.

Конечная цель ЛФК – ликвидация дисплазии у новорожденного и формирование полноценного тазобедренного сустава.

Упражнения для пациентов старше 16 лет читайте в этой статье.

Как подготовить ребенка к лечебной физкультуре?

Оптимальное время занятий лечебной физкультурой для грудничков – первая половина дня, через полчаса или час после кормления.

Важные моменты подготовки:

  1. постелить на стол или пол сложенное вдвое одеяльце;
  2. отрегулировать температуру комнаты до комфортного для раздетого ребенка уровня (20–25°С);
  3. убедиться в отсутствии сквозняков;
  4. проверить температуру своих рук и разогреть их массажем, если они холодные;
  5. снять кольца, часы и браслеты, ногти должны быть коротко острижены и не иметь острых углов;
  6. снять с ребёнка одежду, подмыть, сменить подгузник на чистый;
  7. для занятий на мяче приготовить чистую пелёнку.

Если сустав нужно разработать взрослому человеку, упражнения стоит искать в этой статье.

Общие правила и советы по выполнению

5 условий эффективной гимнастики:

  1. Лечебной физкультурой следует заниматься только тогда, когда грудничок здоров и пребывает в хорошем настроении. Если малыш плачет или испытывает недомогание, то сначала надо устранить все возможные причины беспокойства ребенка: сменить памперс, покормить, вылечить колики или опрелости.
  2. Гимнастика при дисплазии даёт хороший результат только при полном расслаблении мышц. Занятия с напряженным и сопротивляющимся ребёнком не только малоэффективны, но и болезненны.
  3. Запрещено применять силу при выполнении упражнений. Все манипуляции должны быть мягкими, плавными и не превышать пределы физиологических возможностей сустава.
  4. Нельзя начинать занятия лечебной гимнастикой самостоятельно. Первые сеансы ЛФК должны проводиться совместно с инструктором. Хорошо овладев техникой упражнений, мама может заниматься с ребёнком в домашних условиях.
  5. Важна регулярность. При дисплазии рекомендуется заниматься ЛФК ежедневно, желательно в одно и то же время. Оптимальная продолжительность занятий 15–20 минут. Гимнастика должна стать для ребёнка рутинной процедурой, такой же, как купание или прогулка.

В промежутках между занятиями ЛФК необходимо поддерживать сустав в наиболее выгодной и безопасной позиции с точки зрения физиологии. Это положение достигается при раздвинутых ножках ребёнка, согнутых в тазобедренных суставах и коленях.

В зависимости от степени тяжести дефекта существует несколько методов лечения положением новорожденных:


подушка Фрейка (эффективна не во всех случаях, используется преимущественно до полугода);

  • стремена Павлика (представляет собой ортез, поддерживающий ножки в разведенном и согнутом положении, средний срок наложения равен 3 месяцам);
  • гипсовая лонгета (полностью обездвиживает сустав и используется после хирургического вправления вывиха или артропластики).
  • Комплекс упражнений

    Стандартный сеанс зарядки при дисплазии тазобедренных суставов у новорожденных состоит из разминки, основного блока упражнений на разработку сустава и заключительной части. Перед началом занятий рекомендуется помассировать тело ребёнка. Для массажа используют поглаживающие и лёгкие похлопывающие движения. Предварительный массаж улучшает циркуляцию крови в теле грудничка и тонизирует мышцы, делая их более восприимчивыми к нагрузкам. Ласковые прикосновения рук мамы нравятся малышам и способствуют хорошему настроению во время гимнастики.

    Гимнастика или разминка перед упражнениями при недоразвитости тазобедренных суставов у грудничков:

    1. Уложив ребёнка на спинку, развести ручки в стороны, а затем свести их. Повторить 10–15 раз.
    2. Потряхивание. Ребёнок лежит на спине ногами к маме или инструктору ЛФК. Взяв ребёнка за ступни, сделать 5–7 легких потряхивающих движений. Это упражнение помогает расслабить мышцы и связки нижних конечностей.
    3. Вибрация. Взявшись за щиколотки выпрямленных ног, постучать пяточками по полу.

    Потряхивание и вибрацию можно использовать между упражнениями основного комплекса. Их делают в момент, когда ребенок начал напрягать мышцы и сопротивляться во время занятий.

    ЛФК при дисплазии тазобедренных суставов у детей до года:


    Попеременное сгибание. Обхватив бедро или голень младенца, зафиксировать его ногу. Держась за другую ножку, согнуть её в колене и тазобедренном суставе, приблизив к животику. Повторить движение 10 раз. Поменять стороны и сделать 10 аналогичных сгибаний для другой ноги.


    Упражнения для тазобедренного сустава

    Парное вращение. Взявшись за колени обеих ножек, сделать ими 10 круговых движений из центра в стороны, потом наоборот.

  • Полушпагат. Придерживая ребенка за ступни, 10 раз развести и свести прямые ножки ребёнка. Максимальный угол между ногами не должен превышать 90–100°.
  • Упражнение на приведение. Попеременно поднимать правую и левую ножки, касаясь пальцами ступней противоположного плеча или лба ребёнка. Данное упражнение допустимо только для детей от полугода и старше. В более раннем возрасте угол поднятия ноги не должен превышать 90°.
  • Переворачивания на бок. Держа ножку в области колена, повернуть ребёнка на бок так, чтобы колено коснулось пола с противоположной ноге стороны. Сделать по 10 повторов для каждой ноги.
  • Лечебная физкультура при дисплазии тазобедренных суставов у ребенка с элементами игровых движений:


  • Растяжка. Согнуть ногу, положив пяточку на колено второй ноги. Мягко нажимать на колено согнутой ноги, немного приближая его к поверхности, на которой лежит ребёнок.
  • Перевернуть ребёнка на живот. Придерживая одной рукой область бедра, другой рукой обхватить вторую ножку за голень. Аккуратно сгибать и разгибать её в тазобедренном сустава и колене. Повторить упражнение для противоположной стороны.
  • Не меняя исходного положения, с небольшой амплитудой вращать каждую из ножек по часовой стрелке и в обратном направлении. Диапазон вращения регулировать до чувства лёгкого сопротивления.
  • Каждое упражнение из гимнастики для новорожденных нужно повторить 5–7 раз.

    Лечебная гимнастика для коррекции врождённой дисплазии полностью адаптирована для данной возрастной группы и кардинально отличается от комплекса реабилитационных упражнений для взрослых, имеющих проблемы в тазобедренном суставе или перенёсших операцию на нём.

    Пример гимнастики для взрослых вы найдете по этой ссылке.

    Гимнастика при незрелости тазобедренных суставов у новорожденного на фитболе тренирует чувство равновесия и тонизирует мышцы. Движения оказывают щадящее воздействие и почти не имеют противопоказаний. Врачи рекомендуют начинать заниматься на фитболе с двухнедельного возраста.

    Примеры упражнений на мяче для новорожденного:


    1. Исходное положение – лёжа на животе на поверхности мяча с поддержкой мамы или инструктора ЛФК. Покачивания на мяче вперёд‐назад.
    2. Покачивания вправо‐влево из того же положения на животе.
    3. Сидя на мяче, перекатываться из стороны в сторону или по кругу. Это упражнение разрешено после 5 месяцев, когда ребёнок начинает учиться сидеть.
    4. Держа грудничка над фитболом с разведёнными и согнутыми ногами, позволять ему касаться ступнями его поверхности и отталкиваться от нее пружинящими движениями.

    Каждое упражнение из гимнастики для новорожденных нужно повторить 5–7 раз.

    Видео с комплексом упражнений для ребёнка старше 4 месяцев

    Посмотрите на видео правильный и полезный комплекс гимнастики при дисплазии тазобедренного сустава у новорожденных:

    Система развивающих упражнений для грудных детей. Для кого предназначена динамическая гимнастика и зачем она нужна.

    Два взгляда на одну проблему

    Многие школы для молодых родителей и их малышей предлагают своим будущим мамам и папам такой вид занятий, как динамическая гимнастика для грудничков. Но далеко не все знают, что это за гимнастика, зачем она нужна и насколько она безопасна для малыша. Не давая никаких советов и не принимая за родителей ребенка конкретных решений, мы предлагаем вниманию читателей мнения двух специалистов об этой гимнастике.


    Динамическая гимнастика входит в общий курс оздоровительных и развивающих занятий с новорожденным наряду с такими мероприятиями, как массаж, игры, закаливание. Определимся с понятиями, ведь далеко не каждый родитель имеет четкое представление об этих тренингах, а стало быть, и о тех возможностях, которые они предоставляют ребенку.

    Динамическая гимнастика — система развивающих упражнений для грудных детей, распространенная в самых различных модификациях. Динамическая гимнастика включает элементы массажа, обычной гимнастики, упражнений для развития вестибулярного аппарата. Только степень такого воздействия в динамической гимнастике выше. Основное отличие этой гимнастики от обычной — это большее количество динамики (движения), в отличие от традиционных комплексов, где малыш, как правило, лежит, а его руками и ногами двигает взрослый в том или ином направлении.

    Вариантов динамической гимнастики много — от экстремальных сценариев ее выполнения до постепенных и мягких. Необычно, что часть упражнений проводится не на столе, а в воздухе. Многие из "воздушных" упражнений описаны еще в начале XX века. Занимаясь динамической гимнастикой с малышом, взрослый держит его: за две или одну ручку, за две или одну ножку, обхватывает руками туловище. Основные движения — висы, качания, вращения, перевернутые упражнения ("вверх ногами"), подбрасывания и даже забрасывания на руку, на плечо или на бедро взрослого. Большинство детей с радостью воспринимают такой способ общения со взрослым и с собственным телом. Эти упражнения легко даются ребенку из-за высокой врожденной подвижности его суставов. При правильных хватах и движениях риск травмировать ребенка невелик.

    Для чего нужна динамическая гимнастика?

    Занимаясь с ребенком таким видом развивающих упражнений, мы одновременно достигаем нескольких целей.

    Во-первых, это важно для физического развития малыша. Динамическая гимнастика — это инструмент коррекции мышечного тонуса ребенка. Известно, что после рождения ребенок еще в течение нескольких месяцев находится в позе, которую мы называем "внутриутробной" — с согнутыми ручками и ножками. Это происходит из-за повышенного тонуса мышц-сгибателей, причем этот тонус неравномерно повышен в разных мышечных группах. Присмотритесь к своему ребенку, когда он спит, и вы увидите, что одна ручка согнута в большей степени, чем другая; то же самое с ножками. Это происходит из-за несогласованной работы различных зон головного мозга на этом этапе жизни. Это как "вспышки": возбуждение какой-либо зоны мозга приводит к сокращению соответствующей мышцы тела. Такие неожиданные мышечные подергивания могут напугать даже самого ребенка, например во сне. В результате повышается уровень возбуждения, вызванного избытком стимуляции, исходящей из собственного тела. Чтобы помочь организму ребенка гармонизировать, упорядочить процессы возбуждения и торможения в нервной и, как следствие, в мышечной системе, применяют массаж и динамическую гимнастику. Хорошо, если с ребенком занимается человек, которому малыш очень доверяет, — в первую очередь, это, конечно, его мама. Мать своими руками "лепит" тело ребенка, обозначая его границы, воздействуя при этом на тактильную и мышечно-суставную чувствительность. В результате снимается избыточный мышечный тонус. Кроме того, эти упражнения активизируют перистальтику кишечника, укрепляют сердечно-сосудистую, иммунную систему, адаптируют организм к нагрузкам, а стало быть, к стрессовому воздействию изменений окружающей среды.

    Во-вторых, это конечно же еще один способ общения ребенка с матерью — возможность увидеть ее улыбку и глаза и свое отражение в них, услышать ее голос, почувствовать ее руки. Ребенок узнает себя через глаза матери. Это для него как зеркало. Не случайно в психотерапии используется лечение зеркалом и улыбкой: пациент смотрит в зеркало, улыбается себе, узнает себя сам. Глаза дают ребенку чувство уверенности в том, что его держат, заботятся о нем. Ребенок первых месяцев жизни должен получить большую порцию аудиальной, визуальной, осязательной чувствительности от матери. В результате появляется базовое доверие к Миру, формируется желание и способность с ним взаимодействовать, что благоприятным образом отзовется во взрослой жизни подрастающего человека. Таким образом, проведение динамической гимнастики способствует психическому развитию ребенка и становлению гармоничных материнско-детских отношений.

    Для кого предназначена динамическая гимнастика?

    Теперь о том, каким детям в первую очередь нужны эти занятия. Показания и противопоказания можно согласовать с педиатром. Но особый разговор о детях — "кесарятах". Дело в том, что в случае планового кесарева сечения ребенок извлекается из матки ("рождается") на 3-5-й минуте от начала операции. В результате такой ребенок лишен адаптационного периода со всеми его фазами, как это происходит при прохождении через естественные родовые пути в течение нескольких часов. Согласно законам теории адаптации, у организма есть потребность в физиологическом стрессе как необходимом условии развития. Вспомним определение основоположника теории стресса физиолога Ганса Селье: "Стресс есть неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование". В результате такого ответа организм реализует свою потребность осуществить приспособительную функцию и восстановить нормальное состояние. При этом активируется и усиливается один из базовых инстинктов организма — инстинкт выживания. А начинается это с ситуации родового процесса с его внезапностью начала, многочасовым усилением мышечного напряжения, нарастанием кислородного голодания в процессе схваток и непредсказуемым изменением среды обитания с необходимостью дальнейшего выживания в условиях разнообразных сенсорных нагрузок. Продолжительность процесса позволяет ребенку адаптироваться к изменяющимся условиям, выработав приспособительные реакции. В случае же кесарева сечения ребенок попадает "с корабля на бал", не успевая подготовиться, потеряв некоторые фазы процесса адаптации.

    В перинатальной психологии считается, что интранатальный (родовой) опыт важен для дальнейшего развития человека, становления таких качеств, как целеустремленность, выносливость, терпение в достижении цели, и отражается на способности проявлять эти качества в будущей взрослой жизни. Можно предположить, что, будучи лишенным "входящего" опыта преодоления стрессовой нагрузки, человек в какой-то мере (учитывая перинатальную память тела) может отличаться снижением волевой сенсорики в дальнейшем. Это тогда, когда есть цель, но не освоен путь ее достижения. В момент своего рождения тело не познало своего опыта. Это, конечно же, восполнимо. Вот тут-то на помощь и может прийти динамическая гимнастика, чтобы научить тело (а значит, и психику) ребенка выдерживать, переживать усиленные, пороговые нагрузки, вырабатывать адаптационную устойчивость. Ребенок растет более энергичным, подвижным, активным, практически не болеет. У него прекрасная координация, быстрая реакция, хороший аппетит и крепкий сон.

    Основные правила динамической гимнастики

    Занятия проводят при температуре воздуха 22-25°С, в помещении или на открытом воздухе. Если вы уже начали закаливать своего ребенка, то температура воздуха в помещении может быть и ниже. Важно прикасаться к ребенку теплыми, мягкими руками — уверенно и нежно. Свои руки перед этим можно размягчить скрабом, что повысит их чувствительность. Тело малыша кремом не смазывают.

    Для занятий используют время бодрствования ребенка, когда он наиболее расположен к контакту, но не ранее, чем через час после еды. Для справки: периоды бодрствования резко увеличиваются после 1,5 месяцев жизни при переходе от нормальной аутистической фазы развития младенца (когда бодрствованию он явно предпочитал сон, предохраняющий от избыточного влияния внешней среды) к началу становления субъект-объектных отношений — взаимодействия с другими. С этого возраста можно расширять комплекс развивающих упражнений. Выполнять подобный комплекс следует ежедневно или несколько раз в день, начиная всякий раз в качестве разминки с традиционных массажных приемов поглаживания, растирания, разминания, пассивных упражнений для рук и ног, а затем переходя к динамическим воздействиям. Примерами упражнений, входящих в комплекс динамической гимнастики, являются покачивание ребенка вперед-назад в захвате за руки, вращение ребенка за руки или за ноги вокруг вертикальной оси и другие.


    С чего начать?

    Начинать следует с самых простых упражнений, соблюдая закон постепенности нарастания нагрузки — неделю за неделей увеличивая темп, амплитуду и время. В некотором смысле такое воздействие является стрессогенным для ребенка. Важно знать меру, соблюдать закон золотой середины. Во время занятий может возникнуть сопротивление скачкообразному приросту нагрузки в виде мышечного напряжения, испуга, недовольства и даже плача. В этом случае целесообразно задержаться на достигнутом или даже спуститься на более низкую ступень. У каждого ребенка свой темп овладения упражнениями. На каждом занятии создавайте предпосылки для более сложных упражнений. Иногда требуется приостановить занятие, сменить упражнение, прижать ребенка к себе, с тем чтобы вновь продолжить, но без надрыва, без усилий.

    Сила рождается там, где нет усилий!

    Если говорить о динамической гимнастике, то нельзя не отметить следующие моменты.

    Во-первых, если вы сделали свой выбор в пользу такого несколько экстремального варианта физического развития вашего малыша, вы должны знать, что для занятий динамической гимнастикой есть противопоказания, которые должны заставить родителей категорически отказаться от динамической гимнастики. К таким противопоказаниям, в частности, относятся: дисплазия тазобедренного сустава — заболевание, при котором неправильно расположены элементы тазобедренного сустава (подробнее о его терапии вы можете прочитать в статье "Лечение. пеленками", опубликованной в №9 журнала "9 месяцев"), повышенный мышечный тонус, повышенный объем движений в суставах, причиной возникновения которого являются особенности соединительной ткани. Понятно, что родители сами не в состоянии определить наличия или отсутствия таких состояний или заболеваний у малыша. Поэтому, прежде чем приступить к подобной практике, необходимо проконсультироваться с врачом. Известно, что первый осмотр ортопеда и невропатолога, которые могут исключить эти состояния и заболевания, для большинства детей происходит в 1 месяц, тогда как многие родители-новаторы начинают заниматься с детишками с первых дней после рождения — сразу после выписки из родильного дома. Поэтому, если вы решились заниматься с малышом именно с помощью динамической гимнастики, то не забудьте проконсультироваться с доктором.

    Во-вторых, следует учесть, что у детей раннего возраста связки очень эластичные и нежные. Неправильно потянул за ручку — травма: подвывих или вывих сустава. В то время как изменение состояния хрящей и связочного аппарата происходит в основном из-за нарушения кровообращения в этих областях. В условиях создавшейся гипоксии (недостатка снабжения кислородом области суставов) происходят их структурные изменения, что и ведет к потере упругости и эластичности.

    Помимо этого занятия динамической гимнастикой являются рискованными из-за большой вероятности падений, результатом которых может быть не только безобидный синяк, но и серьезные внутричерепные кровоизлияния и другие травмы.

    С другой стороны, рекомендации инструкторов о как можно более раннем начале занятий динамической гимнастикой также имеют под собой основания, так как если вы начинаете заниматься после 6 месяцев, то масса малыша уже велика, то есть нетренированные связки сразу испытывают большие нагрузки и риск травм возрастает.

    В-третьих, учесть и своевременно оценить все противопоказания и побочные эффекты может только специалист, поэтому не пытайтесь сами заниматься с малышом. Упражнения должен проводить мануальный терапевт или врач-реабилитолог, прошедший специальную подготовку.

    Единственным бесспорным положительным моментом занятий является то, что молодые родители стремятся больше общаться с малышом, развивать его. Но ведь для того чтобы заниматься с ребенком, развивать его физически и интеллектуально, можно применять и другие, давно разработанные, хорошо зарекомендовавшие себя методики, такие, как массаж, пальчиковая гимнастика. Справедливости ради надо сказать, что любая методика требует предварительной консультации специалиста. Чем больше общения, любви, ласки, улыбок получит младенец с первых дней жизни, тем легче будет его адаптация и больше доверие к миру.

    Конечно, выбор варианта развития малыша, а также ответственность за выбранный метод в полной мере лежит на родителях. Поэтому, выбирая методику, необходимо изучить все ее аспекты и тщательно взвесить все "за" и "против".

    Читайте также:

    Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
    При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.