Ритмическое повторение одних и тех же судорожных движений мышц это судороги

Заикание - нарушение темпо-ритмической организации речи (темпа, ритма, плавности устной речи), обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата.

Этиология:

К предрасполагающим причинамотносятся следующие:

невропатическая отягощенность родителей (нервные, инфекционные и соматические заболевания, ослаб­ляющие или дезорганизующие функции центральной нервной системы);

невропатические особенности самого заика­ющегося (ночные страхи, энурез, повышенная раздражи­тельность, эмоциональная напряженность);

конституциональная предрасположенность (заболевание вегетативной нервной системы и повышенная ранимость высшей нервной деятельности, ее особая подвер­женность психическим травмам);

наследственная отягченность (заикание разви­вается на почве врожденной слабости речевого аппарата, ко­торая может передаваться по наследству в качестве рецессив­ного признака). При этом необходимо обязательно учитывать роль экзогенных факторов, когда предрасположенность к заи­канию сочетается с неблагоприятными воздействиями окру­жающей среды;

поражение головного мозга в различные перио­ды развития под влиянием многих вредных факторов: внут­риутробные и родовые травмы, асфиксия; постнатальные — инфекционные, травматические и обменно-трофические нару­шения при различных детских заболеваниях.

К неблагоприятным условиямотносятся:

Физическая ослабленность детей;

возрастные особенности деятельности моз­га; большие полушария головного мозга в основном форми­руются к 5-му году жизни, к этому же возрасту оформляется функциональная асимметрия в деятельности головного моз­га. Речевая функция, онтогенетически наиболее дифференци­рованная и поздносозревающая, особенно хрупка и ранима. Причем более медленное ее созревание у мальчиков по срав­нению с девочками обусловливает более выраженную неус­тойчивость их нервной системы;

ускоренное развитие речи (3—4 года), когда ее коммуникативная, познавательная и регулирующая функции быстро развиваются под влиянием общения со взрослыми. У многих детей в этот период наблюдается повторение слогов и слов (итерации), имеющее физиологический характер;

скрытая психическая ущемленность ребенка, повышенная реактивность на почве ненормальных отно­шений с окружающими; конфликт между требованием сре­ды и степенью его осознания;

недостаточность положительных эмоцио­нальных контактов между взрослыми и ребенком. Воз­никает эмоциональная напряженность, которая нередко внеш­не разрешается заиканием;

недостаточность развития моторики, чув­ства ритма, мимико-артикуляторных движе­ний.

При наличии тех или иных из перечисленных неблагоп­риятных условий достаточно какого-либо чрезвычайного по своей силе раздражителя, чтобы вызвать нервный срыв и заи­кание.

В группе производящих причинвыделяются анатомо-физиологические, психические и социальные.

Анатомо-физиологические причины: физические заболе­вания с энцефалитическими последствиями; травмы — внут­риутробные, природовые, нередко с асфиксией, сотрясение моз­га; органические нарушения мозга, при которых могут повреждаться подкорковые механизмы, регулирующие дви­жения; истощение или переутомление нервной системы в ре­зультате интоксикаций и других заболеваний, ослабляющих центральные аппараты речи: корь, тиф, рахит, глисты, в осо­бенности коклюш, болезни внутренней секреции, обмена; бо­лезни носа, глотки и гортани; совершенство звукопроизносительного аппарата в случаях дислалии, дизартрии и задержанного развития речи.

Психические и социальные причины: кратков­ременная — одномоментная — психическая травма (испуг, страх); длительно действующая психическая травма, под ко­торой понимается неправильное воспитание в семье; хронические конфликтные переживания, длительные отрицательные эмоции в виде стой­ких психических напряжений или неразрешенных, постоян­но закрепляемых конфликтных ситуаций; острая тяжелая психическая травма, сильные, неожиданно возникающие по­трясения, вызывающие острую аффективную реакцию: состо­яние ужаса, чрезмерной радости; неправильное формирова­ние речи в детстве: речь на вдохе, скороговорение, нарушения звукопроизношения, быстрая нервная речь родителей; перегруз­ка детей младшего возраста речевым материалом; несоответ­ствующее возрасту усложнение речевого материала и мышле­ния (абстрактные понятия, сложная конструкция фразы); полиглоссия: одновременное овладение в раннем возрасте раз­ными языками вызывает заикание обычно на каком-нибудь одном языке; подражание заикающимся. Таким образом, в этиологии заикания отмечается совокуп­ность экзогенных и эндогенных факторов (В. А. Гиляровский, М. Е. Хватцев, Н. А. Власова, Н. И. Красногорский, Н. П. Тяпугин, М. Зееман и др.).

Механизм заикания:

К началу XX в. все многообразие понимания механизмов заикания можно свести к трем теоретическим направлениям: 1) Заикание как спастический невроз координации, проис­ходящий от раздражительной слабости речевых центров (ап­парата слоговых координации). Это было четко сформулиро­вано в трудах Г. Гутцмана, А. Куссмауля, а затем в работах И. А. Сикорского. Сторонники этой теории вначале подчеркивали врожденную раздражительную слабость аппа­рата, управляющего слоговой координацией. В дальнейшем они объясняли заикание в свете невротизма: заикание — это судорогоподобные спазмы.

2) Заикание как ассоциативное нарушение психологичес­кого характера. Это направление выдвинуто Т. Непфнером и Э. Фрешельсом. Сторонниками были А. Либман, Г. Д. Неткачев, Ю. А. Флоренская. Психологический подход к пониманию
механизмов заикания получил свое дальнейшее развитие.

3) Заикание как подсознательное проявление, развивающе­еся на почве психических травм, различных конфликтов с ок­ружающей средой. Сторонниками этой теории были А. Адлер, Шнейдер, которые считали, что в заикании, с одной стороны,
проявляется желание индивида избежать всякой возможнос­ти соприкосновения с окружающими, а с другой — возбудить сочувствие окружающих посредством такого демонстратив­ного страдания.

К 30-м годам и в последующие 50—60-е годы XX в. ме­ханизм заикания стали рассматривать, опираясь на учение И. П. Павлова о высшей нервной деятельности человека и, в частности, о механизме невроза. При этом одни исследователи рассматривали заикание как симптом невроза (Ю. А. Флорен­ская, Ю. А. Поворинский и др.), другие — как особую его форму (В. А. Гиляровский, М. Е. Хватцев, И. П. Тяпугин, М. С. Лебединский, С. С. Ляпидевский, А. И. Поварнин, Н. И. Жинкин, В. С. Кочергина и др.). Но в обоих случаях эти сложные и многообразные механизмы развития заикания идентичный механизмам развития неврозов вообще. Заикание, как и прочие неврозы, возникает вследствие различных причин, вызывающих перенапряжение процессов возбуждения и тор­можения и образования патологического условного рефлек­са. Заикание — это не симптом и не синдром, а заболевание центральной нервной системы в целом (В. С. Кочергина, 1962).

Стремление исследователей рассматривать заикание с по­зиций павловского учения о неврозах находит своих последо­вателей за рубежом: в Чехословакии — М. Зееман, М. Совак, Ф. Досужков, Н. Досталова, А. Конделькова; в Болгарии — Д. Даскалов, А. Атанасов, Г. Ангушев; в Польше — А. Митринович-Моджеевска; в Германии — К. П. Беккер и др.

Р. Е. Левина, рассматривая заикание как речевое недораз­витие, видит сущность его в преимущественном нарушении коммуникативной функции речи. Речевые затруднения, по мнению Р. Е. Левиной, зависят от различных условий: с одной сторо­ны, от типа нервной системы, с другой — от разговорной сре­ды, от общего и речевого режимов.

Наряду с невротическим заиканием стали изучаться и другие его формы: при алалии и афазии; постконтузионное заикание; у олигофренов; у больных различными психозами; при тяжелых нарушениях звукопроизношения и при задер­жке развития речи; органическое (В. М. Аристов, А. В. Шо-кина, 1934; А. Аллистер, 1937; Е. Пишон и Б. Мезони, 1937; Р. М. Боскис, 1940; П. Н. Аникеев, 1946; Ю. А. Флоренская, 1949; А. Я. Страумит, 1951; Э. Гард, 1957; Б. Г. Ананьев, 1960, и др.).

Виды заикания: Невротическое, неврозоподобное, смешанное.

Невротическое (логоневроз) - психогенное заболевание обусловленное психической травмой, характерны симптомы невроза: пониженное настроение, чувство неполноценности, тревожное ожидание неприятного, нарушение сна, вегетативные расстройства. Характерна логофобия до логофобического мутизма в психотравмирующей ситуации. Неврозоподобное заикание имеет непсихогенное происхождение (в рамках шизофрении, эпилепсии, олигофрении, органического поражение головного мозга после травм менингоэнцефалитов, может передаваться по наследству). Оно разнообразно и не зависит от ситуации. Характерны явления цереброастенического синдрома (плохо переносят жару, духоту, быстро утомляются истощаются). Больные не переживают свой дефект и не стремятся бороться с ним.

Симптоматика заикания:

В зависимо­сти от преобладания судорог в тех или иных органах речи раз­личают дыхательные, голосовые и артикуляционные.

Отмечаются три формы нарушения дыхания при заика­нии: экспираторная (судорожный выдох), инспираторная (су­дорожный вдох, иногда со всхлипыванием) и респираторная (судорожные вдох и выдох, нередко с разрывом слова). При заикании имеются следующие особенности речевого дыхания: захлебывающийся голос, речь на вдохе, крикливый голос на сильном выдохе твердая атака голоса вследствие напряжения мышц голосового аппарата.

В артикуляционном аппарате различаются судороги — губные, язычные и мягкого нёба.

Характерны речевые уловки, к которым прибегают, чтобы замаскировать или облегчить свою речь (покусывание кончика языка, нижней губы, облизывание губ. Причмокивание, вспомогательные звуки и слова - эмболов).

Особенности просодической стороны речи: нарушено словесное ударение, интонация, ритм. Речь прерывиста, с необоснованными паузами, повторениями, изменяется громкость и темп произношения, сила, высота голоса, связанное с эмоциональным состоянием заикающегося. В целом речь заикающих­ся интонационно обеднена.

Заикающиеся дети по уровню речевого развития не представляют однородную группу. Среди них есть дети, как с высоким, так и с низким уровнем речевого разви­тия. В то же время, как у тех, так и у других отмечаются затруднения в подыскивании нужного слова, речевом оформлении мысли, многословие, склонность к про­странным рассуждениям. Г. А. Волкова выделяет следующие уровни развития речи при заикании:

I группа: на первом году жизни отмечается ускоренное развитие предречевых вокализаций, активный лепет с 4 месяцев, десять месяцев говорят 8-10 слов, в 1 год 7 месяцев появляется фразовая речь. Развитие импрессивной речи замедленно или ускоренно. Заикание по-разному влияет на развитие речевой функции.

II группа: недоразвитие экспрессивной речи, замедленной или не равномерное развитие импрессивной речи. До года, задерживается развитие импрессивной речи. Экспрессивная развивается нормально. После одного года соотношение меняется. После двух лет оба вида развиваются равномерно.

III группа: задержка развития речи. Импрессивная речь отстает на 3 - 4 месяца, 2-3 годам задержка составляет 5-6 месяцев. Экспрессивная задерживается на 2-3 месяца, первые слова в 1 год 4 месяца. К 2 годам задержка составляет б месяцев.

Неречевая симптоматика:

В проявлениях заикания характерными являются также различные нарушения речевой и общей моторики, которые могут быть насильственными (речевые судороги, тики, миоклонусы в мышцах лица, шеи) и произвольными уловками. К уловкам относятся вспомогательные движения, к которым прибегают заикающиеся, чтобы замаскировать или облегчить свою трудную речь. Нередко отмечается общее моторное напряжение, скован­ность движений или двигательное беспокойство, расторможен-ность, дискоординация или вялость, переключаемость и пр. Некоторые исследователи указывают на связь заикания с амбидекстрией (леворукостью).

Большинство авторов, от­мечают у заикающихся различные вегетативные изменения. Например, М. Зееман считает, что у 84% заикающихся имеет­ся вегетативная дистония. По мнению Szondi, из 100 заикаю­щихся 20% имеют повышенное внутричерепное давление и экстрапирамидные нарушения. В тяжелых случаях нарушения вегетативной нервной сис­темы собственно заикание отступает на второй план, преобла­дают страхи, волнения, тревога, мнительность, общая напря­женность, склонность к дрожанию, потливости, покраснению. В детском возрасте у заикающихся наблюдаются нарушения сна: вздрагивание перед засыпанием, утомительные, беспокойные неглубокие сны, ночные страхи.

Состояние эмоционально-волевой сферы: наблюдается повышенная истощаемость, утомляемость, неуверенность в себе, повышенная тревожность, впечатлительность. Возможно состояние психо-эмоционального напряжения. Неосознанность своего эмоционального состояния. Неустойчивое настроение. Характерны такие эмоциональные проявления как тревожность боязливость страх. Депрессии.

Характерным признаком невротического заикания является логофобия - страх речи, в основном выражен в школьном возрасте. Появление логофобии резко усиливает заикание, способствует дезадаптации и невротическому развитию личности.

Феномен фиксированности на своем дефекте.Одним из основных явлений, из которых развивается не­вротическое расстройство, является чувство собственной не­полноценности. И чем больше фиксируется больным внима­ние на своем болезненном симптоме, тем более упорным он становится. Так образуется порочный круг, из которого боль­ной никак не в состоянии выбраться: болезненный симптом заставляет его фиксировать на нем свое внимание, а вслед­ствие этого симптом еще усиливается и еще более приковы­вает к себе внимание больного. Это состояние через несколько повторений превращается в патологический условный рефлекс и возникает все чаще, теперь уже перед началом речи. Процесс становится циркулярным, так как дефект на приеме усиливает дефект на выходе. Исследователи заикания в понятие фиксированности на дефекте вкладывают разное содержание: особое свойство вни­мания (устойчивое, застревающее навязчивое, концентрирован­ное), осознание дефекта, представление о нем, разное эмоциональное отношение к нему (переживание, тревожность, бояз­ливость, страх).

Понятие феномена фиксированности - это есть отражение объективно существу­ющего речевого дефекта (речевых судорог) во всей психичес­кой деятельности заикающегося человека. Это результат процессов получения и переработки информации о речевых трудностях (или помехах) и связанных с ними неприятнос­тях, трансформированных в психических процессах, состоя­ниях и свойствах заикающегося и проявляющихся в его вза­имодействии с окружающей социальной средой.

1. Нулевая степень болезненной фиксации: дети не испытывают ущемления от сознания дефекта либо вовсе не замечают его. Отсутствуют элементы стеснения, обид­чивости за свою неправильную речь, какие-либо попытки к преодолению дефекта.

2. Умеренная степень болезненной фиксации: старшие школьники и подростки переживают свой де­фект, стесняются его, скрывают, прибегают к различным улов­кам, стараются меньше общаться. Они знают о своем заикании, испытывают от этого ряд неудобств, стараются замаскировать свой недостаток.

3. Выраженная степень болезненной фикса­ции: у заикающихся переживания по поводу дефекта выли­ваются в постоянно тягостное чувство неполноценности, ког­да каждый поступок осмысливается через призму речевой неполноценности. Это чаще подростки. Они концентрируют внимание на речевых неудачах, глубоко переживают их, для них характерен уход в болезнь, болезненная мнительность, страх перед речью, людьми, ситуациями и пр.

Выделяются следующие типы течения заикания: посто­янный — заикание, возникнув, проявляется относительно по­стоянно в различных формах речи, ситуациях и т. д.; вол­нообразный — заикание то усиливается, то ослабевает, но до конца не исчезает; рецидивирующий — исчезнув, за­икание появляется вновь, т. е. наступает рецидив, возврат за­икания после довольно длительных периодов свободной, без запинки речи.

Главная
Педагогика
Развитие просодической стороны речи посредством музыкотерапии у заикающихся школьников

Симптоматика заикания

Отечественные исследователи подходят к изучению заикания с диалектических позиций. Поэтому, выделяя при всем многообразии клинической картины заикания физиологические и психологические моменты, первичными считают расстройства физиологического характера.

На основе физиологических расстройств формируются психологические особенности личности заикающегося, которые усугубляют заикание. Психологические изменения нередко выступают на первый план.

К физиологическим симптомам относятся речевые судороги, нарушения ЦНС и физического здоровья, общей и речевой моторики. К психологическим -- речевым запинки и другие нарушения экспрессивной речи, феномен фиксированности на дефекте, логофобии, уловки и другие психологические особенности.

В зависимости от места возникновения, речевые судороги различаются: артикуляционные, голосовые, дыхательные и смешанные.

Судороги дыхательного аппарата

К ним относятся инспираторная (вдох) и экспираторная (выдох) судороги. При дыхательных судорогах (в мышцах брюшного пресса, диафрагмы или грудной клетки) в момент речи воздух задерживается, и человек, как бы замирает с открытым ртом - инспираторная судорога (судорожный вдох иногда со всхлипыванием) внезапный резкий вдох, возникающий на разных этапах речевого высказывания, что приводит к необоснованной паузе. Сила и размер инспираций различны, чаще всего они бывают поверхностны, коротки, иногда мимолетны, едва заметны, но иногда весьма сильны и объемисты. Но как бы разнообразны не были эти инспирации, во всех случаях сохраняется их главный характер - это порывистось.

Наоборот, воздух сильно и сразу выталкивается наружу (внезапное сильное сокращение мускулатуры брюшного пресса) и фраза произносится на недостаточном выдохе - экспираторная судорога (судорожный выдох) внезапный резкий выдох в процессе речевого высказывания. Многократный порывистый вдох и выдох перед началом фразы или слова, нередко с разрывом слова характеризует ритмическую дыхательную судорогу - респираторная судорога. При попытке начять речь появляется видимое замешательство в функции дыхания: короткий поверхностный вдох, (как будто недостает времени для более глубокого вдоха) за окончанием которого наступает выдох, часть воздуха соответственно уходит, а речь не начинается.

Судороги голосового аппарата

Возникают, как правило, при произнесении гласного звука.

При голосовых судорогах страдают мышцы гортани. При этом голосовые складки судорожно сомкнуты и не могут своевременно разомкнуться или прерывисто смыкаются.

Различают три вида голосовых судорог: смыкательный голосовой спазм; вокальный спазм; дрожащий голосовой спазм.

Размыкательная судорога (голосовая щель остается открытой). При этом наблюдается полное безмолвие или шепотная речь;

Дрожащий или толчкообразный гортанный спазм (голосовая щель то смыкается, то размыкается). Речь прерывается, возникает дрожащий или прерывистый звук, напоминающий блеяние, легкое судорожное покашливание, полоскание горла или другие звуки и шумы, что сопровождается полным отсутствием артикуляции. Все издаваемые звуки и шумы имеют гортанное происхождение.

Судороги артикуляционного аппарата

При артикуляционных судорогах происходит поражение мышц языка, губ и мягкого неба (губные судороги, язычные и судороги мягкого неба). Чаще и резче они проявляются при произнесении согласных взрывных звуков (к, г, п, б, т, д); реже и менее напряженно - щелевых. Обычно это происходит на смычных согласных: б-булка, ба-ба-баня (судороги губ), д-дерево, де-де-дедушка (судороги кончика языка); г-гора, й-йёлка, й-ё-ё-ёжик(судороги корня языка или мягкого неба).

На звонких, как более координационно сложных, судороги проявляются чаще, чем на глухих, особенно при их сочетании с гласными, а также в начале слова, возглавляющего фразу, синтагму или абзац.

Артикуляторные судороги разделяются на две большие группы - судороги лицевые и язычные и на две маленькие, судороги в области жевательной мускулатуры и небно-глоточные (мягкого неба).

Лицевые судороги в свою очередь подразделяются на: смыкательную губную судорогу, верхнегубную судорогу, нижнегубную судорогу, угловую судорогу рта, судорожное раскрытие отверстия рта, сложную лицевую судорогу.

Верхнегубная судорога проявляется спазмом мышц, поднимающих верхнюю губу, а иногда крылья носа. По характеру судорога чаще всего тоническая. Страдают все губные буквы.

Нижнегубная судорога аналогична верхнегубной. Поражает одну или две мышцы, опускающие угол рта и изредка мышцу, поднимающую подбородок, или все мышцы нижней губы. В этом случае наблюдается отворот нижней губы.

Угловая судорога рта характеризуется резким оттягиванием угла рта справа или слева вместе с приподнятием его; ротовая щель принимает косое направление и удлиняется в сторону судороги. Описываемая судорога бывает то на одной, то на обеих сторонах лица; в последнем случае она почти всегда выражена с неодинаковой силой справа и слева. Она чаще бывает клонической.

Судорожное раскрытие отверстия рта может протекать в двух вариантах: а) рот раскрывается широко с одновременным опусканием нижней челюсти; б) при сомкнутых челюстях резко обнажаются зубы. Судорога имеет большей частью тонический характер. Описываемая судорога не бывает выражена одинаково на обеих половинах лица. Артикуляция большей частью совершенно невозможна во время судороги.

Сложная лицевая судорога не имеет самостоятельного значения, а представляет собой одно из проявлений выраженных в тяжелой степени различных лицевых судорог, включающих судороги лобных и ушных мышц.

Язычные судороги составляют еще одну группу судорог артикуляционного аппарата и наблюдаются, как правило, при произнесении звуков, в артикуляции которых принимает участие язык. Различают несколько видов судорог языка: судорожный подъем верхушки языка; судорожный подъем корня языка; судорожное движение языка вперед и вниз, или изгоняющая судорога языка; подъязычная судорога.

Судорожный подъем верхушки языка (кончика языка)является наиболее часто встречаемой среди артикуляторных судорог. Кончик языка касается верхних зубов и упирается с напряжением в твердое небо, образуя здесь полное смыкание, в результате чего артикуляция приостанавливается, выдох (а значит, и фонация) в этот момент прекращается, возникает необоснованная пауза.

Изгоняющая судорога языка характеризуется выталкиванием языка наружу в пространство между зубами. Она может быть тонической и клонической. Существенным признаком этой судороги является всеобщее напряжение и выпрямление языка, который не принимает ни одного из обычных артикуляторных положений.

Подъязычная судорога большей частью существует совместно с другими язычными судорогами характеризуется опусканием нижней челюсти и открытием полости рта.

Судороги артикуляционной экспирации

Среди многих проявлений заикания можно наблюдать одну, совершенно особенную, крайне интересную форму болезни, которая характеризуется двумя существенными признаками, а именно: повторением целых слогов и кажущимся отсутствием судорожности. У страдающих этим видом заикания не замечается ни лицевых, ни язычных судорог, ни судорожных движений в челюстях. Характеризуется многократным повторением одного или нескольких слогов произносимого слова ( ду-ду-ду-ду-ду-душа, рас-рас-рас-рас-рассматривать, потто-пото-пото-пото-потопили).

Этот вид заикания отличается тем, что при нем никогда не наблюдается сколько-нибудь сильных судорог или значительных напряжений; напротив, движения кажутся нерешительными, слабыми, вытекающими скорее из торопливости и невнимания.

Судороги жевательной и нижнечелюстной мускулатуры сопровождаются внезапным повторным и сильным сближением челюстей, последствием чего бывает резкий звук щелканья, а иногда и скрежет зубов.

Судороги в области верхней ветви лицевого нерва возникают вне речевого высказывания (лобные судороги, судорожное смыкание век, и т.д.). Однако все они могут проявляться в сочетании с речевыми судорогами [9].

Частота речевых судорог обычно зависит от целого ряда причин. Они могут возникать у заикающегося на отдельных звуках и сочетаниях: б, д, тр, и др. Они зависят и от формы речи говорящего.

Например, независимо от тяжести заикания заикающиеся почти всегда свободно говорят фразы вместе с кем-нибудь (сопряжённо) или повторяют (отраженно). Зависят они от степени громкости речи, ритмичности, подготовленности.

Но еще более разительно отличается частота речевых судорог у заикающихся в зависимости от условий, окружающей обстановки где им приходиться общаться. Заикающимся обычно легче говорить в хорошо знакомой, спокойной обстановке или в одиночестве и значительно труднее при посторонних людях, в общественных местах, с трибуны.


Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18


2) От 0,2 секунд до 12,6 секунд.

3) 90 секунд и более.

Правильный ответ б) От 0,2 секунд до 12,6 секунд.

2. Внезапный резкий выдох в процессе речевого высказывания это:

а) экспираторная судорога

б) инспираторная судорога

в) вокальная судорога

г) судорожное раскрытие ротовой полости

Правильный ответ: а) экспираторная судорога

3. Насильственное выталкивание языка наружу в пространстве между зубами это:

а) изгоняющая судорога языка

б) судорога кончика языка

в) судорога корня языка

г) подъязычная судорога

Правильный ответ: а) изгоняющая судорога языка

4. Система преодоления заикания у дошкольников в процессе ручной деятельности разработана:

Правильный ответ: а)

5. Комплексный подход к преодолению заикания подразумевает следующие направления работы:

1) Прямое логопедическое воздействие, косвенное логопедическое воздействие, работа с семьей.

2) Лечебно-оздоровительная работа, коррекционно-педагогическое воздействие.

3) Развитие общей моторики, фонематического восприятия, нормализация темпа и ритма дыхания.

Правильный ответ: б) Лечебно-оздоровительная работа, коррекционно-педагогическое воздействие.

6. Сложные уловочные движения это:

а) двигательные ритуалы

б) эмоционально-выразительную жестикуляцию

в) кивательные движения головой

г) раскачивание туловищем

Правильный ответ: а) двигательные ритуалы

7. Основные направления в профилактике заикания:

1) Логопедическое воздействие, лечебно-оздоровительная работа, режим молчания.

2) Предупреждение нарушений социальной адаптации, коррекция поведения, устранение задержки речевого развития.

3) предупреждение хронификации и рецидивов заикания, предупреждение нарушений социальной адаптации.

Правильный ответ: б) Предупреждение нарушений социальной адаптации, коррекция поведения, устранение задержки речевого развития.

8. Речевая симптоматика брадилалии:

1) Ненормально быстрый темп (вместо 10—12 звуков в секунду произносится 20—30) речи без резких искажений фонетики и синтаксиса.

2) Замедленность темпа внешней (экспрессивной) и внутренней речи,

3) Замедленность процессов чтения и письма,

4) Монотонность голоса,

5) Растянутое произношение звуков речи и удлинение пауз между звуками слова).

Правильный ответ: б, в, г, д

9. Речевая симптоматика тахилалии характеризуется следующими признаками:

1) Ненормально быстрый темп (вместо 10—12 звуков в секунду произносится 20—30) речи без резких искажений фонетики и синтаксиса.

2) Расстройства внутренней речи

3) Замедленность процессов чтения и письма,

4) Интервербальная акселерация

5) Растянутое произношение звуков речи и удлинение пауз между звуками слова).

Правильный ответ: а, б, г.

10. Заикание мальчиков в 4 раза встречается чаще, чем у девочек – это половой…

Правильный ответ: деморфизм

11. Основным внешним симптомом заикания является речевая…

Правильный ответ: судорога

12. Отражение объективно существующего речевого дефекта в психической деятельности заикающегося – это феномен …

Правильный ответ: фиксированности на дефекте

13. Патологическая боязнь речевого общения – это…

Правильный ответ: логофобия

14. Систему преодоления заикания у дошкольников в медицинских учреждениях разработал…

Правильный ответ: (Селиверстов)

15. Нормальный темп речи соответствует произнесению10 -…. звуков в секунду.

Правильный ответ: 12

5. Феномен фиксированности на дефекте выявил …

Правильный ответ: (Селиверстов)

А. Патологическое ускорение темпа речи

Б. Патологическое замедление темпа речи

В. Судорожные запинки в речи

Правильный ответ: 1 – Б; 2 – А; 3 – В.

А. Сильное сжатие губ

Б. Внезапный резкий выдох в процессе речевого высказывания

В. Перепад высоты тона

Правильный ответ: 1 – Б; 2 – В; 3 – А.

А. Длительное сокращение мышц и вызванное им напряженное положение, сохраняющееся длительное время

Б. Ритмическое повторение одних и тех же судорожных движений мышц

В. Длительное спазматическое напряжение мышц чередуется с ритмическим судорожным движением мышц

Правильный ответ: 1 – А; 2 – Б.

1. тяжелая степень заикания

А. Человек заикается в течение всей речи, с сопутствующими движениями

2. средняя степень заикания

Б. В привычной обстановке, в спокойном состоянии запинки редкие, при эмоциональном напряжении запинки усиливаются и учащаются

В. Заикание возникает лишь при спешке и в возбужденном состоянии

Правильный ответ: 1 – А; 2 – Б.

Тип течения заикания

А. симптоматика заикания постепенно нарастает

Б. симптоматика заикания постепенно исчезает:

В. симптоматика заикания относительно постоянная в различных формах речи и ситуациях

Г. Сиптоматика то усиливается, то ослабевает

Правильный ответ: 1 – Б; 2 – А.

Тип течения заикания

А. симптоматика заикания постепенно нарастает

Б. симптоматика заикания постепенно исчезает:

В. симптоматика заикания относительно постоянная в различных формах речи и ситуациях

Г. Сиптоматика то усиливается, то ослабевает

Правильный ответ: 1 – В; 2 – Г.

А. психогенное начало речевой патологии

Б. заикание возникает без видимой причины, незаметно, исподволь в 3-4 года

В. тенденция к раннему речевому развитию

Г. тенденция к задержке речевого развития

Правильный ответ: 1 – А, В; 2 – Б, Г.

А. привлечение внимания к смысловой стороне речи облегчает речь

Б. привлечение внимания к технической стороне речи улучшает речь

В. наличие впечатлительности и тревожности

Г. малая зависимость качества речи от ситуации общения

Правильный ответ: 1 – А, В; 2 – Б, Г.

25. Последовательность коррекционной работы по преодолению заикания, в целом, имеет следующие периоды:

Правильный ответ: а)подготовительный, в)тренировочный, б) закрепительный.

26. Последовательность частей занятия по преодолению заикания имеет следующую последовательность:

а) организационный момент

б) повторение пройденного

в) основная часть

Правильный ответ: а, б,в, г,д

27. Последовательность периодов развития связной речи при коррекции заикания по методике :

а) планирующая речь

в) сопровождающая речь

г) завершающая речь

д) закрепление навыков связной речи

Правильный ответ: б, в, г, а, д

28. Свободная самостоятельная речь у заикающихся может воспитываться на занятиях в такой последовательности:

1) Спонтанная речь,

5) вопросно-ответная форма речи.

Правильный ответ: б, д, в, г, а

29. Последовательность распределения заикания по степени тяжести:

а) тяжелая степень заикания

б) средняя степень заикания

в) легкая степень заикания

г) умеренная степень заикания

Правильный ответ: в, г,б, а

30. Последовательность речевых ситуаций, способствующих усилению заикания:

а) наедине с собой

б) общение со сверстниками

в) общение с незнакомыми людьми

г) общение со взрослыми близкими родственниками

Правильный ответ: а, г, б, в

31. Последовательность использования речевых упражнений в устранении заикания:

а) заученный текст

б) отрепетированный вслух, подготовленный текст

в) мысленно продуманный текст

Правильный ответ: а, б, в, г

32. Последовательность использования упражнений по сложности речевой структуры в устранении заикания:

г) отдельные звуки, слоги

Правильный ответ: г, б, в, а

33. Последовательность использования речевых упражнений по степени ритмичности:

в) ритмизированная проза (сказки, речетативы) в сопровождении движений

г) ритмизированная проза (сказки, речетативы) без сопровождения движений

д) речь разнометричная с опорой на гласные

е) разнометричная речь

Правильный ответ: а, б, в, г, д, е

Наиболее полное и точное определение алалии. Алалия – это:

1. отсутствие или недоразвитие речи вследствие органических поражений речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка;

2. нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка вследствие дефектов восприятия или произношения фонем;

3. тяжелое и стойкое нарушение речи, обусловленное органической недостаточностью иннервации речевого аппарата;

4. отсутствие или недоразвитие речи вследствие тотального поражения головного мозга;

5. недостаточная сформированность всех средств языка с преобладанием неполноценности смысловой стороны речи.

Причиной алалии является:

1. текущее нервно-психическое заболевание;

2. органические поражения периферического отдела речевого аппарата;

3. органические поражения центральной нервной системы;

4. функциональные нарушения речевой моторики;

5. функциональные нарушения центральной нервной системы.

По мнению , при алалии имеют место:

1. только дизонтогенетические нарушения ЦНС

2. только энцефалопатические нарушения ЦНС;

3. дизонтогенетически-энцефалопатические нарушения ЦНС;

4. органические поражения периферического отдела речевого аппарата;

5. функциональные нарушения ЦНС.

Характер поражения головного мозга при экспрессивной алалии:

1. узколокальное повреждение в зоне Брока;

2. преимущественное поражение височной доли доминантного по речи полушария;

3. нерезко выраженные, множественные билатеральные поражения;

4. тотальное поражение головного мозга;

5. преимущественное поражение лобных отделов.

Выберите ту из характеристик произношения звуков, которая характерна для моторной алалии:

1. достаточная сохранность исполнительного (моторного) уровня функционирования артикуляторного механизма;

2. многие звуки, подверженные нарушениям, имеют одновременно и правильное произношение;

3. в нарушениях произношения доминируют искажения

4. постоянство пропусков, замен, искажении;

5. замены и пропуски как артикуляторно сложных, так и простых звуков.

Сторонники языковой концепции для обозначения моторной алалии используют термин __________________________ алалия.

Фамилия автора психологической классификации алалий - ________________________________________.

Форма речи, которая представляет собой понимание устной или письменной речи, – это ______________________________ речь.

По психолого-педагогической классификации дети с алалией всегда имеют логопедическое заключение ____________________________________.

Явление, при котором не формируется связи между словом и предметом или явлением, которое оно обозначает, называется ________________________________________________.

Концепция объяснения механизма алалии

Патогенез моторной алалии

А. Артикуляторная апраксия.

Б. Нарушения восприятия либо психической активности.

В. Несформированность операции процесса восприятия речевого высказывания.

Г. Несформированность операции процесса порождения речевого высказывания.

Форма речевой патологии

А. Тонусные нарушения в артикуляционной моторике.

Б. Первичное нарушение языковой системы в целом.

3. Моторная алалия.

В. Нарушение моторного уровня порождения высказывания при отсутствии нарушений голоса и дыхания.

Г. Первичное нарушение импрессивной речи.

1. Моторная алалия.

А. Узколокальное повреждение в зоне Брока.

2. Сенсорная алалия.

Б Преимущественное поражение височной доли доминантного по речи полушария.

3. Стойкое нарушение интеллекта.

В. Нерезко выраженные, множественные билатеральные поражения.

Г. Тотальное поражение головного мозга.

А. Воспроизводят контур большинства слоговых структур, но звуковой состав является диффузным, трудности произношения слов со стечением согласных.

Б. В большинстве случаев – сохранность слоговой структуры, в качестве остаточного явления – перестановки звуков и слогов.

В. Нарушения лишь при произношении слов сложной слоговой структуры.

Г. Сокращение слова до 1 – 2 слогов.

Вариант нарушения слоговой структуры.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.