Слабый мышечный тонус при синдроме дауна

Дети с синдромом Дауна имеют очевидные двигательные нарушения, и их двигательное развитие обладает рядом характерных особенностей. По сравнению со своими сверстниками без синдрома Дауна такие дети развиваются медленнее, и формирование базовых навыков продолжается у них до трех — четырех лет. Были выделены две основные характерные особенности моторного развития детей с синдромом Дауна, которые лежат в основе такой задержки:

1) общая мышечная гипотония;

2) отличный от нормативного порядок появления и исчезновения рефлексов (Хендерсон, 1991).

По мнению автора, эти два компонента невозможно отделить друг от друга, поскольку мышечная гипотония сказывается на появлении некоторых рефлексов и на формировании автоматизма двигательных навыков. Мышечную гипотонию допустимо рассматривать как самостоятельное и основное нарушение в сфере моторики у детей с синдромом Дауна. Следует отметить, что со временем у детей с синдромом Дауна наблюдается явное повышение мышечного тонуса. Так, если у большинства 2-недельных детей отмечается резко выраженная мышечная гипотония, то у большинства 10- месячных детей выявляется мышечная гипотония уже в умеренной степени. Это, скорее всего, происходит потому, что ребенок, созревая, осваивает некоторые базовые навыки, а значит, у него появляется больше возможностей использовать свои мышцы при физической деятельности.У детей с синдромом Дауна мышечная гипотония проявляется в повышенной подвижности суставов, слабом сопротивлении суставов при пассивных движениях, необычных позах, которые принимает младенец. В результате гипотонии задерживается достижение таких умений, как контроль над положением головы, шеи и позвоночника, самостоятельное сидение и хождение. Нарушение постурального контроля, как следствием мышечной гипотонии, определяется как неспособность к координации процессов, происходящих в теле человека и отвечающих за поддержание нужного положения тела в пространстве в процессе движения (Лаутеслагер, 2003). Отмечается, что у детей с синдромом Дауна вследствие гипотонии могут наблюдаться неадекватные выпрямительные реакции и реакции равновесия, недостаточная стабильность в положении суставов, недостаточная коконтракция, т.е. взаимное сокращение мышц по обе стороны от сустава, недостаточность проприоцептивного подкрепления позы и движений, гиперподвижность в суставах. Это приводит к тому, что ребенку с синдромом Дауна трудно контролировать положение тела в пространстве (Хендерсон, 1991; Dunst, 1993; McConnaughey, Quinn, 1995). Несмотря на дефицит постурального контроля, ребенок все равно стремится к развитию и готов осваивать необходимые движения, включая компенсаторные механизмы, к которым относят использование детьми с синдромом Дауна симметричных поз и однообразных симметричных движений. (Лаутеслагер, 2003).

Исследователями были подробно рассмотрены этапы двигательного развития младенцев с синдромом Дауна в сравнении с типично развивающимися детьми. Было отмечено, что уже на самых начальных этапах развития младенцы с синдромом Дауна часто отстают в инициации некоторых моторных способностей. С возрастом увеличивается разрыв между показателями двигательного развития детей с синдромом Дауна и двигательными навыками здоровых детей (Pueschel, 2001). Однако, несмотря на более позднее освоение двигательных умений и качественные особенности движения, большинство детей с синдромом Дауна овладевают базовыминавыками (Хендерсон, 1993). Важно отметить, что дети с синдромом Дауна не являются гомогенной группой и демонстрируют высокую вариативность начала освоения тех или иных двигательных навыков. Например, возраст, в котором дети с синдромом Дауна начинают ходить может колебаться от 13 до 48-65 месяцев, тогда как здоровые дети осваивают ходьбу в 13 в среднем месяцев с возрастным разбросом от 8 до 18 месяцев.

Обзор исследований особенностей двигательного развития детей с синдромом Дауна показал, что эти дети имеют явное отставание в двигательном развитии, которое обусловлено как общей гипотонией, так и сниженной мотивацией детей с синдромом Дауна. Качественное отличие и темповая задержка характеризует освоение каждой вехи двигательного развития, включая сидение, ползание, ходьбу, координацию тела, навыки тонкой моторики. Все авторы выделяют тенденцию к увеличению отставания двигательного развития с возрастом ребенка. Наряду с этим отмечается, что двигательная терапия и программа раннего вмешательства, включающая направленность на развитие мышечного контроля и реакций равновесия способны значительно ускорить двигательное развитие ребенка и приобретение им основных двигательных возможностей (Хендерсон, 1991, McConnaughey, Quinn, 1995).


Приглашаем подписаться на наш канал в Яндекс Дзен

Синдром Дауна – это генетическое заболевание с аномалией в количестве хромосом, при котором дополнительный генетический материал из 21 хромосомы передается новообразованному эмбриону, имеющему 47 хромосом в своих клетках вместо 46 (нормальное количество хромосом), характеризующемуся умственной отсталостью, характерной внешностью и слабым мышечным тонусом (гипотония) в младенчестве.

Все пострадавшие люди испытывают когнитивные задержки, но умственная отсталость обычно бывает легкой или умеренной. Все люди с синдромом Дауна являются уникальными индивидуумами и могут быть охарактеризованы в разной степени или вовсе не охарактеризованы.

Причины синдрома Дауна

Каждая клетка в организме содержит гены, которые сгруппированы вдоль хромосом в ядре клетки. Обычно в каждой клетке 46 хромосом, 23 из которых наследуются от матери и 23 от отца. Но в случае синдрома Дауна существует дополнительная полная или частичная копия некоторых или всех клеток хромосомы 21.

Типы синдрома Дауна

  1. Трисомия 21
    Каждая клетка больного ребенка имеет три копии 21 хромосомы вместо обычных двух копий. Поражает около 95 процентов людей.
  2. Мозаичный синдром Дауна
    Тип состояния, при котором ребенок рождается с дополнительной хромосомой в некоторых клетках, а не во всех. Это редкая форма синдрома Дауна, поражающая около 2% людей
  3. Транслокационный синдром Дауна
    Это тип заболевания, при котором у каждой клетки есть дополнительный фрагмент 21 хромосомы, присоединяющийся к другой хромосоме. Он встречается приблизительно у 4% людей с синдромом Дауна.

Факторы риска синдрома Дауна

  • Беременность у женщин в возрасте 35 лет и старше.
  • Предыдущая беременность завершилась рождением ребенка с синдром Дауна.

Симптомы синдрома Дауна

Люди с синдромом Дауна часто имеют разные физические особенности, различные проблемы со здоровьем и вариабельность когнитивного развития.

1. Внешность

Люди с синдромом Дауна часто характеризуются определенными физическими особенностями, которые могут присутствовать не у всех. Однако зачастую встречаются:

  • Маленькая и плоская голова.
  • Высунутый язык слишком велик для рта.
  • Глаза наклонены вверх, наблюдаются белые пятна на радужной оболочке.
  • Маленький нос с плоской переносицей.
  • Широкие руки с короткими пальцами.
  • Короткие уши странного вида.
  • Ладонь человека с синдромом Дауна имеет только одну складку поперек нее.
  • Слабый мышечный тонус.
  • Между первым и вторым пальцем имеется широкий промежуток (сандаловая щель).
  • Рост и вес обычно ниже среднего.

2. Задержка развития

  • Каждый ребенок с синдромом Дауна будет иметь некоторые проблемы с обучением, его развитие задерживается, но эти характеристики сильно различаются у разных детей.
  • Пострадавшие дети могут иметь замедленные навыки. Им тяжелее научиться определенным вещам, таким как сидеть, стоять, ходить, разговаривать и т. д. Они обретают данные навыки, но это занимает гораздо больше времени.
  • Развитие речи и языка также запаздывает.
  • Другие трудности, такие как расстройство аутистического спектра или синдром дефицита внимания, гиперактивность присутствуют у 1 из каждых 10 детей.

3. Проблемы со здоровьем

  • Пороки сердца встречаются примерно у половины детей с синдромом Дауна. Также наблюдаются гипотиреоз, целиакия и заболевания глаз.
  • Респираторные инфекции, запоры, проблемы со слухом или проблемы с зубами часто встречаются у этих детей.

Аюрведические препараты от синдрома Дауна

Himalaya Herbals предлагает эффективные растительные лекарственные средства для аюрведического лечения синдрома Дауна. Эти травяные средства изготавливаются из трав высшего качества и строго следуют принципам аюрведы. Препараты помогают снизить неспособность к обучению и нервно-мышечную координацию, а также предотвращают или сводят к минимуму шансы развития деменции в будущем. Помогают улучшить иммунную систему и минимизировать воздействие инфекции, а также возможность возникновения таких заболеваний, как лейкемия.

Мышечная гипотония у детей грудничкового возраста развивается в результате слабости мышечных волокон, которые не отвечают на импульсы нервной системы.

В здоровом состоянии мышцы человека на любое внешнее воздействие и даже прикосновение реагируют молниеносно. Так же и у здорового грудничка, ручки и ножки хорошо сгибаются и разгибаются, при этих движениях, мышечная система правильно напрягается и расслабляется.

Если у ребенка наблюдаются симптомы заболевания, он не может длительное время удерживать конечности в согнутом состоянии. Когда тонус мышц слабый, мышцы перестают реагировать на импульсы, которые подает ему нервная система.

Что такое мышечная гипотония, как распознать это заболевание, какими симптомами оно сопровождается, как лечится и чем опасно для здоровья малыша. Следует сказать, что гипотония, выявленная на ранней стадии у грудного ребёночка, полностью вылечивается.

Гипотония характеризуется ослабленным состоянием мышечных волокон и их медленным сокращением в ответ на сигналы нервных окончаний. Болезнь часто вызывает у малышей задержку моторного развития.

В первый год жизни ребенка, гипотония может чередоваться с гипертонией или дистонией. То есть, мышечный тонус ребенка может меняться в худшую или лучшую сторону, либо в одном месте мышцы могут находиться в чересчур расслабленном состоянии, а в другом перенапряжены.

Выявить этот недуг у новорожденного должна внимательная мама и сообщить об этом участковому терапевту. Заболевание поражает различные отделы мозга. От этого зависит вид заболевания: диффузное или очаговое поражение мышц. В любом случае, гипотония проявляется в следующих симптомах:

  • Детки с ослабленной функцией мышечной системы поздно начинают издавать звуки, и это даётся им с трудом из-за слаборазвитых мышц грудной клетки, при этом умственное развитие находиться в норме;
  • Ребёнок, страдающий тяжелой формой гипотонии, не может самостоятельной сосать и глотать пищу или делает это с трудом;
  • Частые вывихи суставов в таком маленьком возрасте говорят о возможном гипотонусе мышц. У такого ребенка снижены рефлексы, ослаблен связочный аппарат;
  • Младенцы с синдромом гипотонии плохо держат игрушку в руках, с трудом удерживают головку и не могут держать её прямо, плохо переворачиваются со спины на живот, им тяжело удерживать свой вес сидя;
  • Часто можно наблюдать такую картинку, что детки с таким заболеванием, во время сна вытягивают ручки и ножки вдоль туловища, в то время как здоровые детки спят с согнутыми ручками и ножками;
  • Если здорового ребёнка поднять ну руки за подмышки, то он повиснет на руках мамы. Больной ребеночек непроизвольно поднимет руки вверх и проскользнет вниз;
  • Когда здоровые детки начинают пытаться ходить, в качестве опоры они используют согнутые в коленях ножки. Детки с гипотонией мышц, расставляют ноги в стороны;
  • Кроме этого может наблюдаться выпадение языка, повисшая нижняя челюсть, поверхностное прерывистое дыхание.

Если молодые родители заметили хоть один симптом, необходима срочная консультация врача. Чем раньше это сделать, тем выше шансы у ребеночка на здоровое будущее. Для того чтобы выявить точную причину заболевания, детский невропатолог, назначает следующие обследования:


слабый мышечный тонус

  • Консультация окулиста;
  • Нейросонография;
  • Энцефолограмма;
  • Магнитно-резонансная томография;
  • Электромиография;
  • Сбор полного анамнеза всей семьи;
  • Доплерографическое исследование мозгового кровотока;
  • Компьютерная томография головного мозга;
  • Анализы крови;
  • Генетическое обследование;
  • Биопсия мышечных пораженных тканей.

Наблюдение за группами больных детей и их родителей не дали, к сожалению, никаких глобальных знаний о развитии этого заболевания. Что важно, наблюдать за ребенком необходимо вплоть до 7 лет. Именно до этого возраста он всё еще находится в группе риска, но такие случаи встречаются крайне редко.

Когда появляется малейший симптом, внимательные родители это замечают и обращаются к врачу. Практика показывает, что большая часть деток начинают лечение в младенческом возрасте. Современные медицинские средства реабилитации гарантируют успешное выздоровление.

Учёные чаще всего связывает гипотонию с генетикой или неблагоприятным экологическим состоянием среды. Впрочем, достоверных сведений о происхождении заболевания нет. Как и нет фактов о развитии болезни, поскольку она может быть вызвана массой причин.

Заболевание может быть как врожденной патологией, так и приобретенной. В первом случае, гипотония может являться следствием одного из восьмидесяти патологических состояний. Поэтому говорить о причинах и развитии болезни практически нечего.

Ответить на вопрос: почему у ребёнка образовалась такая болезнь и что послужило причиной, может только врач. Чаще всего, причины развития заболевания кроются в перенесённом ранее другом заболевании.

Гипотония также нередко является симптомом протекающей более сложной болезни. Медицине известно, что чаще всего, гипотония связана с двумя нарушениями в центральной нервной системе: гипоксия и ишемия. Гипоксия — это недостаток кислорода, испытываемый ЦНС, а ишемия – это нарушение кровообращения в мышечных тканях, приводящее к гипоксии. Спровоцировать синдром могут следующие наиболее частые причины:

  • Побочные эффекты после вакцинации;
  • Рахит, вызванный дефицитом в организме кальция, витамина D или фосфата;
  • Спинальная мышечная атрофия. Наследственное заболевание, до сегодняшнего дня не поддающееся кардинальному лечению;
  • Гипервитаминоз витамина D;
  • Сепсис и другие заражения крови бактериями;
  • Нарушение физиологического роста костного каркаса (ахондроплазия), вызываемое карликовостью;
  • Врожденный гипотериоз, вызванный низким уровнем выработки гормонов щитовидной железы;
  • Мышечная дистрофия;
  • Ботулизм. Инфекционное заболевание желудочно-кишечного тракта;
  • Синдром Марфана, заболевание характеризующееся поражением коллагеновых волокон, из которых образуется мышечная ткань;
  • Мозжечковая атаксия (двигательное расстройство). Чаще всего является следствием перенесенного вирусного заболевания;
  • Синдром Прадера-Вилли. Врожденный порок генов;
  • Тяжелая форма реактивной желтухи;
  • Мистения. Нервно-мышечное расстройство в результате нарушения работы иммунной системы.
  • Синдром Дауна.

Ребенок, у которого обнаружены симптомы мышечной гипотонии, в первую очередь отправляется на обширное обследование. Диагностика проводиться сразу несколькими врачами: терапевтом, врачом-генетиком, невропатологом, кардиологом, ортопедом и детским физиотерапевтом.

Важным в выздоровлении фактором является настроение родителей и психологическая обстановка в семье. Маленький ребеночек чувствует эмоции и нуждается в поддержке родителей. Поэтому молодым мамам и папам никогда не стоит отчаиваться, а работать над выздоровлением своего малыша и всячески ему помогать адаптироваться в окружающем его мире. Такие детки особенно сильно нуждаются в заботе и внимании.

Какие методы лечения мышечной гипотонии предлагает медицина на сегодняшний день. Следует сказать, что все они нацелены на стимуляцию поврежденных мышц.

Массаж. Лечебный массаж – это первый и основной метод лечения, который назначается врачом. При гипотонусе мышц массаж может показаться жестким для грудного ребенка, но это не так. Массаж делается интенсивно, с нажатиями, растираниями, пощипыванием, постукиванием. Во время такого массажа грамотный врач стимулирует рефлекторные точки. Как правило, 3-4 цикла по 10 сеансов приводят к полному, либо частичному выздоровлению.

Мамочки могут самостоятельно заниматься с ребенком в домашних условиях, регулярно повторяя всего несколько упражнений и результат будет замечен:

Такие незамысловатые игровые упражнения помогут ребеночку быстрее восстановиться от болезни. Вообще, больного ребенка нужно как можно чаще привлекать к физической активности. Когда он засыпает, можно поглаживать ручки, ножки, массажировать самостоятельно пяточки.

Плавание. Аквагимнастика. Водные процедуры. Во время плавания работают все группы мышц, так что это очень хороший способ бороться с болезнью. Младенцы очень быстро учатся держаться на воде, кроме того, такие занятия им очень нравятся. В бассейне занятия проводит врач-физиотерапевт. Дома в ванночке можно повторять простые движения, рекомендованные врачом.

Лечебная гимнастика, ЛФК. Можно выполнять дома самостоятельно. Первые разы советуем делать под наблюдением врача. Вот несколько простых упражнений:

  1. Нам понадобиться фитбол или большой резиновый мяч. Положите ребеночка на спину, придерживайте его руками за живот и повторяйте отпрыгивающие движения вверх-вниз;
  2. Посадите ребенка на мяч, крепко удерживайте и пружиньте мячик, чтобы ребенок слегка подпрыгивал;
  3. Положите ребенка животом на мяч, так чтобы ручки и ножки были вытянуты. Катайте мяч вперед-назад, пока ребенок не научиться поджимать ножки при встрече с полом;
  4. Кладите игрушки немного дальше, чем сидит ребенок на полу, таким образом, чтобы ему пришлось тянуться к нему руками, но не вставать.

Мелкая моторика включает в себя такие занятия как лепка из пластилина, мозаика, игры с пальчиками. Если ребенок совсем маленький, нужно подбирать игрушки по возрасту. Сейчас в детских магазинах масса развивающих игрушек для маленьких деток. Развивать мелкую моторику у грудничков очень важно, по причине гипотонуса мышц, детки плохо держат предметы ручками, плохо ползают и поздно начинают ходить.

Упражнения для развития моторики делают ребенка подвижным и эмоциональным. Для деток с задержкой в развитии речи также назначаются занятия с логопедом.

Физиотерапия. Включает в себя тепловые и электропроцедуры. Это ванны с добавлением соли и минеральной воды (бальнеотерапия).

Детям со средней степенью тяжести гипотонии мышц, физиотерапевт назначает такую процедуру как СМТ. Это терапия, основанная на воздействии синусоидальным моделированным током, тонизирующая мышечную систему.

Иногда назначается ношение корсета для контроля осанки.

Используются также магнитотерапия и электрофорез , которые оказывают положительное влияние на метаболизм подкожных тканей, ускоряет обмен веществ, улучшает приток крови. Электрофорезом часто заменяют инъекции. Эта процедура безболезненна и хорошо переносится детками.

Медикаментозное лечение. Первые лечебные препараты подбирает врач невропатолог и физиотерапевт в комплексе с массажем. Внутреннее и внешнее лечение дает неплохие результаты. Лекарства назначаются в зависимости от первопричины заболевания.

Маленькому ребенку могут быть назначены: нейропротекторы, антиоксиданты, миорелаксанты. Для лечения детей используют также баклофен, церебролизин, семакс, пантокальцин, мидокалм, солкосерил, витамины группы В.

Например, при миастении выписывают антихолинэстеразные средства. Хороший эффект дают иммуноглобулины. Лекарственные препараты назначаются строго врачом. В этом случае не стоит заниматься самолечением.


методы лечение

Питание. Питание важно в первые месяцы и годы жизни любого маленького ребенка, а что уж говорить о больном малыше. Учитывая индивидуальные потребности организма, врач должен составить меню полноценного необходимого питания.

Родителям стоит помнить, что с питанием организм ребенка получает все необходимые ему полезные вещества и по большей части пища, влияет на рост и развитие ребенка. Диету, выписанную врачом необходимо строго соблюдать.

В данном случае сложно что-то советовать, поскольку ранее мы убедились, что заболевание, о котором идёт речь, нельзя отнести к следствию какого-то одного негативного воздействия. Когда дело касается генетики, врожденных патологий и предрасположенности, медицине остается только бороться с последствиями.

Тем не менее, все родители должны заботиться как о себе, так и о своем ребенке. Профилактика гипотонуса мышц у детей, в первую очередь, это внимательность родителей, наблюдение за грудным ребенком.

Маленьким ребенком нужно заниматься с первых дней его жизни: проводить комплексные медицинские осмотры, регулярно посещать врача, проводить с ним развивающие и оздоровительные процедуры (игры, массаж, зарядка).

Беременные женщины должны тщательно следить за своим здоровьем, исключить все вредные привычки и наблюдать за развитием плода. Ваше здоровье – это здоровье ваших будущих деток.


В статьях блога используются картинки, из открытых источников Интернета. Если вы, вдруг, увидите свое авторское фото, сообщите об этом редактору блога через форму Обратная связь. Фотография будет удалена, либо будет поставлена ссылка на ваш ресурс. Спасибо за понимание!

Краткое описание особенностей двигательного развития детей с синдромом Дауна. Глава из книги "Формирование основных двигательных навыков у детей с синдромом Дауна: практическое руководство для родителей"

Синдром Дауна – это особое генетическое состояние, которое вызывает появление ряда характерных признаков и особенностей развития.

Малыши с синдромом Дауна развиваются не так, как обычные дети, а их двигательное развитие идет медленнее и с более долгими сроками возникновения тех или иных навыков. Кроме того, на общий ход двигательного развития оказывают влияние специфические затруднения, обусловленные наличием этого генетического состояния. Если понаблюдать за детьми с синдромом Дауна двух-трех лет, можно заметить, что они двигаются не очень уверенно, часто кажутся неловкими, оступаются, их походка имеет характерные особенности, они заметно дольше учатся бегать и прыгать, бросать и ловить мяч и т. д. Многолетние исследования позволяют утверждать, что малыши с синдромом Дауна не просто отстают в сроках своего двигательного развития, но имеют присущий только им порядок и профиль развития моторных навыков.

Рассказ об особенностях двигательного развития стоит начать с того, что биологическое стремление двигаться и осваивать мир в движении заложено в каждого ребенка независимо от наличия или отсутствия той или иной генетической аномалии или других особенностей его развития. Это биологическая закономерность, и задача взрослых, поняв причины и последствия двигательных затруднений, обеспечить малышу условия для реализации его двигательного потенциала, поддерживая и терпеливо развивая стремление к естественному движению.

В настоящее время нет сомнений, что подавляющее большинство детей с синдромом Дауна может освоить все необходимые двигательные навыки (исключение, пожалуй, могут иногда составлять только дети с дополнительными сложными медицинскими проблемами), но для этого необходимы усилия родителей и близких малыша, которые вместе со специалистами по раннему развитию обязательно должны уделить особое внимание тому, чтобы ребенок с их помощью осваивал все новые и новые двигательные умения и навыки.

В чем же состоят особенности двигательного развития детей с синдромом Дауна и каковы причины особого пути их двигательного развития?

Рис. 1 на странице 8 наглядно иллюстрирует особенности двигательного поведения ребенка с синдромом Дауна первых месяцев жизни, о которых необходимо знать.


Если положить младенца с синдромом Дауна на спину и потянуть его на себя за руки, то несложно заметить, как трудно ему оторвать голову от поверхности. На правом рисунке видно, что голова малыша с синдромом Дауна остается запрокинутой назад, тогда как обычно развивающийся ребенок согнет шею и туловище, отрывая голову от поверхности.

Подрастая, малыш постепенно учится передвигаться, переходить из одного положения тела в другое. В этот период специфические особенности двигательного развития тоже отчетливо заметны. Обратимся еще к одной иллюстрации (рис. 2).


На левом нижнем рисунке – малыш с синдромом Дауна во время вставания. Такой малыш испытывает затруднения с сохранением равновесия при переходе из одного положения тела в другое и компенсирует это тем, что во время вставания опирается на руки, причем ставит ладони близко к стопам, тем самым смещая вес тела на ноги. Можно отметить, что обычно развивающиеся дети тоже проходят такую стадию освоения навыка вставания, но ребенок с синдромом Дауна значительно дольше пользуется только этим способом, не переходя к более совершенным, если его специально не тренировать.

Во всех проиллюстрированных нами случаях несложно выделить одни и те же проблемы, не позволяющие двигательному развитию идти обычным образом.

  1. Сниженный мышечный тонус. Практически все дети с синдромом Дауна появляются на свет с той или иной степенью мышечной гипотонии, которая уменьшается по мере взросления, но мышечный тонус все же не достигает нормы. Эта особенность служит основной причиной, затрудняющей формирование движений, и ее обязательно надо учитывать, оказывая содействие двигательному развитию любого ребенка с синдромом Дауна.
  2. Недостаточная стабилизация положения суставов. Дети с синдромом Дауна первых лет жизни не могут как следует стабилизировать суставы в нужном положении. Устойчивость и подвижность тела обеспечиваются согласованной работой разных мышечных групп, которая необходима для стабилизации не только суставов конечностей, но и позвоночника. Исследования показали, что у людей с синдромом Дауна способность управлять напряжением или расслаблением мышц вокруг суставов снижена, и, кроме того, они зачастую не могут полностью активизировать эти мышцы, а также имеют слишком эластичные связки.

  1. Искаженная проприоцептивная информация. Мышечная гипотония, которая стоит первой в списке причин особого двигательного развития, влияет на способность ощущать свое тело, чувствовать его. Проприорецепторы, разбросанные по всему организму человека, постоянно информируют мозг о мышечных сокращениях или расслаблениях, о положении тела в пространстве, обеспечивая возможность произвольно им управлять. У детей с синдромом Дауна из-за мышечной гипотонии проприоцептивная информация искажается, им труднее ориентироваться в управлении телом, поэтому, например, они могут не успевать вовремя напрячь или расслабить ноги, совершая прыжок, или выставить руку для опоры.

Перечисленные особенности вызывают нарушения в так называемой системе постурального контроля, то есть в процессе координации различных систем организма, обеспечивающих возможность принимать и сохранять положения тела в покое и в движении. Именно нарушения в системе постурального контроля и порождают особенности, проиллюстрированные на приведенных рисунках.

Обычно малыш с синдромом Дауна, несмотря на определенные трудности, реализует свои двигательные возможности, а чтобы справиться с этими трудностями, использует компенсаторные способы того или иного движения. К примеру, трудно сесть, переходя в боковое сидение и помогая себе рукой, как это делаем мы с вами, и малыш, пользуясь гиперподвижностью суставов, широко разводит ноги в стороны и выталкивает себя руками в положение сидя, не сгибая корпус и не потеряв равновесия. Трудно ротировать туловище, чтобы перевернуться со спины на живот, и он помогает себе это сделать, выгнувшись, оттолкнувшись головой от опорной поверхности и перевалившись в нужное положение всем телом, опять-таки стараясь избежать трудных для него асимметричных положений тела.

Взрослым важно понимать, что упущенные из виду трудности с поддержанием позы и недостаточно развитым чувством равновесия, присутствующие у малыша в первые годы жизни, могут наложить серьезный отпечаток на дальнейший ход его развития.

Итак, в развитии двигательных функций детей с синдромом Дауна можно выделить две основные проблемы.

Во-первых, такие дети испытывают сложности с поддержанием нужного положения тела, а во-вторых, им необходимы специальные занятия, направленные не только на освоение новых двигательных навыков, но и на улучшение качества движений, а также расширения двигательного разнообразия.

Поскольку разные периоды (фазы) двигательного развития неразрывно между собой связаны, то необходимо иметь в виду, что каждая успешно освоенная ступень закладывает фундамент для развития следующей и, наоборот, нарушения, оставленные без внимания на одной стадии, влияют на развитие двигательных возможностей ребенка на последующих стадиях. Другими словами, если не заниматься, к примеру, развитием асимметричных положений тела в том возрасте, когда ребенок умеет только лежать на спине или на животе, то в дальнейшем он будет испытывать трудности с использованием необходимой асимметрии при сидении, стоянии и ходьбе.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.