Реализация права понятия формы методы шпора

Реализация права - претворение предписаний правовых норм в поведение субъектов права, реализующих свои потребности и интересы в различных областях общественной жизни.

По характеру правореализуюших действий, обусловленных содержанием правовой нормы, выделяют четыре формы реализации права:
Соблюдение - выполнение предписаний запрета (реализация запрещающей нормы);
Исполнение - исполнение соответствующей обязанности, активная деятельность субъекта (реализация обязывающей нормы) ;
Использование - использование предоставленного права, полностью зависит от волеизъявления субъекта права (реализация управомочивающей нормы) ;
Применение - властная организующая деятельность государства в лице его органов, имеющая цель обеспечить адресатам правовых норм реализацию принадлежащих им прав и обязанностей, а также гарантировать контроль за данным процессом.
Активный субъект правоотношений может использовать свои субъективные права, круг пассивных субъектов - соблюдать их. Субъект правоотношения, имеющий юридические обязанности, должен их исполнять.Неисполнение субъектом своих юридических обязанностей влечет возникновение охранительных правоотношений, что является одним из фактических обстоятельств, требующим применения права.
В юридической литературе формы реализации права классифицируются по различным основаниям:
а) по характеру правовых связей между субъектами права – в общих и конкретных правовых отношениях;
б) по субъектному составу – индивидуальная и коллективная формы;
в) по внешнему проявлению – активная и пассивная формы;
г) по методу воздействия – добровольное и принудительное осуществление права;
д) по правовому положению субъектов – гражданско-правовая и административно-правовая формы.
Признаки применения норм права:
• Правоприменительную деятельность осуществляют только компетентные государственные органы (должностные лица) ;
• Деятельность по применению норм имеет государственно-властный характер;
• Содержание правоприменительной деятельности выражается в издании на основе норм права индивидуальных правовых предписаний (актов) - приговор суда в отношении лица, совершившего преступление;
• Применение норм права осуществляется в строго установленном государством порядке.
Акт применения нормы права - это официальный правовой документ, содержащий индивидуальное государственно властное предписание компетентного органа, которое выносится им в результате разрешения конкретного юридического дела.

Применение права

Особой, специфической формой реализации права является применение. Правоприменение представляет собой государственно-властный способ организации осуществления норм права. С этим связана социально-политическая и юридическая характеристика правоприменения.

Специфика правового регулирования состоит в том, что воздействие на общественные отношения связано с установлением юридических прав и обязанностей их участников, а также с использованием данных прав и выполнением обязанностей. Применение права продолжает нормативное регулирование, заданное правотворчеством с помощью норм права, дополняя его индивидуальным (поднормативным) регламентированием, выражающимся в уточнении правового положения субъектов в реально создавшейся обстановке, конкретизации их субъективных прав и юридических обязанностей. Поэтому применение права можно считать вторым (после правотворчества) средством правового регулирования. Если правотворчество является нормативным, то правоприменение - индивидуально- конкретным, поднормативным.

В результате применения норм права происходит конкретизация правовых норм. Наряду с правотворчеством правоприменение является разновидностью правовой формы государственного управления. Правовая форма управления означает юридический способ внутренней организации управленческой деятельности и внешнего организационного воздействия на управляемых лиц. Поэтому правоприменительная форма управления предполагает соблюдение ряда правовых требований, предъявляемых к субъектам управления, процедуре управленческой деятельности, содержанию управленческих решений, исполнению принятых решений. Она вносит законность как в само управление, так и в управляемую деятельность, придает управлению официальный характер.

Правоприменение отличается от других форм реализации права тем, что здесь немыслимо бездействие (т.е. пассивное поведение).

Правоприменение носит производный характер, поскольку обеспечивает реализацию права третьими лицами. Применение одних норм одновременно требует соблюдения, исполнения и использования других, отсюда правоприменение - комплексная правореализующая деятельность.

Правоприменение - это властная индивидуально-правовая деятельность, которая направлена на решение юридических дел и в результате которой в ткань правовой системы включаются новые элементы - индивидуальные предписания.

Среди обстоятельств, вызывающих правоприменение, есть такие, которые связаны с возникновением правоотношений (например, при возникновении прав и обязанностей по пенсиям). Но в большинстве случаев обстоятельства, предопределяющие применение права, выражают главную особенность правоприменения - необходимость государственно-властной обеспечительной деятельности в процессе правового регулирования. А эти обстоятельства таковы по своему характеру, что требуют использования в процессе правового регулирования государственного принуждения.

Таким образом, применение права - это властная организующая деятельность компетентных органов и лиц, имеющая своей целью содействие адресатам правовых норм в реализации принадлежащих им прав и обязанностей, а также контроль за этим процессом.

Правоприменением занимаются различные органы государства и уполномоченные им организации. Правоприменительная деятельность реализуется посредством следующих способов: организационно-распорядительного, правосудия, общественно-юрисдикционного, административно- юрисдикционного, следственного, контрольно-надзорного и других.

В зависимости от степени жесткости правовой регламентации деятельности органов управления и установленной законом свободы правоприменителя в выборе того или иного варианта решения, можно различать несколько разновидностей организационного-распорядительного правоприменения:

1) стандартное применение права. Для него характерно принятие решения при наступлении стандартной ситуации, описанной в гипотезе, и в соответствии со стандартным предписанием, установленным в диспозиции правовой нормы. Наглядным примером стандартного правоприменения может служить назначение пенсии по возрасту:

нормы права закрепляют стандарт фактических обстоятельств (достижение возраста, размер заработной платы и др.) и стандарт правовых последствий (пенсия назначается в определенном размере).

Принятие решения о назначении пенсии конкретному лицу производится путем сопоставления каждой жизненной ситуации с нормой права, закрепляющей и стандарт фактических обстоятельств, и стандарт правовых последствий;

Акты применения права

Деятельность правоприменительных органов завершается оформлением соответствующего акта, который фиксирует принятое решение, придает ему официальное значение и властный характер. По отношению к конкретным органам и лицам акт применения права представляет собой обязательное к исполнению веление. За нарушение требований подобного акта виновное лицо несет ответственность как за нарушение нормы права, на основании которой он издан.

Как правило, акт применения права оформляется письменно. В некоторых случаях он может излагаться в устной форме, которая обычно протоколируется (удаление свидетелей из зала судебного заседания), либо в форме официальных жестов (жесты регулировщика).

В отличие от нормы права, акт применения права ограничен рамками конкретного случая и касается, как правило, индивидуально определенных субъектов, наделяя их конкретными полномочиями и налагая на них обязанности. Действие акта применения права начинается с момента его принятия, а прекращается после исполнения предписания.

Основания для классификации таких актов на отдельные виды многочисленны. Можно, например, группировать их в зависимости от субъектов, осуществляющих применение права: акты, издаваемые государственными органами и общественными организациями, органами местного самоуправления, администрацией предприятий и учреждений. Акты органов государственной власти можно разделить на: акты органов государственного управления, индивидуальные акты законодательной власти, акты суда и прокуратуры и другие.

В зависимости от характера регулируюгцего воздействия акты применения права можно разделить на исполнительные, то есть организующие исполнение положительных предписаний норм права путем их применения к конкретным жизненным случаям, и правоохранительные, с помощью которых нормы права охраняются от нарушений. В свою очередь, правоохранительные акты разделяются на акты контроля и надзора, направленные на предупреждение правонарушений, обеспечение неуклонного исполнения правовых норм; следственные акты, фиксирующие факты, относящиеся к правонарушениям, оформляющие материалы к применению юридических санкций; юрисдикционные акты, решающие вопросы о применении или неприменении мер государственного принуждения к правонарушителям; акты исполнения юрисдикционных решений.

Можно делить акты применения права на индивидуальные, касающиеся конкретных, заранее известных субъектов (приговор суда, назначение пенсии), и имеющие определенное общее значение, в результате принятия которых возникает целый ряд правоотношений, охватывающих большое число заранее не всегда известных субъектов (решение о распределении материальных фондов, о строительстве гидроэлектростанции). Необходимо различать акты однократного действия, действие которых ограничено во времени (вынесение взыскания), и акты длящегося действия, реализация которых представляет собой продолжительное правовое состояние или требует периодически повторяемых действий (регистрация брака, поступление в ВУЗ).

Официальный характер акта применения права накладывает определенный отпечаток и на его внешнее оформление. В начале акта дается точное его наименование (приговор, приказ). Другие необходимые атрибуты - дата и место издания, указание полного наименования органа, издавшего акт, подписи лица или лиц, официально уполномоченных принимать акты подобного рода. Изложение содержания акта обычно распадается на три части: описательную, мотивировочную и резолютивную.

В качестве примера рассмотрим решение арбитражного суда.

В соответствии со статьей 127 АПК РФ решение арбитражного суда имеет следующее содержание и форму:

«1. Арбитражный суд принимает решение именем Российской Федерации.

2. Решение арбитражного суда состоит из вводной, описательной, мотивировочной и резолютивной частей. Вводная часть решения должна содержать наименование арбитражного суда, принявшего решение, состав суда, номер дела, дату и место разбирательства дела, наименование лиц, участвующих в деле, предмет спора, фамилии присутствовавших в заседании лиц с указанием их полномочий.

В мотивировочной части решения должны содержаться краткое изложение искового заявления, отзыва на него, других обстоятельств дела, установленных арбитражным судом, доказательства, на которых основаны выводы арбитражного суда об этих обстоятельствах, и доводы, по которым арбитражный суд отклоняет те или иные доказательства и не применяет законы и иные нормативные правовые акты, на которые ссылались лица, участвующие в деле, а также законы и иные нормативные правовые акты, которыми руководствовался суд при принятии решения.

Резолютивная часть должна содержать выводы об удовлетворении или отказе в удовлетворении каждого заявленного искового требования.

При участии в деле нескольких истцов и ответчиков в решении указывается, как разрешен спор в отношении каждого из них.

При полном или частичном удовлетворении первоначального и встречного исков в резолютивной части решения указывается сумма, подлежащая взысканию в результате зачета.

В резолютивной части решения указывается о распределении между лицами, участвующими в деле, судебных расходов.

ПРАВОНАРУШЕНИЕ

Правонарушение – противоправное, общественно опасное, виновное деяние (действие или бездействие) личности, которое причиняет вред обществу, гражданину, государству. То есть основными признаками правонарушения являются:

1) его противоправность – так как происходит нарушение требований закона;

2) совершение правонарушения дееспособными лицами – действия осуществлены человеком, способным отвечать за свои поступки;

3) наличие вины в виде умысла или неосторожности;

4) влечет применение мер юридической ответственности.

Состав правонарушения

– совокупность элементов, достаточных для привлечения личности к правовой ответственности.

Состав правонарушения образовывается из субъективных и объективных признаков:

1) субъект правонарушения – лицо, совершившее правонарушение. Физическое – при условии обладания праводееспособностью, юридическое – при совершении гражданских правонарушений;

2) объект правонарушения – общественные отношения, на которые посягает правонарушитель.

Выделяют:

а) общий – общественные отношения;

б) родовой – группа однородных общественных отношений;

в) непосредственные;

3) субъективная сторона правонарушения – совокупность внутренних признаков правонарушения, она демонстрирует степень виновности лица, его совершившего, его отношение к своему деянию, включает в себя: вину в форме умысла или неосторожности, цели, мотивы;

4) объективная сторона правонарушения – состоит из самого деяния в виде действия или бездействия, его противоправности, последствий, причинной связи между деянием и результатом. Отсутствие одного или нескольких из перечисленных признаков влечет факт отсутствия правонарушения. По степени причиненного ущерба выделяют:

1) общественно опасные деяния;

3) малозначительные – наносимый ими ущерб незначителен и устраним.

Правонарушения подразделены на:

1) преступления – общественно опасные правонарушения, предусмотренные уголовным законодательством. Преступление – виновно совершенное общест-венно опасное деяние, запрещенное Уголовным кодексом под угрозой наказания. Перечень преступлений указан в Уголовном законодательстве и является исчерпывающим;

2) проступки – влекут меньшую степень общественной опасности, за их совершение предусмотрена юридическая ответственность гражданским, административным, трудовым правом.

Виды проступков:

а) гражданские – совершаются в сфере имущественных и личных неимущественных правовых отношений;

б) административные – посягательства на установленный порядок государственного управления, институт собственности, права и законные интересы граждан; это нарушение общеобязательных правил поведения;

в) дисциплинарные – противоправные деяния, которые нарушают внутренний порядок деятельности предприятий, учреждений и организаций;

г) процессуальные – примером такого вида правонарушения может стать неявка свидетеля в суд.

21.Виды правонарушений:

Все виды правонарушений по степени их общественной опасности подразделяются на проступки и преступления:

Самым опасным видом правонарушений являются преступления. Законодатель, решая вопрос, к какой категории отнести преступление, руководствуется следующими критериями: значимость общественного отношения, ставшего объектом посягательства (жизнь, здоровье, честь, достоинство личности); размер причиненного ущерба; способ, место и время совершения противоправного деяния; личность правонарушителя.

Вторую группу правонарушений составляют проступки. Они характеризуются меньшей степенью общественной опасности по сравнению с преступлениями.

48. Реализация права: понятие, формы, методы.

Реализация права - претворение предписаний правовых норм в поведение субъектов права, реализующих свои потребности и интересы в различных областях общественной жизни.

По характеру правореализуюших действий, обусловленных содержанием правовой нормы, выделяют четыре формы реализации права:

Соблюдение - выполнение предписаний запрета (реализация запрещающей нормы);

Исполнение - исполнение соответствующей обязанности, активная деятельность субъекта (реализация обязывающей нормы) ;

Использование - использование предоставленного права, полностью зависит от волеизъявления субъекта права (реализация управомочивающей нормы) ;

Применение - властная организующая деятельность государства в лице его органов, имеющая цель обеспечить адресатам правовых норм реализацию принадлежащих им прав и обязанностей, а также гарантировать контроль за данным процессом.

Активный субъект правоотношений может использовать свои субъективные права, круг пассивных субъектов - соблюдать их. Субъект правоотношения, имеющий юридические обязанности, должен их исполнять.Неисполнение субъектом своих юридических обязанностей влечет возникновение охранительных правоотношений, что является одним из фактических обстоятельств, требующим применения права.

В юридической литературе формы реализации права классифицируются по различным основаниям:

а) по характеру правовых связей между субъектами права – в общих и конкретных правовых отношениях;

б) по субъектному составу – индивидуальная и коллективная формы;

в) по внешнему проявлению – активная и пассивная формы;

г) по методу воздействия – добровольное и принудительное осуществление права;

д) по правовому положению субъектов – гражданско-правовая и административно-правовая формы.

Признаки применения норм права:

Правоприменительную деятельность осуществляют только компетентные государственные органы (должностные лица) ;

Деятельность по применению норм имеет государственно-властный характер;

Содержание правоприменительной деятельности выражается в издании на основе норм права индивидуальных правовых предписаний (актов) - приговор суда в отношении лица, совершившего преступление;

Применение норм права осуществляется в строго установленном государством порядке.

Акт применения нормы права - это официальный правовой документ, содержащий индивидуальное государственно властное предписание компетентного органа, которое выносится им в результате разрешения конкретного юридического дела.

49. Систематизация нормативно-правовых актов и ее виды.

Систематизация норм права – это упорядочение действующего нормативно-правового материала, объединение его в единую, стройную, внутренне согласованную систему.

Инкорпорация – путем объединения нормативного материала в определенном порядке без изменения его внутреннего содержания. Она ограничивается обработкой материала. Допускаются лишь изменения внешнего, редакционного или технического характера.

по хронологии (акты располагаются соответственно времени их принятия)

по субъектам (соответственно принявшим органам)

по социально-экономическим отраслям (промышленность, с/х, транспорт и т.д.).

Кодификация – это форма систематизации путем объединения нормативного материала в единый, логически цельный, внутренне согласованный акт с изменением его внутреннего содержания. Она упорядочивает значительную часть уже существующего и действующего законодательства, изменяя, дополняя и преобразуя его. В результате кодификации появляются укрупненные законодательные акты, регулирующие значительную часть общественных отношений.

Инкорпорация может быть официальной, если сборник создается уполномоченным на то государственным органом (и тогда приобретает юридическую силу), и неофициальной, если составляется частным лицом. Кодификация всегда носит официальный характер.

Таким образом, систематизация законодательства необходима в целях его упорядочения, классификации, придания ему стабильности, благодаря чему существенно облегчается реализация норм права.

50. Понятие, виды и органы правотворчества.

Правотворчество есть вид государственной деятельности, в результате которой воля политических сил, находящихся у власти (народа, класса, социальной группы) возводится в закон, выражается в виде нормы права в определенном источнике права. Оно исходит из определенных принципов:

Законность (полновластие представительных, исполнительных органов, издающих правовые акты и осуществляющие контроль за правотворчеством других органов, должно реализоваться строго и в рамках их компетенции, на основе закона и в полном соответствии с ним).

Гласность (открытость правотворческого процесса, свободное и деловое обсуждение проектов нормативных актов).

Демократизм (принятие нормативно-правовых актов путем референдума – самой непосредственной формф демократии(1993г.- Конституция РФ)).

Строгая дифференциация правотворческих полномочий (разделение властей, система сдержек и противовесов).

Планирование (концентрация усилий на приорететных законодательных работах).

Принятие нормативно-правовых актов компетентными государственными органами.

Непосредственное правотворчество народа в ходе референдума.

Санкционирование государственными органами правовых обычаев или норм, принятых корпоративными организациями.

Заключение нормативных соглашений, устанавливающих правовые предписания.

Правотворческие органы: Президент РФ, Совет Федерации, Государственная Дума, Правительство, законодательные (представительные) и исполнительные органы субъектов федерации, министерства, государственные комитеты, ведомства, службы. В пределах своей компетенции правотворческими полномочиями обладают администрации государственных учреждений и государственных предприятий (локальное правотворчество).

В Конституции РФ специально определяются субъекты законодательной инициативы.

Понятие, формы и методы реализации права

Понятие реализации права многими теоретиками справедливо связывается с механизмом действия права вообще; а социальная и собственно правовая обусловленность действия права составляет его системообразующее начало. Известно, что еще Монтескье в свое время в книге "О духе законов" обращал на это внимание. Сегодня реализация права и его действие рассматриваются как близкие понятия, ибо реализация права есть одновременно и его действие. Поэтому реализацию права можно трактовать как процесс претворения положений норм права в жизнь посредством правомерной деятельности субъектов общественных отношений (органов государства, должностных лиц, юридических лиц, граждан), с целью достижения социально полезных результатов. И в этом смысле задача реализации права состоит в том, чтобы эффективно, без "сбоев" (без нарушений норм права) перевести предписания данных норм в правомерное поведение, а также наиболее полно и четко претворить в жизнь возможности, предоставленные правом.

Содержательным "элементом" механизма действия права в этом случае становится собственно само правовое регулирование общественных отношений, которое отражает динамическую сущность права. Право, с помощью содержащейся в нем информации и иных ценностных качеств, организует поведение субъектов общественных отношений, активно, в соответствии с возложенными на них обязанностями. Выступая в виде некой абстракции – воли, возведенной в закон, отраженной в нормативных правовых актах – право в процессе своего действия превращается в механизм воздействия на общественные отношения и в итоге с пользой для общества реализуется на практике. В ходе действия нормативных правовых актов реализуются права и обязанности соответствующих субъектов и достигаются идеи справедливости. Право (нормативные правовые акты) в результате проявляют себя с информационной и ценностно-мотивационной стороны.

Можно утверждать, что действие права (нормативных правовых актов) имеет внутренний аспект (реализация права, актов внутри государства) и внешний аспект (действие права, актов вне территории государства).

Внутренний аспект действия права может также связываться с его восприятием. Здесь специфика действия права будет заключаться главным образом в том, чтобы вызвать у субъектов "формирование мотивов правомерного поведения и подавления у них мотивов к неправомерным действиям. ". А "внешняя сторона действия права тогда будет включать в себя социально-правовое действие, т.е. реальное функционирование права вовне. " [1] . Однако здесь некоторыми теоретиками закономерно ставится вопрос: всегда ли осуществляется реализация права (норм права) через правоотношения? И возможна ли реализация здесь права вне правоотношений?

Еще в советское время среди ученых юристов была довольно распространена идея о возможности реализации правовых норм и вне правоотношений [2] . Она была основана на том предположении, что в ходе реализации права необходимо различать общественные отношения и общественные связи [3] . И в самом деле, господствовавшая ранее в литературе точка зрения о том, что общественная связь неотделима от общественного отношения, есть общественное отношение, стала подвергаться сомнению.

Некоторые ученые, наоборот, указывали, что не любое общественное отношение есть общественная связь, что понятие отношения шире понятия связи. Да и "общественное отношение может не связывать, а разъединять явления" [4] . Общественные отношения, возникающие как результат предметной деятельности, представляют определенный итог этих связей, зависимостей, отграничений. Поэтому в теории государства и права начали применять следующее определение: общественное отношение – это структурная совокупность конкретно-исторических связей, зависимостей и разграничений между субъектами, возникающая в результате и в ходе общественно значимой, чувственно- предметной деятельности, осуществляемой с участием сознания, регулируемой и опосредуемой соответствующими социальными нормами и учреждениями [5] . При таком понимании общественных отношений идея реализации права "вне отношений" стала подвергаться сомнению.

В то же время ряд ученых по-прежнему говорит о возможности реализации правовых норм вне правоотношений, правда, как части лишь первого, основного компонента механизма осуществления правовых норм [6] . С другой стороны, важно указать на то, что расширение понятия правоотношения до такой степени, чтобы в него можно включить результат действия нормы, устанавливающей лишь возможность прав и обязанностей, привело бы к тому, что оно потеряло бы но существу свою научную и практическую ценность [7] .

Более перспективным представляется широкий подход к трактовке самих общественных отношений, выделение в их составе отдельных видов, некоторыми из которых и выступают нетипичные (с точки зрения сторонников обособления общественных связей) общественные отношения. В свою очередь, любое общественное отношение, урегулированное правом, есть смысл называть не иначе, как правоотношение. И тогда можно утверждать, что реализация права (норм права) всегда связана с правоотношениями. При этом данная реализация всегда будет протекать как в общих, так и в конкретных правоотношениях.

В рамках общих правоотношений нормы права реализуются обычно в виде воздержания субъектов от совершения тех или иных запрещаемых действий. Наиболее очевидно это в случаях ненарушения уголовно-правовых и административно-правовых запретов (не совершаются преступления, соблюдаются правила дорожного движения). Реализация права происходит потому, что обязанные субъекты (граждане, иностранцы, лица без гражданства, должностные лица) выполняют предписания правовых норм, воздерживаясь от запрещенных действий (бездействий). Конкретные правоотношения здесь не возникают, поскольку нет юридического факта – нарушения запрета кем-либо из указанных субъектов, а есть лишь их общая правовая связь с государством, установившим соответствующий запрет.

В конкретных правоотношениях субъекты реализуют свои права, приобретают определенные блага, выполняют конкретные обязанности. В этих правоотношениях субъекты непосредственно взаимосвязаны, они противостоят друг другу, реализуют свои субъективные права и выполняют свои обязанности. В таких правоотношениях реализуется большинство норм права. Здесь реализация права предполагает воплощение в регулируемых им общественных отношениях всего того, что в нормах права (в гипотезах, диспозициях и санкциях) заложено и предстает как определенная система взаимосвязанных, идущих друг за другом в строго определенной последовательности разнообразных целостных участков воплощения в общественных отношениях государственной воли, заключенной в каждом структурном элементе реализуемой правовой нормы или норм права вообще. То есть реализация права осуществляется всегда через нормы права и их элементы – гипотезы, диспозиции, санкции.

Можно утверждать, что реализация права характеризуется следующими особенностями:

  • – в реализации права участвуют субъекты, обладающие субъективными правами. Субъектами в этом случае являются те лица, на которых распространяется действие права, т.е. субъекты права;
  • – объектом реализации здесь выступает система законодательства, наличный массив нормативных правовых актов;
  • – реализация права связана только с правомерным поведением. Это могут быть и активные, и пассивные действия, но правомерного свойства. Только правомерное поведение субъектов реализует норму (нормы) права, неправомерное – нарушает;
  • – реализация права осуществляется в строго определенных формах, что обусловлено разнообразием регулируемых с помощью норм права общественных отношений (правоотношений). К этим формам обычно в юридической науке относят: соблюдение, исполнение, использование и применение норм права, законов, нормативных актов;
  • – своего рода формой реализации права является толкование нормативных правовых актов соответствующим субъектом права. Акты толкования к нормам ничего не добавляют, но они реализуют свободу субъектов права на интерпретацию воли, выраженной в нормативных актах.

Все связанное с различием права и закона имеет практическое значение скорее для нормативной деятельности. Гораздо более широкую сферу юридической практики имеет деление форм реализации закона и иных нормативных актов государства. Именно о реализации права в объективном смысле и принято чаще всего говорить, хотя не исключается анализ реализации субъективных прав и юридических обязанностей участников фактических правовых отношений.

Реализация права в данном смысле – это регулятивная деятельность, соответствующая воле, выраженной в законе. Ее можно рассматривать как процесс и как конечный результат. Как конечный результат реализация права означает достижение полного соответствия между требованиями норм совершить или воздержаться от совершения определенных поступков и суммой фактически последовавших действий. Так, например, согласно нормам, регулирующим индивидуальную предпринимательскую деятельность, граждане до начала занятия ею должны: получить разрешение; уплатить государственную пошлину за выдачу документа на разрешение; получить регистрационное удостоверение.

Реализация права как процесс может быть охарактеризована с объективной и субъективной стороны. С объективной стороны она представляет собой совершение определенными методами и средствами в конкретной последовательности, в сроки и в месте, предусмотренных нормами права правомерных действий. С субъективной стороны реализация права характеризуется отношением субъекта к реализуемым правовым требованиям, его установками и волей в момент совершения предписываемых действий. Субъект может быть заинтересованным в реализации права, осуществлять правовые предписания из сознания общественного долга или из страха неблагоприятных последствий. Но главное в этом процессе – точное следование праву, характеру действий, условиям места и времени их совершения. Реализации не будет, если одно какое-либо из обязательных условий будет проигнорировано.

С точки зрения характера правореализующих действий, обусловленных содержанием правовой нормы, следует выделить четыре формы: соблюдение, исполнение, использование и применение права.

Соблюдением реализуются запрещающие нормы. Суть этой формы заключается в пассивном воздержании субъекта от совершения действий, находящихся под запретом. Особенность этой формы реализации права состоит в том, что государство, возложив конкретную обязанность на различных субъектов общественных отношений вправе требовать соблюдения этих предписаний от субъектов, а в необходимых случаях принуждать их к этому. С другой стороны, на государстве лежат обязанности обеспечивать условия для осуществления прав и обязанностей субъектами, защиты их интересов и потребностей. В силу этого и возникают особые правовые отношения между государством и гражданами, а также между гражданами (субъектами).

Исполнение требует от субъекта активных действий, связанных с претворением в жизнь обязывающих предписаний. Надо отметить, что исполнение правовых норм касается всех и прежде всего всех органов государства, всех должностных лиц, которые обязаны исполнять возложенные на них функции; оно также касается физических лиц, которые также должны активно выполнять возложенные на них определенные обязанности, например, служить в армии, платить налоги. В этой форме реализуются не только обязанности, но и права. Особенно это относится к разным органам государства и должностным лицам государственных и негосударственных организаций, поскольку многие из них создаются и действуют, прежде всего, для исполнения норм права.

Использование права направлено на осуществление правомочий субъекта, и по его усмотрению здесь может иметь место как активное, так и пассивное поведение. Эта форма реализации права довольно демократическая, поскольку она часто связана с добровольностью, собственным усмотрением, личным желанием граждан. В данном случае реализуются, прежде всего, управомочивающие нормы, т.е. такие, которые наделяют правами, а на обязанностями. Использование претворяется в жизнь на основе закона, иначе оно может перерасти в злоупотребление правом, или, напротив, для органов власти, должностных лиц – в грубое неиспользование права.

Особое место занимает применение права как властная деятельность по реализации правовых норм, сочетающая в себе одновременно разные поведенческие акты.

Успех или неуспех перевода требований права в реальное поведение связан, в конечном счете, с созданием надлежащей материальной базы, научно-техническим и ресурсным обеспечением, установлением оптимального образа жизни, созданием благоприятного морально-политического климата, организационными мерами. Вместе с тем большое значение имеет субъективная сторона процесса осуществления права и средства прямого воздействия на волю и сознание людей. Если люди решительно отказываются повиноваться нормам права, то последняя идея права никогда не будет осуществлена в их поведении. Поэтому государство использует ряд методов для того, чтобы сформировать у субъектов права потребность, желание или необходимость совершать предусмотренные в нормах права действия.

Практике известны два основных средства понуждения воли людей к реализации государственных велений (норм права) – это обещание награды и угроза физическим принуждением или лишением каких-то благ. В правовом государстве значительно меняются сфера и объем принудительных мер, открывается возможность обеспечения правовых предписаний. Право призвано удовлетворить жизненные потребности людей. Поэтому должно устанавливаться соответствие государственной воли с волей субъектов права.

В целях обеспечения процесса реализации правовых норм широко используются государственные (например, средства государственного воздействия) и идеологические (со стороны разных партий) методы. Несмотря на департизацию государственного аппарата, большое значение они имеют в воздействии на должностных лиц и представителей власти. Но решающее значение имеет другое. За надлежащее исполнение ими своих юридических обязанностей государство платит госслужащим заработную плату. Неисполнение обязанностей влечет применение дисциплинарных взысканий, вплоть до увольнения с должности. Нарушение запретов образует состав должностного преступления или проступка и наказывается в соответствии с законом.

Теоретики государства и права классифицируют методы реализации права и среди них выделяют:

  • – метод добровольного соблюдения, исполнения и использования права гражданами;
  • – метод автономного (договорного) решения вопросов гражданами;
  • – метод государственно-властного воздействия.

Метод добровольного соблюдения, исполнения и использования норм характерен для таких форм реализации права, как активные действия или воздержание от действий, запрещенных нормами права. Результат воздействия данных норм на общественные отношения проявляется напрямую, без дополнительного акта, конкретизирующего права и обязанности тех или иных лиц. При таких формах граждане добровольно соотносят свое поведение с предписаниями норм права, общее юридическое воздействие не связывается с установлением конкретных прав и обязанностей субъектов и осуществляется вне конкретных правоотношений.

В ходе реализации метода автономного (договорного) решения ценность предписаний, содержащихся в нормах права, приобретает значение только при условии возникновения, изменения или прекращения конкретных правоотношений и реального осуществления субъектами своих субъективных прав и обязанностей. Для этой формы реализации характерно то, что указанные предписания норм права приобретают реальное значение без вмешательства органов власти и управления, т.е. в процессе такой реализации отсутствуют отношения власти и подчинения субъектов. Отношения подобного типа основываются на равенстве сторон. И поэтому данная форма деятельности субъектов влечет последствия, непосредственно касающиеся самих субъектов.

Для метода государственно-властного воздействия характерно то, что здесь обязательно участвует властный орган государства, должностное лицо или, по специальному полномочию государства, другой орган. Такую форму реализации права через правоотношения можно назвать властной. Инициатором возникновения, изменения либо прекращения правоотношения в результате осуществления данной формы реализации права может быть орган государства, должностное лицо гражданин [8] .

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.