Слуховая вестибулярная суставно мышечное чувство интероцепция

Для обеспечения безопасности движения совершенно необходимо ограничение скорости. Однако это нельзя решить однозначно. Степень ограничения зависит от многих факторов, к которым в первую очередь можно отнести условия видимости.

Пределы скорости определяются психофизиологическими возможностями человека. В настоящее время требования, предъявляемые дорожной обстановкой к водителю, нередко превышают его возможности.

В этом случае возникает дефицит времени, который является следствием высокого темпа работы, превышающего функциональные возможности водителя. В условиях интенсивного дорожного движения или при управлении автомобилем на больших скоростях водитель работает преимущественно в навязанном темпе. В этих условиях всю информацию от дороги он получает за ограниченное время. Вследствие быстрого изменения дорожной обстановки ограничено и время, в течение которого он должен отреагировать. Навязанный темп деятельности особенно выражен в неожиданно возникающих критических дорожных ситуациях. В результате возникающего при этом дефицита времени водитель не успевает воспринимать необходимую для безопасного управления автомобилем информацию, допускает ошибки, которые иногда приводят к ДТП.


Поле зрения человека с увеличением скорости автомобиля суживается. Сужение поля зрения происходит в результате уменьшения угла бинокулярного зрения, т. е. зрения двумя глазами. Чем больше скорость, тем меньшим временем располагает водитель для того, чтобы отвести взгляд в сторону от дороги без риска совершить ошибку в управлении автомобилем. В результате с увеличением скорости все более узкое пространство дороги он способен воспринять. При сужении поля зрения увеличивается опасность столкновения или наезда на пешехода, который перемещается с обочины дороги к ее центру. Необходимо также учитывать, что, когда два автомобиля проносятся на большой скорости навстречу друг другу, то вследствие сужения поля зрения иногда водители перестают видеть встречные автомобили раньше, чем они поравняются друг с другом. При возрастании скорости увеличивается дальность сосредоточения взгляда на дороге. Это объясняется тем, что для зрительного восприятия необходимо фиксировать объект на светочувствительной оболочке глаза (сетчатке) в течение 0,1—0,3 с. Перемещение до воспринимаемого объекта не должно превышать этого времени. Поэтому чем больше скорость автомобиля, тем на большем расстоянии водитель вынужден фиксировать взгляд для восприятия покрытия и объектов дорожной обстановки. На рисунке а, б, в, г — положение точек фиксации при скоростях 20, 40, 60, 80 км/ч соответственно; д — поле концентрации внимания водителя (по Е. М. Лобанову).

Возможность наезда на объекты, которые могут появиться на расстоянии, где водитель не может их увидеть, рассмотреть, а следовательно, и отреагировать, увеличивает опасность дорожно-транспортных происшествий. Особенно опасно движение на высоких скоростях в группе автомобилей, когда они движутся на близком расстоянии друг от друга, и водители лишены свободы маневра. В таких условиях водитель вынужден быть предельно собранным и внимательным. Однако нервно-психическое напряжение, которое при этом быстро возникает, утомляет водителей, что может быть причиной ошибок и ДТП.

Движение на больших скоростях опасно также и потому, что в 2—3 раза возрастает время реакций водителя и одновременно увеличивается тормозной путь, который проходит автомобиль за это время. Увеличение времени реакций на больших скоростях объясняется тем, что водитель вынужден воспринимать огромный объем информации в условиях дефицита времени и в состоянии выраженного нервно-психического напряжения. Кроме того, дорожные объекты, воспринимаемые на большем расстоянии при ограниченном времени их фиксации, трудно оценить, что увеличивает время ответных действий.

Для безопасности дорожного движения большое значение имеет умение водителя правильно оценивать скорость движения автомобиля. Однако даже опытные водители нередко переоценивают свои возможности в оценке скорости. При этом в 40% случаев они допускают ошибки в сторону занижения скорости своего автомобиля. Специальное исследование 55 водителей-профессионалов показало, что только 35% из них умеют правильно определять скорость.

Ощущение скорости зависит от расстояния между глазами водителя и дорожным покрытием или объектами на обочине дороги. С уменьшением этого расстояния скорость воспринимается как большая, а с увеличением — как меньшая. Поэтому на дорогах, которые проходят в степи, где нет объектов на обочине дороги, скорость недооценивается. На дорогах через лес, горы скорость переоценивается. Переоценивается скорость и на узких городских улицах и недооценивается на широких проспектах.

При выборе безопасной скорости, особенно на тех участках дороги, где она неограничена, водитель должен учитывать конкретную дорожную обстановку: дорожные условия, видимость, обзорность, а также свои возможности. Но водители дорожную обстановку оценивают по-разному в зависимости от опыта и индивидуальных черт. В результате около 15% водителей ведут автомобили, значительно превышая скорость основного транспортного потока. Это создает опасные ситуации при неожиданном возникновении каких-либо препятствий на дороге.

11. Другие системы восприятия (слуховая система, вестибулярная система, суставно-мышечное чувство, интероцепция) и их значение в деятельности водителя;

Слуховая система — одна из важнейших дистантных сенсорных систем человека в связи с возникновением у него речи как средства межличностного общения. Акустические (звуковые) сигналы представляют собой колебания воздуха с разной частотой и силой. Они возбуждают слуховые рецепторы, находящиеся в улитке внутреннего уха. Рецепторы активируют первые слуховые нейроны, после чего сенсорная информация передается в слуховую область коры большого мозга через ряд последовательных отделов, которых особенно много в слуховой системе.

Вестибулярная система играет наряду со зрительной и соматосенсорной системами ведущую роль в пространственной ориентировке человека. Она получает, передает и анализирует информацию об ускорениях или замедлениях, возникающих в процессе прямолинейного или вращательного движения, а также при изменении положения головы в пространстве. При равномерном движении или в условиях покоя рецепторы вестибулярной сенсорной системы не возбуждаются. Импульсы от вестибулорецепторов вызывают перераспределение тонуса скелетной мускулатуры, что обеспечивает сохранение равновесия тела. Эти влияния осуществляются рефлекторным путем через ряд отделов ЦНС.

Суставно-мышечное чувство, или чувство положения и дви­жения, определяется распознаванием пассивных движений в суставах. Утрата суставно-мышечного чувства вызывает расстройство движений, называемое сенситивной атаксией. Человек теряет представление о положении частей своего тела в пространстве: утрачивается представление о направлении и объеме движе­ния. Возможны как статическая, так и динамическая атаксия, особенно усиливающаяся при исключении контроля зрения.

Интероцепция — процесс информационных взаимодействий с участием интероцепторов (расположенных во внутренних органах рецепторов) и центральной нервной системы.

Все эти системы восприятия играют серьезную роль для водителя. Нарушение какой-то из них ведет к ошибочному оцениванию обстановки во время движения.

12. Влияние скорости движения транспортного средства, алкоголя, медикаментов и эмоциональных состояний водителя на восприятие дорожной обстановки;

Чем больше ваша скорость, тем больше должна быть область дороги, которую вы контролируете.
При увеличении скорости движения видимая область обстановки впереди уменьшается. Поэтому на больших скоростях ваш взгляд должен быть более подвижным. Не концентрируйте его в одной точке. Осматривайте обстановку сбоку.

При любых физических недомоганиях, даже если вы не принимаете их всерьез, следует воздержаться от управления автомобилем. А уж явные проявления болезни, такие как рвота, тошнота, безоговорочно отменяют управление автомобилем. И не стоит в этом случае уповать на успокаивающие лекарства, с ними надо быть вдвойне осторожными. Так, недопустимо принимать перед поездкой снотворные, наркотические, болеутоляющие, психофармакологические и даже некоторые лекарства от кашля. Нельзя садиться за руль сразу же после удаления зубов или хирургического вмешательства, где применялось местное обезболивание. Даже самые, на первый взгляд, безобидные таблетки от головной боли не безвредны, так как часто содержат снотворное, которое тормозит деятельность центральной нервной системы. У водителей, принимающих лекарства, риск попасть в дорожное происшествие в 1,5 – 3 раза выше, чем у тех, кто их не принимает.

Большую коварность, чем физическое недомогание таят в себе психические сдвиги под воздействием наркотиков. Изменение в характере, раздражительность, возбуждение или подавленность могут вызываться многими медикаментами. Лекарства, содержащие наркотики, могут вызывать нарушение мышления, недостаточность воли и внимания, беспокойство и нарушение речи. Особенно опасны транквилизаторы – элениум, седуксен, мепробамат. Под воздействием этих таблеток человек становится сонным, снижается точность его движений и их согласованность, ослабевает внимание, значительно снижается скорость реагирования. Поскольку все лекарства, действующие на психику, усиливают действие алкоголя, принимать спиртное даже в малых количествах очень опасно. Многие снотворные и стимулирующие средства очень медленно выводятся из крови, и их действие сказывается довольно продолжительное время. На полное удаление некоторых снотворных средств из организма уходит около 10 дней. При постоянном употреблении их происходит хроническое отравление, которое по сути дела является легким наркозом.

Врачи не советуют садиться за руль после просмотра телепередачи, так как светом кинескопа раздражается глазной нерв, поэтому при движении часто упускаются опасные ситуации. Курение заметно снижается работоспособность водителя. Табачный дым действует на человека как наркотическое средство, вызывающее состояние расслабления и препятствующее концентрации внимания. Под влиянием никотина кровеносные сосуды головного мозга на короткое время расширяются, и кратковременно снимаются явления усталости. Но затем сосуды резко сужаются, кровь поступает к головному мозгу в ограниченном количестве, и наступает еще большая усталость.

Особенно опасно курение в ночное время, так как под действием табачного дыма светочувствительность сетчатки глаз уменьшается. Кроме того, дым образует на внутренней поверхности стекол налет, который снижает прозрачность окон. Если вы не можете обойтись без сигареты, лучший выход – остановиться на 2 – 3 минуты и перекурить на свежем воздухе.

Каждый водитель должен знать, что алкоголь поступает через стенки желудка в кровь. Кровь переносит алкоголь во все органы и в мозг. Всасывание алкоголя и распределение его в тканях продолжается 30 – 90 минут. При пустом желудке процесс ускоряется до 30 – 40 минут. Алкоголь в основном выводится из организма печенью, и очень малая часть уходит с дыханием, потом и мочой. У здорового мужчины содержание алкоголя уменьшается на 0,1 – 0,15 промилле за 1 час., у женщины – 0,085 – 0,1.

В движении опасно не только сильное опьянение водителя. Обычно к тяжелым авариям приводит именно легкое опьянение. Водитель думает, что дорога принадлежит ему одному и для него не существует опасностей. После двух стаканов пива восприимчивость к перемещающимся источникам света заметно ухудшается. После четырех стаканов (примерное содержание алкоголя в крови 0,9) ухудшается чувство скорости.

При содержании алкоголя 0,6 время реакции и, следовательно, остановочный путь увеличиваются в несколько раз. Самое опасное в этом то, что водитель не знает, что находится в такой степени опьянения. Своих ошибок он не замечает. Наоборот, чувствует себя суперменом.

С увеличением содержания алкоголя в крови риск ранения при ДТП возрастает: он в 65 раз выше у водителей с промилле 1,5 единицы, чем у водителей с промилле до 0,5. В среднем для всех водителей с уровнем алкоголя в крови в 0,5 промилле риск ранения возрастает в 25 раз. Никакой другой из известных факторов риска не увеличивает вероятность гибели настолько, как алкогольное опьянение водителей. У водителей с промилле более 1,5 промилле риск гибели в 100 раз выше, чем у водителей с промилле до 0,5.

13. Память; виды памяти и их значение для накопления профессионального опыта;

Память — это сложный психический процесс, состоящий из нескольких частных процессов, связанных друг с другом. Все закрепление знаний и навыков относится к работе памяти. Соответственно этому перед психологической наукой стоит ряд сложных проблем. Она ставит перед собой задачу изучения того, как запечатлеваются следы, каковы физиологические механизмы этого процесса, какие приемы могут позволить расширить объем запечатленного материала.

В качестве наиболее общего основания для выделения различных видов памяти выступает зависимость ее характеристик от особенностей деятельности по запоминанию и воспроизведению.

При этом отдельные виды памяти вычленяются в соответствии с тремя основными критериями:

§ по характеру психической активности, преобладающей в деятельности, память делят на двигательную, эмоциональную, образную и словесно-логическую;

§ по характеру целей деятельности — на непроизвольную и произвольную;

§ по продолжительности закрепления и сохранения материалов (в связи с его ролью и местом в деятельности) — на кратковременную, долговременную и оперативную.

Непосредственный отпечаток сенсорной информации. Эта система удерживает довольно точную и полную картину мира, воспринимаемую органами чувств. Длительность сохранения картины очень невелика — 0,1-0,5 с.

1. Похлопайте 4 пальцами по своей руке. Проследите за непосредственными ощущениями, за тем, как они исчезают, так что сначала у вас еще сохраняется реальное ощущение похлопывания, а затем — лишь воспоминание о том, что оно было.

2. Поводите карандаш или просто палец взад и вперед перед глазами, глядя прямо перед собой. Обратите внимание на расплывчатый образ, следующий за движущимся предметом.

3. Закройте глаза, затем откройте их на мгновение и закройте снова. Последите за тем, как увиденная вами четкая, ясная картина сохраняется некоторое время, а затем медленно исчезает.

Слуховая сенсорная система человека по своему значению является второй после зрительной сенсорной системы. Особую роль она приобретает у человека в связи с возникновением речи.

Рецепторные клетки системы расположены в улитке внутреннего уха и входят в состав кортиева органа. От рецепторов по волокнам улиткового нерва импульсы достигают вентрального ядра. Далее слуховая информация направляется к ядрам оливы, а от них по волокнам латеральной (слуховой) петли к медиальным коленчатым телам и нижним холмикам четверохолмия. От медиального коленчатого тела в составе внутренней капсулы импульсы достигают слуховой зоны коры и других слуховых центров височной доли мозга по волокнам слуховой лучистости.

(organum auditos) представлен:

1 – наружным ухом

2 – средним ухом

3 – внутренним ухом

Наружное ухо состоит из ушной раковины и наружного слухового прохода. Оба образования выполняют функцию улавливания звуковых колебаний. Границей между наружным и средним ухом является барабанная перепонка – первый элемент аппарата механической передачи колебаний звуковых волн.

Среднее ухо состоит из барабанной полости и слуховой (евстахиевой) трубы.

Барабанная полость лежит в толще пирамиды височной кости. Ее емкость приблизительно равна 1 куб. см. Стенки барабанной полости выстланы слизистой оболочкой (мерцательный эпителий, как слизистая дыхательных путей). В полости содержатся три слуховые косточки (молоточек, наковальня и стремечко), соединенные между собой суставами. Рукоятка молоточка прикрепляется изнутри к барабанной перепонке, образуя втягивание в ее центре (пупок - umbo). Основание стремечка упирается в мембрану овального окна. Цепь слуховых косточек передает механические колебания барабанной перепонки на мембрану овального окна и структуры внутреннего уха.

Слуховая (евстахиева) труба соединяет барабанную полость с носоглоткой. Ее стенки выстланы слизистой оболочкой. Труба служит для выравнивания внутреннего и наружного давления воздуха на барабанную перепонку.

Внутреннее ухо представлено костным лабиринтом, а также лежащим внутри костного и повторяющим его конструкцию перепончатым лабиринтом.

Костный лабиринт включает в себя:

3. полукружные каналы

Улитка является вместилищем органа слуха. Она имеет вид костного канала, имеющего 2.5 оборота и постоянно расширяющегося. На всем протяжении этот канал разделен двумя перепонками:

1. вестибулярной мембраной (Рейснера)

2. базальной мембраной

Эти мембраны на вершине улитки соединяются. В этом месте имеется отверстие – геликотрема. Костный канал улитки за счет вестибулярной и базальной пластинок разделяются на три узких хода:

1. верхний (лестница преддверия)

2. средний (улитковый проток)

3. нижний (барабанная лестница)

Обе лестницы заполнены жидкостью – (перилимфой), а улитковый проток содержит в себе эндолимфу.

Вестибулярный орган (орган равновесия) располагается в преддверии и полукружных каналах внутреннего уха. Полукружные каналы – это костные узкие ходы, расположенные в трех взаимно перпендикулярных плоскостях. Концы каналов несколько расширены и называются ампулами. В каналах лежат полукружные протоки перепончатого лабиринта.

Преддверие содержит в себе два мешочка:

1. Эллиптический (маточка, утрикулюс)

2. Сферический (саккулюс))

В обоих мешочках преддверия имеются возвышения, называемые пятнами. В пятнах сосредоточены рецепторные волосковые клетки. Волоски обращены внутрь мешочков и прикреплены к кристаллическим камешкам – отолитам и желеобразной отолитовой мембране.

В ампулах полукружных протоков рецепторные клетки образуют скопление – ампулярные кристы. Возбуждение рецепторов здесь происходит за счет перемещения эндолимфы в протоках.

Раздражение отолитовых рецепторов или рецепторов полукружных протоков происходит в зависимости от характера движения. Отолитовый аппарат возбуждается при ускоряющихся и замедляющихся прямолинейных движениях, тряске, качке, наклоне тела или головы в сторону, при которых изменяется давление отолитов на рецепторные клетки. Рецепторы полукружных протоков раздражаются в момент ускоренного или замедленного вращательного движения в горизонтальной, сагитальной или фронтальной плоскости за счет движения в протоках эндолимфы.

При возбуждении вестибулярного аппарата возникают различные рефлекторные реакции:

1. Двигательного характера (вестибуломоторные)

2. Изменяющие работу внутренних органов (вестибуловегетативные)

3. Разнообразные ощущения (вестибулосенсорные реакции)

Примером первых являются особые движения глаз – нистагм после выполнения вращательной пробы. При этом глаза сначала медленно движутся в сторону противоположную вращению, а затем очень быстро – в сторону направления вращения.

Примером реакции второго типа являются изменения сердечного ритма, ослабление тонуса стенок сосудов, падение АД, усиление моторики желудка и кишечника, рвота.

Реакции третьего типа проявляются как чувство головокружения, нарушения ориентации в окружающем пространстве, ощущение тошноты.

Вестибулярный аппарат участвует в регуляции и перераспределении мышечного тонуса, чем обеспечивается сохранение позы, компенсация состояния неустойчивого равновесия при вертикальном положении тела (стоя).

[3] По данным Института физиологии им. И.П. Павлова (В.Д. Глезер) левое полушарие головного мозга обрабатывает зрительную информацию идя от целого к частному, а правое полушарие – наоборот, от частного к целому. между анализом зрительных впечатлений и собственно мышлением нет четкой границы и мы вправе предложить ту же двойственность и для мыслительных процессов. Мужчина может выбрать между двумя способами мышления (дедуктивным и индуктивным), а женщина – строго левополушарный тип.

Физиология вестибулярной и двигательной сенсорных систем

Значение вестибулярной сенсорной системы, ее структура.

Рефлексы, вызываемые при нормальном раздражении вестибулярной сенсорной системы.

Тренировка вестибулярного аппарата с помощью физических упражнений.

Роль двигательной сенсорной системы в функциях организма. Структура двигательной сенсорной системы.

Роль тренера (учителя физической культуры) в развитии кожно-мышечного чувства.

Физиология вестибулярной и двигательной сенсорных систем

Вестибулярная сенсорная система играет важную роль в пространственной ориентации человека. Она воспринимает и передает в центральную нервную систему информацию, дающую возможность анализировать изменение силы тяжести (гравитации), ускорения (линейного, углового) или замедление движений тела, способствует перераспределению тонуса скелетной мускулатуры и сохранению равновесия.

Двигательная сенсорная система служит для анализа состояния двигательного аппарата — его движения и положения. Информация о степени сокращения скелетных мышц, натяжении сухожилий, изменении суставных углов необходима для регуляции двигательных актов и поз.

Значение вестибулярной сенсорной системы, ее структура

Вестибулярная сенсорная система служит для анализа положения и движения тела в пространстве. Это одна из древнейших сенсорных систем, развившаяся в условиях действия силы тяжести на земле. Импульсы вестибулярного аппарата используются в организме для поддержания равновесия тела, для регуляции и сохранения позы, для пространственной организации движений человека.

Вестибулярная сенсорная система играет ведущую роль в пространственной ориентировке человека. Она получает, передает и анализирует информацию об ускорениях, возникающих в процессе прямолинейного или вращательного движения, а также при изменении положения головы относительно поля тяготения. Импульсы от вестибулярных рецепторов вызывают перераспределение тонуса скелетной мускулатуры, что обеспечивает сохранение равновесия тела. Эти влияния осуществляются рефлекторным путем через ряд отделов ЦНС.

Периферический отдел вестибулярной системы - вестибулярный аппарат внутреннего уха, представленный преддверием и полукружными каналами, где расположены рецепторы, чувствительные к положению головы относительно гравитационного поля и ускорению.


Рисунок 1.

Проводниковый отдел - это вестибулярные волокна слухового нерва, вестибулярные ядра продолговатого мозга, ядра таламуса.

Тела первых нейронов находятся в вестибулярном ганглии. Их аксоны образуют вестибулярную часть VIII пары черепно-мозговых нервов

Вторые нейроны образуют вестибулярные ядра продолговатого мозга (латеральное (Дейтерса), верхнее (Бехтерева), медиальное (Швальбе), нижнее (Роллера).

Третьи нейроны находятся в ядрах таламуса.

Проводниковый отдел начинается от рецепторов волокнами биполярной клетки (первого нейрона) вестибулярного узла, расположенного в височной кости, другие отростки этих нейронов образуют вестибулярный нерв и вместе со слуховым нервом в составе 8-ой пары черепно-мозговых нервов входят в продолговатый мозг; в вестибулярных ядрах продолговатого мозга находятся вторые нейроны, импульсы от которых поступают к третьим нейронам в таламусе (промежуточный мозг).


Рисунок 2.

Центральный (корковый) отдел расположен в коре теменной (постцентральная извилина) и височной долей (задние отделы верхней и средней височной извилины).

Центральный (корковый) отдел представляют четвертые нейроны, часть которых представлена в проекционном (первичном) поле вестибулярной системы в височной области коры, а другая часть — находится в непосредственной близости к пирамидным нейронам моторной области коры и в постцентральной извилине.

Рефлексы, вызываемые при нормальном раздражении вестибулярной сенсорной системы

Рефлексы, вызываемые при нормальном раздражении вестибулярного анализатора, имеют важное значение, как для анализа положения и перемещений головы в пространстве, так и для активации тонуса мышц и поддержания равновесия тела. Существенное влияние вестибулярные рефлексы оказывают (в частности, при значительных раздражениях вестибулярного аппарата) на вегетативные функции.

Адекватными раздражителями для аппарата преддверия являются сила земного притяжения, ускорения при прямолинейных движениях и центробежная сила.

При увеличении давления отолитовой мембраны маточки на чувствительные клетки рефлекторно повышается тонус сгибателей конечностей, туловища и шеи и снижается тонус их разгибателей. Это наблюдается, например, при быстром подъеме и спуске в виде так называемых лифтных рефлексов. В начале подъема и при окончании спуска происходит сгибание конечностей, шеи и туловища, при окончании подъема и в начале спуска – их разгибание.

С увеличением давления на рецепторы мешочка на той же стороне тела рефлекторно повышается тонус отводящих мышц конечностей и боковых мышц шеи и туловища, при уменьшении давления – тонус их понижается. Эти рефлексы играют важную роль в сохранении равновесия тела при перемещениях во фронтальной плоскости в борьбе, спортивных играх и др.

Для полукружных каналов адекватными раздражениями являются

угловые ускорения и ускорение Кориолиса (добавочное ускорение, достигаемое, например, путем наклона головы вниз при вращении человека вокруг вертикальной оси).

Угловое и добавочное ускорения вызывают у человека нистагм, т.е. вынужденные ритмические движения глазных яблок (нистагм глаз) и головы (нистагм головы). Нистагм характеризуется движением, состоящим из двух компонентов: медленного, противоположного стороне вращения, и быстрого, направленного в сторону вращения. Общее направление нистагма определяют по быстрому компоненту. По прекращении вращения нистагм продолжается еще некоторое время, но уже в направлении против вращения. Это изменение направления нистагма объясняется тем, что после остановки движения ток эндолимфы в полукружных каналах в силу инерции приобретает противоположное действие.

Кроме нистагма во время и после вращения наблюдается изменение тонуса мышц. Вследствие этого после вращения человек не всегда может идти прямолинейно и отклоняется в ту сторону, на которой уменьшился тонус мышц.

Тренировка вестибулярного аппарата с помощью физических упражнений

В результате тренировки в гимнастических упражнениях, прыжках на батуте, прыжках в воду и др. снижаются пороги вестибулярной чувствительности. Это позволяет определять даже малейшие перемещения тела, при которых происходит и смещение головы. Устойчивость к сильному или длительному раздражению вестибулярного аппарата варьирует у различных лиц в широких пределах. Одни из них укачиваются даже при езде в трамвае или в автомобиле, другие же сохраняют нормальное состояние и при значительном раздражении этого анализатора, например при выполнении фигур высшего пилотажа в авиации, при сильной качке на кораблях.

Повышению устойчивости организма к укачиванию особенно способствуют физические упражнения, связанные с различными вращениями и быстрыми поворотами (круговые движения туловища, кувырки, обороты на перекладине, вращение на кольцах, фигурное


Примерный комплекс упражнений для тренировки вестибулярного аппарата:

Исходное положение: ноги прямо, пятки вместе, руки опущены.

Наклон головы вниз - выдох, поднять голову вверх - вдох.

Повороты головы влево, вправо 10-15 раз.

Наклоны головы к левому плечу, исходное положение, наклоны к правому плечу 10-15 раз.

Круговое движение головой слева направо и справа налево. Опуская голову - выдох, поднимая - вдох.

Через 8-10 дней занятий следует ввести дополнительные упражнения:
Исходное положение: руки опущены, ноги шире плеч.
Вдох. Выдыхая, наклониться к левой ноге, потянуться к ней руками, вернуться в исходное положение, то же к правой ноге.

Руки на поясе - вдох, повернуть туловище вправо - выдох, то же влево.

Руками взяться за сиденье стула, отвести туловище назад - вдох, вернуться в исходное положение - выдох.

Каждое упражнение повторить 8-10 раз. Упражнения делаются в спокойном равномерном темпе, без рывков. Дыхание должно быть спокойным, через нос. Через 10 дней занятий этот комплекс упражнений выполняется в положении стоя, ноги на ширине плеч, держась рукой за спинку стула. Через 20 дней при отсутствии отрицательных явлений можно обойтись без помощи стула, стоя без поддержки. Исходное положение: ноги шире плеч, руки опущены.

На этом этапе занятий можно добавить следующие упражнения.
Руки поднять вверх- вдох, наклониться вперед, стараясь коснуться руками пола, - выдох. Дыхание ритмичное, через нос. Упражнение выполняется сначала с открытыми глазами, затем с закрытыми.

Руки на поясе, вращение туловища сначала вправо, затем влево, нагибая туловище вниз - выдох, выпрямляя - вдох.

Руки сжать в кулаки и согнуть в локтях. Выбросить правую руку с силой вперед и влево (голова и туловище при этом совершают полуоборот влево), когда правая рука возвращается в исходное положение, выбросить с силой левую руку.

Дыхание произвольное, упражнение выполняется сначала с открытыми глазами, затем с закрытыми. Каждое упражнение следует выполнять 8-10 раз.

После того как упражнения освоены, в комплекс упражнений надо включить ходьбу. Следует пройти 2 метра вперед и, не оборачиваясь, пройти столько же назад (пройти два раза). Ходят сначала с открытыми, а затем с закрытыми глазами. После того как устойчивость достигнута, переходят к ходьбе с закрытыми глазами как вперед, так и назад. Постепенно количество повторений увеличивают до 10 раз. и т.д.

4. Роль двигательной сенсорной системы в функциях организма. Структура двигательной сенсорной системы.

Двигательная сенсорная система производит анализ состояния двигательного аппарата – его движения и положения, информация о сокращении скелетных мышц, регуляция двигательных актов и поз.
3 отдела входят в состав двигательной сенсорной системы:

1) периферический отдел – проприорецепторы мышц, связок, сухожилий суставных сумок;

2) проводниковый отдел – первый нейрон расположен вне ЦНС - в спинномозговых узлах, один отросток связан с рецептором, другой входит в спинной мозг и передает проприорецепторам импульсы ко вторым нейронам в продолговатом мозге, мозжечке, а далее – третий нейрон – в таламусе.

3) корковый отдел находится в передней центральной извилине коры больших полушарий.

К проприорецепторам относятся мышечные веретена, сухожильные органы Гольджи и суставные рецепторы. Все они являются механорецепторами. Адекватным стимулом для них является растяжение.
Один конец мышечного веретена прикрепляется к мышечным волокнам параллельно, а другой – к волокну. Каждое веретено покрыто капсулой, образованной несколькими слоями клеток, которые в центральной части расширяются и образуют ядерную сумку. Внутри веретена содержится несколько интрафузальных мышечных волокон.

Сухожильные органы расположены в месте перехода мышечных волокон в сухожилия, они информируют нервные центры о степени напряжения мышц и скорости его развития.

Суставные рецепторы информируют о положении отдельных частей тела в пространстве и относительно друг друга.
Сигналы, идущие от рецепторов мышц, сухожилий называют кинестетическими.

Для успешного управления движениями огромное значение имеет информация, поступающая в центральную нервную систему непосредственно от двигательного аппарата. При помощи ее происходит оценка пространственной точности движений, степени мышечного напряжения, скорости передвижений. Чтобы успешно выполнить даже хорошо освоенное движение, необходимо постоянно вносить коррективы (поправки) в двигательный навык. Согласно современным представлениям, это осуществляется посредством так называемой обратной связи (III), которая обеспечивает кору больших полушарий необходимой информацией о выполнении движений, состоянии двигательного аппарата. Воспринимающей частью двигательной сенсорной системы являются рецепторы, расположенные в мышцах, сухожилиях и суставах. В мышцах и сухожилиях имеются рецепторы: мышечные веретена, которые находятся среди мышечных волокон, и сухожильные веретена, расположенные в сухожилиях, фасциях, покрывающих мышцу. Мышечные веретена в основном реагируют на изменение длины мышц. Они удлиняются при растяжении мышц и укорачиваются при ее сокращении. Считают, что посредством этих рецепторов воспринимается скорость расслабления, растяжения мышц. Сухожильные веретена возбуждаются при сокращении мышц, при изменении их напряжения.

Различают три вида проприорецепторов - мышечные веретена, сухожильные органы Гольджи и рецепторы суставов. Таким образом, импульсы, поступающие в ЦНС, дают информацию о длине мышцы и скорость изменения этой длины (мышечные веретена), о напряжении (сокращение) мышцы и скорость его изменения (сухожильные органы Гольджи), о процессах, которые происходят в суставах (рецепторы суставов).

Двигательный анализатор имеет исключительно важное значение для выполнения и разучивания движений. Он контролирует правильность и точность движений.

В двигательной деятельности человека уч аствуют и подкорковые центры, он и регулируют мышечный тонус, уточняют координацию движений во время бега, ходьбы и танца, согласуют деятельность внутренних органов с двигательными рефлексами.

Мозжечок, играет очень большую роль в системе двигательного анализатора. Наличие большого количества связей мозжечка с различными системами само по себе свидетельствует о многообразии и сложности его функций. Главнейшей функцией мозжечка является автоматическая регуляция движений, которая обеспечивает сохранение равновесия тела, точность и соразмерность сложных двигательных актов. При поражении мозжечка чаще всего наблюдаются следующие нарушения: расстраивается походка, так что больной ходит пошатываясь (походка его напоминает походку пьяного человека); в конечностях отмечается так называемое интенционное дрожание.

Роль тренера (учителя физической культуры) в развитии кожно-мышечного чувства

Кожный анализатор. В коже находится большое количество рецепторов. Одни из них воспринимают температурные раздражения, другие - прикосновение и давление на кожу (тактильные). Их особенно много на кончиках пальцев, в коже ладоней, на кончике языка, на губах. Третьи воспринимают болевые раздражения. Возникшее в коже возбуждение по чувствительным нервам и проводящим путям передается в головной мозг в чувствительную зону (область теменных долей), где возникает соответствующее ощущение.

Мышечное чувство. Для человека важное значение имеет мышечно-суставное чувство, позволяющее при закрытых глазах правильно определить положение своего тела, находить предметы. Рецепторы двигательного анализатора находятся в мышцах, сухожилиях, связках и на суставных поверхностях. По нервам возбуждение от мышц и суставов передается в чувствительно-двигательную зону больших полушарий, где возникает ощущение, позволяющее различать изменения в положении отдельных частей и всего тела в пространстве. Благодаря мышечному чувству определяется масса и объем предметов, производится тонкий анализ движений и их координация. При нарушении функции двигательного анализатора походка становится неуверенной, шаткой, человек теряет равновесие.

В основе мышечного чувства лежит работа специальных мышечных рецепторов, которые расположены в скелетных мышцах нашего тела. Возбуждаясь при сокращении или растяжении мышц, они посылают в мозг информацию о функциональном состоянии мышечной системы. Мышечное чувство очень важно для ориентации тела в пространстве, для выполнения человеком координированных движений.

В процессе выполнения специально подобранных упражнений можно не только воздействовать на физическое развитие организма, укрепление здоровья, на развитие функциональных и двигательных способностей человека, но и совершенствовать его психические способности, активизировать восстановление при утомлении.

Список литературы и Интернет ресурсов

Агаджанян, Н.А. Нормальная физиология: Учебник / Н.А. Агаджанян, В.М. Смирнов. — М.: МИА, 2012. — 576 c.

Гайворонский, И.В. Анатомия и физиология человека: Учебник / И.В. Гайворонский. - М.: Академия, 2019. - 208 c

Капилевич, Л.В. Физиология человека. спорт.: Учебное пособие для прикладного бакалавриата / Л.В. Капилевич. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 141 c.

Ковалева, А. В. Физиология высшей нервной деятельности и сенсорных систем: учебник для академического бакалавриата / А. В. Ковалева. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 183 с

Интернет ресурсы

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.