Структурализм и функционализм шпоры

Основателем структурализма является ученик В. Вундта

Он родился в Англии, получил философское образование в Оксфордском университете. Затем переехал в Лейпциг, чтобы заняться экспериментальной психологией под руководством Вундта, и стал самым верным и последовательным его учеником. Через два года Титченер переехал в США, где создал крупнейшую в этой стране психологическую школу.

Титченер называл свою теорию структурализмом, так как главной задачей психологии считал экспериментальное исследование структуры сознания.

Для того чтобы выделить и описать элементы этой структуры, Титченер стремился усовершенствовать метод интроспекции, проводя специальную тренировку испытуемых. Он считал, что сочетание самонаблюдения с экспериментом и математикой сможет приблизить психологию к стандартам естественных наук.

Функционализм берет свое начало в Европе с работ австрийского профессора философии Ф. Брентано. В этих работах Брентано предложил новую концепцию развития психологии, противопоставив ее программе Вундта. Основной задачей психологии он считал описание работы сознания, состоящей из интенционалъных (направленных) актов. Брентано решительно отвергал методы Вундта, так как они позволяли изучить лишь результат, но не сам психический акт.

Взгляды Брентано нашли продолжение в работах К. Штумпфа — профессора философии, основавшего в Берлинском университете психологическую лабораторию. Он также считал, что предметом психологии должно стать изучение психологических функций <актов).Темой большинства экспериментальных работ Штумпфа явилось изучение восприятия музыкальных тонов. Эти работы внесли самый крупный после Гельмгольца вклад в исследование психологической акустики.

Хотя многие европейские ученые проявляли интерес к трудам Брентано и Штумпфа, настоящий расцвет функционализма связан с его американской школой, и прежде всего с работами У. Джемса. Джемс окончил Гарвардский университет, получив медицинское и художественное образование. Он был первым профессором психологии в Гарвардском университете, основателем первой в США психологической лаборатории, президентом Американской психологической ассоциации. Благодаря Джемсу психология стала одной из самых популярных наук в Америке.

В своих психологических работах Джемс не столько представил целостную систему взглядов, сколько предложил набор концепций, которые послужили основой самых различных подходов — от бихевиоризма до гуманистической психологии. Одним из основных направлений исследований Джемса было изучение сознания, в котором он выделил такие свойства, как непрерывность, динамизм, избирательность .

Значительное внимание Джемс уделял проблеме личности, рассматривая ее как интегративное целое, что было принципиально новым для того периода. Джемс первым заговорил о роли самооценки и вывел формулу самоуважения. Ему принадлежит одна из самых известных теорий эмоций. Джемс по праву считается выдающимся американским ученым, внесшим большой вклад в развитие психологии, философии и педагогики.

Идеи, заложенные Джемсом, были развиты Д. Дьюи. Известный философ и педагог начинал свою карьеру в качестве психолога. Он основал в Чикагском университете школу, из которой вышли десятки американских психологов. В качестве предмета новой психологии Дьюи предлагал признать целостный организм, обладающий активностью по отношению к среде.

Чикагская школа функционализма представлена также именами Д. Энджелла и Г. Кэрра.

Наряду с Чикагской школой к функционализму примыкала Колумбийская школа, возглавляемая Р. Вудвортсом. Вудворте изучал поведение, выделив важную роль мотивации и установки, что делает его работы актуальными и сегодня. В Колумбийской школе работали Д. Кеттелл и Э. Торндайк, создавшие предпосылки для развития дифференциальной психологии и бихевиоризма.

Вклад функционализма в развитие психологии очень важен, так как именно его представители показали значение поведения, которое наравне с сознанием должно быть включено в предмет психологии. Не менее важной была идея о целостности человека и социальной среды. Именно эти положения определили путь дальнейшего развития психологии.


Структуризм и функционализм - это два подхода к психологии. Они также являются двумя самыми ранними психологическими теориями, которые пытались объяснить человеческое поведение по-разному и подойти к изучению психологии с разных точек зрения. Структурность появилась первой, и функционализм был реакцией на эту теорию.

Структурность можно рассматривать как первую формальную теорию в психологии, которая отделяла ее от биологии и философии в своей собственной дисциплине. Структурную психологию впервые описал Тиченер, ученик Вильгельма Вундта. Вундт создал первую психологическую лабораторию, поэтому идеи Тихенера сильно повлияли на работу, проделанную там (Goodwin, 2008).

Структуризм или структурная психология - это подход, который пытался проанализировать человеческий разум, установив в нем базовые единицы. Основное внимание уделялось этой базовой единице. Изучение разума было сделано путем самоанализа, чтобы установить связь между различными внутренними переживаниями, такими как чувства или ощущения. Структуризм был подходом, который привел к созданию первой психологической лаборатории и первым попыткам научного изучения человеческого разума. Однако проблема со структурализмом заключалась в том, что она была основана на неотъемлемо субъективной технике - самоанализе. Участники должны были сосредоточиться на своих чувствах и ощущениях, чтобы сообщить об этом экспериментаторам, однако этот подход был основан только на субъективных мерах, которые ограничивали точность этого подхода (Goodwin, 2008).

Вскоре после его введения структурализм стал предметом большой критики из-за отсутствия объективности, поэтому была создана другая теория как реакция на структурализм (Schultz & Schultz, 2011).

С другой стороны, функционализм предполагает, что сознание не может иметь базовую структуру, поэтому было бы нецелесообразно изучать его с этой точки зрения. Скорее, идея функционализма заключается в том, что было бы эффективно изучать функции и роли человеческого разума, а не его структуру. Функционализм был более сфокусирован на поведении (Goodwin, 2008).

Функционализм проявился как реакция на структурализм, который не был принят в Америке. Такие психологи, как Уильям Джеймс, критиковали структурализм и предлагали альтернативы. Джеймс предположил, что разум и сознание существуют для какой-то цели, которая должна быть в центре внимания исследования. Он также предположил, что психология должна быть практической, а не чисто теоретической, как это было предложено в структуралистском подходе. Функционализм также был сосредоточен на более объективных аспектах, а не на интроспекции. Однако Джеймс верил в сознание, что не мог найти научного способа изучить его, поэтому он решил сосредоточиться на поведении, которое можно было бы объективно изучить (Schultz & Schultz, 2011).

Благодаря своему практическому подходу функционализм заложил основу для бихевиоризма, теории, которая была сфокусирована на объективных мерах человеческого поведения и на видении функции, а не на структуре человеческого разума (Schultz & Schultz, 2011).

Как структурализм, так и функционализм были важными теориями в свое время и были одними из первых формальных психологических теорий. Структуризм повлиял на развитие экспериментальной психологии и стал теорией, которая начала формировать психологию как отдельную область. Функционализм появился как ответ на структурализм. Это также повлияло на развитие бихевиоризма, теории, которая очень значима в психологии. Можно сказать, что основное отличие между структурализмом и функционализмом заключается в том, что они изучают. Структуризм изучает человеческий разум и основные единицы, которые можно идентифицировать посредством самоанализа. Функционализм фокусируется на более объективных формах исследования и утверждает, что необходимо изучать аспекты разума и поведения в терминах функции. Оба подхода имеют важное историческое значение и повлияли на развитие психологии.

2.3 Структурализм и функционализм

На протяжении XIX века химия и физика достигли значительного прогресса благодаря анализу, проводимому при разложении сложных соединений (молекул) на элементы (атомы). Успехи, достигнутые этими науками, вдохновили психологов на поиски психических элементов, сочетания которых порождали более сложные переживания. Быть может, подобно химику, разлагающему воду на водород и кислород, психологи смогут подвергнуть анализу вкус лимонада (восприятие), разлагая его на сладкий, горький и холодный элементы (ощущения). Основным приверженцем данного подхода в Соединенных Штатах являлся Э. Б. Титченер, психолог, работающий в Корнельском университете и проходивший подготовку у Вундта. Титченер ввел термин структурализм, означающий анализ психических структур, в качестве названия данной области психологии.

Однако некоторые психологи не приняли чисто аналитической природы структурализма. Уильям Джеймс, известный психолог, работающий при Гарвардском университете, полагал, что следует придавать меньшее значение анализу элементов сознания и уделить большее внимание его текучей индивидуальной природе. Разработанный им подход получил название функционализма, означающего изучение деятельности разума, позволяющей организму адаптироваться к окружающей среде и функционировать в ней.

Интерес психологов XIX века к процессу адаптации явился результатом публикации работ Чарльза Дарвина по теории эволюции. Согласно этой теории, сознание эволюционировало исключительно в силу того, что оно служило неким целям, направляя индивидуальную деятельность. Функционалисты утверждали, что для того чтобы выяснить, каким образом организм адаптируется к среде, необходимо наблюдать за его фактическим поведением. Тем самым функционализм расширил границы психологии, включив в число предметов ее изучения поведение. Тем не менее и структурализм и функционализм продолжали рассматривать психологию как науку об опыте сознания.

[Бихевиоризм - от англ. behavior — поведение. — Прим. перев.]

Структурализм и функционализм сыграли важную роль на раннем этапе развития психологии. Поскольку любая научная точка зрения представляет собой систематический подход к соответствующей научной дисциплине, оба эти направления стали рассматриваться как конкурирующие между собой психологические школы. Однако к 1920 году обе они были вытеснены тремя более поздними школами: бихевиоризмом, гештальт-психологией и психоанализом.

Из этих трех новых школ наиболее заметное влияние на развитие научной психологии в Северной Америке оказал бихевиоризм. Его основатель Джон Уотсон выступал против точки зрения, согласно которой опыт сознания принадлежит сфере психологии. При изучении поведения животных и младенцев Уотсон вовсе не обращался к понятию сознания. Он пришел к выводу, что психология животных и детская психология не только могут рассматриваться как самостоятельные дисциплины, но и могут выступить в качестве образца, которому должна последовать психология взрослых.

Уотсон утверждал, что практически все формы поведения являются результатом обусловливания и что среда формирует поведение посредством подкрепления специфических привычных реакций. Например, если давать ребенку печенье, чтобы он перестал хныкать, это послужит подкреплением (вознаграждением) его привычки хныкать. Условные рефлексы рассматривались как элементарные составляющие поведения, из которых могут составляться более сложные формы поведения. Любые типы сложных паттернов поведения, являющиеся результатом научения или образования, рассматривались как не более чем ткань взаимосвязанных между собою реакций.

Гештальт-психологов интересовало преимущественно восприятие; они считали, что перцептивный опыт определяется паттернами, образуемыми стимулами, а также способами организации этого опыта. То, что мы фактически видим, связано с фоном, на котором появляется объект, а также с другими аспектами целостного паттерна стимулов. Таким образом, целое не равняется сумме его частей, поскольку целое определяется взаимоотношениями между этим целым и частями. Например, если мы посмотрим на рис. 4, мы увидим один большой треугольник как единую форму или гештальт, а не три отдельных угла.


Рис. 4. Гештальт-образ.

Глядя на три угла, расположенные в вершинах равностороннего треугольника, мы видим один большой треугольник, а не отдельные углы.

Гештальт-психологи интересовались также восприятием движения; тем, как люди оценивают размеры объектов; а также воспринимаемыми характеристиками цвета при различных условиях освещения. Благодаря своему интересу к этих темам они выдвинули ряд основанных на особенностях восприятия интерпретаций таких процессов, как обучение, память и решение задач, тем самым заложив фундамент современных исследований в области когнитивной психологии.

1. История психологии как наука - её предмет, метод, задачи и функции

2. Основные исторические этапы развития психологии. Развитие представлений о предмете и методах психологического исследования

3. История развития психологической мысли в эпоху античности и Средневековья

4. История развития психологической мысли в эпоху Возрождения и Новое время (XVII в.)

5. Развитие психологической мысли в эпоху Просвещения (XVIII в.) и первой половине XIX в. Естественнонаучные предпосылки становления психологии как науки

6. Развитие психологии как самостоятельной науки во второй половине XIX начале XX века. Развитие экспериментальной психологии и отраслей психологии

7. Структурализм и функционализм

8. Французская социологическая школа и описательная психология.

9. Развитие психологии в период открытого кризиса (10-30-е гг. XX в.). Основные психологические школы (общая характеристика)

10. Классический бихевиоризм Дж. Уотсона

12. Социальный бихевиоризм Дж. Мида, Д. Долларда, А. Бандуры и др.

13. Классический психоанализ 3. Фрейда

14. Аналитическая психология К. Юнга

15. Индивидуальная психология А. Адлера

16. Неофрейдизм (общая характеристика)

17. Теория базальной тревоги К. Хорни

19. Эгопсихология Э. Эриксона

20. Трансактный анализ Э. Берна

21. Гештальтпсихология, её развитие и поворот к гештальттерапии.

22. Динамическая теория личности и группы К. Левина

23. Современное состояние зарубежной психологии (основные тенденции развития). Межкультурные исследования в психологии

24. Гуманистическая психология. Теоретические и психотерапевтические концепции А. Маслоу и К. Роджерса

25. Логотерапия В. Франкла

26. Когнитивная психология. Концепция личностных конструктов Д. Келли

27. Трансперсональная психология

28. Развитие отечественной психологии (общая характеристика). Идеология и психология.

29. Поведенческое направление в отечественной психологии. Вклад Сеченова и Павлова.

30. Культурно-историческая школа Л.С. Выготского и её развитие.

31. Развитие деятельностного подхода в отечественной психологии.

32. Комплексный и системный подходы в отечественной психологии.

33. Психология установки.

34. Теория планомерного формирования умственных действий

Психология как наука изучает факты, механизмы и закономерности психической жизни. История психологии описывает и объясняет, как эти факты и законы открывались человеческому уму.

Задачи истории психологии:

Изучить закономерности развития знаний о психике

Раскрыть взаимосвязь психологии с другими науками, от которых зависят её достижения.

Выяснить зависимость зарождения и восприятия знаний от социокультурного контекста

Изучить роль личности, её индивидуального пути в становлении самой науки.

В своем развитии психология прошла несколько этапов. Донаучный период заканчивается примерно в VII-VI вв. до н.э., т.е. до начала объективных, научных исследований психики, ее содержания и функций. В этот период представления о душе основывались на многочисленных мифах и легендах, на сказках и первоначальных религиозных верованиях, связывающих душу с определенными живыми существами (тотемами). Второй, научный период начинается на рубеже VII-VI вв. до н.э. Психология в этот период развивалась в рамках философии, а потому он получил условное название философского периода. Также несколько условно устанавливается и его длительность - до появления первой психологической школы (ассоцианизма) и определения собственно психологической терминологии, отличающейся от принятой в философии или естествознании.

В связи с условностью периодизации развития психологии, естественной практически для любого исторического исследования, возникают некоторые разночтения при установлении временных границ отдельных этапов. Иногда появление самостоятельной психологической науки связывают со школой В. Вундта, т. е. с началом развития экспериментальной психологии. Однако психологическая наука определилась как самостоятельная значительно раньше, с осознания независимости своего предмета, уникальности своего положения в системе наук - как науки и гуманитарной и естественной одновременно, изучающей и внутренние и внешние (поведенческие) проявления психики. Такое самостоятельное положение психологии было зафиксировано и с появлением ее как предмета изучения в университетах уже в конце XVIII - начале XIX в. Таким образом, правильнее говорить о появлении психологии как самостоятельной науки именно с этого периода, относя к середине XIX в. становление экспериментальной психологии.

Время существования психологии как самостоятельной науки значительно меньше, чем период ее развития в русле философии. Естественно, что этот период не однороден, и на протяжении более чем 20 веков психологическая наука претерпела существенные изменения. Изменялись и предмет психологии, и содержание психологических исследований, и взаимоотношение психологии с другими науками.

Психология прошла длинный путь развития, происходило изменение понимания объекта, предмета и целей психологии. Отметим основные этапы ее развития.

I этап — психология как наука о душе. Такое определение психологии было дано более двух тысяч лет назад. Наличием души пытались объяснить все непонятные явления в жизни человека.

II этап — психология как наука о сознании. Возникает в XVII веке в связи с развитием естественных наук. Способность думать, чувствовать, желать назвали сознанием. Основным методом изучения считалось наблюдение человека за самим собой и описание фактов.

III этап — психология как наука о поведении. Возникает в XX веке. Задача психологии — ставить эксперименты и наблюдать за тем, что можно непосредственно увидеть, а именно: поведение, поступки, реакции человека (мотивы, вызывающие поступки, не учитывались).

IV этап — психология как наука, изучающая объективные закономерности, проявления и механизмы психики.

Психология является одновременно и одной из самых древних, и одной из самых молодых наук. Уже в V веке до н. э. греческих мыслителей интересовали многие проблемы, над которыми и сегодня работает психология – память, обучение, мотивация, восприятие, сны, патологии поведения. Но, хотя предтечей психологии и была наука древности, считается, что современный подход начал формироваться с 1879 года.

До настоящего времени психология развивается как своеобразная система психологических школ. Психологическая школа – группа ученых, разделяющих теоретическую ориентацию и работающих над общими проблемами на базе определенной системы идей. Таким образом, психология находится еще в допарадигматической стадии развития: пока еще ни одна из точек зрения не смогла объединить все существующие платформы.

Каждая новая школа возникала первоначально как движение протеста против господствующей системы взглядов. Расцвет и господство большинства доктрин были временными, но все они сыграли важную роль в развитии психологии.

Позднее в философских учениях древности затрагивались психологические аспекты, которые решались в плане идеализма либо в плане материализма. Так, материалисты-философы древности Демокрит, Лукреций, Эпикур понимали душу человека как разновидность материи, как телесное образование, состоящее из шаровидных, мелких и наиболее подвижных атомов.

Согласно древнегреческому философу-идеалисту Платону (427—347 гг. до н.э.), который был учеником и последователем Сократа, душа — это что-то божественное, отличающееся от тела, и душа у человека существует прежде, чем она вступает в соединение с телом. Она есть образ и истечение мировой души. Душа — это начало незримое, возвышенное, божественное, вечное. Душа и тело находятся в сложных взаимоотношениях друг с другом. По своему божественному происхождению душа призвана управлять телом, направлять жизнь человека. Однако иногда тело берет душу в свои оковы.

В эпоху средневековья утвердилось представление, что душа является божественным, сверхъестественным началом, и потому изучение душевной жизни должно быть подчинено задачам богословия. Человеческому суждению может поддаваться лишь внешняя сторона души, которая обращена к материальному миру. Величайшие таинства души доступны лишь в религиозном (мистическом) опыте[1] .

Попытку вновь соединить тело и душу человека, разделенные учением Декарта, предпринял голландский философ Спиноза (1632—1677). Нет особого духовного начала, оно всегда есть одно из проявлений протяженной субстанции (материи).

Душа и тело определяются одними и теми же материальными причинами. Спиноза полагал, что такой подход дает возможность рассматривать явления психики с такой же точностью и объективностью, как рассматриваются линии и поверхности в геометрии. Мышление является вечным свойством субстанции (материи, природы), поэтому в определенной степени мышление присуще и камню, и животным, и в значительной степени присуще человеку, проявляясь в форме интеллекта и воли на уровне человека.

Выделение психологии в самостоятельную науку произошло в 60-х годах XIX в. Оно было связано с созданием специальных научно-исследовательских учреждений — психологических лабораторий и институтов, кафедр в высших учебных заведениях, а также с внедрением эксперимента для изучения психических явлений. Первым вариантом экспериментальной психологии как самостоятельной научной дисциплины явилась физиологическая психология немецкого ученого В. Вундта (1832—1920). В 1879 г. в Лейпциге Вундт открыл первую в мире экспериментальную психологическую лабораторию.

Вскоре, в 1885 г. В. М. Бехтерев организовал подобную лабораторию в России.

Но идея разложения психики на простейшие элементы оказалась ложной, невозможно было собрать из простых элементов сложные состояния сознания. Поэтому к 20-м годам XX в. эта психология сознания практически перестала существовать.

Основатель структурализма – Э.Титченер (1867-1928). Титченер считал, что содержанием психологии должно стать содержание сознания, упорядоченное в определенную структуру. Главные задачи психологии – предельно точное определение содержания психики, выделение исходных элементов и законов, по которым они объединяются в структуру.

Титченер отверг концепцию, согласно которой к выделенным Вундтом элементам сознания следует присоединить особые образования в виде умственных образов или значений, лишенных сенсорного характера. Это положение противоречило основаниям структурализма, так как сенсорные элементы (ощущения, образы) не могут создать несенсорные, чисто интеллектуальные структуры.

Главной для новой психологии он считал проблему сознания, необходимость определить, чем отличается сознание от всех других явлений бытия. Он утверждал, что позиция Вундта игнорирует активность сознания, его постоянную направленность на объект. Для обозначения этого непременного признака сознания Брентано предложил термин интенция. Она изначально присуща каждому психическому явлению и благодаря этому позволяет отграничить психические явления от физических.

Считая, что при обычном самонаблюдении, так же как и при использовании тех видов эксперимента, которые предложил Вундт, можно изучить лишь результат, но не сам психический акт, Брентано решительно отвергал принятую в лабораториях экспериментальной психологии процедуру анализа, считая, что она извращает реальные психические процессы и феномены, которые следует изучать путем тщательного внутреннего наблюдения за их естественным течением. Скептически относился он и к возможности объективного наблюдения, лишь ограниченно допуская этот метод в психологию, и, безусловно, очевидными считал только психические феномены, данные во внутреннем опыте. Он подчеркивал, что знание о внешнем мире носит вероятный характер[2] .

Своя объяснительная конструкция психического развития была предложена исследователями, полагавшими главной детерминантой развития человека социум, общество, культуру. Основы конструкции были заложены французской социологической школой; существенный вклад в его развитие внесла американская школа культурной антропологии.

Родоначальником социологического направления в психологии принято считать Э.Дюркгейма. Его работы оказали серьезное влияние на развитие психологических исследований взаимоотношений индивида и общества. Решающую роль в развитии ребенка он отводил социальному фактору, основу которого составляют коллективные представления больших общностей людей. Коллективные представления — это целостная система идей, обычаев, религиозных верований, моральных установлений, общественных институтов, письменности и т.п. Они независимы от индивида, императивны по отношению к нему, тотальны (всеобщи)[3] .

Развитие ребенка происходит в процессе усвоения традиций, обычаев, верований, представлений и чувств других людей. Воспринятые ребенком извне мысли и эмоции определяют характер его душевной деятельности и особенности восприятия окружающего мира. Усвоение социального опыта происходит благодаря подражанию, которое в социальной жизни имеет такое же значение, как наследственность в биологии. Со способностью к подражанию ребенок рождается. Во французской социологической школе был выявлен механизм формирования внутреннего мира ребенка — интериоризация как переход внешнего во внутреннее.

Видным представителем французской социологической школы является П.Жане. Он полагал, что психика человека социально обусловлена и что развитие ее заключается в формировании системы многообразных связей с природой и обществом. Под связями П.Жане понимал действия как формы отношения человека к миру. Среди них наиболее значимы социальные действия, выражающиеся в отношениях сотрудничества. Социальные взаимоотношения между людьми являются основой развития каждого человека. Характерным для французской психологической школы является выделение уровней развития ребенка. П.Жане выделяет четыре таких уровня. Первый уровень характеризуется развитием моторных реакций (приближения и удаления), где значимыми являются не сами реакции, а их социальная обусловленность. Второй уровень — развитие перцептивных действий, на котором формируются образы восприятия и представления памяти. Эти психологические образования также ориентированы на взаимодействия с другими. Третий уровень — социально-личностный — характеризуется возможностью ребенка согласовывать свои действия с действиями другого человека. Четвертый уровень — интеллектуально-элементарное поведение. На этом уровне развивается речь ребенка как средство общения с другими и управления своими действиями. Овладение речью создает условия для интенсивного развития мышления ребенка.

В центре внимания психологов оставались преимущественно познавательные процессы, но разные школы отличались друг от друга пониманием места этих процессов в общей картине психической жизни, и главные разногласия были связаны с определением содержания сознания и границ его экспериментального изучения.

Современные социологические теории

Теоретическая ситуация в социологии в самом общем виде характеризуется теоретическим плюрализмом, разнородностью теоретических ориентаций.

1. Сторонники ТЕОРИИ СОЦИАЛЬНЫХ СИСТЕМ ищут условия, обеспечивающие позитивные для системы последствия. Это своеобразный синтез структурно-функциональной модели равновесия и модели социального конфликта. Объектом социологии считаются социальные отношения и структуры, которые абсолютно не зависят от людей, их намерений и стремлений.

Сущностьфункционального подхода в социологии (функционализм) – состоит в выделении исследуемого социального объекта как целого, его элементов, определении их места и значения, функций, а также функциональных зависимостей между составными элементами и между элементами и социальным целым (Р.Мертон).

Структурализм в социологии – концепция применения структурного анализа к социальным явлениям. Наиболее широкое распространение структурализм получил в середине 60-х гг. в работах французских исследователей Леви-Стросса, Фукса, М.Лакана и др.

Сторонники теории структурализма заявляют о возможности построить новую модель социальной реальности. Такой моделью для структуралистов явился язык как изначально и прозрачно структурированное образование.

3. Совместить свойственную для функционализма идею системности с идеей развития пытаются сторонники НЕОЭВОЛЮЦИОНИЗМА. Неоэволюционизм исходит из принципов прерывистости изменений и многолинейности эволюции. Традиционно Социальную эволюцию они рассматривают как продолжение биологической.

4. ТЕОРИИ СОЦИАЛЬНОГО КОНФЛИКТА– направление в социологии, признающее и исследующее конфликт как важнейший фактор общественного развития. Термин был введен Георгом Зиммелем. Главные положения наиболее распространенной из этих теорий разработал Ральф Дарендорф, немецкий социолог, который утверждал, что все сложные организации основываются на перераспределении власти, которое и является источником конфликтов. Возможности распределения власти и авторитета крайне ограничены, поэтому члены любого общества борются за их перераспределение.

Поскольку одно перераспределение власти выдвигает на очередь другое, социальные конфликты присущи любому обществу. Они неизбежны и постоянны, служат средством удовлетворения интересов, смягчения проявления любых человеческих страстей.

5. ТЕОРИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОБМЕНА – рассматривают обмен различными социальными благами (в широком смысле слова) как фундаментальную основу общественных отношений (Джордж Хоманс, Питер Блау).

Согласно взглядам Дж.Хоманса, люди взаимодействуют друг с другом на основе своего опыта, взвешивая возможные вознаграждения и затраты. Поведение человека обусловлено тем, вознаграждались ли его поступки в прошлом. Такой подход к объяснению социального взаимодействия еще называют бихевиористским.

Исходным положением теории социального обмена П.Блау является то, что людям необходимы многообразные виды вознаграждений, получить которые они могут только взаимодействуя с другими людьми. Люди вступают в социальные отношения, поскольку ожидают, что будут вознаграждены, и продолжают эти отношения потому, что получают то, к чему стремятся. Вознаграждением в процессе социального взаимодействия могут быть социальное одобрение, уважение, статус, а также практическая помощь.

6. БИХЕВИОРИЗМ(от англ. – поведение, буквально – наука о поведении) – понимание поведения человека как совокупности длительных реакций на воздействие внешней среды (стимулы). Основная формула бихевиоризма: стимул – реакция. Бихевиоризм абсолютизирует прямую связь между стимулом и реакцией, рассматривая ее как универсальный объяснительный принцип. Это направление зародилось в американской психологии в конце XIX – начале ХХ вв.

7. В основе СИМВОЛИЧЕСКОГО ИНТЕРАКЦИОНИЗМА (от англ interaction – взаимодействие) лежит представление о социальной деятельности как совокупности социальных ролей, которая фиксируется в системе языковых, жестовых и других символов. Характерными чертами символического интеракционизма стали:

ü во-первых, стремление исходить при объяснении социального поведения не из индивидуальных влечений, потребностей, интересов, а из общества, понимаемого как совокупность межличностных взаимодействий;

ü во-вторых, попытка рассматривать все многообразные связи человека, как связи опосредованные символами. При этом большое значение придается языковой символике.

Личность, выступающая субъектом этого взаимодействия, понимается не как абстрактный индивид, а как социальное существо, принадлежащее к определенным социальным группам и выполняющее какие-то социальные роли. Противопоставление индивида и общества уступает место идее их взаимопроникновения.

Основоположник символического интеракционизма, американский философ и социолог Джордж Герберт Мид исходил из признания примата социального над индивидуальным.

Мид считал, что социальный мир индивида и человечества формируется в результате процессов социальных взаимодействий, в которых большую роль играет “символическое окружение”. Согласно его концепции, общение между людьми осуществляется при помощи особых средств – символов, к которым он относил жесты и язык.

8. ЭТНОМЕТОДОЛОГИЯ– направление в американской социологии, распространяющее методы этнографии и антропологии на общую методологию социальных наук (Гарольд Гарфинкель).

Этнометодология изучает принятые на веру правила, регулирующие взаимоотношения между людьми. Эти правила определяют, когда уместно что-то сказать или промолчать, пошутить или уклониться от насмешки. По мнению Г.Гарфинкеля, все люди в обществе – социологи, ибо, приписывая значение действиям других и претендуя на их понимание, они выступают в качестве практических теоретиков.

А вРОССИИ социологические исследования приобретают право гражданства лишь в 60-е года. Прежде всего социология стала развиваться легально как теоретическая и эмпирическая наука. Были проведены исследования культурно-технического уровня рабочего класса, отношения рабочих к труду, исследования бюджета времени различных категорий населения, исследования семьи, брака, молодежи, образования.

В 1969 году был создан институт социальных исследований. Появилось немало ученых: Ядов Владимир Алексеевич, Осипов Геннадий Васильевич, Заславская Татьяна Ивановна, Тощенко Жан Терентьевич, Кон Игорь Семенович, Давыдов Юрий Николаевич и др.

Науке приходилось с большим трудом преодолевать сопротивление командно-административного вмешательства. Более благоприятные условия для развития социологии стали возникать в последнее время – особенно важно то, что социология институцианализировалась, произошло признание статуса социологии как самостоятельной науки. ВУЗы стали готовить социологов, социология как предмет преподается во всех высших учебных заведениях.

| следующая лекция ==>
АМЕРИКАНСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ | ОБЩЕСТВО КАК СОЦИАЛЬНАЯ СИСТЕМА

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.