Семья как система шпора

На сегодняшний день семья отличается своей нестабильностью, развиваются процессы кризисных явлений в семье, увеличивается число конфликтных семей, где разногласия родителей между собой отражаются на воспитании детей.

На каждом новом этапе развития общества, когда происходит переоценка ценностей, возрастает интерес к проблемам создания и функционирования семьи. В 50-х гг. XX в. стала развиваться психология семьи, появились теории, объясняющие функционирование семьи как системы, мотивы вступления в брак, раскрывающие особенности супружеских и детско-родительских отношений, причины семейных конфликтов и разводов. Возникла необходимость привлечения семьи при решении медицинских, педагогических, социальных задач, что повысило роль семьи в успешном и эффективном функционировании в соответствующих областях.

Согласно закону развития, каждая семья проходит свой жизненный цикл — последовательность смены событий и стадий. Проходит стадии своей трансформации от возникновения (рождения) до прекращения жизнедеятельности (смерти). В литературе описываются системы периодизации развития семьи с различными стадиями жизненного цикла[1].

Семья представляет собой систему, элементы которой взаимодействуют друг с другом и с окружающими системами. Вследствие действия "прямых и обратных связей" с внешними биологическими и социальными системами семья является постоянно развивающейся. Внешние силы могут оказывать положительное или отрицательное влияние на семью, в свою очередь, последняя воздействует аналогичным образом на другие системы. Таким образом, семейная система стремится, с одной стороны, к сохранению сложившихся связей, с другой — к развитию и переходу на более высокий уровень функционирования (отношений внутри семьи).

Семья представляет собой также гибкую систему, реагирующую на внешние и внутренние воздействия структурно-функциональными изменениями. Без этих изменений функционирование семьи является дисгармоничным, препятствующим личностному росту членов семьи, компенсирующим возникающее напряжение появлением и закреплением симптомов[2].

В случае гармоничного развития семьи формируется адекватный образ "Мы", включающий определение супружеских отношений, согласованное ролевое поведение и стиль жизни семьи. Источником формирования образа "Мы" является совместная деятельность и внутрисемейное общение.

Важным условием развития сплочённости семьи является гармоничность сочетания образа "Мы" (семья) и образа "Я".

Семья как система имеет жёсткие внешние границы с окружением и слабые внутренние границы между подсистемами и индивидуальностями. Энергия людей сфокусирована в основном внутри семьи или отдельной её подсистемы.

Поскольку семья — это система, то не так важно, какой из её элементов изменяется. На практике изменения в поведении любого из членов семьи влияют на неё и другие входящие в неё подсистемы (других членов семьи) и одновременно испытывают воздействие с их стороны.

Что же понимается под системой?

Система — выделенное из среды множество элементов, организованных в единое целое[3].

Живая система — саморазвивающаяся структура, обладающая возможностью самотрансценденции[4].

Живые системы имеют определённые границы, отделяющие взаимодействующие друг с другом элементы от элементов внешней среды. Границы системы задают её структурные рамки, которые помогают поддерживать связь между элементами системы и делают её единым целым.

Понятие границ позволяет лучше понять функционирование семьи. В соответствии с системными представлениями любая система обладает определёнными, непрерывно расширяющимися границами. Каждая система, существующая во Вселенной, включена в систему более высокого порядка (суперсистему) и состоит из систем более низкого порядка (подсистем). Понятие границ помогает осмыслить особенности той или иной системы. Без этого наше представление о строении любого объекта было бы затруднено, и мы не могли бы выделить его из множества систем разного уровня сложности. Лишь, после того как границы определены, можно разобраться в том, из чего состоит сама система[5].

При работе с семьями психотерапевт должен понимать, где пролегают границы семьи. Анализируя структурные элементы семьи, он может определить различные подсистемы, включённые в общую границу. Таким образом, он может понять, из кого состоит семья. Было бы ошибочно предполагать, что она состоит просто из людей, живущих под одной крышей. Члены семьи могут порой находиться за сотни километров друг от друга и при этом составлять единый "живой" организм. Письма, телефонные звонки и визиты тех, кто составляет расширенную семью, могут как ослаблять, так и укреплять нуклеарную семью.

Определение психотерапевтом семейных границ связано с оценкой характера взаимодействия и степени взаимной зависимости, характеризующих отношения членов семьи. Это связано с оценкой того, кто из них находится друг с другом в более тесном контакте. Психотерапевт должен при этом принять во внимание всех значимых лиц и их места по отношению к границам семьи, а также взаимодействие между её членами.

Границы системы со временем могут изменяться, и сама система не стоит на месте, а развивается, подчас это может затруднять процесс определения её границ. Поэтому необходимо принимать во внимание особенности развития семейной системы.

Границы семьи всегда в той или иной степени проницаемы, благодаря чему она может расти и развиваться. Чем больше закрыта семейная система для поступления новой энергии и информации, тем меньше её ресурсы, необходимые для удовлетворения её постоянно растущих потребностей. Оценка степени открытости семьи сопряжена с определением возможности её роста и удовлетворения потребностей её членов, а также её следования внешним требованиям. Подобная оценка предполагает получение сведений о том:

  • Насколько гибкими являются границы семьи;
  • Каким образом осуществляется "фильтрация" информации — как входящей в семью, так и из неё исходящей;
  • Кто из членов семьи является источником новой информации или занимается её обработкой и передачей;
  • Каким образом семья поддерживает свою целостность.

Семья рассматривается как целостная система — вся семья, вся семейная система. Эта система имеет такие признаки:

  1. система как целое больше, чем сумма её частей;
  2. что-либо, затрагивающее систему в целом, влияет на каждый отдельный элемент внутри системы;
  3. расстройство или изменение в состоянии одной части системы влечёт изменение других частей и системы в целом[6].

До настоящего времени ещё не выработана общая теория, которая могла бы стать основой для изучения семьи. Имеется значительное количество школ, течений и направлений с различными, нередко трудно сопоставимыми подходами к изучению семейной проблематики и к семейной психотерапии. Особенно это характерно для нашей страны, в которой психология и психотерапия семьи находятся на начальном этапе развития. Отсутствие единого подхода к исследованию семьи и понимания её сущности[7].

Несмотря на многообразие подходов изучения семейных отношений и инструментов решения вопросов семьи, всегда есть основа, которая является отправной точкой любого процесса. И если рассматривать вопросы семейной проблематики с точки зрения её основы, исходя из того, что семья — это живая система, а любая система состоит из элементов, то получается, что взаимодействие элементов системы отражает уровень этой системы.

  • взаимодействие между элементами системы отличное или хорошее — тогда перед нами система способная саморазвиваться, у этой системы есть внутренняя энергия для развития, совершения и совершенствования, элементы системы находятся в резонансе на одной волне высокой частоты и получают удовольствие от взаимодействия друг с другом, им радостно и хорошо внутри системы, которую они образовали, т.е. живая система;
  • взаимодействие между элементами системы удовлетворительное (пассивное, вялотекущее) — перед нами система с более низкой частотой взаимодействий между элементами, резонанс между элементами встречается, но редко, живая система в данном случае не обладает той энергией для саморазвития, такая система находится ниже по уровню взаимодействия — это просто система;
  • взаимодействие между элементами системы неудовлетворительное — такая система перестаёт существовать как система, у неё нет энергии жизни, которая образуется от взаимодействия элементов, т.к. элементы системы не взаимодействуют друг с другом[8].

Таким образом, каждый человек может провести анализ отношений и определить, к какой системе относится его семья, и при осознании проблематики и наличия желания перевести эти взаимодействия на другой, более высокий уровень.

Источники и литература:

  • [1] Варга А.Я.; Карабанова О.А., 2001; Николе М., 1984; Черников А.В., 2001; Эйдемиллер Э.Г., 1999 г.
  • [2] Аккерман Н., 1982; Сатир В., 2000; Системная семейная терапия, 2000.
  • [3] Гоч В.П., Кулиниченко В.Л.. Максимы Тотальности: Ростов — на — Дону, 2008. — 114с.
  • [4] Гоч В.П., Кулиниченко В.Л.. Максимы Тотальности: Ростов — на — Дону, 2008. — 39с.
  • [5] Дэвид Фримен.
  • [6] Варга А.Я., 2002; Системная семейная терапия, 2002.
  • [7] Вачков И.В. "Введение в профессию психолог"
  • [8] Никольская И.М. Клиническая психология семьи: основные положения. [Электронный ресурс] // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. 2010. N 4.

Тема: Семья как специфическая педагогическая система. Особенности развития современной семьи.

Цель: Формирование готовности будущих педагогов к осуществлению работы с семьей.

Задачи занятия:

Воспитательная: продолжить работу по формированию активной гражданской позиции личности студента и воспитанию чувства уважения к семейным ценностям.

Развивающая: развитие информационной компетенции студентов, умения работать в группе.

Дидактическое оснащение:

таблички с названием групп, результаты социологического опроса, презентации студентов, презентация преподавателя.

Тип занятия: сообщение новых знаний.

Форма урока: урок-размышление

Форма работы: групповая работа, работа на компьютере.

Методы обучения: проблемный, частично-поисковый, частично-исследовательский.

Средства обучения:

Сластенин В.А. Педагогика. – М.: Академия, 2006г.

Коджаспирова Г.М. Педагогика. – М.:Владос, 2005г.

Шнейдер Л.Б. Семейная психология. – М.: Академия, 2055г.

Материалы СМИ и Интернет-ресурсы.

План занятия

Семья как социальный институт.

Кризис современной семьи.

Государственная поддержка семьи.

Задачи педагогического руководства семейным воспитанием.

Диагностика семьи и семейного воспитания.

Эпиграф: Счастлив тот, кто

Счастлив у себя дома.

Ход занятия

I. Организация начала занятия, создание позитивного психологического настроя студентов.

II. Первичное погружение в проблему.

III. Постановка темы и задач.

Судя по оформлению кабинета, давайте сформулируем тему учебного занятия. Почему мы ее рассматриваем в рамках учебной дисциплины педагогики? Почему символом занятия является ромашка? Посмотрите на экран , перед вами план учебного занятия. Давайте определим задачи учебного занятия. Мы определили тему, задачу занятия и переходим к исследованию проблемы.

IV. Исследование проблемы

– Что же такое семья? Как вы думаете?

Семья – это сложное многоаспектное образование, в котором явствуют 5 характеристик.

Семья – ячейка (малая социальная группа) общества.

Семья – важнейшая форма организации личного быта.

Семья – супружеский союз.

Семья – многосторонние отношения супругов с родственниками: родителями, братьями и сестрами, дедушками и бабушками и т. д., живущими вместе и ведущими общее хозяйство

Семья – одна из главных ценностей , которую создал человек

Семья – это малая социальная группа, основанная на браке и кровном родстве, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью.

2. Функции семьи и виды семей.

Представляются результаты самостоятельной исследовательской деятельности студентов (фрагменты компьютерных презентаций о семье)

Решение проблемного задания студентами.

Ваша задача заполнить опорный конспект занятия. Просмотр презентаций о семье. Давайте проверим содержание опорных конспектов. Внимание на экран.

Репродуктивная.

Воспитательная.

3. Хозяйственно-экономическая.

4. Восстановительная.

5. Регулятивная.

6. Социализация личности.

Все начинается с семьи. Здесь закладываются основы нравственности, здесь мы приобретаем опыт поведения в обществе, здесь закладывается характер человека, его привычки, мировоззрение. Наша жизнь не всегда стабильна и спокойна, иногда в нее вторгаются отчаяние, трудности. Любые испытания становятся легче, если человека поддерживают близкие и родные люди..

Люди живут семьями тысячи лет. За это время сложились определенные особенности, традиции. Давайте решим наш первый проблемный вопрос: Какова характеристика традиционной и современной семьи? Давайте со сторонниками традиционной семьи дадим характеристику семьи по следующим критериям: численность семьи, вид, брак, глава семьи. Посмотрите на экран. Перед вами портрет традиционной семьи.

По этим же критериям со сторонниками современной семьи давайте дадим характеристику современной семьи. Внимание на экран.

Характеристика традиционной семьи

Характеристика современной семьи

Большая семья - 10-12 человек

Малочисленность (1-2 ребенка)

Три поколения, передача опыта, наследства – уважение старших.

Нуклеарная семья. Потребность в свободе и самостоятельности молодых семей. С родственниками едва знакомы. Слова золовка, деверь, шурин устарели.

Заключение брака по социальному, национальному, религиозному признаку.

Глава семейства – мужчина.

Равноправие мужчины и женщины в браке.

Брак оформлен церковью. Брак заключается перед Богом, а значит, навсегда. Расторжение брака затруднено или невозможно.

Заключение брака оформляется государственными чиновниками. Свобода заключения и расторжения брака.

4.Кризис современной семьи.

Надо отметить, что семья и сейчас эволюционирует, причем, кажется, в худшую сторону. Постепенно исчезает тот аромат большой семьи, в котором должны расти дети.

1. Падение рождаемости.

2. Нестабильность семьи, разводы. По количеству разводов Россия занимает первое место в мире.

3. Сознательный отказ от рождения единственного ребенка.

4. Массовый отказ от детей, сдача их в родильные или детские дома, бегство детей из дома, жестокое обращение с детьми.

1. Экономические – потеря работы, невыплата заработной платы, низкий уровень оплаты труда.

2. Социальные – алкоголизм, тунеядство, противонравное поведение. Как правило, этому способствует низкий культурный уровень, бездуховность, безответственность перед детьми.

3. Трудовая занятость женщин. Профессиональные интересы становятся серьезным конкурентом семейных.

Особенности современной семьи.

- Специфика социального уклада в городских и сельских семьях.

- Чем выше образование родителей, тем более успешно учатся дети в школе..

- Расслоение населения по степени материального достатка влияет на развитие в семейном воспитании детей.

- Уменьшение численности семьи, сокращение рождаемости семьи.

- Увеличение численности разводов. До 90 о/ о разводов падает на супружеские пары первого года жизни.

5. Государственная поддержка семьи.

Демократическое общество заинтересовано в том, чтобы семья стала мощным фактором его стабилизации и укрепления. Для этого брачно-семейные отношения, жизнедеятельность семьи, ее диалог с обществом должны опираться на прочную законодательную базу.

Основным источником семейного права является Семейный кодекс – свод норм права, регулирующий семейные отношения. Семейный кодекс введен в действие 1 марта 1996 года.

Несмотря на столь сильную законодательную базу, в современном обществе много проблем, касающихся семьи.

Давайте выделим главные проблемы:

Жилищные проблемы – отсутствие доступного жилья для большинства молодых семей.

Омоложение брачного возраста.

Неспособность молодых родителей брать на себя ответственность за жизнь и здоровье своего ребенка – отказ от него.

Участившиеся случаи воспитания детей в неполных семьях.

Социальные проблемы – низкая заработная плата родителей или вообще отсутствие работы.

Проблемы обозначены, частично государство решает их на высоком уровне:

Ст.62 Семейного Кодекса закрепила возможность юридического оформления семьи несовершеннолетними по достижению 16-летнего возраста в связи с индивидуальными обстоятельствами.

С 1 января 2006 года введены родовые сертификаты для поддержки материнства.

Работают 4 программы для молодежи, решающие жилищный вопрос.

Однако в реальной жизни их отнюдь не становится меньше.

Международный день семьи, провозглашенный Генеральной Ассамблеей ООН, ежегодно отмечается 15 мая.. Сейчас в регионе проживает более 306 тысяч семей, из них 5623 – многодетные, более 43 тысяч – молодые семьи. Деятельность органов власти направлена на государственную поддержку семей, имеющих детей, на профилактику сиротства.

Благодаря государственной поддержке в 2007 году смогли улучшить жилищные условия 49 молодых и 15 многодетных семей, приобрести квартиры для 74 граждан из числа детей – сирот.

По инициативе Светланы Медведевой 8 июля в России отмечается День семьи, любви и верности, символом которой является ромашка. Почему именно ромашка? Так как праздник проходит летом, то простая, близкая для русского человека ромашка – это символ лета, тепла, уюта, любви, символ семьи.

Вывод: поддержка семьи, материнства и детства – одна из основных общих задач, от решения которых зависит будущее нашего государства.

6. Задачи педагогического руководства семейным воспитанием.

Семья играет важную роль в формировании личности человека. Воспитать своего ребенка – великое искусство, т. к. сам процесс воспитания – это непрерывная работа сердца, разума и воли родителей.

В последнее время все чаще поднимается вопрос о взаимодействии семьи и школы, о том, как привлечь родителей к сотрудничеству со школой. Педагогическая ситуация.

Какова цель школы? Что такое воспитание?

Семейное воспитание – целенаправленное взаимодействие старших членов семьи с младшими, основанное на любви и уважении личного достоинства и чести ребенка, предполагающее психолого-педагогическую поддержку, защиту и формирование личности с учетом возможностей и в соответствии с ценностями семьи и общества.

Задачи педагогического руководства семейным воспитанием : направлять семейное воспитание на формирование базовой культуры личности детей;

- оказывать помощь родителям в определении методов и приемов воспитания детей, развивать у родителей положительное отношение к школе, учению детей, доверие к учителю;

- укреплять авторитет родителей в семье;

- помогать родителям в руководстве учебной работой детей в домашних условиях;

- тактично руководить педагогическим самообразованием родителей, развивать у них стремление к самосовершенствованию.

7. Диагностика семей и семейное воспитание.

Огромную роль в работе классного руководителя играет диагностика. Однако проведение диагностических исследований среди учащихся и их родителей накладывает на классного руководителя определенные обязанности. Во-первых , это соблюдение строгой конфиденциальности и нравственных обязательств, связанных с полученной информацией. Во-вторых, не всегда полученные в ходе диагностики материалы носят объективный характер. Это значит, что диагностический материал, вызывающий сомнение, нуждается в дополнительной проверке. В-третьих, любой диагностический материал, используемый в работе с родителями, должен быть составлен таким образом, чтобы в нем не было некорректных фраз, которые бы могли прямо или косвенно задеть достоинство человека.

Диагностику можно использовать при подготовке к родительским собраниям, в ходе встреч с родителями, а также как аналитический материал после родительского собрания.

Представление результатов диагностики

V. Рефлексия.

Какая у вас будет семья?

(Студенты придумывают слова, первые буквы которых написаны в столбик.)

С- счастливая, славная, спортивная, современная…

Е – единая, единственная…

М- милая, многодетная, мечтательная, музыкальная…

Я – яркая, ясная…

Как вы считаете, насколько успешно вы справились с задачами исследователей?

Выставление оценок.

Тема: Семья как специфическая педагогическая система. Особенности развития современной семьи.

Цель: Формирование готовности будущих педагогов к осуществлению работы с семьей.

Задачи занятия:

Воспитательная: продолжить работу по формированию активной гражданской позиции личности студента и воспитанию чувства уважения к семейным ценностям.

Развивающая: развитие информационной компетенции студентов, умения работать в группе.

Дидактическое оснащение:

таблички с названием групп, результаты социологического опроса, презентации студентов, презентация преподавателя.

Тип занятия: сообщение новых знаний.

Форма урока: урок-размышление

Форма работы: групповая работа, работа на компьютере.

Методы обучения: проблемный, частично-поисковый, частично-исследовательский.

Средства обучения:

Сластенин В.А. Педагогика. – М.: Академия, 2006г.

Коджаспирова Г.М. Педагогика. – М.:Владос, 2005г.

Шнейдер Л.Б. Семейная психология. – М.: Академия, 2055г.

Материалы СМИ и Интернет-ресурсы.

План занятия

Семья как социальный институт.

Кризис современной семьи.

Государственная поддержка семьи.

Задачи педагогического руководства семейным воспитанием.

Диагностика семьи и семейного воспитания.

Эпиграф: Счастлив тот, кто

Счастлив у себя дома.

Ход занятия

I. Организация начала занятия, создание позитивного психологического настроя студентов.

II. Первичное погружение в проблему.

III. Постановка темы и задач.

Судя по оформлению кабинета, давайте сформулируем тему учебного занятия. Почему мы ее рассматриваем в рамках учебной дисциплины педагогики? Почему символом занятия является ромашка? Посмотрите на экран , перед вами план учебного занятия. Давайте определим задачи учебного занятия. Мы определили тему, задачу занятия и переходим к исследованию проблемы.

IV. Исследование проблемы

– Что же такое семья? Как вы думаете?

Семья – это сложное многоаспектное образование, в котором явствуют 5 характеристик.

Семья – ячейка (малая социальная группа) общества.

Семья – важнейшая форма организации личного быта.

Семья – супружеский союз.

Семья – многосторонние отношения супругов с родственниками: родителями, братьями и сестрами, дедушками и бабушками и т. д., живущими вместе и ведущими общее хозяйство

Семья – одна из главных ценностей , которую создал человек

Семья – это малая социальная группа, основанная на браке и кровном родстве, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью.

2. Функции семьи и виды семей.

Представляются результаты самостоятельной исследовательской деятельности студентов (фрагменты компьютерных презентаций о семье)

Решение проблемного задания студентами.

Ваша задача заполнить опорный конспект занятия. Просмотр презентаций о семье. Давайте проверим содержание опорных конспектов. Внимание на экран.

Репродуктивная.

Воспитательная.

3. Хозяйственно-экономическая.

4. Восстановительная.

5. Регулятивная.

6. Социализация личности.

Все начинается с семьи. Здесь закладываются основы нравственности, здесь мы приобретаем опыт поведения в обществе, здесь закладывается характер человека, его привычки, мировоззрение. Наша жизнь не всегда стабильна и спокойна, иногда в нее вторгаются отчаяние, трудности. Любые испытания становятся легче, если человека поддерживают близкие и родные люди..

Люди живут семьями тысячи лет. За это время сложились определенные особенности, традиции. Давайте решим наш первый проблемный вопрос: Какова характеристика традиционной и современной семьи? Давайте со сторонниками традиционной семьи дадим характеристику семьи по следующим критериям: численность семьи, вид, брак, глава семьи. Посмотрите на экран. Перед вами портрет традиционной семьи.

По этим же критериям со сторонниками современной семьи давайте дадим характеристику современной семьи. Внимание на экран.

Характеристика традиционной семьи

Характеристика современной семьи

Большая семья - 10-12 человек

Малочисленность (1-2 ребенка)

Три поколения, передача опыта, наследства – уважение старших.

Нуклеарная семья. Потребность в свободе и самостоятельности молодых семей. С родственниками едва знакомы. Слова золовка, деверь, шурин устарели.

Заключение брака по социальному, национальному, религиозному признаку.

Глава семейства – мужчина.

Равноправие мужчины и женщины в браке.

Брак оформлен церковью. Брак заключается перед Богом, а значит, навсегда. Расторжение брака затруднено или невозможно.

Заключение брака оформляется государственными чиновниками. Свобода заключения и расторжения брака.

4.Кризис современной семьи.

Надо отметить, что семья и сейчас эволюционирует, причем, кажется, в худшую сторону. Постепенно исчезает тот аромат большой семьи, в котором должны расти дети.

1. Падение рождаемости.

2. Нестабильность семьи, разводы. По количеству разводов Россия занимает первое место в мире.

3. Сознательный отказ от рождения единственного ребенка.

4. Массовый отказ от детей, сдача их в родильные или детские дома, бегство детей из дома, жестокое обращение с детьми.

1. Экономические – потеря работы, невыплата заработной платы, низкий уровень оплаты труда.

2. Социальные – алкоголизм, тунеядство, противонравное поведение. Как правило, этому способствует низкий культурный уровень, бездуховность, безответственность перед детьми.

3. Трудовая занятость женщин. Профессиональные интересы становятся серьезным конкурентом семейных.

Особенности современной семьи.

- Специфика социального уклада в городских и сельских семьях.

- Чем выше образование родителей, тем более успешно учатся дети в школе..

- Расслоение населения по степени материального достатка влияет на развитие в семейном воспитании детей.

- Уменьшение численности семьи, сокращение рождаемости семьи.

- Увеличение численности разводов. До 90 о/ о разводов падает на супружеские пары первого года жизни.

5. Государственная поддержка семьи.

Демократическое общество заинтересовано в том, чтобы семья стала мощным фактором его стабилизации и укрепления. Для этого брачно-семейные отношения, жизнедеятельность семьи, ее диалог с обществом должны опираться на прочную законодательную базу.

Основным источником семейного права является Семейный кодекс – свод норм права, регулирующий семейные отношения. Семейный кодекс введен в действие 1 марта 1996 года.

Несмотря на столь сильную законодательную базу, в современном обществе много проблем, касающихся семьи.

Давайте выделим главные проблемы:

Жилищные проблемы – отсутствие доступного жилья для большинства молодых семей.

Омоложение брачного возраста.

Неспособность молодых родителей брать на себя ответственность за жизнь и здоровье своего ребенка – отказ от него.

Участившиеся случаи воспитания детей в неполных семьях.

Социальные проблемы – низкая заработная плата родителей или вообще отсутствие работы.

Проблемы обозначены, частично государство решает их на высоком уровне:

Ст.62 Семейного Кодекса закрепила возможность юридического оформления семьи несовершеннолетними по достижению 16-летнего возраста в связи с индивидуальными обстоятельствами.

С 1 января 2006 года введены родовые сертификаты для поддержки материнства.

Работают 4 программы для молодежи, решающие жилищный вопрос.

Однако в реальной жизни их отнюдь не становится меньше.

Международный день семьи, провозглашенный Генеральной Ассамблеей ООН, ежегодно отмечается 15 мая.. Сейчас в регионе проживает более 306 тысяч семей, из них 5623 – многодетные, более 43 тысяч – молодые семьи. Деятельность органов власти направлена на государственную поддержку семей, имеющих детей, на профилактику сиротства.

Благодаря государственной поддержке в 2007 году смогли улучшить жилищные условия 49 молодых и 15 многодетных семей, приобрести квартиры для 74 граждан из числа детей – сирот.

По инициативе Светланы Медведевой 8 июля в России отмечается День семьи, любви и верности, символом которой является ромашка. Почему именно ромашка? Так как праздник проходит летом, то простая, близкая для русского человека ромашка – это символ лета, тепла, уюта, любви, символ семьи.

Вывод: поддержка семьи, материнства и детства – одна из основных общих задач, от решения которых зависит будущее нашего государства.

6. Задачи педагогического руководства семейным воспитанием.

Семья играет важную роль в формировании личности человека. Воспитать своего ребенка – великое искусство, т. к. сам процесс воспитания – это непрерывная работа сердца, разума и воли родителей.

В последнее время все чаще поднимается вопрос о взаимодействии семьи и школы, о том, как привлечь родителей к сотрудничеству со школой. Педагогическая ситуация.

Какова цель школы? Что такое воспитание?

Семейное воспитание – целенаправленное взаимодействие старших членов семьи с младшими, основанное на любви и уважении личного достоинства и чести ребенка, предполагающее психолого-педагогическую поддержку, защиту и формирование личности с учетом возможностей и в соответствии с ценностями семьи и общества.

Задачи педагогического руководства семейным воспитанием : направлять семейное воспитание на формирование базовой культуры личности детей;

- оказывать помощь родителям в определении методов и приемов воспитания детей, развивать у родителей положительное отношение к школе, учению детей, доверие к учителю;

- укреплять авторитет родителей в семье;

- помогать родителям в руководстве учебной работой детей в домашних условиях;

- тактично руководить педагогическим самообразованием родителей, развивать у них стремление к самосовершенствованию.

7. Диагностика семей и семейное воспитание.

Огромную роль в работе классного руководителя играет диагностика. Однако проведение диагностических исследований среди учащихся и их родителей накладывает на классного руководителя определенные обязанности. Во-первых , это соблюдение строгой конфиденциальности и нравственных обязательств, связанных с полученной информацией. Во-вторых, не всегда полученные в ходе диагностики материалы носят объективный характер. Это значит, что диагностический материал, вызывающий сомнение, нуждается в дополнительной проверке. В-третьих, любой диагностический материал, используемый в работе с родителями, должен быть составлен таким образом, чтобы в нем не было некорректных фраз, которые бы могли прямо или косвенно задеть достоинство человека.

Диагностику можно использовать при подготовке к родительским собраниям, в ходе встреч с родителями, а также как аналитический материал после родительского собрания.

Представление результатов диагностики

V. Рефлексия.

Какая у вас будет семья?

(Студенты придумывают слова, первые буквы которых написаны в столбик.)

С- счастливая, славная, спортивная, современная…

Е – единая, единственная…

М- милая, многодетная, мечтательная, музыкальная…

Я – яркая, ясная…

Как вы считаете, насколько успешно вы справились с задачами исследователей?

Выставление оценок.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.