Сознательное и бессознательное в философии шпора

Основным качественным признаком сознания в философии является его идеальность. Коллективно созидаемый мир духовной культуры, который социально фиксируется, узаконивается во всеобщих представлениях людей о реальном мире. Это мир индивидуальных, коллективных представлений зафиксированный в языках культуры, но это не мир как он есть на самом деле, а мир каким мы его себе представляем, мир действительный, мир идеального.

Необходимо различать идею о вещи и саму вещь. Такая позиция позволяет критически переосмысливать имеющееся знание о чем-либо. Это основа поиска самостоятельного пути в профессии, да вообще в жизни.

Идеальное соприкасается с материальным, формируется на его основе, но существует в относительной независимости от него, поскольку зафиксировано в множественных формах структурных взаимодействий, а не самой материальной, биологической жизни человека. Представление человека об устройстве мира есть нечто иное, как идеальная конструкция отношений человека и мира.

Однако в поведении человека, его отношениях с миром и себе подобными существами, не всегда присутствует сознательная деятельность. Иногда человек действует под влиянием внутреннего наития, принимает решения интуитивно правильные. В таких случаях говорят о бессознательном.

Что такое бессознательное в философии?

Бессознательное – это то, что управляет нами, но не входит в сферу ясного сознания. Интуитивное решение, в этой связи, – это решение, принятое на неосознаваемом уровне.

Вывод: решение живой природой проблемы сохранения и развития жизни на разных этапах ее существования приводит к различным решениям по структурной организации отношений как внутри природной системы, так и в отношениях между различными системами. Качественное разнообразие таких решений является залогом сохранения, развития и распространения живой природе в пространстве и во времени.

13. Сознание и бессознательное

Сознание – это особое состояние, свойственное человеку, в котором ему одновременно доступен и мир, и он сам.

Сознание – состояние, при котором человек отдает себе полный отчет в собственных мыслях и намерениях.

Сознание заключается в эмоциональной оценке действительности, в обеспечении целеполагающей деятельности – в предварительном мысленном построении разумно мотивированных действий и предусмотрений их личных и социальных последствий, в способности личности отдавать себе отчет в том, что происходит в окружающем мире, материальном и духовном. Сознание – идеальная (психическая) форма деятельности, ориентированная на отражение и преобразование действительности.

Сознание не исчерпывает всего богатства психической жизни человека. Наряду с сознанием в психике человека существует еще сфера бессознательного.

Бессознательное – это совокупность психических явлений, состояний и действий, лежащих вне сферы человеческого разума, безотчетных и не поддающихся, по крайней мере, в данный момент, контролю со стороны сознания.

Бессознательными являются сновидения, гипнотические состояния, состояния невменяемости и т.п.

Все то, что в данный момент не находится в фокусе сознания, но может быть включено в сознание посредством памяти, не следует относить к бессознательному.

Так называемые автоматизмы могут зарождаться с помощью сознания, но потом погружаться в сферу бессознательного. Первоначально действуя под контролем сознания, в результате длительной тренировки и многократного повторения приобретают бессознательный характер, выходят из-под контроля: навыки игры на музыкальных инструментах, спортивные навыки, рутинные трудовые операции и т.п.

Структуры бессознательного различаются, помимо прочего, по степени своей близости к сознанию. Выделяется даже особый уровень бессознательного, называемый подсознанием. В него включаются психические явления, связанные с переходом с уровня сознания на уровень автоматизма.

Бессознательное может направлять поведение людей и в этом отношении определенным образом воздействовать на сознание. Например, в некоторых зарубежных кинотеатрах во время сеанса художественного фильма показывали специальные кадры, рекламирующие какой-либо товар. Эти кадры появлялись на экране на время, которое не воспринимает человеческий глаз (менее 0,05 с) и не мешали просмотру фильма. Зритель не видел этих кадров, но они воспринимались подсознательно и затем воздействовали на поведение этих людей после сеанса. Спрос на рекламируемые товары у людей, подвергшихся такому внушению, повышался почти в два раза по сравнению с обычным.

Философия бессознательного была развита австрийским врачом-психиатром и философом Зигмундом Фрейдом.

О бессознательном в человеке говорили и писали многие философы, в том числе Кант, Гегель, Кьеркегор, Шопенгауэр, Ницше. Но лишь З. Фрейд сумел придать представлениям о бессознательном практическое значение. Они позволяли ему лечить людей, избавлять их от психических недугов. Созданное им учение называют психоанализом.

Путь избавления от неврозов – это анализ психики. Сначала обнаруживают бессознательное (это делает квалифицированный врач-психиатр), а затем, если пациент способен на это, то бессознательное переводится в сознание. Оно перестает существовать, исчезает источник болезненных неврозов. Однако никто и никогда не способен избавить человека от бессознательного полностью, ибо в своем фундаменте человек есть существо не сознательное, а бессознательное. Доминирует именно последнее. Так считают фрейдисты. Далеко не все согласны с ними.

Маркс:бессознательное имеет социальный характер. Человек не может освободиться от рабства бессознательного в одиночку. Необходимо освобождение всего общества.

Культура и цивилизация.

Со временем понятие цивилизации стали отличать от культуры. В обиходе цивилизацией стали называть совокупность материальных и социальных благ, доставляемых человеку развитием общественного производства. Появилась тенденция противопоставлять культуру и цивилизацию, рассматривать их как противоположности (О.Шпенглер, Г.Маркузе). С этой точки зрения культура является внутренним духовным содержанием цивилизации, а сама цивилизация — лишь внешняя материальная оболочка культуры.

Однозначного определения цивилизации нет, т.к. разные исследователи вкладывают в этот термин разный смысл. Одни ученые отождествляют понятия цивилизации и культуры, другие рассматривают цивилизацию как специфическое культурное образование, третьи — разводят понятия культуры и цивилизации.

В унитарном смысле цивилизацию рассматривают как идеал прогрессивного развития человечества в целом. Если цивилизацию трактуют как определенную историческую стадию развития, то выделяют аграрную, индустриальную, информационную цивилизации.

Из всего многообразия подходов к изучению культуры и цивилизации можно сделать вывод, что понятие цивилизации может означать:

• исторический процесс совершенствования жизни общества (Гольбах);

• образ жизни общества после выхода из первобытного состояния (Морган);

• утилитарно-техническую сторону общества, противостоящую культуре как сфере духовности и творчества (Зиммель);

• завершающую фазу эволюции какого-либо типа культуры, смерть культуры (Шпенглер);

• любой отдельный (локальный) социокультурный мир (Тойнби);

• наиболее широкую социокультурную общность, которая достигла самого высокого уровня культурного развития человека (Хантингтон).

В русской литературе цивилизацией называют не просто культуру как таковую, а общество, которое характеризуется специфичной и достаточно развитой культурой.

И отсюда мы понимаем, что цивилизация предполагает усвоенность образов поведения, ценностей, норм и т.д.

Культура же представляет собой способ освоения достижений. Цивилизация, в свою очередь, — это реализация определенного типа общества в конкретных исторических обстоятельствах, а культура — отношение к этому типу общества на основе различных духовно-нравственных критериев.

Различие культуры и цивилизации, несмотря на их противоречия, носит не абсолютный, а относительный характер.

Список использованной литературы

2.Габидулин Р. Культурология. Мировая культура: Курс лекций. – Архангельск: Изд.-во Поморского госуниверситета, 1998. – 416 с.

3.Культурология. XX век. Словарь. Санкт-Петербург. – Университетская книга, 1997, - 640 с. –(Культурология, XX век)

4.Культурология: Учебное пособие / Составитель и отв. ред. А.А. Радугин. – М.: Центр, 1998. - 304 с.

5.Хачатурян В.М. История мировых цивилизаций с древнейших времен до начала XX века: Пособие для10-11 кл. общеобразоват. учеб. заведений/ под ред. В.И. Уколовой. – 2-е изд. – М.: Дрофа, 1998. – 400с.; карт.

6.Уткин А.И. Запад и Россия: история цивилизаций:- Учебное пособие.- М.: Гардарики, 2000. – 574с.

7.Культурология. История мировой культуры: Учебное пособие для вузов под. ред. проф. А.Н. Макрковой. – М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1995.- 224с.

СЧАСТЬЕ ЕСТЬ! Философия. Мудрость. Книги.

Немов Р.С. Психология: В 3 кн. Кн.1. – М.: Владос, 1999

Сознание и бессознательное. Понятие бессознательного. Проявления бессознательного начала в психических процессах, свойствах и состояниях человека. Бессознательное в личности человека. Сновидения как проявление бессознательного. Соотношение между сознательной и бессознательной регуляцией поведения человека. Виды бессознательных психических явлений.

СОЗНАНИЕ И БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ

Сознание не является единственным уровнем, на котором представлены психические процессы, свойства и состояния человека, и далеко не все, что воспринимается и управляет поведением человека, актуально осознается им. Кроме сознания, у человека есть и бессознательное. Это – те явления, процессы, свойства и состояния, которые по своему действию на поведение похожи на осознаваемые психические, но актуально человеком не рефлексируются, т.е. не осознаются. Их по традиции, связанной с сознательными процессами, также называют психическими.

Бессознательное начало так или иначе представлено практически во всех психических процессах, свойствах и состояниях человека. Есть бессознательные ощущения, к которым относятся ощущения равновесия, проприоцептивные (мышечные) ощущения. Есть неосознаваемые зрительные и слуховые ощущения, которые вызывают непроизвольные рефлексивные реакции в зрительной и слуховой центральных системах.

Неосознаваемые образы восприятия существуют и проявляются в феноменах, связанных с узнаванием ранее виденного, в чувстве знакомости, которое иногда возникает у человека при восприятии какого-либо объекта, предмета, ситуации.

Бессознательная память – это та память, которая связана с долговременной и генетической памятью. Это та память, которая управляет мышлением, воображением, вниманием, определяя содержание мыслей человека в данный момент времени, его образы, объекты, на которые направлено внимание. Бессознательное мышление особенно отчетливо выступает в процессе решения человеком творческих задач, а бессознательная речь – это внутренняя речь.

Есть и бессознательная мотивация, влияющая на направленность и характер поступков, многое другое, не осознаваемое человеком в психических процессах, свойствах и состояниях. Но главный интерес для психологии представляют так называемые личностные проявления бессознательного, в которых, помимо желания, сознания и воли человека, он проявляется в своих наиболее глубоких чертах. Большой вклад в разработку проблематики личностного бессознательного внес З.Фрейд.

Бессознательное в личности человека – это те качества, интересы, потребности и т.п., которые человек не осознает у себя, но которые ему присущи и проявляются в разнообразных непроизвольных реакциях, действиях, психических явлениях. Одна из групп таких явлений – ошибочные действия: оговорки, описки, ошибки при написании или слушании слов. В основе второй группы бессознательных явлений лежит непроизвольное забывание имен, обещаний, намерений, предметов, событий и другого, что прямо или косвенно связано для человека с неприятными переживаниями. Третья группа бессознательных явлений личностного характера относится к разряду представлений и связана с восприятием, памятью и воображением: сновидения, грезы, мечты.

Забывание имен представляет собой другой пример бессознательного. Оно связано с какими-то неприятными чувствами забывающего по отношению к человеку, который носит забытое имя, или к событиям, ассоциируемым с этим именем. Такое забывание обычно происходит против воли говорящего, и данная ситуация характерна для большинства случаев забывания имен.

Особую категорию бессознательного составляют сновидения. Содержание сновидений, по Фрейду, связано с бессознательными желаниями, чувствами, намерениями человека, его неудовлетворенными или не вполне удовлетворенными важными жизненными потребностями.

Явное, осознаваемое содержание сновидения не всегда, за исключением двух случаев, соответствует скрытым, бессознательным намерениям и целям того человека, кому это сновидение принадлежит. Эти два случая – детские сновидения дошкольников и инфантильные сновидения взрослых людей, возникшие под влиянием непосредственно предшествующих сну эмоциогенных событий прошедшего дня.

В своем сюжетно-тематическом содержании сновидения почти всегда связаны с неудовлетворенными желаниями и являются символическим способом устранения нарушающих нормальный сон импульсов, порождаемых этими желаниями. Во сне неудовлетворенные потребности получают галлюцинаторную реализацию. Если соответствующие мотивы поведения неприемлемы для человека, то их явное проявление даже во сне блокируется усвоенными нормами морали, так называемой цензурой. Действие цензуры искажает, запутывает содержание сновидений, делая их алогичными, непонятными и странными. Благодаря бессознательному смещению акцентов, замене и перегруппировке элементов явное содержание сновидения под действием цензуры становится совершенно непохожим на скрытые мысли сновидения. Для их расшифровки требуется специальная интерпретация, называемая психоанализом.

Сама цензура является бессознательным психическим механизмом и проявляется в пропусках, модификациях, перегруппировке материала памяти, сновидений, представлений. Подсознательные мысли, по Фрейду, превращаются в сновидениях в зрительные образы, так что в них мы имеем дело с примером бессознательного образного мышления.

Бессознательные явления вместе с предсознательными управляют поведением, хотя функциональная роль их различна. Сознание управляет самыми сложными формами поведения, требующими постоянного внимания и сознательного контроля, и включается в действие в следующих случаях: (а) когда перед человеком возникают неожиданные, интеллектуально сложные проблемы, не имеющие очевидного решения, (б) когда человеку требуется преодолеть физическое или психологическое сопротивление на пути движения мысли или телесного органа, (в) когда необходимо осознать и найти выход из какой-либо конфликтной ситуации, которая сама собой разрешиться без волевого решения не может, (г) когда человек неожиданно оказывается в ситуации, содержащей в себе потенциальную угрозу для него в случае непринятия немедленных действий.

Подобного рода ситуации возникают перед людьми практически беспрерывно, поэтому сознание как высший уровень психической регуляции поведения постоянно присутствует и функционирует. Наряду с ним многие поведенческие акты осуществляются на уровне пред- и бессознательной регуляции, так что в реальной действительности одновременно в управлении поведением участвуют многие различные уровни его психической регуляции.

Вместе с тем следует признать, что в свете имеющихся научных данных вопрос об отношениях между сознательными и другими уровнями психической регуляции поведения, в частности бессознательным, остается сложным и не решается вполне однозначно. Основной причиной этого является тот факт, что существуют разные типы бессознательных психических явлений, которые по-разному соотносятся с сознанием. Есть бессознательные психические явления, находящиеся в области предсознания, т.е. представляющие собой факты, связанные с более низким уровнем психической регуляции поведения, чем сознание. Таковы бессознательные ощущения, восприятие, память, мышление, установки.

Другие бессознательные явления представляют собой такие, которые раньше осознавались человеком, но со временем ушли в сферу бессознательного. К ним относятся, например, двигательные умения и навыки, которые в начале своего формирования представляли собой сознательно контролируемые действия (ходьба, речь, умение писать, пользоваться различными инструментами).

Третий тип бессознательных явлений – те, о которых говорит З.Фрейд в приведенных выше суждениях, касающихся личностного бессознательного. Это – желания, мысли, намерения, потребности, вытесненные из сферы человеческого сознания под влиянием цензуры.

Каждый из типов бессознательных явлений по-разному связан с поведением человека и его сознательной регуляцией. Первый тип бессознательного есть просто нормальное звено в общей системе психической поведенческой регуляции и возникает на пути продвижения информации от органов чувств или из хранилищ памяти к сознанию (коре головного мозга). Второй тип бессознательного также можно рассматривать как определенный этап на этом пути, но при движении как бы в обратном направлении по нему: от сознания к бессознательному, в частности к памяти. Третий тип бессознательного относится к мотивационным процессам и возникает при столкновении разнонаправленных, конфликтных с точки зрения морали мотивационных тенденций.

Происхождение сознания

Возникновение сознания является результатом эволюции природы. С усложнением жизни на Земле возникает живая природа, характеризующаяся наличием элементарных форм отражения: раздражимости, возбудимости, чувствительнос­ти. Дальнейшие эволюционные процессы приводят к возник­новению мозга, центральной нервной системы, психики жи­вотного, а затем и психики человека.

Качественно новым этапом развития психики явилось воз­никновение сознания человека, что было обусловлено такими социальными факторами, как изобретение орудий труда, созда­вавшиеся человеком предметы культуры и возникшие на опре­деленном уровне развития человека знаковые системы.

Важнейшим условием возникновения и развития челове­ческого сознания явилась совместная продуктивная опосре­дованная речью орудийная деятельность людей.

Эта деятельность требует кооперации, общения и взаимодей­ствия людей друг с другом. Она невозможна без наличия общей цели, которой является предполагаемый продукт совместного труда.

В начале своего развития сознание человека имеет внешнюю направленность. Человек сознает свое положение как положе­ние вне этого мира, воспринимая этот мир как независимый и отделенный от человека. Позднее у человека появляется спо­собность осознавать самого себя. Это направление в развитии сознания называют рефлексивным.

Второе направление связано с развитием мышления и назы­вается понятийным. Это направление отражает тесную взаи­мосвязь мышления и языка, в которых важными элементами являются понятия и слова, в своем единстве представляющие такую единицу сознания, как слово-понятие.

Структура сознания включает в себя совокупность знаний о мире, различие субъекта и объекта и субъект-объектное отно­шение, а также возможность целеполагающей деятельности.

Сознание не является единственным уровнем, на котором представлены психические процессы, свойства и состояния че­ловека. Далеко не все, что воспринимается человеком и оказы­вает влияние на принятие решений, им осознается. Кроме со­знания у человека есть и сфера бессознательного.

Бессознательное — это те явления, процессы, свойства и состояния, которые оказывают влияние на поведение чело­века, но не осознаются им.

Бессознательное начало представлено практически во всех психических процессах, состояниях и свойствах человека. У че­ловека есть бессознательная память, бессознательное мышление, бессознательная мотивация, бессознательные ощущения и. т.п.

Наибольший интерес для философии представляет личност­ное проявление бессознательного. К бессознательному в личности человека относят такие качества, потребности, интересы и т.п., которые человек не осознает, но которые находят свое про­явление в различных его непроизвольных действиях и психи­ческих явлениях. Это могут быть ошибки (оговорки, описки и т.п. явления), непроизвольное забывание (имея, обещаний, на­мерений, событий, фактов и.т.п.); это могут быть фантазии, меч­ты, грезы или сновидения.

Забывание имен, фактов, событий и т.п. связано с какими-то, не осознаваемыми человеком отрицательными эмоциями, неприятными чувствами, которые когда-то возникли у него по отношению к человеку с этим именем, к тому или иному собы­тию или факту.

Сновидения и грезы, по 3. Фрейду, свидетельствуют о бес­сознательных желаниях, чувствах, намерениях человека, его неудовлетворенных или не вполне удовлетворенных жизнен­ных потребностях. Для расшифровки сновидений необходим специальный метод, который называется психоанализом.

Бессознательные явления вместе с сознанием управляют по­ведением человека. Однако роль их в этом управлении различ­на. Сознание управляет самыми сложными формами поведения.

- когда перед человеком возникают неожиданные, интеллек­туально сложные проблемы, не имеющие очевидного реше­ния;

- когда человеку требуется преодолеть некоторое сопротив­ление (физическое или психологическое);

- когда человеку нужно осознать, что он находится в слож­ной конфликтной ситуации, и найти из этой, ситуации оп­тимальный выход;

- когда человек попадает в ситуацию, которая содержит для него угрозу в случае непринятия немедленных действий.

Вопрос о соотношении сознательного и бессознательного ос­тается до сих пор одним из сложнейших вопросов психологии и не имеет однозначного решения. Можно выделить различные типы бессознательного, которые имеют свои специфические особенности. Одни из них находят­ся в области предсознательного — это ощущения, восприятия, память, мышление, установки. Всё они являются вполне нормальным звеном в общей системе психической поведенческой регуляции и возникают в ходе переноса информации от орга­нов чувств или из памяти к коре головного мозга (к сознанию).

Другие — представляют такие явления, которые раньше осознавались человеком, а затем были вытеснены в сферу бессозна­тельного. Это, например, двигательные умения и навыки — ходь­ба, речь устная и письменная, умение пользоваться тем или иным инструментом и. т. п. Все такого рода явления отличаются тем, что здесь перенос информации идет обратным путем; от сознания к бессознательному, к памяти. Такой тип явлений в фило­софской литературе принято относить к подсознательному.

Третий тип бессознательных явлений — это желания, мыс­ли, намерения, потребности, вытесненные из сферы сознатель­ного под воздействием усвоенных норм морали (так называе­мой цензуры). Этот тип бессознательного относят к мотивационным процессам. Он возникает как результат столкновения разнонаправленных, с точки зрения морали, мотивов.

Бессознательное у человека ассоциируется с чем-то непознанным, непонятным, и даже мистическим. В большинстве случае под бессознательным состоянием человека понимается, например, когда человек находиться в состоянии комы, нокаута или когда у человека присутствует явное расстройство психики и он не отдает отчет в своих поступках, но это далеко не так и бессознательное в жизни каждого человека присутствует в значительно большей степени, и оказывает катастрофическое влияние. По данным одного из исследований, как бы странно это не показалось, но человек находиться в сознании в общей сложности 7,5 % времени, а все остальное в бессознательном состоянии. И, безусловно, о том явлении, которое играет такую важную роль в жизни каждого человека, было бы неплохо, как минимум, иметь представление. Потому что именно бессознательное формирует наши мысли, желания, поступки и слова.
Важно упомянуть, что впервые бессознательное было открыто Зигмундом Фрейдом, а если точнее, то Зигмунд Фрейд исследовал личное бессознательное. Но бессознательное человека не состоит только из слоя личного бессознательного. Существуют и другие ученые, которые занимались исследованиями других слоев бессознательного. Карл Густав Юнг открыл и исследовал коллективное бессознательное, а Леопольд Сонди работал в направлении исследования родового бессознательного.



Родовое бессознательное разговаривает с человеком посредством выбора. Категория выбора в жизни человека является неотъемлемой частью и не будет преувеличением, что с выбором человек сталкивается чуть ли не ежеминутно. Но, когда речь идет о бессознательном, то в этом случае мы рассматриваем только те выборы, которые человек не может объяснить, он просто выбирает и на 100 процентов уверен в правильности сделанного выбора. При исследовании данного вопроса Липот Сонди рассматривал пять направлений, в которых человек совершает выборы: выбор любви (муж/жена), друга, профессии, заболевания и смерти. Этих направлений на самом деле больше, но рассматриваются только эти, поскольку они доказуемы, эти выборы человека можно подтвердить. Например, выбор жены или мужа, можно подтвердить свидетельством о заключении брака.

Родовое бессознательное – это наследие наших предков, это те знания и умения, которые хранятся в нашем наследии. Если вспомнить историю, то всем известно, что ранее все хранили свои генеалогические древа, которые и раскрывали все эти тайны. С точки зрения категории выбора человека, именно предки и диктуют человеку сделать тот или иной выбор.

Такого рода положение вещей мы наблюдаем в большинстве случае, но может быть и по-другому, когда родовое и коллективное бессознательное выходит на первый план в жизни человека. Это происходит в том случае, когда на человека идет вектор силы, персональное бессознательное не справляется с этой силой, человек не знает, что делать, ему никто не может помочь, посоветовать, что нужно сделать, то может возникнуть ситуация, что на первый план выходит родовая фигура, какие будут последствия после этого — не известно. В том случае, когда родовая фигура не способна справиться с возникшей ситуацией, то есть в родовом наследии не достаточно знаний и умений, то может проявиться коллективное бессознательное на жизненной сцене. Необходимо отметить, что такое происходит крайне редко и подобного рода ситуаций в обычной жизни не происходит, должно что-то случиться крайне неординарное и неожиданное, последствия подобного рода ситуации крайне сложно спрогнозировать.

Бессознательное человека имеет двойственное проявление в жизни человека, поскольку с одной стороны – это предохранитель, который спасает его жизнь, а с другой стороны может искалечить человеку жизнь. Когда речь идет о персональном бессознательном, то оно исковеркает жизнь человека, родовое бессознательное может просто погубить жизнь человека, потому что человек перестает жить свою жизнь, а коллективное бессознательное может превратить жизнь человека в ад.

БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ

БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ – неосознаваемое, нерефлексивное, спонтанное. В обыденном понимании бессознательное обычно связывается с тем, что выше сознания (над- или сверх-сознание, интуиция, духовность) или ниже сознания (под-сознание, с которым имеют дело иногда художники, но чаще – врачи). В философии признание бессознательного заведомо исключало мысль о тождестве психики и сознания (Декарт, интроспекционисты). Бессознательное в философии имело разные обличья и разные имена: это самостоятельная непостижимая сущность бытия (мистики, романтики); аффекты и смутные идеи (Спиноза); незаметные восприятия (Лейбниц); порождающее начало, творящее мир (Шеллинг); принцип свободной деятельности человека (Фихте); воля, лежащая в основе мира (Шопенгауэр), духовное начало вселенной, опирающееся на панпсихизм или всеобщую способность к ощущению (Э. фон Гартман); воля к власти (Ницше), интуитивные идеи и восприятия (Бергсон) и др. Все эти подходы, как правило, тяготели либо к онтологическому, либо к психическому бессознательному.

Отныне требовалось заявить о бессознательном в перспективе, свободной как от иррациональной метафизики и мистики, так и от естественно-научного натурализма, придав бессознательному статус самостоятельного научного предмета на фоне господствовавших на рубеже веков медицинских, физиологических, психологических подходов. Это и сделал З.Фрейд, выделив в идее бессознательного ее антропологические измерения и связав смысловые моменты бессознательного с тем, что есть в нем типического, повторяющегося, доступного причинным объяснениям. В своем подходе к бессознательному Фрейд осознанно противостоит и своим коллегам-естествоиспытателям, и обеим группам философов: тем, что мыслили бессознательное в отрыве от человека, гипостазируя мистическое бессознательное, и тем, что мыслили человека и его психику в отрыве от бессознательного, отождествляя сознание с психикой. Новые параметры работы с бессознательным задала изобретенная Фрейдом дисциплина – психоанализ: его целью является одновременно и лечение больного, и изучение его бессознательного.

Сначала Фрейд опирался в своей работе с бессознательным на естественно-научную медицину того времени; этапами этой работы были поиск причин болезни (травма, вызванная внешним событием), изучение следствий (нарушения работы психического аппарата, блокировка потоков энергии), лечение (обеспечение необходимых психофизических разрядок). Фрейд верил в возможность отыскать точные соответствия между нейрофизиологическими и психическими процессами, находящими конечное выражение в симптомах больного. В своей лечебной практике Фрейд пытался заставить пациента вспомнить травматические события, а затем осмыслить их и вследствие этого излечиться. Однако гипноз не был надежной опорой лечения, и это заставляло искать новые пути. Они вели к работе со словом, к выговариванию (пациент) и выслушиванию (врач). Использование терапевтической роли слова, рассказа (talking cure) – это собственно и есть психоанализ (и в этом уравнивании осознания и изменения Фрейд выступал как наследник Просвещения). Одновременно с этим менялись не только ее приемы, но и задачи исследования и лечения. Реальные события либо недоступны, либо несущественны; страдания больного обусловлены не объективными фактами, а их субъективными истолкованиями, представлениями, фантазиями. И потому естественно-научные схемы объяснения с поиском причин все более уступают место учету психодинамических факторов – конфликта побуждений, защит, сопротивлений.

Фрейд до конца оставался практикующим врачом и в конечном счете видел все социальные процессы через призму индивидуального страдания. В послефрейдовском развитии психоанализа внимание смещалось, с одной стороны, на до-индивидуальный уровень (раннее детство, отношения матери и младенца, важная роль аффективных контактов для последующего развития индивида), а с другой стороны, на сверх-индивидуальный уровень (учет культурных и социальных интересов, мотивов, побуждений, представлений; это могут быть групповые, корпоративные, классовые, массовые и проч. бессознательные механизмы). Вследствие отказа от пансексуальности на смену субстанционалистскому, вещному бессознательному приходит бессознательное как структура отношений (социальных, межличностных). Внимание сдвигалось с конфликта сознания и бессознательного на формирование личности (последнее более свойственно американскому и немецкому психоанализу, нежели французскому, в котором главенствует образ трагической расщепленности индивида и отвергаются адаптивные трактовки работы с бессознательным).

Представители различных форм позитивистской философии не занимались разработкой проблемы бессознательного, но высказывали свое отношение к психоаналитическому познанию. Так, Витгенштейн резко критиковал абсурдные спекуляции и фантастические псевдообъяснения во фрейдовской трактовке сновидений и других бессознательных явлений, а Поппер, пройдя через увлечение индивидуальной психологией Адлера, установил, что психоанализ недоступен фальсификации, а потому является не наукой, а мифом. В целом же с точки зрения критико-рефлексивных установок позитивистской философии науки психоаналитическое познание бессознательного не является ни экспериментальной наукой, ни наукой наблюдения; в нем нет ни правил сравнения между конкурирующими объяснениями, ни интерсубъективно значимых критериев (при смене анализа меняется и схема объяснения); это либо пара-недо-наука, либо просто ненаучное знание. В науках о духе гипотетико-дедуктивный мир не работает, а исследование смысловых связей вместо причинных не может быть научным.

В России о Фрейде знали чуть ли не с кон. 19 в., а психоаналитическая теория и практика начали развиваться раньше, чем в ныне ведущих странах психоанализа Франции и США. Сразу после революции психоанализ в России воспринимался как средство раскрепощения бессознательного, а тем самым – расцвета личности и производственного подъема. Изменение идейно-политической и экономической конъюнктуры на рубеже 1920-х и 1930-х гг. упразднило этот запрос: личный порыв плохо совмещался с пятилетками. Много споров велось о том, насколько идея бессознательного и принципы психоанализа совместимы с марксизмом, но насаждение единомыслия и единовластия в 1930-х гг. прекратило эти споры. Однако, если историк психоанализа в России вынужден перескакивать от сер. 1930-х гг. прямо к кон. 1980-х гг., когда началась републикация Фрейда и оживление психоанализа на российской почве, то применительно к изучению проблемы бессознательного такой перескок был бы неправомерен: нечто важное делалось и в промежутке.

1. Фрейд З. Введение в психоанализ: лекции. М., 1989;

2. Он же. Избранное. М., 1989;

3. Он же. Очерки по психологии сексуальности. Рига, 1990;

4. Он же. Психология бессознательного. М., 1990;

5. Он же. Психоаналитические этюды. Минск, 1991;

6. Он же. Толкование сновидений. Киев, 1991;

8. Он же. О клиническом психоанализе. М., 1991;

9. Он же. Психоанализ. Религия. Культура. М., 1992;

10. Он же. По ту сторону принципа удовольствия. М., 1992;

11. Он же. Избранное. Ростов н/Д, 1998;

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.