Социология управления к экзамену шпоры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 15:55, шпаргалка

Работа содержит ответы к экзамену по "Социологии управления"

соц.управлекния.docx

Экономические методы – это формы и средства воздействия на социально-экономические условия жизни людей, коллективов, социальных общностей, организаций. Распределение и перераспределение материально-финансовых ресурсов государственными органами, регулирование финансовых потоков в стране, разработка и реализация бюджетов – главные инструменты управления экономическими методами. А применительно к человеку – это механизмы материального стимулирования труда и предпринимательства. Важнейший стимул – прибыль власть богатства, денег.
Политические методы управления – это способы прямого или косвенного (в большинстве своем) воздействия на поведение и деятельность управляемых при помощи политических средств. Политические методы – составная часть демократических технологий управления. Последние слагаются из всего комплекса демократических форм, норм и процедур политических действий и отношений, сложившихся в практике демократических государств.

Идеологические методы государственного управления заменяют технологию административного командования и правого принуждения. Их действия ориентированы на активизацию общественной сознательности людей и подчинению системы мотиваций, соответствующей целям государственной политики. Формы реализации идеологических методов разнообразны, главное же – пропаганда общественно значимых идей и духовных ценностей всем возможными современными средствами, через деятельность всех институтов обучения и воспитания, средств массовой информации.

Социально-психологические методы важны потому, что результаты работы управляющей системы во многом зависят от такого фактора как социально- психологической атмосферы, общественные настроения. Социально-психологические методы – это комплекс приемов и средств формирования умонастроений, общественных чувств, психологических состояний, общественного спокойствия или напряженности, массового оптимизма или пессимизма, общественной активности или нигилизма, социальных ожиданий, предпочтений, ориентаций и т.д.

^ Социальное прогнозирование — специальная процедура исследования конкретных перспектив развития какого-либо процесса, объекта в целях выявления тенденций и закономерностей его изменений под воздействием тех или иных факторов и условий. 27

Прогнозирование в социологии основывается на использовании трех взаимосвязанных способов получения информации о будущем:

а) экстраполяции в будущее современных тенденций развития социального объекта;

б) оценке возможного и желаемого состояния в будущем исследуемого объекта на базе экспертных суждений и оценок;

в) моделировании прогнозируемых явлений с учетом возможных сценариев развития событий

Типология прогнозов может строиться по различным критериям в зависимости от целей, задач, объектов, предметов, проблем, характера, периода, методов, организации прогнозирования и т. д.

Цель управления - это желаемое, возможное и необходимое состояние управляемого объекта, которое должно быть достигнуто; это тот идеал, та логически обоснованная конструкция (образ), которую требуется создать, воплотить в жизнь (достичь).

Цель всегда выступает как единство мотивов, средств и результатов. Под мотивом понимается стремление удовлетворить те или иные потребности, и не просто выявить, просчитать, структурировать по приоритетности, но учесть все потребности и интересы социальных групп, сфер управления, тем более предвидеть, предусмотреть их возможные изменения.
Здесь уместно напомнить соотношение ключевых дефиниций: "потребности" и "интересы" человека.
Потребности и интересы - однопорядковые категории, первые направлены на предмет их удовлетворения, вторые - на те социальные отношения, институты, учреждения, от которых зависит распределение ценностей, благ, обеспечивающих удовлетворение потребностей.
В сфере управления особое значение имеет положение о том, что удовлетворение потребностей низших уровней как основы жизненных процессов определенным образом детерминирует активизацию потребностей высшего уровня (самоактулизации, общественного признания, потребности быть полезным обществу). Управленческое решение только тогда может быть эффективным, когда ориентировано на потребности человека, учитывает существующие в обществе или отдельных его структурах чувства и настроения.

Общество представляет собой целостный организм со сложной структурой, с различного рода индивидуальными проявлениями, равно как и с функциями общего характера. Отсюда потребность в выражении общей связи и единства социальных процессов, которая находит свое проявление в осуществлении социального управления. Оно является одним из ведущих условий нормального функционирования и развития общества.

Управление, понимаемое в социальном смысле, многообразно. В самом широком смысле оно может пониматься в качестве механизма организации общественных связей. В подобном смысле можно говорить о том, что его задачи и функции практически выполняют все государственные органы, независимо от их конкретного назначения, а также общественные объединения. Элементом системы социального управления является также и местное самоуправление. В качестве объекта управления здесь выступает все общество в целом, все варианты развивающихся в нем общественных связей.

Социальное управление имеет и специальный смысл. В этом варианте его обычно характеризуют как государственное управление, под которым понимается специфический вид государственной деятельности, отличающий от ее иных проявлений (например, законодательная, судебная, прокурорская деятельность), а также от управленческой деятельности общественных объединений и других негосударственных формирований (трудовые коллективы, коммерческие структуры и т. п.).

Исторически первый, классический этап, начался во второй половине ХIХ столетия, когда получили свое развитие школа научного управления и школа административного управления. Родоначальниками классического этапа в развитии теории управления являются американский инженер Ф. Тейлор (1856-1915), французский инженер и предприниматель А. Файоль (1841-1925) и немецкий социолог, историк и экономист М. Вебер (1864-1920). Ф. Тейлора считают отцом классической теории научного управления. Он первым обосновал необходимость научного подхода к управлению для наиболее эффективного использования материальных и человеческих ресурсов, отдав приоритет инженерным решениям. В концепции достигающего руководителя Ф. Тейлором были изложены повышенные требования и к руководителю, так как только в равной требовательности к управляющим и управленцам он видел результативность и высокое качество управленческой деятельности. Суть теории Ф. Тейлора заключается в четырех научных принципах управления: внедрение экономных методов работы; профотбор и профподготовка; рациональная расстановка кадров; сотрудничество администрации и рабочих.

В целом представители классического этапа сформулировали основные положения формирования и функционирования эффективной административной организации на рационально построенных, стандартизированных, максимально формализованных принципах управления и деятельности, где человек рассматривался как плохо отлаженная машина. Приверженцы классического направления пытались повысить эффективность управления посредством административных методов по управлению формальной стороной организации при игнорировании потребностей и мотивации работников. Они отстаивали принципы жесткой иерархии, единоначалия, специализации деятельности и разделения труда. Скалярный (ступенчатый) принцип иерархического построения организации базировался на авторитете власти и делегировании властных полномочий, функциональный принцип - на детальном распределении должностных обязанностей управленцев каждого уровня, причем к управлению можно привлекать только высоко квалифицированных специалистов узкой специализации. Главным был принцип координации - согласования должностных функций по вертикали и горизонтали. Координацию долговременной деятельности большого количества людей должен осуществлять формальный лидер (руководитель), приказы которого имеют законную силу благодаря формальной структуре власти. Руководитель может делегировать часть своих полномочий помощникам или подчиненным, он решает главные вопросы, подчиненным доверяет второстепенные, данный принцип широко используется и в современном управлении. При выполнении несложных кратковременных работ сторонники классического подхода допускают наличие неформального лидера.

Разработка программы социологического исследования — очень ответственный момент. Это документ, где определяются методология и методы исследования, требующая решения проблема, цель и задачи исследования, его объект и предмет, выдвигаются исходные гипотезы, уточняются используемые понятия, составляется организационно-технический план работ.

В ходе постановки проблемы прежде всего необходимо выявить проблемную ситуацию. Это может быть состояние неустойчивости объекта (социальной группы), наличие в нем противоречий и конфликтов, несоответствие его параметров задачам дальнейшего развития, поиск более эффективных форм работы и взаимодействия и т.п. Затем формулируется проблема — обоснование необходимости разрешить проблемную ситуацию с помощью социологического исследования, выработать в ходе его конкретное управленческое решение.

В соответствии с проблемой определяется цель исследования — модель ожидаемого решения проблемы. Целью может быть: получение нового теоретического знания; разработка новой методики исследований; прогноз развития объекта исследования; программа действий по совершенствованию изучаемого объекта; практические рекомендации по отдельным управленческим решениям.

Для достижения поставленной цели в ходе исследования должен быть решен ряд задач (средства достижения цели). Их необходимо четко сформулировать. е менее важным является определение объекта и предмета исследования.

Объект исследования — носитель проблемной ситуации (социальная группа, совокупность людей).

Следующим этапом является определение предмета исследования. Это те стороны объекта, его функционирования, которые нужно изучить, чтобы решить поставленные задачи, выполнить намеченную цель. чень ответственный момент — выдвижение гипотез — научных предположений, задающих направление всему исследованию. Здесь окажет существенную помощь предварительный системный анализ объекта исследования, т.е. описание его в виде системы факторов, влияющих на его состояние.

Операционализация понятий (или операциональная интерпретация) — это установление порядка количественного измерения показателей: единиц счета, коэффициентов, индексов, шкал (коэффициент текучести кадров, индекс сплоченности группы).

Далее в ходе разработки программы исследования определяются методы сбора информации и инструментарий (таблицы, бланки, анкеты, наблюдательные листы, инструкции и проч.) Инструментарий должен быть апробирован на удобство использования и обработки данных, полноту и надежность получаемых сведений в ходе пилотажного исследования.

Одним из важнейших компонентов методологии исследования СУ, наряду с целями, гипотезами, методологическими подходами и методами, являются принципы проведения исследовательских работ. Принцип здесь следует понимать как основное правило действия, руководящая идея.
Целеустремленность - Проведение исследования обусловливает наличие ясной, определенной цели и должно стремиться, не взирая на трудности и помехи, к достижение установленных целей . Исключение могут составлять только некоторые фундаментальные исследования.
Целенаправленность - Проведение исследований предполагает продвижение от поставленных целей к тождественным результатам, т.е. выполнение исследовательских работ по обеспечению целевых установок. Это реально осуществимо в рамках целевых подсистем и позволяет: установить границы исследования; использовать ресурсов по назначению, величине, структуре и времени; обеспечить адресность выводов.
Системность - СУ исследуется как единое явление ,и соответственно как целостная подсистема, входящая в организационно-экономическую систему предприятия (организации) и состоящая, в свою очередь, из подсистем, субподсистем и элементов. При этом исследование следует осуществлять на всех иерархических уровнях непосредственно системы управления и управляемой системы, рассматривая другие субъекты управления как вышестоящих, так и нижележащих уровней. Важное значение имеет также необходимость проведения исследовательских работ с учетом всех стадий и этапов жизненного цикла исследования СУ. На основе всего этого обеспечивается необходимая полнота и достоверность исследования.
Обусловленность исследовательских функций целями исследования - Состав и содержание исследовательских функций находятся в тесной в зависимости от целей исследования.
Функциональность - Исследованию подвергается целостный комплекс функций системы управления, обеспечивающий принятие эффективных решении для достижения целей и задач социальной организационно-экономической системы организации. В зависимости от уровня управления содержание управленческих функций может быть различно. Для более высокого уровня приобретают значимость функции, связанные с организацией, координацией и регулированием, активизацией и стимулированием.
Объективность - Исследования СУ осуществляются на основе беспристрастности и непредвзятости, научной корректности и соответствия реальности, что обеспечивается фактологией исследования, количественной и качественной определенностью, построением гипотез, использованием соответствующих методов исследования, выбором показателей, отражающих состояние СУ и ее элементов, подбором исполнителей определенной квалификации, выбором информативной базы для сравнения при проведении исследований, адекватными оценками исследовательских результатов.
Соблюдение правовых норм - Проведение исследований и использование их результатов основывается на соблюдении действующих правовых норм и нормативных актов.
Своевременность - Проведение исследований и использование их результатов в нужное время. Научность - Исследования проводятся на основе современных достижений науки, техники и практики с учетом объективных законов и закономерностей системного управления познавательными процессами.
Прогрессивность - Цели, методы, принципы исследований СУ должны соответствовать передовым достижениям науки и техники.
Взаимодействие - При исследовании СУ обязательно обеспечение взаимосвязей целей и функционирующих подсистем, элементов как между собой, так и со всеми другими внешними по отношению к организации системами.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2012 в 07:44, шпаргалка

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Социология управления".

Социология управления.docx

В результате исследований оказалось, что деньги нельзя рассматривать в качестве постоянно действующего побуждающего фактора, поскольку люди работают за деньги лишь до определенного предела, границе которого является удовлетворение личного представления о том, что такое "хорошая жизнь". Деньги и премиальные Херцберг называл "негативными побуждающими стимулами". При их отсутствии люди чувствуют себя неудовлетворенными, но при их наличии они не обязательно почувствуют себя счастливыми и повысят производительность. Повышение заработной платы лишь побуждает людей оставаться там, где они работают.

  1. Теория стилей руководства Мак – Грегора

Широкую известность получила "Теория X" и "Теория У" Д. Макгрегора, разработанная им в 1957 г.

"Теория X" описывает черты авторитарного стиля руководства: жесткий контроль, принуждение к труду, негативные санкции, акцент на материальных стимулах.

"Теория У" характеризует демократический стиль руководства: широкое использование творческих способностей подчиненных, гибкий контроль, отсутствие принуждения, самоконтроль, стремление к ответственности, моральные стимулы, заинтересованность в труде, участие в управлении.
Выделив два противоположных стиля управления, Д. Мактрегор по существу описал прошлое и настоящее менеджмента. В прошлом господствовал стиль "X", характерный, по его мнению более всего для тейлоризма, а сейчас наступает эпоха стиля "У", к которому призывает доктрина "человеческих отношений".

  1. Современные теории управления в социологии

  1. Социология бюрократии

- особый тип организации, особая система управления, основанная на подчинении человека не другому человеку, а безличной системе. В социологию в качестве особой категории бюрократия введена Вебером, который видел в ней специфическую форму организации, характерную для современного, модерного общества, один из главных "локомотивов модернизации". Вебер связывает становление бюрократии с процессом рационализации и рассматривает ее как наиболее рациональную и эффективную форму достижения управленческих целей, основанную на легально-рациональном типе легитимности (господства). Веберовский идеальный тип рациональной бюрократии отличается следующими основными особенностями:
1. строго иерархическая структура;
2. формальное статусное подчинение;
3. управление по формальным, безличным правилам;
4. эмоциональная нейтральность отношений.
Рациональная бюрократия рассматривается Вебером как технически более совершенная и эффективная, чем все предшествующие формы администрации ( патриархальная, патерналистская ), поскольку она наиболее предсказуема, точна, беспристрастна и быстродействующа. Она пронизывает все основные учреждения капиталистического общества, начиная от государственного управления, экономики и кончая образованием и церковью.
Современная социология отмечает ограниченность и неэффективность бюрократии, недостаточную гибкость, связанную именно с ее основным достоинством – предсказуемостью и стандартностью действия. Она способна обеспечить лишь ограниченный социальный контроль, особенно в современной ситуации, отличающейся быстрыми социальными изменениями и требующей нестандартных решений. В современном мире, характеризующемся нарастанием непредсказуемости развития социальных процессов, бюрократия становится все менее эффективной и вытесняется иными системами организации и управления (см. организация социальная ).
- социальная структура, состоящая из иерархии должностей и ролей, предписанных четкими правилами и стандартами, и базирующаяся на разделении функций и власти. Согласно М. Веберу, идеальный тип рациональной организации общества, характеризующийся максимальной эффективностью управления.
- англ. bureaucracy; нем. Burokratie. 1. Система управления, в к-рой решающую роль выполняет бюрократический аппарат. 2. По М. Веберу - тип идеальной рациональной организации, к-рый характеризуют: эффективность административных действий, достигаемая за счет специализации квалифицированного управленческого аппарата и формального разделения обязанностей; иерархическая система контроля и подчинения должностных лиц; безличностные отношения, основанные на зафиксированных законах и правилах, определяющих принятие решений; отделение административных функций от собственно средств управления. 3. Синоним бюрократизма - отчуждение государственного аппарата по отношению к обществу, превращение средств административной деятельности в самоцель; формализм, канцелярщина, бездушность, рутина, служебная волокита.

  1. Социальная структура общества, социальные группы

В социологии понятие социальная структура (упорядоченные в одно целое отдельные части общества) трактуется в широком и узком смыслах.
В узком смысле социальная структура это социальная стратификация, т.е. распределение в иерархическом порядке групп и слоев, выделенных по какому-либо признаку (экономическому, политическому, профессиональному и др.).
В широком смысле социальная структура совокупность социальных институтов, статусных отношений, групп, слоев, классов данного общества.

· Группой можно назвать совокупность индивидов, взаимодействующих друг с другом для достижения общих целей и осознающих свою принадлежность к данной совокупности.

· В социологии выделяют следующие виды групп: референтные, большие и малые; внутренние и внешние; формальные и неформальные; первичные и вторичные.

· Для группы (в общих чертах) характерны следующие атрибутивные свойства: наличие (помимо совпадающих целей) единой общегрупповой цели; принятие членами группы основных ценностей, норм, разделяемых группой; устойчивая, самовозобновляющаяся система солидарных взаимодействий членов группы, институализация групповых взаимоотношений.

· Выделяют следующие функции групп: социализация, инструментальная, экспрессивная, поддерживающая.

  1. Понятие социальных институтов

Социальный институт это организованная система связей и социальных норм, которая объединяет значимые общественные ценности и процедуры, удовлетворяющие основные потребности общества. Иначе говоря, социальным институтом называют взаимодействие людей по определённым правилам для того, чтобы удовлетворить значимые потребности. Примерами такого взаимодействия являются государство, семья, собственность, церковь и др.
Признаки социального института:
1. Особый тип регламентации. В идеале функционирование социального института отличается регулярностью, большой четкостью, предсказуемостью и надежностью. Функционирование социального института связано с механизмом социального контроля.
2. Четкое распределение функций, прав и обязанностей участников институализированного взаимодействия. Каждый должен выполнять свою функцию, от него ожидают ее выполнения окружающие.
3. Обезличенность требований. В рамках социального института права и обязанности должны быть обезличены, т.е. упрощенно говоря, люди в структуре института могут меняться, но каждый из вновь приходящих будет выполнять ту же функцию, которую осуществлял его предшественник.
4. Разделение труда и профессионализация.
5. Социальные учреждения (формальная, "бумажная" часть социального института.)
Классификация социальных институтов:
1. Экономические институты наиболее устойчивые, подлежащие строгой регламентации. Они регулируют социальные связи в сфере хозяйственной деятельности.
2. Политические институты институты, связанные с борьбой за власть, ее осуществление и распределение.
3. Институты культуры, социализации и жизнеобеспечения включают в себя наиболее устойчивые, четко регламентированные формы взаимодействия по поводу укрепления, создания и распространения культуры, социализации молодого поколения, овладения им культурными ценностями общества (семья, образование, наука, художественные. учреждения), функционирования систем жизнеобеспечения, напрямую не связанные с экономикой.

  1. Социальные институты управлени я

Современное государствоведение позволяет выделить пять подходов к понятию государства:

  • Теологический - наиболее распространенный в средние века и среди современных сторонников исламского фундаментализма.
  • Классический – государство рассматривается как единство трех элементов: власти, территории и населения. Такой подход характерен для западных политологов.
  • Юридический – сторонники этого подхода рассматривают государство как систему правоотношений, нормативное единство.
  • Социологический – наиболее широко распространенный подход, как марксистского, так и немарксистского направления.
  • Марксистский подход рассматривает государство как диктатуру господствующего класса. Немарксистские социологические школы при рассмотрении государства объединяют юридические, экономические и политические признаки: государство определяется как официальный представитель общества.

Государство обладает определенными свойствами и признаками и предстает перед каждым человеком, прежде всего, в качестве формы общества. Оно обеспечивает взаимодействие между собой людей, проживающих на определенной территории, в рамках конкретных границ. Государство связано с взаимодействием людей и через них организует производственные, социальные и другие процессы в обществе.

Принципиальное значение сущности государства заключается в том, что это территориальная организация людей:

♦ создается структура нейтральная к национальным, религиозным и социальным признакам людей.

Государство особым, юридическим способом объединяет людей, посредством института гражданства. Институт гражданства в правовом смысле выравнивает людей между собой и делает их равноправными по отношению к государству.

Объединяя всех людей проживающих на одной территории, государство является выразителем общих интересов и определителем цели жизнедеятельности всего сообщества в границах государства.

Особенность государства как социального института заключается и в том, что только через его структуры и механизмы формируется и закрепляется все общая воля, придающая государственным установлениям обязательный характер. Государству принадлежит легитимная монополия на законотворчество и принуждение.

Для обеспечения реализации своих целей и функций государство создает и содержит специальный аппарат управления – совокупность людей, профессионально занимающихся выполнением функций государства. Одна часть обслуживает законодательствование, исполнение законов и судебную защиту граждан, а другая поддерживает внутренний правопорядок и обеспечивает внешнюю безопасность государства.

Как форма общества государство выступает одновременно структурой и механизмом общественного самоуправления. К сожалению, десятилетиями в нашей стране формировалось мнение о сверхъестественности людей находящихся у власти, что приводило к удалению государства от общества, народа. Между тем, государственно-правовые институты создаются обществом для ведения общественных дел, и люди, занимающие различные государственные посты, воспитываются и выдвигаются обществом. Государство должно иметь только те институты, которые служат интересам общества, а в решении задач государства и их осуществлении должно принимать все общество. Поэтому открытость государства обществу и степень вовлечения граждан в государственные дела характеризуют уровень развития государства как демократического и правового.

Отличительной чертой государства является также его целостность, поскольку представляет собой объединенное им общество людей. Именно через государство поддерживаются международные отношения, и государство воспринимается на мировой арене как самостоятельная и независимая структура.

  1. Социальные организации. Особенности управления в организациях

Термин организация (с лат.) — сообщаю, строю, вид, устраиваю, и используется в трех значениях:

1) С.О. — это объект, элемент социальной структуры общества, который сам обладает внутренней структурой,

2) Организация — это вид деятельности по созданию упорядоченности, включающей в себя распределение функций, координацию и налаживание связей, т.е. это процесс.

3) Организация — это степень внутренней упорядоченности, согласованности элементов.

В целом С.О. оформляет социальные группы в коллективы. Общие черты:

- наличие единой цели,

- члены организация располагаются в иерархической лестнице,

- разделение труда ( вертикальное — программирующая, программируема; горизонтальное — рациональное разделение труда).

Четыре принципа выделения специальных групп:

-- разделение по цели,

-- про процессу (основой являются технологии);

-- по географии (основанной на территориальном размещение подразделений);

-- смешанное деление, совмещает разные уровни организации.

4) Управление, т.е механизм упорядочивающий взаимодействие людей, соединение разнородных деятельностей в единый процесс, т.е. устанавливается социальный порядок: ограничения свободы автономности; установление универсальных правил.

Любая организация имеет внутреннюю и внешнюю среду. Внешняя среда — совокупность факторов влияющих на жизнедеятельность организации. Внутренняя среда организации включает:

-- цели, (одну или несколько);

-- стратегия организации (оборонительная, позитивная);

-- технология (совокупность средств);

-- тип персонала (носители культуры);

-- организационная и деловая культура.

Критерии разделения организаций, две подсистемы:

1. ФОРМАЛЬНАЯ О. — это служебные, деловые отношения которые подчиняются законам организации. Типы:

+ по формам организации: добровольные (свободный вход и выход); принудительные (изоляция людей); унитарные;

+ по организации правовым: коммерческие (акционерные общества, кооперативы); не коммерческие; не являются юридическими лицами (товарищества, религиозные объединения).

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2013 в 14:15, шпаргалка

39.Организационное развитие: предпосылки возникновения, основные принципы.
Организационное развитие (ОР) – это совокупность теоретических концепций и
практических приемов, направленных на то, чтобы помочь организации приобрести
большую гибкость и адаптироваться к переменам, а менеджерам – освоить
необходимые для этого навыки.

651578.doc

Предмет социологии управления составляет изучение , оценка и совершенствование процессов управления различных типах общностей, организаций, социальных институтов и общества в целом, каждое из которых представляет собой специфическую систему социальных взаимодействий индивидов и их групп.

Вычленение объекта и предмета социологии управления даёт возможность более полно представить специфику этой отрасли социологического знания.

Она изучает многообразную деятельность органов управления, государственных и общественных, прежде всего как социальных систем:

1. весь комплекс подбора, расстановки, формирования управленческих кадров;

2. отношения и взаимодействия, складывающиеся между работниками аппарата управления и подчиненными имсотрудниками и организационными структурами;

3. исследование и формирование целей управления с точки зрения социально-экономических и социально-психологических критериев, их соответствия интересам и ожиданиям управляемых;

4. анализ и оценку социальных последствий принимаемых управленческих решений, определение эффективности управленческих действий;

5. изучение и совершенствование социальных механизмов систематического, основанного на достоверном знании, воздействия субъекта управления (управляющей подсистемы) на социальный объект (управляемую подсистему) для сохранения ее качественной специфики и целостности, обеспечения ее нормального функционирования, успешного движения к заданной цели.

Социология управления в своем развитии базируется на сформулированных Ф. Тейлором, А. Файолем, М. Вебером, Э. Мэйо, и другими крупными теоретиками и практиками управленческой деятельности принципах научного управления социальными и промышленными организациями.

  1. Методы социологии управления.

Общенацчные (важнейшим являются диалектика, рассматривающая процессы и явления в их взаимосвязи и развитии,анализ и синтез, системный аналаз)

Социологическте(структурно- функциональный анализ, а тка же методы сбора и обработки информации-опросы, наблюдение,экспериманты)

Специфические(организационно- структурный,социотехнический, коммуникационный, инновационный)эффективность применеия методов социологии управления обеспечивается лишь в их компелксном использовании.

Социологические методы играют важную роль в управлении персоналом, они позволяют установить назначение и место сотрудников в коллективе, выявить лидеров и обеспечить их поддержку, связать мотивацию людей с конечными результатами производства, обеспечить эффективные коммуникации и разрешение конфликтов в коллективе. Классификация элементов, регулируемых с помощью социологических методов, показана на рис. 3.3.4. Рассмотрим их более подробно. Социальное планирование обеспечивает постановку социальных целей и критериев, разработку социальных нормативов (уровень жизни, оплата труда, потребность в жилье, условия труда и др.) и плановых показателей, достижение конечных социальных результатов. Например: увеличение продолжительности жизни, снижение уровня заболеваемости, рост уровня образования и квалификации работников, сокращение производственного травматизма, увеличение жилой площади на 1 работника и др. Конкретной формой социального планирования является план социального развития коллектива, который в 70-80-х гг. имелся на всех крупных предприятиях СССР (ГАЗ, ВАЗ, Электросила, ЗМЗ и др.). В настоящее время проблема социального планирования актуальна для многих крупных западных и японских компаний, которые успешно используют передовой опыт советского периода. Развитие социального планирования на российских предприятиях последует после преодоления экономического кризиса. Социологические методы исследования составляют научный инструментарий в работе с персоналом, они предоставляют необходимые данные для подбора, оценки, расстановки и обучения персонала и позволяют обоснованно принимать кадровые решения. Анкетирование позволяет собирать необходимую информацию путем массового опроса людей с помощью специальных анкет. Интервьюирование предполагает подготовку до беседы сценария (программы), затем, в ходе диалога с собеседником, - получение необходимой информации. Интервью - идеальный вариант беседы с руководителем, политическим или государственным деятелем - требует высокой квалификации интервьюера и значительного времени. Социометрический метод незаменим при анализе деловых и дружеских взаимосвязей в коллективе, когда на основе анкетирования сотрудников строится матрица предпочтительных контактов между людьми, которая также показывает и неформальных лидеров в коллективе. Метод наблюдения позволяет выявить качества сотрудников, которые подчас обнаруживаются лишь в неформальной обстановке или крайних жизненных ситуациях (авария, драка, стихийное бедствие). Собеседование является распространенным методом при деловых переговорах, приеме на работу, воспитательных мероприятиях, когда в неформальной беседе решаются небольшие кадровые задачи. Личностные качества характеризуют внешний образ сотрудника, который достаточно стабильно проявляется в коллективе и является неотъемлемой частью социологии личности. Личностные качества можно разделить на деловые (организационные), которые необходимы для выполнения конкретных функций и задач, и моральные (нравственные), отражающие проявление личной морали человека. В кадровой работе необходимо также знать достоинства и недостатки сотрудников, исходя из которых им подбирается рабочее место, намечается служебная карьера и обеспечивается продвижение. Перечень личностных качеств, достоинств и недостатков приведен в анкете Вакансия. Мораль является особой формой общественного сознания, регулирующего действия и поведение человека в обществе с помощью нравственных норм. В процессе исторического развития человечества нравственные нормы получили обыденное выражение в виде народной мудрости и идейное обоснование в религиозных учениях на основе идеалов добра и зла, чести и бесчестия, мудрости и глупости, одобрения или осуждения и др. Не случайно в религии наряду с образом Бога постоянно соседствуют образы ангела и дьявола (11). В светском обществе вполне допустимо наличие нескольких моралей: государственной, общественной, религиозной, групповой и личной. В период построения социалистического общества в СССР был разработан Моральный кодекс строителя коммунизма, в котором нашли отражение как нормы поведения человека в идеальном коммунистическом обществе, так и христианские нормы. Однако этот кодекс был значительно выше реальных моральных норм поведения людей, а в условиях двойной морали и социалистической уравниловки он со временем превратился в предмет насмешек. В настоящее время лучшие западные компании (Sony, Nissan, Ford, IBM, Mitsubishi) формирование корпоративной морали и культуры ставят в качестве первоочередной задачи.

3.Основные задачи социологии управления.

Изучение реальных факторов управленческой деятельности ,

Выделение наиболее важных, типичных факторов управленческой деятельности,что позволит выявить тенденции развития и изменения процессов управлен ия

Обьяснение появления новшеств в системе и структуре управленческой деятельности,а так же причин возникновения новых практических способов их реализации в управленческих процессах.

Прогнозирование наиболее вероятных направлений и сценариев развития управленческой деятельности в будущем

Формулирование научно обоснованных рекомендаций по совершенствованию системы упарвления.

5 социальная сущность и принципы управления .

Системность –рассмотрение объекта исследования как системы

Комплексность-обьект исследования рассматривается с учетом тенденций развития и взаимодействия с внешней средой

Обьективность- реальное отображение обьекта исследования

Конкретность- учет конкретного окружения при анализе обьекта исследования

Историзм-рассмотрение обьекта исследования в динамике его развития

Единство теории и практики- доказательство теоритических постулатов практикой.

Сущноть социологического подхода к упрвалению выражается в выявлении и изучении заимосвязанных между собой направлений , социология управления

Рассматривает органы управления как социальные системы, что позволяет комплексно изучать подбор, расстановку, воспитание управленческих кадров и отношения ,возникающие в процессе выполнение людьми управленческих функций,

Изучает постановку и реализацию социальных целей управления сквозь призму соц критериев , соц последствия принимаемых управленческих решений.

Занимается проблемами целенаправленного воздействия управляющей подсистемы на управляемые и определенные отношения (дисциплина, исполнительность), котрые возникают в процессе управления.

Соц управления изучает проблемы внутригруппового регулирования и соц организации процессе производства.

Социология рассматривает управление как постоянно осуществляющиеся социальный процесс целесообразного воздействия на управляемую систему.Для достижения организационных целей разрабатывается стратегия управления.Эффективная деятельность организации возможна лишь при учете соц фактора.

6 Классическая школа организации и управления.

В рамках классической школы выработаны первые научные предстваления о содержании процесса управления организацией, не потерявшие своего значения и в наше время.

Школа научног управления- представители: ФУ Тейлор, Л Ганнт, Г Форд.отцом основателем явл Ф,У, Тейлор.он сформулировал основы нвучной организации труда :администрацией вырабатывается научный фундамент взамен старых, сугубо практических методов работы для каждого отдельного элемента организации во всех разновидностях труда,применяемых на производстве:осуществляется подбор и обучение сотрудников на основе научно установленных , формирование доверительного сотрудничества между администрацией и работниками в деле практического внедрения научной организацией труда, раномерное распределение обязнностей и ответственности между работниками и администрацией на основе принципа справедливости.

На отдельном предприятии ФУ Тейлор предлагал внедрить следующ рациональные методы :расчленение производственных операций на составные элементы,управление – активный фактор производства, разделение труда в сфере управления, планирование как особую функцию управления, принцип принудительной централизации орудий труда, технологических процессов,условий и методов труда, введение карт интсрукций, научно обоснованных норм труда, оплаты труда, стимулирующий рост выработки,строгое иерархическое подчинение,сотрудничество администрации и рабочих.

Харрингтон Эмерсон акцентировал внимание на: четкой постановке целей для каждого уровня управления, использование здравого смысла при анализе новой ситуации,компертентность консультирования, справедливое отношение к работникам,система вознаграждений за производственность труда.

Г.Форд внедрял :организацию массового поточного производчтва , стандартизацию, унификацию технологич процессов, четкую систему контроля и планирования.

Административное управление, представители : А. Файоль,Л. Урвик,Д.Муни,А. Рейли.Занимались формированием рациональной системы мер как производства, так и управления, введение впрактику функций управления.

А.Файоль предложил 14 принципов.1Структурные принципы : разделение труда, единство цели и руководства, соотношение централизации и децентрализации, власть и ответственность, скалярная цепь управления.

2. Принципы процесса :справедливость, вознаграждение, дисциплина, единство команды, подчинение личного интереса интересам организации.

3. Принципы конечного результата:порядок , стабильность,инициатива, корпоративный дух.

Основные положения: соответствие людей структуре организации, создание спец штаба, сопоставимость прав и ответственности диапазон контроля.

Бюрократическая теория М.Вебера.

Использовал данный термин для обозначения идеального образа эффектиного управления соц структурами и членами организац. Бюрократию рассматривал как необходимый элемент капиталистич отношений и сравнивал ее с машиной, иные формы организации , по его мнению соответствуют немеханизированным методам производства.Бюрократия по Веберу представляет собой коненую стадию деперсонализации.Это служит формированию опред позиции чиновника :бюрократич должность –профессия.. соц статус чиновника гарантирован табалем о рангах. Назначенный чиновник работает зачастую более точно с технической точки зрения, так как его карьерный рост будет определять его функциональные особенности. Жизненная установка чиновника-работа на всю жизнь, зарплата фиксирована и не зависит от отношения к выполненной работе.ориентация на карьеру внутри иерархического порядка.

    1. школа человеческих отношений.

Представители: Э Мэйо, Ф, Ротлисбергер, У. Диксон, ,Д. Мак-грегор, Р. Лайкерт, А. Маслоу

В основе концепции Э.Мэйо –человек –животное социальное , ориентированное на групповое поведение, жесткая сисиетма иерархического подчинения и бюрократическая организация не соответствуют природе человека и его стремлению свободе, для обеспечения стабильности в обществе и удовлетворении работниками своим трудом руководитель должен в боьшей степени быть ориентирован на людей, чем на производство.

Главн результат Хортонского эксперимента – разработка процедуры оптимизации неформальных отношений среди рабочих, взаимоотношения между рабочими и администрацией.В ходе оторского эксперимента были опровергнуты представления классической школы управления о неоспоримой значимости в повышении производительности труда всесторонне разработанных трудовых операций и экономического стимулирования и выявлена сложная структура челов мотивации.В рамках школы разрабатывались содержательные модели мотивации.в которых была принята попытка сочетать логику внешнего стимулирования мотивации с представлениями о сложной иерархической структуре потребностей человека как источника мотивации.

Абрахам Маслоу определил мотивацию как узучение предельных целей человека и сформулировал три основных допущения теории потребностей: ряд человеч потребностей никогда не могут быть удовлетворены , наличие частичной или полной неудовлетворенной потребности побуждает человека к действию, сущ иерархия потербностей : потребности низшего(физиологич ) и высшего(соц связи) уровня.Причем актуальность высших потребностей возникает по мере удовлетворения низших потребностей.

8 Системный подход.

Представители: Д Марч, Г. Саймон,А. Этциони.

В рамках школы акцентировалось внимание :

На анализе частей системы (к которым относили :индивидов, группы,групповые отношения, связанные определенными организационными формами формальных и нефомальных структур , каналами коммуникаций и процессами принятия решений)и взаимодействия между ними.

Анализе жизнедеятельности организации.

Трактовке организации как открытой системы, что обеспечило изучение проблемы внутреннего равновесия баланса с внешней средой.

Соотношении формальной и неформальной системы организации

Изучении механизмов принятия управленческих решений

Проблеме идентификации работника с организацией, механизмах развития и освоения организационной культуры

Природе организационного конфликта и механизмах его разрешения.

В целом системный подход позволил взглянуть на организацию как на соц систему, в которой наличествуют как минимум 2 обязательные взаимосвязанные и взаимозависимые подсистемы : технико –технологическая и социалная .таким образом, представители системного подхода рассматривали управляемую систему не автономно , а в ее взаимозависимости с окружающей средой, изучали методы адаптации системы к изменяющимся внешним условиям , важным методологическим достижениям является введение понятия подсистемы как составляющей сложной системы, основными задачами анализа явл. Мотивы поведения человека , выявление его целевой ориентации ,системы стимулов, в основе анализа соц процессов лежат экономико-математич методы, теория игр, теория информации.

9. Ситуационный подход.

Сложился в США в конце 60гг.

Представители : Ф. Филлер, Роберт Дж Хаус, Террас Р., Митчелл акцентировали внимание на проблеме стилей руководства в организации. Отказ от поиска универсального стиля управления, должного обеспечивать эффективность деятельности организации в любых ситуациях и времени, позволил подойти выявлению условий применимости разных стилей.

Ф.Филлером были выявлены след факторы, определяющие поведение руководителя :отношение руководителя к подчиненным, структура решаемых задач, должностное положение.Выявилась зависимость стиля руководства от типа ситуации и сложной комбинации этих факторов.

Следовательно, ситуационный подход позволяет руководителю использовать способы, обеспечивающие эффективное достижение основной цели организации в конретных условиях, а так же понимание и учет факторов, являющ значимыми в данной ситуации.Методология ситуац подхода может быть представлена как 4 шаговый процесс:

Знание средств профессионального управления, доказавших свою эффективность , то есть понимание процесса управления, индивидуального и группового поведения, системного анализа, методов планирования и контроля, количественных методов принятия решений

Предвидение вероятных, как +, так и – последствий применения конкретной методики или концепции.

Правильная интепритация ситуации , те определение наиболее значимых факторов для конктретной ситуации, возможный эффект от их применения.

Соединение конкретных приемов, дающих минимальный отрицательный эффект.

14. организация: понятие. Признаки,виды.

Организация- сложный организм, в котором переплетаются индивидуальные и групповые интересы, стимулы и ограничения, имеющий свой облик, традиции, культуру, репутацию.

Существуют различные трактовки термина организация, которые можно сгруппировать по след напралениям:

Организация как процесс представляет совокупность действий, направленных на образование и совершенствование взаимосвязей между частями целого .

Организация как частная управленческая функция –как стандартный элемент управленческой деятельности .

Организация как соц обьект и коллективный субьект деятельности, что обеспечивает ее понимание как источника организационного воздействия и место его применения.

Совместная деятельность двух и более людей, единая цель, организационная структура, взаимодействие с внешней средой, наличие ресурсов ,соц средства регламентации.

15. социальная организация.:понятие, признаки .

Под соц организац понимаются любые организационные челов сообщества или совокупность взаимосвязанных соц групп.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.