Становление и развитие теории и практики менеджмента шпора

ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ МЕНЕДЖМЕНТ

Этапы развития теории и практики менеджмента.

Ни одна организация не может добиться успеха без управления. Однако управление как вид деятельности и как наука в таком виде, в котором мы имеем его в настоящее время, появилось не сразу. Как только доисторические люди стали жить организованными группами, у них появилась необходимость управления. На первом этапе, когда группы людей были невелики, управление во всех сферах осуществлялось одним человеком — вождем этой группы. В дальнейшем, по мере разрастания групп и усложнения выполняемых ими функций, появилась необходимость разделения труда и дифференциации функций. Но на это потребовались века.1-й период – Древний (9-7тыс. л. до н.э примерно до 18в.). Древние греки (Платон) уделяли особое внимание вопросам организации и управления производственными процессами, заботились о четкой специализации рабочих. У Сократа дается понимание управления как особой сферы человеческой деятельности. Он говорил о том, что главным в управлении является поставить нужного человека на нужное место и добиться выполнения поставленных перед ним задач. 2-й период – Индустриальный (1776-1890гг.). Переворот в производственных отношениях связан с промышленной революцией, начавшейся в середине XVIII в. С промышленной революцией связано выделение трех уровней управления: верхнего, среднего и нижнего. На производстве появился мастер. На этом этапе развития управления только наметилась тенденция перехода от принципа надзора за работниками к принципу организации труда на научных основах. Большой вклад в формирование науки управления внесли английские политэкономы Уильям Петти, Адам Смит (проанализировал различные формы разделения труда и дал характеристику обязанностей государя и государства) и Давид Рикардо, англ. социалиста-утописта Роберта Оуэна (Ранее других он заметил и оценил роль человеческого фактора на пр-ве (его идеи гуманизации управления производством, признание необходимости обучения, улучшений условий труда). 3-й период – Систематизации (1856-1960гг.). Наука об управлении все время развивается. Жизнь заставляла искать более систематизированные подходы к управлению. Возникновение крупных по масштабу производств, необходимость обеспечения работой больших групп людей означали, что индивидуальные владельцы больше не могли наблюдать за деятельностью всех работников. Для этих целей обучали лучших работников, чтобы они могли представлять интересы владельцев на рабочих местах. Это и были первые менеджеры. 4-й период – Информационный (1960-н/вр). Более поздние теории управления разрабатывались в основном представителями Школы науки управления (количественная школа - Акофф, Гольдбергер, Клейн,). Становление школы связано с развитием математики, статистики, инженерных наук и других смежных с ними областей знаний.

Школа научного управления

Школа научного управления (1885-1920) связана с работами Ф.Тейлора, Френка и Лилии Гилберт и Генри Гантта. Создатели школы считали, что используя наблюдения, замеры, логику и анализ; можно усовершенствовать многие операции ручного труда. Характерным для школы научного управления была разработка оптимальных методов осуществления работы на базе научного изучения затрат времени, движений, усилий (Гилберты изучали операции, используя кинокамеру, чтобы определить время необходимое на конкретное движение при выполнении работы. Тейлор замерял количество руды, угля, которое человек может поднять на лопатах различного размера); систематическое испытание стимулирования с целью заинтересовать работников в увеличении производительности и объёма производства. Предусматривалась возможность перерывов в производстве, в том числе и для отдыха. Количество времени, выделяемое для выполнения определенных заданий, было реалистичным, что давало руководству возможность устанавливать нормы производства, которые были выполнимы, и платить дополнительно тем, кто превышал эти нормы. При этом люди, которые производили больше, вознаграждались больше. Признавалась возможность отбора людей, которые физически и интеллектуально соответствовали выполняемой работе; подчеркивалось большое значение обучения. Школа научного управления выступала за отделения функций обдумывания и познания от фактического выполнения работы. Работа по управлению – это определенная специальность, и организация в целом выиграет, если каждая группа работников сосредоточится на том, что она делает успешнее всего. Концепция научного управления стала серьезным переломным этапом., благодаря которому управление стало признаваться как самостоятельная область научных исследований. Впервые руководители-практики и ученые увидели, что методы и подходы используемые в науке и технике могут быть эффективно использованы в практике достижения целей организации. Гантт внес значительный вклад в разработку теории лидерства. Френк Гилберт и его супруга Лилиан Гилберт занимались вопросами рационализации труда рабочих и исследованием возможностей увеличения выпуска продукции за счет роста производительности труда. Значительный вклад в развитие системы Тейлора внес Г. Эмерсон. Эмерсон исследовал принципы трудовой деятельности применительно к любому производству независимо от рода его деятельности. Генри Форд продолжил идеи Тейлора в области организации производства. В системе Тейлора центральное место занимал ручной труд. Форд заменил ручной труд машинами, то есть сделал дальнейший шаг в развитии системы Тейлора.

Функции менеджмента

Менеджмент- процесс планирования, организации, мотивации и контроля для достижения определенных целей. Важнейшие функции управленческого труда следующие:

1) Планирование - представляет собой постановку целей и разработку путей их достижения, планирование – способ, с помощью которого руководство обеспечивает единое направление усилий всех членов организации к достижению ее общих целей .Планирование должно осуществляться непрерывно ,так как существует постоянная неопределенность будущего.

2) Организация - функция управления ,включающая вопросы разделения и кооперации труда. В том числе создание организационных структур, делегирование полномочий, организация взаимодействий. Организации - обеспечение выполнения решения с организационной стороны ,создание таких условий в управленческих отношениях ,что бы обеспечить наиболее эффективные связи между элементами для достижения целей организации.

3) Мотивация - стимулирование- это побуждение работников к эффективному достижению целей. Используются категории: потребность – интересы - мотивы.

4) Контроль - проверка полученных результатов. Система наблюдения и проверки соответствия процесса функционирования управляемой системы и выработки определенных действий.

1. Выбор концепции контроля

2. Цели контроля

3. Нормы (правовые, этические…)

4. Методы контроля

Проектирование организации.

Это научно обоснованное формирование органической структуры. Методология: сначала формулируются цели, а затем механизмы их достижения. При этом организация рассматривается как многоцелевая система и проектирование основано на системном подходе. Системный подход – не упускать из виду ни одну управляемую задачу, выявлять применительно к этим задачам систему функций, оформить все связи и отношения по горизонтали управления, оптимально сочетание вертикального и горизонтального управления для имеющихся условий, соотношение центрального и децентрального в управлении.

Процесс формирования органической структуры включает в себя:

1. формирование общей структурной схемы аппарата управления

2. разработка состава основных подразделений и связей между ними

3.регламентация органической структуры.

Совокупность докладов, разработанных на всех стадиях проектирования вместе вместе с пояснительной запиской составляют проект органической структуры управления. Существует 2 принципа испытания механизма проектирования органических систем:

1. принцип последовательности (на имеющихся данных разрабатываются след шаги)

2. принцип параллельности (для новых фирм необходимо параллельно проектировать механизмы внутреннего функционирования и механизмы взаимодействия с внешней средой).

Проектирование органических структур управления осуществляется на основе следующих методов:

1. метод аналогий – испытание тех вариантов, которые уже имеются,

2. экспертно-аналитический метод – основан на изучении и анализе)

3. метод структуризации целей – организация рассматривается с точки зрения системы выделяются цели и рассматривается дерево целей,

4. метод организации моделирования – на основании модели.

Оценка эффективности органических проектов позволяет определять уровень прогрессивности действующей структуры, разрабатываемых проектов или плановых мероприятий.

Товарная стратегия фирмы.

Проведение эффективной товарной политики фирмы связано с двумя крупными проблемами. Во-первых, фирма должна рационально организовать работу в рамках имеющейся номенклатуры товаров с учетом стадий жизненного цикла; во-вторых, - заблаговременно осуществлять разработку новых товаров для замены товаров, подлежащих снятию с производства и выводу с рынка.

Т.о., фирме необходимо иметь и постоянно совершенствовать товарную стратегию, что позволит ей обеспечить устойчивую структуру ассортимента, постоянный сбыт и стабильную прибыль.

Товарная стратегия разрабатывается на перспективу и может включать три стратегических направления по улучшению привлекательности имеющегося на фирме товарного ассортимента:

1. Инновация товара:

  • дифференциация товара;
  • диверсификация товара.

2. Вариация товара:

  • функциональных свойств,
  • физических свойств,
  • дизайна,
  • имиджа,
  • имени, марки,
  • дополнительных эффектов

3. Элиминация товара

  • специализация,
  • изменение сорта.

Матрица БКГ.

В основу данной матрицы положены следующие допущения: чем больше скорость роста, тем больше возможности развития; чем больше доля рынка, тем сильнее позиции организации в конкурентной борьбе. Пересечение этих двух координат образует четыре квадрата.

ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ МЕНЕДЖМЕНТ

Этапы развития теории и практики менеджмента.

Ни одна организация не может добиться успеха без управления. Однако управление как вид деятельности и как наука в таком виде, в котором мы имеем его в настоящее время, появилось не сразу. Как только доисторические люди стали жить организованными группами, у них появилась необходимость управления. На первом этапе, когда группы людей были невелики, управление во всех сферах осуществлялось одним человеком — вождем этой группы. В дальнейшем, по мере разрастания групп и усложнения выполняемых ими функций, появилась необходимость разделения труда и дифференциации функций. Но на это потребовались века.1-й период – Древний (9-7тыс. л. до н.э примерно до 18в.). Древние греки (Платон) уделяли особое внимание вопросам организации и управления производственными процессами, заботились о четкой специализации рабочих. У Сократа дается понимание управления как особой сферы человеческой деятельности. Он говорил о том, что главным в управлении является поставить нужного человека на нужное место и добиться выполнения поставленных перед ним задач. 2-й период – Индустриальный (1776-1890гг.). Переворот в производственных отношениях связан с промышленной революцией, начавшейся в середине XVIII в. С промышленной революцией связано выделение трех уровней управления: верхнего, среднего и нижнего. На производстве появился мастер. На этом этапе развития управления только наметилась тенденция перехода от принципа надзора за работниками к принципу организации труда на научных основах. Большой вклад в формирование науки управления внесли английские политэкономы Уильям Петти, Адам Смит (проанализировал различные формы разделения труда и дал характеристику обязанностей государя и государства) и Давид Рикардо, англ. социалиста-утописта Роберта Оуэна (Ранее других он заметил и оценил роль человеческого фактора на пр-ве (его идеи гуманизации управления производством, признание необходимости обучения, улучшений условий труда). 3-й период – Систематизации (1856-1960гг.). Наука об управлении все время развивается. Жизнь заставляла искать более систематизированные подходы к управлению. Возникновение крупных по масштабу производств, необходимость обеспечения работой больших групп людей означали, что индивидуальные владельцы больше не могли наблюдать за деятельностью всех работников. Для этих целей обучали лучших работников, чтобы они могли представлять интересы владельцев на рабочих местах. Это и были первые менеджеры. 4-й период – Информационный (1960-н/вр). Более поздние теории управления разрабатывались в основном представителями Школы науки управления (количественная школа - Акофф, Гольдбергер, Клейн,). Становление школы связано с развитием математики, статистики, инженерных наук и других смежных с ними областей знаний.

Школа научного управления

Школа научного управления (1885-1920) связана с работами Ф.Тейлора, Френка и Лилии Гилберт и Генри Гантта. Создатели школы считали, что используя наблюдения, замеры, логику и анализ; можно усовершенствовать многие операции ручного труда. Характерным для школы научного управления была разработка оптимальных методов осуществления работы на базе научного изучения затрат времени, движений, усилий (Гилберты изучали операции, используя кинокамеру, чтобы определить время необходимое на конкретное движение при выполнении работы. Тейлор замерял количество руды, угля, которое человек может поднять на лопатах различного размера); систематическое испытание стимулирования с целью заинтересовать работников в увеличении производительности и объёма производства. Предусматривалась возможность перерывов в производстве, в том числе и для отдыха. Количество времени, выделяемое для выполнения определенных заданий, было реалистичным, что давало руководству возможность устанавливать нормы производства, которые были выполнимы, и платить дополнительно тем, кто превышал эти нормы. При этом люди, которые производили больше, вознаграждались больше. Признавалась возможность отбора людей, которые физически и интеллектуально соответствовали выполняемой работе; подчеркивалось большое значение обучения. Школа научного управления выступала за отделения функций обдумывания и познания от фактического выполнения работы. Работа по управлению – это определенная специальность, и организация в целом выиграет, если каждая группа работников сосредоточится на том, что она делает успешнее всего. Концепция научного управления стала серьезным переломным этапом., благодаря которому управление стало признаваться как самостоятельная область научных исследований. Впервые руководители-практики и ученые увидели, что методы и подходы используемые в науке и технике могут быть эффективно использованы в практике достижения целей организации. Гантт внес значительный вклад в разработку теории лидерства. Френк Гилберт и его супруга Лилиан Гилберт занимались вопросами рационализации труда рабочих и исследованием возможностей увеличения выпуска продукции за счет роста производительности труда. Значительный вклад в развитие системы Тейлора внес Г. Эмерсон. Эмерсон исследовал принципы трудовой деятельности применительно к любому производству независимо от рода его деятельности. Генри Форд продолжил идеи Тейлора в области организации производства. В системе Тейлора центральное место занимал ручной труд. Форд заменил ручной труд машинами, то есть сделал дальнейший шаг в развитии системы Тейлора.


Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.

Содержание

МЕНЕДЖМЕНТ. ТЕЗИСЫ ЛЕКЦИЙ

Андруник А.П.

Ленточные сушилки

Применяют для сушки сыпучих, волокнистых и кусковых изделий и материалов.

  • Возможность осуществления равномерного протекания процесса и регулирования температуры и скорости движения материала;
  • Широкая область применения и универсальность конструкции.

  • Сложность конструкции;
  • Высокие капитальные вложения.

Основная учебно-методическая литература

  1. Дытнерский Ю.И. Процессы и аппараты химической технологии. Изд.2-е. В 2-х книгах. М: Химия, 1995.
  2. Малахов Н.Н. Процессы и аппараты пищевых производств. В 2-х кн. Кн. 1: Учебник / Н.Н. Малахов, Ю.М. Плаксин, В.А. Ларин. - 2-е изд., перераб. и доп. - Орел: Орел ГТУ, 2003. -430 с.
  3. Плановский А.Н., Николаев П.И. Процессы и аппараты химической и нефтехимической технологии. 3-е изд. М.: Химия, 1987.
  4. Технологическое оборудование пищевых производств / Азаров Б.М., Аурих X., Кретов И.Т. и др. - М.: Агропромиздат 1988. - 463 с.
  5. Основные процессы и аппараты химической технологии: Пособие по проектированию. - 2-е изд./Под ред. Ю.И.Дытнерского. М.: Химия, 1991. - 494 с.

В упрощенном понимании менеджмент - умение добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект, мотивы поведения других людей (Питер Друкер)

Менеджмент– это наука, практика и искусство эффективного управления самыми разнообразными организациями и сферами деловой жизни человека в условиях рынка.

Цель менеджмента как науки – разработка теории управления научных подходов, принципов и методов, обеспечивающих устойчивое, надежное, перспективное и эффективное функционирование систем управления.

Цель менеджмента как практики эффективного управления достижение высокой прибыльности, конкурентоспособности путем рациональной организации производственного или торгового процесса.

Менеджмент как искусства – свободное творчество, опирающееся на научный фундамент.

Менеджер – это профессиональный управляющий, занимающий постоянную управленческую должность, наделенный полномочиями принимать решения по определенным вопросам деятельности организации, функционирующей в рыночных условиях.

Управление – это подлинная наука, опирающаяся на точно определенные законы, правила и принципы. Ф.Тейлор.

Управление – более широкое понятие, чем менеджмент. М– управление в условиях рынка.

Управление появилось вместе с людьми. Там, где хотя бы два человека объединились для достижения общей цели, возникали отношения управления. (2 чел-ка, 1 всегда управляет). И хотя практика управления стара как мир, научное управление – сравнительно молодая наука.

По мнению теоретиков менеджмента, в развитии теории и практики управления можно выделить 4 периода:

1 период– Древний период (6 т. л. до н. э.)

Наиболее длительный. Начинается с 9-6 тысячелетия до н.э. и длится примерно до 18 века. Прежде чем выделиться в науку, человечество накапливало опыт управления.

Первые формы организации существовали на стадии первобытнообщинного строя. Целью руководителей этих организаций было: завоевание власти, обогащение, защита человеческого сообщества.

Древние Египтяне (6 т.л. до н.э.) признали необходимость целенаправленной организации деятельности людей, ее планирования, контроля результатов.

В Вавилоне царь Хаммурапи применил письменные документы.

Сократ в эпоху античности дал характеристику менеджмента и проанализировал различные формы управления.

Александр Македонский развил теорию и практику управления войсками.

2 период – Индустриальный период (1770 г. - 1885 г.) – начало промышленной революции, образование крупных предприятий.

Адам Смит описывает государственное управление. Он сделал анализ форм разделения труда, дал характеристику обязанностей государя и государства.

В начале 19 века английский исследователь Р. Оуэн выдвинул идею достижения цели организации с помощью других людей; гуманизацию управления производством.

Американец Джозеф Вартон в 1881 г. разработал курс менеджмента для преподавания в колледже.

3 период – Период систематизации (1885 г. – 1960 г.)

Классическая школа (1885 г. – 1950 г.):

  1. Школа научного управления Ф. Тейлор (принципы научной организации труда).
  2. Школа административного управления А. Файоль (административные принципы управления).

В России в 1920 гг были созданы первые институты научной организации труда (Богданов, Гастев)

Неоклассическая школа (1930 г. – 1950 г. – н.вр.):

  • Количественный – для эффективного управления необходимо применять знания точных наук (математика, статистика. информатика).
  • Процессный – для эфф. упр-я выполнение универсальных функций.
  • Ситуационный – для эфф. упр-я необходимо выбрать способ управления, ориентируясь по ситуации.
  • Системный – для эфф. Упр-я необходимо совершенствовать систему управления.

В наше время, 90 г., появились новые направления развития менеджмента:

  1. Исследования, в области организационной культуры.
  2. Исследования в области международного сотрудничества.
  3. Концепции партисипативного управления. (совместное управление и распределение прибыли).
  4. Модели делового совершенства Европейского фонда управления качеством.
  5. Внедрение гибкого производства.
  6. Биотехнология и кибернетика.

Вывод: Менеджмент – молодая наука, ей чуть более 100 лет, она активно развивается, накапливаются новые знания, создаются новые подходы, появляются новые направления. Задача менеджера следить за развитием науки и использовать эти достижения в практике управления. Цель современной организации – управлять организацией системно и получать прибыль.

Менеджмент как деятельность реализуется в организациях, которые состоят из людей. С этой точки зрения очевидно, что менеджмент представляет собой социальное явление. И, действительно, управление в социальных системах имеет целью координацию деятельности разных людей (что особенно важно в условиях разделения труда). А, следовательно, менеджмент тесно связан с социальными процессами и явлениями.

Однако с началом НТР возобладало мнение, что такое отсутствие ограничений порождает серьезную социальную несправедливость. Общество ввело ряд ограничений: законы о детском труде, минимальной заработной плате, охране труда и т.д. В то же время потребители начали предъявлять требования из-за монопольных цен, фальсификации товаров, невыгодных условий покупок, нечестности, сговора, политического влияния, загрязнения среды и т.д.

Все это привело к значительному усилению контроля за деятельностью фирм по следующим направлениям:

  • технические характеристики товара,
  • объем производства, загрязнение среды);
  • процессы производства (охрана труда,
  • нормы загрязнений,
  • контроль заработной платы,
  • обеспечение занятости);
  • поведение в конкуренции (цены, сговор, сокрытие истины);
  • прибыль (утаивание, распределение);
  • доступ к ресурсам;
  • управление (участие рабочих; решения, связанные с занятостью).

Для реализации всего этого необходимы многочисленные сложные связи и, очевидно, что успех фирмы зависит от того, как они отрегулированы, кто и как их регулирует и контролирует.

Таким образом, можно сказать, что коммерческая стратегия фирмы трансформируется в коммерческо-социально-политическую стратегию.

Соответственно фирмам и их руководителям необходимо :

  • осуществлять идеологическую переориентацию на действия в социальной среде;
  • расширять систему информации на социально-политическую область;
  • учиться понимать политические процессы и политическое поведение;
  • создавать инфраструктуру для политических действий;
  • учитывать социальные аспекты в системе стимулов и вознаграждений;
  • соответствующим образом отражать все это в структуре управления фирмой.

На рис.1 представлены приоритеты фирмы с точки зрения ее социальной ответственности

Рис.1. Приоритеты фирмы с точки зрения ее социальной ответственности

Социальная роль – это способ поведения, который соответствует принятым в сообществе людей нормам, выражающимся в ожиданиях окружения. Социальная роль распадается на ролевое поведение, то есть те конкретные действия, которые совершает человек, и ролевые ожидания – то, чего ждут от носителя роли окружающие. Естественно, между поведением и ролевыми ожиданиями не всегда обнаруживается совпадение, а потому общество создает систему социального контроля, важной частью которой является совокупность санкций – наказаний за отклонение от ролевых ожиданий.

Ответственный подход менеджера к своему делу состоит в формировании наиболее благоприятных условий для долговременного экономически эффективного функционирования предприятия. Такому подходу отвечает предпринимательство в рамках существующих легальных возможностей и на основе общепринятых морально-этических норм. Законопослушный добропорядочный менеджер должен принимать решения, исходя в равной степени из интересов фирмы, общества и своих собственных. Пренебрежение любым из этих факторов нарушает нормальное функционирование предприятий и в лучшем случае ведет к их свертыванию.

Позиция менеджеров играет большую роль при принятии решений, в которых должны сочетаться этические и коммерческие (деловые) стандарты поведения. В процессе управления менеджер должен учитывать четыре основных аргумента, которые могут привести к неправильному поведению.

Руководство несет ответственность за создание морального климата внутри организации. Менеджеры высшего уровня должны быть ответственны за определение границы лояльности по отношению к возможной противозаконной деятельности организации. Поскольку эта граница (предел) в момент кризиса может исчезнуть или быть размытой, постольку она должна быть четко определена. Менеджеры вправе ожидать лояльности от сотрудников в условиях конкуренции, однако они не могут ожидать лояльности в противовес закону, морали, самому обществу.

Раздел 1. Теоретические основы менеджмента

1. Развитие теории и практики менеджмента: управленческие идеи древности, развитие менеджмента как науки.

2. Школы научного управления.

3. Административная или классическая школа.

4. Школы человеческих отношений или поведенческих наук.

5. Школа количественных методов.

6. Современный взгляд на управление предприятием – процессный, системный и ситуационный подходы.

Литература: Основы менеджмента. Н.И. Кабушкин. –М.: Новое знание, 2005, с. 7 – 20.

1. Развитие теории и практики менеджмента: управленческие идеи древности, развитие менеджмента как науки

В доисторические времена люди жили сообществами или племенами. Старейшины и вожди родов и племен олицетворяли собой руководителей, которые организовывали защиту племени от внешних врагов, охоту и другие виды совместной деятельности членов племени.

Науке известно, что управление существовало еще в древности. В истории нашей цивилизации есть примеры из прошлого – сооружение египетских пирамид, создание висячих садов Семирамиды в Вавилоне, Александрийского маяка, строительство Великой китайской стены и др., свидетельствуют о том, что организации и управление существуют на протяжении многих тысячелетий. Такое грандиозное строительство требовало грамотного планирования, разработки технологии и организации работы большого количества людей, контроля их деятельности и создание системы жизнеобеспечения.

В истории есть примеры организаций с формализованными структурами, которые управлялись так же, как они управляются в настоящее время. Примером может служить Римская католическая церковь, где управленческая структура установлена основателями христианства.

На территории Древнего Шумера найдены глиняные таблички, которые археологи датируют III тысячелетием до н.э. Таблички содержат сведения о совершаемых коммерческих сделках.

В развитии теории и практики управления выделяют следующие исторические периоды:

I - Древний период развития управления, его начало датируется 9 – 7 тысячелетием до нашей эры до XVIII века. В этот период времени произошел переход от натурального получения продуктов к их коллективному производству, что позволило накопить определенный опыт в области управления и зарождения менеджмента.

Начиная с глубокой древности существовала и совершенствовалась практика менеджмента:

§ Управление государственным хозяйством в Древнем Египте (3 000 – 2 800 г.г. до н.э.).

§ Сократ (470-399 г.г. до н.э.) одним из первых дал характеристику управлению, как особой сфере человеческой деятельности.

§ Платон (428-348 г.г. до н.э.) дал классификацию форм государственного управления, сформировал понятие о разграничении функций органов управления.

§ Александр Македонский (356 -323 г.г. до н.э.), талантливый военоначальник, создал систему управления войсками.

Таким образом, начиная с древних времен, на протяжении длительного исторического периода, шел процесс совершенствования практики управления и накопления знаний в области управления, прежде чем появилась наука менеджмент.

II - Индустриальный период развития управления (1776-1890г.г.). В этот период времени менеджмент стал формироваться как теория. Заслуга в ее развитии принадлежит следующим представителям науки:

§ Роберт Оуэн, английский текстильный промышленник и управляющий, ввел ряд экономико-производственных и социальных новшеств и, тем самым, оказал большое влияние на формирование научных направлений и школ менеджмента. Понимая, что сознание рабочего определяется его бытием, он создал своим рабочим на ткацких фабриках в поселке Нью-Ленарке, такие социальные блага: служебное жилье, бесплатное образование для детей, фабричный магазин с продуктами с ценами на уровне себестоимости, сокращение рабочего дня с 14 до 12 часов, запрет на труд детей до 10 лет. Он ввел штрафы за появление на рабочем месте в нетрезвом состоянии, вел борьбу с грязью в цехах и в быту.
Его нововведения позволили поднять уровень доходов и благосостояние наемного рабочего класса.

§ Чарльз Беббидж, разработал цифровую вычислительную машину, которая применялась для экономических расчетов, а полученные данные – для принятия управленческих решений.

III - Период систематизации в управленческой науке (1856-1960г.г.). В этот период наука об управлении развивалась динамично, формировались новые направления, научные школы, течения, проводились научные исследования, создавались ассоциации менеджеров. Многие проблемы решались путем прогрессивных управленческих подходов, основанных на исследованиях или идеях научного менеджмента. Важным фактором в развитии менеджмента явилась промышленная революция XIX века, и связанная с ней возникновение большого количества фабрик и заводов с большой численностью работающих. Собственник предприятия не мог больше самолично управлять деятельностью всех работников, появились новые работники - менеджеры, которые представляли интересы владельцев и осуществляли управление предприятиями.

Труды названных и многих других ученых обогатили теорию и практику управления начала XIX века, внесли неоценимый вклад в становление и развитие научного менеджмента и оказали влияние на развитие промышленности и экономики развитых государств.

IV - Информационный период в развитии менеджмента (1960г. - по настоящее время). Этот период развития связан с работами по теории управления, в которых управление рассматривается как логический процесс, опирающийся на математические методы. Большой вклад в развитие теории внес ситуационный подход к управлению. Он содержит научные положения для практического управления, основанные на изучении сложившейся ситуации и условий внешней и внутренней среды организации.

Школы научного управления

До ХХ века никто не задумывался над тем, чтобы организацией управлять системно. Идея о том, что управление может внести существенный вклад в развитие и успех организации зародилась на рубеже XIX-XX веков. С этого времени управление стало признаваться самостоятельной областью деятельности, требующей специальных знаний. К этому были объективные предпосылки:

-развитие промышленного производства;

-увеличение количества выпускаемых товаров;

-конкурентная борьба между производителями (ценовая конкуренция, сокращение издержек, всесторонняя рационализация производства, труда, труда времени, всех ресурсов).

Именно такой ход развития привел к поиску эффективных методов управления производством и трудом.

Тейлор предложил использование функциональной организационной структуры управления. Он выделил в управленческой работе отдельные функции, которые закрепляются за исполнителями, которые должны быть компетентны каждый в своей функциональной области. Это привело к позитивным результатам и позволило: повысить качество управленческой деятельности и сократить затраты на аппарат управления.

Тейлор разработал теорию взаимодействия администрации и рабочих,в которой он утверждал, что между управляющими и рабочими должны быть установлены отношения взаимопомощи, которые способствуют совместной деятельности, основанной на общности взаимных интересов, а повышение производительности труда должен обогатить хозяев и рабочих.

Общество управленческие идеи Тейлора были приняты диаметрально противоположно: управляющие увидели в ней источник будущего богатства нации; рабочие – систему хитроумного выжимания пота, которая в невероятном темпе заставляла выполнять порученную работу. Это привело к беспорядкам рабочих, которые стали предметом обсуждения в Конгрессе США, а Тейлор в течение четырех дней был вынужден давать показания. Он пытался доказать, что данная система выгодна как для владельцев, так и для рабочих.

Важным вкладом школы научного менеджмента было введение общих принципов системы научного менеджмента:

§ введение научно-обоснованных норм выработки;

§ введение оплаты труда, стимулирующей рост выработки;

§ роль индивидуальных способностей;

§ строгое иерархическое подчинение;

§ развитие управленческого мышления.

Результаты научной деятельности в области организации производства и управления Ф.У. Тейлор изложил в следующих работах:

К направлению научной школы управления относятся концепции и разработки следующих деятелей науки:

Френк Джилберт (1868 – 1924 г.г.), американский инженер и управляющий, проводил исследования трудовых движений, выбирая лучший метод работы, который давал наиболее высокую производительность труда.

Вклад школы научного управления в науку менеджмента:

§ Использование анализа для определения лучших способов решения задач

§ Обеспечение работников ресурсами

§ Систематическое использование материального стимулирования

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.