Реформа собственности в россии шпора



Преобразование системы собственности в России

Полное огосударствление экономики

В 1917 г. социалистическая революция провозгласила цель — заменить капитализм социализмом. Но для исторического перехода к новому, более высокоразвитому общественному строю не было необходимых предпосылок. Более того, Россия не имела даже тех достижений цивилизации, которые были в высокоразвитых странах:

За короткий исторический срок в СССР были созданы современное промышленное производство, плановая организация народного хозяйства, проведена культурная революция. Но все эти преобразования проводились ценой низкого жизненного уровня населения, отсутствия демократии и гражданских свобод. Важно отметить, что огромную долю создаваемого богатства государство направляло на развитие мощной оборонной промышленности, о чем подробно будет сказано в теме 13.

В СССР с 30-х годов утвердился общественный строй, который может быть назван государственным социализмом. Государственный социализм — это искусственная социально-экономическая система, для которой характерен полный захват собственности государством. В руках государства оказалась вся система отношений присвоения. Во-первых, собственность народа на основные средства производства была превращена в безраздельную собственность государства. Во-вторых, государственный аппарат сосредоточил в своих руках управление народным хозяйством. В-третьих, государство в максимальной степени централизовало у себя основную массу выпускаемой всеми предприятиями продукции и финансовые средства. Трудящиеся же оказались у государства наемными работниками, отчужденными от материальных условий труда и его плодов, от управления производством и превратились в простых исполнителей распоряжений вышестоящих органов. Они, естественно, не были материально заинтересованы в конечных результатах хозяйствования. Не случайно государство широко и часто применяло административные, внеэкономические способы привлечения миллионов людей к труду.

Стало быть, всеохватывающее огосударствление экономики породило все более обостряющееся противоречие между действительным уровнем обобществления производства и господством государственной собственности, а тем самым — противоречие между коренными интересами всех трудящихся, приумножающих эту собственность, и интересами присваивающей результаты их труда государственной власти.

Реформа государственной собственности

Указанное противоречие может быть разрешено посредством реформы (лат. reformare — преобразовать) — изменения господствующей формы собственности. Существо реформы состоит в том, чтобы произвести в значительных масштабах разгосударствление собственности — превращение государственной формы присвоения в разнообразные иные формы хозяйства.

Однако реформирование государственной собственности отнюдь не должно вести к полной ее ликвидации. Ибо, как нам известно, во второй половине XX в. общее нераздельное имущество везде используется в национальных интересах. Поэтому речь может идти о правильном определении границ разгосударствления и установлении нормальных соотношений между государственным и негосударственным секторами экономики страны.

Во всех странах реформирование государственной собственности именуют приватизацией (от лат. privatus — частный). Означает ли это, что государственные предприятия, средства транспорта, жилые здания и другое имущество передаются (или продаются) только отдельным лицам? Так, наверное, могло бы быть только в условиях классического капитализма. Но и это маловероятно, поскольку у государства тогда не было производственного имущества. Во второй половине XX в. приватизация означает, по существу, разгосударствление.

С 1 июля 1994г. был объявлен второй этап приватизации, во время которого имущество государственных и муниципальных предприятий должно продаваться за деньги. Для этого предполагалась продажа предприятий или из акций на аукционах (публичных торгах), разного рода конкурсах; выкуп арендованного имущества и другие способы приватизации. При этом была объявлена основная цель — способствовать появлению новых собственников, которые будут заинтересованы развивать производство и вложат в него средства, повышающие эффективность (результативность) хозяйственной деятельности.

многие крупные промышленные предприятия были проданы по чрезмерно низким ценам (нередко путем преступных сделок); их новые владельцы не заинтересованы вкладывать значительные суммы денег в техническое обновление производства;

3/4 акционированных промышленных предприятий находятся в собственности трудовых коллективов, которые имеют контрольный пакет акций и не собираются продавать его какому-то постороннему лицу; большое количество акций приобрели бесплатно за ваучеры мелкие собственники. Они заинтересованы лишь в получении наибольших дивидендов (доходов на акции) и на дают акционированным предприятиям никаких денежных средств.

В итоге сложилось явно ненормальное экономическое положение. Приватизация не принесла обществу и государству сколько-нибудь существенного положительного результата. Более того, новоявленные собственники, как правило, не проявляют заинтересованность в расширении и техническом совершенствовании производства.

Начало реформирования государственной собственности открыло переходный период от государственного социализма к новой социально-экономической системе. Сейчас преждевременно описывать эту еще не сложившуюся систему. Однако можно отметить некоторые ее наметившиеся черты.

Во-первых, речь идет о бывшей социалистической экономике, поскольку разрушено господство государственной собственности как основа социализма.

Во-вторых, стала формироваться многоукладная экономика, включающая все типы присвоения: а) общее совместное (государственная, а также общинная собственность казачества и монастырей); б) частное и в) общее долевое (акционерные общества, товарищества, кооперативы, ассоциации и др.).

В-третьих, государство и право во все большей мере регулируют структуру и характер развития отношений собственности в стране.

Таким образом, мы завершили анализ первого элемента системы экономических отношений общества — собственности и соответствующих социально-экономических отношений. Далее нам предстоит рассматривать комплекс организационно-экономических отношений.

Исследуя ход рыночных преобразований можно заключить, что в России созданы основы рыночной экономики и начинается процесс стабилизации и экономического развития посредством использования преимущественно рыночных механизмов.

Для России трудности разгосударствления собственности во многом обусловлены противоположными моментами: традиции частной собственности были практически полностью утрачены; основная масса населения не имела сколько-нибудь значительных средств; огромны масштабы государственной собственности; сложившаяся ментальность значительной части населения усугубляет этот сложный процесс идеологическими воззрениями, их борьбой.

В тесной связи с разгосударствлением находится приватизация. Приватизация — одно из направлений разгосударствления собственности, заключающееся в передаче ее в частную собственность отдельных граждан и юридических лиц.

Приватизация государственных и муниципальных предприятий в России означает приобретение гражданами, акционерными обществами (товариществами) у государства местных органов власти в собственность25:

предприятий и их подразделений, выделяемых в самостоятельные предприятия;

материальных и нематериальных активов предприятий;

долей (паев, акций) государства и местных органов власти в капитале акционерных обществ (товариществ);

принадлежащих приватизируемым предприятиям долей (паев, акций) в капитале иных предприятий.

Таким образом, различие между приватизацией и разгосударствлением сводится к тому, что первая отражает процесс коренной трансформации отношений собственности, а вторая является понятием, охватывающим весь комплекс преобразований существующей хозяйственной системы, направленных на разрушение в ней государственного диктата и создание условий для функционирования экономики как независимой от государства сферы общественной деятельности людей.

Объектами приватизации могут быть: крупная промышленность, мелкие и средние предприятия промышленности и торговли, предприятия сферы услуг, жилищный фонд, жилищное строительство, предприятия сельского хозяйства и т.д

После приватизации субъектами собственности становятся: частное лицо, работник приватизируемого предприятия, трудовой коллектив, банки, холдинги, акционерные общества (товарищества) и т.д.

Разгосударствление и приватизация образуют лишь объективную основу формирования конкурентной среды рыночной экономики в целом, поэтому являются не целью, а средством для роста благосостояния трудовых коллективов, регионов.

2)Цена на продукцию и принципы ценообразования. Виды цен. Структура цены, система цен. Ценовая политика. Разработка ценовой стратегии.

Цена — количество денег, в обмен на которые продавец готов передать (продать), а покупатель согласен получить (купить) единицу товара. Величину соотношений при обмене товаров определяет их стоимость. Поэтому цена является стоимостью единицы товара, выраженной в деньгах, или денежной стоимостью единицы товара, или денежным выражением стоимости.

Цена – сложная экономическая категория. В ней пересекаются практически все основные проблемы развития экономики, общества в целом. В первую очередь это относится к производству и реализации товаров, формированию их стоимости, к созданию, распределению и использованию ВВП и национального дохода.

Ценообразование — установление цен, процесс выбора окончательной цены в зависимости от себестоимости продукции, цен конкурентов, соотношения спроса и предложения и других факторов.

Различают две основные системы ценообразования: рыночное ценообразование на основе взаимодействия спроса и предложения и централизованное государственное ценообразование на основе назначения цен государственными органами.

Цель ценообразования: обеспечить мотивированную, своевременную и достаточную ценовую реакцию, таким образом, чтобы получить максимальный объем продаж с минимальной потерей маржинальности.

Цены и ценообразование являются одним из ключевых элементов рыночной экономики.

Задачи ценообразования — задачи, решаемые при реализации того или иного варианта ценового поведения.

Основными принято считать следующие задачи ценообразования:

§ покрытие затрат на производство продукции (или на посредничество в ее реализации) и обеспечение прибыли, достаточной для нормального функционирования производителя (посредника);

§ учет взаимозаменяемости продукции при формировании цены;

§ решение социальных вопросов;

§ реализация экологической политики;

§ решение внешнеполитических вопросов.

Под принципами ценообразования понимаются наиболее общие условия, необходимые для обеспечения нормального процесса формирования, установления и применения цен. Ним относят следующие принципы:

· научной обоснованности цен;

· целевой ориентации цен;

· непрерывности процесса ценообразования;

· единства процесса формирования цен и контроля их соблюдения.

Принцип научной обоснованности ценФормирование цен без учета объективных затрат на производство и реализацию продукции, без влияния соотношения спроса и предложения может привести к непредсказуемым, нежелательным последствиям как для конкретных предприятий, так и для экономики страны в целом.

Важнейшим условием реализации данного принципа является полнота информационного обеспечения процесса формирования цен.

Принцип целевой ориентации цен.В масштабах государства в целом такой целью цен является стимулирование экономического роста страны, создание условий для обеспечения сбалансированности экономики. Государство посредством цен решает и более конкретные задачи.

Для конкретных предприятий данный принцип означает, главным образом, ориентацию на максимизацию прибыли, победу в конкурентной борьбе.

Принцип законности означает, что формирование и применение цен должны находиться в правовом поле, подчиняться действующим нормативным положениям, установленным государством. Это относится к условиям и порядку включения в цены конкретных элементов (к примеру, акцизов, НДС, таможенных пошлин и др.). При формировании цен необходимо использовать установленные государством различные ставки и нормативы (ставки налогов, нормы амортизации, ставки таможенных пошлин и др.). Процесс ценообразования должен быть законным и прозрачным.

Принцип плановости цен означает, что важнейшим элементом процесса ценообразования является текущее, перспективное планирование цен и их прогнозирование на длительную перспективу. На макроэкономическом уровне планирование осуществляется по важнейшим (стратегическим) товарным группам и сферам деятельности

Принцип единства процесса формирования цен и контроля их соблюдения.Ценообразование и контроль цен являются взаимосвязанными процессами. В связи с тем, что конкретные цены в условиях рыночной экономики могут формироваться как на уровне макроэкономики, так и непосредственно на предприятиях, контроль их формирования и применения осуществляется государством и самими предприятиями. Государство осуществляет контроль цен на продукцию предприятий, находящихся в собственности государства.

Методы ценообразования — это различные способы формирования цен. Современная практика использует целую систему методов формирования цен. Это связано с тем, что при определении цен на конкретные товары возникает ряд сложных проблем, которые невозможно решить с помощью какого-либо одного универсального метода.

Все методы ценообразования условно можно разделить на две большие группы: рыночные и расчетные.

Система этих методов схематично представлена на рис. 1.1.1


Рис. 1.1.1Система методов ценообразования

Расчетные методы ценообразования — методы, базирующиеся главным образом на учете внутрипроизводственных условий фирмы

Затратные методы — разновидность расчетных ценовых методов, в основе которых лежит учет производственных затрат в той или иной фирме.

Ценовой метод полных издержек- метод формирования цен на основе всех затрат, которые вне зависимости от происхождения списываются на единицу того или иного изделия. Данный метод применяют фирмы, положение которых близко к монопольному и сбыт продукции практически гарантирован.

Главное достоинство метода полных издержек заключается в его простоте. Основой определения цены являются реальные издержки производителя на единицу продукции, к которым добавляется необходимая фирме прибыль

Ценовой метод стандартных (нормативных) издержек свободен от многих недостатков простого отражения затрат. Этот метод позволяет формировать цены на основе расчета затрат по нормам с учетом отклонений фактических затрат от нормативных.

Достоинство метода стандартных (нормативных) издержек состоит в возможности управлять издержками по отклонениям от норм, а не по их общей величине.

Ценовой метод прямых издержек — метод формирования цен на основе определения прямых издержек исходя из конъюнктуры рынка и ожидаемых цен продажи. Практически все условно-переменные издержки (зависящие от объема выпускаемой продукции) рассматриваются как прямые. Остальные издержки относятся на финансовые результаты. Поэтому данный метод называют также методом формирования цен по сокращенным затратам.

Основное достоинство данного метода заключается в возможности выявить наиболее выгодные виды продукции. Таким образом, косвенные расходы не распределяются на конкретные изделия. Но это не означает, что данные издержки игнорируются. В целом по фирме они должны быть покрыты за счет валовой прибыли.

По истечении 10-летия рыночных преобразований можно заключить, что в России созданы основы рыночной экономики и начинается процесс стабилизации и экономического развития посредством использования преимущественно рыночных механизмов.

Систематизирующим фактором рыночной экономики служит частная собственность на средства производства, а ее главным механизмом — конкуренция между товаропроизводителями.

Директивно-плановая модель хозяйствования советского типа оказалась в конечном счете менее экономически эффективной по сравнению с западной моделью рыночного хозяйствования, вследствие чего необходимость рыночных преобразований была признана неизбежной. В системе этих преобразований разрушение государственно-монополистической собственности на средства производства составило основу дальнейших социально-экономических преобразований в российском обществе.

В целом разгосударствление собственности — сложный, противоречивый и социально-конфликтный процесс, занимающий достаточно длительный период времени. Он нов для посткоммунистических стран, но не для мировой практики, особенно для послевоенных лет XX в.

В странах, традиционно называемых капиталистическими, процесс разгосударствления собственности означает возврат к привычной для них форме собственности, в функционировании которой ими был накоплен огромный исторический опыт. Кроме того, масштабы разгосударствления сравнительно невелики, поскольку государственная собственность никогда не принимала там всеохватывающего характера. Далее, в этих странах в частных руках имеются значительные капиталы, поэтому процесс разгосударствления происходит в основном путем приватизации (точнее реприватизации), что к тому же облегчается хорошо развитой рыночной инфраструктурой.

Для России трудности разгосударствления собственности во многом обусловлены противоположными моментами: традиции частной собственности были практически полностью утрачены; основная масса населения не имела сколько-нибудь значительных средств; огромны масштабы государственной собственности; сложившаяся ментальность значительной части населения усугубляет этот сложный процесс идеологическими воззрениями, их борьбой.

Осложняла процесс разгосударствления убыточность большинства государственных предприятий России, чрезвычайно высокая степень монополизации экономики. В связи с этим требовалось одновременное проведение процесса демонополизации, поощрение конкуренции, финансовое оздоровление, оптимизация управления. Только комплексный подход смог бы обеспечить успех.

Главные цели, ради достижения которых в разных странах осуществлялась приватизация, состоят в: повышении эффективности воспроизводства средств производства и всего производства в целом на основе четкого выраженной персонификации экономической заинтересованности и ответственности; уменьшении нагрузки на бюджет и увеличении доходов государства.

В настоящее время экономисты анализируют, обобщают, делают выводы по результатам приватизации в России и других постсоциалистических странах Концепция осуществления приватизации государственной собственности в России предполагала два этапа: чековый (ваучерный)— с июля 1992 г. по 1 июля 1994 г. и денежный — с июля 1994 г. по настоящее время. Цели приватизации первого, чекового, этапа были определены Государственной приватизационной программой-92, которая предусматривала решение семи основных задач: 1) формирование слоя частных собственников, содействующих созданию социально ориентированной рыночной экономики;

2) повышение эффективности деятельности предприятий; 3) социальная защита населения и развитие объектов социальной инфраструктуры за счет средств, поступивших от приватизации; 4) содействие процессу стабилизации финансового положения в Российской Федерации; 5) создание конкурентной среды и содействие демонополизации народного хозяйства; 6) привлечение иностранных инвесторов; 7) создание условий и организационных структур для расширения масштабов приватизации в 1993-1994 гг.

Первые шесть целей не выполнены. Лишь седьмая оказалась реализованной, но она носит формально-организационный характер.

Вместе с тем экономисты отмечают наличие положительных сдвигов в структуре собственности России в результате развития первого этапа приватизации. Это, прежде всего, устранение монополии государственной собственности в экономике страны. Главным же негативным результатом первого этапа приватизации стало такое распределение собственности в рамках созданных акционерных обществ, при котором значительная часть предприятий оказалась под контролем директоров и управляющих. Рядовые члены акционерных обществ превратились в формальных совладельцев акционерных капиталов. Первый этап приватизации не создал эффективного собственника. Процесс концентрации капитала в руках отдельных собственников происходил на базе спекулятивного, а не производственного накопления.

Естественно, что чековая приватизация не только не отвечала повышению эффективности российской экономики, но и не стала препятствием для дальнейшего абсолютного сокращения производства, в том числе и в отраслях, производящих потребительские товары.

Ослабление государственной власти и снижение возможностей государства как собственника имущества, закрепленного за госпредприятиями, привело к выкачиванию сосредоточенных в них ресурсов, что усугубляло социально-экономическое и финансовое положение страны.

Наряду с решением проблем фискального характера, т.е. пополнения доходной части бюджета, денежный этап приватизации преследовал цели формирования инвесторов, заинтересованных в долгосрочных инвестициях за счет значительного увеличения доли в акционерном капитале, а также обеспечение приватизируемых предприятий наличными средствами, необходимыми для структурной перестройки.

К основным результатам денежной приватизации относятся выведение значительной части государственного имущества из-под директивного управления государства и вовлечение его в рыночный оборот; формирование основ рынка недвижимости, в том числе рынка земли под объектами приватизации; достижение бюджетного эффекта (превышение в 1997 г.

Главным итогом двух этапов приватизации со всеми их просчетами является завершение массовой приватизации.

О количественных итогах приватизации в России можно судить по фактическим данным табл. 3.

Как видно из табл. 3, 73,1% общего числа предприятий составили предприятия с частной формой собственности. Конечно, судить по количественному показателю о соотношении форм собственности в России значит упрощать реальную ситуацию в экономике. Сегодня анализ форм собственности и форм хозяйствования переносится на основные качественные показатели: сравнительной экономической эффективности двух форм собственности, а также условиям, обеспечивающим повышение экономической эффективности деятельности предприятий, основанных как на частной, так и на государственной формах собственности на капитал.

Вопрос о сравнительной эффективности двух форм собственности является дискуссионным как для западных экономистов относительно промышленно развитых стран, так и в оценке эффективности приватизации в России и других постсоциалистических странах.

Среди западных экономистов существуют самые разные точки зрения на то, почему государственные предприятия в рыночной экономике должны быть менее эффективными, чем частные. Даже в теории согласия на этот счет не достигнуто. Однако в западных странах предприятия как той, так и другой форм собственности работают в равной конкурентной среде и результаты деятельности тех и других зависит в основном от профессионализма, деловой активности и личных способностей менеджеров.

Неоклассическая экономическая теория полагает, что связь между формой собственности и результатами деятельности незначительна. В соответствии с этой теорией эффективность в большей мере определяется рыночной структурой и развитостью конкуренции/чем тем, кто владеет капиталами. Более широкие возможности сравнения результатов конкуренции, их зависимость от усилий менеджеров, вероятность банкротства стимулируют активность менеджеров. В то же время признается, что приватизация усиливает конкуренцию, вынуждая фирмы работать эффективно. Плохо работающие государственные предприятия, если их достаточно много, замедляют рост частного сектора и ослабляют конкуренцию.

Эмпирические проверки эффекта приватизации, выполненные в Чили, Малайзии, Мексики, Великобритании, Австрии. Канаде, Франции, Германии и других странах, показали, что приватизация государственных предприятий приносит существенные экономические выгоды, в частности она приводит к росту продаж, прибыльности, текущей экономичности.

Весьма противоречивы выводы о сравнительной эффективности частной и государственной форм собственности в странах с переходной экономикой. Так, исследования 6 тыс. промышленных предприятий Болгарии, Венгрии, Чехии, Польши, Словакии, выполненные западными экономистами, показали, что приватизированные фирмы обеспечили более высокий рост производительности труда и всех факторов производства, чем государственные. В то же время проверки по Словении, Венгрии и Румынии других исследователей говорят о том, что результаты деятельности приватизированных и государственных предприятий не различаются.

Эмпирические проверки России отечественными экономистами также дают неоднозначные результаты. Так, данные табл. 4 свидетельствуют о примерно одинаковых показателях эффективности предприятий двух форм собственности.

Распределение российских предприятий различных секторов в зависимости от результатов хозяйственной деятельности (квартальные данные, усредненные за год, % от числа предприятий в секторе)

1994 г. 1995 г. 1996 г. 2001 г. Среднее значение за период
Прибыльные
Н егосударствен н ые 60 59 45 34 50
Г осударственные 45 48 43 32 42
Доходы = издержкам
Негосударственные 22 32 24 22 25
Государственные 30 25 25 30 28
Убыточные
Н егосударствен н ые 17 17 31 43 27
Г осударственные 25 27 32 38 31

Исследования, выполненные экспертами из 'Санкт-Петербурга и Москвы по более чем 2 тыс. российских приватизированных и государственных предприятий, позволили им прийти к выводам о том, что частные предприятия опережали государственные по всем основным экономическим показателям.

Таким образом, конечная деятельность предприятия любой формы собственности — результат влияния множества факторов, в числе которых форма собственности играет огромную и далеко неоднозначную роль.

ФИНАНСОВАЯ АКАДЕМИЯ ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Кафедра экономической теории

КУРСОВАЯ РАБОТА

РЕФОРМА ОТНОШЕНИЙ СОБСТВЕННОСТИ КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ В РОССИИ

Студента группы Н1-3 Решетника Ивана Александрович

Научный руководитель: доц. Бобкин Валерий Владимирович

Введение. 3

Часть 1. Экономическое и юридическое содержание собственности. Основные формы и виды собственности. 5

1) Частная собственность. 8
2) Коллективная собственность. 9
3) Государственная собственность. 10

Часть 2. Собственность в России.. . . 11
1) Место и роль частной собственности в развитии экономики страны.. ...11
2) Значение коллективной собственности.. . . 14
3) Границы государственной собственности в РФ. .17

Часть 3. Реформа отношений собственности в России, ее последствия и дальнейшие перспективы развития. . . 21

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. . . 28

БИБЛИОГРАФИЯ. 30

С этого момента процесс производства и обмена приобрёл собственно экономический характер, позволяя сопоставлять различные формы и виды собственности в денежном выражении.

Таким образом собственность оказалась основой производства, а значит экономического развития общества в целом. Собственник средств производства владеет и самостоятельно распоряжается ими, использует их для организации производства и извлечения дохода. Итак, чтобы разобраться в отношениях собственности, следует выяснить вопросы: кому принадлежат средства производства и полученные продукты? Кто владеет, кто пользуется и кто распоряжается ими?

Особенно остро эти вопросы встали перед нашей страной в переживаемый ею кризисный период перехода от командного планового хозяйства к рыночным отношениям, от государственной монополии на средства производства к многообразию форм собственности. Экономический и политический кризис советского общества на рубеже 80-90-х гг. привел к разрыву хозяйственных связей между предприятиями и регионами, спаду выпуска продукции. Для того, чтобы исправить негативные последствия экономического застоя, правительство РФ начало предпринимать меры по переходу к рыночным отношениям, рыночной модели хозяйствования. Рыночные отношения немыслимы при господстве единственной государственной формы собственности, поэтому требовалось осуществить переход к разгосударствлению и закреплению различных форм собственности. В основе этой модели хозяйствования лежит экономическая свобода, так как экономического роста можно добиться лишь освободив производителей, обеспечив их правовыми гарантиями. Многообразие форм собственности дает возможность создать благоприятные, выгодные условия для хозяйственной деятельности, появлению экономической заинтересованности в своем труде.

В России переход к многообразию форм собственности начался несколько лет назад, и с тех пор пришлось столкнуться со множеством проблем, не предусмотренных ранее. Теперь уже многие, доселе не вызывающие сомнения пути и методы построения рыночной экономики на базе различных форм собственности, оцениваются неоднозначно. Виною многих неудач переходного периода стали непоследовательность и противоречивость многих действий правительства, необдуманность решений по вопросам приватизации и непланомерная передача государственной собственности в частное и коллективное владение. По-другому рассматривается теперь вопрос о месте и доле государственной собственности в развитии экономики. Однако реформа отношений собственности в России еще не завершена и ее дальнейшие перспективы не перестают волновать не только специалистов, но и все общество.

×àñòü I ЭКОНОМИЧЕСКОЕ И ЮРИДИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ СОБСТВЕННОСТИ. ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ И ВИДЫ СОБСТВЕННОСТИ.

Отношения собственности имеют многовековую историю и общечеловеческую ценность. Они являются основой всей системы экономических отношений в обществе. С ними связаны действенные стимулы экономической и предпринимательской деятельности людей, их цели и интересы, формы и методы хозяйствования.

В отношениях собственности выделяют юридические и экономические аспекты. С юридической точки зрения собственность представляет отношение людей к вещам, материалам и другим благам, которые закрепляются системой юридических законов и нормативных актов.

Эти законы и акты закрепляют за юридическими, или физическими лицами, или государством право собственности. Они регулируют экономические и правовые основы хозяйственной деятельности, имущественные и другие отношения.

Как экономическая категория, собственность выражает не отношение человека к вещи или материальным и другим благам, а отношения между людьми по поводу присвоения вещей, материальных благ в обществе.

Вещи или материальные блага не являются собственностью сами по себе. Они становятся собственностью тогда, когда между людьми возникают отношения по поводу их присвоения. Следовательно без общества не может быть собственности. Поскольку собственность — это экономические отношения, то в ней выделяют объект присвоения, субъект присвоения и само экономическое содержание собственности.

Объектом собственности может быть средство производства, предметы потребления, капитал, результаты интеллектуальной и творческой деятельности, информация, рабочая сила и другие объекты.

Среди всех объектов решающая роль принадлежит собственности на средство производства. Именно она определяет характер тех экономических отношений, которые складываются между людьми в процессе производства, распределения, обмена, потребления в обществе. Собственность на средства производства придаёт качественную определённость существующей в обществе социальной экономической системе, определяет её сущность.

Под воздействием научно-технического прогресса сформировалась и набирает силу интеллектуальная и информационная собственность. В развитых странах интеллектуальной собственности придаётся большое значение. Она охраняется законом и поддерживается государством. В некоторых странах выделяют 3 вида собственности:

В настоящее время интеллектуальная собственность законодательно утверждена и в России.

Большая роль в рыночной экономике отводится такому объекту, как рабочая сила. Рабочая сила является товаром для его владельца и свободно продаётся и покупается на рынках труда (рабочей силы).

Понятие собственности включает в себя и понятие субъектов собственности, то есть тех, кто конкретно вступает в отношения присвоения объектов собственности. Интересен пример, что в СССР господствовал упрощённый подход к субъектам собственности. Утверждалось, что основным субъектом собственности являлось государство, а также коллективы и граждане.

В настоящее время, в связи с переустройством общества, отношения собственности усложняются, субъектов собственности становится всё больше. Законом признано то, что субъектами собственности являются: общество в целом, государство, сообщества людей. Субъектами собственности могут являться также трудовые коллективы, отдельные семьи, граждане и др.

Усложнение экономических отношений собственности потребовало большей чёткости в их законодательном оформлении. Потому в России появился целый ряд юридических законов и указов , которые в юридической форме закрепляют новые экономические отношения — это законы о собственности, земле, предпринимательской деятельности. Ведь собственность на имущество (средства производства) — поверхностная характеристика более глубоких слоев общественной организации экономической деятельности — и марксистская, и современная американская неоклассическая — утверждает[1], что право собственности (то есть право присвоения продуктов природы и продуктов трансформации в процессе производства) распределено по всем общественным отношениям, а не сосредоточенно только и исключительно в имущественном праве.

Юридическое определение собственности содержит указания на исключительность и абсолютность прав собственника в отношении своего имущества. Из этого отнюдь не следует, что, когда речь идет о собственности на средства производства, права частного (или государственного) собственника в самом деле не ограниченны. При всей абсолютности своих прав собственник не может пользоваться ими за пределами, которые ограниченны законом и административными распоряжениями.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.