Роль искусства в формировании нравственного облика личности шпора


ВОЕННОЕ ПРАВО

Юридические консультации. Судебная практика. Вопросы, ответы и комментарии.


АРМИЯ РОССИИ

СМИ "Обозник". История армии, тыла ВС РФ. Права и обязанности военнослужащих

Роль искусства в духовно-нравственном формировании личности


Анализируется роль искусства в формировании духовно-нравственного освоения мира человеком. Подчеркивается, что искусство, опираясь как на этические, так и эстетические составляющие фиксирует духовные ассоциации, включая оценочный фактор, и поэтому продукт духовной деятельности не отчуждается индивидом, а присваивается им, оказывая воздействие на его психику.

Ключевые слова: искусство, творчество, сущность человека, духовная культура, самовоспитание, эстетические представления

Искусство есть особая форма общественного сознания и духовной деятельности, специфика которой заключается в отображении действительности с помощью художественных образов. В практической деятельности у людей складываются и развиваются эстетические представления, в которых явления действительности отражаются как прекрасные и уродливые, трагические и комические.

Произведения искусства оказывают непосредственное влияние на душу человека, представляя собой духовную пищу. Цель искусства служить развитию и совершенствованию человеческой души. В творчестве находит проявление духовность, по средствам обращения вглубь человеческой сущности, в осмыслении своей внутренней составляющей, в своей диалектической взаимосвязи с реальностью. Благодаря искусству, и об этом говорили еще древние греки, проявляется возможность формирования эмоциональной отзывчивости и, осознавая свои эмоциональные переживания, человек способен понять эмоции других.

Благодаря искусству человек получает возможность открыть в себе то, что он чувствует, раскрывая самого себя. Только искусству подвластно разбудить те чувства, с помощью которых человек способен не только воспринять по-новому мир, но и заставить себя думать по-новому. Как точно и метко отмечает Д.Т. Маркова, искусство воспитывает нашу чувствительность, сохраняет и освежает потускневшие воспоминания. Открыв от действительности являет собой иной способ проникнуть в нее, объять с помощью иных точек зрения, иных измерений ее сущности и таким образом раскрыть их глубину, способствуя раскрытию и пониманию самих себя. В большей степени искусство состоит в способности настроить определенным образом свое сознание, чтобы наблюдать, видеть, чувствовать[3]. Искусство призвано выполнять различные функции.

Среди самых разнообразных функций искусства следует отметить: познавательную (являясь средством образования и просвещения людей, искусство существенно пополняет знания человека о мире); мировоззренческую (в художественной форме выражает определенные чувства и представления); воспитательную (влияя на людей через эстетический идеал, позволяет обогатиться обобщенным и осмысленным опытом); эстетическую (формирует эстетические вкусы, потребности людей, ценностно ориентируя их в мире, пробуждая творческий дух, творческое начало человека); коммуникативную (передает информацию от поколения к поколению (по вертикали) и от человека к человеку (по горизонтали)); прогностическую (произведения искусства часто обладают элементами предвидения); компенсаторную (влияя на психику человека, позволяют ему выжить в самых трудных условиях); гедонистическую (доставляет людям удовольствие). Искусство выполняет также очень значимую функцию, участвуя в социализации личности.

Современное искусство выступает художественной программой изменяющегося мира — мира, в котором социальные трансформации взаимосвязаны с внедрением продвинутых технологий, ускоряющихся процессов урбанизации, все более набирающей силу массовой культурой, непосредственно влияющей на стиль и образ жизни современного человека. Искусство определяется как процесс, в котором происходит жизненно важная процедура обмена значениями, которые являются социальными конструктами и носят изменчивый, зависящий от времени и места характер. Нацеленное на раскрытие творческих возможностей человека в процессе плюрального видение мироздания, современное искусство стремится спровоцировать интеллектуальное соучастие зрителя, разбудить обыденное сознание, предлагая радикально новый опыт осмысления мира. Именно в области искусства апробируются приемы глобального взаимодействия, которые затем начинают широко внедряться в практику социальной активности в обществе. Отношения коммуникации становятся формами искусства, а эти формы, в свою очередь, моделируют и инициируют новые социальные отношения, новую социальную реальность. Характерной особенностью современного искусства является то, что оно буквально пронизывает и растворяется в жизни как отдельного человека, так и общества в целом, формируя его взгляды на политику, экономику, этническую или расовую принадлежность, на права человека, на войну, мир, семейные отношения и эстетические приоритеты [4, с.12].

Таким образом, искусство, взятое в целом, есть исторически сложившаяся система различных конкретных способов художественного освоения мира. Воспринимая произведения искусства, человек испытывает наслаждение, погружаясь в созерцание, что приводит к релаксации и дает время подумать о вещах, которые казалось бы не приносят практической пользы, но приносят пользу, прежде всего душе человека. Под воздействием искусства люди меняются, они уже не те, какими были до момента восприятия, они умножили свои чувства сопереживанием. Меняя внутреннюю жизнь, человек испытывает вдохновение, расширяется и углубляется чувственная сущность самой человеческой природы и он формируется как духовно-нравственная личность.

1 Лукач Д. Своеобразие эстетического. В 4-х томах / Д. Лукач // Перевод А.Ю. Айхенвальд, М.А. Журинская, А.Г. Левинтон, Е.Э Разлогова. Т.1.— М.: Прогресс, 1985. — 290 с.

2 Аристотель. Об искусстве поэзии / Аристотель // Пер. В. Г. Аппельрота и комм. Ф. А. Петровского. — Памятники мировой эстетической и критической мысли. — Москва: Гослитиздат, 1957. — 183 с.

Мороз Н.А. Сандыга О.И

Другие новости и статьи

Запись создана: Среда, 19 Сентябрь 2018 в 7:59 и находится в рубриках Современность.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Балагазова Светлана Тулеутаевна, Усенова Аида Кажмухановна

Особое место в жизни эстетически развитой личности занимает общение с искусством, как полно могут художественные впечатления заполнить и обогатить его жизнь, понять, какое значимое потенциальное богатство для духовной жизни личности заключено в её чувственности. Чувства представляют многообразие различных качеств и оттенков, эмоциональность представляет собой специфическую сторону познавательных процессов, а эмоции представляют собой единство эмоционального и интеллектуального, связанные с духовными потребностями человека, с многообразными формами его деятельности. Эстетические чувства как составляющие творческой личности позволяют, чувствуя художественные достоинства произведений искусства, познавать их специфическое значение.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Балагазова Светлана Тулеутаевна, Усенова Аида Кажмухановна

The role of art in formation of creative personality

An interaction with art takes a special place in the life of aesthetically developed personality. The impression from art can sufficiently fill and enrich the life, and help to understand that through its sensuality we can reach a significant potential wealth. The feelings represent a variety of different qualities and shades, emotion is a unanimity of the emotional and intellectual, associated with spiritual needs of people, with diverse forms of its activity. Aesthetic senses as part of a creative personality let learn the specific value of the works of art feeling their artistic merits.

Section 5. Pedagogy

Section 5. Pedagogy Секция 5. Педагогика

Balagazova Svetlana Tuleutaevna, candidate of pedagogics, senior teacher, Kazakh State Pedagogical University after Abay

Usenova Aida Kazhmukhanovna, candidate of pedagogics, associate professor, Zhetisu State University after I. Zhansugurova,

Kazakhstan, Almaty E-mail: bntb@mail.ru

The role of art in formation of creative personality

Abstract: An interaction with art takes a special place in the life of aesthetically developed personality. The impression from art can sufficiently fill and enrich the life, and help to understand that through its sensuality we can reach a significant potential wealth. The feelings represent a variety of different qualities and shades, emotion is a unanimity of the emotional and intellectual, associated with spiritual needs of people, with diverse forms of its activity. Aesthetic senses as part of a creative personality let learn the specific value of the works of art feeling their artistic merits.

Keywords: personality-oriented education, the trajectory of the creative person’s development.

Балагазова Светлана Тулеутаевна, кандидат педагогических наук, старший преподаватель, Казахский государственный педагогический университет имени Абая

Усенова Аида Кажмухановна кандидат педагогических наук, ассоциированный профессор, Жетысуский государственный университет им. И. Жансугурова,

Казахстан, Алматы E-mail: bntb@mail.ru

Роль искусства в формировании творческой личности

Аннотация: Особое место в жизни эстетически развитой личности занимает общение с искусством, как полно могут художественные впечатления заполнить и обогатить его жизнь, понять, какое значимое потенциальное богатство для духовной жизни личности заключено в её чувственности. Чувства представляют многообразие различных качеств и оттенков, эмоциональность представляет собой специфическую сторону познавательных процессов, а эмоции представляют собой единство эмоционального и интеллектуального, связанные с духовными потребностями человека, с многообразными формами его деятельности. Эстетические чувства как составляющие творческой личности позволяют, чувствуя художественные достоинства произведений искусства, познавать их специфическое значение.

Ключевые слова: личностно-ориентированное образование, траектория развития творческой личности.

Искусство непосредственно влияет на становление внутреннего мира личности, поэтому необходимо учитывать ее воздействие на формирование ценностных ориентиров, особенно в современном обществе.

Выделяя нравственно-эстетическое начало духовной культуры личности, следует отметить и в нем главенствующую составляющую. А именно, речь идет о взаимосвязи нравственного и эстетического —

Секция 5. Педагогика

об искусстве, которое, раскрывая внутренний мир художника, ведет зрителя через творение к пониманию прекрасного как блага. И именно в искусстве осуществляется синтез нравственного и эстетического. Различные виды искусства по-разному влияют на становление внутреннего мира личности, и необходимо правильно понимать значение их воздействия.

Статья посвящена выявлению роли искусства в духовном развитии творческой личности. Особое внимание мы уделяли выстраиванию структуры творческой личности, умственному развитию, формированию творческого мышления студентов. На наш взгляд, наиболее соответствует современным требованиям подготовка творческого специалиста в системе личностно-ориентированного образования. При такой системе образования личность студента находится в центре внимания педагога, а деятельность учения — познавательная деятельность — является ведущей.

Утверждение современной психолого-педагогической наукой деятельности как основы понимания развития личности, в которой совершается психическое, духовное, физическое преобразование позволяет сделать вывод, что, поставив цель — развитие личности, её эстетической культуры средствами искусства, следует обеспечить это развитие в вузе всеми видами необходимой художественно-эстетической деятельности: теоретическим изучением искусства, познанием его истории и теории, овладением практическими навыками организации коммуникации: художественного восприятия и переживания произведений искусства, практическими умениями использовать мощный образовательный и эстетический развивающий потенциал искусства, практическими умениями художественно-творческой деятельности, исследовательскими умениями.

Развитие творческой личности охватывает следующие аспекты: духовно-нравственный, личностнодеятельностный, профессиональный, функционирующие в тесной взаимосвязи и взаимозависимости. Обращённость творческой личности к высшим человеческим ценностям, искусство, возвышающее человека, создают возможности и основание для развития его духовной сущности. Через чувствование и понимание красоты и убедительности, через переживания формируются лучшие человеческие духовно-нравственные чувства и понимания окружающего мира.

Развитие творческой личности средствами искусства следует рассматривать как развитие личностного

содержания и всей целостной структуры личности, которая формируется в её художественно-эстетической деятельности. Творческая личность — это реальная необходимость современного образовательного процесса, одна из важнейших её профессиональных качеств является креативность, без которой вообще сложно человеку чувствовать себя профессионалом в современных условиях.

Сохранение культурной преемственности поколений, изучение и сохранение культурного наследия, способствуют развитию творческой личности, художественно-эстетической компетентности, эмоциональной отзывчивости, превращения богатства мировой художественной культуры во внутренне богатство личности.

При проектировании образовательного процесса мы исходим из признания двух равноправных источников: обучения и учения. Последнее не есть производное от первого, а является самостоятельным, лич-ностно значимым, действенным источником развития личности. В основе личностно-ориентированного образования лежит признание индивидуальности, самобытности, самоценности каждого человека, наделенного неповторимым субъектным опытом. Система личностно-ориентированного образования отражает гуманистическое направление в философии, психологии и педагогике.

Гуманистическая психология и педагогика связывают свои исследования с личностью, ее индивидуальностью. Существуют творческие профессии, где от человека требуется, как необходимое качество быть творческой личностью, к ним относятся музыканты, актеры, режиссеры и т. д., им не достаточно быть хорошими специалистами, необходимо быть творцом, а не ремесленником, даже очень квалифицированным. Творческая личность не может жить без творчества, видя в нем главную цель и основной смысл своей жизни. Творческими личностями не рождаются, а становятся. Креативная способность, которая во многом носит врожденный характер, выступает как ядро творческой личности, но последняя — продукт социального, культурного развития, влияния социальной среды и творческого климата. Творческая личность характеризуется не просто высоким уровнем креативной способности, но и особой жизненной позицией человека, его отношением к миру, к смыслу осуществляемой деятельности. Особое значение, имеет духовное богатство внутреннего мира личности, её постоянная направленность на творческое действие во внешнем мире. Проблема творческой

Section 5. Pedagogy

личности — это не только проблема психологическая, но и проблема гуманитарная и социокультурная.

В динамической структуре творческой личности присутствуют общие закономерности, специфика нелинейного развития. К общим закономерностям относятся основные структурные составляющие творческой культуры: эстетический вкус, чувства, знания, суждения, понятия, идеалы. К синергетическому, нелинейному — непредсказуемость, неустойчивость, многовариативность [1]. Они характеризуют степень развития названных линейных составляющих, а также глубинные внутренние процессы, происходящие в личности под влиянием восприятия образцов искусства.

Исследование развития творческой личности как синергетического процесса, раскрывает суть культурного самоопределения личности в соответствии с происходящими социокультурными и планетарными изменениями человеческого существования, суть понимания самоценности человеческой жизни, её индивидуальности и неповторимости. Научно-практические подходы позволяют определить творческую личность как интегральное личностное образование, включающее в себя духовно-ценностные культурные ориентации, эстетическую субъектную позицию, диалоговый способ коммуникации — межсубъектный диалог, чувственное восприятие через переживание, образное мышление, находящие своё выражение в творческих характеристиках, которыми обладает субъект: эстетическим вкусом, чувствами, знаниями, суждениями, эстетическим идеалом.

Предназначением искусства, её основной функцией является формирование личности, духовное,

нравственное её обогащение, развитие чувств и интеллекта. Искусство — это не просто окружающая человека материальная и духовная среда, в которой он формируется и развивается, она — часть самого человека, важнейшая составляющая его личности. Именно в искусстве соединяется внутренний мир человека, взгляд внутрь себя и внешние условия жизни, его способность осваивать окружающее пространство.

Отсюда следует, что рассматривать данный феномен всесторонне можно только с позиций междисциплинарного научного подхода, обеспечивающего изучение проблемы личности во взаимосвязи философского понимания, социально-гуманитарных и естественных наук. В контексте научных подходов развитие, взращивание творческой личности есть высший смысл и предназначение искусства, поскольку лишь личность способна жить в искусстве, ориентироваться в ней, совершать выбор.

1. Каган М. С. Человеческая деятельность. - М., - 1974.

2. Каган М. С. Формирование личности как синергетический процесс//Обсерватория культуры. - М. -2005. - № 3. - с. 4-10.

Ответ


Актуальность темы исследования.

Настоящая работа посвящена изучению влияния искусства на внутренний мир личности. В диссертации рассматривается гуманизирующая роль искусства в формировании человека. Теоретическая трактовка данной проблемы строится на основе как философской литературы, так и исследований по психологии и искусствоведению.

Искусство являлось предметом философских изысканий с античных времен, существует немало различных теорий искусства, но нельзя сказать, что его сущность, специфика, социальная значимость поняты до конца, что не осталось никаких дискуссионных вопросов в его понимании. Этот феномен человеческой жизни слишком сложен и многогранен, чтобы можно было в определенный момент создать его полную и окончательную теорию. Поэтому изучение проблем теории искусства сохраняет свою актуальность.

Особую практическую значимость сейчас приобретает проблема социальной роли искусства, его влияния на человека, на формирование личности. Одной из черт переживаемого нами кризиса является распространение в обществе антигуманного искусства, пропагандирующего насилие, сексуальную распущенность и другие социальные пороки. Возникают вопросы: Не опасно ли такое искусство для общества? Имеет ли оно определенное социальное назначение? Чтобы ответить на эти и другие подобные вопросы, необходимо глубоко понять специфическую природу искусства, тот способ, каким оно влияет на человека. В этом отношении еще имеются проблемы, требующие дальнейшего изучения.

Актуальность исследования еще и в том, что автор касается проблемы прежпредметных связей философии как общей методологии с другими науками: Философия-Искусствоведение, Философия-Психология.

Степень научной разработанности проблемы.

Еще со времен античности искусство и его влияние на человека интересовало исследователей. К настоящему времени накоплен значительный опыт в исследовании проблем искусства. Но вопрос о специфике искусства сохраняет актуальность. Эстетическая, воспитательная, познавательная, игровая, символическая и другие концепции искусства не дают всестороннего понимания его сущности. Не находим мы и системного подхода в вопросе о функциях искусства в свете его чувственно-образной специфики на основе синтеза современных концепций в области философии, психологии и искусствоведения.

Каждая историческая эпоха акцентировала внимание на том или ином признаке искусства.

Как известно, еще Платон, Аристотель поставили основные проблемы связанные с сущностью искусства и его воспитательным аспект том. Эпоха Возрождения, развивавшаяся под знаменем гуманизма, раскрыла познавательный и нравственно-гуманизирующий смысл искусства. Значительный шаг в философском осмыслении искусства был сделан в новое время в трудах И.Канта и Г.Гегеля. Гегелевское понимание искусства строилось как на учете познавательного значения искусства, так и на выявлении его чувственной специфики. Кант подходил к искусству через категорию прекрасного, которая у него несет глубокий нравственный смысл.

В философской мысли XIX века, в частности в русской, утверждается эстетическая концепция искусства. Как альтернативная теория выступает в этом плане теория Л.Н.Толстого, который усматривал сущность искусства прежде всего в его чувственной природе.

Советская и русская научная литература характеризуется различием подходов в вопросе о специфике искусства. Наиболее распространенными являются три теории искусства: познавательная ( А.Т.Калинкин, Н.П.Скурту и др.)/ эстетическая (А.И.Буров, Л.Н.Столович и др.) и воспитательная (В.И.Толстых и др.). Однако все эти концепции требуют критического рассмотрения и существенного уточнения.

В настоящей работе делается попытка в той или иной мере преодолеть недостатки указанных концепций.

В литературе уделяется недостаточное внимание "эмоциональной" теории искусства, которая была наиболее четко разработана Л.С.Выготским. Именно она позволяет подойти к определению истинной сущности искусства. Это понимание и положено в основу предлагаемой работы. Однако, с нашей точки зрения, теория Л.С.Выготского требует разработки в определенном направлении. В ней дано глубокое понимание специфики художественного, но не уточняется вопрос о соотношении художественного и эстетического. Без решения этой проблемы нельзя дать системного понимания искусства, а значит и достаточно полно раскрыть его воспитательную роль. Нуждается в детальной разработке идея Л.С.Выготского о социальной значимости искусства, его гуманизирующей функции, что позволит раскрыть социально-педагогическую значимость искусства.

Диссертант использует при разработке проблемы исследования в области психологии, без которых невозможно раскрыть эмоциональную природу искусства. Поэтому мы обращаемся к трудам по вопросам структуры личности (А.Г.Ковалев, А.Н.Лук) и работам по проблемам эмоциональной сферы человека ( С.Х.Раппопорт, П.В.Симонов, С.Л.Рубинштейн ) .

Изобразительное искусство как один из учебных предметов общеобразовательной школы занимает важное место в воспитании учащихся. Действительно, внимательный анализ, обобщение лучшего педагогического опыта свидетельствуют о том, что занятия изобразительным искусством – важное средство развития личности школьника.

В процессе изобразительной деятельности учащиеся усваивают графические и живописные умения и навыки, учатся наблюдать, анализировать предметы и явления окружающего мира. Таким образом, учебный предмет изобразительное искусство служит эффективным средством познания действительности и одновременно помогает развитию и формированию зрительных восприятий, воображения, пространственных представлений, памяти, чувств и других психических процессов. Знания, умения и навыки находят широкое применение как на других уроках, так и в дальнейшей трудовой деятельности. Умение рисовать, зрительно представлять различные объекты необходимо во многих профессиях.

Как известно, в становлении и воспитании эстетических суждений и вкуса исходным моментом является развитие у ребенка эстетического восприятия окружающих предметов и явлений действительности. Вот почему одним из основных факторов эстетического восприятия учащихся средствами изобразительного искусства является развитие у них способности к эмоционально-эстетическому восприятию изображаемых в альбоме и наблюдаемых в жизни, в произведениях живописи, графики явлений, событий. Это является необходимым условием познания эстетического в окружающем мире, формирования системы нравственно-эстетических взглядов на действительность. Наблюдая яркую зелень травы, деревьев, сочные бутоны тюльпанов, роз, нежные переливы красок вечернего неба, мрачные грозовые тучи, ребенок хочет выразить свои чувства, свою радость от увиденного и услышанного, спешит рассказать о своих впечатлениях другим и для этого берет цветные карандаши и краски. С помощью линий, красок, композиции, динамики изображения ребенок удовлетворяет потребность рассказать, выразить свое отношение к увиденному. Испытываемые ребенком радость, наслаждение от встречи с прекрасным, от процесса художественного творчества, способствуют воспитанию в нем доброты, сопереживания и сочувствия окружающим, изображаемым героям.

Являясь наглядным, образным отражением действительности, выражением определенной мысли, идеи художника, изобразительное искусство несет в себе огромные воспитательные функции, причем воздействие изобразительного искусства на зрителя особое, оно обусловлено эмоциональной реакцией, отзывчивостью зрителя на содержание и художественную форму изображения. Благодаря своей наглядной образности, воздействию на чувства произведения изобразительного искусства способствуют воспитанию нравственных оценок, взглядов, представлений, системы мировоззренческих понятий.

Содержание уроков изобразительного искусства отражает специфику изобразительного искусства в процессе художественного творчества, позволяет решать задачи нравственного, эстетического, трудового воспитания учащихся. Процесс формирования личности – это цельный, взаимообусловленный процесс формирования потребностей, чувств, интересов, мировоззрения, убеждений и идеалов. Все это имеет в виду учитель при организации процесса эстетического воспитания школьников средствами изобразительного искусства.

Важная роль изобразительного искусства в эстетическом воспитании школьников объясняется самой спецификой изобразительного искусства, художественного творчества. Во-первых, художественное изображение (а таким изображением и является фактически любой рисунок и любая живописная работа) отражает эстетическое содержание изображаемого объекта, заключающееся в пропорциональности строения формы, соответствии всех частей объекта друг другу, изящности очертаний, гибкости их контуров, гармонии цветовых оттенков поверхности и т.п. Во-вторых, выразительные средства художественного языка – композиция, рисунок, живопись, светотень, колорит и т.д. – пронизаны по своей сути эстетическим содержанием и являются изобразительно-выразительными средствами передачи действительности в художественном творчестве ребенка. И, наконец, процесс изображения, как правило, вызывает у ребенка восхищение красотой предмета, восторг перед своим рисунком, радость возможности посредством карандаша, кисти и красок передать свое отношение, свои чувства другим людям. Все это и определяет широкие возможности в развитии у детей практически на каждом уроке изобразительного искусства эстетического восприятия, эстетического вкуса, эстетических чувств и познавательно-творческой активности. Познавательно-творческая активность школьников представляет собой успех учебно-воспитательного процесса, обуславливает уровень умственного и творческого развития личности школьника.

Широкие возможности для развития познавательно-творческой активности детей представляют уроки изобразительного искусства. Это объясняется тем, что специфика занятий изобразительным искусством требует, с одной стороны, творческой активности, постоянной работы мысли, воображения, самостоятельности, инициативности; с другой стороны, для занятий изобразительным искусством характерна ярко выраженная эстетическая направленность (как по форме, так и по содержанию). Воспитание познавательно-творческой активности у школьников означает прежде всего развитие у них потребности непрерывно познавать мир и творчески использовать полученные знания в своей деятельности. Как известно, потребности по мере их осознания выступают как силы, побуждающие к деятельности. В этом отношении развитие потребностей служит тем условием, которое обеспечивает развитие личности ученика.

Известный русский психолог Б. М. Теплов отмечал, что на основе потребностей в процессе общественной жизни воспитываются чувства, создаются интересы, складываются взгляды и убеждения, наконец, формируется мировоззрение. И чувства, и интересы, и убеждения, и мировоззрение человека, становясь источником действенных желаний, выступают как мотивы его деятельности. Изобразительное искусство, являясь образным отражением действительности, обусловливает одну из важнейших специфических закономерностей занятий школьников различными видами изобразительного искусства – постоянное и беспрерывное оперирование зрительными образами. И от того, насколько прочен, ярок и адекватен действительности тот или иной зрительный образ, зависит успех познания реальной действительности, успех художественной деятельности детей, успех их эстетического развития.

Особо важное значение в изобразительном процессе школьников имеют образы зрительной памяти и воображения. Успех рисования по памяти, развитие зрительной памяти школьников во многом зависит от неоднократного наблюдения и воспроизведения с натуры объектов изображения. В системе эстетического развития школьников большое значение имеют образы памяти, формируемые в процессе ознакомления детей с произведениями изобразительного искусства. Содержание этих образов прямо связано с уровнем развития эстетических вкусов и взглядов, с уровнем идейно-эстетического развития школьников.

В отличие от образов памяти образы творческого воображения представляют собой значительно более оригинальные, самостоятельные образы, являющиеся результатом не только наблюдений действительности и запоминания ее, но и активной мыслительной деятельности, направленной на создание нового, оригинального. Образ творческого воображения – это оригинальное сочетание, сплав наблюдаемого, закрепляемого в памяти, прочувствованного и решенного в сознании.

Таким образом, следует постоянно помнить, что успешное решение задач воспитания школьников средствами изобразительного искусства зависит от единства обучения и воспитания, от систематического вооружения учащихся специальными знаниями, умениями, навыками, доступные конкретному возрасту. И на этой основе – развитие богатства, разнообразия окружающего мира, воспитание в детях душевной красоты, развитие нравственно-эстетических, гражданских качеств и свойств личности.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.