Современная система взглядов на менеджмент шпора

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2011 в 19:06, шпаргалка

Лекции по менеджменту для ГС.docx

Тема 1: Сущность и черты современного менеджмента

Менеджмент – это управление производством, совокупность принципов, методов, средств и форм управления производством, разработанных с целью повышения эффективности производства и увеличения прибыли.

Конечной целью менеджмента является обеспечение прибыльности фирмы путем рациональной организации производственного процесса. Как наука, менеджмент входит в цикл общепрофессиональных дисциплин. Его изучение основывается на таких науках как экономическая теория, экономика предприятия, и он служит основой для изучения таких дисциплин как маркетинг, управление персоналом, инновационный менеджмент, менеджмент качества.

В задачи менеджмента входят:

1. определение целей развития фирмы

2. выявление приоритетности целей, их очередности

3. разработка стратегии фирмы

4. определение необходимых ресурсов и источников их обеспечения

5. создание эффективной организационной структуры

6. мотивация персонала, стимулирование работы

7. постоянный контроль за эффективностью работы фирмы, координация работы всех ее подразделений

8. поиск и расширение новых рынков сбыта.

1. менеджмент как наука управления. Природа управленческого труда выявляет факторы и условия, при которых совместный труд людей становится более эффективным. Менеджмент, как наука имеет свою теорию, законы и принципы, функции и методы управления.

2. менеджмент как искусство управления предполагает организацию работы всего коллектива для достижения поставленных целей и в интересах каждого работника

3. менеджмент может быть определен как процесс, с помощью которого профессионально подготовленные специалисты формируют организации и управляют ими.

4. менеджмент как функции управления – менеджмент предполагает выполнение ряда функций, осуществляя которые работники должны достигнуть заданного результата.

5. менеджмент как персонал, управляющий организацией. В англоязычной литературе менеджмент часто отождествляется с менеджерами, с людьми, которые ответственны за руководство всеми работниками организации.

6. органы управления организацией. Менеджеры образуют специальные органы или аппарат управления. Они координируют все ресурсы организации, необходимые для достижения целей.

2. Эволюция управленческой мысли

На сегодняшний день в истории развития менеджмента выделяют 5 управленческих революций:

1. Религиозно-коммерческая революция, она относится к 5 веку до н.э. (древние шумеры). Там зародилась письменность, которой владели жрецы, производящие торговые расчеты и ведущие деловую переписку.

2. Светско-административная революция (древний Вавилон). Здесь впервые был издан свод законов управления государством для регулирования взаимоотношений между различными социальными группами населения. Этими законами вводился светский стиль управления, усиливался контроль и повышалась ответственность за выполнение работ.

3. Производственно-строительная революция (древний Египет), 1 век до н.э. Она была направлена на соединение государственных методов управления с контролем за деятельностью в сфере производства и строительства.

4. Капиталистическая революция ( Европа 17-18 век). Ее важнейшим результатом стало отделение менеджмента от собственности, т.е. профессионального управления.

5. Бюрократическая революция ( конец 19 начало 20 века) ЕЕ результатом стало образование крупных иерархических структур, разделение управленческого труда, введение норм и стандартов, установление должностных обязанностей.

3. Подходы к управлению

В настоящее время выделяют 4 основных подхода к управлению:

1. Подход с позиции выделения различных школ управления.

2. Процессный подход, при котором управление определяется как процесс, в котором деятельность, направленная на достижение целей организации является серией взаимосвязанных управленческих функций. Оптимальный набор функций включает: планирование, организацию, распорядительство, мотивацию, руководство, координацию, контроль, исследование, оценку, принятие решений, подбор персонала, ведение переговоров, заключение сделок и т.д.

3. Системный подход рассматривает организацию как совокупность взаимосвязанных элементов, которые ориентированы на достижение различных целей в условиях постоянно меняющейся внешней среды.

4. Ситуационный подход основан на том, что различные методы должны применяться соответствии с конкретной ситуацией. Ситуационный подход внес большой вклад в теорию управления, поскольку содержит рекомендации по применению научных положений к практике управления в зависимости от сложившейся ситуации и условий.

Школы управленческой мысли

1. Школа научного управления – 1885 – 1920 годы

1.1 использование научного анализа для определения лучших способов решения производственных задач

1.2 отбор наиболее подходящих работников для решения производственных задач

1.3 обеспечение ресурсами

1.4 системное использование материального стимулирования для роста производительности

1.5 отделение функций планирования от производственной работы

2. Школа административного управления – 1920 – 1950 годы или классическая теория управления. Ярчайший представитель – А. Файоль. Согласно его концепции управлять – это значит предвидеть, организовывать, распоряжаться, согласовывать, контролировать. Вклад этой школы в теорию управления заключается в следующем:

2.1 определение принципов управления – и главный из них - принцип иерархичности

2.2 описание функций управления

2.3 системный подход к управлению организацией

3. Школа человеческих отношений – 1930-1950 и школа науки о поведении - 1930-1960. Основоположник – А. Маслоу – американский психолог. Проведенные им исследования показали, что мотивами поступков людей являются не экономические силы, как считали сторонники школы научного управления, а различные потребности, которые не могут быть удовлетворены в денежном отношении, т.е. появляется моральное стимулирование. Вклад этой школы в теорию управления заключается в следующем:

3.1 использование приемов управления межличностными отношениями для повышения степени удовлетворенности человека трудом и, как следствие, повышение производительности

3.2 использование науки о поведении таким образом, чтобы каждый сотрудник использовался с учетом своего потенциала

4. Школа количественных методов - настоящее время. Представители – Леонтьев, Канторович. Вклад этой школы в теорию управления заключается в следующем:

4.1 использование количественных методов для решения сложных управленческих задач

1. Система основных категорий м.

2. Школа научного управления и ее значение в развитии м.

3. Школа административного управления (классическая школа) и ее значение в эволюции м.

4. Школы человеческих отношений и поведенческих наук и их роль в м.

5. Основные школы развития управленческой школы.

6. Современная система взглядов на менеджмент предприятия.

7. Технология менеджмент организации.

8. Управленческие отношения и их классификация.

9. Классификация целей организации.

10. Функции и уровни управления.

11. Сущность принципов управления.

12. Объект и субъект управления.

13. Сущность и основные черты процессного подхода.

14. Системный подход в менеджменте организации.

15. Ситуационный подход к управлению.

16. Принципы использования различных подходов в управлении организацией.

17. Анализ внутренней среды организации.

18. Анализ внешней среды организации.

19. Среда прямого воздействия организации.

20. Методические подходы к анализу конкурентных преимуществ организации.

21. Среда косвенного воздействия.

22. Экономические, социальные и правовые условия перехода организаций к рыночным отношениям.

23. Порядок создания и функционирования негосударственных субъектов хозяйствования.

24. Добровольные объединения организаций их виды, цели и принципы организации и функционирования.

25. Организационная структура управления предприятием.

26. Бюрократический тип организационных структур управления организации.

27. Органический тип организационных структур управления организации.

28. Процесс проектирования организационной структуры управления организации.

29. Основные направления совершенствования организационных структур управления организации.

30. Сущность, цели и принципы управления персоналом.

31. Состав и структура персонала.

32. Функции и методы управления персоналом.

33. Служба управления персоналом.

34. Производственный процесс как объект управления.

35. Оперативное управление производством.

36. Система контроля качества продукции.

37. Сущность и содержание финансового менеджмента.

38. Задачи финансового менеджмента.

39. Управление оборотными средствами организации.

40. Управление распределением прибыли.

41. Антикризисное управление в организации.

42. Сущность и виды контроля.

43. Функции контроля на предприятии.

44. Принципы построения эффективной системы контроля.

45. Технология управленческого контроля.

46. Контроллинг в менеджменте.

47. Миссия и цели организации.

48. Сущность стратегии организации.

49. Сущность, особенности и структура стратегического менеджмента.

50. Функции стратегического менеджмента.

51. Управление реализацией стратегического плана.

52. Эталонные стратегии развития бизнеса.

53. Сущность и содержание управленческого труда в организации.

54. Современный менеджер.

55. Деловая карьера.

56. Технология организации управленческого труда.

57. Основные направления рациональной организации труда руководителя.

58. Сущность и классификация организационных методов управления.

59. Сущность и классификация распорядительных методов управления.

60. Сущность, значение и классификация экономических методов управления.

61. Содержание социально-психологических методов управления.

62. Конфликтный менеджмент.

63. Сущность и функции руководства трудовым коллективом.

64. Делегирование полномочий.

65. Понятие стиля руководства.

66. Управленческая решетка ГРИД.

67. Влияние стиля руководства на принятие управленческих решений и эффективность работы предприятия.

69. Сущность, критерии и показатели эффективности управления.

70. Методика оценки эффективности управления.

1. Система основных категорий менеджмента.

Менеджмент в переводе с английского означает управление.

Первоначально слово “менеджмент” (management) относилось к сфере управления животными и обозначало – искусство управлять лошадьми. В современном значении слова “менеджер” и “менеджмент” появились тогда, когда владельцы предприятий, хозяева сообразили, что выгодно не самим управлять собственным имуществом, а привлекать для этого профессионалов, специально отобранных и обученных такой работе. Последним стали поручать главную задачу предпринимательства – получение высокой прибыли.

Понятие менеджмент в экономической теории и практике часто применяется без его перевода. По этому поводу существует, по крайней мере, четыре точки зрения:

1. Считается, что введение термина “менеджмент” - это дань моде, увлечение западными экономическими теориями. Поэтому можно без ущерба для дела заменить иностранное слово менеджмент русским словом управление.

2. Менеджмент рассматривается как средство капитализации экономики, т.е. как управление экономикой в условиях частной собственности.

3. Менеджмент – это система управления в условиях рыночной экономики.

4. Менеджмент – это управление людьми в отличие от управления машинами.

В экономической литературе существует множество определений менеджмента, каждое из которых акцентирует внимание на его отдельных признаках. В фундаментальном Оксфордском словаре английского языка менеджмент определяется как: 1) способ, манера обращения с людьми; 2) власть и искусство управления; 3) особого рода умелость и административные навыки; 4) орган управления, административная единица. В “Словаре иностранных слов” менеджмент переводится на русский язык как управление производством и совокупность принципов, методов, средств и форм управления производством с целью повышения эффективности производства и его прибыльности.

В общедоступном понимании менеджмент – это умение добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект, мотивы поведения других людей.

В ХХ в. менеджмент выделился в самостоятельную область знаний, науку, имеющую свой предмет изучения, свои специфические проблемы и подходы к их решению.

Менеджмент как наука направляет свои усилия на объяснение природы управленческого труда, установление связей между причиной и следствием, выявление факторов и условий, при которых совместный труд людей оказывается и более полезным, и более эффективным.

Нередко менеджмент рассматривается как искусство управления. Это требует не только постоянного пополнения научных знаний, но и развития личностных качеств менеджеров, их способностей применять знания в практической деятельности.

С переходом к рынку формируется новый тип управляющего с характерными чертами менеджера:

1) новая цель деятельности. Вместо работы на план – работа на прибыль, на спрос, на удовлетворение потребностей населения.

2) переход к экономическим методам управления. Это способствует пробуждению внутреннего интереса работающих, учету мотивов деятельности, использованию новых стимулов к производительному, качественному труду.

3) рациональное распределение ресурсов предприятия: денег, рабочей силы, сырья, топлива, материалов.

4) способность к новациям. Менеджер – новатор по природе, т.к. рынок – это прежде всего новшества: без новых товаров и новых услуг на него просто не пробиться.

5) способность к прогнозу и риску. Сегодня без риска не работает ни один менеджер. Прогноз же помогает ему свести риск к минимуму.

6) следование правилам “нужного тона”, начиная с одежды и внешнего вида и кончая стилем и методами работы с людьми.

7) юмор – занимает не последнее место в жизни предпринимателя и является своеобразным тестом на живость и гибкость ума.

Таким образом, под менеджментом мы понимаем профессионально осуществляемое управление любой хозяйственной деятельностью предприятия в рыночных условиях, направленное на получение прибыли путем рационального использования ресурсов.

2. Школа научного управления и ее значение в развитии м. Первый крупный шаг к рассмотрению менеджмента как науки был сделан Ф. Тейлором (1856-1915, США), который возглавил движение научного управления. Он заинтересовался не эффективностью человека, а эффективностью деятельности организации, что и положило начало развитию школы научного управления.

Со школой научного менеджмента также связаны имена таких исследователей, как Фрэнк и Лилиан Гилберты, Генри Гантт, Гаррингтон Эмерсон. Они, как и Тейлор, полагали, что используя наблюдения, замеры, логику и анализ можно усовершенствовать многие операции ручного труда, добиваясь их более эффективного выполнения.

Широкую известность получил предложенный Г.Ганттом график Гантта, отображающий плановые и реальные объемы на всех стадиях процесса производства.

Ключевыми моментами современной системы взглядов на менеджмент, или новой управленческой парадигмы, являются следующие принципиальные положения:

1. Отказ от управленческого рационализма классических школ менеджмента, согласно которым успех предприятия определяется прежде всего рациональной организацией производства продукции, снижением затрат, развитием специализации, то есть влиянием управления на внутренние факторы производства.

Вместо этого на первое место выдвигается проблема гибкости и адаптивности к постоянно меняющейся внешней среде. Последняя характеризуется как совокупность переменных, которые находятся за пределами предприятия и не являются сферой непосредственного влияния со стороны его менеджмента. Значение факторов внешней среды резко повысилось в связи с усложнением всей системы общественных отношений, которые составляют среду менеджмента организации.

2. Использование в управлении теории систем облегчает задачу рассмотрения организации в единстве ее составных частей, которые нераздельно связаны с внешним миром. Главные предпосылки успеха предприятия находятся во внешней среде (рыночной). Для того чтобы функционировать, производственная система должна выработать способность приспосабливаться к изменениям во внешней среде.

3. Использование в управлении ситуационного подхода, согласно которому вся организация внутри предприятия есть не что иное, как ответ на различные внешние факторы. Центральный момент здесь представляет ситуация, то есть конкретный набор обстоятельств, которые существенно влияют на работу организации в данное время. Отсюда вытекает признание важности специфических приемов, при помощи которых выделяются наиболее важные факторы, влияя на которые можно эффективно достигать цели.

4. Признание социальной ответственности менеджмента перед обществом в целом, как и перед отдельными людьми, которые работают в организации. Предприятие — это, прежде всего, социальная система, эффективность которой зависит от главного ее ресурса — кадров.

Задача менеджеров состоит в том, чтобы организовать эффективный совместный труд, в процессе которого каждый человек способен максимально использовать свой потенциал. Поэтому новая управленческая парадигма в достижении успеха большое значение отводит таким факторам, как лидерство, стиль руководства, квалификация, культура, мотивация поведения, взаимоотношения в коллективе и реакция людей на изменения.

10. Основные положения теории и концепции менеджмента рационалистического направления

В истории управленческой мысли выделяют два главных направления развития менеджмента как научной дисциплины, которые базировались на различных подходах и представлены различными школами управления.

Первое направление — рационалистическое. Его начало непосредственно связано с основателем школы научного управления

Ф. Тейлором, который разработал теорию и методологию научной организации труда.

Ф. Тейлор (1856 - 1915) первым попытался обосновать дневную норму рабочего методами хронометража, изучения его трудовых движений с целью развить производительность труда даже за счет сверхэксплуатации рабочих.

Наряду с этим он учитывал и человеческий фактор, считая обеспечение процветания предпринимателя и роста благосостояния рабочего основной - задачей менеджмента.

Ф. Тейлор сформулировал общие принципы, которые, по его мнению, отличают научный менеджмент:

1. Разделение труда.Этот принцип осуществляется не только впроизводстве, но и распространяется на управление. Каждый рабочий и менеджер должны отвечать за конкретную функцию.

3. Составление задач-предписаний.Производственные задачи не только должны быть поминутно расчленены, но и сопровождаться подробным описанием оптимальных методов их выполнения. Цели предприятия четко запланированы, и каждому рабочему выдаются на карточках письменные инструкции относительно его конкретных задач.

4. Составление программ стимулирования.Для рабочего должно быть ясно, что любой элемент труда имеет цену и его оплата зависит от установленного объема выпуска продукции. При достижении большей продуктивности рабочему выплачиваются премиальные.

5. Подход к труду как индивидуальной деятельности.Влияние группы делает рабочего менее продуктивным.

6. Мотивация.Личная заинтересованность является движущей силой людей.

7. Роль индивидуальных способностей,Приводится различие между способностями рабочих и менеджеров. Рабочие должны работать ради вознаграждения в настоящем, а менеджеры — ради вознаграждения в будущем.

8. Роль менеджмента.Авторитарные методы управления, регламентирующие трудпри помощи правил и стандартов, должны быть усилены.

9. Роль профсоюзов.Воспринимается скептически. Только использование принципов научного менеджмента способно устранить конфликт между рабочими и администрацией,

10. Развитие управленческого мышления.Управленческая практика подчиняется определенным законам. Само управление должно приобрести статус, подобный инженерному делу.

Анализ приведенных принципов в целом, показывает, что их основу составляет трактовка рабочего как простого инструмента, купленного собственником и направляемого менеджментом для выполнения определенной производственной задачи.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2014 в 21:27, шпаргалка

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Основы менеджмента".

1.docx

Понятие менеджмента, его содержание и место в системе социально-экономических категорий

Менеджмент – означает “управление” – это функция, вид деятельности по руководству людьми в самых разнообразных организациях. Менеджмент- это также часть человеческого знания, помогающего осуществить эту функцию.

Менеджмент — это самостоятельный вид профессиональной деятельности, направленной на достижение намеченных целей путем рационального использования материальных и трудовых ресурсов с применением экономических методов управления.

Содержание понятия "менеджмент" можно рассматривать как науку и практику управления, как организацию управления фирмой и как процесс принятия управленческих решений. Под научными основами управления понимается система научных знаний, которая составляет теоретическую базу практики управления.

Развитие менеджмента в России

Развитие менеджмента в России в XVII в.

Начало развития менеджмента в России было положено в XVII в., когда начался процесс слияния областей, земель и княжеств. Произошло объединение раздробленных региональных рынков в единый общенациональный рынок.

В развитии системы государственного управления важную роль сыграл А.Л. Ордин-Нащокин (1605-1680), сделавший попытку введения городского самоуправления в западных приграничных городах России. Таким образом, А.Л. Ордин-Нащокин считается одним из первых русских управленцев, поставивший вопрос о развитии не только стратегического, но и тактического (на микроуровне) менеджмента.

Особую эпоху в развитии российского менеджмента составляют петровские реформы по совершенствованию управления экономикой. Круг управленческих действий Петра I весьма широк - от изменения летоисчисления до создания нового государственного управленческого аппарата. Детализируя и конкретизируя управленческие аспекты периода правления Петра I, можно выделить следующие преобразования в центральном и местном управлении:

развитие крупной промышленности и государственная поддержка ремесленных производств;

содействие развитию сельского хозяйства;

укрепление финансовой системы;

активизация развития внешней и внутренней торговли.

Законодательные акты Петра I - указы, регламенты, инструкции и контроль за их исполнением - регулировали различные сферы деятельности государства, по сути это был государственный менеджмент. Таким образом развитие менеджмента в России происходило на государственном уровне.

Заслуживают внимания и управленческие идеи И.Т. Посошкова (1652-1726). К оригинальным идеям И.Т. Посошкова следует отнести разделение богатства на вещественное и невещественное. Под первым он подразумевал богатство государства, казны и народа, под вторым - эффективное управление страной и наличие справедливых законов. Принципы И.Т. Посошкова об улучшении управления экономикой основывались на решающей роли государства в руководстве хозяйственными процессами. Он был сторонником строгой регламентации хозяйственной жизни.

Развитие управленческой мысли в России в XVIII в.

Первая четверть XVIII в. была периодом петровского реформирования управления экономикой как на макро-, так и на микроуровне. Созданная Петром I система управления имела необратимый характер.

Таким образом развитие менеджмента в России происходило на госсударственном уровне. Идеи государственного управления нашли свое отражение в трудах А.П. Волынского (1689-1740). Последовательным идеологом крепостничества был В.Н. Татищев (1686-1750). В области управления хозяйственными делами России В.Н. Татищев особое значение придавал управлению финансовой политикой. Он считал, что государство обязано не наблюдать за хозяйственными процессами, а активно регулировать их в интересах России

Во второй половине ХVIII в. управленческая мысль развивалась в духе реформ Екатерины II. В целях совершенствования управления экономикой России по указанию Екатерины II было издано Учреждение для управления губерний Российской империи. Как мы видим развитие менеджмента в России, как государственная управленческая структура зависила от руководителей Российской империи.

Особенности управления экономикой России в XIX в.

К началу XIX в. невозможность управления Государством Российским старыми методами, необходимость преобразований осознавались высшей властью.

Основные преобразования управления экономикой в начале ХIХ в. произошли в период царствования Александра I. В 1801 г. был издан манифест об учреждении министерств, которые были построены на началах личной власти и ответственности.

Особую роль в развитии менеджмента в России сыграл М.М. Сперанский (1772-1839). Цель преобразований он видел в придании самодержавию внешней формы конституционной монархии, опирающейся на силу закона. Систему власти М.М. Сперанский предложил разделить на три части: законодательную, исполнительную и судебную. Т.е. законодательные вопросы должны были находиться в ведении Государственной Думы, суды - в ведении Сената, управления государством - в ведении министерств, ответственных перед Думой.

В 1864 г. Александр II утвердил Положение о губернских и уездных земских учреждениях, которым утверждалось всесословное самоуправление.

Развитие менеджмента в России в XX в.

В начале XX в. управленческие преобразования осуществлялись под руководством таких личностей, как С.Ю. Витте (1849-1915) и А.С. Столыпин (1862-1911).

Программа реформ А.С. Столыпина затрагивала все отрасли государственного управления и была рассчитана по замыслу ее автора на 20 лет. Речь в основном шла о децентрализации управления Россией.

Советский менеджмент берет отсчет с 7 ноября 1917г. В поисках некапиталистических форм управления на микро- и макроуровнях Всероссийский центральный исполнительный комитет (ВЦИК) осуществил ряд мер, основными из которых были следующие:

введение рабочего контроля;

создание Высшего совета народного хозяйства;

образование местных органов экономического управления.

Период "военного коммунизма" характеризуется директивно-командными методами управления сверху донизу. В период новой экономической политики с позиций управления выделялось три уровня - высший, средний и низший.

Таким образом, развитие менеджмента в России — это история людей, людей планирующих, организующих, подбирающих кадры, руководящих и контролирующих.

В настоящее время развитие менеджмента подвержен о значительному влиянию двух тенденций – интернационализации и глобализации.

Процесс интернационализации сопровождается возрастанием количества и емкости географических рынков, на которых действуют хозяйствующие субъекты. Интернационализация охватывает все мировое пространство и имеет вид дисперсной системы, под которой понимается система, состоящая из множества мелких элементов, находящихся в однородной среде. К элементам относятся разнообразные сферы деятельности хозяйствующего субъекта, отрасли, виды продукции и услуг, распространяемые в однородной экономической среде мирового хозяйства.

Процесс глобализации проявляется в преобладании международных трансакций хозяй ствующего субъекта над внутренними национальными. Глобализация – это более высокий уровень развития интернационализации, которая предполагает функциональную интеграцию экон омической деятельности как интернациональной, дисперсно-распространенной в масштабах мирового хозяйства.

Глобализация означает вхождение в новую фазу производственно-хозяйственной и финансово-экономической активности хозяйствующих субъектов, признаками которой служат следующие:

- резкое увеличение темпов роста прямых иностранны х инвестиций;

- увеличение внутрихозяйственных уровней специализации и коопер ирования или вертикальной интеграции различных стадий производственных, обеспечивающих, сбытовых, инвестиционных и иных процессов в интернациональных масштабах;

- возрастание сложности процесса ресурсного обеспечения в результате создания совместных хозяйствующих субъектов и других форм горизонтальной интеграции.

Рассмотренные тенденции в значительной степени формируют ключевые особенности современной системы взглядов на менеджмент.

Ключевые особенности современной системы взглядов на менеджмент кроются в следующих принципиальных положениях.

Отказ от монополии на управленческий рационализм классических школ менеджмента, который выражается в том, что успех организации определяется исключительно рациональной организацией производства, снижением издержек и развитием специализации, т.е. воздействием на внутренние факторы производства. Не отвергая положительного в управленческом рационализме, одновременно выдвигаются вопросы гибкости и адаптивности к постоянным изменениям внешней среды, которая характеризуется как совокупность переменных, находящихся за пределами предприятия и не являющейся сферой непосредственного управленческого воздействия. Это, прежде всего, те организации и люди, которые связаны с предприятием в силу выполняемых им целей и задач. К ним относятся: поставщики, потребители, акционеры, кредиторы, конкурен ты, профессиональные союзы, торговые организации, правительственные органы и др.). Существует также внешняя среда косвенного воздействия, которая предопределяет стратегически важные решения, принимаемые управленческими структурами предприятия (политика, право, социально-экономическое и экологическое положение региона, географические условия и др.). Значение факторов внешней среды постоянно возрастает в связи с усложнением всей системы общественных отношений. Именно внешняя среда зачастую диктует стратегию и тактику организации.

Школа научного менеджмента (школа научного управления) исходила из предположения, что оптимальная организация производства может быть создана на основе точных знаний о том, как действуют люди. Сторонники данного направления полагали, что при помощи логики, наблюдений, анализа и расчетов можно организовать производство таким образом, что оно будет максимально эффективным. Кроме того, со школой научного менеджмента связано также представление о том, что управление — это особая функция, которая отделена от фактического выполнения работы.

Тейлор получил образование инженера-механика и работал в сталелитейной компании, в которой и были воплощены основные идеи тейлоризма. Необходимо отметить, что во времена Тейлора свой расцвет переживал монополистический капитализм. Предприятия очень быстро росли, а это требовало унификации и стандартизации производства, более эффективного использования материальных ресурсов, времени и рабочей силы.

А потому основную цель менеджмента Тейлор видел в повышении производительности труда. Достичь этой цели с точки зрения Тейлора было можно только путем выработки многочисленных правил, по которым совершаются операции и которые должны заменить суждения рабочего. Фактически это означает, что основную роль в управлении производством Тейлор отводил инструкциям, в соответствии с которыми должны действовать рабочие. Инструкции вырабатывались в процессе изучения операций, которые должны выполнять рабочие. В этом заключался недостаток концепции Тейлора: она недостаточно учитывала личность рабочего.

По мнению Тейлора, имеется четыре основных принципа научной организации труда:

1) администрация предприятия должна стремиться к внедрению научно- технических достижений в процесс производства, заменяя традиционные и чисто практические методы;

2) администрация должна брать на себя роль отбора рабочих и обучения их специальности (до Тейлора этого не делалось и рабочий самостоятельно выбирал профессию и обучался сам);

3) администрация должна согласовывать научные принципы производства с принципами, действующими в сфере производства изначально;

4) ответственность за результаты труда распределяется равномерно между рабочими и администрацией.

Среди последователей Тейлора можно назвать Генри Ганта, а также супругов Фрэнка и Лилиан Джилбертов. Так же, как и Тейлор, они стремились к усовершенствованию трудового процесса путем выработки четких инструкций, которые основывались на логическом анализе. Гант, например, разработал методы календарного планирования деятельности предприятия, а также сформулировал основы оперативного управления. Кстати, именно сторонники научного менеджмента первыми стали использовать в своих исследованиях фотоаппараты и кинокамеры.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.