Регион как социально-экономическая система шпора

Регион должен рассматриваться одновременно и как элемент территориальной организации национального хозяйства, и как элемент системы расселения, и как элемент социальной организации общества - места всех сфер жизнеобеспечения и жизнедеятельности человека.

Регион – это относительно крупная часть территории страны, выделяемая в соответствии с определенными признаками.

Такими признаками могут быть:

- Структура хозяйства и роль в общероссийском разделении труда;

- Исторически сложившиеся политико-административные факторы.

Регион - целостная система со своими структурой, функциями, связями с внешней средой, историей, культурой, условиями жизни населения.

Справочно: Cистема (от греч. sýstēma – целое, составленное из частей; соединение), множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, образующих определённую целостность, единство.

Как социально-экономическая система регион может быть представлен совокупностью пяти основных подсистем, к которым относятся:

- системообразующая база (власть, законодательство);

- системообслуживающий комплекс (производство, бизнес);

Изучение общественной жизни в регионе возможно только на основе структуризации, т.е. выделения этих подсистем, совместное функционирование которых определяет динамику развития региона.

Главным фактором, обеспечивающим взаимосвязь и взаимодействие указанных подсистем, интегрирующим их в единую социально-экономическую систему, является деятельность людей. Человек — органическая часть каждой из подсистем. Он представляет собой часть природы, основной компонент производительных сил национального хозяйства и, наконец, часть населения, так как через связи и отношения с другими людьми образует собственно социально-территориальную общность.

Регион – это территориальное образование, имеющее чётко очерченные административные границы, в пределах которого воспроизводятся социальные и экономические процессы, обеспечивается жизнедеятельность населения и обуславливается местом региона в системе территориального и общественного разделения труда.

Регион – это часть территории, обладающая общностью природных, социально-экономических, национально-культурных и других условий.

Регион — это социально-экономическая система, основные звенья которой (материальное производство и социальная сфера) сбалансированы.

Регион – это целостная система со своей структурой, функциями, связями с внешней средой, историей, культурой, условиями жизни населения.

Систе́ма (от др.-греч. σύστημα — целое, составленное из частей; соединение) — множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которое образует определённую целостность, единство.

Основные черты регионов:

1) единство и целостность регионов – рациональное использование природно-ресурсного потенциала, пропорциональное сочетание различных отраслей, формирование устойчивых внутрирегиональных и межрегиональных связей, наличие сообщества людей с определенными традициями и образом жизни

2) общность и единство экономики

3)Комплексность хозяйства – сбалансированность и согласованное развитие производительных сил региона

4) наличие определенного населения, обладающего определенным уровнем образования, квалификации и навыков производства

5) наличие определенной специализации

6) управляемость – наличие определенных органов управления

7) выход региона на рынок с использование имеющихся ресурсов

Примеры:

Субъекты федерации, федеральные округа, экономические районы, городские округа, макроэкономические районы, муниципальные образования (поселения).

10. Характеристика основных факторов, влияющих на развитие региона.

Социально-экономическое развитие регионов в настоящее время испытывает влияние трех главных факторов.

1. Рыночного – взаимопроникновение региональных, национального и мировых рынков.

2. Конкурентного – усиление конкуренции на всех перечисленных рынках, особенно неценовой конкуренции – конкуренции в области качества жизни и инноваций.

3. Производственного – постепенный переход от массового производства к мелкосерийным; замену вертикальной организации труда – горизонтальной; низкой индивидуальной ответственности – соучастием индивида в производственном процессе.

Факторы, благоприятные сегодня для размещения на территории предприятий, завтра означают дополнительные возможности для привлечения инвестиций, увеличения занятости и решения других назревших региональных проблем. То есть они одновременно становятся условиями, индикаторами успешного социально-экономического развития регионов в будущем.

Необходимо учитывать воздействие этих изменений на конкурентоспособность и хозяйствующих субъектов и регионов. Например, для региона это означает, что одни развиваются как экономически наиболее сильные области, способные мобилизовать свои собственные ресурсы и привлечь дополнительные инвестиции. Другие остаются на периферии, третьи развиваются лишь в отдельных, специфических сферах (например - туризм). Нужно выяснить какие факторы должны в первую очередь учитывать хозяйствующие субъекты и какие факторы должны улучшать регионы для повышения своей конкурентоспособности.

Как и всякая экономическая система, регион имеет внутреннюю и внешнюю среду, которые взаимодействуют. Эти связи могут быть как прямого, так и косвенного воздействия.

Для качественной характеристики и оценки динамики изменения внутренней среды достаточно проанализировать следующие группы факторов, характеризующих:

- производственно-ресурсный потенциал региона;

- структуру регионального рынка;

- кадровый потенциал региона;

Внешняя среда региона прямого воздействия включает взаимосвязи с партнерами:

- внешними поставщиками товаров и услуг;

Среда косвенного воздействия на регион может включать следующие группы факторов влияния:

а) ориентированные на производственный ресурсы (земля, рабочая сила, капитал);

б) ориентированные на производство и сбыт продукции (близость партнеров по кооперации, инфраструктура, структура населения и потребления);

в) установленные государством (налоги, система хозяйствования, субсидии и программы поддержки).

В качестве мягких факторов чаще всего упоминают:

- стабильность политической ситуации;

- стабильность общественного климата;

- квалификацию занятых по найму;

- региональную структуру экономики и отдельных предприятий;

- качество системы образования и системы подготовки кадров;

- оснащение региона вузами, технологическими центрами, исследовательскими организациями;

- наличие факторов, ориентированных на производство услуг (экономический и налоговый консалтинг, реклама, маркетинг);

- отношение к экономике основных действующих лиц региона (предприятий и союзов предпринимателей, работающих по найму и профсоюзов, коммунальных и региональных администраций, политиков);

- качество жизни в регионе (качество жилья, экологическая ситуация, культурные и рекреационные возможности и т.д.).

Коротко: факторы, воздействующие на региональное развитие: исторические, природно-ресурсные, этнические, религиозные, экологические, политические, а также внутрирегиональные и межрегиональные связи.

РЕГИОН КАК СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА

Регион, являясь сложным и комплексным явлением, представляет собой целостную, пространственно-организованную форму жизнедеятельности как системы, которая отличается относительной обособленностью, целостностью, комплексностью, структурированностью, подчиненностью единой цели, связями с внешней средой 1 .

Похожей точки зрения придерживается В. Лексин [3] , отмечающий многокомпонентность и внутреннюю противоречивость территориально-хозяйственной и социально-экономической субстанции объекта региональной диагностики (в понимании автора — региона), одновременно находящийся под воздействием позитивных и негативных процессов.

В обобщенном виде представляют регион И. Е. Никулина и И. В. Хоменко 1 , определяющие его как часть территории государства, на которой развивается сложный комплекс социально-экономических взаимоотношений между хозяйствующими субъектами, населением и органами власти. При этом основанием для выделения регионов они считают:

  • • наличие многообразных этнических групп, проживающих на территории Российской Федерации;
  • • историко-культурные и природно-климатические различия территорий;
  • • сложившуюся производственно-хозяйственную специализацию субъектов экономики отдельных территорий.

  • 1) качественная разнородность входящих элементов;
  • 2) определенность как неразрывного целого;
  • 3) наличие свойств, не сводимых к свойствам элементов и их суммам;
  • 4) функциональная целенаправленность;
  • 5) упорядоченность и иерархичность;
  • 6) связи с внешней средой.

По мнению Л. С. Шеховцевой [8] , регион как система имеет три системообразующих признака:

во-первых, является подсистемой, частью системы более высокого уровня (национальной);

во-вторых, представляет собой целостность, состоящую из целого ряда элементов (население, деловое сообщество, органы управления, и инфраструктура, институты, экология и безопасность), которым соответствуют подсистемы: социальная, экономическая, управленческая, инфраструктурная, институциональная, экологическая и безопасности;

в-третьих, все элементы подсистемы региона взаимосвязаны, взаимозависимы, взаимодополняют друг друга, взаимодействуют с внешней средой и образуют целостность.

При рассмотрении региона как социально-экономической системы можно выделить два подхода:

  • 1) когда регион рассматривается как часть государственной (национальной) экономической системы, имеющей жесткие внутренние горизонтальные связи;
  • 2) когда регион рассматривается как относительно самостоятельная экономическая система, делегирующая часть своих функций общенациональному центру и встроенная в общенациональное экономическое пространство на основе сильных вертикальных связей.

Во втором случае интерес представляет мнение Л. Джеймса и Дж. Мартина, которые под регионом понимают «целостный участок территории, отличающийся некоторой однородностью в своей основе, но не обладающий четкими границами [9] [10] .

Развитие региона как социально-экономической системы имеет внешние и внутренние предпосылки. Воздействие внешних факторов предполагает функционирование региона как элемента в структурно-кольцевой или структурно-центровой формах организации национальной экономики, которые периодически сменяют друг друга [12] . Учитывая отсутствие ярко выраженных межэлементных связей в структурно-кольцевой схеме, которые могут прерваться в условиях деформации кольца, структурно-центровая схема представляется более предпочтительной, где элементы сами генерируют характер взаимосвязей и имеется возможность их перераспределения.

Внутренние факторы определяют характер взаимодействия подсистем региона и приоритетность одной из них. Если в структурно-кольцевой схеме развитие происходит по установленным внешним параметрам правового поля, что может привести к неадекватным формам хозяйствования, то в структурно-центровой схеме главным становится региональное хозяйство, являющееся и объектом, и субъектом развития.

Развитие региона как социально-экономической системы определяет уровень жизни людей в зависимости не только от эффективности функционирования региональной экономики, но и от социальной сферы, которая включает уровень потребления материальных благ и услуг, удовлетворение духовных потребностей, условия окружающей среды, социальный комфорт [13] .

При этом структурообразующими элементами социально- экономической системы являются:

  • • совокупность производственных отношений;
  • • организационные формы хозяйственной деятельности и экономические институты;
  • • взаимосвязь и совокупность отраслей и регионов, образующих народно-хозяйственный комплекс;
  • • управление региональной деятельностью с учетом ее форм и методов.

Однако любая экономическая система имеет хозяйственную деятельность с присущим ей типом собственности, суть которой заключается в рациональной экономии ограниченных ресурсов с целью более полного удовлетворения потребности людей. С другой стороны, экономическая система должна обеспечивать высокий уровень и качество жизни населения.


Рис. 2.1. Составные части миссии региона

Источник. Российское экономическое пространство: проблемы и перспективы реструктуризации / Под ред. В. И. Гришина, Г. Ю. Гагариной. М.: ИНФРА-М, 2013.С. 78.

Экономическая миссия региона состоит из эффективного и динамичного сочетания и совершенствования территориального и отраслевого развития региона с соблюдением государственных и региональных интересов. Экономика региона является основной составляющей миссии региона, от успешного развития которой зависит решение социальных, демографических проблем, повышение инвестиционной привлекательности региона, а также повышение его конкурентоспособности.

Экологическая миссия региона характеризует развитие и использование его природного потенциала, а также уровень природоохранных мероприятий.

Социальная миссия региона направлена на решение социальных проблем и повышение уровня жизни населения региона, оказывающего определяющее воздействие на развитие, без участия которого невозможны какие-либо преобразования любой направленности в регионах разного таксономического ранга.

Характерной особенностью региона является множественность структурной организации, где особую роль играет социальная сфера [15] , являясь частью его социально-экономического потенциала, наличие которой способствует росту уровня жизни населения и развитию территории в целом.

Территориальная единица является объектом управленческих решений в экономике лишь формально и в основном решения принимаются на различных уровнях управленческой системы — федеральном, региональном, муниципальном. А также необходимо законодательно-правовое закрепление статуса каждого уровня и единство при районировании страны. Неслучайно существует общее понятие региона в рамках Европейского экономического сообщества.

Любую территорию можно представить как самостоятельную единицу, при этом признаком служит ее социально-экономическое единство со всей национальной экономикой, т. е. все протекающие на ней экономические процессы отражают определенные закономерности общественного воспроизводства, которые формируются под влиянием взаимосвязанных экономических, социальных и природных факторов.

На современном этапе государственного развития в структуре государственного устройства России, в соответствии с Конституцией РФ, имеется 85 субъектов Российской Федерации, каждый из которых имеет свою форму национальной государственности и наделен в соответствии с Конституцией, в пределах своей компетенции, правом свободного и самостоятельного распоряжения закрепленной за ним территорией и собственностью.

Следует отметить, что одинаковых регионов нет, есть давно освоенные и недавно освоенные, есть центральные и периферийные, есть, где численность населения растет, и есть — где падает, в одних преобладает численность населения старших возрастных групп, в других высок удельный вес молодежи. Регионы отличаются по уровню насыщенности производительными силами, социальной структуре, наличию сырьевой базы и полезных ископаемых, расстоянию от высокоразвитых промышленных, культурных и столичных центров. Классифицировать регионы можно по источникам основной специализации производства: агропромышленные, газопромышленные, морепромышленные рыбопромышленные, транспортно-промышленные и др [16] . Чаще всего в основу классификации регионов кладутся следующие критерии: уровень и темпы экономического развития, тип территориальной структуры, коэффициент плотности населения, темпы прироста населения, характер и коэффициент производственной специализации и др.

В настоящее время, в связи с быстрым вхождением регионов в рынок, высказывается новый критерий классификации, а именно емкость рынка какой-либо территории. Известно, что объем рынка неразрывно связан со степенью специализации общественного труда, т. е. разделением труда. Чем глубже общественное разделение труда, тем сильнее кооперационные связи между предприятиями определенной территории, тем глубже интеграция.

В экономической науке существуют и другие подходы к классификации регионов, которые, по нашему мнению, вполне отвечают сути вопроса. Так, в индустриально развитых странах Запада принято выделять депрессивные регионы, стагнирующие регионы, пионерные регионы или регионы нового освоения, микрорегионы или первичные экономические регионы, экономические регионы первого порядка — макрорегионы (или генеральные), программные (плановые) регионы и уникальные регионы 1 .

В современной России особое значение приобретают проблемные регионы. Среди них обычно выделяют:

  • 1) слаборазвитые или отсталые: республики Северного Кавказа, Марий Эл, Алтай, Тыва, Псковская и Астраханская области;
  • 2) депрессивные: Псковская, Ивановская, Пензенская области, республики Алтай и Тыва;
  • 3) приграничные: Калининградская область, Приморский край, Республика Дагестан;
  • 4) экологически опасные: Мурманская, Самарская, Челябинская, Кемеровская область, республики Калмыкия, Дагестан и Астраханская область, выходящие к Каспийскому морю.

Также А. Г. Гранберг выделяет как проблемный регион зону Севера. Этот же автор определяет основные качественные признаки проблемных регионов [17] [18] :

  • • особая кризисность проявления той или иной крупной проблемы, создающая угрозу социально-экономическому положению в стране, политической стабильности, экологическому равновесию;
  • • наличие ресурсного потенциала (производственного, научно-технического, трудового, природного), использование которого особенно важно для национальной экономики;
  • • особое значение геополитического и геоэкономического положения региона для стратегических интересов страны;
  • • недостаток у региона собственных финансовых ресурсов для решения проблем общенационального и мирового значения.

Эти признаки еще раз свидетельствуют, что регионы, являясь относительно самостоятельными, имеют специфические особенности и проблемы, характерные непосредственно для их систем.

Вместе с тем к проблемным регионам могут относиться не только субъекты Федерации в целом, но и отдельные их части, сопредельные части нескольких субъектов Федерации и даже территории, охватывающие несколько субъектов Федерации, например, зона Крайнего Севера, зона ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, озеро Байкал и прилегающая территория и т. п. Это пространство, характеризующееся родственными проблемами и общими границами, можно без сомнения назвать локальной экономической системой. Число же подобных проблемных регионов должно быть не очень велико, иначе усилия государства по их поддержке окажутся размытыми и малоэффективными.

Очевидно, что относительную самостоятельность региональные экономики приобретают в тех условиях, когда общее экономическое пространство не сковывает локальные экономики жестко определенными планами или обязательствами, а позволяет самостоятельно развиваться, используя собственные возможности и потенциалы, вместе с тем поддерживая общую стратегию экономического развития государства. Говоря в этом смысле о пространственной характеристике современной России, необходимо напомнить, что в своей основе единого народнохозяйственного комплекса возникли 89 субъектов Федерации. И каждый из субъектов получил в свое ведение большую часть экономических объектов, расположенных на его территории, сформировал собственную политическую, экономическую и правовую систему.

Наряду с определенным негативом очевидным позитивным следствием прошедшей регионализации Российской Федерации стало то, что ее субъекты начали развиваться относительно самостоятельно. В условиях становления российского федерализма регионы стали определять темпы и глубину экономических реформ, социальную политику, а также формировать собственную законодательную базу. Но переход к рыночным отношениям несет в себе особенности общероссийских закономерностей, в субъектах Российской Федерации наблюдается существенная специфика, определяемая мезоэкономическими особенностями, общественно-государственным устройством, уровнем правового обеспечения рыночных преобразований и регулирования социально-трудовых отношений, ментальностью общества, национальным колоритом.

Регион - целостная система со своей историей, культурой, структурой, функциями, связями с внешней средой, условиями жизни населения. Ее характеризуют: высокая размерность; большое количество взаимосвязанных подсистем различных типов с локальными целями; иерархичность структуры. В функционировании региона определяющую роль играет население, трудовые коллективы. Эффективное управление регионом, городом принципиально невозможно без учета социального фактора. Изучение общественной жизни в регионе возможно только на основе выделения подсистем, совместное функционирование которых определяет динамику развития региона.

Регион - это территория в административных границах субъекта Федерации, характеризующаяся целостностью, комплексностью, специализацией и управляемостью, т.е. наличием политико-административных органов управления.

Существует немало вариантов классификации регионов России по уровню социально-экономического развития. Так, специалисты федеральных ведомств России и ученые РАН выделяют три группы регионов с качественно различными характеристиками состояния экономики и социальной сферы: развитые регионы с достаточно высоким уровнем производства и жизни людей; регионы со средним экономическим потенциалом; проблемные регионы с низким уровнем социально-экономического развития. В группе последних выделяются депрессивные и отсталые регионы.

Целостность означает рациональное использование природно-ресурсного потенциала региона, пропорциональное сочетание различных отраслей, формирование устойчивых внутрирегиональных и межрегиональных производственных и технологических связей, наличие особого сообщества людей с определенными традициями и образом жизни.

Комплексность хозяйства региона означает сбалансированность, пропорциональное согласованное развитие производительных сил региона. Это такая взаимосвязь между элементами хозяйства, когда эффективно выполняется основная народнохозяйственная функция - специализация региона, не наблюдается значительных внутрирегиональных диспропорций и сохраняется способность региона осуществлять в своих пределах расширенное воспроизводство на основе имеющихся ресурсов.

Показателями комплексности регионального хозяйства могут быть: 1) процент продукции внутри регионального производства, потребляемый в самом регионе; 2) удельный вес продукции межотраслевого применения; 3) степень использования региональных ресурсов. Комплексность и целостность служат предпосылками относительного обособления регионов в рамках национального хозяйства. Они проявляются в том, что часть воспроизводственных связей ограничивается данной территорией и на этой основе образуется относительная самостоятельность; 4) индекс уровня специализации региона по отраслям (отношение удельного веса региона в Российской Федерации по производству продукции данной отрасли к удельному весу региона в стране по всей промышленности и сельскому хозяйству); 5) индекс эффективности специализации (отношение объема производства на единицу издержек в регионе к такому же показателю по России); 6) общий индекс специализации (произведение предыдущих частных индексов).

Управляемость, непосредственно связанная с административно- территориальным делением страны. Управляемости способствует целостность региона, т.к. административно-территориальные органы должны обеспечивать координацию всех элементов общественного хозяйства: материального производства, природно-ресурсных потенциалов, инфраструктуры, трудовых ресурсов. Многообразие связей: торговых, финансовых, социальных, экологических, производственных, которые обладают определенной пространственной и временной устойчивостью.

Экономическая самостоятельность региона выражает степень обеспеченности его экономическими (в первую очередь финансовыми) ресурсами для самостоятельного, заинтересованного и ответственного решения социально-экономических вопросов, которые входят в компетенцию регионального уровня хозяйствования.

Органы власти в субъектах Федерации выполняют функции управления, связанные с текущей деятельностью и процессами на территории, осуществляют управление ее развитием.

Соответствующие органы государственного управления на всех уровнях власти должны проводить системное регулирование регионального развития. Целенаправленно оказывать с помощью имеющихся экономических, административных, информационных, правовых механизмов воздействие на условия, приоритеты и ограничения развития определенных территориальных образований с целью воспроизводства потенциала социально-экономической системы территории.

Органы государственной власти в субъектах Федерации должны содействовать созданию новых производств на территории региона в целях укрепления своего экономического потенциала, увеличению налогооблагаемой базы и появления новых рабочих мест.

Необходимо поддерживать уже имеющиеся производства с целью сохранения рабочих мест и обеспечения дальнейшего роста экономического потенциала региона. Для этого целесообразно проводить мероприятия по рекламе местных товаропроизводителей, содействовать оптимальному размещению предприятий, оказывать помощь по профессиональной подготовке, обучению, оказывать помощь при управлении, предоставлять гарантии и поручительства по займам и т.п.

Одной из основных целей государственных органов власти является обеспечение необходимых условий для жизнедеятельности населения. Набор важнейших типов потребностей граждан любого государства, которые реализуются в процессе их жизнедеятельности, практически не зависит от отраслей специализации территории. Независимо от того, что производится на предприятиях, данный набор остается практически неизменным и включает в себя такие потребности, как питание, жилье, работа, духовное и физическое развитие, воспитание и обучение детей, специальное образование, охрана здоровья, различные материальные блага и услуги, транспортные средства для перемещения, средства связи для передачи и получения информации и т.п.

С точки зрения органов управления на данный набор потребностей населения накладывается ряд обязательных требований:

- полнота, т.е. охват всех типов рациональных потребностей;

- постоянство воспроизводства с качественными изменениями;

-комплексность (т.е. удовлетворение рациональных потребностей должно быть сбалансированным, и низкий уровень удовлетворения одной потребности не может быть компенсирован более высоким уровнем удовлетворения других).

Каждый тип потребностей населения можно представить в виде подсистемы, функцией которой является удовлетворение соответствующей потребности. Диспропорции в развитии данных подсистем приводят к снижению реализуемости главной цели общества. Нехватку продовольствия нельзя заменить избытком одежды. Соответственно, провал в развитии одной из функций воспринимается обществом как неудачное развитие всего общества.

В системе можно выделить такие виды материальных ресурсов, как

- неперемещаемые (природные ресурсы, основные фонды (пассивная часть), стационарная инфраструктура и т.п.);

- мобильные (капитал, оборудование, технологии и т.п.);

- человеческие (не просто трудовые ресурсы, но лица, сознательно действующие в рамках установленных социально-хозяйственных механизмов).

Для эффективного функционирования системы необходима сбалансированность данных трех факторов. Так, избыток неперемещаемых ресурсов и трудовых ресурсов, при нехватке необходимого оборудования, технологий, финансовых ресурсов, не только не будет способствовать развитию, но, наоборот, будет препятствовать эффективному функционированию системы. В частности, возникнет безработица, производственные фонды будут загружены не полностью, что увеличит расходы на ликвидацию данных диспропорций. Аналогично, нехватку квалифицированных кадров практически невозможно восполнить избытком материальных ресурсов.

Развитие системы осуществляется как количественно, так и качественно. При количественном развитии происходит простое воспроизводство существующих элементов и объектов системы, например, строительство однотипных торговых киосков. После определенного накопления количественных изменений в системе возникает потребность в качественном развитии, в переходе на новый уровень. Так, когда киоски перестают соответствовать потребностям населения, или свободного места для их строительства не осталось, возникает либо остановка в развитии торговой сети поселения, либо начинается строительство более крупных торговых точек, которые будут представлять качественно новый этап в развитии.

Развитие должно быть устойчивым, что подразумевает длительность сохранения основных условий для сбалансированного воспроизводства многостороннего потенциала территории. Недопустимо, чтобы развитие осуществлялось за счет невосполняемой эксплуатации какого-либо из основных факторов — природных ресурсов, населения, существующих производственных фондов. В противном случае исчерпание данного фактора приведет к кризису развития с непредсказуемыми социально-экономическими последствиями.

Научно-обоснованное развитие требует осмысленного подхода к решению проблем, существующих в регионе. Долгосрочный план развития любой территориальной социально-экономической системы оформляется в виде концепции развития, содержащей стратегии, т.е. совокупность принципиальных направлений долгосрочного развития. Главное назначение концепции — служить основой для принятия как краткосрочных, так и долгосрочных решений. Одной из главных задач концепции является решение проблем региона как системы. Концепция регионального развития позволяет обеспечить единство решений, ориентируя их на повышение эффективности работы системы в целом.

Под проблемой понимается не просто нехватка или избыток какого-либо ресурса, но систематически воспроизводящаяся диспропорция между различными аспектами развития. При устойчивом воспроизведении в регионе на каждом новом этапе той или иной диспропорции возникает необходимость во внешнем корректирующем воздействии или в координации усилий всех элементов системы по устранению дисбаланса.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.