Реабилитация детей с нервно мышечных заболеваний

В последние десятилетия, в связи с достижениями новейших медицинских технологий (экстракорпоральное оплодотворение, пролонгирование патологической беременности, реанимация новорожденных), особую актуальность приобрела проблема повышения качества жизни де

В последние десятилетия, в связи с достижениями новейших медицинских технологий (экстракорпоральное оплодотворение, пролонгирование патологической беременности, реанимация новорожденных), особую актуальность приобрела проблема повышения качества жизни детей с перинатальной патологией нервной системы [1, 2, 3]. Существенные нарушения: вначале постнатальной адаптации, затем снижение возможности усвоения социального опыта и, как следствие, социальная дезадаптация ребенка — возникают у большинства детей с тяжелыми поражениями нервной системы. По данным ведущих неврологов [3], эти поражения обусловливают основную часть причин детской инвалидности. Кроме того, у детей с нетяжелыми формами перинатальной патологии в последующие годы нередко отмечаются проявления минимальных церебральных дисфункций, существенно затрудняющих их обучение и образование [2]. Поэтому проблемы своевременного лечения и адекватной реабилитации детей с перинатальными поражениями привлекают пристальное внимание врачей различных специальностей: педиатров, неврологов, ортопедов, реабилитологов и др., — а также специалистов по коррекционной педагогике.

Основные методологические принципы реабилитации детей при перинатальной патологии ЦНС, разработанные за последние 10–12 лет [4], могут также лежать в основе терапии этих состояний, задачи которой как в остром периоде, так и в ходе реабилитации, вторичной профилактики отсроченных проявлений заболевания по сути одни и те же. Тем не менее некоторые неврологи понимают под реабилитацией в детском возрасте абилитацию, т. е. создание возможностей для поступательного развития ребенка и коррекцию постепенно выявляющихся отклонений в развитии [3]. С учетом этого общая методология лечения и реабилитации при перинатальном поражении мозга базируется на следующих принципах.

На каждом из этапов оказания помощи больному новорожденному и грудному ребенку существуют свои ведущие задачи. Так, на первом этапе — в родильном зале, палате интенсивной терапии и отделении реанимации новорожденных — в соответствии с приказом МЗ РФ № 372 от 1995 г. прежде всего решаются задачи компенсации системных нарушений жизненно важных функций — дыхания, кровообращения, выделительной функции почек, энергетического баланса и общего метаболизма.

Медикаментозно-инструментальная терапия предполагает на этом этапе в первую очередь коррекцию кислотно-основного состояния, гипер- или гипогликемии, гиповолемии, артериальной гипотензии или гипертензии, сердечного выброса. По показаниям, с учетом данных мониторирования и лабораторных анализов, применяются осмотические и петлевые диуретики, антигеморрагические, противосудорожные средства (препарат первого выбора — фенобарбитал в стандартной дозе до 20 мг/кг массы тела в сутки). Применение на этом этапе антиоксидантов и ноотрофов (церебропротекторов — пирацетам, эссенциале, ГОМК) не всегда обосновано. Особая осторожность необходима при назначении вазоактивных препаратов: так, некоторые специалисты рекомендуют с 4-го дня жизни инстенон [3], тогда как другие говорят о возможных побочных действиях сосудистых средств [5]. Адекватное лечение в раннем неонатальном периоде (при создании максимально щадящих условий для ребенка и температурного комфорта) способствует адаптационным процессам саногенетической направленности и является основой последующей реабилитации.

Фармакопрепараты, используемые в реабилитации как доношенных, так и недоношенных новорожденных, условно могут быть разделены на применяющиеся посиндромно (симптоматические) и средства преимущественно патогенетической коррекции, хотя некоторые препараты обладают и тем и другим воздействием. Рассмотрим их подробнее.

Преимущественно посиндромные (симптоматические) средства: противосудорожные: фенобарбитал, ГОМК, дроперидол, реланиум, вальпроаты — при некупируемых другими средствами судорогах и тщательном мониторинге функций печени и кроветворения; дегидратационные: диакарб (со 2–3-й недель жизни, у глубоконедоношенных — позднее), триампур, верошпирон, гомеопатические препараты (гелиборус, апис, магнезия фосфорика), сборы трав — отвары и настои; седативные (сульфат магния, сборы трав — отвары и настои, лечебные ванны, реланиум, радедорм, гомеопатические препараты — валерианахель, нервохель, вибуркол), эфирные масла, ароматерапия (анис, ромашка, лаванда); спазмолитики и прокинетики (при вегетативных нарушениях): но-шпа, церукал, риабал, мотилиум, гомеопатические препараты (нуксвомика, гомакорд, вибуркол, хапель).

Средства патогенетической направленности: нейропротекторы (ноотропы, ноотрофы, ингибиторы нейрального апоптоза) — пирацетам (ИСВ), кортексин, семакс, минисем, церебролизин, пантогам, глиатилин, глицин, аминокислотные композиты, стволовые клетки; вазоактивные препараты (нормализаторы общей и мозговой гемодинамики) назначаются при отсутствии угрозы кровотечений под контролем допплерографии: кавинтон, циннаризин, сермион, димефосфон, кверцетин, гомеопатические препараты (эскулюс композитум, траумель); модуляторы синаптической проводимости: мидокалм, дибазол; aнтиоксиданты и антигипоксанты: танакан, мексидол, токоферол, соевое масло, кудесан, димефосфон, биолан, актовегин; метаболиты и поливитаминные комплексы: глицин, биотредин, лимонтар, эссенциале, элькар, кудесан, корилип, кверцетин, бета-каротин, киндер биовиталь, поливит беби, церебрум композитум, мульти-табс, капли Береш Плюс.

Обеспечить минимизацию лекарственной терапии помогает раннее (начиная с первого этапа) включение в программу комплексной реабилитации немедикаментозных воздействий. На втором и третьем этапах реабилитации детей с перинатальной патологией эти методики должны быть признаны приоритетными [1]. Несомненно, в обеспечении успешной реабилитации важная роль принадлежит адекватному вскармливанию и оптимальной организации окружающей среды (лечебно-охранительный режим), но в настоящей статье эти вопросы не рассматриваются. Тем не менее некоторые аспекты организации выхаживания тяжелобольных детей (ограничение сенсорной нагрузки в остром периоде поражения мозга, температурный комфорт, ограничение электромагнитных воздействий, выхаживание на колышащихся матрасиках или на шерсти ягнят) могут быть отнесены к методам немедикаментозной реабилитации [1, 5, 6].

Перечислим средства немедикаментозного лечения и реабилитации, весьма условно разделив их на физические и психолого-педагогические, поскольку любое физическое воздействие на маленького ребенка предполагает обязательный психоэмоциональный контакт с ним.

Методика музыкотерапии для доношенных и недоношенных новорожденных детей, разработанная в клинике НЦЗД РАМН, включает как подбираемые индивидуально программы, записанные на магнитофон, так и пение кормящих матерей [4]. Матери обучаются комплексной мягкой психосенсорной стимуляции ребенка, напевают колыбельные и другие рекомендованные песни, учатся проведению мелоритмического воздействия (движение и тактильная стимуляция в сочетании с пением и чтением стихов) — элементам эвритмической терапии по Р. Штайнеру, который доказал благотворное влияние на организм ребенка ритмических движений под музыку [10].

В настоящей статье не затрагиваются некоторые специальные аспекты реабилитации (коррекция зрительных нарушений при ретинопатии недоношенных, нейросенсорной тугоухости, ортопедической патологии).

Использование широкого спектра немедикаментозных воздействий на втором и третьем этапах реабилитации больных детей позволяет (по данным клиники НЦЗД РАМН) уменьшить дозировки и длительность курсов фармакотерапии (по вазоактивным препаратам — на 15–20% и 3–3,5 дня; по мочегонным (диакарб) — на 20–30% и 2–3 дня; по седативным препаратам — на 30–40% и 4–5 дней). Эффективность комплексной реабилитации оценивалась в клинике по достижении детьми 1,5–2 лет. Функциональная компенсация неврологических и нейросенсорных нарушений имела место почти у всех детей со среднетяжелыми и легкими формами перинатальных поражений мозга и у 80% детей с тяжелыми (по оценке в периоде новорожденности) нарушениями. Кроме того, даже у детей, имевших в конце периода наблюдения инвалидность вследствие сенсорного или моторного дефекта, удавалось добиться некоторого смягчения моторных или сенсорных расстройств и соответственно несколько улучшить качество жизни.


Е. П. Бомбардирова, доктор медицинских наук, профессор
Г. В. Яцык, доктор медицинских наук, профессор
А. А. Степанов, кандидат медицинских наук
НЦЗД РАМН, Москва

По вопросам литературы обращайтесь в редакцию.

Нервно-мышечные заболевания как многочисленная группа болезней, в основе которых лежит генетически детерминированное поражение скелетных мышц, периферических нервов или спинного мозга. Принципы формирования системы реабилитации, эффективные упражнения.

Рубрика Медицина
Вид презентация
Язык русский
Дата добавления 10.04.2016
Размер файла 3,5 M
  • посмотреть текст работы
  • скачать работу можно здесь
  • полная информация о работе
  • весь список подобных работ

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

HTML-версии работы пока нет.
Cкачать архив работы можно перейдя по ссылке, которая находятся ниже.

Проблема физической реабилитации лиц с травмами спинного мозга средствами адаптивной физической культуры, история ее исследования и современные тенденции, оценка эффективности. Возникновение, становление и этапы развития лечебной физической культуры.

реферат [36,3 K], добавлен 04.03.2014

Анализ иппотерапии как вида физической реабилитации, показания и методические основы занятий иппотерапией. Изучение эффективности комплексной программы физической реабилитации для детей 6-16 лет с соматическими заболеваниями с использованием иппотерапии.

дипломная работа [311,2 K], добавлен 21.09.2010

Формы травматических поражений спинного мозга. Симптомокомплекс гематомиелии, его этапы. Последствия травмы или заболевания спинного мозга в зависимости от уровня поражения. Прогнозы восстановительного лечения и реабилитации после спинальной травмы.

реферат [25,9 K], добавлен 13.01.2014

Развитие артроза локтевого сустава, характеристика, причины и симптомы заболевания. Рассмотрение методики физической реабилитации. Роль лечебной физической культуры в системе современной реабилитации при комплексном лечении и профилактике артроза.

реферат [31,0 K], добавлен 18.06.2015

Изучение средств и методов физической реабилитации, применяемых при растяжении связок голеностопного сустава. Рассмотрение пользы физических упражнений и лечебной гимнастики в реабилитации больного после данной травмы. Методика лечебного массажа.

курсовая работа [609,5 K], добавлен 20.04.2015

Исследование черепно-мозговых нервов, чувствительности и двигательной активности. Общие принципы медикаментозного лечения при заболеваниях периферической нервной системы. Программы физической реабилитации при заболеваниях периферической нервной системы.

реферат [1,4 M], добавлен 08.11.2009

Типы наследственных болезней. Клинические проявления, лечение и прогноз врожденных заболеваний нервной системы и крамиовертебральных аномалий. Клинические формы детского церебрального паралича, его медикаментозное и физиотерапевтическое лечение.

презентация [3,1 M], добавлен 22.12.2016

Особенности санаторного и поликлинического этапов физической реабилитации детей, страдающих ревматоидным артритом. Влияние возраста, формы заболевания, степени ее активности на комплексное лечение больных. Реализация и успешное решение намеченных задач.

реферат [27,3 K], добавлен 11.01.2015

Сущность и особенности медицинской реабилитации в Украине. Роль физической реабилитации в восстановлении. Формы и значение физиотерапевтических процедур. Влияние механического воздействия на ткани организма. Принципы использования некоторых видов массажа.

курсовая работа [74,5 K], добавлен 05.12.2009

Методы современной медицинской реабилитации больных. Основные заболевания нервной системы. Показания к реабилитации демиелинизирующих и дегенеративных заболеваний. Оценка эффективности применения нейрореабилитации. Эффект двигательного восстановления.

презентация [2,0 M], добавлен 20.12.2014

При наследственных нервно-мышечных заболеваниях отмечается поражение мышечной ткани, периферических нервов и нередко передних рогов спинного мозга. Основные симптомы — мышечная слабость, утомляемость, часто сочетающаяся с гипотонией и атрофией мышц, особенно в поздних стадиях развития болезни.

Наиболее распространенными нервно-мышечными заболеваниями являются прогрессирующие мышечные дистрофии, при которых поражаются мышечная ткань, периферические нервы или мотонейроны спинного мозга. В патологический процесс вовлекаются одновременно мышечная и периферическая нервная система. Наиболее распространенные миопатии — ювенильная форма Эрба-Рота, невральная амиотрофия Шарко-Мари и др.

Ювенильная форма Эрба-Рота. В основе заболевания лежат нарушения обмена веществ в мышечной и соединительной тканях. Чаще поражаются проксимальные отделы нижних конечностей, затем мышцы тазового пояса, туловища, верхних конечностей. Тонус и сила мышц снижаются, развивается их атрофия. Могут наблюдаться псевдогипертрофии, обусловленные разрастанием жировой и соединительной тканей. Болезнь медленно прогрессирует. В комплексном лечении показан общий массаж, лечебная гимнастика, диетотерапия, лекарственная терапия.

Комплексное консервативное лечение включает лекарственную терапию, диетотерапию, лечебную гимнастику (общеразвивающие упражнения, упражнения на растягивание, на сопротивление, дыхательные, с гантелями, мячами, гимнастической палкой), а также лечебную гимнастику в бассейне. Если у ребенка сохранены движения и сила в мышцах, включают упражнения с резиновым бинтом, тренировки на блочных аппаратах, велоэргометре с последующим применением массажа.

Методика массажа. Вначале массируют спину, затем ягодичные мышцы, нижние и верхние конечности (с проксимальных отделов), грудь и живот. На спине выполняют приемы сегментарного массажа, на конечностях — поглаживание, растирание, разминание и потряхивание. Разминание должно занимать 60—75% времени, отведенного на процедуру. Точечный массаж применяют на моторных точках по возбуждающей методике. Продолжительность массажа 5—8—15 мин, курс 20—30 процедур. В год 5—7 курсов.

Невральная амиотрофия Шарко-Мари. Развивается атрофия мышц дистальных отделов конечностей, чаще всего нижних. Страдают разгибатели голени, мелкие мышцы стопы, а также мышцы, вызывающие тыльное сгибание стопы. Наряду со снижением мышечной силы отмечаются расстройства чувствительности, нередко обнаруживается деформация стопы.

Kонсервативное лечение включает массаж, лечебную гимнастику, физиотерапию (электростимуляцию и фонофорез пояснично-крестцовой области), вибрационный массаж игольчатыми вибраторами поясничной области и ног, гидрокинезотерапию, плавание, диетотерапию, лекарственную терапию (внутривенное вливание аминокислот и внутримышечно анаболические стероиды), лечебная гимнастика состоит из общеразвивающих, дыхательных упражнений, упражнений на растягивание, с резиновым бинтом, на велотренажере и др.

Методика массажа. Массаж начинают со спины, применяя поглаживание, растирание, разминание и вибрацию (точечную) вдоль позвоночника. Затем массируют ягодичные мышцы, нижние и верхние конечности (с проксимальных отделов), грудь живот. В массаж грудной клетки включают приемы, активизирующие дыхание, и вибрацию. На мышцах конечностей применяют точечный массаж по возбуждающей методике. Основным приемом является разминание с последующим применением потряхивания, растягивания мышц. Продолжительность массажа 8—15 мин. Курс – 20—30 процедур. В год 5—7 курсов.

Миотония Томсена. В патогенезе заболевания важную роль играет нарушение мионевральной проводимости, повышение возбудимости мышц. Отмечаются внезапно возникающие мышечные спазмы, особенно при попытке выполнить быстрое движение. Спазмы усиливаются при охлаждении, внутренней напряженности. Из-за мышечных спазмов движения ограничены, мышцы гипертрофированы. Показаны массаж, лечебная гимнастика.

Методика массажа. Вначале массируют спину, грудную клетку, дыхательные мышцы, затем — ягодичные мышцы, нижние и верхние конечности (с проксимальных отделов). Особенно тщательно массируют паравертебральные зоны с включением приемов сегментарного массажа и точечной вибрации. Включают упражнения на растягивание. Продолжительность массажа 8—10 мин. Курс – 20—30 процедур. В год 5—7 курсов.

Муковисцедоз

Муковисцидо́з (кистозный фиброз) — системное наследственное заболевание, обусловленное мутацией гена трансмембранного регулятора муковисцидоза, характеризующееся поражением желез внешней секреции, тяжёлыми нарушениями функций органов дыхания и желудочно-кишечного тракта.

В основе заболевания лежит генная мутация. Патологический ген локализуется в середине длинного плеча 7-й хромосомы. Муковисцидоз наследуется по аутосомно-рецессивному типу и регистрируется в большинстве стран Европы с частотой 1:2000 — 1:2500 новорожденных. Если оба родителя гетерозиготные и носители мутировавшего гена, то риск рождения больного муковисцидозом ребенка составляет 25 %. По данным исследований частота гетерозиготного носительства патологического гена равна 2—5 %.

Различают следующие клинические формы муковисцидоза:

- преимущественно лёгочная форма (респираторная, бронхолёгочная);

- преимущественно кишечная форма;

- смешанная форма с одновременным поражением желудочно-кишечного тракта и органов дыхания;

- мекониевая непроходимость кишечника;

- атипичные и стертые формы (отечно-анемическая, цирротическая и др.).

70% случаев муковисцидоза выявляются в течение первых 2 лет жизни ребенка. С внедрением неонатального скрининга время выявления значительно сократилось.

Все дети, больные муковисцидозом, подлежат диспансерному наблюдению участкового педиатра и пульмонолога, т. к., несмотря на генерализацию процесса и дисфункции многих органов и систем, поражение органов дыхания является основным при муковисцидозе, и только оно определяет тяжесть и прогноз муковисцидоза. Родители должны иметь возможность обеспечить ребенку, больному муковисцидозом необходимый уход, а также важные мероприятия терапии муковисцидоза, такие как аэрозольтерапия, массаж, и лечебная гимнастика.

Родственников больного необходимо обучить приёмам постурального дренажа, вибрационного массажа и уходу за пациентом. Наряду с занятиями лечебной физкультурой рекомендованы дозированные физические нагрузки и занятия спортом. При устойчивой ремиссии в течение 6 месяцев разрешается проведение профилактических прививок.

Петиция по нервно-мышечным заболеваниям

О внесении орфанного заболевание Миодистрофия Дюшенна в государственную программу 7 Нозологий". Обсуждаем вопросы применения современных подходов, методов лечения и реабилитации детей со спинальной мышечной атрофией (СМА) и другими наследственными нейромышечными заболеваниями. Лечение и реабилитация детей с нейромышечными заболеваниями Форум родителей детей с нейромышечными заболеваниями


а два месяца наша петиция набрала всего лишь 5000 подписей!(на январь чуть более 6000)
Анастасия Коваленко
Таганрог, Россия

Как печально все в России с лечением генетических болезней, столько ещё детей в России не дождется в ближайшие годы лечения. Вот что пишет руководитель службы Детский хоспис "Дом с маяком" . Можно стараться принять болезнь ребёнка, когда знаешь, что лечения нет, не существует нигде в мире. Можно попытаться принять смерть ребёнка от неизлечимого заболевания, потому что знаешь, что теперь он больше не мучается. Но как теперь жить родителям детей со СМА, с миопатией Дюшенна, с муковисцидозом, когда они знают, что лекарство уже есть? В Америке, не в России. Пока здесь в России родители хоронят своих детей, в Америке снимают на айфоны первые шаги. В интернете все доступно, все эти позитивные фото и видео американских семей, которые радуются достижениям детей.

Да, все сложно, нет такого лекарства, которое делало бы из больных детей - здоровых. Есть клинические испытания в разных странах, есть ободрённые в США препараты, которые тормозят развитие СМА, миопатии Дюшенна, муковисцидоза. Например на ранней стадии, когда симптомы СМА ещё не начали проявляться, если начать лечение, есть надежда, что ребёнок будет почти как здоровый. А если ребёнок уже не держит голову, не глотает - есть надежда, что он не умрет в этом году, а будет ещё жить. Какое время и как - никто не знает, препарат новый, ещё нет статистики. Судя по статьям в интернете про новый препарат от СМА спинраза, дети точно также пользуются всеми нашими откашливателями-НИВЛ-амбу-отсосом-едят через трубки, просто их болезнь не прогрессирует так стремительно.

У меня на глазах в России изменилась жизнь у детей с другим генетическим заболеванием, мукополисахаридозом. На зарубежном рынке впервые появился препарат от мукополисахаридоза - элапраза. Лекарство стоит безумных денег, миллионы рублей в месяц. Лекарство не лечит болезнь, но тормозит ее развитие. То есть дети, которые раньше умирали в 10-12 лет, сейчас живут. Да, многие из них глубокие инвалиды, но они не умерли. Но главное - это я вижу детей с мукополисахаридозом, которые начали получать препарат элапраза в раннем детстве, сразу вместе с диагнозом, пока болезнь ещё не превратила их в инвалидов. Эти дети - нормальные дети! Если они начали лечение до проявления симптомов, если они получают препарат бесперебойно- они ничем не отличаются от обычных детей, ходят в школу. Смотришь на них и не веришь, что это тот же самый диагноз, от которого 10 лет назад умирали в детском возрасте. То что в России стал доступен препарат элапраза - заслуга родительской ассоциации "Хантер-синдром". Они выиграли сотни судов, воевали и добились, что препарат теперь выдают в России детям бесплатно.

Генетика - удивительная наука. Чудеса происходят на наших глазах. Ещё вчера диагноз считался неизлечимым, дети умирали, а сегодня от этого диагноза уже появляется лекарство, и дети живут. Как появилась Элапраза для синдрома Хантера, Майозайм для болезни Помпе. Да и не только генетика - на нашем веку произошло много чудес в медицине. Не так давно от рака умирали 90% пациентов, а теперь 80% например с лейкозом вылечиваются в России. На нашем веку умирали от ВИЧ, гепатита, а теперь эти заболевания можно контролировать.

Прочитайте статью про Сафию, американскую девочку, которая уже должна была бы умереть от СМА1, но сейчас учится ходить благодаря лечению новым препаратом Спинраза:

Такая же ситуация сейчас с миопатией Дюшенна и муковисцидозом. Там в США есть лечение. Да, не для всех мутаций. При муковисцидозе оно лечит, а при Дюшенна и СМА пока только тормозит развитие болезни. Но хотя бы на 5 минут попробуйте представить себя на месте родителей этих детей здесь в России, где препарат пока недоступен. А стоимость его десятки миллионов.

Историю уже не повернуть вспять. СМА, определённые мутации миопатии Дюшенна и муковисцидоза больше не являются смертельными неизлечимыми заболеваниями. Нам предстоит большая работа, чтобы здесь в России стали доступны эти препараты. Наверное, большинство нынешних детей умрут не дождавшись появления лекарства в России. Наверное, дети следующего поколения уже будут жить долго с этими некогда смертельными диагнозами.

От нас зависит - изменится ситуация в России через год или через 10 лет.

Сейчас просматривают эту тему:

а также: 1 гость, 0 скрытых пользователей.

РЕАБИЛИТАЦИЯ ДЕТЕЙ ПРИ ЗАБОЛЕВАНИЯХ И ПОВРЕЖДЕНИЯХ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ

Лечебная физкультура используется при различных забо­леваниях нервной системы ребенка на всех этапах реабилита­ ции. Особенности методик лечебной гимнастики для детей с неврологической патологией сводятся к более широкому при­ менению игрового метода и различного оборудования. Из мно­ гообразия заболеваний нервной системы в настоящей главе рассмотрены особенности методик при неврозах, ДЦП и мио-патии у детей. Неврозы — функциональные заболевания, вы­ званные расстройством высшей нервной деятельности, чаще всего развиваются у ослабленных детей на фоне психических травм, длительного перенапряжения эмоциональной и интел­лектуальной сферы, конфликтов. Клиническая картина невро­ зов у детей стертая. В комплексном лечении детей ЛФК реша­ ет следующие задачи: оказать общеукрепляющее воздействие на организм, нормализовать психоэмоциональное состояние ребенка, повысить физическую работоспособность, укрепить волевые качества. Поставленные задачи решаются всеми сред­ ствами ЛФК — разнообразными физическими упражнениями, играми, аутогенной тренировкой. Целесообразно проводить занятия малогрупповым способом. Сложность занятий посте­ пенно повышается в течение курса ЛФК.

8.6.1. Детский церебральный паралич (ДЦП)

ДЦП — заболевание, связанное с поражением формирую­ щегося головного мозга в период внутриутробного развития, в родах, в ранний постнатальный период. Заболеваемость ДЦП имеет тенденцию к увеличению и составляет 1,88 случая на 1000 детей. Этиология данного заболевания многообразна — на сегодняшний день известно свыше 400 вредных факторов. Особенно неблагоприятными считаются: гипоксия, вирусные, соматические заболевания в первой трети беременности, стре­ мительные роды, стимуляция родовой деятельности, высокая масса новорожденного, возраст мамы старше 35 лет (особенно при первой беременности), инфекции или травмы в ранний постнатальный период.

ДЦП изучается с 1853 г. (хирург-ортопед Литтл). За это время предложено несколько классификаций данного заболе­вания. В нашей стране наиболее широко используется класси­ фикация К. А. Семеновой (1978). В соответствии с данной клас­ сификацией выделяют 5 клинических форм детского цереб­ рального паралича: двойная геииплегия, спастическая дипле- гия, гемипаретическая форма, гиперкинетическая, атонически- астатическая форма.

Для всех форм характерны двигательные нарушения реф­ лекторного характера. Движения возможны, но они не управ­ляются ребенком: присутствуют компенсаторные движения и порочный двигательный стереотип, нарушена координация, повышен тонус мышц.

Детский церебральный паралич не прогрессирует. По мере роста и развития ребенка могут отмечаться уменьшения кли­ нических симптомов болезни.

С.А. Бортфельд, Е.С. Ульрих в течении всех форм ДЦП различают 4 периода восстановления двигательной сферы и социальной ориентации больного ребенка.

1. Острый период длительностью 7—14 дней. Отмечается прогрессирующее течение заболевания, выраженные двигатель­ные расстройства, в ряде случаев — наличие периодических су­ дорожных приступов.

2—3. Восстановительный период (ранний — до 2 месяцев, поздний — до 1—2 лет) характеризуется выраженным ранним тоническим рефлексом, который сохраняется дольше нормаль-

ных сроков, сдерживая своевременное появление установочных рефлексов и развитие движений. Страдают или отсутствуют врожденные рефлексы.

4. Период остаточных явлений начинается с двухлетнего возраста и продолжается в детстве и юношестве, а при тяже­ лых формах — пожизненно. Качество восстановительных ме­ роприятий в этом периоде во многом зависит от предшествую­ щего систематического лечения. Отсутствие раннего лечения вызывает формирование порочных поз и движений, затрудняя нормализацию двигательной сферы ребенка.

Лечение детей с ДЦП комплексное и включает медикамен­тозное, физиотерапевтическое, ортопедическое, логопедичес­ кое лечение, гидрокинезотерапию, электростимуляцию мышц в покое и ходьбе. Особое значение в физической реабилитации таких детей имеет лечебная физическая культура и массаж. В настоящее время разработано много методов моторного пере­ обучения детей с данным заболеванием (методы Бобат, Кэбот, Фелис, Темпи—Фэй, Семеновой и др.). Массаж является неза­ менимым средством восстановительного лечения детей с ДЦП. Релаксирующий массаж снижает мышечный тонус, противо­ действует развитию контрактур. Нормализация мышечного тонуса является обязательным фоном для занятий ЛФК. Для стимуляции развития движений применяется как общий, так и точечный массаж по тормозному методу.

Трудотерапия необходима ребенку для развития основных приемов самообслуживания, приобретения определенных тру­ довых навыков, необходимых для социализации личности.

Для получения положительного реабилитационного эффек­ та у детей с ДЦП необходима продолжительная и упорная ра­ бота. Задачи ЛФК в период остаточных явлений:

— снижение гипертонуса приводящих мышц и мышц сги­
бателей, укрепление ослабленных мышц;

— улучшение подвижности в суставах, коррекция порочных
установок ОДА;

— улучшение координации движений и равновесия;

— стабилизация правильного положения тела, закрепление
навыка самостоятельного стояния, ходьбы;

— расширение общей двигательной активности ребенка, тре­
нировка возрастных двигательных навыков;

— обучение совместно с воспитателями и родителями са­
мообслуживанию, усвоению основных видов бытовой де­
ятельности с учетом умственного развития ребенка.

Для решения поставленных задач используются следую­ щие группы упражнений:

— упражнения на расслабление, ритмичное пассивное по­
тряхивание конечностей, маховые движения, динамичес­
кие упражнения;

— пассивно-активные и активные упражнения из облегчен­
ных исходных положений (сидя, лежа), упражнения на
мяче большого диаметра;

— принятие правильной осанки у опоры со зрительным кон­
тролем; упражнения в различных исходных положениях
перед зеркалом;

— упражнения для развития и тренировки основных возра­
стных двигательных навыков: ползание, лазание (по ска­
мейке), бег, прыжки (вначале на мини-батуте), метания;
упражнения в движении с частой сменой исходного по­
ложения;

Формирование движений должно производиться в строго определенной последовательности, а именно: начиная с голо­ вы, затем идут руки—туловище, руки— туловище—ноги и со­ вместные двигательные действия. При этом движения руками и ногами должны выполняться сначала в крупных суставах (плечевом и тазобедренном), затем постепенно захватывать средние суставы (локтевой и коленный) и далее смещаться к лучезапястному и голеностопному. При наличии сопутствую­ щих деформаций ОДА (контрактуры, укорочение конечностей, остеохондропатия, сколиозы, остеохондрозы), соматических заболеваний спектр задач расширяется с учетом имеющейся патологии.

Объем суточной двигательной активности детей по мере роста и развития постепенно возрастает. Двухлетний ребенок должен использовать различные формы двигательной актив­ ности в объеме 2 ч 30 мин в день, а в возрасте 3—7 лет — 6 ч, при этом объем недельной нагрузки составляет соответственно 19 и 43 ч.

Физическая реабилитация детей с ДЦП в условиях детского сада в период остаточных явлений. Дети 4—7 лет с сохранен­ ным интеллектом посещают детские дошкольные учреждения с логопедическими группами, так как двигательные дефекты сочетаются с нарушением речи (дизартрия, аламия и т. д.). По­ сещая детский сад, ребенок с ДЦП получает необходимое об­ щение со сверстниками, расширяется его естественная потреб­ность в движении, возрастают речевые контакты со взрослыми и детьми, прививая маленькому человеку опыт социального взаимодействия, повышая уровень самооценки.

Физическая реабилитация детей с ДЦП в детском саду включает: занятия лечебной гимнастикой, массаж, упражне­ния в воде, занятия физической культурой, игры. Лечебная гимнастика проводится в течение всего года, исключение со­ ставляют вынужденные перерывы, вызванные сезонными за­болеваниями ОРВИ. Занятия с методистом ЛФК проводятся через день, в остальные дни недели ребенок занимается с ро­ дителями. Занятия лечебной гимнастикой проводятся в любое время дня. Достаточно эффективны занятия после дневного сна, на фоне относительного снижения мышечного тонуса, хоро­шего настроения. Преимущественные исходные положения: стоя на четвереньках, лежа на спине, животе, боку, в ходьбе. Каждое упражнение повторяется не меньше 8—12 раз. Темп — медленный и средний, общая длительность занятия 30—45 мин. На занятиях лечебной гимнастикой используется весь ар­ сенал предметов, особенно распространенного в последнее время

крупного оборудования: мячи, физиоролы, следы, дорожки разной жесткости и т. д. Массаж проводит медсестра ежеднев­но или через день курсами по 15—20 процедур с перерывами в 1 месяц. Занятия физической культурой и плавание использу­ются по 2 раза в неделю, круглогодично. В воде ребенок вы­ полняет специальные упражнения.

Воспитатель осуществляет контроль за правильной осан­ кой в режиме дня, тренирует мелкую моторику ребенка, ис­ пользуя метод Монтессори.

Игры. Наиболее подходящими являются спартианские игры, в которых ребенок раскрывает свои двигательные, интеллекту­ альные и художественные возможности вместе со здоровыми сверстниками. В более старшем, школьном возрасте детям ре­комендуют занятия доступными видами спорта с учетом сте­ пени дефекта.

8.6.2. Лечебная физкультура при миопатии

Миопатия — группа наследственных заболеваний мышц, основными клиническими проявлениями которых являются мышечная слабость, атрофия, снижение мышечного тонуса, снижение или отсутствие сухожильных рефлексов, изменение биоэлектрической активности мышц.

Патология встречается во всех странах мира. Частота раз­ личных форм составляет 2—6 случаев на 100 тыс. населения. В зависимости от времени проявления первых симптомов и ха­ рактера течения миопатию подразделяют на врожденную не­ прогрессирующую и прогрессирующую мышечную дистрофию (ранняя детская, детская, юношеская и поздняя формы). Про­ грессирующая мышечная дистрофия также разделяется на фор­ мы в зависимости от преимущественной локализации миоди- строфического процесса (например: плече-лопаточно-лицевая миодистрофия, тазоплечевая миодистрофия).

Морфологические изменения при миопатии характеризу­ ются нарастающей атрофией скелетных мышц, которые умень­ шаются в объеме и становятся плотными, бурого цвета вслед­ствие разрастания соединительной ткани или, напротив, уве­личиваются в объеме за счет жировой клетчатки. Ведущими симптомами заболеваний этой группы являются повышенная утомляемость и слабость мышц, симметричные мышечные атро-

фии, снижение или отсутствие сухожильных рефлексов. При

Лечение и реабилитация детей комплексные, сочетающие


Рис. 36. Больной миопатией с выраженной псевдогипертрофией икроножных мышц


Рис. 37. Больной миопатией с синдромом крыловиднь- x лопаток



Последовательные движения при переходе из горизонтального

положения в вертикальное

медикаментозное, физиотерапевтическое лечение (гальваничес­ кий воротник, гальванические трусики с кальцием, соляно-хвой- ные ванны), массаж и лечебная физкультура. Общая цель ком­плексного лечения детей с миопатией — замедление патологи­ческих процессов.

Задачи ЛФК: улучшение трофических процессов в мыш­ цах, предотвращение развития атрофии мышц и контрактур суставов, поддержание и увеличение мышечного тонуса, про­ филактика или коррекция нарушений осанки и походки ребен­ ка, повышение психоэмоционального состояния. Начинать за­ нятия ЛГ необходимо как можно раньше. Для детей, посеща­ ющих ДДУ, разрабатывается программа физической реабили­ тации, состоящая из курсового лечения основными средствами ЛФК (периодические упражнения, массаж, упражнения в бас­ сейне). Курс лечебной физкультуры составляет 1,5—2 месяца с перерывом в месяц. В этот период занятия продолжаются с родителями. В год ребенок проходит 3—4 курса. Занятия про­ водятся ежедневно или через день (3 раза в неделю) по 15— 20 мин, постепенно увеличиваясь до 25—30 мин.

Занятия проводятся из различных исходных положений со следующей последовательностью их смены: лежа на спине, на боку, на животе, стоя на четвереньках и стоя. Особое внимание уделяется поддержанию мышечного тонуса голеностопного сустава, состояние которого во многом определяет качество ходьбы. С этой целью используются как активные, так и пас­ сивно активные упражнения в данном суставе.

Общеразвивающие упражнения применяются с минималь­ной дозировкой. В начале курса ЛФК повторение каждого уп­ ражнения составляет 2—4 раза, во второй половине основной части курса лечения — 4—6 раз, при завершении курса ЛФК дозировка уменьшается до 2—4. Упражнения подбираются с предметами и без предметов.

Систематически применяют легкий общий массаж курса­ ми 1—1,5 месяца ежедневно или через день. В некоторых слу­чаях приемы массажа используются в вводной и заключитель­ ной частях занятия. Используется и точечный массаж. Дети с миопатией, посещающие детские учреждения, занимаются в бассейне 2 раза в неделю. В воде используются специальные упражнения для верхних и нижних конечностей туловища,

скольжение, дыхательные упражнения с выдохом в воду. Дли­ тельность занятия 15—20 мин, круглогодично. Введение в за­нятие современного реабилитационного оборудования позво­ ляет повысить эмоциональное состояние детей и поддержать выработанные двигательные навыки. Участие детей в спарти- анских играх со сверстниками в доступных видах двигательной активности и интеллектуальных заданиях укрепляет их духов­ но и физически.

8.7. ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ В СИСТЕМЕ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ

Подвижные игры как одно из средств лечебной физкульту­ ры занимают особое место в комплексной реабилитации ребен­ ка.

К особенностям применения подвижных игр в детском воз­ расте относятся их эмоциональная насыщенность, на фоне ко­ торой значительно возрастают функциональные резервные воз­можности организма, а рассеянная мышечная нагрузка предуп­ реждает утомление, и то, что игры являются специфическим видом детской деятельности (для взрослых данный вид дея­ тельности неспецифичен).

Требования к играм, используемым в реабилитации детей:

— обязательное регулирование физической нагрузки, в со­
ответствии с двигательным режимом ребенка;

— возможность управления физиологическими сдвигами,
связанными с эмоциональной окраской;

— закрепление выработанных двигательных навыков;

— соответствие и реализация поставленных лечебных за­
дач;

— соответствие игры возрасту ребенка.
Предложены различные классификации подвижных игр. Наи­
более распространенной является классификация игр по уров­
ню общей физической нагрузки (по М.И. Фонареву). Различа­
ют игры малой, средней и большой подвижности.

Игры малой подвижности проводятся на месте в положе­ нии сидя, лежа, стоя. Включаются элементарные, знакомые упражнения. Игры средней подвижности применяются само-

стоятельно или в конце основной части занятия лечебной гим­ настикой. Преобладающие исходные положения — стоя, в ходь­ бе. Прыжки в данных играх ограничены, бег не используется, только перебежки. Игры большой подвижности используются на поликлиническом этапе реабилитации. Такие игры включа­ют бег, прыжки. Чаще используются в виде эстафет, физичес­ кая нагрузка средней и выше средней интенсивности.

В основу классификации Н.Н. Кильпио положено деление игр по преобладающему основному движению: беговые игры, игры с прыжками, лазанием, метанием, ходьбой. Различают подвижные игры по организации двигательной активности: игры с правилами (сюжетные и несюжетные) и игры со спортив­ ными элементами (баскетбол, волейбол и т. д.).

В.Л. Страковская предложила классификацию игр по пси­ хофизической нагрузке. Различают 4 группы таких игр:

Игры с незначительной нагрузкой, используются на по­ стельном или начале полупостельного двигательного режима. Исходное положение — сидя, амплитуда движений небольшая, работают мелкие и средние мышечные группы. Продолжитель­ ность — 5—8 мин. Способ проведения игр индивидуальный или малогрупповой.

Игры с умеренной нагрузкой используются на полупостель­ ном (палатном) двигательном режиме. Исходное положение — сидя, стоя, в ходьбе. Продолжительность игр — 10—20 мин. Способ проведения малогрупповой. Может присутствовать эле­ мент соревнования в точности, слаженности движений.

Игры с тонизирующей нагрузкой используются на свобод­ ном двигательном режиме. Исходное положение — стоя, в ходь­ бе, включается дозированный бег, бег на короткие дистанции. Длительность — 20—30 мин. В одно занятие включается не­ сколько подвижных игр, игр-эстафет. Амплитуда движений средняя, возможна большая. Способ проведения малогруппо­ вой и групповой.

Игры с тренирующей нагрузкой используются в период стойкой ремиссии заболевания. Исходное положение — стоя, в ходьбе. Двигательная активность соответствует тренирующе­ му режиму санаторного этапа реабилитации. Включается бег с ускорением, на выносливость. Игры этой группы предъявляют повышенные требования к дыхательной, сердечно-сосудистой,

нервной системе ребенка. Определение группы игр делается на основе показателей функциональных проб с дозированной фи­зической нагрузкой.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.