Содружество независимых государств шпора

В принятом в 1993 г. Уставе СНГ зафиксированы весьма широко сформулированные цели организации — осуществление сотрудничества в политической, экономической, экологической, гуманитарной, культурной и иных областях; создание общего экономического пространства; обеспечение прав и основных свобод человека; сотрудничество в обеспечении международного мира и безопасности и осуществлении разоружения; содействие гражданам государств-членов в свободном общении, контактах и передвижении в Содружестве; взаимная правовая помощь и сотрудничество в других сферах правовых отношений; мирное разрешение споров и конфликтов между государствами Содружества. Однако до сих пор продолжаются дебаты о ее предназначении. Хотя СНГ формально обладает весьма развитой организационной структурой[1], принимает большое количество решений[2], результаты практической деятельности этой организации разочаровывающе низки. В целом же первые годы ее существования показали, что в оценке значения СНГ для организации геополитического пространства бывшего СССР вряд ли уместны крайние суждения.

СНГ не стало ни механизмом прямого или косвенного становления унитарного государства, ни инструментом интеграции как процесса формирования некоторой целости (подобного тому, который происходит в рамках ЕС). Однако не оправдались и скептические прогнозы, согласно которым сам существование этой организации лишено смысла по причин расходящихся интересов государств-членов. Никто из них не испытывает чрезмерного энтузиазма в отношении практических возможностей СНГ, но никто и не ставит вопроса о прекращении его существования. При всех расхождениях между участниками общим в их подходе к СНГ, по-видимому, является осознание того, что оно могло бы играть полезную, хотя и ограниченную роль в организации их взаимоотношений.

Примером может служить обращение СНГ к проблематике обеспечения безопасности. В рамках этой организации не только принят ряд концептуальных документов на этот счет (например, Концепция коллективной безопасности), но и заключены некоторые конкретные многосторонние соглашения (например, по вопросам создания объединенной системы противовоздушной обороны или по вопросам сотрудничества в охране внешних границ СНГ). Немало решений принято и в контексте действий по поддержанию мира внутри постсоветского пространства; в частности, от имени СНГ осуществляются миротворческие операции в Абхазии и Таджикистане.

В более общем плане СНГ можно охарактеризовать как институциональную инфраструктуру многостороннего взаимодействия между независимыми государствами, возникшими на территории бывшего СССР, хотя это взаимодействие имеет лишь вспомогательный характер по отношению к их двусторонним связям, которые несут гораздо большую нагрузку. На современное состояние СНГ и его роль в международно-политическом развитии в постсоветском пространстве накладывают свой отпечаток несколько обстоятельств, которые оказывают крайне противоречивое воздействие на дальнейшее развитие этой организации

1 Объективно существующая взаимозависимость между странами, возникшими на территории бывшего СССР, создает весомые предпосылки для их сотрудничества по линии СНГ. Но одновременно такое сотрудничество может рассматриваться и как фактор, сдерживающий диверсификацию их взаимодействия с внешним миром. Поскольку такая диверсификация рассматривается в качестве важной задачи практически всеми постсоветскими государствами, это в определенной степени снижает приоритетность СНГ в их внешнеполитическом мышлении и поведении.

2 Превалирующее положение в этой организации, безусловно, занимает Россия, что обуславливает ее интерес к СНГ и временно делает ее единственно возможным лидером в рамках данного объединения, способным инициировать его поступательное развитие. Но для целого ряда других стран именно указанное обстоятельство является причиной осторожного подхода к СНГ как к образованию, которое является политически и экономически несбалансированным и способно увековечить доминирование одного участника и периферийное положение других.

3. СНГ дает возможность (пусть даже в большинстве случаев чисто формальную) организовать многостороннюю поддержку ряда акций, в которых заинтересованы отдельные страны Содружества, или инициировать его обращение к тем проблемам, которые для них являются особенно актуальными. Однако для других стран это может создать нежелательную перспективу вовлечения в такие ситуации, которые не затрагивают их напрямую.

5. Для большинства государств-участников преимущества консолидированного выступления на международной арене пока еще далеко не очевидны. В результате, хотя СНГ с формальной точки зрения и обладает международной правосубъектностью, оно практически никак не присутствует на международной арене в качестве самостоятельно действующего лица. Это радикальным образом отличает СНГ от рассмотренных выше структур (например, ЕС или НАТО) в плане возможного воздействия на организацию международно-политического порядка в Европе.

В целом можно сказать, что СНГ выполнило функцию минимизации негативных издержек процесса становления независимых государств на территории бывшего СССР и имеет шанс превратиться в межгосударственное объединение с устойчивой и авторитетной позицией. Но пока оно в гораздо большей степени представляет собой поле выявления различных (и зачастую несовпадающих) интересов стран-членов, нежели эффективный механизм их сплочения. Реальная роль этой организации даже в международно-политическом развитии внутри постсоветского геополитического пространства остается маргинальной. Выявление и реализация возможностей СНГ в плане воздействия на современные международные отношения — все еще дело будущего.

Список литературы

Клепацкий З М. Западноевропейские международные организации.- М., 1973.

Коваленко И.И. Международные неправительственные организации. – М.,1976.

Кольяр К. Международные организации и учреждения. — М., 1973.

Международное право. Учебник. Изд. 2-е, доп. И перераб. / Отв. Ред. Ю.М. Колосов, В.И. Кузнецов. — М., 1998.

Моравецкий В. Функции международной организации. – М ., 1976.

Морозов Г.И. Международные организации. Изд. 2-е. –М., 1974.

Нешатаева Т.Н. Международные организации и право. Новые тенденции в

международно-правовом регулировании. — М., 1998.

Шреплер Х.А. Международные экономические организации. Справочник. – М., 1997.

Archer C. International Organizations. 2nd ed. — L. — N.Y, 1992

Yearbook of International Organizations, 1998/99. — Munchen -New Providence — London — Paris, 1998.

[1] В СНГ предусмотрено существование Совета глав государств, Совета глав правительств, Совета министров иностранных дел (с рабочими и вспомогательными органами, создаваемыми как на постоянной, так и на временной основе), Совета министров обороны, Координационно-консультативного комитета, Экономического суда, различных органов отраслевого сотрудничества, Межпарламентской ассамблеи и т.п.

[2] Число совместных решений, принятых в СНГ, а также подписанных договоров, соглашений, конвенций и т.п. приближается к тысяче, однако во многих принимала участие лишь часть государств-членов, и подавляющее большинство подписанных документов остается нереализованными

[3] В апреле 1999г. протокол о продлении Договора о коллективной безопасности был подписан лишь шестью государствами. Три страны – Грузия, Азербайджан и Узбекистан приняли решение о выходе из Договора.

Содружество Независимых Государств (СНГ) — региональная международная организация, призванная регулировать отношения сотрудничества между государствами, ранее входившими в состав СССР. СНГ не является надгосударственным образованием и функционирует на добровольной основе.

Содружество Независимых Государств (СНГ) – межгосударственная региональная организация, объединяющая 11 независимых, суверенных государств.

8 декабря 1991 года лидерами России, Белоруссии и Украины было подписано двухстороннее Соглашение о создании Содружества Независимых Государств. 21 декабря 1991 года в Алма-Ате к этим странам присоединилось большинство государств Содружества.

В состав СНГ входят Республика Азербайджан, Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская республика, Республика Молдова, Российская Федерация, Республика Таджикистан, Республика Узбекистан;Украина и Туркменистан на правах ассоциированного членства.

Грузия вышла из СНГ в августе 2009 г.

Членом Содружества может также стать государство, которое разделяет цели и принципы Содружества и принимает на себя обязательства, содержащиеся в Уставе СНГ, путем присоединения к нему с согласия всех государств-членов Содружества.

Одним из основополагающих правовых актов, регламентирующих деятельность Содружества Независимых Государств, является Устав СНГ, принятый Советом глав государств СНГ 22 января 1993 г. Этим документом определены цели и задачи Содружества. СНГ не является государством и не обладает наднациональными полномочиями. Важнейшая задача - всестороннее и сбалансированное экономическое и социальное развитие государств в рамках общего экономического пространства, а также межгосударственная кооперация и интеграция.

Особо выделена необходимость взаимодействия в обеспечении международного мира и безопасности, осуществления эффективных мер для сокращения вооружений и военных расходов, ликвидация оружия массового уничтожения, достижения всеобщего и полного разоружения.

Основной правовой базой межгосударственных отношений в рамках СНГ являются многосторонние международные договоры в различных областях взаимоотношений государств - участников Содружества.

К уставным органам Содружества Независимых Государств относятся Совет глав государств СНГ, Совет глав правительств СНГ, Совет министров иностранных дел, Совет министров обороны СНГ, Совет командующих Пограничными войсками СНГ, Межпарламентская Ассамблея государств-участников СНГ, Экономический суд СНГ, Исполнительный комитет СНГ, отраслевые органы сотрудничества.

В статье 79 КРФ Россия вправе участвовать в межгосударственных объединениях и передавать им часть своих полномочий в соот с международ­ными договорами, но при двух условиях:

во-первых, это не должно влечь за собой ограничения прав и сво­бод человека и гражданина;

во-вторых, не должно противоречить основам конституционного строя РФ.

Подобным условиям соответствует участие РФ в образованном в 8 декабря 1991 г. Содружестве Независимых Государств. СНГ определяется как межгосударственное образование с координа­ционными полномочиями. В настоящее время СНГ объединяет 12 го­сударств — ранее союзных республик СССР (не участвуют в СНГ толь­ко три государства Балтии).

Юридическая природа СНГ характеризуется следующими чертами:

1. создано самостоятельными государствами и основано на прин­ципе их суверенного равенства;

2. имеет свой Устав, фиксирующий устойчивые функции СНГ, его цели и сферы совместной деятельности государств-членов;

3. ему присуща четкая организационная структура, разветвлен­ная система органов, выступающих в качестве координирующих межгосударственных, межправительственных и межведомственных
институтов.

Цели СНГ — сотрудничество государств-членов в политической; экономической, гуманитарной, культурной и других областях; сбалан­сированное экономическое развитие; обеспечение прав человека, со­действие гражданам в свободном общении и контактах.

Устав Содружества Независимых Государств предусматривает во­семь сфер совместной деятельности государств-членов:

1. обеспечение прав и свобод человека;

2. координация внешнеполитической деятельности;

3. сотрудничество в формировании общего экономического про­странства;

4. сотрудничество в развитии систем транспорта и связи;

5. охрана здоровья населения и окружающей среды;

6. вопросы социальной и иммиграционной политики;

7. борьба с организованной преступностью;

8.Сотрудничество в оборонной политике и охране внешних границ.
При угрозе безопасности членам СНГ возможно совместное использование вооруженных сил.

В структуре СНГ существуют, специальные органы: Совет глав го­сударств, Совет глав правительств, Совет министров иностранных дел и др. Для сотрудничества парламентов создана Межпарламентская ассамблея с центром в Санкт-Петербурге. Постоянно действующие органы СНГ находятся в Минске и Москве. Рабочим языком Содруже­ства является русский язык.

Выход из СНГ свободный — необходимо лишь письменное заявле­ние о таком намерении государства за 12 месяцев до выхода.


Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.


Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

Деятельность Содружества Независимых Государств (СНГ) началась с подписания Россией, Беларусью и Украиной 8 декабря 1991г. в д. Вискули (Беловежская пуща) Соглашения о создании СНГ. Оно провозглашает создание СНГ, открытого для присоединения, а также намерение заключить соглашения о сотрудничестве в области политики, экономики, культуры, образования, здравоохранения, экологии, науки, обмена информацией и других сферах.

21 декабря 1991г. в Алма-Ате главы одиннадцати государств (кроме стран Балтии и Грузии присоединившейся к СНГ в декабре 1993г.) подписали Протокол к Соглашению от 08.12.1991г. и Алма-атинскую Декларацию, в которых подтвердили образование СНГ, приверженность его участников к равноправному взаимодействию, открытости СНГ для присоединения других стран, сотрудничеству в формировании и развитии общего экономического пространства, общеевропейского и евразийского рынков.

Рассуждая о перспективах интеграции государств, входящих в Содружество Независимых государств, нельзя не заметить, с какими трудностями сталкиваются страны СНГ в условиях постоянно ускоряющегося процесса глобализации экономической деятельности и развития региональной и субрегиональной интеграции.

Распад единого народнохозяйственного комплекса, формирование суверенных финансово-экономических систем, начавшаяся структурная перестройка экономик, переход на рыночные принципы хозяйствования, разгосударствление, приватизация, либерализация производственно-экономической деятельности создали совершенно новую ситуацию для взаимодействия предприятий, производителей товаров и услуг различных государств СНГ. К основным характерным чертам этого периода можно отнести:

· выявившуюся в новых условиях хозяйствования неэффективность искусственного построения значительной части прежних кооперационных связей;

· свободу выбора торговых партнеров, возможность поиска более эффективных связей, свободу доступа к товарно-сырьевым источникам и продукции из стран дальнего зарубежья;

· неплатежеспособность предприятий стран СНГ, связанную с нестабильностью, порой отсутствием даже внутренней конвертируемости национальных валют некоторых стран СНГ;

· передачу промышленной собственности иностранным компаниям, зачастую не желающим развивать и поддерживать прежние кооперационные связи;

· большой интерес западных стран к сырьевым источникам стран СНГ и стимулирование их вывоза на запад (иностранные инвестиции, организация новых транспортных схем и т.д.)

· слабость и неудача СНГ, в котором не определен организационно-правовой механизм реализации межгосударственных решений.

Да, многое разрушалось, претерпевало изменения, но немало из того, что можно восстановить на новой основе, все же осталось. Это производственно-технологические и кооперационные связи между предприятиями, идентичная система построения их организованных, финансовых структур, единая научно-техническая база и др. Все это является главной особенностью постсоветских государств и потенциалом для развития между ними интеграционных процессов.

2.1.2 Оценка деятельности Содружества

Сейчас, 15 лет спустя, видно, какими разными, порой несовместимыми являются бывшие союзные республики. Когда внешняя, нивелирующая оболочка советского строя отпала, обнажилась суть. Бывшие республики СССР, а ныне независимые государства находятся на разных этапах общественного развития. Они демонстрируют приверженность разным формам политического устройства, различным социально-экономическим моделям, они различны по менталитету своих граждан, по культуре производства и т.д. и т.п. Кроме того, у каждой из них свои оценки общей истории и свое видение национальных интересов, которое далеко не всегда согласуется с интересами других участников СНГ.

Однако Содружество, как объединяющая структура, еще далеко не исчерпала своих возможностей. При всей аморфности и очевидной непригодности для решения изначально поставленных задач (создание единого оборонного, экономического и гуманитарного пространства) эта организация оказывается нужной большинству ее участников.

Партнеры России по СНГ продолжают извлекать из членства в нем вполне конкретные материальные выгоды. Ряд государств, которые в первые годы независимости оказались втянутыми в межнациональные конфликты, видят в данном объединении залог, пусть переменной и относительной, но жизненно необходимой стабильности. В сохранении СНГ нуждается и Россия. Она, как любое другое государство, заинтересована и в благоприятном внешнем окружении, и во внешнеполитических союзниках.

В то же время качественные сдвиги в экономическом сотрудничестве едва просматриваются. Определенные перспективы открываются, например, в связи с начавшимся движением российского капитала в некоторые страны СНГ. Что же касается коллективных форм взаимодействия, то большие надежды возлагаются здесь на создание единого экономического пространства (ЕЭП). Однако ЕЭП охватывает всего три страны. Кроме того, реализация этого проекта, как видно уже сейчас, займет немало времени, и успех здесь отнюдь не гарантирован. Вот почему говорить об интеграции, если понимать ее как взаимопроникновение экономик, пока не приходится. Однако само по себе движение к той цели может принести немало пользы, тем более, что складывающаяся в настоящее время конъюнктура чрезвычайно благоприятна для упрочения экономических связей.

Страны СНГ имеют богатейший природный и экономический потенциал, обширные рынок, который дает им значительные конкурентные преимущества и позволяет занять достойное место в международном разделении труда. Однако эти возможности используются крайне нерационально, а интеграция как способ совместного хозяйствования не позволяет пока переломить негативные тенденции деформации воспроизводственных процессов и задействовать природные богатства, эффективно использовать материально-технические, научно-исследовательские и кадровые ресурсы для экономического роста отдельных стран и всего Содружества.

Подводя итог, хотелось бы отметить, что большинство оценок результатов деятельности СНГ – сдержанные, а чаще даже отрицательные. Это частично объясняется завышенными ожиданиями при создании СНГ, которые в дальнейшем не оправдались. Так, с 1992 по 2002г. в органах СНГ было принято около одной тысячи совместных решений в разных областях сотрудничества, но большая часть из них оказалась невыполненной. Причины недостаточного прогресса в экономической интеграции следующие:

· сдерживающее влияние на интеграцию СНГ оказало кризисное состояние экономики стран-членов организации в течение 1990-х гг. Это уменьшало ресурсы, которые могли быть использованы во внешнеэкономической деятельности.

· недостаточная завершенность в формировании рыночного механизма в странах СНГ, различия в характере системных преобразований в государствах Содружества.

· большие различие в уровне экономического развития между членами организации, однотипность их экспорта и недостаточная конкурентоспособность обрабатывающей промышленности, что мешает более глубокому разделению труда.

· в СНГ нет единой правовой системы (СНГ как международная организация не имеет ясной легитимной основы).

· реализацию достигнутых соглашений в значительной степени тормозит их длительная ратификация.

· различная геополитическая и внешнеэкономическая ориентация государств бывшего СССР.

2.1.3 Экономическое взаимодействие России и Беларуси в рамках СНГ

Россия остается ведущим внешнеторговым партнером Республики Беларусь, причем значимость этого сотрудничества с каждым годом лишь возрастает. Эксперты отмечают что, за период 1995-2004гг. товарооборот с Россией вырос с 5,2 до 17,7 млрд. долл. США, его доля в товарообороте со странами СНГ выросла с 76,8 до 92,2%, а товарообороте со всеми странами мира с 49,7 до 58,5%. В белорусском экспорте и импорте услуг на Россию в 2004г. приходилось соответственно 23 и 28%. Для России значимость Беларуси как торгового партнера также возросла. За анализируемый период Беларусь во внешнеторговом товарообороте России переместилась с шестого (Украина – 11%, Германия – 10,2%, США – 5,6%, Казахстан – 4,2%, Италия – 4,2%, Беларусь – 4,1%) на второе место (Германия – 9,3%, Беларусь – 6,8%). Если в 1995г. основная доля товарооборота приходилась на Украину (49,0%), Казахстан (18,6%) и Беларусь (18,3%), то к 2004г. Беларусь (37,4%) прочно заняла первое место по данному показателю.

Однако следует отметить, что рост взаимного товарооборота между нашими странами является значимым для интеграционных процессов только в том случае, если он связан с интеграцией в сфере производства, проявляющейся в форме производственной кооперации, создания совместных предприятий, взаимного инвестирования, развития договорных отношений и т.д. Так, за 1995-2004гг. уровень внутриотраслевой торговли между Беларусью и Россией вырос в таких отраслях, как машиностроение и металлообработка, текстильная и пищевая промышленность, промышленность стройматериалов. Значительное развитие получили и взаимные инвестиции. Так, за период 1997-2004гг. количество предприятий с участием российского капитала, зарегистрированных в Беларуси, выросло с 10 до 730 и составило 28% от общего количества совместных иностранных предприятий, функционирующих на белорусской территории. По данным российской стороны, на территории России зарегистрировано 465 предприятий с участием белорусского капитала, причем среди стран СНГ Беларусь по данному показателю занимает второе после Украины место.

Среди стран СНГ на Беларусь приходится 40% оттока и 27% притока российских инвестиций. За 2000-2004гг. в абсолютном выражении российские инвестиции в Беларусь выросли в 3,6 раза, а белорусские в Россию – в 290 раз. По данным белорусской статистики, на территории России зарегистрировано более 100 коммерческих организаций со стопроцентным белорусским капиталом и 1500 фирм с долевым участием белорусского капитала. По притоку инвестиций в Беларусь в 2004г. Россия заняла второе место (20%) после Швейцарии (34%).

Содружество Независимых Государств (СНГ) образовано 8 декабря 1991 года руководителями Республики Беларусь, Российской Федерации и Украины, подписавшими Соглашение о его создании.

Спустя две недели, 21 декабря 1991 года в Алма-Ате главы одиннадцати суверенных государств (кроме прибалтийских государств и Грузии, которая стала членом СНГ в 1993 году) подписали Протокол к этому Соглашению в котором подчеркнули, что Азербайджанская Республика, Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская Республика, Республика Молдова, Российская Федерация, Республика Таджикистан, Туркменистан, Республика Узбекистан и Украина на равноправных началах образуют Содружество Независимых Государств. Участники встречи единодушно приняли Алма-Атинскую Декларацию, подтвердившую приверженность бывших союзных республик к сотрудничеству в различных областях внешней и внутренней политики, провозгласившую гарантии выполнения международных обязательств бывшего Союза ССР. Позднее, в декабре 1993 года, к Содружеству присоединилась Грузия.

18 августа 2008 года в Исполком СНГ поступила нота МИДа Грузии о выходе из состава Содружества Независимых Государств. На заседании СМИД СНГ в Бишкеке 9 октября 2008 года по инициативе председательствующего в Содружестве Кыргызстана, было принято решение технического характера о членстве Грузии в СНГ, согласно которому выход Грузии из Содружества состоится через 12 месяцев после письменного извещения депозитария Устава СНГ. Таким образом, в соответствии с Уставом СНГ, 18 августа 2009 Грузия официально перестала быть членом этой международной организации.

22 января 1993 года в Минске на саммите СНГ был принят Устав Содружества (Свидетельство о регистрации Устава Содружества Независимых Государств в ООН). Его не подписали Украина и Туркменистан, которые тем самым де-юре не являются государствами – членами СНГ, а могут быть отнесены только к государствам – учредителям и государствам – участникам Содружества.

Содружество Независимых Государств служит дальнейшему развитию и укреплению отношений дружбы, добрососедства, межнационального согласия, доверия, взаимопонимания и взаимовыгодного сотрудничества между государствами.

В соответствии с Уставом СНГ целями Содружества являются:

осуществление сотрудничества в политической, экономической, экологической, гуманитарной, культурной и иных областях;

всестороннее и сбалансированное экономическое и социальное развитие государств-членов в рамках общего экономического пространства, межгосударственная кооперация и интеграция;

обеспечение прав и основных свобод человека в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и документами ОБСЕ;

сотрудничество между государствами-членами в обеспечении международного мира и безопасности, осуществление эффективных мер по сокращению вооружений и военных расходов, ликвидации ядерного и других видов оружия массового уничтожения, достижению всеобщего и полного разоружения;

содействие гражданам государств-членов в свободном общении, контактах и передвижении в Содружестве;

взаимная правовая помощь и сотрудничество в других сферах правовых отношений;

мирное разрешение споров и конфликтов между государствами Содружества.

Сегодня СНГ – это форма сотрудничества равноправных независимых государств, признанная международным сообществом региональная межгосударственная организация. Ее отличительными особенностями являются организация взаимодействия практически во всех сферах межгосударственного общения, гибкость механизмов и форматов коллективного сотрудничества. Гибкий механизм организации межгосударственных и межправительственных связей позволяет учитывать разную степень готовности стран к интеграции и предоставляет возможность каждой из них участвовать в интеграционных процессах в той мере и на тех направлениях, которые отвечают их национальным интересам.

Взаимодействие в рамках Содружества осуществляется через его уставные органы: Совет глав государств, Совет глав правительств, Совет министров иностранных дел, Экономический Совет, Совет министров обороны, Совет командующих Пограничными войсками, Межпарламентскую Ассамблею, Экономический Суд.

Совет глав государств (СГГ) как высший орган Содружества обсуждает и решает любые принципиальные вопросы Содружества, связанные с общими интересами государств-участников, а также рассматривает любые вопросы в рамках заинтересованных государств-участников без ущерба интересам других членов Содружества.

Деятельность Совета глав государств и Совета глав правительств регулируется Соглашением о создании Содружества Независимых Государств от 8 декабря 1991 года, Уставом Содружества от 22 января 1993 года, документами, принятыми в их развитие, а также Правилами процедуры Совета глав государств и Совета глав правительств Содружества Независимых Государств, утвержденными Решением Совета глав государств от 17 мая 1996 года.

Решения Совета глав государств и Совета глав правительств принимаются с общего согласия - консенсусом. Любое государство может заявить о своей незаинтересованности в том или ином вопросе, что не должно рассматриваться в качестве препятствия для принятия решения.

Председательство в органах Содружества Независимых Государств осуществляется в соответствии с Решением Совета глав государств Содружества от 2 апреля 1999 года поочередно каждым государством-участником Содружества в лице его представителя на основе принципа ротации, на срок не более одного года.

Совет глав правительств (СГП) координирует сотрудничество органов исполнительной власти в экономической, социальной и иных сферах общих интересов. На его заседаниях обсуждаются важнейшие вопросы экономического, гуманитарного, социального, военного сотрудничества государств – участников, согласовываются проекты важнейших документов, которые вносятся на последующее рассмотрение Совета глав государств.

Совет министров иностранных дел (СМИД) является основным исполнительным органом, обеспечивающим сотрудничество во внешнеполитической деятельности государств-участников СНГ по вопросам, представляющим взаимный интерес, в период между заседаниями Совета глав государств и Совета глав правительств Содружества.

Экономический совет – основной исполнительный орган, который обеспечивает выполнение соглашений, принятых в рамках СНГ, решений Советов глав государств и глав правительств Содружества о формировании и функционировании зоны свободной торговли и по другим вопросам социально-экономического сотрудничества. Экономический совет состоит из заместителей глав правительств государств – участников СНГ.

При Экономическом совете на постоянной основе действует Комиссия по экономическим вопросам (территориально расположена в здании московского отделения Исполкома СНГ). Комиссия состоит из полномочных представителей от всех государств – участников Содружества, кроме Азербайджана, Туркменистана и Узбекистана. Она обеспечивает всестороннюю проработку и рассмотрение проектов документов, подготавливаемых Исполкомом СНГ и отраслевыми органами социально-экономической направленности, а также согласование позиций государств.

Совет министров обороны (СМО) является органом Совета глав государств по вопросам военной политики и военного строительства государств-участников Содружества. Членами СМО являются министры обороны государств-участников СНГ (кроме Молдовы, Туркменистана и Украины).

Совет командующих Пограничными войсками (СКПВ) является органом Совета глав государств по вопросам координации охраны внешних границ Содружества и обеспечения стабильного положения на них. Членами СКПВ являются командующие (начальники) Пограничными войсками (или другие полномочные представители) государств-участников СНГ, а также Председатель Координационной службы Совета командующих.

Межпарламентская Ассамблея (МПА) проводит межпарламентские консультации, обсуждает вопросы сотрудничества в рамках Содружества, разрабатывает совместные предложения в сфере деятельности национальных парламентов. МПА СНГ была образована и функционирует на основе Соглашения о Межпарламентской Ассамблее СНГ от 27 марта 1992 года и Конвенции о Межпарламентской Ассамблее СНГ от 26 мая 1995 года. В работе МПА СНГ принимают участие парламенты Азербайджана, Армении, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана, Молдовы, России, Таджикистана и Украины.

Экономический Суд СНГ создан в целях обеспечения обязательств, вытекающих из заключенных между государствами СНГ экономических соглашений и договоров, путем разрешения споров, возникающих в процессе экономических отношений. Образуется из равного числа судей от каждого государства-участника Соглашения об Экономсуде СНГ (изначально – 8, в настоящее время – 5, по одному судье от Беларуси, Казахстана, Кыргызстана, России и Таджикистана).

Совет постоянных полномочных представителей государств-участников Содружества при уставных и других органах СНГ является постоянно действующим органом СНГ. Совет в период между заседаниями СГГ, СГП и СМИД способствует взаимодействию государств в вопросах, представляющих взаимный интерес; обсуждает и представляет государствам-участникам предложения о перспективах развития и приоритетах СНГ; формирует проекты повесток дня СГГ, СГП и СМИД; в рамках своей компетенции осуществляет контроль за ходом реализации поручений высших уставных органов СНГ. В Совете работают представители всех одиннадцати государств-участников Содружества.

Наряду с вышеуказанными органами СНГ создано около 70 органов отраслевого сотрудничества. Они координируют совместные усилия государств – участников в важнейших отраслях экономики и социального развития, вопросах гуманитарного сотрудничества, борьбы с преступностью и терроризмом, в других сферах жизнедеятельности государств – участников СНГ.

Единым постоянно действующим исполнительным, административным и координирующим органом Содружества определен Исполнительный комитет СНГ со штаб-квартирой в Минске и отделением Исполкома в Москве.

С октября 2007 года Председателем Исполнительного комитета – Исполнительным секретарем СНГ является Сергей Николаевич Лебедев.

Представители Исполнительного комитета СНГ принимают участие в работе крупнейших совещаний и форумов, проводимых по линии ООН, ЕС, ОБСЕ, ЕЭК ООН, ЭСКАТО, АСЕАН, ЮНЕСКО, ФАО, ОАГ, УВКБ ООН и других международных организаций.

Важной вехой для СНГ стало предоставление ему Генеральной Ассамблеей ООН в марте 1994 года статуса наблюдателя. Аналогичный статус предоставлен Содружеству в ЮНКТАД (19 апреля 1994 года).

На саммите СНГ в Душанбе 5 октября 2007 года были одобрены Концепция дальнейшего развития СНГ и План основных мероприятий по ее реализации (подписали все государства-участники, кроме Грузии и Туркменистана). С принятием этих документов Содружество получило вектор эволюции, подкрепленный договоренностями о конкретных практических делах.

В ходе неформальных встреч глав государств СНГ 22 февраля 2008 года в Москве и 6 июня 2008 года в Санкт-Петербурге были обозначены ключевые вопросы, требующие общих и слаженных действий в рамках Содружества по следующим направлениям: энергетическое сотрудничество, в т.ч. энергосбережение, транспортное взаимодействие, продовольственная безопасность, работа над формированием зоны свободной торговли, развитие нанотехнологий, молодежная политика, миграция и гуманитарная сфера.

Государства-участники Содружества активно работают над выполнением Плана основных мероприятий по реализации Концепции дальнейшего развития СНГ. На заседании Совета глав государств СНГ 10 октября 2008 года в г. Бишкеке были приняты Положение о национальных координаторах государств – участников СНГ и Положение о председательстве в СНГ, призванные повысить эффективность работы Содружества. Главы государств также одобрили в основном проект Стратегии экономического развития СНГ на период до 2020 года, которая была принята Советом глав правительств СНГ 14 ноября 2008 года в г. Кишиневе. Решением СГП СНГ от 22 мая 2009 года утвержден План мероприятий по реализации первого этапа (2009-2011 годы) Стратегии экономического развития СНГ на период до 2020 года.

В последующие годы завершена реализация первого (2009–2011) и второго этапов (2012–2015)Стратегии экономического развития Содружества Независимых Государств на период до 2020 года по ускорению социально-экономического развития государств – участников СНГ на основе завершения формирования зоны свободной торговли.

18 октября 2011 года подписан Договор о зоне свободной торговли, учитывающий общепринятые нормы и правила ГАТТ/ВТО и регламентирующий дальнейшее развитие взаимной торговли, либерализацию условий и отмену действующих ограничений и изъятий из режима свободной торговли, в целях обеспечения свободного доступа товаров национальных производителей на рынки стран СНГ.

Подписание Договора и практическое выполнение его положений явилось новым качественным шагом в развитии торгово-экономических отношений на постсоветском пространстве, открыло новые горизонты экономического взаимодействия стран Содружества.

Успешная реализация ряда конкретных проектов, направленных на развитие сотрудничества в сфере транспорта, энергетики, связи, мирного использования атома, в других областях экономики обеспечили создание условий для реализации третьего этапаСтратегии экономического развития (2016-2020) в целях перевода экономик в режим инновационного развития.

В декабре 2016 года СНГ отметило 25-летие со дня образования На уровне Совета глав правительств Содружества был утвержден и успешно реализован План мероприятий, посвященных юбилейной дате.

В этом важном политическом документе подчеркивается, что за прошедшие годы Содружество состоялось как уникальная и универсальная, не имеющая аналогов организация. Положенные в его основу принципы взаимного доверия и равноправия, учета интересов друг друга, признания права государств-участников на выбор собственной модели развития предопределили востребованность СНГ, его важную конструктивную роль в системе международных отношений.

В качестве представительного международного регионального объединения с широким членским составом и мандатом на координацию многопланового межгосударственного сотрудничества СНГ стало удобной базовой платформой для осуществления разноуровневой и разноскоростной интеграции в формате заинтересованных сторон.

В Заявлении также отмечается стремление государств – участников СНГ повышать результативность сотрудничества в целях обеспечения мира, добрососедства и прогресса на пространстве Содружества.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.