Современные концепции и подходы к менеджменту шпора

Происходящие исторические перемены коснулись и человека, и его деятельности. В сфере экономики поворот от административно-командной системы к системе рыночных отношений потребовал от человека овладения многими знаниями в различных областях науки и техники. А осуществление рыночных преобразований невозможно без приобретения знаний в области науки и искусства менеджмента.

Возникнув в конце XIX в., менеджмент приобрел особую популярность в 30-е гг. XX столетия. Уже тогда деятельность по управлению выделилась в особую профессию, а область знаний — в самостоятельную дисциплину. По мере становления и развития менеджмента профессиональный слой менеджеров превратился в весьма влиятельную общественную силу. Когда появились корпорации-гиганты, обладающие огромным экономическим, производственным, научно-техническим и информационным потенциалом, сопоставимым по помощи с государством, роль менеджеров возросла еще больше.

В странах с рыночной экономикой крупнейшие промышленные объединения и банки составляют основу не только экономической, но и политической силы государства. В экономической зависимости от мощных корпораций находятся правительства стран и власти регионов. Крупные корпорации имеют свои предприятия по всему миру, они устанавливают правила распределения материальных благ, оказания услуг, владеют огромным информационным потенциалом. Решения менеджеров, как и решения крупных государственных деятелей, могут оказывать влияние на судьбы миллионов людей, государств и регионов. Кроме того, в развитых странах Запада большое влияние на экономику и жизнь людей имеет малый бизнес, к которому в основном относятся предприятия СКС и сферы туризма. Более 95 % всех фирм этих стран составляют малые предприятия. Они максимально удовлетворяют потребности населения, создают рабочие места, являются площадкой для испытания и внедрения технических и организационных нововведений. Устойчивость малых предприятий и их выживание в конкурентной борьбе зависят от эффективного менеджмента.

Чтобы стать менеджером, необходимо обязательно занимать управленческую должность и (что очень важно) осознавать профессиональную принадлежность к менеджменту, обладать знаниями в этой области, придерживаться норм корпоративного поведения.

Менеджмент выступает как самостоятельный вид профессиональной деятельности. Профессионал в этой области работает по найму на должности менеджера. Современное производство основано на применении новейших технологий в соединении с высоким уровнем профессионализма работников. Будучи специалистом высокого уровня, менеджер обеспечивает связь и единство всего производственного процесса и оказывает влияние на эффективность производства. Поэтому труд менеджера является производительным. Менеджмент объединяет под своим началом работу многих специалистов: экономистов, инженеров, психологов, юристов, бухгалтеров и др.

И это вполне оправданно, потому что менеджмент — это управление в условиях рыночной экономики, в которых субъект хозяйствования должен:
— использовать экономические методы управления;
— ориентироваться на конъюнктуру рынка;
— производить те виды товаров, которые пользуются большим спросом у покупателей и могут гарантировать получение намеченной прибыли;
— постоянно стремиться к получению оптимальных результатов при минимальных затратах;
— постоянно ориентировать производственные программы на потребности рынка.

В рыночной экономике конечный результат деятельности хозяйствующего субъекта может быть получен только в процессе товарного обмена. Субъект хозяйствования должен принимать обоснованные и оптимальные решения, а это вызывает необходимость проведения многовариантных расчетов с привлечением многосторонней информации на базе компьютерной техники.

1. Менеджмент — это функция или вид профессиональной деятельности, направленной на достижение определенной цели. Сущность и содержание этого вида деятельности проявляется в его функциях: организация, планирование, координация, мотивация и контроль. Поэтому менеджмент — это умение добиваться поставленных целей, направляя труд, интеллект, мотивы поведения людей, работающих в организации, на достижение этих целей.

3. Менеджмент — это процесс принятия управленческих решений. Поддержанию непрерывности процесса производства сопутствует множество ситуаций, проблем, которые требуют от менеджера принятия решений. Проблемные ситуации возникают на всех уровнях управления. Они затрагивают как внутреннюю, так внешнюю среду управляемого объекта. Предприятие (фирма, акционерное общество) приспосабливается к внешней среде на основе обратной связи. Получая информацию о рыночных отношениях, менеджер при-нимает решение, которое является реакцией на ситуацию рынка и другие элементы внешней среды.
На основе принятого решения ставится задача каждому исполнителю. За исполнением устанавливается контроль. Одновременно с принятием решения разрабатываются методы его реализации. Менеджер несет моральную и материальную ответственность за принятое решение. Это побуждает его подходить к принятию решения творчески, анализировать варианты решения с точки зрения их выполнения в сложившейся ситуации.
Анализ информации о состоянии внутренней и внешней среды предприятия и принятие на ее основе управленческих решений представляют собой технологию менеджмента. Иерархичность в системе управления позволяет делегировать полномочия, а следовательно, и передавать ответственность на более низкие уровни управления.

6. Менеджмент — это наука и искусство управления. Менеджмент как наука — область человеческих знаний, позволяющих осуществлять функцию управления. Он составляет теоретическую базу практики управления, обеспечивает практическую деятельность по внедрению научных рекомендаций. Наука предложила методологию управления путем анализа содержания работы и определения ее основных компонентов. Составляющая научного управления — необходимость систематического стимулирования работников с целью повышения их заинтересованности в увеличении производительности труда. В настоящее время менеджмент можно рассматривать как быстро развивающуюся науку.

Вместе с тем широко распространено и обоснованно мнение о том, что менеджмент — это искусство. Управление различными видами ресурсов — трудовыми, материальными, финансовыми, информационными и т. п. — требует особых личных способностей и таланта. Многое из того, что менеджер знает об управлении отдельным человеком или группой, вынесено им из собственного опыта работы или от других лиц, занимающихся управленческой деятельностью. Следовательно, определение менеджмента как области деятельности, которая сочетает искусство и науку, вполне обоснованно.

Подводя итог всему сказанному, можно дать следующее определение менеджмента. Во-первых, менеджмент — это профессионально осуществляемое управление любой хозяйственной деятельностью предприятия в рыночных условиях, направленное на повышение эффективности деятельности путем рационального использования ресурсов. Во-вторых, менеджмент — это особый тип системы управления, возможный только в условиях рыночной экономики, поскольку лишь в этих условиях появляется свобо-да предпринимательской деятельности, которая позволяет менеджерам, использующим современные методы и принципы управления, передовой зарубежный опыт, добиваться конкурентоспособности продукции и услуг фирмы и эффективности ее деятельности.

Профессиональный менеджмент является самостоятельным видом деятельности, для которой требуется наличие субъекта — профессионала-менеджера, работа которого направлена на объект — хозяйственную деятельность организации в целом или ее конкретную сферу (производство, сбыт, финансы и др.). Взаимосвязь между объектом и субъектом управления осуществляется посредством управляющих воздействий и организации обратной связи.

Какой бы характер ни носила хозяйственная деятельность, но если она направлена на получение прибыли или предпринимательского дохода, то можно сказать, что она осуществляется при помощи менеджмента. Таким образом, менеджмент охватывает деятельность промышленных предприятий, банков, страховых обществ, гостиниц и целого ряда других хозяйственных организаций, которые выступают в рыночном механизме в качестве самостоятельных экономических субъектов.

Особенности содержания хозяйственной деятельности предприятия определяются сферой его деятельности. Но общим для всех сфер являются обеспечение процесса производства необходимыми ресурсами и поддержание его непрерывности. Под воздействием менеджмента находятся такие виды деятельности, как внедрение в производство результатов научных исследований, совершенствование технологического процесса, поддержание необходимого уров-ня качества продукции, материально-техническое снабжение, учет и отчетность, обеспечение финансовыми ресурсами и кадрами.
В процессе своей деятельности менеджер выполняет различные функции и выступает в разных ролях.

Одной из главных задач менеджмента является определение Целей деятельности организации. Цели в организации — это конкретные конечные состояния или искомые результаты, которых хочет добиться коллектив при совместной работе.

Современный менеджмент, учитывая достижения всех школ и направлений, интегрирует их в процессе управления.

Интеграция производства и управления отражает услож­няющиеся взаимосвязи между внешней и внутренней средой предприятия (маркетинг и производство; научные исследова­ния — производство и маркетинг и т. п.).

на макроэкономическом уровне управление должно учиты­вать глобальные процессы, связанные со становлением миро­вой экономической системы и обострением противоречии с окружающей средой, с интересами настоящего и будущего по­колений.

Концепция устойчивого развития, находящая все большее признание в мире, требует пересмотреть и систему ценностей, которые лежат в основе целеполагания, и тем больше, чем вы­ше уровень управления. Традиционные ценностные критерии общества частного потребления (личный успех и богатство, прибыль и т. п.) приходят в противоречие с требованиями сбалансированного с окружающей средой развития экономики и самого человека.

Смена парадигмы управления на макроуровне меняет принципы целеполагания и целеосуществления на уровне предприятий.

Концепция социально-этического маркетинга уже провоз­гласила приоритет общественных интересов над индивидуаль­ными: удовлетворение потребностей без ущерба для интересов окружающих. Происходит признание социальной ответственно­сти менеджмента и бизнеса как перед обществом, так и перед отдельными людьми, работающими в организации. Поэтому в управлении предприятием главным становится стратегия, яв­ляющаяся не только инструментом обоснования, выработки и реализации долгосрочных целей и задач производственного, научно-технического, экономического, организационного и социального характера, не только фактором, регулирующим деятельность организации по достижению намеченных целей, но одновременно и средством связи предприятия с внешней рыночной средой.

Современный менеджмент характеризуют следующие поло­жения.

Ø Отказ от приоритета классических принципов школ ме­неджмента, согласно которым успех предприятия определяется, прежде всего рациональной организацией производства про­дукции, снижением издержек, развитием специализации, т. е. воздействием управления на внутренние факторы производст­ва. Вместо этого первостепенной становится проблема гибкости и адаптируемости к постоянным изменениям внешней среды. Значение факторов внешней среды резко повышается в связи с усложнением всей системы общественных отношений (в том числе политических, социальных, экономических), составляю­щих среду менеджмента организации.

Ø Использование в управлении теории систем, облегчаю­щей задачу рассмотрения организации в единстве ее составных частей, которые неразрывно связаны с внешним миром. Глав­ные предпосылки успеха предприятия находятся во внешней среде, причем границы с ней являются открытыми, т. е. пред­приятие зависит в своей деятельности от энергии, информации и других ресурсов, поступающих извне. Чтобы функционировать, система должна приспосабливаться к изменениям во внешней среде.

Ø Новая управленческая парадигма уделяет огромное вни­мание таким факторам, как лидерство и стиль руководства, квалификация и культура работающих, мотивация поведения, взаимоотношения в коллективе и реакция людей на изменения.

Ориентация на новые условия и факторы развития нашла отражение в принципах менеджмента, формулировка которых покалывает возросшую роль человека, его профессионализма, личностных качеств, а также всей системы взаимоотношений людей в организациях. Например, в составе важнейших прин­ципов, которыми рекомендуется пользоваться менеджерам в последнем десятилетии текущего века, нередко называются следующие: благожелательное отношение менеджеров ко всем работающим в организации; ответственность менеджеров всех уровней за успешную деятельность организации; коммуника­ции (горизонтальные и вертикальные) как внутри, так и за пре­делами организации; создание атмосферы открытости, честно­сти, доверия людям; содействие реализации их талантов и стремление к постоянному совершенствованию как личной ра­боты, так и работы организации.

Практическое воплощение новых принципов управления весьма сложно и требует радикального пересмотра всей фило­софии бизнеса, изменения психологии работающих (в том чис­ле менеджеров), повышения их квалификации и роста лично­стного потенциала. Все большее количество компаний (в том числе крупных) пытаются отойти от прежних командно-иерархических отношений в своих организациях и усилить по­зиции путем лучшего использования и создания условий для развития сильных сторон персонала. Одновременно меняются подходы к формированию стратегии развития и ее целей, к построению структуры организации и менеджмента, к процессу разработки и принятия управленческих решений, к работе с персоналом и оценке эффективности работы организации, ее подразделений и работающих.

Эффективность и качество управления определяются прежде всего обоснованностью методологии решения проблем, то есть подходов, принципов, методов. Без хорошей теории практика сле­па. Анализ теории и практики экономического управления различ­ными объектами позволил установить необходимость применения к менеджменту 13 научных подходов, каждый из которых отражает или характеризует один из аспектов менеджмента.

1. Системный подход — объект рассматривается как совокуп­ность взаимосвязанных элементов, имеющая вход, выход, связь с внешней средой, обратную связь. Системный подход строится на следующих принципах:

Ø процесс принятия решений должен начинаться с выявления и четкого формулирования конкретных целей;

Ø проблема рассматривается как целое, система, выявляются все последствия и взаимосвязи каждого частного решения;

Ø выявляются и анализируются возможные альтернативные пути достижения цели;

Ø цели отдельных подсистем не должны вступать в конфликт с це­лями всей системы;

Ø восходят от абстрактного к конкретному;

Ø единство анализа и синтеза, логического и исторического;

Ø выявляются в объекте разнокачественные связи и их взаимодей­ствие.

2. Комплексный подход. При применении этого подхода должны учитываться технические, экологические, экономические, органи­зационные, социальные, психологические, а при необходимости и другие (например, политические, демографические) аспекты менеджмента, а также их взаимосвязь. Если упустить один из аспек­тов, проблема не будет решена, К сожалению, на практике редко соблюдается это требование. Например, при проектировании но­вых орудий труда показателям экологичности уделяется второсте­пенное внимание, поэтому эти орудия становятся неконкурентос­пособными. При формировании новых коллективов или реоргани­зации существующих структур редко учитываются социальные и психологические аспекты.

3. Интеграционный подход нацелен на исследование и усиление взаимосвязей:

Ø между отдельными подсистемами и элементами системы менед­жмента;

Ø между стадиями жизненного цикла объекта управления;

Ø между уровнями управления по вертикали;

Ø между субъектами управления по горизонтали.

Интеграция означает углубление сотрудничества субъектов уп­равления, их объединение, усиление взаимодействия и взаимосвя­зей между компонентами системы управления. Интеграция между отдельными подсистемами и компонентами системы менеджмента обеспечивается углублением и конкретизацией взаимосвязей меж­ду ними, количественным выражением этих взаимосвязей. Напри­мер, управляющая подсистема задает службам и подразделениям фирмы конкретные показатели функционирования по качеству, количеству, затратам ресурсов, срокам и др., на основе выполнения которых достигаются поставленные цели.

Углубление интеграции по стадиям жизненного цикла объекта управления обеспечивает формирование единой согласованной информационной системы управления, включающей показатели качества, количества, затрат и т. д. по стадиям маркетинга, научно-исследовательских работ, организационно-технологической под­готовки производства, собственно производства, внедрения на рынке, эксплуатации, утилизации. Согласованность перечислен­ных показателей дает возможность обеспечить оперативность управления и рациональность ресурсозатрат.

Углубление интеграции по вертикали достигается на основе объединения самостоятельных мелких фирм для обеспечения но­вых конкурентных преимуществ за счет создания мощной научно-исследовательской базы, новых информационных технологий, сложного оборудования и т. д. Кроме того, на базе унифицирован­ных информационных технологий и автоматизированных систем управления следует развивать связи по вертикали между федераль­ными, муниципальными органами управления и фирмами в облас­ти рыночной, производственной., социальной инфраструктуры, научно-технического прогресса и т. д. Подробная интеграция позво­ляет ускорить ввод в действие и улучшить контроль за выполнением новых нормативно-правовых актов, внедрение достижений науч­но-технического прогресса и т. д. Применение интеграционного подхода открывает огромные возможности в нахождении новых конкурентных преимуществ предприятия, совершенствовании систем менеджмента.

4. Маркетинговый подходпредусматривает ориентацию управля­ющей подсистемы при решении любых задач на потребителя. При­оритеты выбора критериев следующие:

Ø повышение качества объекта в соответствии с нуждами потреби­телей;

Ø экономия ресурсов потребителей за счет повышения качества;

Ø экономия ресурсов в производстве за счет его масштаба, научно-технического прогресса, применения системы менеджмента.

5. Функциональный подход— потребность рассматривается как совокупность функций, которые нужно выполнить для ее удовлет­ворения. После установления функций создаются несколько аль­тернативных объектов для их выполнения и выбирается тот из них, который требует минимума совокупных затрат за жизненный цикл товара на единицу полезного эффекта. В процессе примене­ния функционального подхода, когда идут от обратного, от по­требностей, иногда создают совершенно новые оригинальные объекты.

При альтернативном предметном подходе совершенствуется су­ществующий объект, что не позволяет коренным образом улучшить его структуру, принципы работы и т. д.

6. Динамический подход— объект управления рассматривается в диалектическом развитии, в причинно-следственных связях и соподчиненности, проводится ретроспективный анализ за 5—10 лет и более и перспективный анализ (прогноз).

7. Воспроизводственный подходориентирован на постоянное во­зобновление производства товара для удовлетворения потребнос­тей конкретного рынка с меньшими по сравнению с лучшим анало­гичным объектом на данном рынке совокупными затратами на еди­ницу полезного эффекта. Элементами воспроизводственного под­хода являются:

Ø применение опережающей базы сравнения при планировании обновленного объекта;

Ø трактовка закона экономии времени как суммы прошлого, жи­вого и будущего труда за жизненный цикл объекта на единицу его полезного эффекта;

Ø рассмотрение во взаимосвязи воспроизводственного цикла вы­пускаемой, проектируемой и перспективной моделей объекта;

Ø пропорциональное по качеству и количеству воспроизводство элементов внешней среды (прежде всего макросреды страны и инф­раструктуры региона);

Ø интеграция крупных предприятий науки и производства в рамках комплексного объединения.

8. Процессный подход рассматривает функции управления как взаимосвязанные. Процесс управления является суммой всех функций, серией непрерывных взаимосвязанных действий.

9. Нормативный подход представляет собой установление норма­тивов управления по всем подсистемам менеджмента, Нормативы должны устанавливаться по важнейшим элементам подсистем:

Ø целевой (показатели качества и ресурсоемкости товара, парамет­ры рынка, показатели организационно-технического уровня про­изводства, социального развития коллектива, охраны окружающей среды);

Ø функциональной (нормативы качества планов, организации системы менеджмента, качества учета и контроля, стимулирования качественного труда);

Ø обеспечивающей (нормативы обеспеченности работников и подразделений всем необходимым для нормальной работы, выпол­нения стоящих перед ними целей и задач, эффективности исполь­зования различных видов ресурсов в целом по фирме; нормативы должны отвечать требованиям комплексности, эффективности, обоснованности, перспективности во времени и по масштабу при­менения).

Нормативами функционирования элементов внешней среды предприятие не управляет, но оно должно иметь соответствующий банк нормативов, строго их соблюдать (особенно правовые и эколо­гические), принимать участие в развитии системы нормативов внешней среды. Чем больше обоснованных нормативов по каждому элементу системы менеджмента, тем выше будет ее организован­ность, уровень автоматизации планирования, учета и контроля на всех уровнях управления.

10. Количественный подходзаключается в переходе от качествен­ных оценок к количественным при помощи математических, стати­стических методов, инженерных расчетов, экспертных оценок, сис­темы баллов и др. Управлять можно цифрами, а не словами.

11. Административный подходсостоит в регламентации функций, прав, обязанностей, нормативов качества, затрат, сроков, элемен­тов системы менеджмента в нормативных актах (приказах, распоря­жениях, указаниях, стандартах, инструкциях, положениях и т, д,),

12. Поведенческий подход. Целью поведенческого подхода явля­ется оказание помощи работникам в осознании своих возможнос­тей, творческих способностей путем применения концепций пове­денческих наук к построению и управлению фирмой. Основной це­лью такого подхода является повышение эффективности деятель­ности фирмы за счет повышения эффективности использования трудовых ресурсов. Правильное применение науки о поведении всегда способствует повышению эффективности как отдельного работника, так и фирмы в целом.

13. Ситуационный подход основан на том, что пригодность раз­личных методов управления определяется конкретной ситуацией.

Поскольку существует обилие факторов как на самом предприятии, так и во внешней среде, не существует единого способа управления объектом. Самым эффективным методом в конкретной ситуации является тот, который более всего соответствует данным условиям, максимально адаптирован к ним. К компонентам внешней среды, влияющим на устойчивость и эффективность функционирования предприятия, относятся:

макросреда, инфраструктура региона, микросреда предприятия.

Усиление взаимосвязанности и переплетение всех сторон деятельности организации: производственной, финансовой, маркетинговой, социальной, экологической и других, а также расширение, усложнение и интенсификация как внутренних, так и внешних отношений привело к формированию в середине XX столетия так называемого системного подхода, который приобрел важное значение при обосновании управленческих решений в самых различных областях.

Системный подход исходит из того, что любая организация есть система, каждый из элементов которой, хотя и имеет свои ограниченные цели, но при этом теснейшим образом связан с другими элементами. В соответствии с этим управленческие действия не просто функционально вытекают друг из друга, на что делал акцент процессный подход, а все без исключения оказывают друг на друга как непосредственное, так и опосредованное воздействие. Изменения в одном из них неизбежно обусловливают изменения в остальных, а в конечном результате во всей организации. Поэтому каждый руководитель, принимая собственные решения, должен учитывать их последствия для общих интересов.

По мысли Бернарда, физические и биологические ограничения, присущие людям, заставляют их объединяться в согласованно действующие группы (социальные системы), и дальнейшее сотрудничество людей в их рамках зависит от результатов (достижения цели) и эффективности (минимизации затрат). Всякую такую систему можно разделить на две части: организацию, заключающую только взаимодействие людей, и прочие элементы.

Организации Бернард определяет как системы сознательно координируемой деятельности двух или нескольких лиц и характеризует их, за исключением государства и церкви, как частные. По мысли Бернарда, организации могут быть формальными и неформальными. Каждая формальная организация включает в себя:

а) систему функционирования; б) систему эффективных стимулов, побуждающих людей к вкладу в групповые действия;

в) систему власти (авторитета), которая склоняет членов группы соглашаться с решениями администрации;

г) систему логического принятия решений. Она иерархична (главный признак), объединяет индивидов, имеющих осознанную совместную цель готовых сотрудничать друг с другом, вносить вклад в общее дело, подчиняться единой власти.

Руководитель формальной организации должен обеспечивать деятельность важнейших ее звеньев, поддерживать внутренние коммуникации, формулировать цели, находить оптимальное равновесие между противоборствующими силами и событиями, принимать на себя всю ответственность за действия подчиненных.

Цель неформальной организации, по мнению Бернарда, состоит в распространении неофициальной информации; поддержании устойчивости формальной организации; обеспечении личной безопасности работников, самоуважения, независимости от формальной организации. Таким образом, формальная и неформальная организации воздействуют друг на друга, и неформальная делает формальную более жизнеспособной.

Существование организации зависит от поддержания равновесия между вкладом в нее людей и удовлетворением ею их потребностей. Люди будут эффективно сотрудничать с организацией, если им будет предоставлена максимальная выгода. Поэтому первая обязанность руководителя, по мнению Бернарда, управлять стимулами к деятельности, ибо приказы воспринимаются только в определенных границах.

Бернард выделил четыре типа общих стимулов: привлекательность работ; условия труда; возможность ощутить личное участие; возможность общения с другими и получения поддержки. Таким образом, он говорит о необходимости тщательного учета прежде всего моральных факторов, считая, что многие неудачи менеджеров связаны именно с его отсутствием.

Основываясь на системном подходе, Бернард в работе выдвинул концепцию социальной ответственности корпорации, в соответствии с которой менеджмент должен учитывать в свете перспективных интересов организации те социальные последствия, которые возникают в результате принимаемых решений как внутри нее, так и во внешней среде.

Другим представителем системного подхода можно считать крупного современного теоретика в области управления Литера Друкера (род. в 1909 г. ). Друкер в определенной степени продолжил линию А.Файоля по созданию целостной концепции управления и определению роли профессионального менеджера в организации.

Друкер определяет менеджмент как искусство управления бизнесом и акцентирует внимание на творческой созидательной стороне деятельности менеджера, как движущей силы всего предприятия. По его мнению, менеджер решает две задачи: первая состоит в том, что он создает из имеющихся ресурсов подлинное целое, производственное единство, и в этом отношении он подобен дирижеру оркестра; но дирижер имеет перед собой партитуру, написанную композитором, менеджер же одновременно является и композитором и дирижером.

Эта задача требует устранения слабых мест и максимального развития и использования сильных сторон организации, прежде всего человеческих ресурсов. Подобно тому, как дирижер всегда должен слышать весь оркестр, и в частности второй гобой, менеджер всегда должен следить за общей деятельностью предприятия и за рыночной конъюнктурой. Ему нужно постоянно обозревать предприятие как целое, но за лесом не терять из виду отдельных деревьев, поскольку в определенных условиях частные вопросы приобретают решающее значение.

Во-вторых, задача менеджера состоит в том, чтобы всегда помнить о перспективах предприятия и делать все возможное для их достижения.

К общим функциям менеджеров на предприятии Друкер отнес:

  • организацию и распределение работы, создание необходимой оргструктуры;
  • определение целей и средств их достижения, постановку конкретных задач перед людьми;
  • создание коллектива из лиц, ответственных за различную работу, достижение необходимой согласованности их деятельности, обеспечение побудительных мотивов работы, использование для этого всех имеющихся средств;
  • анализ деятельности организации, нормирование, оценка всех работников;
  • обеспечение подбора и найма персонала.

Едва ли не крупнейшим из всех многочисленных теоретических положений Друкера, сформулированных им в течение своей долгой жизни, была концепция, в соответствии с которой во главу управления ставятся цели организации. Лишь после их выработки, по его мнению, можно определять ее функции, систему и методы взаимодействия элементов процесса управления. Это в корне противоречило логике, принятой со времен А.Файоля, в соответствии с которой во главу угла ставились функции и процесс.

Американский исследователь Д. Форрестер разработал формальную модель организационной системы промышленного предприятия. В этой модели присутствует шесть основных параметров и шесть взаимосвязанных потоков сырья, заказов, денежных средств, оборудования, рабочей силы, информации.

Сложность управления этой системой, по мнению Форрес-тера, состоит в том, что под влиянием психологических факторов будущий результат может оказаться прямо противоположным первоначальным наметкам. Это толкает менеджеров на достижение хороших результатов в ближайшем будущем, поскольку постановка краткосрочных целей легче из-за его обозримости. Но управление сложными системами, исходя лишь из краткосрочных целей, неизбежно ведет к тому, что их деятельность в перспективе все более будет ухудшаться.

Современная научно-техническая революция привела к тому, что внутренняя и внешняя среда организации в противоположность прежнему сравнительно плавному, размеренному и вполне определенному ходу событий все время стремительно меняются, причем зачастую резко и в самых неожиданных направлениях. Новые реалии отразил ситуационный подход к менеджменту, который, впрочем, не исключил прежние.

Ситуационный подход составил одну из основ активно разрабатываемой в настоящее время концепции стратегического управления, одним из основоположников которой является крупный американский специалист в области менеджмента Игорь Ансофф.

Суть ситуационного подхода состоит в том, что одни и те же функции управления по-разному реализуются в конкретных ситуациях, поэтому задача менеджмента состоит в том, чтобы на основе всестороннего анализа формирующих эти ситуации факторов подобрать подходящие приемы и методы решения возникающих проблем с учетом их достоинств, недостатков, последствий и реальных возможностей применения, чтобы достичь или наименьших отрицательных результатов, или наибольшего положительного эффекта. Поскольку все переменные, влияющие на организацию, определить невозможно, для практических целей рассматриваются лишь наиболее значимые из них.

Ситуационный подход может быть проиллюстрирован на примере действий пожарной команды. В зависимости от того, что именно горит, последняя применяет самые различные способы тушения огня: воду, углекислоту, песок, встречный огненный вал и т.п.

Понятно, что реализация ситуационного подхода требует от менеджеров глубоких знаний, умения быстро ориентироваться в меняющейся обстановке, творческого подхода к делу, способности не только решать самому, но и организовывать коллективную работу подчиненных.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.