Современные модели рыночной экономики шпора

1.Понятиеисущность экономических систем…………… 6

1.1 Экономика как система…………………………………… 6

1.2 Различия экономических систем………………………… 8

2. Типы экономических систем……………………………. 12

2.1 Традиционная экономическая система………………….. 12

2.2 Административно- командная экономическая система… 13

2.3 Рыночная экономика свободной конкуренции………… 15

2.4 Современная рыночная экономика……………………… 17

2.5 Смешанная экономика…………………………………… 20

3.Современные модели рыночной экономики………….. 22

3.1Американскаямодель…………………………………….. 22

3.3 Германская модель………………………………………. 26

3.4 Китайская модель……………………………………….. 27

3.5 Японская модель………………………………………… 29

3.6 Южнокорейская модель………………………………… 32

3.7 Российская модель переходной экономики…………… 33

Список литературы………………………………………… 41

Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что в нашей стране в последние годы начали осуществляться экономические реформы, связанные с переходом к рыночным отношениям, демонополизацией экономики, приватизацией и разгосударствлением собственности.

Начнем с того, что от типа экономической системы зависит поведение государства, как на мировой, так и на внутренней арене. Вне системного характера экономики не могли бы постоянно возобновляться экономические отношения и институты, не могли бы существовать экономические закономерности, не могло бы сложиться теоретического осмысления экономических явлений и процессов, не могло бы быть скоординированной и эффективной экономической политики.

Реальная практика постоянно подтверждает системный характер экономики. Объективно существующие экономические системы находят свое научное отражение в теоретических (научных) экономических системах.

Как показывает история экономической науки, классификация экономических систем может производиться на основе различных критериев. В основе этой множественности лежит объективное многообразие свойств экономических систем. В современных курсах по экономической теории обычно выделяют рыночную, традиционную, административно-командную и смешанную экономику. Лучше всего изучена рыночная экономика, которая характеризуется как система, основанная на частной собственности, свободе выбора и конкуренции, опирается на личные интересы, ограничивает роль правительства.

Современная модель рыночного хозяйствования, которая сложилась в странах с высоко- и среднеразвитой рыночной экономикой – это сложная экономическая система общественных взаимоотношений в сфере экономического воспроизводства, обусловленная несколькими принципами, которые определяют ее сущность и отличают от других экономических систем и характеризуется следующим рядом общих закономерностей:

- высокий уровень развития экономики страны в целом и инфраструктуры рынка;

- развитая система методов регулирования национальной экономики; - экономический рост.

Таким образом, тема курсовой работы имеет большую актуальность в наши дни, так как сегодня Россия имеет место в процессе перехода к рыночным отношениям. Она находится в зоне неустойчивости, потому что не определен конкретный вариант дальнейшего развития. Это связано с проблемой выбора модели экономики. Пока еще относительно легко направить развитие по тому или иному пути. Но в дальнейшем изменение выбранного направления развития становится весьма трудным.

У нашей страны есть несколько вариантов формирования экономики. Теоретически возможен выбор между уже показавшими себя на практике национальными моделями организации хозяйства. Но успешное использование мирового опыта в отечественной экономике должно происходить с учетом различий в нынешнем уровне производительной базы, национального колорита. Необходимость дальнейших рыночных реформ, традиционно высокая роль государства, усиление социальных начал в современной экономике, невозможность и нежелательность возврата к тотальному доминированию государства в экономике сужают теоретически широкий выбор до модели социального рыночного хозяйства. Поэтому судьбоносное значение переживаемого Россией исторического момента – не громкие слова, а суть современной ситуации. Главной целью курсовой работы является необходимость понять условия развития рыночного хозяйства на примере стран, экономика которых имеет отличительные черты, и исследовать принимаемые этими странами меры для дальнейшего экономического процветания.

Курсовая работа имеет ряд задач:

– выявить понятие и сущность экономических систем;

– определить основные типы экономических систем;

– установить основные модели рыночной экономики.

Эти и другие вопросы мы рассмотрим в данной работе на примере США, Японии, Германии, Китая, Южной Кореи, России.

1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ

1.1 Экономика как система

Первый развернутый анализ экономики как системы был дан основоположником классической школы политэкономии А. Смитом в его главном научном труде "Исследование о природе и причинах богатства народов" (в принятом сокращении — "Богатство народов"), вышедшем в свет в 1776г. Из последующих научных экономических систем следует, прежде всего, выделить системы, созданные Д. Рикардо (1817г.), Ф. Листом (1841г.), К-Марксом (1867г.), К. Менгером (1871г.), А. Маршаллом (1890г.), Дж-Кейнсом (1936г.), П. Самуэльсоном (1951г.).

Из отечественных экономистов прошлого, делавших упор на системное представление об экономике, следует отметить И.Т. Посошкова, А.И. Бутовского, Н.Г. Чернышевского, М.И. Туган-Барановского, П.Б. Струве, В.И. Ленина, Н.Д. Кондратьева.

В советский период отечественной экономической науки наиболее заметными были теоретические системы, нашедшие отражение в учебниках политической экономии под редакцией К.В. Островитянова, А.М. Румянцева, Н.А. Цаголова, Н.П. Федоренко, В.А. Медведева, Л.И. Абалкина.

В зависимости от того, как действуют экономика и как ею управляют, различают разные типы экономических систем. К тому же на любой экономической системе лежит отпечаток господствующего в стране политического строя, государственной идеологии.

Экономика любой страны функционирует как самостоятельная большая система. И каждое звено этой системы может существовать только потому, что получает что-либо от других звеньев, т.е. находится с ними во взаимосвязи и взаимозависимости.

Таким образом, экономическая система – это особым образом упорядоченная система связей между производителями и потребителями материальных и нематериальных благ и услуг.

Многогранность экономической системы позволяет определять ее по-разному: это и совокупность механизмов и институтов, касающихся производства, доходов; это и институты организации; законы и правила, традиции, убеждения, касающиеся экономического поведения и т. п.

Экономическая система выделяется из прочих видов систем (например, технических) своими специфическими чертами: производством, обменом и распределением благ в обществе, доведением их до конечного потребителя. Нет ни одного человека, который не участвовал бы в этом процессе. Это участие может быть прямым либо косвенным. Например, пенсионеры вовлечены в выполнение функций экономической системы предоставлением своих сбережений либо банкам, вкладывая в них деньги, либо акционерным обществам, приобретая их акции и облигации. Практически все трудоспособное население либо служит в государственных учреждениях, либо имеет свой бизнес, либо работает по найму, а иногда и совмещает некоторые из видов деятельности. Таким образом, одни и те же люди выступают и как производители, и как потребители благ, создаваемых внутри экономической системы.

Экономическая система – совокупность экономических явлений и процессов, совершающихся в обществе на основе действующих в нем отношений собственности и организационно-правовых форм хозяйствования.

Экономическое явление – это деятельность экономических субъектов или агентов. К ним относятся домохозяйства, отдельные предприниматели, руководители банков, фирм, ассоциации, объединения, правительственные органы и учреждения.

Положение и роль каждого экономического агента определяются его отношением к ресурсам (факторам) производства. Одни располагают капиталом и обладают экономической властью, определяют формы хозяйствования, участвуют в управлении предпринимательской деятельностью. Другие распоряжаются лишь собственной рабочей силой, и их возможности влияния на организацию производства, распределение доходов, участие в управлении ограничены.

Экономическое явление в динамике (развитии) есть экономический процесс. Причинно-следственные взаимосвязи, возникающие между экономическими явлениями в процессе их развития, называются экономическим механизмом. Они используются экономическим субъектом для достижения положительных результатов экономической деятельности. Экономическая деятельность – это производство различных жизненных благ и услуг, что является основой существования каждого человека и всего общества в целом.

План лекции

1. Понятие, признаки и условия функционирования рынка.

2. Функции рынка. Виды рынков. Рыночная инфраструктура.

3. Кругооборот ресурсов, продуктов и денег в рыночной экономике.

4. Функции государства в современной рыночной экономике и методы ее регулирования.

5. Основные национально-государственные модели рыночной экономики.

6. Белорусская экономическая модель: особенности и характерные черты.

1. Понятие, признаки и условия функционирования рынка.Рынок есть результат исторического процесса развития товарного производства, обусловленный общественным разделением труда и обособлением субъектов хозяйствования, основанным на частной собственности. Первоначально рынком называли место, где люди обменивались товарами и услугами.

Главные признаки (условия функционирования) рынка:

– многообразие форм собственности и видов предприятий при обязательном наличии и преобладании частнойформы собственности;

– экономическая свобода и самостоятельность субъектов хозяйствования (в сочетании с экономической ответственностью вплоть до банкротства);

– поддержка и развитие конкуренции;

– установление равновесных цен в зависимости от спроса и предложения;

– обеспечение принципа примата потребителя;

– устойчивость финансовой и денежной систем;

– открытость экономики, обеспечивающая перелив через границы материальных, финансовых, трудовых ресурсов, товаров и услуг;

– наличие развитой рыночной инфраструктуры;

– обеспечение социальной защиты населения.

2. Функции рынка. Виды рынков. Рыночная инфраструктура.Рынок выполняет следующие важные функции:

– через рынок осуществляется регулирование общественного производства, то есть решаются проблемы: что, как и для кого производить;

– через рынок устанавливается связь между производителями и потребителями, между спросом и предложением;

– через рынок происходит учет затрат на производство продукции. Рынок определяет не только то, что нужно произвести, но и то, на какие затраты может пойти отдельный предприниматель или общество, чтобы получить данную продукцию;

– на рынке устанавливаются цены. Цена колеблется под влиянием спроса и предложения;

– рынок дифференцирует производителей. В процессе конкуренции выживают только те фирмы, у которых затраты на производство продукции меньше рыночной цены.

В зависимости от критериев, положенных в основу классификации, различают следующие виды рынков:

– поэкономическому назначениюобъектов купли-продажи выделяются рынки товарные, финансовые и рынки труда. Товарные рынки включают рынки потребительских товаров и услуг, рынки средств производства, информации и интеллектуального продукта. Финансовые рынки состоят из рынков капиталов (инвестиций), рынков кредитов, рынков ценных бумаг, валютно-денежных рынков. На рынках труда объектом купли-продажи, или точнее найма, служит рабочая сила.

– погеографическому положениювыделяют: местный, региональный, национальный и мировой рынки;

– поотраслям – автомобильный, зерновой и так далее;

– по характеру продаж– оптовый и розничный;

– по степени ограничения конкуренции– монопольный, олигополистический, свободный и смешанный.

Современный рынок невозможен без развитой рыночной инфраструктуры – комплекса рыночных институтов, обеспечивающих взаимосвязь основных макроэкономических потоков. В широком смысле к рыночной инфраструктуре относят всю систему институтов всех локальных рынков. В узком смысле имеют ввиду материальные объекты инфраструктуры, которые обеспечивают нормальное функционирование рынка. Основными элементами рыночной инфраструктуры являются торговая сеть, биржи, банки, системы связи и информирования, страховые компании, аудиторские службы, рекламные агентства, транспортные компании, системы водо-, электро- и газоснабжения.

3. Кругооборот ресурсов, продуктов и денег в рыночной экономике.Модель современной экономической системы рыночного типа представлена на рис. 4.1.


Рисунок 4.1 – Модель экономического оборота в рыночной

4. Функции государства в современной рыночной экономике и методы ее регулирования. Экономические функции государства в современной экономике – это создание условий для ее эффективного функционирования, поощрения экономического роста; разработка и реализация долгосрочной стратегии социально-экономического развития страны; прогнозирование и планирование темпов и пропорций экономического развития; обеспечение законодательной базы функционирования экономики; поддержка конкуренции, борьба с монополиями и ростом цен; обеспечение стабильной работы денежной системы; разработка и исполнение государственного бюджета; налаживание и регулирование внешнеэкономической деятельности; проведение социальной политики и социальной защиты.

Типы государственного регулирования экономики:

– полный государственный монополизм в управлении национальным хозяйством (примеры – бывший СССР, Куба, Северная Корея);

– крайний либерализм, признающий только условия неограниченного частного предпринимательства;

– варианты сочетания рыночных и государственных регуляторов, реализованные в моделях рыночных экономик в 170-ти странах мира.

Различают правовые, административные и экономические методы государственного регулирования экономики.

Правовые методы – установленные государством правила экономического поведения для производителей и потребителей. Для управления современной экономикой необходимо примерно четыре тысячи законов и нормативных актов. Основной закон страны – Конституция. Экономическая деятельность регулируется примерно 25 Кодексами (налоговым, трудовым, таможенным, транспортным и другими).

Административные методы – это различные разрешения и запреты, лицензирование, квотирование, контроль над системообразующими ценами, валютным курсом и т.п. Эти меры имеют силу приказа и не опираются на экономические интересы и стимулы.

Экономические методы прямые– это целевое финансирование из бюджета, дотации, пособия, льготные кредиты, доплаты.

Экономические методы косвенные– это различные рычаги бюджетной, кредитно-денежной, налоговой, амортизационной, внешнеэкономической, таможенно-тарифной, социальной политики, оплаты труда.

Рыночная экономика имеет положительные и отрицательные черты. К положительным чертам рынка относятся:

– гибкость и высокая приспособляемость к изменяющимся условиям;

– оперативное использование новых технологий с целью снижения издержек производства и прироста прибыли;

– способность удовлетворять разнообразные потребности в необходимом количестве и с высоким качеством.

Негативные черты рынка:

– рынок не гарантирует право на труд и доход;

– воспроизводит социальное неравенство и не имеет механизмов против чрезмерной социальной несправедливости и расслоения на богатых и бедных;

– не создает стимулов для производства товаров и услуг некоммерческого характера, коллективного пользования (образование, здравоохранение, культура, наука, спорт);

– реализует принцип обязательного экономического роста производства, истощает и загрязняет природную среду.

5. Основные национально-государственные модели рыночной экономики.На сегодняшний день нет универсальной модели рыночной экономики. Это объясняется рядом обстоятельств: уровнем и структурой экономики, территориальным размещением страны, особенностями исторического развития, традициями и менталитетом народа и др. Основными отличиями моделей рыночных экономик является: структура собственности; масштабы государственного вмешательства в экономику; социальная политика; участие государства в перераспределительных процессах.

Сегодня выделяют несколько наиболее типичных моделей рыночной экономики (например, американская, европейская, японская, латиноамериканская, китайская, африканская и др.).

Американская модель характеризуется небольшой (27–30%) долей государственной собственности и использованием преимущественно рыночных механизмов саморегуляции экономики. Достоинства этой модели: большая гибкость экономического механизма, высокая степень предпринимательской активности и ориентация на нововведения.

Европейская модель характеризуется активным воздействием государства на функционирование национального рыночного хозяйства, значительным удельным весом государственной собственности, сильной системой социального обеспечения.

Японской модели свойственны четкое и эффективное взаимодействие труда, капитала и государства (профсоюзов, промышленников, финансистов и правительства) в интересах достижения национальных целей; дух коллективизма и патернализма на производстве; упор на человеческий фактор.

Латиноамериканская модель характеризуется сильным и не всегда эффективным прямым государственным вмешательством в экономику, коррупцией, криминализацией общества, включая хозяйственные связи; ориентацией производства на удовлетворение спроса развитых стран.

Африканская модель характеризуется малограмотностью населения, беспомощностью в регулировании и управлении хозяйственными процессами на микро- и макроуровнях; нещадной эксплуатацией неквалифицированного труда; крайне низкой эффективностью производства; широким применением силовых методов прямого государственного вмешательства в производство; неразвитостью демократии.

Многообразие моделей рыночных экономик можно свести к двум основным: либеральной и социально-ориентированной. Характерными чертами либеральной модели являются абсолютное преобладание частной собственности, максимальная свобода субъектов рынка, ограниченные масштабы государственного регулирования экономики, невысокие доли госбюджета в ВВП и социального обеспечения в структуре государственных расходов. Эталоном либеральной модели может служить экономика США. Социально ориентированная модель характеризуется высокой долей государственной собственности, широкими масштабами госбюджета в ВВП, высоким уровнем социальной защиты. Примером социально ориентированной модели экономики может служить экономика Германии, Франции, Италии, Австрии, Швеции, Дании.

6. Белорусская экономическая модель: особенности и характерные черты.Белорусская экономическая модель – это социально ориентированная модель рыночной экономики. Ее концептуальными основами выступают: плюрализм форм собственности; значительная степень участия государства в обеспечении эффективности функционирования экономики; регулирование доходов населения и занятости; формирование условий, обеспечивающих удовлетворение целого ряда социально значимых потребностей всего населения.

Характерными чертами белорусской экономической модели являются: сильная и эффективная государственная власть, как важнейшее условие успешного государственного управления; равноправное функционирование частного и государственного секторов экономики; приватизация рассматривается не как самоцель, а как средство найти эффективного собственника; развитие интеграционных процессов со странами СНГ, и, прежде всего с Россией; сильная социальная политика.

На современном этапе главной целью социальной политики является создание для каждого трудоспособного гражданина условий, позволяющих ему своим трудом и предприимчивостью обеспечить собственное благосостояние и благосостояние своей семьи при усилении адресности государственной социальной поддержки слабо защищенных групп населения. Формирование белорусской модели требует учета особенностей состояния и тенденций развития нашей национальной экономики, учета ее ресурсного потенциала, влияния внутренних и внешних факторов.

Лекция 5. Рыночное равновесие:

Дата добавления: 2015-02-10 ; просмотров: 30 ; Нарушение авторских прав

В этих условиях важно изучить особенности используемых моделей в странах развитой рыночной экономикой.

Вначале нужно отметить, что существующие рыночные системы и направленность их развития зависят:

- от географического положения;

- от наличия природных ресурсов;

- от исторических условий развития;

- от традиций населения и его обычаев;

- от уровня развития производительных сил;

- от социальной направленности общества.

Во всех странах имеются свои подходы, отличительные особенности рыночных условий хозяйствования.

Вместе с тем во всех рыночных моделях ест общие черты, к числу которых относятся:

- наличие многообразных форм собственности;

- преобладание свободных цен на товары и услуги;

- развитая система свободной конкуренции;

- распространение предпринимательской деятельности;

- определенная система государственного регулирования экономики.

Можно выделить семь характерных моделей рыночной экономики, используе­мых в современных условиях.

Американская модель.

- малый удельный вес государственной собственности. В конце 70-х годов государственная собственность в акционерном капитале в промышленности и на транспорте составляла: в США — 10 %, в ФРГ — 18, в Великобритании — 24, во Франции — 34, в Италии — 38 %;

- минимальная регулирующая роль государства в экономике. Такое вмешательство, как правило, инициируется экономическими кризисами (30-е, 70-е годы) или резким подъемом экономики (60-е годы — борьба с бедностью, рост коли­чества социальных программ). Кризис 1973 г. привел к тому, что президент Никсон был вынужден уже в 1974 г. сократить затраты на социальные про­граммы. В начале 80-х годов Рейган наметил программу дальнейшего сокращения государственного сектора, отмены регулирования цен, сокращения центрального правительственного аппарата, закрытия большого количества социальных программ. В результате этих мер произошла модернизация суще­ствующей экономической модели, в которой роль рынка выросла, а государ­ства — сократилась;

- всемерное поощрение предпринимательства. Мелкое предпринимательство в 80-е годы обеспечивало в США ежегодно примерно 80 % новых рабочих мест;

- резкая дифференциация на богатых и бедных;

- большое различие в уровне заработной платы, составляющее 110-кратный разрыв между главой фирмы и служащими;

- приемлемый уровень жизни малообеспеченных групп населения.

Японская модель.

К основным чертам японской модели относятся:

- высокий уровень государственного воздействия на основные направления национальной экономики. Сначала государство поддерживало производство танкеров, затем малолитражных автомобилей, а с 70-х годов — производство элек­троники и компьютеров. Такой подход позволил Японии до середины 70-х го­дов избегать глубоких кризисов и обеспечивать динамичное развитие экономи­ки;

- широкое распространение пожизненного найма рабочих на фирмах; объедине­ние их общими интересами; привлечение работников к управлению и принятию решений;

- незначительное различие в уровне заработной платы, которое составляет сем­надцатикратный разрыв между главой фирмы и служащими;

- социальная направленность модели. Государство ведет борьбу против соци­ального неравенства, следит за соблюдением социальных прав граждан в случае болезни, безработицы, ухода на пенсию. Обязанности по решению социальных задач работающих во многом возлагаются на корпорации и объединения.

Немецкая модель.

Она близка по своему социально-экономическому содержа­нию к японской модели. Главным идеологом социальной рыночной экономики является Людвиг Эрхард, который в своей книге описал основные принципы фун­кционирования новой немецкой экономики.

Отличительными особенностями не­мецкой модели являются:

- сильное государственное воздействие на экономику, которое проявляется преимущественно при решении социальных проблем. В Германии традици­онно существуют значительные социальные обязательства государства: бес­платная медицина, образование;

- Германия одной из первых ввела в начале 70-х годов принцип таргетирования (планирования) основных макроэкономических показателей. Здесь же был реализован принцип социального партнерства, подразумевающий участие работников предприятия в его собственности;

- в немецкой модели, так же как и в японской, решающая роль отводится бан­кам, при этом центральному банку предоставлена полная автономия;

- различие в уровне заработной платы, как и в японской модели, является не­ значительным и составляет двадцатитрехкратный разрыв между главой фирмы и служащими.

Шведская модель.

Отличительной особенностью шведской модели является: социальная направленность, сокращение имущественного неравенства, забота о малообеспеченных слоях населения. Иногда шведскую модель называют второй моделью социализма. Швеция отличается высоким уровнем жизни и обеспечения гражданских прав. Государство активно участвует в обеспечении экономической стабильности и в перераспределении доходов.

В Швеции за последние 1О лет (с 1870 по 1980 гг.) валовой национальных продукт ежегодно рос в среднем на 2,5 % на душу населения. Для шведской модели характерным является низкий уровень безработицы, которая с 1945 г. до начала 70-х годов составляла всего 2 %. В Швеции весьма высокий уровень государственного сектора. В 1988 году, например, общая сумма государственных расходов составила 62 % от общего объема валового национального продукта. Более половины этих расходов соста­вили дотации домашним хозяйствам и предприятиям.

Французская модель.

Южно-корейская модель.

Эта модель интересна тем, что ее использование в процессе развития экономики позволило Южной Корее за короткий срок из отста­лой превратиться в передовую индустриально развитую страну. В 1962 г. перед началом экономических реформ национальный доход на душу населения составлял 82 долл. в год. В 1988 г. он достиг 4,04 тыс. долл., т. е. увеличился за 16 лет почти в 50 раз. Отличительной особенностью южно-корейской модели является весьма сильное регулирующее воздействие государства на развитие экономики.

Оно вклю­чает следующие экономические рычаги:

- планирование экономического развития. Этим занимается государственный плановый орган — Совет экономического планирования. Он с 1962 г. разра­батывает пятилетние планы, имеет право одобрять крупные инвестицион­ные проекты, принимать решения о выделении бюджетных средств на их фи­нансирование. До 70-х годов планирование носило директивный характер.

Переход к индикативному планированию осуществлялся по мере развития частного бизнеса. Крупные инвестиционные проекты иногда принимались вопреки рекомендациям МВФ и мирового банка. Аналогичным образом была создана мощная сталеплавильная компания, которая в настоящее время выплавляет примерно 20 млн. тонн стали в год, это почти столько же на душу населения, сколько выплавлялось в СССР в 1990 г.;

- в Южной Корее длительное время действовала государственная монополия в
кредитно-финансовой сфере. Частные банковско-кредитные институты появились лишь в первой половине 80-х годов. Такая политика позволяла государ­ству концентрировать в своих руках финансовые и валютные ресурсы и эффек­тивно использовать их на развитие приоритетных отраслей;

- регулирование внешнеэкономической сферы было направлено на стимули­рование экспорта и ограничение импорта и тем самым поддерживалось раз­витие собственного производства.

Проблема экспорта находилась под особым контролем. Президент ежемесяч­но проводил совещания по этим вопросам с присутствием крупнейших экспорте­ров. По отдельным отраслям планировались экспортные задания, которые уста­навливались на год с разбивкой по кварталам и месяцам, при необходимости они корректировались.

После реанимации экономики в предыдущей пятилетке (1987-1991 гг.) прави­тельство приступило к осуществлению социальных программ. Были созданы фон­ды стабилизации цен, создавались новые рабочие места. Безработица сокраща­лась, уровень зарплаты рос на 29 % в год. Рост зарплаты происходил лишь за счет активности профсоюзов. В результате стала возрастать инфляция. В 1992-1996 гг., в очередной пятилетке, правительство решило бороться с инфляцией путем повы­шения подоходного налога и сокращения госрасходов.

Централизованное использование средне- и долгосрочных планов и целевых программ с установлением производственных заданий и сроков их выполнения в сочетании с рыночными методами хозяйствования позволило Южной Корее в относительно сжатые сроки преодолеть барьер слаборазвитости и занять достой­ное место в мировой цивилизации.

Китайская модель.

Работа на земле осуществляется с помощью орудий труда и сельскохозяйственной техники, находя­щейся в собственности двора или нескольких дворов. Крестьянские дворы часть произведенной продукции сдают государству по договорам, часть — в счет нало­гов, часть — в фонды местных органов власти, а оставшуюся продукцию крестьян­ские семьи могут использовать по своему усмотрению: сдать государству по повы­шенным закупочным ценам, реализовать на рынке.

Мелкие парцеллярные хозяйства имеют ограниченные возможности при фор­мировании накоплений, использовании техники, повышении товарности. Учи­тывая эти обстоятельства, в настоящее время обсуждаются проблемы дальнейше­го развития деревни - по пути объединения крестьян в различные формы кооперации в сфере обращения и производства или концентрации земли в руках наиболее сильных крестьянских хозяйств с наймом рабочей силы.

Используя разработанные теоретические положения, XIII съезд КПК выдви­нул принципы, которые были положены в основу осуществления экономических реформ. Главным было признано оживление хозяйственной деятельности пред­приятий государственного сектора путем отделения права собственности от пра­ва хозяйствования. Это предполагает использование таких форм хозяйствова­ния, как сдача в подряд предприятий коллективам и отдельным лицам, выпуск акций предприятий в свободную продажу. Предложено активно развивать пря­мые хозяйственные связи между предприятиями. Большое внимание уделено со­зданию системы рынков, включая фондовые рынки, рынки услуг, информации, техники и технологий. Переход на рыночные методы хозяйствования предлагает­ся осуществлять наряду с совершенствованием и усилением системы макроэконо­мического регулирования.

Экономические реформы привели к развитию промышленности на селе. За прошедшее десятилетие там возникло около 80 млн. рабочих мест.

В промышленности в результате экономических преобразований возник но­вый хозяйственный механизм, основанный на использовании различных форм собственности и методов хозяйствования. При этом ведущая роль по-прежнему сохраняется за общественными формами собственности. Об этом свидетельству­ют следующие данные: на долю государственного сектора приходится 56 % вы­пуска продукции промышленности, на долю коллективных предприятий — 36 % и на долю частных — 5 %.

Новый механизм предоставил предприятиям возмож­ность закупать, производить и продавать продукцию вне рамок плана. В резуль­тате доля сверхплановой продукции резко возросла. Предприятия получили воз­можность продавать сверхплановую продукцию на открытом рынке по ценам на 20 % выше установленных государством. Все это способствовало оживлению эко­номики и обеспечению за последние годы самого высокого в мире прироста про­мышленного производства.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.