Сциентизм и антисциентизм в философии шпора

В процессе развития и становления философии науки формируются 2 акцента в понимании места и предмета ФН.

Дилемма сциентизма и антисциентизма — одна из ключевых в современной культуре, когда, с одной стороны, наука и технология переживают небывалый расцвет, а с другой — все более очевидной становится оборотная сторона прогресса.

Сциентизм — представление о науке как ключевом явлении человеческой цивилизации и единственном пути познания мира. В наибольшей степени сциентистские идеи свойственны философии эпохи Просвещения, позитивизму и марксизму. Они видят в науке ядро всех сфер человеческой жизни

Они пытались очистить науку от несвойственных ей оснований и установок (от тех моментов существования науки, которые можно сформулировать и выразить на языке гуманитарного знания).

Сциентизм — это выход научного метода за рамки исследования природы и его вторжение в области, традиционно осваиваемые гуманитарными дисциплинами и вненаучными способами познания. Иными словами, это выход науки за присущие ей границы. Действительно, любые явления и природы, и культурной жизни человека могут быть подвергнуты научному изучению — систематизации, классификации, поиску причин и т.п. Это изучение позволяет создать более или менее полные модели явлений, с помощью которых можно делать проверяемые предсказания и упорядочивать поступающие факты. Однако эти модели не исчерпывают реальности во всей ее полноте. Дело в том, что сами принципы научного исследования накладывают определенные ограничения на познание, попытка преодолеть которые означает отказ от науки в строгом смысле этого слова и переход к вере или мифу.

Под сциентизмом часто имеют в виду преклонение перед плодами технического прогресса, значительно облегчившими жизнь людей, способствовавшим социальному равенству и преодолению ряда общественных проблем.

Сторонники антисциентизма, напротив, не рассматривает науку как основополагающую область, отдавая должное другим сторонам культурной жизни — религии, искусству, философии, которые невозможно свести к научному познанию.

Антисциентисты указывают на оборотную сторону технического прогресса — развитие военных технологий, которые теперь могут угрожать жизни всего человечества, вызванный промышленным ростом экологический кризис, биоэтические проблемы. Наиболее радикальные представители высказываются даже за необходимость полной остановки технического развития.

Ориентации сциентизма и антисциентизма носят универсальный характер. Они пронизывают сферу обыденного сознания независимо от того, используется ли соответствующая им терминология и называют ли подобные умонастроения латинским термином или нет. С ними можно встретиться в сфере морального и эстетического сознания, в области права и политики, воспитания и образования. Иногда эти ориентации носят откровенный и открытый характер, но чаще выражаются скрыто и подспудно. Действительно, опасность получения непригодных в пищу продуктов химического синтеза, острые проблемы в области здравоохранения и экологии заставляют говорить о необходимости социального контроля за применением научных достижений. Однако повышение стандартов жизни и причастность к этому процессу непривилегированных слоев населения добавляют очки в пользу сциентизма.

XX век так и не предложил убедительного ответа в решении дилеммы сциентизма и антисциентизма.

Аргументы сциентистов н антисциентистов легко декодируются, имея противоположную направленность.

1) С- приветствует достижения науки.

Антис - испытывает предубежденность против научных инноваций.

2) С - провозглашает знание как культурную наивысшую ценность.

Антис - не устает подчеркивать критическое отношение к науке.

3) С - намеренно закрывают глаза на многие острые проблемы, связанные с негативными последствиями всеобщей технократизации.

Антис - прибегают к предельной драматизации ситуации, сгущают краски, рисуя сценарии катастрофического развития человечества, привлекая тем самым большее число своих сторонников.

Ориентации сциентизма и антисциентизма носят универсальный характер. Они пронизывают сферу обыденного сознания независимо от того, используется ли соответствующая им терминология и называют ли подобные умонастроения латинским термином или нет.

Суждения русских философов, в частности Я. Бердяева (1874— 1948), Л. Шестова (1866-1938), С. Франка (1877-1950), занимающих особую страницу в критике науки, имеют огромное влияние не только в силу приводимых в них заключений, но и по яростному пафосу и трогающему до глубины души переживанию за судьбу и духовность человечества.

Поможем написать любую работу на аналогичную тему

  • Вкус ЖИЗНИ (93)
  • ветер свободы, ветер перемен (30)
  • Закаты Империй (26)
  • вкус еды (19)
  • жизнь волшебницы (16)
  • узоры&узоры (10)
  • в чьём-то дневнике (5)
  • сны они такие сны (5)
  • subкультуры (3)
  • съедобные дикоросы (1)
  • MUSIC Hall (89)
  • rock (26)
  • classical music (14)
  • instrumental (13)
  • folk rock (11)
  • relax (11)
  • Good Old Days (6)
  • oriental (6)
  • русский рок (4)
  • le franсais (3)
  • gothic rock (2)
  • heavy metal (2)
  • sympho-rock (2)
  • military (2)
  • Психология (73)
  • Анти-Магия (15)
  • Анти-Костик (12)
  • философия союзов (11)
  • МОЗГ (11)
  • СТРУКТУРНЫЙ гороскоп (10)
  • РУНОлог (7)
  • тесты (6)
  • АСТРОлогическое (5)
  • ключи (4)
  • стереокартинки (2)
  • нарциссы и мы (1)
  • Эко-HUMAN (58)
  • бинауральное (11)
  • будь здоров (10)
  • Гормоны (9)
  • Homegrown (8)
  • красивая (4)
  • ученые (4)
  • звуки природы (3)
  • тренажеры (3)
  • меню сыроеда (2)
  • строение человека (2)
  • философия (2)
  • полезная зелень (2)
  • разумное земледелие (2)
  • психиатрия (1)
  • дельфины (1)
  • ART (24)
  • дизайн интерьера (15)
  • фотохудожники (4)
  • живопись (4)
  • декор (1)
  • обо мне, любимой (20)
  • личное (14)
  • БИБЛИОТЕКА (19)
  • цитаты (11)
  • публикации (4)
  • списки (1)
  • книги (1)
  • GEO (16)
  • метрия (9)
  • графия: наша планета! (6)
  • ландшафт: садово-парковое искусство (3)
  • FASHION (11)
  • DIY (5)
  • модеls (3)
  • shorts (3)
  • Блондинки (10)
  • ДНЕВНИКИ (7)
  • Схемы (5)
  • найденные мысли (2)
  • Денежки (4)
  • МИФОЛОГИЯ (3)
  • боги и богигини (3)
  • даты&процессы (1)
  • КИНО (2)
  • мульт (1)
  • (1)
  • (0)
  • (0)
  • (0)

Одновременно возник и антисциентизм, провозглашавший прямо противоположные установки, характеризующийся весьма пессимистическим отношением к возможностям науки. Антисциентизм исходил из негативных последствий НТР и требовал ограничения экспансии науки, возврата к традиционным ценностям и способам деятельности. Антисциентизм, основан на недоверии к возможностям науки и разума, на критике научных методов познания. Предпочтение здесь отдается вненаучным средствам освоения бытия, особенно мифу, символу, искусству. Антисциентистское направление развивалось в 19 - 20 в.в. в концепциях таких западноевропейских мыслителей, как Ф.Шеллинг, А. Шопенгауер, С. Кьерксгор, Ф.Ницше, Э.Гуссерль, М.Хайдеггер, К.Ясперс. Сюда же примыкает А.Бергсон с его учением о художественной интуиции, имеющей, по мнению французского философа, неоспоримое преимущество перед практическим интеллектом и способной приоткрывать занавес над тайнами бытия. Кроме М.Хайдеггера и К.Яснерса, антисциентистские взгляды на основе экзистенциализма развивали также Ж.-П.Сартр и А.Камю, считавшие, что именно искусство, особенно такая форма литературы как роман, позволяет проникнуть в сущность экзистенции. В этом же направлении разрабатывали свои концепции и некоторые представители Франкфуртской школы, например: Т.Адорно, В.Беньямин и М.Хоркхаймер.

Сциентизм и антисциентизм представляют собой две остро конф­ликтующие ориентации в современном мире. К сторонникам сциен­тизма относятся все те, кто приветствует модернизацию быта и досу­га, достижения НТР, кто верит в безграничные возможности науки и, в частности, в то, что ей по силам решить все острые проблемы чело­веческого существования. Сциентисты с воодушевлением приветствуют все новые и новые свидетельства технического подъема. Антисциентисты видят сугубо отрицательные последствия науч­но-технический революции, их пессимистические настроения усили­ваются по мере краха всех возлагаемых на науку надежд в решении экономических и социально-политических проблем. Они подчеркива­ют значение искусства, религии, нравственности в жизни человека. Философский антисциентизм противопоставляет науку и свободу. Ре­лигиозный антисциентизм настаивает на религиозной мотивации всех человеческих проявлений. Важно подчеркнуть, что ориентации сциентизма и антисциентиз­ма носят универсальный характер. Они пронизывают сферу обыден­ного сознания независимо от того, используется ли соответствующая терминология и называют ли подобные умонастроения латинским тер­мином или нет. С ними можно встретиться в сфере морального и эстетического сознания, в области права и политики, воспитания и образования. Иногда умонастроения сциентистов и антисциентистов носят откровенный и открытый характер, чаще выражаются скрыто и подспудно. В философии сциентистские тенденции проявляются в иг­норировании ее смысложизненной проблематики и мировоззренчес­кого характера. Определить, кто является сторонником сциентизма, а кто антисциентист, нетрудно.

Сциентисты намеренно закрывают глаза на многие острые про­блемы, связанные с негативными последствиями всеобщей технократизации. Антисциентисты прибегают к предельной драматизации ситуации, сгущают краски, рисуя сценарии катастрофического развития человечества, привлекая тем самым большее число своих сторонников.

Определение сциентизма и антисциентизма

С развитием науки и возрастающим влиянием ее на общественную деятельность возникло две противоположные идеологии: сциентизм и антисциентизм.

Представители сциентизма считают, что наука имеет безграничные возможности, что именно наука способна решить абсолютно любые проблемы и задачи, возникающие перед обществом. Представители сциентизма приветствуют развитие науки, внедрение результатов науки и техники в повседневную жизнь. Наука, по мнению представителей сциентизма, имеет безграничные возможности.

Таким образом, сциентизм – это мировоззренческая идеология, согласно которой научное знание является высшей культурной ценностью, а математические и естественные науки – идеал научного знания.

Антисциентизм является противоположной точкой зрения. Представители антисциентизма считают, что наука враждебна по отношению к человечеству, последствия научно-технического прогресса, по мнению антисциентистов, имеют отрицательное воздействие, а наука в решении социально-экономических проблем бессильна.

  • Курсовая работа Сциентизм и антисциентизм 420 руб.
  • Реферат Сциентизм и антисциентизм 280 руб.
  • Контрольная работа Сциентизм и антисциентизм 220 руб.

Таким образом, антисциентизм – это мировоззренческая идеология, которая подвергает критике науку и как социальный институт, и как форму познания мира.

Сциентизм

Сциентизм появился в 19 в. Представители сциентизма выдвигают несколько принципов научного познания:

  1. Принцип верификации – доказательство, удостоверение в истинности;
  2. Принцип конвенционализма – исходные определения и аксиомы согласно данному принципу рассматриваются как условные соглашения:
  3. Принцип физикализма – согласно этому принципу, предложения, употребляемые в различных науках, должны быть переведены на язык физики, то есть речь идет об унификации языка всех наук на базе языка математической физики.

Исходя из этих принципов, можно заметить, что в качестве эталона научности рассматривается физико-математическое знание.

Можно определить основные принципы сциентистской идеологии:

  • наука является величайшей культурной ценностью
  • наука является производительной силой общества
  • наука является ядром всех сфер жизни, без науки невозможно достичь того, чтобы жизнь стала управляемой, успешной и организованной

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

Сциентисты закрывают глаза на те проблемы, которые возникли в процессе технократизации, не замечают ее негативные моменты.

Самыми яркими представителями сциентизма являются О. Конт, Дж. С. Милль, Э. Мах, Р. Авенариус, Г. Спенсер, Г. Н. Вырубов, П. Л. Лавров, Н. К. Михайловский и др.

Антисциентизм

Антисциентизм, так же, как и сциентизм, возник в конце 19 в. Если ранний антисциентизм возник на основе ненаучных форм познания – таких, как религия, нравственность, то для современного антисциентизма характерно критическое самопознание самой науки.

Основными принципами антисциентизма являются следующие:

  • предубежденность против результатов научно-инновационной деятельности
  • критическое отношение к самой науке
  • наука не способна принести пользу всем людям, наоборот, с развитием науки человечество не только не стало жить лучше, а наоборот, возникли новые опасности, источником которых является наука
  • научное знание не всегда означает истинное знание
  • развитие науки приведет к катастрофическим последствиям для человечества

Крайний антисциентизм не только выступает против научно-технического прогресса, против внедрения результатов научно-исследовательской деятельности в повседневную жизнь. Сторонники крайнего антисциентизма призывают затормозить развитие науки, ограничить его. И в этом случае возникает проблема обеспечения потребностей человека и общества, даже самых элементарных. Человек привык жить в комфорте и пользоваться теми благами, которые предоставляет ему научно-технический прогресс, современный человек не мыслит своего существования без привычных технологий и приспособлений. И именно в процессе научного познания, в процессе научно-теоретической деятельности закладывается будущее развитие человечества, появляются проекты, способные в будущем вывести человечество на новую ступень развития.

Представителями антисциентизма были Г. Маркузе, М. Полани. Б. Рассел и др.

Указанные две идеологические позиции выступают как две противоположные точки зрения. и являются односторонними. И сциентизм, и антисциентизм носят универсальный характер. С ними можно встретиться в любой сфере деятельности: и в политике, и в праве, и сфере образования и воспитания, и в сфере здравоохранения, и в сфере морально-эстетического знания. И невозможно рассматривать научное познание только лишь основываясь на принципах одного из идеологий.

Невозможно отрицать влияние науки на развитие человечества, невозможно представить современное общество без результатов технического процесса, однако, вместе с тем следует отметить и опасное влияние науки на человечество. Научный прогресс дал человечеству много полезного, однако он же приблизил к техногенной катастрофе. Химические открытия привели к созданию лекарств, способных излечить многие болезни. Но те же химические открытия привели к созданию опасных препаратов, способных уничтожить человечество. Научно-технические открытия привели к изобретению приборов, которые существенно облегчают жизнь человека, открывают ему новые возможности для работы, образования, общения и т. д. Однако, тот же научно-технический прогресс позволяет создать и оружие, способное уничтожить человечество.

Сциентизм – антисциентизм вечная дилемма, проблема культурного и социального выбора, которая стояла и будет стоять перед каждым представителем общества. Общественное развитие носит противоречивый характер, что отражается в проблеме выбора между антисциентизмом и сциентизмом. То есть, в современном обществе стоит сложная задача, которая заключается в том, чтобы способствовать развитию науки, но при этом противостоять негативным последствиям научно-технического развития.

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

Отношение общества к науке, понимание ее роли неоднозначно. Это проявляется в двух противоположных мировоззренческих позициях.

Одна из них –сциентизм ( от латинского scientia –наука) -в своей основе имеет представление о науке, научном познании как наивысшей культурной ценности и достаточном условии ориентации человека в мире. Необходимо отметить, что идеалом для сциентизма является не всякое научное знание, а результаты и методы естественнонаучного познания. Отождествляя науку с естественнонаучным знанием, сциентизм считает, что только с помощью так понимаемой науки (и ее одной) можно решить все общественные проблемы. При этом принижаются или вовсе отрицаются социальные науки как не имеющие познавательного значения и отвергается гуманистическая сущность науки как таковой. В качестве осознанной ориентации сциентизм утвердился в западной культуре в конце XIX века, причем одновременно возникла и противоположная мировоззренческая позиция -антисциентизм.

Антисциентизм подчеркивает ограниченность возможностей науки, а в своих крайних формах толкует ее как силу, чуждую и враждебную подлинной сущности человека, силу, разрушающую культуру. Методологическая основа антисциентистских воззрений –абсолютизация отрицательных результатов развития науки и техники (обострение экологической ситуации, военная опасность и др.)

Сциентизм и его антитеза –антисциентизм –возникли практически одновременно и провозглашают диаметрально противоположные установки. Определить, кто является сторонником сциентизма, а кто антисциентист, нетрудно. Аргументы сциентистов и антисциентистов легко декодируются, имея разновекторную направленность.

• Сциентист приветствует достижения науки. Антисциентист испытывает предубежденность против научных инноваций.

• Сциентист провозглашает знание как культурную наивысшую ценность. Антисциентист не устает подчеркивать критическое отношение к науке.

• Сциентисты, отыскивая аргументы в свою пользу, привлекают свое знаменитое прошлое, когда наука Нового времени, опровергая путы средневековой схоластики, выступала во имя обоснования культуры и новых, подлинно гуманных ценностей. Они совершенно справедливо подчеркивают, что наука является производительной силой общества, производит общественные ценности и имеет безграничные познавательные возможности.

Очень выигрышны аргументы антисциентистов, когда они подмечают простую истину, что, несмотря на многочисленные успехи науки, человечество не стало счастливее и стоит перед опасностями, источником которых стала сама наука и ее достижения. Следовательно, наука не способна сделать свои успехи благодеянием для всех людей, для всего человечества.

• Сциентисты намеренно закрывают глаза на многие острые про- блемы, связанные с негативными последствиями всеобщей технократизации. Антисциентисты прибегают к предельной драматизации ситуации, сгущают краски, рисуя сценарии катастрофического развития человечества, привлекая тем самым большее число своих сторонников.

Однако и в том, и в другом случае сциентизм и антисциентизм выступают как две крайности и отображают сложные процессы современности с явной односторонностью.

Ориентации сциентизма и антисциснтизма носят универсальный характер. Они пронизывают сферу обыденного сознания независимо от того, используется ли соответствующая им терминология и называют ли подобные умонастроения латинским термином или нет. С ними можно встретиться в сфере морального и эстетического сознания, в области права и политики, воспитания и образования. Иногда эти ориентации носят откровенный и открытый характер, но чаще выражаются скрыто и подспудно. Действительно, опасность получения непригодных в пищу продуктов химического синтеза, острые проблемы в области здравоохранения и экологии заставляют говорить о необходимости социального контроля за применением научных достижений. Однако возрастание стандартов жизни и причастность к этому процессу непривилегированных слоев населения добавляет очки в пользу сциентизма.

Несомненно, что обе позиции в отношении к науке содержат ряд рациональных моментов, синтез которых позволит более точно определить ее место и роль в современном мире. При этом одинаково ошибочно как непомерно абсолютизировать науку, так и недооценивать, а тем более полностью отвергать ее. Необходимо объективно относиться к науке, к научному познанию, видеть их остро противоречивый процесс развития.

Антисциентизм — полная противоположность сциентизма, отрицающая главенствующую роль науки в идейной жизни общества.

Сциентизм не является строго оформленной системой взглядов, он представляет собой идейную ориентацию и проявляется по-разному: от подражания точным наукам (система определений, логический формализм, аксиоматическое построение в анализе философско-мировоззренческих или социально-гуманитарных проблем, искусственное применение математической символики), вплоть до отрицания философско-мировоззренческих проблем как лишённых смысла для познания и значения (неопозитивизм) и рассмотрения естественных наук в качестве единственного возможного знания. Философии как особой форме познания сциентизм не придает значения.

В противоположность сциентизму антисциентизм полагает ограниченными возможности науки в решении проблем человеческого существования, в крайних проявлениях оценивает науку как враждебную человеческому существованию. У антисциентистов наука считается чем-то утилитарным, подчеркивается её неспособность подняться до понимания истинных проблем мира и человека. Социально-гуманитарное знание трактуется как форма сознания, к которой не может быть применим принцип объективности.

Проблема демаркации – это проблема нахождения критериев, которые бы позволили отделить науку и научное знание от псевдонауки, идеологии, философии. Несмотря на все попытки, границы между наукой и философией так и не были окончательно определены, они взаимно проникают одна в другую.

Тем не менее, некоторые критерии все же возможно выделить:

- верификационный критерий: наука стремится подтверждать свои гипотезы с помощью эмпирических данных, тогда как философия равнодушна к подтверждениям.

- фальсификационный критерий: утверждения науки могут быть эмпирически проверены, но могут быть и опровергнуты.

Эмпирическая проверяемость – один из важнейших критериев науки. Утверждения философии нельзя ни доказать, ни опровергнуть. Факты, с которыми имеет дело наука, безразличны для философии, т.к. с самого начала она пыталась говорить о вещах, находящихся за пределами повседневного опыта и научного исследования.

- парадигмальный критерий: в каждой науке существует лишь одна общепринятая, фундаментальная теория. В философии никогда не было господствующей парадигмы, для нее характерен плюрализм школ.

- методы: в то время, как наука использует наблюдение, измерение, эксперимент, философия не может ограничивать себя специфичным методом, т.к. область философского исследования неопределенна.

- проблемы: в науке всегда существует круг открытых и общезначимых проблем, тогда как у каждого философа могут быть свои проблемы, неинтересные другим.

- язык: у каждой науки есть специфический язык, делающий понятия более точными. В философии каждый создает собственный язык, вкладывает в понятия свой смысл. Язык философии – это история понятий, тогда как наука дает теорию понятий.

- развитие: если в науке легко заметить развитие, углубление, то философия это скорее изменение.

Философия и истина.

Мы признаем, что наука дает нам истину в классическом смысле, но непонятно, применимо ли понятие истины к философским утверждениям.

Логика говорит, что истинными и ложными могут быть лишь осмысленные повествовательные предложения.

Кроме того, чтобы быть истинным:

1. Предложение должно являться описанием, в котором присутствует элемент утверждения или отрицания.

2. Предложение должно быть разрешимо – должен существовать способ проверки его истинности.

3. Общезначимость – с выводом об истинности предложения должен согласиться всякий.

4. Бессубъективность – кто бы ни высказал истину, она будет принята.

Философия – это не наука, а мировоззрение, специфика взглядов на мир. Особенность этого мировоззрения в том, что кроме представления о мире оно включает в себя отношение к нему, оценку этого мира. Причем это оценочное отношение пронизывает все мировоззренческие представления и да­же и значительной мере детерминирует их. Именно поэто­му утверждения философии, даже если они имеют вид описаний, носят двойственный — дескриптивно-оценочный характер. В научном знании нет оценочного эле­мента, оно представляет собой чистое описание.

Мировоззренческие отношения и оценки всегда субъ­ективны — они определяются особенностями носителя ми­ровоззрения, его местом в обществе, его интересами и т. п. Следовательно, философия всегда носит личностный ха­рактер. Научное знание безлично и интерсубъективно. Философия — субъективна и личностна.

Социальная философия Ницше исходит из протеста против жизни "простого смертного", подчиненной стадным инстинктам. Он упрекает старую добродетель справедливости в потакании слабым и провозглашает новую справедливость как волю жизненной силы к власти, которая не нуждается в посторонних "подпорках" и оправдывает сама себя. Воля к власти (мощи) – самая внутренняя сущность бытия, требующая “хотеть стать мощнее”, “расти”, а для этого “полагать ценности” и хотеть средств для их реализации.

Истина – это тот род неистребимых заблуждений, без которых определенный род живых существ не мог бы жить из-за страха. Истина – это лишь положение различных заблуждений по отношению друг к другу так, что одно заблуждение старше и глубже другого. Истина – не то, что нужно найти, а то, что нужно создать.

Человек, сущность которого "водится изнутри воли к власти" – сверхчеловек , устремленный в будущее. Тем самым сверхчувственное основаниесверхчувственного мира сделалось бездейственным. "Бог мертв", его убили люди. В пафосе "ужасаиз-за этого" можно усмотреть возврат к поиску божественного Высшего начала

Ницше не смог предвидеть, что созданная им элитарная и аристократическая философия “сверхчеловека” оказалась на практике наиболее пригодной для безликих "людей из толпы", которые, компенсируя свою слабость из-за неполноценности, обратились к насилию и имморализму.

Философия М.Хайдеггера также двойственна, двусмысленна, амбивалентна, как и философия Ф.Ницше, что, вероятно, и послужило причиной того, что именно Хайдеггер"заставил" философский мир относиться к Ницше серьезно, что именно Хайдеггер уловил в идеях Ницше одну из главных установок грядущего XX века: постановку вопроса о необходимости философии вообще

Вслед за Ницше, Хайдеггер, например, додумывает "до конца" основную идею нигилизма, ведущую к "убийству Бога"; показывает неизбежность для "отвергнувших Бога" прихода к "новому богу" из-за невозможности существовать для человека без посторонней поддержки; постоянно "вопрошает" себя и человечество о необходимости и, в то же время, невозможности "назвать" то, что оказалось "на месте Бога", терзающий человека ужас от этой невозможности.

Да, и Ницше, и Хайдеггер выступали по сути против картезианской традиции западноевропейской философии и видели в рационализме не столько помощь, сколько помеху дальнейшему развитию человечества. Ницше предъявил этой традиции свои "пять нет", выступив против: чувства вины; скрытого христианства (перенесенного в музыку, в социализм); "XVIII века Руссо" с его "природой"; романтизма (в котором сходятся идеалы христианства и Руссо); и, наконец, против "преобладания стадных инстинктов". Хайдеггер, со своей стороны, утверждает, что ". не потому не веруют в Бога, что Бог как таковой утратил для них достоверность, а потому, что они сами отказались от возможности веровать и уже не могут искать Бога. Они больше не могут искать, потому что перестали думать.

14 вопрос: Философия и мировоззрение.

Наряду с характеристиками философии, позволяющими ее соотносить с другими формами рационально-теоретического знания, и прежде всего с наукой, существует ряд ее особенностей, которые характеризуют философию как особую форму теоретического мировоззрения. Правда, следует оговориться, что раздвоение философии на мировоззрение и теорию условно и возможно лишь в методических целях, так как главная ее особенность, как мы уже отмечали, заключается именно в единстве рационально-теоретических и ценностно-мировоззренческих сторон.

Теория философии не может абстрагироваться от мировоззренческой проблематики, что и определяет ее личностный характер и влияет на богатство формулируемых концепций. В свою очередь философское мировоззрение — это наиболее развитая форма теоретического мировоззрения, когда ценностно-эмоциональные особенности взаимодействия человека с миром приобретают характер рационального осмысления.

Мировоззрение (уже по этимологии самого слова) — это систематизированная совокупность взглядов человека на мир и на самого себя как деятельную часть этого мира.

Традиционно выделяют пять основных форм мировоззрения, имеющих более или менее выделенную специфику: мифологическое, религиозное, художественное, научное или натуралистское, и философское. Такое деление носит генетически-исторический характер и просто

Обыденное мировоззрение - это воззрение на мир, которое носит во многом случайный характер и складывается стихийно в зависимости от самых разнообразных параметров взаимоотношения человека с миром. Это не систематическая форма мировоззрения. Если считать обыденное мировоззрение некой нулевой точкой отсчета, как наименее систематизированное, то по степени отдаления от него выделяются три уровня мировоззрения.

Антропоморфно-социоморфное мировоззрение, когда мир объясняется путем перенесения на него форм человеческого общения и психических свойств индивида.

Существует несколько попыток в истории философии дать универсальную классификацию типов философских мировоззрений, в частности, у германского мыслителя В. Дильтея и русского философа И.О. Лосского.

Весьма интересной и глубокой является теоретическая классификация, предложенная в последнее время отечественным философом Г.Г. Майоровым. Он выделяет три универсальных типа идейных философских ориентации: софийный, эпистемный и технематический.

1. Первый тип восходит к Пифагору с его классическим пониманием философии как любви к мудрости и к платоновской устремленности разумной души к трансцендентным основам бытия. Выразителем данного типа в истории философии выступил Платон, который дал нам пример наиболее интегративной формы философии, в которой объединены рациональные и внерациональные средства выражения философской идеи, «Вот почему в центре его внимания находится теория идей — теория, призванная доказать, что философский эрос и стремление человека к полноте бытия, т. е. к бессмертию и совершенству, не беспочвенны и что совершенное и полное предшествует несовершенному и неполному как логически, так и онтологически.

2. Эпистемная философия берет начало с Аристотеля и стремится придать философии научный характер с нацеленностью на позитивные результаты и строгие логические доказательства. Выразителем и этой философской традиции стал ученик Платона— Аристотель, который попытался обосновать философию именно как теоретическую науку, прежде всего как метафизику, что стало классическим образом философии на многие века, включая нынешние.

3. Наконец, технематическая линия берет начало с наследия киников и софистов. Эта философия ориентирована не столько на обретение мудрости и получение доказательного знания, сколько на субъективную философскую самореализацию и самоутверждение, на техническую изощренность языка, интеллектуальную игру и эпатаж общественного мнения. Воплощением технематических традиций служит сегодня так называемая постмодернистская философия.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.